Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 2. С. 95–101
ISSN: 2658-3100 (online)
Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019»
Общая информация
Рубрика издания: Приложения
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 95–101. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n2/Guidelines (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
О порядке проведения Конкурса
Профессиональный конкурс «Педагог-психолог России» выполняет значимую роль в решении задач повышения профессионального уровня и раскрытия творческого потенциала педагогов-психологов, распространения передового профессионального опыта специалистов в системе образования.
Данный Конкурс был учрежден Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» и с 2007 года ежегодно проводился в городе Сочи в рамках Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие».
C 2018 года Конкурс проводится Министерством просвещения Российской Федерации в статусе отдельного проекта всероссийского уровня и является площадкой представления лучших региональных практик психологического сопровождения обучающихся.
Требования и условия проведения XIII Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» (далее — Конкурс) определены в Положении о Конкурсе.
Конкурс включает два этапа:
I — региональный этап проводится в период до 16 сентября 2019 года во всех субъектах Российской Федерации на основе региональных положений о проведении конкурсов профессионального мастерства «Педагог-психолог — 2019». По итогам данного этапа определяется победитель, который примет участие в федеральном этапе Конкурса[I].
II — федеральный этап проводится в городе Москве в период с 26 сентября по 3 октября 2019 года.
Для участия в федеральном этапе Конкурса победитель регионального этапа должен пройти электронную регистрацию на официальном сайте Конкурса 1пНр://педагогпсихолог.рф и в период до 18 сентября 2019 года оформить личный кабинет конкурсанта, в том числе, разместить: — заявление конкурсанта,
— представление от организационного комитета регионального этапа Конкурса,
— фотографию конкурсанта,
— конкурсную работу «Характеристика профессиональной деятельности»
— конкурсную работу «Визитная карточка».
После успешного оформления личного кабинета участник утверждается оргкомитетом в качестве конкурсанта федерального этапа Конкурса.
Федеральный этап Конкурса включает два тура: экспертный и финальный.
К участию в экспертном туре приглашаются 85 человек — по одному конкурсанту от каждого субъекта Российской Федерации, а также члены команды сопровождения участников.
Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» Вестник практической психологии образования 2019. № 2 (2). С. 95-101
В рамках программы Конкурса заочные конкурсные испытания экспертного тура «Характеристика профессиональной деятельности» и «Визитная карточка» оцениваются экспертной комиссией Конкурса 26 сентября и 27 сентября 2019 года (без участия конкурсантов).
Торжественная церемония открытия Конкурса, к участию в которой приглашаются представители учредителей и организаторов Конкурса, конкурсанты и их сопровождающие, члены экспертной комиссии и жюри Конкурса, члены профессиональных общественных организаций, представители образовательных организаций и др., состоится 30 сентября 2019 года в Психологическом институте Российской академии образования. Также в день открытия конкурса будут проведены установочный семинар, процедуры жеребьевки и очное конкурсное испытание экспертного тура «Профессиональный квест».
Площадкой проведения конкурсного испытания «Мастер-класс» 1 октября 2019 года выступит Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей? с расстройствами аутистического спектра МГППУ.
В дни конкурсных мероприятий для участников будут также проведены научно-практические мероприятия, в том числе встречи с ведущими экспертами в области психологии образования. Завершится конкурс 3 октября 2019 года торжественным объявлением победителя, призеров и лауреатов Конкурса в Российской академии образования.
Впервые в истории Конкурса награждение победителя состоится в ФГБУК «Государственный Кремлевский дворец», а все участники Конкурса примут участие праздничном концерте, посвященном Международному Дню учителя, который состоится 4 октября 2019 года.
Характеристика конкурсных испытаний экспертного тура
I. «Характеристика профессиональной деятельности участника» — заочное конкурсное испытание, максимальная оценка по которому составляет 20 баллов.
Требования к формату работы: документ Microsoft Word объемом не более 20 страниц, написанный от имени конкурсанта (с соблюдением правил заимствования), в качестве основных разделов включающий: — сведения о профессиональном и дополнительном профессиональном образовании;
— сведения об особенностях организации (место работы Конкурсанта) и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности Конкурсанта;
— сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности Конкурсанта в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования);
— перечень применяемых Конкурсантом психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности Конкурсанта;
— перечень разработанных Конкурсантом локальных и/или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др. с указанием сведений об апробации и обсуждении в профессиональном сообществе (публикации, утверждение педагогическим и/или управляющим советом организации и т.д.);
— обобщенные итоги профессиональной деятельности Конкурсанта за последние 3 года, отражающие результативность и эффективность психолого-педагогического сопровождения.
