Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019»

141

Общая информация

Рубрика издания: Приложения

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 95–101. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n2/Guidelines (дата обращения: 12.12.2024)

Полный текст

 

О порядке проведения Конкурса

Профессиональный конкурс «Педагог-психолог России» выполняет значимую роль в решении задач повышения профессионального уровня и раскрытия творческого потенциала педагогов-психологов, распространения передового профессионального опыта специалистов в системе образования.

Данный Конкурс был учрежден Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» и с 2007 года ежегодно проводился в городе Сочи в рамках Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие».

C 2018 года Конкурс проводится Министерством просвещения Российской Федерации в статусе отдельного проекта всероссийского уровня и является площадкой представления лучших региональных практик психологического сопровождения обучающихся.

Требования и условия проведения XIII Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» (далее — Конкурс) определены в Положении о Конкурсе.

Конкурс включает два этапа:

I — региональный этап проводится в период до 16 сентября 2019 года во всех субъектах Российской Федерации на основе региональных положений о проведении конкурсов профессионального мастерства «Педагог-психолог — 2019». По итогам данного этапа определяется победитель, который примет участие в федеральном этапе Конкурса[I].

II — федеральный этап проводится в городе Москве в период с 26 сентября по 3 октября 2019 года.

Для участия в федеральном этапе Конкурса победитель регионального этапа должен пройти электронную регистрацию на официальном сайте Конкурса 1пНр://педагогпсихолог.рф и в период до 18 сентября 2019 года оформить личный кабинет конкурсанта, в том числе, разместить: — заявление конкурсанта,

—      представление от организационного комитета регионального этапа Конкурса,

—      фотографию конкурсанта,

—      конкурсную работу «Характеристика профессиональной деятельности»

—      конкурсную работу «Визитная карточка».

После успешного оформления личного кабинета участник утверждается оргкомитетом в качестве конкурсанта федерального этапа Конкурса.

Федеральный этап Конкурса включает два тура: экспертный и финальный.

К участию в экспертном туре приглашаются 85 человек — по одному конкурсанту от каждого субъекта Российской Федерации, а также члены команды сопровождения участников.

Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» Вестник практической психологии образования 2019. № 2 (2). С. 95-101

В рамках программы Конкурса заочные конкурсные испытания экспертного тура «Характеристика профессиональной деятельности» и «Визитная карточка» оцениваются экспертной комиссией Конкурса 26 сентября и 27 сентября 2019 года (без участия конкурсантов).

Торжественная церемония открытия Конкурса, к участию в которой приглашаются представители учредителей и организаторов Конкурса, конкурсанты и их сопровождающие, члены экспертной комиссии и жюри Конкурса, члены профессиональных общественных организаций, представители образовательных организаций и др., состоится 30 сентября 2019 года в Психологическом институте Российской академии образования. Также в день открытия конкурса будут проведены установочный семинар, процедуры жеребьевки и очное конкурсное испытание экспертного тура «Профессиональный квест».

Площадкой проведения конкурсного испытания «Мастер-класс» 1 октября 2019 года выступит Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей? с расстройствами аутистичес­кого спектра МГППУ.

В дни конкурсных мероприятий для участников будут также проведены научно-практические мероприятия, в том числе встречи с ведущими экспертами в области психологии образования. Завершится конкурс 3 октября 2019 года торжественным объявлением победителя, призеров и лауреатов Конкурса в Российской академии образования.

Впервые в истории Конкурса награждение победителя состоится в ФГБУК «Государственный Кремлевский дворец», а все участники Конкурса примут участие праздничном концерте, посвященном Международному Дню учителя, который состоится 4 октября 2019 года.

Характеристика конкурсных испытаний экспертного тура

I. «Характеристика профессиональной деятельности участника» — заочное конкурсное испытание, максимальная оценка по которому составляет 20 баллов.

Требования к формату работы: документ Microsoft Word объемом не более 20 страниц, написанный от имени конкурсанта (с соблюдением правил заимствования), в качестве основных разделов включающий: —     сведения о профессиональном и дополнительном профессиональном образовании;

—    сведения об особенностях организации (место работы Конкурсанта) и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности Конкурсанта;

—    сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности Конкурсанта в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования);

—   перечень применяемых Конкурсантом психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности Конкурсанта;

—    перечень разработанных Конкурсантом локальных и/или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др. с указанием сведений об апробации и обсуждении в профессиональном сообществе (публикации, утверждение педагогическим и/или управляющим советом организации и т.д.);

—    обобщенные итоги профессиональной деятельности Конкурсанта за последние 3 года, отражающие результативность и эффективность психолого-педагогического сопровождения.

