Профессиональная этика педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей работы с воспитанниками дошкольной образовательной организации

120

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста. Перечислены и детализированы принципы профессиональной этики педагога-психолога, реализующего коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками.

Общая информация

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Конончук О.Ю., Умняшова И.Б. Профессиональная этика педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей работы с воспитанниками дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 59–63. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n4/Kononchuk_Umnyakova (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

В настоящее время развитие психологической службы требует специальной регламентации действий педагогов-психологов в ходе их практической деятельности. Уровень профессионализма педагога-психолога определяется не только его теоретическими знаниями и методологической подготовленностью, но и способностью осуществлять свою практическую деятельность с учетом этических принципов, принятых в профессиональном сообществе психологов образования [8].

В профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» определены трудовые функции специалиста и представлен перечень необходимых знаний и умений. Так, одной из трудовых функций профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» является «коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации» [3].

Основной целью коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста является содействие полноценному психическому и личностному развитию. А для этого необходимо создание оптимальных психолого-педагогических условий, которые будут способствовать интеллектуальному, эмоциональному, мотивационному, поведенческому, волевому, двигательному развитию детей в процессе коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогом-психологом.

Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.

При определении целей и задач коррекционно-развивающей работы специалисту необходимо осознавать, что у каждого ребенка есть свои проблемы и трудности. Зачастую внешне одинаковые трудности скрывают самые различные причины их происхождения. Коррекционно-развивающая работа будет более эффективной, если будет строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. В процессе коррекционно-развивающей работы педагог-психолог должен ориентироваться на возможные достижения ребенка [4].

Для оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в некоторых дошкольных образовательных организациях функционирует междисциплинарный консилиум: психолого-медико-педагогический или психолого­педагогический консилиум (ПМПк/ППк). Основная цель работы междисциплинарного консилиума — разработка рекомендаций, направленных на создание психолого-педагогических условий, способствующих адаптации, социализации, развитию когнитивной и личностной сферы обучающихся, имеющих особые образовательные потребности [6]. На заседаниях консилиума рассматриваются вопросы адаптации воспитанников к условиям дошкольной образовательной организации (далее ДОО); обсуждается программа психолого-педагогической помощи детям с нарушениями работоспособности, имеющими проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы, а также детям с нарушениями речи.

К основным задачам деятельности ПМПк или ППк относятся:

1)   раннее выявление воспитанников, имеющих проблемы в развитии познавательной, эмоционально-волевой, речевой, коммуникативной сфер;

2)   выявление резервных возможностей развития ребенка;

3)    консультирование всех участников образовательного процесса;

4)    разработка индивидуального образовательного маршрута психолого-педагогического сопровождения ребенка;

5)   организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи в рамках имеющихся в образовательном учреждении возможностей.

В функциональные обязанности специалистов ПМПк/ППк входит обсуждение хода и промежуточных результатов реализации коррекционно-развивающей работы, анализ динамики развития детей, корректировка содержания коррекционно-развивающих занятий, разработка рекомендаций для воспитателей и родителей (законных представителей) ребенка.

Особенности организации коррекционно­развивающей работы с воспитанниками ДОО педагогом-психологом

Развитие ребенка опирается не только на его потенциал, возможности, задатки, ресурсы, но и на тех, кто создает условия для их раскрытия. А это, прежде всего, «значимый» взрослый. Во время коррекцион­но-развивающей работы специалисту нужно находиться в постоянном диалоге с родителями (законными представителями) ребенка. Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем. Приведем пример из практики одного из авторов статьи.

