Анализ практик применения профессиональных стандартов работников социальной сферы, имеющих межведомственный характер: региональные модели

347

Аннотация

В статье представлены материалы, отражающие региональный опыт апробации и применения профессиональных стандартов работников социальной сферы с учетом лучших практик межведомственного взаимодействия. Обсуждаются региональные практики применения профессиональных стандартов в социальной сфере, рассматривается опыт межведомственного взаимодействия в условиях применения профессиональных стандартов, приводятся эффективные технологии межведомственной работы. Формулируются основные проблемы в области перехода на профессиональные стандарты, обсуждаются рекомендации по организации их эффективного применения в субъектах Российской Федерации в рамках действующего нормативно-правового регулирования.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, межведомственное взаимодействие, информационно-аналитическое сопровождение, результаты мониторинга

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцов В.В. Анализ практик применения профессиональных стандартов работников социальной сферы, имеющих межведомственный характер: региональные модели [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 60–73. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Rubtsov (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

 

В 2013 году в соответствии с планом разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. №2204-р, и во исполнение поручения Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере разработано девять профессиональных стандартов работников социальной сферы, имеющих межведомственный характер:

1)    специалист по работе с семьей [10],

2)  специалист по реабилитационной работе в социальной сфере [8],

3)    социальный работник [5],

4)    специалист по социальной работе [4],

5)  специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних [7],

6)    психолог в социальной сфере [9],

7)    специалист по медико-социальной экспертизе [12],

8)    руководитель организации социального обслуживания [6],

9)   руководитель учреждения медико-социальной экспертизы [11].

Данные профессиональные стандарты в 2014­2016 гг. проходили апробацию, включающую профессионально-общественную экспертизу межведомственных моделей оказания социальных услуг и выявление лучших региональных и муниципальных практик их внедрения [14]. С 1 июля 2016 года эти профессиональные стандарты являются действующими нормативными правовыми актами, предъявляющими требования к содержанию профессиональной деятельности и квалификации специалистов. Результаты проведенной работы опубликованы [2] и были представлены Совету при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.

Как продолжение этой работы — и в соответствии с поручением Совета от 25 октября 2016 года — рабочая группа Минтруда России совместно с Минобр­науки России, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» и Всероссийским научно-исследовательский институтом труда Минтруда России в 2017 году осуществляла информационно-методическое сопровождение реализации региональных моделей апробации и применения профессиональных стандартов работников социальной сферы с учетом лучших практик межведомственного взаимодействия [1]. В задачи этой рабочей группы входило:

• организационно-методическое сопровождение применения профессиональных стандартов социальной сферы;

•  актуализация профессиональных стандартов социальной сферы;

• анализ региональных практик применения профессиональных стандартов в организациях государственного сектора;

•   анализ региональных моделей межведомственного взаимодействия в интересах уязвимых категорий населения в условиях применения профессиональных стандартов.

Аналитические материалы о применении разработанных профессиональных стандартов были дополнены данными о применении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», который проходит апробацию в режиме адаптации с 2015 года в двенадцати пилотных регионах России и является по сути дела — межведомственным.

Как показала практика, ключевым направлением работы при переходе на межведомственные профессиональные стандарты    стало профессионально-общественное      обсуждение основных результатов и перспективных задач апробации и применения профессиональных стандартов. Такое обсуждение адресно проводилось в 2017 году рабочей группой по адаптации и применению профессиональных стандартов работников социальной сферы — на базе Московского государственного психолого-педагогического университета и Российского государственного социального университета. А также — в рамках серии Всероссийских семинаров-вебинаров «Апробация и применение профессиональных стандартов работников социальной сферы» и «Обсуждение регионального опыта апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» при поддержке и участии Минтруда и Минобрнауки России (Приложение 1).

