Психологическая служба в системе высшего образования: проблемы и актуальные задачи

2974

Аннотация

Статья направлена на анализ актуального состояния и проблем становления психологической службы в системе высшего образования. Выделены цели психологической службы и актуальные задачи, связанные с требованиями времени, отмечается необходимость трансформации задач и областей деятельности психологической службы в системе высшего образования. Описаны основные проблемы, препятствующие эффективному развитию психологической службы. Отмечена необходимость трансформации ранее существующих представлений об организации психологического сопровождения в высших учебных заведениях. Эта необходимость обоснована вызовами времени и, в свою очередь, требует комплексного подхода к объединению теории, практики, задач обучения и формирования личности в условиях социальной нестабильности и роста кризисных вмешательств. Как новые требования к психологической службе выделены, во-первых, необходимость организации психологического консультирования и психотерапии, во-вторых, организация работы, направленной на формирование у студентов навыков поддержания собственного психического здоровья, в-третьих, реализация диспетчерской функции психологической службы вуза. Это необходимо для диагностики неблагополучий у студентов и направления их к необходимым специалистам.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая служба в системе высшего образования, студенты, психологическое сопровождение, психологические трудности

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170110

Для цитаты: Андронникова О.О. Психологическая служба в системе высшего образования: проблемы и актуальные задачи [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 85–94. DOI: 10.17759/bppe.2020170110

Полный текст

 

 

Введение

Студенты колледжей и университетов, особенно на первом курсе, испытывают ряд сложностей. Во- первых, они должны приспосабливаться к условиям, подверженным быстрым изменениям и неопределенности. Во-вторых, находятся в ситуации оторванности от привычных систем поддержки. В-третьих, студентам необходимо справиться с множеством личностных и психологических проблем, которые варьируются от вопросов адаптации и проблем развития, академических, учебных, профессиональных проблем до психического заболевания.

В этой ситуации особенно остро может ощущаться влияние социального травматического стресса, связанного с COVID-19 и необходимой самоизоляцией, переходом на дистантную форму обучения. Все это актуализирует необходимость решения существующих проблем психологической службы в системе высшего образования.

Ожидается, что психологическая служба оказывает необходимое психологическое сопровождение участникам образовательного процесса [8; 10]. В рамках задач высшего образования психологическая служба нацелена на то, чтобы способствовать развитию, адаптации и обучению студентов, одновременно предотвращая опасное и саморазрушительное поведение. По сути, служба решает задачи всестороннего обеспечения условий для эффективного прохождения образовательного процесса и формирования личности выпускника.

Однако механизмы, используемые для достижения этой цели университетами, в значительной степени различаются в зависимости от философии или миссии учреждения. Несмотря на то что психологические службы в системе высшего образования в России появились достаточно давно, они не стали обязательным подразделением в вузах и создаются по инициативе администрации или психологов вузов.

Участники Всероссийского съезда психологов образования (3 апреля 2018 года) пришли к выводу, что на сегодняшний день в России пока нет единой общепринятой модели психологической службы [4].

Актуальное состояние психологической службы в высшем образовании

Рассматривая цель психологической службы, необходимо отметить, что чаще всего она формулируется исходя из двух аспектов: образовательных и социальных.

Образовательная цель связана с выявлением и максимально полным использованием в обучении и воспитании студентов их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся задатков, интересов и склонностей [10]. В рамках выполнения данной цели возникает необходимость организации эффективной системы психологического сопровождения профессионального становления учащихся с соблюдением принципа синергетического эффекта воздействия в условиях психологически безопасной образовательной среды.

О.А. Белобрыкина отмечает, что данная цель, в конечном счете, ведет к созданию условий, в которых может сформироваться квалифицированный работник, профессионал в определенной области [11].

Социальная цель направлена на организацию помощи студенту в преодолении его психологических трудностей, обусловленных как образовательными, так и иными (возрастными, социальными, природными) причинами. В конечном счете, социальная цель образования ведет к созданию условий, в которых может сформироваться личность гуманистического типа. Несколько по-другому социальная цель представлена в зарубежных исследованиях.