Документ «Характеристика профессиональной деятельности участника» необходимо загрузить в личный кабинет конкурсанта на сайте 1пНр://педагогпсихологрф до 18 сентября 2019 года.
Критерии оценивания документа «Характеристика профессиональной деятельности участника» |
|
Критерии |
Максимальный балл |
1. Соблюдение требований к оформлению документа: полнота представленной информации; тематическая организованность |
2 |
информации; соответствие представленной информации условиям конкурса |
2 |
2. Отражение опыта работы: приведены сведения, подтверждающие эффективность решения профессиональных задач; полученные итоги профессиональной деятельности отражают |
5 |
реализацию федеральных государственных образовательных стандартов |
5 |
3. Учет требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: приведены сведения о развитии профессиональных компетенций в соответствии с решаемыми практическими задачами; материалы иллюстрируют учет требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в решении профессиональных задач |
10 |
Критерии |
Максимальный балл |
4. Культура представления информации: грамотность письменной речи; соблюдена четкая логика изложения; соблюдены правила заимствования |
3 |
II. Видеоролик «Визитная карточка» — заочное конкурсное испытание, максимальная оценка по которому составляет 20 баллов.
Требования к формату работы:
— видеоролик должен быть продолжительностью не более четырех минут с возможностью воспроизведения на большом количестве современных цифровых устройств: AVI, MPEG, MKV, WMV, FLV, FullHD и др.; качество не ниже 360 px;
— видеоролик должен быть оформлен информационной заставкой с указанием имени участника, региона и организации, которую он представляет;
— видеоролик, представляющий педагога-психолога, должен включать информацию об опыте реализации психолого-педагогической практики и/или инновационной технологии оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, осуществляемых в рамках профессиональной деятельности конкурсанта в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», а также сведений о получении согласия родителей (законных представителей) на видео и фотосъемку несовершеннолетних лиц.
II. Видеоролик «Визитная карточка» необходимо загрузить в личный кабинет конкурсанта на сайте http:// педагогпсихолог.рф до 18 сентября 2019 года.
Критерии оценивания видеоролика «Визитная карточка»
Критерии |
Максимальный балл |
1. Соблюдение требований к оформлению документа: представленная практика работы педагога-психолога соответствуют обозначенным в видеоматериале задачам |
2 |
2. Отражение опыта работы: видеоматериал демонстрирует позитивный опыт реализации психолого педагогической практики и/или инновационной технологии оказания психологопедагогической помощи участникам образовательных отношений |
5 |
3. Учет требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: видеоматериал подтверждает учет требований профессионального стандарта в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога |
10 |
4. Культура представления информации: используется емкое и понятное представление информации; продуманы смысловые детали сюжета, расставлены акценты; соблюдены этические нормы при выборе материалов и при их представлении |
3 |
III. «Профессиональный квест» — очное конкурсное испытание, максимальная оценка по которому составляет 40 баллов.
Требования к формату работы: участник должен подготовить документ «Психологическое заключение» на основе анализа данных протокола психодиагностического обследования.
Документ «Психологическое заключение» должен включать:
— общие сведения об обучающемся;
— выводы по протоколу психодиагностического обследования;
— рекомендуемые мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению обучающегося; планируемые направления, длительность и формы психолого-педагогического сопровождения;
— описание проектируемых динамических изменений в статусе обучающегося после проведения мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению;
Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» Вестник практической психологии образования 2019. № 2 (2). С. 95-101
— рекомендации по взаимодействию с обучающимся (для педагогов и родителей), рекомендации по дальнейшему сопровождению обучающегося.
Регламент выполнения: не более 120 минут.
В процедуре психодиагностического обследования будут использованы отдельные методики из Примерного перечня психодиагностических методик Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (приложение 6 к письму заместителя Министра образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»).
Проблематика задач для заданий конкурсного испытания «Профессиональный квест»:
— поведенческие проблемы и девиации;
— проблемы взаимодействия с учителями;
— проблемы взаимодействия со сверстниками;
— социальный статус в группе сверстников;
— проблемы детско-родительских отношений;
— проблемы адаптации;
— проблемы выхода из кризисных ситуаций;
— проблемы выбора профиля обучения и трудности профессионального самоопределения;
— трудности коммуникации;
— трудности социализации.
Конкурсант в рамках проведения жеребьевки (30 сентября 2019 года) вправе выбрать возраст детей для данного конкурсного испытания:
— дошкольный возраст;
— младший школьный возраст;
— подростковый возраст.
Сведения, которые будет содержать конкурсное задание (протокол психодиагностического обследования): — общие сведения об обучающемся (пол, возраст);
— сведения о семье обучающегося, условиях проживания;
— инициатор обращения к психологу, формулировка запроса к психологу от инициатора, описание итогов первичной беседы психолога и обратившегося;
— с какого возраста обучается в конкретной образовательной организации, данные опроса, характеристики других педагогических работников - воспитателя/классного руководителя, социального педагога и т. д.