В этих мероприятиях приняли участие более 6400 человек:

• представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуиествляюиих государственное управление в сфере образования и социальной сфере;

• координаторы и участники пилотных плоиадок субъектов Российской Федерации по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

• члены Федерации психологов образования России;

•  представители организаций социальной заииты населения;

•  руководители и педагоги-психологи образовательных организаций и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помоии;

•  представители профессиональных сообиеств;

•   ученые и практики, занимаюииеся вопросами оказания социальных и образовательных услуг на основе межведомственного взаимодействия, а также разработки и внедрения профессиональных стандартов работников социальной сферы.

В результате профессионально-общественных обсуждений в рамках семинаров-вебинаров, совещаний экспертов и профессиональных форумов были:

• подготовлены рекомендации по применению профессиональных стандартов в 2017-2019 гг. в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации №584 от 27 июня 2016 г. [3];

•   определены условия и задачи актуализации профессиональных стандартов;

•   выявлен ряд проблем при организации применения профессиональных стандартов;

•  определены условия и сформулированы приоритетные задачи эффективного применения профессиональных стандартов;

•    выявлены и обобиены эффективные практики работы с уязвимыми категориями населения на основе межведомственного взаимодействия в условиях перехода на профессиональные стандарты.

В соответствии с целями дальнейшей работы в области сопровождения применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы организациями-разработчиками (ФГБОУ ВО МГППУ и ФГБОУ ВО РГСУ) и экспертами рабочей группы Минтруда проведена актуализация профессиональных стандартов:

•  «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Специалист по работе с семьей», «Психолог в социальной сфере» (ответственная организация МГППУ);

•  «Руководитель организации социального обслуживания», «Социальный работник», «Специалист по социальной работе» (ответственная организация РГСУ).

В ходе этой работы показано, что предоставление социальных услуг и оказание социальной помощи населению имеет межведомственный и междисциплинарный характер. Именно на основе межведомственного взаимодействия необходимо понять проблему каждого нуждающегося в оказании помощи человека, определить, при каких условиях его собственный социальный маршрут станет наиболее благоприятным. Повышение эффективности адресной помощи отдельным лицам и социальным группам требует введения механизмов межведомственного взаимодействия в деятельность разных специалистов (психологов, специалистов по работе с семьей, специалистов по реабилитации, социальных работников и др.).

Актуализация профессиональных стандартов, проведенная рабочей группой по адаптации и применению отдельных профессиональных стандартов работников социальной сферы, осуществлялась с учетом:

1) изменения содержания социальных проблем, решаемых в условиях новых вызовов и рисков современного общества;

2)  предложений по внесению изменений в профессиональные стандарты, поступивших от региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регламентирующих государственную политику в сфере социальной защиты населения;

3)  изменения законодательства Российской Федерации;

4)  межведомственного характера работы специалистов в реальных условиях выполнения деятельности;

5)  результатов обсуждения проблем адаптации и применения профессиональных стандартов в среде профессионального экспертного сообщества в рамках постоянно действующих вебинаров «Апробация и применение профессиональных стандартов работников социальной сферы» (информация о вебинарах размещена на сайте www.профстандартпедагога.рф);

6) требований к видам профессиональной деятельности, заявленных в новых редакциях Общероссийского классификатора занятий, Общероссийского классификатора специальностей по образованию, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, а также с учетом Базовых перечней государственных услуг в соответствующих данным профессиональным стандартам сферах.

Основные изменения, внесенные в проекты актуализированных профессиональных стандартов по результатам проведенной работы, состоят в следующем:

1) уточнены наименования вида профессиональной деятельности и основной цели вида профессиональной деятельности;

2)   откорректированы с учетом новых нормативных документов классификаторы видов деятельности;

3)  уточнены формулировки и характеристики обобщенных трудовых функций, в том числе возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы;

4)  скорректированы формулировки трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и знаний в соответствии с основными положениями Федеральных законов: №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, №159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иных документов, регламентирующих развитие государственной политики в социальной сфере.

