Профессиональные стандарты и подготовка кадров для различных уровней социальной работы: к вопросу об адаптации образовательных и профессиональных стандартов

121

Аннотация

Формирование национальной рамки квалификаций для специалистов социальной сферы — незавершенный процесс. Пополнение профстандартов ставит вопрос об адаптации и формировании единой структурированной системы подготовки кадров специалистов социальной сферы. В статье рассматривается практика разработки образовательных стандартов для разных уровней социальной работы, сопряжения образовательных стандартов и профстандартов для социальных работников, специалистов по социальной работе и руководителей организаций социального обслуживания на основе преемственности и непрерывности.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, социальный работник, специалист по социальной работе, специалист социальной сферы

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170203

Для цитаты: Сизикова В.В., Аникеева О.А. Профессиональные стандарты и подготовка кадров для различных уровней социальной работы: к вопросу об адаптации образовательных и профессиональных стандартов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 41–48. DOI: 10.17759/bppe.2020170203

Полный текст

 

 

Стандарты профессиональной деятельности в социальной сфере находятся в очень динамичном процессе. С 2015 года, когда их применение стало обязательным, накопился довольно большой опыт. Он обозначил и положительные стороны процесса внедрения, и нерешенные проблемы: препятствия внедрения и риски. Обозначились и основные тренды перемен. Сам термин «профстандарты» стал знакомым и в целом общепринятым, хотя во многом до сих пор еще не вполне осознанным по значению и смыслу.

К позитивным изменениям следует отнести разработанные «дорожные карты», которые появились практически во всех регионах страны. В практике их реализации была проведена адаптация к региональным особенностям решения социальных проблем — появились региональные модели внедрения и сопровождения профстандартов специалистов социальной сферы. Проведена работа по сопряжению:

•            отработанных практик проведения аттестации сотрудников социальных учреждений и организаций,

•            форм оценки соответствия компетенций сотрудников требованиям профстандарта.

Большое внимание было уделено приведению должностных инструкций в соответствие профстандар- там. Самые большие усилия были предприняты в области повышения квалификации и переквалификации сотрудников организаций социального обслуживания. В том числе тех, кто не имел профильного образования или соответствующей требованиям профстандартов квалификации. Таким образом, можно сделать вывод, что «вживление» профстандартов в пространство профессиональной деятельности уже состоялось.

С 2015 по 2019 годы была проведена адаптация профстандартов «Социальный работник», «Специалист по социальной работе» и «Руководитель организации социального обслуживания». Это было необходимо для приведения их в соответствие действующему законодательству, прежде всего ФЗ-442 «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», который был принят 28 декабря 2013 года, уже после утверждения профстандартов. Также необходимо было учесть накопленный опыт внедрения профстандартов.

Анализ накопленного опыта показал, что на этом пути есть свои барьеры и риски. Во-первых, к ним следует отнести вопросы разработки рамки квалификаций работников социальной сферы. Девять проф- стандартов, разработанных и принятых в 2013 году, были дополнены профстандартами «Тифлосурдопере­водчик» (2016 г.), «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» (2017 г.), «Специалист в области воспитания» (2017 г.).

Вышли из «тени» в профессиональной деятельности такие профессии, как сиделка и няня. На практике эти профессии существуют очень давно. Часть этого рынка труда была заполнена представителями мигрантского сообщества. Небольшие частные организации не всегда могли гарантировать качество услуг, требования к кадрам были размыты. На данный момент уже утверждены профстандарты «Сиделка (помощник по уходу)» и «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)». Оба утверждены в 2018 году. Наконец, уже в 2020 году принят давно готовившийся профстандарт «Специалист по работе с молодежью» (Приказ Минтруда России от 12.02.2020 № 59н, зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2020 № 58542).

Расширение спектра профессий в социальной сфере — один из знаковых трендов. Взаимодействие с общественными организациями, защищающими и реализующими права различных социальных групп, показывает, что рамка квалификаций и спектр профессий специалистов социальной сферы далеко не исчерпан. Есть запрос на отдельный профстандарт в области сопровождения инвалидов и пожилых людей, в том числе в сфере долговременного ухода, не вполне определились взаимосвязи профстандартов воспитательной направленности как в сфере общего школьного образования и дошкольного образования и воспитания, так и в сфере дополнительного образования. Из этого следует, что в социальной сфере не сформировалась матрица профессий, необходимых и достаточных для обеспечения социального обслуживания и социальной защиты населения. Решение этого вопроса требует активного взаимодействия региональных органов власти, общественных организаций, экспертного сообщества.