Так, С. Бисиното (C. Bisinoto) с соавторами роль психологической службы видит в продвижении академического успеха путем поощрения творческого и академического потенциала студентов, устранении препятствий в усвоении академических знаний и развитии различных навыков, которые ведут студентов к успеху в жизни [12]. Данное положение находит свое подтверждение в работах других авторов [13; 19].

В рамках реализации обозначенных целей психологические службы университетов сталкиваются с задачей удовлетворения потребностей самых разнообразных групп студентов. В этой связи необходимо уточнение стоящих перед психологической службой задач, понимание требований к ее роли — все более расширяющихся.

Комплексное представление о психологической службе — в рамках высшего образования — позволяет определить следующие направления ее деятельности: психопрофилактика, психотерапия, профориентация и профконсультирование, обеспечение учебной деятельности, обучение психологической грамотности.

В рамках комплексного подхода к работе психологической службы образовательного учреждения Л. Дарлинг-Хаммонд с соавторами (L. Darling-Hammond) описывает четыре области деятельности специалистов психологической службы (SoLD), отвечающих основным потребностям развития и позволяющих студентам использовать возможности продуктивного обучения [13]. Авторы следующим образом описывают эти области:

•            благоприятные условия окружающей среды, включающие позитивные устойчивые отношения, физическую, эмоциональную и личностную безопасность и чувство принадлежности и цели;

•            продуктивные учебные стратегии, которые поддерживают мотивацию, компетентность и самостоятельное обучение;

•            социальное и эмоциональное обучение, развивающее навыки, привычки и мышление, которые обеспечивают академический прогресс, эффективность и продуктивное поведение (саморегуляция, исполнительная функция, внутриличностное осознание, навыки межличностного общения, активность);

•            система поддержки, которая обеспечивает здоровое развитие, отвечает потребностям учащихся и преодолевает учебные барьеры, в том числе навыки предотвращения нарушения развития, включая травмы и несчастья [13; 16].

Исходя из специфики социальной ситуации своей страны, К. Хацихристу (C. Hatzichristou) с соавторами в качестве основных фокусов внимания психологической службы университета определяют следующие: повышение индивидуальной устойчивости и психологической адаптации студента и поддержка студенческих сообществ во время бедствий, таких как экономический спад, приток беженцев и стихийные бедствия [17]. Авторы обогащают синтетическую модель сопровождения разработкой многоуровневой модели готовности к кризисам, которая включает в себя многомерный подход, учитывающий контекстуальные факторы и межкультурные и межнациональные особенности. В основе модели — повышение устойчивости студента или группы.

Таким образом, появляется необходимость трансформации ранее существующих представлений об организации психологического сопровождения в высших учебных заведениях. Эта трансформация обоснована вызовами времени и требует комплексного подхода к объединению теории, практики, задач обучения и формирования личности в условиях социальной нестабильности и роста кризисных вмешательств.

Однако не все высшие учебные заведения готовы отвечать на поставленные вызовы времени. В ряде университетов психологической службы не предусмотрено, в некоторых — есть только номинально, в каких- то круг обязанностей психологической службы определен в рамках академических задач и не включает вопросы поддержки психического здоровья и безопасности. Либо службы концентрируются на вопросах сопровождения инклюзивного образования студентов с ОВЗ. Лишь немногие придерживаются комплексного подхода в организации психологического сопровождения в сфере высшего образования.

Уточнение современных задач, стоящих перед психологической службой университета, позволяет выделить следующие направления деятельности:

•            обеспечение психологического сопровождения участников образовательного процесса, в перечень которого входят студенты, профессорско-преподавательский состав, руководство вуза, родители студентов, административные отделы вуза, работодатели. В контекст данного сопровождения входят задачи оптимизации образовательного процесса, в том числе методическая помощь в выборе методов и содержания обучения, соответствующего индивидуальным особенностям учащихся и специфике их восприятия;

•            обеспечение психологической безопасности образовательной среды университета;

•            создание условий для практико-ориентированного обучения студентов выбранной специальности;

•            сопровождение адаптационных процессов студентов, особенно обучающихся на первом курсе;

•            консультативное сопровождение студентов, имеющих специфические трудности психологического, патопсихологического или психиатрического характера;

•            сопровождение инклюзивного образования детей с ОВЗ;

•            организация психологического просвещения обучающихся, направленного на самопознание, приобретение психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, формирование потребности в здоровом образе жизни, достижение успешности.