С целью анализа практики применения профессиональных стандартов работников социальной сферы ВНИИ труда Минтруда России в 2017 году выполнил анкетирование организаций сферы социального обслуживания, в котором приняли участие 2347 организации из 82 субъектов Российской Федерации (Приложение 2). Кроме того, МГППУ при поддержке Минобрнауки России провёл мониторинг регионального опыта внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», в котором приняли участие 2500 экспертов из 57 субъектов Российской Федерации, с целью выявления практики применения профессионального стандарта и определения условий его актуализации.

По результатам проведенного мониторинга и с учетом данных, полученных ВНИИ труда Минтруда России, рабочей группой по адаптации и применению отдельных профессиональных стандартов был проведен анализ данных о практике применения профессиональных стандартов «Специалист по работе с семьей», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Психолог в социальной сфере», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», который показал, что эти профессиональные стандарты применяются в организациях в части приведения квалификационных характеристик кадрового состава организаций в соответствие требованиям профессиональных стандартов. Соответствующие данные приведены на рис. 1-4.

 
Как следует из приведенных результатов, в организациях началась целенаправленная работа по применению профессиональных стандартов. Проведена или запланирована проверка соответствия квалификационных характеристик работников требованиям профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» в 68% организаций социального обслуживания, «Специалист по работе с семьей» в 39% организаций социального обслуживания, «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» в 35% организаций социального обслуживания, «Педагог -психолог (психолог в сфере образования)» в 64% образовательных организаций.

Образовательные организации при этом проводят и планируют мероприятия по дополнительному профессиональному образованию своих работников с учетом требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в 77% случаев. Существенно ниже процент проведения соответствующих мероприятий в организациях сферы социального обслуживания: 52% — при применении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере», 45% — «Специалист по работе с семьей», 51% — «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере».

По данным мониторинга, обнаруживается также устойчивая тенденция в реализации образовательными организациями и организациями сферы социального обслуживания межведомственных моделей оказания социальных и иных услуг, социального обслуживания и социального сопровождения, оказания образовательных услуг, психолого-педагогического сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи (рис. 5).

Анализ региональных практик применения профессиональных стандартов в образовательных организациях и организациях сферы социального обслуживания выявил наличие у них общего алгоритма применения профессиональных стандартов в части профессионального образования работников (организационная модель подготовки квалифицированных кадров для работы над решением социальных проблем), включающего:

1)  анализ требований профессиональных стандартов к квалификации работников;

2)  анализ соответствия уровня образования и практического опыта работников требованиям профессиональных стандартов для данного вида деятельности;

3)   определение условий выявления и освоения работниками компетенций, заявленных в профильных профессиональных стандартах, в том числе предусматривающих персонифицированный подход к профессиональному развитию специалиста, дополнительному профессиональному образованию;

4)   определение потребности в профессиональном или дополнительном профессиональном образовании в целях приведения квалификационных характеристик работников и их компетенций в соответствие профильным профессиональным стандартам;

5)   формирование профессионального запроса на профессиональное или дополнительное профессиональное образование работников в соответствии с требованиями профильных профессиональных стандартов и с учетом уровня образования специалиста, стажа работы в данной области, специфики его организации, индивидуальных профессиональных интересов и возможностей;

6)   организацию профессионального или дополнительного профессионального образования по приведению в соответствие квалификационных характеристик и компетенций работников требованиям профильных профессиональных стандартов.

Результаты проведенного мониторинга позволили сформулировать условия эффективного поэтапного применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы, имеющих межведомственный характер. К ним относятся:

 

1) организация управления процессами внедрения профессиональных стандартов на территории субъекта Российской Федерации путем создания региональных рабочих групп по апробации и применению профессиональных стандартов.

2)  включение в число приоритетных вопросов развития социальной сферы региона обеспечение перехода к применению профессиональных стандартов в субъекте Российской Федерации:

•   анализ сведений об имеющейся потребности региона в профессиональном образовании и (или) дополнительном профессиональном образовании работников;

•    организация профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования в целях приведения квалификационных характеристик работников в соответствие требованиям профессиональных стандартов.