Документ «Характеристика профессиональной деятельности участника» необходимо загрузить в личный кабинет конкурсанта на сайте 1пНр://педагогпсихологрф до 18 сентября 2019 года.

Критерии оценивания документа «Характеристика профессиональной деятельности участника»

Критерии

Максимальный балл

1. Соблюдение требований к оформлению документа:

полнота представленной информации; тематическая организованность

2

информации; соответствие представленной информации условиям конкурса

2

2. Отражение опыта работы:

приведены сведения, подтверждающие эффективность решения профессиональных задач; полученные итоги профессиональной деятельности отражают

5

реализацию федеральных государственных образовательных стандартов

5

3. Учет требований профессионального стандарта

«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»:

приведены сведения о развитии профессиональных компетенций в соответствии с решаемыми практическими задачами; материалы иллюстрируют учет требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в решении профессиональных задач

10

Критерии

Максимальный балл

4. Культура представления информации:

грамотность письменной речи; соблюдена четкая логика изложения; соблюдены правила заимствования

3

 

II. Видеоролик «Визитная карточка» — заочное конкурсное испытание, максимальная оценка по которому составляет 20 баллов.

Требования к формату работы:

—  видеоролик должен быть продолжительностью не более четырех минут с возможностью воспроизведения на большом количестве современных цифровых устройств: AVI, MPEG, MKV, WMV, FLV, FullHD и др.; качество не ниже 360 px;

—    видеоролик должен быть оформлен информационной заставкой с указанием имени участника, региона и организации, которую он представляет;

—   видеоролик, представляющий педагога-психолога, должен включать информацию об опыте реализации психолого-педагогической практики и/или инновационной технологии оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, осуществляемых в рамках профессиональной деятельности конкурсанта в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», а также сведений о получении согласия родителей (законных представителей) на видео и фотосъемку несовершеннолетних лиц.

II. Видеоролик «Визитная карточка» необходимо загрузить в личный кабинет конкурсанта на сайте http:// педагогпсихолог.рф до 18 сентября 2019 года.

Критерии оценивания видеоролика «Визитная карточка»

Критерии

Максимальный балл

1. Соблюдение требований к оформлению документа: представленная практика работы педагога-психолога соответствуют обозначенным в видеоматериале задачам

2

2. Отражение опыта работы:

видеоматериал демонстрирует позитивный опыт реализации психолого­

педагогической практики и/или инновационной технологии оказания психолого­педагогической помощи участникам образовательных отношений

5

3. Учет требований профессионального стандарта

«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»:

видеоматериал подтверждает учет требований профессионального стандарта в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога

10

4. Культура представления информации:

используется емкое и понятное представление информации;

продуманы смысловые детали сюжета, расставлены акценты;

соблюдены этические нормы при выборе материалов и при их представлении

3

 

III. «Профессиональный квест» — очное конкурсное испытание, максимальная оценка по которому составляет 40 баллов.

Требования к формату работы: участник должен подготовить документ «Психологическое заключение» на основе анализа данных протокола психодиагностического обследования.

Документ «Психологическое заключение» должен включать:

—    общие сведения об обучающемся;

—    выводы по протоколу психодиагностического обследования;

—    рекомендуемые мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению обучающегося; планируемые направления, длительность и формы психолого-педагогического сопровождения;

—    описание проектируемых динамических изменений в статусе обучающегося после проведения мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению;

 

Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» Вестник практической психологии образования 2019. № 2 (2). С. 95-101

—    рекомендации по взаимодействию с обучающимся (для педагогов и родителей), рекомендации по дальнейшему сопровождению обучающегося.

Регламент выполнения: не более 120 минут.

В процедуре психодиагностического обследования будут использованы отдельные методики из Примерного перечня психодиагностических методик Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (приложение 6 к письму заместителя Министра образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»).

Проблематика задач для заданий конкурсного испытания «Профессиональный квест»:

—      поведенческие проблемы и девиации;

—      проблемы взаимодействия с учителями;

—      проблемы взаимодействия со сверстниками;

—      социальный статус в группе сверстников;

—      проблемы детско-родительских отношений;

—      проблемы адаптации;

—      проблемы выхода из кризисных ситуаций;

—      проблемы выбора профиля обучения и трудности профессионального самоопределения;

—      трудности коммуникации;

—      трудности социализации.

Конкурсант в рамках проведения жеребьевки (30 сентября 2019 года) вправе выбрать возраст детей для данного конкурсного испытания:

—      дошкольный возраст;

—      младший школьный возраст;

—      подростковый возраст.

Сведения, которые будет содержать конкурсное задание (протокол психодиагностического обследования): — общие сведения об обучающемся (пол, возраст);

—      сведения о семье обучающегося, условиях проживания;

—    инициатор обращения к психологу, формулировка запроса к психологу от инициатора, описание итогов первичной беседы психолога и обратившегося;

—    с какого возраста обучается в конкретной образовательной организации, данные опроса, характеристики других педагогических работников - воспитателя/классного руководителя, социального педагога и т. д.