Необходимо отметить, что для выполнения задач психологического сопровождения необходимы соответствующие виды деятельности.

Анализ основных видов деятельности, (реализация которых входит в сферу ответственности психологической службы университета) позволяет выделить достаточно большой разброс возможных вариантов. Вариативность набора отражена в современных исследованиях. Среди основных видов деятельности принято выделять:

•            психологическое сопровождение учебного процесса: профилактика, просвещение, поддержка, помощь;

•            экспертную деятельность;

•            психодиагностику;

•            психоконсультирование и психокоррекцию;

•            психотерапию [3].

Психопрофилактика, как вид деятельности психологической службы вуза, направлена на увеличение психологической устойчивости студентов (как личностной и / или групповой характеристики). При этом необходимо выделить четыре уровня воздействия на учащихся:

•            повышение устойчивости как личностной характеристики, полезной в повседневной жизни;

•            расширение возможностей в случае появления неблагоприятных событий;

•            поддержка устойчивости;

•            обучение устойчивости [16; 17].

В рамках данного направления необходимо учить студентов:

•            эффективно применять технологии самоуправления,

•            развивать эмоциональный интеллект,

•            ставить позитивные цели,

•            проявлять эмпатию,

•            развивать конструктивные межличностные отношения,

•            брать на себя ответственность,

•            принимать решения.

В данном контексте профилактика не может быть направлена только на информирование о вреде приема психоактивных веществ или опасности неконтролируемого поведения, которое часто становится неадекватным. Профилактика должна быть направлена на формирование у студентов особых личностных качеств, которые повышают их жизнестойкость и устойчивость личности. А значит — позволяют успешно справляться с возникающими рисками и сложностями.

Необходимо обучать студентов поддерживать психическое здоровье на когнитивном, эмоциональном и духовном уровне. Возможно использование индивидуальных и групповых форм организации консультаций и занятий. Также стоит учитывать, что студенты демонстрируют заинтересованность в развитии навыков управления стрессом, управления временем, карьерном и жизненном планировании, выстраивании семьи и отношений, финансовой грамотности [14].

Важным направлением деятельности выступает методическая и экспертная поддержка процесса обучения. Организация обучения, ситуации, связанные с трудностями усвоения программы, мотивация к профессиональной деятельности, выстраивание профессиональной карьеры — все эти вопросы по- прежнему находятся в центре внимания специалистов.

Психологическая поддержка должна оказываться, в первую очередь, тем студентам, которые испытывают особые сложности в процессе обучения (уязвимым группам студентов). К таким группам относятся учащиеся:

•            которые переживают травмирующие события личностного или социального характера [17],

•            находятся в кризисной ситуации [5],

•            мигранты и беженцы [16],

•            инвалиды и лица с особыми возможностями здоровья [1; 6; 7; 9].

Для каждой из выделенных категорий существует специфика организации психологического сопровождения. Для групп беженцев в рамках поддерживающих мероприятий важной становится готовность педагогов к работе по программам вмешательства, что вызывает необходимость их обучения выстраиванию студенческого коллектива [19]. Для студентов с особыми возможностями здоровья основой социально­психологического сопровождения является присутствие программ безбарьерной среды, организации групп поддержки и самоподдержки [1; 7].

Достаточно остро в настоящее время встал вопрос об организации психологического консультирования и психотерапии. Психологический дистресс и преодоление проблем среди студентов высших учебных заведений требуют большого внимания и сказываются на успешности овладения профессией, построения карьеры и многом другом.

К. Дизи (C. Deasy) с соавторами отмечает, что рост расстройств среди студентов высших учебных заведений вызывают глобальную обеспокоенность [14]. Авторы рассматривают психологический стресс и обеспокоенность как показатели, нарушающие здоровье, приводящие к психическим расстройствам и требующие целенаправленного сопровождения, консультирования и психотерапии [14].