Анализ содержания трудовых функций новых редакций профессиональных стандартов социальной сферы подтвердил наличие в их структуре актуальных алгоритмов профессиональных действий при выполнении профессиональных задач в области оказания социальных услуг, социального обслуживания и социального сопровождения. В данные алгоритмы было включено описание мероприятий, выполняемых на межведомственной основе, а также соответствующие им требования к компетенциям специалистов. Результаты проведенного анализа также показали, что межведомственное взаимодействие в социальной сфере (по данным проведенного в 2017 году исследования) рассматривается как приоритетная социальная технология работы с уязвимыми категориями населения. Это прежде всего:

1)  семьи, находящиеся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, неблагополучные семьи, замещающие семьи;

2)  несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении и юридически значимой ситуации (трудная жизненная ситуация, связанная с семейным контекстом, дети — потерпевшие от криминальных действий, дети — правонарушители на досудебной стадии, дети с отклоняющимся поведением, дети, имеющие конфликт с законом, находящиеся в воспитательных учреждениях закрытого типа, подростки, употребляющие психоактивные вещества), выпускники учреждений для детей-сирот, несовершеннолетние, пострадавшие от жестокого обращения;

3)   инвалиды и дети-инвалиды.

В условиях апробации и применения межведомственных профессиональных стандартов в 52 субъектах Российской Федерации эффективность межведомственных форм работы была подтверждена результатами, свидетельствующими о наличии межведомственного взаимодействия при оказании социальных и иных услуг, организации социального обслуживания и социального сопровождения.

Так, наиболее востребованными направлениями работы с уязвимыми категориями населения на основе межведомственного взаимодействия, по данным регионов, являются: раннее выявление целевых групп, комплексная работа по предоставлению социальных услуг и социального сопровождения, реализация системы мер по оказанию адресной помощи, обеспечение вариативности форм социального сопровождения и поддержки.

Выделение вопросов межведомственного взаимодействия при работе с уязвимыми категориями населения более всего проявляется в следующих видах профессиональной деятельности:

1)   оказание социальной помощи семьям, социальное сопровождение семей с детьми, направленные на повышение ресурсного потенциала членов семей, содействие решению социальных, жизненных и семейных проблем, улучшению детско-родительских отношений, создание условий для реабилитации, социализации, развития и социальной адаптации членов семей (детей, подростков и взрослых) (проект актуализированного профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей»),

2)   деятельность по планированию, организации, контролю и предоставлению социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи гражданам в целях улучшения условий их жизнедеятельности и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (проект актуализированного профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»),

3)   оказание социально-психологических услуг и психологической помощи населению, направленное на содействие отдельным лицам, а также социальным группам в улучшении их психического состояния, в восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности, в профилактике и психологической коррекции негативных социальных проявлений в их поведении (проект актуализированного профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере»),

4)   проведение медико-социальной экспертизы, направленное на определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты (включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности), вызванных стойким расстройством функций организма (профессиональный стандарт «Специалист по медико-социальной экспертизе»);

5)   социальная реабилитация и абилитация детей и взрослых, направленная на формирование, развитие и восстановление внутренних и внешних ресурсов человека с целью его социальной адаптации, расширения возможностей его жизнедеятельности и установления продуктивного взаимодействия с социальной средой (проект актуализированного профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»);

6) деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления (профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»).

Анализ реализуемых региональных образцов межведомственного взаимодействия, обеспечивающих решение проблем уязвимых категорий населения, позволил выявить основные модели, основанные на межведомственном взаимодействии. Определено четыре вида моделей, различающихся составом субъектов взаимодействия, направлениями работы и условиями межведомственного взаимодействия.

1. Модели консультативного и коррекционного типа работы с семьей (помощь семьям и детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, испытывающим трудности в социализации и обучении, семьям, находящимся в социально опасном положении, неблагополучным семьям и др.).