—      сведения о результатах психодиагностического исследования.

Критерии оценивания конкурсного испытания «Профессиональный квест»

Критерии

Максимальный балл

1. Соответствие требованиям к структуре документа:

проведена оценка полноты представленных психодиагностических данных;

используется грамотный и аргументированный анализ результатов

психодиагностического исследования; используемые понятия полно и достоверно характеризуют рассматриваемые проблемы; соблюдены этические нормы

5

2. Глубина раскрытия проблемы и убедительность суждений:

проведен анализ актуального уровня психического развития ребенка;

по результатам проведенного анализа выявлены проблемы;

с целью решения выявленных проблем сформулированы рекомендации

20

3. Аргументация собственного мнения:

последовательность выводов в соответствии с данными диагностической процедуры;

построен адекватный вероятностный прогноз развития ребенка;

даны корректные предложения по психолого-педагогическому сопровождению

10

4. Логичность изложения, грамотность:

выводы по результатам соответствуют данным протокола психодиагностического обследования; соответствие рекомендаций выводам по результатам исследования

5

 

Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» Вестник практической психологии образования 2019. № 2 (2). С. 95-101

IV. «Мастер-класс» — очное конкурсное испытание, максимальная оценка по которому составляет 60 баллов.

Требования к формату работы: публичное выступление перед коллегами и членами Экспертной комиссии в своей подгруппе, демонстрирующее опыт реализации психолого-педагогической практики и/или инновационной технологии оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, осуществляемых в рамках профессиональной деятельности Конкурсанта.

Тема мастер-класса определяется участником самостоятельно на основе положений профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Участники мастер-класса: волонтеры Конкурса (студенты психологических факультетов) и (или) Конкурсанты.

Регламент: 15 минут на выступление участника (включая самоанализ), 5 минут на вопросы членов Экспертной комиссии.

Критерии оценивания конкурсного испытания «Мастер-класс»

Критерии

Максимальный балл

1. Соответствие требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и других нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога в сфере образования: демонстрируемая практика отражает реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

демонстрируемая практика отражает реализацию требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

20

2. Эффективность:

достижение запланированных результатов; соответствие применяемых форм работы целеполаганию и их эффективность; вовлеченность участников в содержание мероприятия; значимость мероприятия для участников

10

3. Обоснованность:

актуальность содержания; научность содержания; способность к обобщению; умение проанализировать результаты своей деятельности

5

4. Глубина и оригинальность содержания:

научное обоснование содержания мероприятия; оригинальный (авторский) сценарий мероприятия; наличие оригинальных приемов актуализации,

проблематизации; наличие оригинальных приемов поиска и открытия, рефлексии

5

5. Умение транслировать (передать) свой опыт работы:

наличие четкого алгоритма (фазы, этапа, процедуры); представляемая практика/ технология может быть использована другими педагогами-психологами;

владение навыками коммуникативного взаимодействия;

рациональное использование времени

15

6. Общая культура и коммуникативные качества:

эрудиция; нестандартность мышления; стиль общения; соблюдение этических норм; способность к импровизации

5

 

После завершения экспертного тура Счётная комиссия Конкурса на основе оценочных ведомостей производит ранжирование Конкурсантов с учетом общего количества набранных баллов, отбирает и объявляет 2 октября 2019 года 15 (пятнадцать) Конкурсантов, вышедших в финальный тур федерального этапа Конкурса.

Финальный тур проводится в городе Москве 2 октября 2019 года на базе Московского государственного психолого-педагогического университета и включает одно конкурсное испытание: «Профессиональный кейс».

В финальном туре участвуют пятнадцать участников Конкурса, набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам экспертного тура.

Участники, не прошедшие в финальный тур, приглашаются на научно-практические мероприятия с участием ведущих экспертов в области психологии образования.

Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» Вестник практической психологии образования 2019. № 2 (2). С. 95-101

Характеристика конкурсного испытания финального тура «Профессиональный кейс»

Требования к формату работы: участник должен решить профессиональный кейс и презентовать его.

Максимальное количество баллов по испытанию составляет 50 баллов.

Решение профессионального кейса предполагается на определенной аудитории (не более трех студентов) в форме открытого мероприятия, иллюстрирующего психолого-педагогическую проблему и демонстрирующего анализ и оценку проблемной психолого-педагогической ситуации, а также решение проблемы и принятие решения.

