Стили педагогического взаимодействия и их классификация как дискуссионная проблема

1214

Аннотация

В статье рассматриваются стили педагогического взаимодействия, анализируются критерии, позволяющие идентифицировать стиль общения; дана характеристика психологической природы, лежащей в основе того или иного стиля, охарактеризовано влияние педагогических стилей на личностное развитие и образование обучающихся. Описана специфика влияния стиля педагогического взаимодействия на качество учебного процесса и на личностный рост обучающихся. Также в статье представлен анализ исследований, проведенных среди педагогов Восточно-Сибирского региона. Охарактеризованы психодиагностические методики, позволяющие с достаточной степенью достоверности определить педагогический стиль, присущий учителю. Определено процентное соотношение учителей, демонстрирующих тот или иной педагогический стиль. Выявлены корреляции между стажем работы педагога и стилем его педагогического взаимодействия.

Общая информация

Ключевые слова: стили педагогического взаимодействия, идентификационные критерии, психологическая природа стиля общения

Рубрика издания: Психология - учителю

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Подлиняев О.Л. Стили педагогического взаимодействия и их классификация как дискуссионная проблема [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 89–93. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n3/Podlivaev (дата обращения: 03.12.2023)

Фрагмент статьи

Стиль (от лат. stylus — палочка для письма на навощенной дощечке) — это индивидуальный способ самовыражения или осуществления какой-либо деятельности. Под стилем педагогического взаимодействия понимают относительно устойчивый способ осуществления педагогической деятельности и общения с участниками учебно-воспитательного процесса.

Литература

  1. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. — М.: Республика, 1995, — 383 с.
  2. Братченко С.Л., Рябченко С.А. Авторитарный стиль педагогического общения — а что же дальше? — М.: Магистр, 1996, — 90 с.
  3. Братченко С.Л. Гуманистически ориентированный и традиционный подходы в образовании: сущность разногласий // Альтернативное образование в Санкт-Петербурге. — СПб: Проект «Гражданская инициатива», 1997.
  4. Братченко С.Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию // Образование и культура Северо-Запада России: Вестник Северо-Западного отд. РАО. — СПб, 1996. — Вып. I.
  5. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. — Псков, 1997.
  6. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.
  7. Глазков А.В. Взаимосвязь психологической готовности педагога к инновациям и стиля педагогической деятельности // Проблемы теории и практики современной психологии: ХI ежегод. Всерос. науч.-практ. конф студентов, аспирантов и молодых ученых с междунар. участием. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2012.
  8. Глазков А.В. Взаимосвязь организационной лояльности и когнитивного стиля «полезависимость — поленезависимость» на примере педагогических работников // Вестник Бурятского университета. — 2012. — Спец-выпуск D. — С. 166–170.
  9. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Междунар. академия, 1994.
  10. Петровский А.В., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1993.
  11. Подлиняев О.Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях: Учебное пособие. — Иркутск: ФГБОУ ВО «ИГУ», 2016.
  12. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-на-Дону: Феникс,1996.
  13. Рябченко С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — СПб, 1995.
  14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2011.
  15. Шиянов Е.Н. Педагогика: общая теория образования: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. — Ставрополь, 2007.
  16. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — Минск: Полифакт, 1992.
  17. Combs A. Humanistic Education: Too Tender for a Tough World? // Phi Delta Kappan. — 1981. — Vol. 62. — №6.
  18. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80“s. — Columbus-Toronto-London-Sydney: Charles E. Merrill Company, A Bell & Howell Company, 1983.

Информация об авторах

Подлиняев Олег Леонидович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Иркутский государственный университет, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1239
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1214
В прошлом месяце: 79
В текущем месяце: 4