Вячеслав посещал среднюю группу детского сада. В возрасте 4 лет ребенок отличается неусидчивостью, импульсивностью, повышенной раздражительностью; имел низкий социометрический статус в группе сверстников; низкий уровень познавательной активности; испытывал трудности в усвоении программного материала (детский сад организовывал образовательную деятельность по программе «Развитие» Л.А. Венгер). Мальчик был способен заниматься только индивидуально. По просьбе родителей ребенок стал посещать коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом. В феврале 2014 года был объявлен международный интеллектуальный конкурс «SOCHI — 2014» (на тот момент ребенок посещал подготовительную группу детского сада). Психолог приняла решение предложить родителям Вячеслава записать его для участия в этом конкурсе и вышла с этим предложением к папе мальчика. Папа дал согласие, но выразил некоторое сомнение в положительном результате. В итоге в процессе участия в конкурсе Славик выполнял задание с группой детей и получил диплом 1 степени! Сколько же было радости на лице у ребенка! С каким воодушевлением он рассказывал о том, как покажет этот диплом родителям! Когда был объявлен следующий конкурс, родители записали Славика (одним из первых) для участия в конкурсе. Результат — диплом 2 степени! Конечно, это не решило всех проблем ребенка, но, может, хотя бы чуть-чуть родители поверили в успех своего мальчугана. И у самого Славика поменялось отношение к занятиям, каждый раз, когда психолог приходила за ним, чтобы провести занятия, он «бежал» на них...

Организуя коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста, педагогу-психологу необходимо помнить о следующих важных моментах.

1.   Для определения задач коррекционно-развивающей работы необходимо проведение углубленной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития ребенка.

2.   Решение о необходимости коррекционно-развивающей работы принимается педагогом-психологом на основе выявленных особенностей психического развития ребёнка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам.

3.   Коррекционно-развивающая работа предполагает знание специалистом основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка. Существуют возрастные
ориентиры нормального развития, под которыми понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту. Но при этом не стоит забывать, что для каждого конкретного ребенка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Поэтому коррекционно-развивающая работа должна быть ориентирована на каждого ребенка именно сейчас, в данный момент.

4.   Сотрудничество семьи и педагогических работников в процессе воспитания и обучения ребенка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Принципы профессиональной этики при проведении коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками ДОО педагогом-психологом

Как уже было отмечено выше, педагогу-психологу необходимо осуществлять свою практическую деятельность с учетом этических принципов, принятых в профессиональном сообществе психологов образования [8]. При этом каждый принцип имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения в ДОО, в том числе при организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста и их родителями (законными представителями).

Принцип компетентности в процессе коррекци­онно-развивающей работы с дошкольниками заключается в соблюдении границ профессиональной деятельности специалиста. В ряде случаев, проблемы в поведении и развитии ребенка дошкольного возраста связаны с нарушением взаимоотношений в семье, когда поведение ребенка является «отвлекающим фактором» для членов семьи, дающим возможность переключиться с проблем во взаимоотношениях и «заняться проблемами ребенка». При этом участие родителей (законных представителей) в коррекцион­но-развивающей работе дошкольника может способствовать повышению эффективности и результативности данной формы психолого-педагогического сопровождения. Поэтому специалисты стремятся привлечь родителей к проведению занятий и консультируют их на предмет создания в домашней ситуации обстановки, способствующей развитию тех процессов, которые в настоящее время в этом особо нуждаются. Но при этом далеко не у каждого специалиста получается соблюдать границы профессиональной компетентности и не допускать элементов семейной терапии во время встреч с членами семьи дошкольника.

Наш опыт общения с коллегами показывает, что очень часто педагоги-психологи осознанно реализуют в практике психолога образования элементы и техники семейной терапии, которым специально обучались или знакомились в специализированной литературе, посвященной данной тематике, так как считают, что «решая проблемы семьи, помогают решать проблемы ребенка». Но так как большинство дошкольных психологов не имеют специального образования и сертификации в области семейной психотерапии, не проходили собственной терапии и супервизии, далеко не всем и не всегда удается «вовремя остановиться». И наступает момент, когда специалист обращается за помощью к коллегам (это в лучшем случае), потому что у него нет четкого понимая того, как эффективно выйти из сложившейся ситуации и перенаправить клиентов к профильному специалисту.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, педагогу-психологу ДОО стоит быть более внимательным при выборе методов и процедур работы с родителями дошкольников, а также иметь контакты специалистов или учреждений, где оказывается квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь семьям.