— сведения о результатах психодиагностического исследования.
Критерии оценивания конкурсного испытания «Профессиональный квест»
Критерии |
Максимальный балл |
1. Соответствие требованиям к структуре документа: проведена оценка полноты представленных психодиагностических данных; используется грамотный и аргументированный анализ результатов психодиагностического исследования; используемые понятия полно и достоверно характеризуют рассматриваемые проблемы; соблюдены этические нормы |
5 |
2. Глубина раскрытия проблемы и убедительность суждений: проведен анализ актуального уровня психического развития ребенка; по результатам проведенного анализа выявлены проблемы; с целью решения выявленных проблем сформулированы рекомендации |
20 |
3. Аргументация собственного мнения: последовательность выводов в соответствии с данными диагностической процедуры; построен адекватный вероятностный прогноз развития ребенка; даны корректные предложения по психолого-педагогическому сопровождению |
10 |
4. Логичность изложения, грамотность: выводы по результатам соответствуют данным протокола психодиагностического обследования; соответствие рекомендаций выводам по результатам исследования |
5 |
Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» Вестник практической психологии образования 2019. № 2 (2). С. 95-101
IV. «Мастер-класс» — очное конкурсное испытание, максимальная оценка по которому составляет 60 баллов.
Требования к формату работы: публичное выступление перед коллегами и членами Экспертной комиссии в своей подгруппе, демонстрирующее опыт реализации психолого-педагогической практики и/или инновационной технологии оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, осуществляемых в рамках профессиональной деятельности Конкурсанта.
Тема мастер-класса определяется участником самостоятельно на основе положений профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Участники мастер-класса: волонтеры Конкурса (студенты психологических факультетов) и (или) Конкурсанты.
Регламент: 15 минут на выступление участника (включая самоанализ), 5 минут на вопросы членов Экспертной комиссии.
Критерии оценивания конкурсного испытания «Мастер-класс»
Критерии |
Максимальный балл |
1. Соответствие требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и других нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога в сфере образования: демонстрируемая практика отражает реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; демонстрируемая практика отражает реализацию требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» |
20 |
2. Эффективность: достижение запланированных результатов; соответствие применяемых форм работы целеполаганию и их эффективность; вовлеченность участников в содержание мероприятия; значимость мероприятия для участников |
10 |
3. Обоснованность: актуальность содержания; научность содержания; способность к обобщению; умение проанализировать результаты своей деятельности |
5 |
4. Глубина и оригинальность содержания: научное обоснование содержания мероприятия; оригинальный (авторский) сценарий мероприятия; наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации; наличие оригинальных приемов поиска и открытия, рефлексии |
5 |
5. Умение транслировать (передать) свой опыт работы: наличие четкого алгоритма (фазы, этапа, процедуры); представляемая практика/ технология может быть использована другими педагогами-психологами; владение навыками коммуникативного взаимодействия; рациональное использование времени |
15 |
6. Общая культура и коммуникативные качества: эрудиция; нестандартность мышления; стиль общения; соблюдение этических норм; способность к импровизации |
5 |
После завершения экспертного тура Счётная комиссия Конкурса на основе оценочных ведомостей производит ранжирование Конкурсантов с учетом общего количества набранных баллов, отбирает и объявляет 2 октября 2019 года 15 (пятнадцать) Конкурсантов, вышедших в финальный тур федерального этапа Конкурса.
Финальный тур проводится в городе Москве 2 октября 2019 года на базе Московского государственного психолого-педагогического университета и включает одно конкурсное испытание: «Профессиональный кейс».
В финальном туре участвуют пятнадцать участников Конкурса, набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам экспертного тура.
Участники, не прошедшие в финальный тур, приглашаются на научно-практические мероприятия с участием ведущих экспертов в области психологии образования.
Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» Вестник практической психологии образования 2019. № 2 (2). С. 95-101
Характеристика конкурсного испытания финального тура «Профессиональный кейс»
Требования к формату работы: участник должен решить профессиональный кейс и презентовать его.
Максимальное количество баллов по испытанию составляет 50 баллов.
Решение профессионального кейса предполагается на определенной аудитории (не более трех студентов) в форме открытого мероприятия, иллюстрирующего психолого-педагогическую проблему и демонстрирующего анализ и оценку проблемной психолого-педагогической ситуации, а также решение проблемы и принятие решения.