Основные субъекты межведомственного взаимодействия:

2)  межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, окружные и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа;

4) медицинские организации: женские консультации, центры охраны здоровья семьи и репродукции, родильные дома, иные медицинские организации, имеющие в своей структуре родильные отделения, поликлиники (в том числе детские), детские больницы, медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения травматологии, наркологические диспансеры, наркологические больницы, психоневрологические диспансеры;

5) образовательные организации: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, организации дополнительного образования, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

6) учреждения социального обслуживания: центры социальной помощи семье и детям, отделения социальной помощи семье и детям территориальных центров социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дома ребенка;

7) территориальные органы МВД России: подразделения по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные полиции, криминальная полиция, патрульно-постовая служба;

8)  территориальные подразделения Управления Федеральной миграционной службы;

9)  территориальные органы исполнительной власти, районные учреждения и организации, негосударственные организации, общественность: Управы районов, единые информационно-расчетные центры, общественные пункты охраны порядка, негосударственные организации, старшие по подъездам;

10)   отделы записи актов гражданского состояния;

11)   центры занятости населения;

12)  целевые группы, на которые направлено межведомственное взаимодействие: семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении; замещающие семьи.

Направления работы на межведомственной основе:

1)    сбор и систематизация информации из установленных регламентом источников;

2)   выявление детей и семей, относящихся к одной или нескольким целевым группам;

3)   проведение оценочных процедур для составления программ адресной помощи и поддержки;

4)   проведение комплексной работы по социальной реабилитации семей целевых групп;

5)    оказание адресной социальной помощи семьям целевых групп;

6)   социальное сопровождение и поддержка семей целевых групп;

7)    индивидуальная профилактическая работа с семьями целевых групп;

Условия эффективного межведомственного взаимодействия:

1)  координация деятельности субъектов межведомственной кооперации, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, обеспечение необходимыми ресурсами, формирование базы лучших практик работы с семьями, обеспечение методической поддержки специалистов;

2)  развитие профессиональных компетенций сотрудников по оказанию социальной помощи семьям, социальному сопровождению семей с детьми; создание системы профессионального роста специалистов, в том числе на рабочем месте;

3) определение в регламенте взаимодействия понятий «раннее выявление и учет семейного неблагополучия», «трудная жизненная ситуация», «угроза жизни и здоровью», «ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей» и критериев их оценки;

4)     раннее выявление семей целевой группы.

2. Модели диагностической, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которая реализуется в специализированных психолого-медико-социальных, медицинских, реабилитационных и иных центрах и комиссиях, результатом работы которых становятся программы ранней помощи.

Основные субъекты межведомственного взаимодействия:

1)   координационный совет субъекта РФ по делам инвалидов;

2)   экспертный совет по ранней помощи;

3)  ресурсные центры: учреждения социального обслуживания (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних); медицинские организации (центры детской психоневрологии); образовательные организации (центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи); социально-ориентированные некоммерческие организации;

4)   кабинеты, службы ранней помощи: учреждения социального обслуживания (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социального обслуживания населения); медицинские организации (центры детской психоневрологии, городские клинические больницы); образовательные организации (дошкольные образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, организации дополнительного образования); социально-ориентированные некоммерческие организации;

5)   партнеры: научные организации, общественные профессиональные организации, благотворительные фонды.

Направления работы на межведомственной основе:

1) формирование и организация деятельности межведомственных комиссий по развитию системы ранней помощи и дальнейшему сопровождению ребенка и семьи;

2)   выявление детей целевой группы;

3)   информирование родителей (законных представителей) о программе ранней помощи и возможности направления их ребенка в службу ранней помощи;

4)   участие в команде для проведения междисциплинарной оценки с целью определения особенностей ребенка для построения программы помощи и постановки целей вмешательства.