Второй важный аспект в соблюдении принципа компетентности — это недопустимость постановки медицинских диагнозов дошкольникам и проведение коррекционно-развивающей работы с детьми, нуждающимися в медицинском сопровождении. В ситуации, когда у специалиста возникают гипотезы о клиническом характере выявленных нарушений, обязательно нужно рекомендовать родителям обратиться в соответствующие медицинские учреждения для проведения обследования и получения рекомендаций, которые должны быть использованы в процессе коррекцион­но-развивающего воздействия. Для большинства родителей (и не только дошкольников) ситуация обращения к специалистам медицинского профиля является болезненной и тревожной, поэтому очень важно провести разъяснительную работу с родителями, направленную на расширение их представлений о роли своевременной медицинской помощи ребенку и ответственности родителей за непредоставление этой помощи. Одним из аргументов в пользу медицинского обследования может быть тезис о том, что медицинские рекомендации являются важным условием планирования коррекционно-развивающей работы, которую будет проводить педагог-психолог ДОО.

Еще один момент, касающийся соблюдение принципа компетентности, — это наличие у педагога-пси- хологов навыков (умений) в области разработки коррекционно-развивающих программ [3]. Педагог- психолог должен учитывать, что реализация программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками может быть эффективной лишь тогда, когда она разработана на основе результатов грамотно построенного психологического обследования когнитивных и личностных особенностей ребенка с использованием адекватных, валидных и надежных психодиагностических методов. На сегодняшний день в профессиональном сообществе отсутствует единый реестр рекомендованного диагностического инструментария [5], что значительно осложняет деятельность специалиста в области проведения диагностических об­
следований. Но при этом специалистами в области психодиагностики были предприняты попытки сертификации диагностического инструментария.

Этот вопрос является одним из направлений деятельности Психологического центра ПсиХРОН ЮУрГУ (г. Челябинск), на официальном сайте (www.psytest.ru) которого представлен каталог сертифицированного специалистами центра диагностического инструментария.

Еще одним ориентиром для психологов образования (в том числе специалистов ДОО) может быть описанный в Приложении 6 к письму Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» примерный перечень психодиагностических методик для осуществления диагностических исследований в ЦППМС помощи [2]. Вопрос сертификации диагностического инструментария является одним из направлений Концепции развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года [1], утверждение которой ожидается до конца 2017 года, что дает надежду всему профессиональному сообществу на скорое решение ситуации с отсутствием реестра надежного профессионального инструментария.

Соблюдение принципа ответственности заключается в осознании специалистом профессиональной и личной ответственности перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным или частично дееспособным лицам (к которым относятся, в том числе, несовершеннолетние) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства [8, п. 3]. Ребенок дошкольного возраста считается абсолютно недееспособным в силу несформированности ряда когнитивных и личностных процессов (незрелость психики), и не всегда может понимать, какое воздействие с ним совершается, а также не всегда может противостоять этому воздействию, даже если оно ему не нравится или причиняет вред. Поэтому психолог должен очень аккуратно выбирать методы воздействия и обязательно информировать родителей о ходе работы с ребенком. Соблюдение принципа ответственности в работе с дошкольниками тесно связано с принципом информирования клиента о целях и результатах обследования. Более правильно в данной ситуации назвать этот принцип: информирование клиента (в случае его неполной дееспособности — родителей/законных представителей) о цели, формах, возможных последствиях (прогнозах) и результатах (промежуточных, итоговых) коррекционно-развивающего воздействия. Информирование о цели и формах более уместно проводить во время заключения договора с родителями о проведении коррекционно-развивающей работы с дошкольником и получения от законных представителей письменного заявления или согласия на проведение психологической диагностики и коррек­ционно-развивающей работы [7, ст. 42] или во время реализации просветительской деятельности педагога-психолога ДОО (выступление на родительском собрании, информационные раздаточные материалы, информация на сайте ДОО и т. д.). При этом обязательным является выполнение следующих условий.

1.    Если специалист обсуждает цели и формы кор­рекционно-развивающей работы с родителями конкретного ребенка, с которым планируется коррекци­онно-развивающая работа, то информация должна носить персонализированный характер, цель которой — разъяснение родителям (законным представителям) сути и возможных последствий коррекционно­развивающего воздействия, а также обсуждение роли значимых для ребенка взрослых в данном процессе.

2.    Если же происходит массовое просвещение родителей (законных представителей) дошкольников о возможностях и ресурсах психологической службы ДОО — то информация должна предоставляться только в общем виде, с минимальным употреблением специальной терминологии. Но при этом информация должна отражать современные научные подходы к организации всех видов психологической помощи в ДОО (соблюдение принципа квалифицированной пропаганды психологии).