Тематические направления конкурсного задания «Профессиональный кейс»:

—      сопровождение процессов выявления и развития способностей обучающихся;

—      сопровождение одаренных и высокомотивированных обучающихся;

—      сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в обучении;

—      обучение детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе;

—      участие в создании инклюзивной среды образовательной организации;

—    поддержка педагогов и родителей в вопросах организации образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями в образовательной организации;

—      сопровождение обучающихся с нормативными и ненормативными кризисами взросления;

—      процессы подготовки и проведения итоговой аттестации обучающихся;

—      детские страхи.

Конкурсант в рамках подведения итогов экспертного тура конкурса (2 октября 2019 года) вправе выбрать возраст детей для конкурсного испытания «Профессиональный кейс»: — дошкольный возраст;

—      младший школьный возраст;

—      подростковый возраст.

Регламент конкурсного испытания: 15 минут на выступление участника, 5 минут на вопросы членов Жюри.

В процессе презентации кейса конкурсанты могут использовать стимульные материалы.

Последовательность решения кейса в рамках заданной ситуации предполагает:

—    иллюстрацию психолого-педагогической проблемы, презентацию варианта решения проблемы (с привлечением студентов психологических факультетов - не более 3 чел.);

—      анализ и оценку проблемной психолого-педагогической ситуации.

Критерии оценивания конкурсного испытания «Профессиональный кейс»

Критерии

Максимальный балл

1. Соответствие теме:

соответствие иллюстрации психолого-педагогической проблемы реальной проблеме, заложенной в кейсе; соответствие предложенной оценки ситуации реальной проблеме, заложенной в кейсе; соответствие решения реальной проблеме, заложенной в кейсе

10

2. Результативность:

достижение поставленной цели; эффективность избранных методов в решении проблемы; эффективность взаимодействия конкурсанта с аудиторией;

аргументированность оценки проблемной ситуации

10

3. Содержательность и аргументированность:

корректное целеполагание; логическая последовательность в решении кейса; соответствие применяемых форм работы целеполаганию и их эффективность

10

4. Профессиональная компетентность:

владение актуальными психолого-педагогическими технологиями; соблюдение этических норм профессиональной деятельности

10

5. Культура речи:

четкая логика изложения; речь четкая, лексически богатая культура речи

10

 

Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» Вестник практической психологии образования 2019. № 2 (2). С. 95-101

Заключение

Конкурс завершается 3 октября 2019 года торжественной церемонией закрытия и награждением победителей в Российской академии образования.

Все участники, члены команды сопровождения, члены оргкомитета, экспертной комиссии и жюри Конкурса приглашаются 4 октября 2019 года в ФГБУК «Государственный Кремлевский дворец» на торжественную церемонию награждения победителя Конкурса и праздничный концерт, посвященный Международному Дню учителя, 4 октября 2019 года

Победителем Конкурса признается лауреат Конкурса, набравший наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам финального тура.

В соответствии с количеством набранных баллов определяются призеры Конкурса, которым присуждаются II и III места.

По итогам конкурса также определяется конкурсант, которому вручается диплом в номинации «Общественное признание» и победители других номинаций, учрежденных оргкомитетом Конкурса.

Необходимо констатировать, что участие в федеральном этапе Конкурса требует целенаправленной подготовки участников.

В этой связи мерами, способствующими эффективности подготовки, являются:

—     участие в инновационной деятельности;

—     объективная оценка и учет возможностей конкурсанта;

—     практика публичных выступлений конкурсанта в рамках научно-практических мероприятий;

—     стремление конкурсанта повышать свою компетентность;

—     регулярное участие в городских и региональных научно-практических мероприятиях

В целях подготовки к федеральному этапу Конкурса на базе образовательного учреждения целесообразно создать команду подготовки конкурсантов, которая будет решать задачи:

—    создания условий для реализации творческой деятельности, в том числе материальных условий для подготовки к конкурсу,

—     организации группы сопровождающих,

—     методического сопровождения конкурсанта.

В качестве общего алгоритма подготовки конкурсанта рекомендуется:

—    провести системный анализ опыта участников предыдущих лет, изучить тенденции в практике подготовки и подачи конкурсных материалов;

—     проанализировать опыт конкурсанта, выявить наиболее активные направления в его деятельности;

—    оказать методическую поддержку конкурсанту по вопросам нормативно-правового обеспечения деятельности, теоретическим основам профессиональной деятельности, по работе с документами;

—     привлекать конкурсанта к участию в городских и региональных мероприятиях в качестве выступающего; — проводить психологическую подготовку конкурсанта, обеспечить его мотивационную готовность.



[I] В этой связи, в каждом субъекте Российской Федерации целесообразно обеспечить условия проведения региональных этапов конкурса на основе положения о Всероссийском конкурсе «Педагог-психолог России».

Метрики

Просмотров

Всего: 295
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 141
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0