Условия эффективного межведомственного взаимодействия:

1) координация деятельности субъектов межведомственной кооперации, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, обеспечение необходимыми ресурсами;

2) развитие профессиональных компетенций сотрудников (психолог, логопед, социальный педагог и педагог по физическому развитию) в области ранней помощи; создание системы профессионального роста специалистов, в том числе на рабочем месте;

3)  раннее начало комплексной медико-психолого­педагогической помощи, включающей комплекс реабилитационных услуг, мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению, индивидуальное консультирование семьи и ребенка;

4)   активное участие семьи в непрерывном реабилитационном процессе;

5)   включение в целевую группу не только детей с явными или установленными признаками нарушения развития, но также детей с риском их возникновения, в том числе биологическим и социальным.

3. Модели социальной реабилитации и абилитации, ориентированные на инвалидов и детей- инвалидов, результатом работы которых становится разработка индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, детей-инвалидов

Основные субъекты межведомственного взаимодействия:

1)   органы исполнительной власти в сфере здравоохранения и учреждения здравоохранения;

2)   органы исполнительной власти в сфере образования и образовательные организации;

3)   органы исполнительной власти в сфере социальной защиты населения и организации социального обслуживания;

4)   органы исполнительной власти в сфере спорта, культуры и молодежной политики;

5)   службы в сфере труда и занятости населения;

6)    службы ранней помощи;

7)   организации инвалидов и родителей детей с инвалидностью;

8)   социально-ориентированные некоммерческие организации.

Направления работы на межведомственной основе:

1) формирование и организация деятельности межведомственных комиссий по развитию системы ранней помощи и дальнейшему сопровождению ребенка и семьи;

2)  выявление потребности инвалидов (семей инвалидов) в социальной реабилитации и абилитации и социальном обслуживании;

3)  обеспечение социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с учетом особенностей нарушения их здоровья, а также сопровождения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и (или) их семей;

4)  комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, ранняя помощь, преемственность в работе с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, и сопровождение;

5)  создание условий для обеспечения доступности и качества профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью;

6)  организация обучения и воспитания детей-инвалидов в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами образования по адаптированной общеобразовательной программе, специальной индивидуальной программе развития.

Условия эффективного межведомственного взаимодействия:

1)  координация деятельности по межведомственной кооперации субъектов взаимодействия, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, обеспечение необходимыми ресурсами, формирование базы лучших практик проведения мероприятий по социальной реабилитации и абилита- ции инвалидов, детей инвалидов; обеспечение методической поддержки специалистов;

2)  развитие профессиональных компетенций сотрудников, обеспечивающих социальную реабилитацию и абилитацию; создание системы профессионального роста специалистов, в том числе на рабочем месте;

3) разработка региональных нормативных правовых документов в сфере регулирования межведомственного взаимодействия органов и учреждений разных ведомств в области реабилитации (абилитации) инвалидов, детей-инвалидов;

4) обеспечение финансовой, территориальной, физической и информационной доступности всего спектра необходимых инвалиду реабилитационных и социальных услуг;

5) организация управления качеством, результативностью и эффективностью услуг по социальной реабилитации (абилитации) инвалидов в учреждениях разного уровня, в том числе разработка критериев оценки данных показателей;

6)  развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций (на всех уровнях образования), обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями.

4. Коррекционно-профилактические модели, ориентированные на разработку программ профилактики и коррекции девиаций и аддикций поведения, программ коррекции и предупреждения асоциального поведения (индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних).

Основные субъекты межведомственного взаимодействия:

1)   межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, окружные и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

2)   уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа;

3)    органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;

4)     службы профилактики правонарушений;

5)    органы государственной власти в сфере профилактики наркотической зависимости подростков, находящихся в социально опасном положении;

6)     образовательные организации;

7)      учреждения социального обслуживания;

8)      территориальные органы МВД России;

9)      общественные организации;

10)    волонтерские объединения.

Направления работы на межведомственной основе:

1) развитие дружественного к ребенку правосудия, включающего профилактику правонарушений несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их сопровождение на досудебной, судебной и постсудебной стадиях;

2)  реализация комплексной модели социально­правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;

3)   построение системы постреабилитационного сопровождения несовершеннолетних.