Нельзя обойти вниманием еще одни важный принцип профессиональной деятельности психологов образования — соблюдение конфиденциальности, то есть неразглашения информации о результатах кор­рекционно-развивающей работы с дошкольником. Так как данная деятельность организуется и проводится по письменному заявлению или согласию родителей (законных представителей) ребенка дошкольного возраста, то подробную информацию о ходе и результатах коррекционно-развивающей работы можно обсуждать только с теми взрослыми, которые обратились с запросом к педагогу-психологу на коррекционно-развивающую работу с дошкольником.

Этот тезис становится особенно актуален в современной практике, когда родители (законные представители) детей стали больше ориентироваться в правовых аспектах деятельности образовательной организации. И если обнаруживают несоблюдение прав детей и семьи, то, в лучшем случае, могут сформулировать жалобу руководителю образовательной организации, но в некоторых случаях могут также составить обращение в судебные органы. Мы обращаем внимание на то, что обсуждение результатов диагностической и коррекционно-развивающей работы, проводимой с ребенком, с родителем, который не давал своего письменного согласия на данные виды работы, может осуществляться только с разрешения (для безопасности специалиста — тоже письменного) от родителя, который инициировал работу специалиста с ребенком.

В практике авторов статьи были случаи, когда один из родителей приходил на консультацию к педагогу- психологу, просил предоставить результаты обследо­
вания ребенка, и в ходе первичной беседы выяснялось, что родители ребенка живут в настоящее время раздельно, идет подготовка к бракоразводному процессу, и обратившийся родитель хочет использовать данные диагностики для определения места жительства ребенка после развода (разумеется, в свою пользу). Если бы специалист не прояснил мотивы обратившегося родителя и не узнал в процессе беседы про актуальную ситуацию в семье, с первого взгляда, безобидный запрос от одного из законных представителей ребенка мог бы иметь большое разнообразие последствий для педагога-психолога.

Безусловно, мы не можем упустить возможность еще раз подчеркнуть важность и актуальность соблюдения принципа благополучия клиента, который является одним из ориентиров любых форм профессиональной деятельности психолога образования, в том числе педагога-психолога ДОО в процессе проведения коррекционно-развивающей занятий с дошкольниками. Данный принцип напоминает нам о недопущении дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям, а также о доброжелательном и безоценочном отношении к ребенку и его семье.

Для нас ключевой фразой в формулировке данного принципа является положение о том, что «в профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса» [8, п. 6]. Принимая любые решения, ставя задачи и подбирая адекватные формы профессиональной деятельности для их реализации, решая различные этические дилеммы (как в ситуации с родителями, которые не могут договориться, где и с кем будет жить ребенок после расторжения их брака), мы должны всегда ориентироваться, в первую очередь, на психологическое благополучие ребенка. А кроме этого — призывать к тому же других участников образовательного процесса (родителей (законных представителей), воспитателей, педагогов и т. д.), формулируя для них четкие психолого-педагогические рекомендации, выполнение которых будет способствовать сохранению и укреплению психологического и психического здоровья ребенка.

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста рассматривается как совокупность психологических средств и методов по созданию оптимальных возможностей и условий для полноценного своевременного психического развития. Это сложный и ответственный вид профессиональной деятельности педагога-психолога. Учет основных положений коррекционно-развивающей работы позволяет решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и социализации. Эффективность и результативность коррекцион­но-развивающей работы с детьми дошкольного возраста будет зависеть от ряда факторов, среди которых особое место занимает соблюдение педагогом-психологом этических принципов.

 

 

Литература

  1. Концепция развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Российская психология: информационно-аналитический портал. — URL: http://www.rospsy.ru
  2. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК_268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»).
  3. Приказ Минтруда России от 27.07.2015 №514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru.
  4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  5. Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №2 (47). — С. 19–26.
  6. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №3 (48). — С. 11–17.
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273_ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  8. Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования [Электронный ресурс] // URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22832.

Информация об авторах

Конончук Оксана Юрьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, МАДОУ ЦРР д/с №14, Калининград, Россия

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель регионального отделения г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 225
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 120
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7