Толерантность и терпимость: есть ли различие?

1590

Аннотация

В последние годы — даже в педагогическом сообществе — понятие «толерантность» часто воспринимается с негативным оттенком. Многие даже считают, что оно себя дискредитировало и изжило, стало почти синонимом лицемерия, двуличия, манипуляторства. Для этого есть много причин: как объективных, так и субъективных. Автор статьи реабилитирует понятие «толерантность», напоминает его подлинный смысл и разоблачает недобросовестные манипуляции, из-за которых толерантность стала многими восприниматься превратно.

Общая информация

Ключевые слова: терпимость, толерантность, агрессия, закон

Рубрика издания: События

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Николаева Е.И. Толерантность и терпимость: есть ли различие? [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 30–32. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n3/Nikolaeva (дата обращения: 12.12.2024)

Полный текст

 

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) на русский язык часто переводится словом терпимость, поскольку другого адекватного слова для этого нет. Но это принципиально разные понятия. Терпимость означает, что я терплю некоторого человека, хотя он мне крайне неприятен. Обычно в таких случаях терпение кончается и возникает аффект-поведение, которое осознанно не управляется человеком и может приводить к самым разным негативным последствиям.

История термина «толерантность» непроста. Он существовал давно в англоязычной литературе и имел множество значений в иммунологии, медицине, физиологии т. д. Однако современный смысл он приобрел совсем недавно.

После Второй мировой войны в Европе у многих руководителей стран возникло осознание, что нужно что-то делать, чтобы война в столь страшном варианте не повторилась еще раз. Предпосылки же ее возникновения сохранялись, поскольку в настоящее время сохранились наиболее агрессивные культуры, которые смогли отстоять себя в борьбе с другими подобными культурами, тогда как менее агрессивные были уничтожены, поскольку не смогли сопротивляться. Общеизвестны страшные страницы уничтожения коренного населения Америки, современные агрессивные действия на территориях бывшей Югославии и т. д.

Человек — самый агрессивный вид на земле. Он потеснил все другие биологические объекты, оставив им некоторые резервации в виде заповедников, в которые ежедневно наведываются вандалы и убивают и вытаптывают то, что бережно хранят наиболее сознательные представители человечества. В день человек как вид уничтожает около 2 других видов навсегда. Более того, как и у всех других животных, агрессия у человека в большей мере реализуется не в межвидовой борьбе (с другими видами), но внутривидовой (борьба с представителями своего вида). И эта борьба особенно жестока. Доказательство этому мы видим ежедневно, поскольку ни дня человечество не жило без войны на какой-то территории Земли.

Человек — единственный вид на Земле, который убивал своих первенцев. И сейчас, в 21 веке, многие люди празднуют событие, суть которого состоит в том, что бог разрешил убивать не первенцев, но баранов.

Практически во всех культурах на протяжении последних 10 тыс. лет существовали условия, при которых создавались препятствия к тому, чтобы мать сразу же после рождения кормила новорожденного грудью. Считалась, что женщина, которая принесла обществу главное — ребенка, то есть решила частично демографическую проблему, — является нечистой, пока у нее сохраняются выделения как следствие деторождения. Порой детей можно было кормить только после крещения (практически две недели дети не получали материнского молока). Это приводило к тому, что дети становились более агрессивными, а мать — менее эмпатийной. Это было нужно, чтобы поддерживать в культуре боевой дух враждебности к себе подобным, отличающимся только отдельными культурными особенностями.

Введение термина «толерантность» означало введение нового понятия, которого ранее не было в этих культурах, хотя слово существовало, но имело иное содержание. Современное значение термина «толерантность» — принятие другого человека со всеми его особенностями, если он не нарушает конституционных прав других людей. Как только происходит нарушение прав других людей, эти права следует отстаивать конституционными методами. Это принятие означает не согласие с другими во всем и не терпение их поведения, а стремление понять причины разных взглядов на определенные вещи, уважать их и при этом не соглашаться с ними. Например, нельзя переносить 1 сентября на другое время только потому, что некоторые мусульмане режут барана прямо на улицах на глазах детей. Мусульмане обязаны соблюдать свои праздники, не нарушая прав детей и людей, относящихся к другим религиозным конфессиям.