Условия эффективного межведомственного взаимодействия:

1)  координация деятельности по межведомственной кооперации субъектов взаимодействия, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, определение задач и распределение функций каждого из субъектов для реализации единой цели в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение необходимыми ресурсами, формирование базы лучших практик в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение методической поддержки специалистов;

2)  развитие профессиональных компетенций сотрудников для осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профессиональное (супервизорское) сопровождение и информационно-методическое обеспечение специалистов, занятых в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на территории региона.

3)   разработка нормативных правовых документов в области оказания психологической и психолого-социальной помощи несовершеннолетним;

4)   формирование единого подхода к формированию модели комплексной реабилитации наркозави- симых и к оценке эффективности их комплексной реабилитации;

5)    создание комплексного образовательно-реабилитационного сопровождения подростков в конфликте с законом.

В ходе проведенного анализа было выявлено, что профессиональные стандарты социальной сферы, имеющие межведомственный характер, в том числе проекты актуализированных профессиональных стандартов, включают требования к квалификации и компетенциям, которые необходимы специалистам, участвующим в реализации моделей межведомственного взаимодействия с учетом региональных практик работы с уязвимыми категориями населения. Это свидетельствует о том, что профессиональные стандарты становятся реальным инструментом развития профессионализма специалистов, участвующих в оказании комплексной социальной помощи и социального сопровождения в опоре на межведомственное взаимодействие.

Анализ выделенных моделей позволил определить общие условия их эффективной реализации.

1.   Наличие и введение в действие в субъекте РФ нормативного правового акта в области организации межведомственного взаимодействия по оказанию социальных и иных услуг и помощи (в соответствии с ФЗ №442 и приказа Минтруда №889 от 18.11.2014 г.) [13]:

1.1.  межведомственное взаимодействие в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;

1.2.  межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций при организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации;

1.3.  работа межведомственных комиссий по составлению индивидуальных маршрутов реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов; предоставление социальных услуг гражданам и оказание содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социального сопровождения), гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей.

2.  Наличие системы применения профессиональных стандартов работников социальной сферы, которая отражает опыт поэтапного применения данных профессиональных стандартов в соответствии с Постановлением Правительства РФ №584 от 27.06.2016 г.

3. Развитие системы независимой профессиональной оценки уровня квалификации применительно к работникам организаций и учреждений образования и социальной сферы, ориентированной на разработку адресных региональных моделей аттестации и сертификации персонала.

4. Информационно-аналитическое и методическое сопровождение перехода на применение профессиональных стандартов работников социальной сферы в 2017-2019 годах.

В целом, с учетом складывающейся в регионах практики внедрения профессиональных стандартов социальной сферы, представляется целесообразным организовать региональные (пилотные) площадки с целью обоснования эффективных форм межведомственного взаимодействия специалистов при оказании ими социальных и иных услуг, организации социального обслуживания и социального сопровождения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ДАННЫЕ О ПРОВЕДЕНИИ СЕМИНАРОВ-ВЕБИНАРОВ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ
ПО ВОПРОСАМ АПРОБАЦИИ И ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, ИМЕЮЩИХ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР, В 2017 ГОДУ

 

Мероприятия

Результаты

1.

Семинар-вебинар «Организация применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», 15 февраля 2017 г., МГППУ (более 1500 участников из 75 субъектов РФ)

Проведено обсуждение рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Определены основные задачи в области апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в 2017 году в пилотных регионах Российской Федерации.

2.

Семинар-вебинар «Апробация и применение профессиональных стандартов работников социальной сферы», 27 февраля 2017 г., МГППУ (более 430 участников из 52 субъектов РФ)

Проведено обсуждение рекомендаций по практике применения профессиональных стандартов работников социальной сферы в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации №584 от 27 июня 2016 г.

3.

XIII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: педагог-психолог в мире школы», 25-26 апреля 2017 года (более 300 участников из 60 субъектов РФ)

Проведено обсуждение проблем обучения, воспитания и развития детей в различные периоды школьного детства, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также вызовов и рисков, продуцируемых социальной средой.

