Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 4. С. 88–94
doi:10.17759/bppe.2019160409
ISSN: 2658-3100 (online)
Практика развития инклюзивного образования в МБОУ г. Шахты «Лицей № 11»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инклюзия, образование, ОВЗ
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160409
Для цитаты: Ясиновская И.Н., Манукян А.А. Практика развития инклюзивного образования в МБОУ г. Шахты «Лицей № 11» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 88–94. DOI: 10.17759/bppe.2019160409
Полный текст
В рамках программы «Реализация мероприятий по созданию универсальной безбарьерной среды» в МБОУ г. Шахты «Лицей № 11» создана универсальная «безбарьерная среда», позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, а также созданы специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Основной задачей образовательного процесса МБОУ г. Шахты «Лицей № 11» в инклюзивном образовании является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков, создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
Это позволяет обеспечивать успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Лицей укомплектован кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных основной образовательной программой лицея, способными к инновационной профессиональной деятельности.
Образовательная деятельность в лицее осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования [5]. Основные образовательные программы (далее — ООП) по уровням образования в полном объеме обеспечены учебной литературой, рабочими программами по всем дисциплинам учебного плана, учебно-методическим комплексом для педагогов и обучающихся, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом.
В лицее осуществляется адаптация образовательных программ к способам усвоения их содержания детьми с ОВЗ при помощи различных форм и методов педагогического взаимодействия.
В структуре основных образовательных программ имеется раздел «Программа коррекционной работы», направленный на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программ общего образования [4].
В рамках программы «Реализация мероприятий по созданию универсальной безбарьерной среды в МБОУ г. Шахты «Лицей № 11» выполнены работы по созданию специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями.
Таблица 1.
Специальное оборудование
Кабинеты специалистов
«Психологический кабинет» — учебное помещение лицея, в котором педагог-психолог организует индивидуальные и групповые занятия. Кабинет имеет оборудование для развития мелкой моторики, тактильного, зрительного и слухового восприятия, мышления и речи; дидактический материал для социальноэмоционального развития; оборудование для дидактических игр; материалы для изобразительного творчества и т.п.
«Сенсорная комната» — комната, оснащенная специальным оборудованием для создания среды положительной мультисенсорной стимуляции в атмосфере, полной безопасности, которая отсекает любые негативные и нейтральные воздействия внешнего мира; способствует снятию агрессивного состояния, избавлению от негативных эмоций. Потолок и стены комнаты окрашены в светлые, мягкие тона. Мебель представлена мягкими модулями, пуфами. В составе оборудования сенсорной комнаты: сухой бассейн с шариками, прыгательные мячи, сенсорные и тактильные дорожки, тактильные панели, панно фибероптиче- ское «Зеркало» и др. Комната релаксации помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. В ней создается комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая психофизическое здоровье детей.
Учебные кабинеты оборудованы ростовой мебелью, оснащены современным оборудованием.
Описание научно-методического обеспечения инклюзивной образовательной деятельности
В лицее разработана и реализуется модель образования детей, имеющих разные образовательные потребности, основанная на принципах интеграции, обеспечивающая равенство в доступности качественного образования в условиях ФГОС [1].
При проектировании данного раздела ООП учтены все рекомендации по разработке «Программы коррекционной работы», о которых говорилось в начале статьи.
В программе определены цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которые обеспечивают интеграцию особого ребенка в социум с учетом его психофизических и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Промежуточными целями данной программы выступают также медико-социальная реабилитация детей с ОВЗ и укрепление их здоровья, формирование у них навыков и умений бытового самообслуживания, формирование у таких детей положительной самооценки.
В программе описана стратегия психолого-педагогического сопровождения и обучения особых детей посредством решения следующих задач:
• своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
• определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей со статусом «ребенок-инвалид»;
• определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
• создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии);
• разработка и реализация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемых поддержкой тьютора образовательного учреждения;
• обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
• реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Основная общеобразовательная программа начального и основного общего образования успешно адаптирована в образовательном учреждении, в ней учтены все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для осуществления инклюзивного образовательного процесса учтено применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
Образовательное учреждение, учителя, специалисты сопровождения имеют доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее — ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения имеет фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
Особое внимание уделяется созданию информационно-образовательной среды (далее — ИОС) лицея, которая включает:
• совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски);
• культурные и организационные формы информационного взаимодействия участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ;
• наличие служб поддержки применения ИКТ.
Создаваемая в лицее информационно-образовательная среда предполагает открытую циркуляцию необходимой для всех участников образовательного процесса информации, доступ к сети Интернет.
В 2019-2020 учебном году в МБОУ г. Шахты «Лицей № 11» открыт класс для учащихся с организацией обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования для детей с ЗПР.
Также в лицее организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров — территориальной ПМПК, ИМЦО, органов социальной защиты, детских общественных организаций. Взаимодействие лицея с социумом находится на достаточно высоком уровне.
Лицей успешно осуществляет активное социальное партнерство с различными организациями и общественностью, разрабатывает для детей адекватный при их особенностях развития образовательный маршрут, что дает возможность максимально обеспечить развитие, обучение, воспитание и социализацию детей с ОВЗ.
Деятельность МБОУ г. Шахты «Лицей № 11» направлена на осуществление главной цели инклюзивного образования — преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Литература
- Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 1. С. 83–92.
- Виневская А. Практические материалы для педагогов, реализующих инклюзивное образование. Екатеринбург: Ridero, 2016. 192 с.
- Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: СГТУ, 2002. 270 с.
- Староверова М.С., Ковалев Е.В., Захарова А.В. [и др.] Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2011. 167 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=346766&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.02077003211389794#09382081847255441 (дата обращения: 25.03.2020).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 369
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 83
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0