Необходимость психотерапевтической поддержки студентов университета с личными и психологическими проблемами — в том числе проблемами психического здоровья — отмечают и другие исследователи. В работах К. М. Гранер и А. Т. Черкейра (K. M. Graner, A. T. Cerqueira) показано, что во время обучения в вузе студенты испытывают серьезные психические расстройства, диагностированные до или после их поступления в вуз, но обострившиеся вод влиянием повышенных учебных нагрузок, которые вызывают психологический стресс [15]. Часто это проблемы связаны с расстройством настроения, беспокойством, пищевыми расстройствами, употреблением стимуляторов.

Распространенность номофобии (страха остаться без мобильного телефона или вдалеке от него) у студентов университетов, как показатель психического неблагополучия, отмечают Родригес-Гарсия (Rodriguez-Garcia) с коллегами [18].

Среди ситуаций, требующих особого внимания психологической службы, находятся проблемы, возникающие в ситуации переживания горя и потери, дисфункций семьи, разрушения ценностей, проблем реализации сексуальности, краха отношений, употребления психоактивных веществ, дискриминации по половому или религиозному признаку, маргинализации.

Таким образом, в рамках работы психологической службы вуза возникает необходимость в программах деятельности и специалистах, способных оказать необходимую психотерапевтическую помощь или выступить с диспетчерской функцией для диагностики неблагополучия и направления к необходимым службам.

Важным является сотрудничество психологической службы с местными центрами психологической, психотерапевтической, психиатрической поддержки и помощи, позволяющими организовать адекватное сопровождение студентов в ситуации возникновения сложных проблем, решение которых не входит в компетентность психологической службы сопровождения вуза.

Нельзя игнорировать распространенность проблем развития и адаптации. В контексте высшего образования необходимо консультирование, направленное на адаптацию студентов, их развитие и обучение.

Итак, перед психологической службой университета встает большой круг задач, решение которых невозможно без системной работы, направленной на многоуровневый комплексный подход и организацию взаимодействия всех служб.

Проблемы развития психологической службы университетов

Говоря о вопросах и актуальных проблемах психологической службы вуза, необходимо обозначить несколько актуальных проблем, которые в данный момент препятствуют эффективному развитию и функционированию психологической службы университета.

1.   При определении основных целей и задач психологических служб в высших учебных заведениях возникает достаточно много иллюзорных или тревожных ситуаций. Зачастую психолог выполняет совсем не те функции, которые находятся в рамках его компетентности и входят в сферу его профессиональных интересов. Известны ситуации, когда на специалистов службы психологического сопровождения возлагают функции борьбы с терроризмом, наркоманией, асоциальным поведением студентов. Очевидно, что реализация подобной деятельности обычно низкоэффективна. Часто психолог выполняет функции специалистов по воспитательной работе, что также оказывается неэффективным.

2.   Выбор организационной модели психологической службы. Результаты анкетирования, приведенные в работе И.В. Макаровой [4], позволили определить 5 основных организационных моделей психологической службы системы высшего профессионального образования, каждая из которых, несомненно, имеет свои плюсы и минусы в реализации.

1)   Психолог, работающий в структуре подразделения, основными функциями которого является социальная, воспитательная работа и / или организация внеучебной деятельности студентов. Данная модель характерна для небольших университетов и требует от специалиста высокого уровня ответственности за качество реализации разных видов деятельности.

2)   Психологический центр, выступающий самостоятельной структурой, с необходимой для деятельности автономией и независимостью в организации деятельности, что позволяет реализовывать основные задачи психологического сопровождения учебного процесса. Данная модель чаще всего используется в крупных университетах за рубежом. Сложным местом развития такой модели выступает функционирование, так как для его обеспечения нет внешних источников, а значит, финансирование приходится брать из бюджета вуза.

3)   Функции психологической службы возложены на преподавателей психологии (психологические факультеты, кафедры психологии). Данная ситуация достаточно сомнительна, так как возникают вопросы соблюдения этических норм профессиональной деятельности, смешения контекстов и оплаты нагрузки преподавателям (часто это волонтерская работа).