Представлены результаты регионального опыта апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Проведено обсуждение Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации.

4.

Семинар-вебинар «Обсуждение опыта апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», 27 июня 2017 г., МГППУ (более 1300 участников из 72 субъектов РФ)

Разработан план проведения мониторинга регионального опыта применения профессионального стандарта.

Проведено обсуждение лучших практик апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в рамках деятельности региональных пилотных площадок.

Проведено обсуждение примерных основных образовательных программ высшего образования «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (уровень — бакалавриат, магистратура).

5.

Семинар-вебинар «Апробация и применение профессиональных стандартов работников социальной сферы», 28 июня 2017 г., МГППУ (более 450 участников из 50 субъектов РФ)

Проведено обсуждение опыта регионов по проблемам и перспективам применения профессиональных стандартов работников социальной сферы.

Проведено обсуждение проектов актуализированных профессиональных стандартов.

Проведено обсуждение вопросов реализации региональных моделей апробации и применения профессиональных стандартов работников социальной сферы с учетом лучших практик межведомственного взаимодействия


Мероприятия

Результаты

6.

Семинар-вебинар «Обсуждение региональных практик применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»», 18 октября 2017 г., МГППУ (более 800 участников из 72 субъектов РФ)

Проведено обсуждение результатов мониторинга практики применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах Российской Федерации.

Проведено обсуждение условий актуализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

7.

Семинар-вебинар «Адаптация и применение профессиональных стандартов работников социальной сферы», 1 ноября 2017 г., МГППУ (более 1500 участников из 80 субъектов РФ)

Проведено обсуждение региональной практики применения профессиональных стандартов социальной сферы, имеющих межведомственный характер.

Проведено обсуждение реализации региональных моделей межведомственного взаимодействия в практике оказания социальных и образовательных услуг, а также применения профессиональных стандартов социальной сферы.

Проведено обсуждение проектов актуализированных профессиональных стандартов.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, В КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЮТСЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ИМЕЮЩИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР

 

 

1.     Геронтологический центр

2.      Геронтопсихиатрический центр

3.     Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей

4.      Дом-интернат для престарелых и инвалидов

5.      Дом-интернат для ветеранов войны и труда

6.     Комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства и занятий

7.     Комплексный центр социального обслуживания населения

8.      Кризисный центр помощи женщинам

9.     Отделение учреждения социального обслуживания

10.     Психоневрологический интернат

11.      Реабилитационно-спортивный центр инвалидов

12.     Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

13.     Социально-оздоровительный центр

14.     Социально-реабилитационный центр для инвалидов

15.     Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

16.     Социальный приют для детей и подростков

17.     Социальный профессионально-реабилитационный центр

18.     Территориальный центр социальной помощи семье и детям

19.     Учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий

20.     Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения

21.     Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

22.     Центр психолого-педагогической помощи

23.     Центр реабилитации инвалидов

24.     Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

25.     Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

26.     Центр социального обслуживания населения

27.     Центр социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи

28.     Центр социальной поддержки населения

29.     Центр социальной реабилитации для наркозависимых граждан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Выписка из протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 25 октября 2016 г.
  2. Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. — 268 с.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года №584 «Особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. №571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе».
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №677н «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник».
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №678н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель организации социального обслуживания».
  7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №680н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних».
  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №681н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере».
  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №682н «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере».
  10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №683н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей».
  11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 декабря 2013 г. №714н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы».
  12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 декабря 2013 г. №715н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по медико-социальной экспертизе».
  13. Приказ Минтруда №889 от 18.11.2014 г. «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услуга (социальном сопровождении)», а также «Об основах социального обслуживания граждан РФ» в части организации межведомственного взаимодействия в субъекте РФ.
  14. Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (протокол №8 от 28 сентября 2015 г.).

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 761
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 347
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0