Тематические направления конкурсного задания «Профессиональный кейс»:
— сопровождение процессов выявления и развития способностей обучающихся;
— сопровождение одаренных и высокомотивированных обучающихся;
— сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в обучении;
— обучение детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе;
— участие в создании инклюзивной среды образовательной организации;
— поддержка педагогов и родителей в вопросах организации образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями в образовательной организации;
— сопровождение обучающихся с нормативными и ненормативными кризисами взросления;
— процессы подготовки и проведения итоговой аттестации обучающихся;
— детские страхи.
Конкурсант в рамках подведения итогов экспертного тура конкурса (2 октября 2019 года) вправе выбрать возраст детей для конкурсного испытания «Профессиональный кейс»: — дошкольный возраст;
— младший школьный возраст;
— подростковый возраст.
Регламент конкурсного испытания: 15 минут на выступление участника, 5 минут на вопросы членов Жюри.
В процессе презентации кейса конкурсанты могут использовать стимульные материалы.
Последовательность решения кейса в рамках заданной ситуации предполагает:
— иллюстрацию психолого-педагогической проблемы, презентацию варианта решения проблемы (с привлечением студентов психологических факультетов - не более 3 чел.);
— анализ и оценку проблемной психолого-педагогической ситуации.
Критерии оценивания конкурсного испытания «Профессиональный кейс»
Критерии |
Максимальный балл |
1. Соответствие теме: соответствие иллюстрации психолого-педагогической проблемы реальной проблеме, заложенной в кейсе; соответствие предложенной оценки ситуации реальной проблеме, заложенной в кейсе; соответствие решения реальной проблеме, заложенной в кейсе |
10 |
2. Результативность: достижение поставленной цели; эффективность избранных методов в решении проблемы; эффективность взаимодействия конкурсанта с аудиторией; аргументированность оценки проблемной ситуации |
10 |
3. Содержательность и аргументированность: корректное целеполагание; логическая последовательность в решении кейса; соответствие применяемых форм работы целеполаганию и их эффективность |
10 |
4. Профессиональная компетентность: владение актуальными психолого-педагогическими технологиями; соблюдение этических норм профессиональной деятельности |
10 |
5. Культура речи: четкая логика изложения; речь четкая, лексически богатая культура речи |
10 |
Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» Вестник практической психологии образования 2019. № 2 (2). С. 95-101
Заключение
Конкурс завершается 3 октября 2019 года торжественной церемонией закрытия и награждением победителей в Российской академии образования.
Все участники, члены команды сопровождения, члены оргкомитета, экспертной комиссии и жюри Конкурса приглашаются 4 октября 2019 года в ФГБУК «Государственный Кремлевский дворец» на торжественную церемонию награждения победителя Конкурса и праздничный концерт, посвященный Международному Дню учителя, 4 октября 2019 года
Победителем Конкурса признается лауреат Конкурса, набравший наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам финального тура.
В соответствии с количеством набранных баллов определяются призеры Конкурса, которым присуждаются II и III места.
По итогам конкурса также определяется конкурсант, которому вручается диплом в номинации «Общественное признание» и победители других номинаций, учрежденных оргкомитетом Конкурса.
Необходимо констатировать, что участие в федеральном этапе Конкурса требует целенаправленной подготовки участников.
В этой связи мерами, способствующими эффективности подготовки, являются:
— участие в инновационной деятельности;
— объективная оценка и учет возможностей конкурсанта;
— практика публичных выступлений конкурсанта в рамках научно-практических мероприятий;
— стремление конкурсанта повышать свою компетентность;
— регулярное участие в городских и региональных научно-практических мероприятиях
В целях подготовки к федеральному этапу Конкурса на базе образовательного учреждения целесообразно создать команду подготовки конкурсантов, которая будет решать задачи:
— создания условий для реализации творческой деятельности, в том числе материальных условий для подготовки к конкурсу,
— организации группы сопровождающих,
— методического сопровождения конкурсанта.
В качестве общего алгоритма подготовки конкурсанта рекомендуется:
— провести системный анализ опыта участников предыдущих лет, изучить тенденции в практике подготовки и подачи конкурсных материалов;
— проанализировать опыт конкурсанта, выявить наиболее активные направления в его деятельности;
— оказать методическую поддержку конкурсанту по вопросам нормативно-правового обеспечения деятельности, теоретическим основам профессиональной деятельности, по работе с документами;
— привлекать конкурсанта к участию в городских и региональных мероприятиях в качестве выступающего; — проводить психологическую подготовку конкурсанта, обеспечить его мотивационную готовность.
[I] В этой связи, в каждом субъекте Российской Федерации целесообразно обеспечить условия проведения региональных этапов конкурса на основе положения о Всероссийском конкурсе «Педагог-психолог России».
Метрики
Просмотров
Всего: 292
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 141
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0