4)   Студенческие психологические объединения, кураторами которых могут выступать преподаватели факультетов психологии. В данной модели преподаватели также могут вести консультативную работу в особо сложных случаях. Сложности данной модели заключаются как в низкой компетентности студентов, так и в возможном смешении педагогических и консультационных контекстов [2]. К тому же возникают вопросы соблюдения этических профессиональных норм.

5)   Аутсорсинговая система организации психологической помощи. Данная модель связана с передачей профессионального психологического сопровождения сторонней психологической организации по безвозмездному или возмездному договору. В этом случае выигрывает качество психологической помощи, однако возникают сложности понимания внутренних процессов университета и управления процессами психологической поддержки [4].

3.  Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологов системы высшего образования — это еще один вопрос, требующий своей проработки. Нормативной регламентации и рекомендаций по организации деятельности психолога университета нет. Не регламентирована нагрузка на специалиста, нет системного описания необходимых видов деятельности, не регламентирована заработная плата.

4.   Следующий вопрос, требующий обсуждения, — этические принципы и нормы деятельности психолога высшего образования. Ситуации, когда корпоративные требования и правила вступают в противоречие с этическими требованиями деятельности, возникают достаточно часто и требуют введения протоколов и алгоритмов деятельности, способствующих принятию верных решений.

5.   Профессиональная подготовка психологов для работы в университетах, повышение их квалификации с учетом понимания специфики профессиональных задач практически не представлены в российском образовательном пространстве.

6.   Следующая проблема — мифы, нарушающие деятельность психологической службы вузов. Среди максимально часто представленных мифов выступают мифы самих психологов (о своих возможностях) и мифы руководителей учебных организаций (о задачах и возможностях психологов). Среди мифов руководителей достаточно много связанных с решением учебных задач и задач работы с молодежью, например, что психологическая служба вуза может решить проблемы:

•            воспитания студентов;

•            дидактические;

•            модернизации образовательного процесса;

•            профилактики аддиктивного поведения, в том числе суицида, и многое другое.

В этом контексте хотелось бы отметить, что психологическая служба не является дополнительным звеном в системе управления и не может решить все перечисленные задачи, не отвечает за модернизацию образовательного процесса, не может психологическими средствами решать вопросы дидактики высшей школы, не может решить все злободневные вопросы молодежи. Она может стать только «диспетчером», позволяющим организовать такую работу. Также необходимо отметить, что психологическая служба не может кардинально решить вопрос профилактики девиантного поведения, предотвратить употребление наркотиков, алкоголя.

Выводы

Таким образом, необходимо отметить потребности в изменении подхода к организации психологической службы университетов. Исследования многих авторов подтверждают ее значимость для увеличения эффективности учебного процесса. Наблюдается трансформация ранее существовавших представлений об организации психологического сопровождения в высших учебных заведениях. Эта трансформация обоснована вызовами времени и для своей дальнейшей успешной реализации требует применения комплексного подхода.

Появляются новые фокусы внимания психологической службы, включающие задачи не только сопровождения академического процесса, но и поддержания психического здоровья, обучения навыкам жизнестойкости, совладания со стрессом. Кроме того, появляется необходимость в диспетчерской функции службы для организации эффективной помощи студентам. Важно помнить, что психологическая служба не является «скорой социальной помощью». Она призвана вести целенаправленную работу по профилактике, обучению, консультированию, методическому сопровождению, психотерапии. Преодоление иллюзий позволит двигаться в сторону создания адекватной модели психологической службы вуза. Однако мы должны понимать, что в решении этой задачи мы находимся только в начале пути.