Но проблема состоит в том, что термин вводили одни люди, а пользуются им другие. И очень многие (от политиков до террористов) для решения своих личных проблем прикрываются термином толерантность, требуя соблюдения своих прав в ущерб правам других людей. И тогда у этих последних возникает волна возмущения по отношению к термину, а не по отношению к тем, кто использует этот термин для манипуляции.

Задача школы и учителей состоит именно в том, чтобы обучать учеников, с одной стороны, быть толерантными, с другой — отстаивать свои права, когда они нарушаются под предлогом толерантности людьми, шантажирующими толерантностью других людей. И отстаивание своих прав должно быть конституционными методами, а не позволением себе быть агрессивными по отношению к другим.

Агрессивность представляется в двух вариантах: деструктивная и конструктивная. Конструктивная агрессия представляет собой отстаивание человеком собственной позиции, своего мнения, продукта своего творчества, собственного достоинства. Конструктивная агрессивность проявляется через социально приемлемые методы, изложенные в Конституции. Деструктивная же агрессия — это получение удовольствия от унижения и убийства другого, ощущение превосходства над другим, часто более слабым.

Вся великая русская литература потому и ценится во всем мире, что в ней не используется слово «толерантность», но она пронизана идеей толерантности. В ней идет обсуждение свободы (ответственное поведение, в котором произвольность собственного поведения ограничена правами окружающих) и воли (безответственное поведение без учета потребностей других), призыв милости к падшим, сочувствие к братьям нашим меньшим, восхищение чувством собственного достоинства.

Агрессия по отношению к слову «толерантность» деструктивна по своей сути. Слово интерпретируется каждым в меру знаний и опыта. Дело не в слове, а в поступках, которые прикрываются этим словом. Задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка чувство уважения к себе, которое держится на уважении к другим людям, реализующим собственные возможности, не ущемляя других. Нужно научить ребенка отстаивать права приемлемыми для общества методами.

Совсем недавний пример. Учитель шариковой ручкой написала на лбу ученика второго класса слово «Дурак». Ребенок ничего не сказал родителям — он терпел. Он не знал, что у него есть права в школе, а толерантность состоит в том, что он принимает действия учителя, пока тот не нарушает его конституционных прав. К счастью, в этой истории другие дети рассказали о возникшей ситуации своим родителям, и уже те сообщили о нем родителям ученика. Родители отстояли права своего ребенка, и учителя уволили. Встает вопрос: как в школе оказался такой человек в 21 веке — не владеющий понятием «толерантность» по отношению к ребенку?

Еще одно из самых распространенных сейчас действий: некие люди, заявляющие, что они православные активисты, приходят на художественную выставку и громят там то, что им не нравится в силу некоторых причин. Утверждая, что оскорблены их чувства, они не замечают, что попирают чувства других людей, одновременно нарушая закон. Выставка — социально разрешенное действие, и расположена в музее в соответствии с определенными правилами. Толерантный человек не пошел бы туда, где действуют правила, нарушающие его чувства, но на собственной территории требовал бы соблюдения своих правил. Более того, именно так и было в 19 веке в России. Во все православные праздники именно верующим не рекомендовалось ходить в театры и на концерты. При этом в церкви совершались те действия, которые соответствовали праздникам. Сейчас в силу неверно понятых представлений о вере люди, не знающие реальных религиозных основ, насаждают свои дремучие правила во всем обществе. И одним из ярких примеров стала активная деятельность против фильма «Матильда», который не видел никто, но с требованием его не показывать выступали даже депутаты.