Одной из важнейших задач остается сопряжение рынка труда и системы образования для подготовки кадров разного уровня квалификации. Необходимо заложить основы системных связей между различными уровнями квалификации работников социальной сферы, между разными уровнями профессионального и высшего образования, системой дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров для социальной сферы. Взвешенное соотнесение практических компетенций в процессе формирования единого социального пространства профессиональной социальной работы позволит более четко сформировать кадровый заказ для системы образования и определить перспективы подготовки кадров на будущее с учетом роста их компетентности, перспектив развития конкретного региона и повышения уровня защищенности граждан. Кроме того, в такой проработке уровневого образования — залог карьерного роста и повышения профессионального статуса специалистов, что сильно влияет на мотивацию эффективного труда.

Решение этой важнейшей задачи стало целью деятельности группы разработчиков профессиональных и образовательных стандартов, в которую входят представители Российского государственного социального университета, а также двух ФУМО: ФУМО высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Социология и социальная работа» и ФУМО СПО по укрупненной группе профессий, специальностей «Социология и социальная работа».

Был проведен уникальный эксперимент, который заключался в том, что профессиональные и образовательные стандарты по социальной работе разрабатывались исходя из целостной концепции профессии, ее роли и функций в обществе, целей и задач по социальной защите граждан в различных сферах жизнедеятельности, на разном уровне компетенций и в различных жизненных ситуациях. Общий подход позволил выработать взвешенные и скоординированные подходы в формировании как профессиональных, так и образовательных стандартов, четко разделить уровни образования по профессии, специальности и направлению подготовки «Социальная работа» [1; 6].

Три профстандарта, утвержденные в 2013 году, представляли собой три разных уровня реализации единой большой профессии. Это «Социальный работник», «Специалист по социальной работе» и «Руководитель организации социального обслуживания». Все три уровня различаются по требованиям к компетен­циям и уровню образования.

Анализ применения профкомпетенций в группе профессий «Социальная работа» показывает, что наиболее востребованные компетенции в профессии — это предоставление надомных услуг. Для этого уровня не требуется специальное образование, однако предполагается подготовка на рабочем месте (краткосрочное обучение или инструктаж). Вновь приступающий к профессиональной деятельности социальный работник должен пройти учебный курс по оказанию первой помощи — до оказания профессиональной медицинской помощи. Предварительная подготовка включает своевременный инструктаж по охране труда (целевой, внеплановый и повторный), проведение консультаций относительно профессиональных рисков и профессиональных заболеваний, а также проведение психологических тренингов, которые могут подготовить социального работника к профессиональной деятельности. Такая подготовка включает и правовое консультирование: социальные работники должны знать нормативно-правовые основы своей профессиональной деятельности, свои собственные права и обязанности, а также права и обязанности получателей социальных услуг.

Очень большая часть социальных работников, особенно в регионах России, трудится именно на этом уровне. В профстандарте социального работника — это трудовая функция «Предоставление социально­бытовых услуг получателям социальных услуг».

Выполнение других трудовых функций социального работника требует более высокой квалификации. Им может соответствовать уровень подготовки среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий, специальностей (УГПС) 39.01.01 по профессии «Социальная работа». Анализ запросов работодателей показал, что, хотя зона действия профессионалов данного уровня сокращается, он все же широко востребован сегодня в стране. На этом основании данный уровень сохранен в системе подготовки кадров среднего профессионального образования.

Федеральным учебно-методическим объединением по УГПС «Социальная работа» разработан проект ФГОС СПО для данного уровня. В нем записано: выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основному виду деятельности — предоставлению социальных услуг на дому гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании. Кроме 11 общих компетенций, обязательных для данного уровня подготовки, проект содержит восемь профкомпетенций:

•            ПК 1. Оказывать социально-бытовые услуги гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании;

•            ПК 2. Содействовать гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в получении социально-медицинских услуг;

•            ПК 3. Содействовать гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в получении социально-психологических услуг, оказывать первичную психологическую поддержку;

•            ПК 4. Содействовать гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в получении социально-педагогических услуг;

•            ПК 5. Содействовать гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в получении социально-правовых услуг;

•            ПК 6. Содействовать гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в получении социально-трудовых услуг;

•            ПК 7. Содействовать гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в получении услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

•            ПК 8. Содействовать гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в получении срочных социальных услуг.

Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет: на базе общего образования — 2 года 10 месяцев, на базе среднего общего образования — 10 месяцев.

Следующий уровень подготовки — специальность «Социальная работа» (39.02.01). Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основного вида деятельности — деятельности по предоставлению социальных услуг в различных формах социального обслуживания, — предусмотренного настоящим ФГОС СПО, согласно выбранной квалификации специалиста среднего звена. Эта деятельность формируется тремя базовыми модулями:

•            социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами;

•            социальная работа с семьей и детьми;

•            социальная работа с лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации и / или в социально опасном положении.

Каждый модуль включает по 6 профкомпетенций, разработанных в соответствии со стандартами профессиональной деятельности социального работника и специалиста по социальной работе, а также с современным законодательством. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет: на базе основного общего образования — 2 года 10 месяцев; на базе среднего общего образования — 1 год 10 месяцев.

В этом разделении на три модуля соблюдается преемственность с тем ФГОС СПО, который реализуется в настоящее время.

Надо отметить также и то, что выпускники колледжа, получившие среднее профессиональное образование по специальности «Социальная работа», имеют право занимать должности и социального работника, и специалиста по социальной работе в организациях социального обслуживания — наравне с бакалаврами социальной работы (специалистами с высшим образованием). Учитывая это обстоятельство, проект ФГОС СПО по УГПС 39.02.01 (специальность «Социальная работа») дает подготовку, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности на этом уровне.

И в этом плане группе разработчиков приходилось решать проблемы, связанные, с одной стороны, со сближением среднего профессионального и высшего образования по направлению «Социальная работа» (с соблюдением преемственности этих стандартов), а с другой стороны — с разведением этих уровней, чтобы ни среднее профессиональное образование, ни высшее не потеряли своих специфических особенностей.

Профстандарт «Специалист по социальной работе» предполагает два уровня реализации профессии — две обобщенные трудовые функции: «деятельность по предоставлению социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи» (уровень квалификации — 6, образование среднее профессиональное и высшее — бакалавриат по направлению «Социальная работа») и «деятельность по планированию, организации, контролю реализации и развитию социального обслуживания», которая предполагает выполнение функций руководителя отделения внутри организации социального обслуживания.

Для выполнения второй обобщенной трудовой функции профстандарт специалиста по социальной работе в настоящее время предусматривает 7-й уровень квалификации. Это высшее образование (бакалавриат или специалитет), или среднее профессиональное образование, или профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности. А также не менее 3 лет профессиональной деятельности на должности «специалист по социальной работе».

Адаптированный документ (проект профстандарта специалиста по социальной работе) содержит требование 6 уровня квалификации (высшее образование — бакалавриат или высшее образование — бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности, а также не менее 1 года работы в должности специалиста в области социальной защиты населения (в том числе в системе социального обслуживания), образования, здравоохранения, государственного и муниципального управления).

Изменение требований к уровню образования связано с новыми нормативными документами, а также с анализом опыта внедрения профстандарта «Специалист по социальной работе». За 5 лет были проведены многочисленные согласования и консультации с уполномоченными органами региональной власти, с ведущими работодателями, которые привели к данным изменениям. С одной стороны, это снижение требований к уровню образования (6-й, а не 7-й уровень квалификации). С другой — это повышение уровня требований, так как специалисты по социальной работе, имеющие среднее профессиональное образование, — даже при наличии необходимого профессионального опыта, — не могут занимать руководящие должности в системе организаций социального обслуживания. Для этого они должны сначала приобрести высшее профильное образование (или пройти профессиональную переподготовку).

Выполнение функций управления в профстандарте специалиста по социальной работе сближает его с профстандартом руководителя организации социального обслуживания. Последний профстандарт претерпел наибольшие изменения в процессе адаптации: были внесены изменения, отражающие современные реалии в социальной работе. Были изменены требования к уровню образования и тем самым снято противоречие с профстандартом специалиста по социальной работе.