 

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 29–41. doi: 10.17759/pse.2018230204
  2. Ефремова О.И. Психологическая служба вуза как один из институтов профессионализации будущих психологов образования [Электронный ресурс] // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-sluzhba-vuza-kak-odin-iz-institutovprofessionalizatsii-buduschih-psihologov-obrazovaniya (дата обращения: 07.05.2020).
  3. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2016. Том 8. № 3. C. 1–15. doi: 10.17759/psyedu.2016080301
  4. Макарова И.В. Психологическая служба вуза: реальность и мечты // Психологическая служба университета: реальность и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 27–28 октября 2017 г.) / Отв. ред. И.Б. Умняшова, И.В. Макарова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ; НИУ ВШЭ, 2017. 424 с.
  5. Мищерина И.В. Кризисное состояние личности студента и особенности его проявления // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» (Ростов-на-Дону, 12–13 декабря 2019 г.). Ростов-на-Дону, 2019. С. 99–106.
  6. Одинцова М.А., Куляцкая М.Г. Психологическое благополучие студентов с инвалидностью в инклюзивной среде смешанного обучения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 2. С. 30–42. doi: 10.17759/psyedu.2019110204
  7. Одинцова М.А., Александрова Л.А., Кузьмина Е.И., Лазарева В.М. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде вуза [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 114–127. doi: 10.17759/psyedu.2019110310
  8. Ооржак Л.Н. Организация деятельности психологической службы вуза: анализ опыта Тувинского государственного университета [Электронный ресурс] // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-deyatelnostipsihologicheskoy-sluzhby-vuza-analiz-opyta-tuvinskogo-gosudarstvennogo-universiteta (дата обращения: 07.05.2020).
  9. Осьмук Л.А., Дегтярева В.В., Жданова И.В. Моделирование социально-психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 140–149. doi: 10.17759/pse.2017220116
  10. Теоретико-методологические основы организации психологической службы в вузе: Монография / Гут Ю.Н. [и др.]. Белгород: ИД «Белгород»; НИУ «БелГУ», 2017. 342 с.
  11. Теория и практика психологической службы в образовании: Учебное пособие. 2-е изд., доп. / Авторсост. О.А. Белобрыкина. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. 508 с.
  12. Bisinoto C., Marinho C., Almeida L. La psicología educativa en la educación superior: la situación actual en Portugal // Revista De Psicología. 2014. Vol. 32 (1). P. 91–119.
  13. Darling-Hammond L., Flook L., Cook-Harvey C. M., Barron B., Osher D. Implications for educational practice of the science of learning and development // Applied Developmental Science. 2020. Vol. 24 (2). P. 97–140. doi: 10.1080/10888691.2018.1537791
  14. Deasy C., Coughlan B., Pironom J., Jourdan D., Mannix-McNamara P. Psychological Distress and Coping amongst Higher Education Students: A Mixed Method Enquiry // PLoS ONE. 2014. Vol. 9 (12). P. e115193. doi: 10.1371/journal.pone.0115193
  15. Graner K. M., Cerqueira A. T. A. R. Revisão integrativa: sofrimento psíquico em estudantes universitários e fatores associados // Ciência & Saúde Coletiva. 2019. Vol. 24 (4). P. 1327–1346. doi: 10.1590/1413-81232018244.09692017
  16. Hatzichristou C., Lianos P. Social and emotional learning in the Greek educational system: An Ithaca journey // International Journal of Emotional Education. 2016. Vol. 8 (2). P. 105–127.
  17. Hatzichristou C., Lianos P., Lampropoulou A. Supporting Vulnerable Groups of Students in Educational Settings: University Initiatives and Partnerships // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12 (4). P. 65–78. doi: 10.11621/pir.2019.0404
  18. Rodríguez-García A. M., Moreno-Guerrero A. J., López Belmonte J. Nomophobia: An Individual’s Growing Fear of Being without a Smartphone — A Systematic Literature Review // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. Vol. 17. P. 580. doi: 10.3390/ijerph17020580
  19. Wille A. M. Facilitating Success for Refugee Students and their Families // Communiqué. 2016. Vol. 44 (6). P. 35.

Информация об авторах

Андронникова Ольга Олеговна, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО НГПУ), Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1756-7682, e-mail: andronnikova_69@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1531
В прошлом месяце: 63
В текущем месяце: 36

Скачиваний

Всего: 2974
В прошлом месяце: 64
В текущем месяце: 18