Между тем, самым главным грехом христианства считается грех гордыни — выпячивание собственной принадлежности к религиозной конфессии и попрание прав людей, не относящихся к ней. Центральной же характеристикой истинного православного является смирение и толерантность, в которую входила забота о другом вне зависимости от его принадлежности, что с особой яркостью продемонстрировано в притче о добром самаритянине, который трактуется в Евангелии как «ближний». В этой притче Иисус задает вопрос ученикам относительно того, кого можно назвать ближним. И приводит пример, как некоего человека ограбили и избили. Мимо проходил священник. Но не помог ему. Помог — самаритянин, который подошел, поднял, довез до ближайшего ночлега, накормил... Ответ Христа состоял в том, что о человеке судят не по словам, которые он произносит, но по делам его, когда сочувствие проявляется вне зависимости от конфессии.

С этой точки зрения, понятие толерантность кажется не новым явлением, но хорошо забытым феноменом истинно православной веры.

Еще одним важным моментом, связанным с толерантностью, может быть вопрос о воспитании в школе. Поскольку в современном классе одновременно перед учителем сидят дети из семей, как принадлежащих разным конфессиям, так и атеисты, учитель не может заниматься воспитанием, поскольку каждая воспитательная система непосредственно спаяна со взглядами родителей на место человека в мире. Что бы ни сказал учитель в нравственном плане, кому-то из родителей это может не понравиться.

В 4 классе сейчас дети могут делиться на группы и отдельно изучать тот или иной курс в рамках мировых религиозных культур. Те, кто вводил эту систему, не знал основного правила: если детей разделить по любому принципу, они потом не смогут объединиться. Простой пример стоит перед глазами любого читателя. Он, как и многие другие дети, некогда 1 сентября пришел в первый класс. Дети случайным образом попали в класс «А» или в класс «Б». Но в 10 классе все дети класса «А» не любили детей из класса «Б» и наоборот. Эта история повторяется каждый год в любой школе и очевидна каждому, кто готов видеть и искать причины наблюдаемого. «Свой» и «чужой» — самые первые понятия, с которыми знакомится ребенок еще с колыбельной про то, что нельзя ложиться на краю своего и чужого.

Единственно правильным решением было бы либо изучать с культурологической точки зрения мировые религии, либо всем детям давать курс «Светской этики», что явилось бы основой объединения класса, когда учитель мог предложить детям единство на основе разнообразия. В рамках системы мифологической психотерапии Бауэна некогда Джанин Робертс, психотерапевт из Массачусетского университета, предложила такое решение сложной проблемы. Семья состояла из двух молодых людей, принадлежавших разным конфессиям: муж был мусульманин, а жена принадлежала индуизму. У них праздники были в разные дни, и каждый из них не мог участвовать в чужих праздниках. Решение, предложенное психологом, было таким: в конце года они праздновали свой семейный праздник — праздник «Нашей непохожести». Это помогло сохранить семью, которая постоянно разбивалась различными ритуалами.

Что-то похожее должно быть обязательно в 4 классе, поскольку в противном случае наличие разных подгрупп приведет к невозможности объединить класс.

Подобный же элемент можно ввести и на уроке физкультуры. Вместо сдачи норм ГТО (их можно сдавать во внеурочное время), которые явно демонстрируют различия между детьми и создают основу для негативного отношения к слабым, играть в командные игры (футбол, волейбол), в которых поддерживать дружбу, взаимовыручку и поиск в другом лучших, а не худших черт. При этом на каждом уроке в команду попадают разные ученики, потому что идет ротация детей, и они учатся побеждать вместе, используя уникальные особенности каждого.

Толерантность — это дружные мушкетеры, которые никогда не вынимают шпаг из ножен, но ищут способы договариваться. «Другие» перестают быть неопределенной массой, которую можно убивать на каждом углу. Он представляют собой такую же группу друзей, и стоит найти язык, на котором можно договариваться для совершения совместных значимых дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Информация об авторах

Николаева Елена Ивановна, доктор биологических наук, профессор Института детства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Заместитель редактора журнала «Психология образования в поликультурном пространстве» (изд_во ЕГУ), Москва, Россия, e-mail: klemtina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1012
В прошлом месяце: 55
В текущем месяце: 31

Скачиваний

Всего: 1590
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2