В настоящее время все еще действует профстандарт, который допускает, что руководитель организации социального обслуживания может иметь среднее профессиональное образование, к тому же — не профильное, то есть требования к образованию руководителя гораздо ниже, чем к образованию его подчиненных. В адаптированном проекте образовательная траектория стала сложнее.

Это высшее образование — бакалавриат 1. Либо высшее образование — бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование в области управления и в области социальной работы. Или высшее образование — магистратура или специалитет. Или высшее образование — магистратура или специалитет (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование в области социальной работы.

Такая траектория учитывает, с одной стороны, запросы общества на более высокие требования к уровню образования руководителя организации социального обслуживания. С другой стороны, внесенные поправки ориентируются на многообразие социального опыта, особенности управленческих задач современного руководителя.

При наличии бакалавриата по направлению «Социальная работа» — дополнительное профессиональное образование в области управления организацией или управления персоналом. А при наличии бакалавриата по направлениям «Менеджмент» или «Государственное и муниципальное управление» — дополнительное профессиональное образование в области социальной работы.

Все три адаптированных профстандарта (социального работника, специалиста по социальной работе и руководителя организации социального обслуживания) подписаны и утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ в июне 2020 года и ожидают утверждения Минюстом.

Эти новации были учтены при разработке нового ФГОС 3++ по направлению «Социальная работа» (магистратура).

Области профессиональной деятельности магистра социальной работы:

•            01 — образование и наука (в сфере среднего профессионального и высшего образования, профессионального обучения и дополнительного образования; в сфере научных исследований);

•            03 — социальное обслуживание (сфера управления социальной защитой населения).

Магистр социальной работы должен быть готов к выполнению не только функций руководителя организации социального обслуживания, но и к научной и педагогической деятельности в сфере профессионального и высшего образования.

Общепрофессиональные компетенции утвержденного ФГОС магистра по социальной работе включают:

•            ОПК-1. Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии и программные средства при постановке и решении задач профессиональной деятельности в сфере социальной работы;

•            ОПК-2. Способен объяснять и прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе анализа и оценки профессиональной информации, научных теорий и концепций;

•            ОПК-3. Способен систематизировать и представлять результаты профессиональной деятельности в сфере социальной работы, в том числе в форме публичного выступления;

•            ОПК-4. Способен к разработке, внедрению, контролю, оценке и корректировке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы.

Разработанные на основе принятых ФГОС 3++ бакалавра и магистра социальной работы проекты ПООП для данных уровней подготовки ориентированы на современные запросы общества, новейшие нормативно-правовые основы социальной работы и социального обслуживания, но также учитывают стратегическую перспективу развития профессии [5].

Таким образом, была проделана огромная работа, направленная на сопряжение и адаптацию профессиональных и образовательных стандартов, сближение запросов общества, требований работодателей и рынка труда с условиями подготовки кадров.

Однако, это лишь первый шаг на этом пути. Практика пока показывает, что условия реализации стандартов на всех уровнях профессионального и высшего образования нуждаются в совершенствовании как в части материально-технического и информационно-проектного обеспечения, так и в части образовательных технологий. Преподаватели колледжей и вузов упорно ищут адекватные современным задачам технологии в образовании, которые взвешенно сочетали бы теоретические знания и практические навыки, формировали бы прикладные компетенции, а также компетенции уровня Hard Skills и Soft Skills. Это еще один уровень согласований сферы труда и образования [2; 4].

Мировая практика измерения профессиональных компетенций движется в сторону от теоретических и сугубо прикладных профессиональных компетенций к оценке способности к критическому мышлению и решению творческих задач в нестандартной ситуации, умению работать в команде и пополнять багаж своих профессиональных знаний и умений самостоятельно (способность к самообразованию и адаптации к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности) [8].

Система профессионального и высшего образования дополняется дополнительным профессиональным образованием, которое отличается исключительно целевой направленностью: его задача формировать те компетенции, которые востребованы в профессиональной деятельности конкретных специалистов в конкретных ситуациях [7]. Эта система должна быть связана с сертификацией специалистов и системой независимой оценки компетенций. Формализация и стандартизация касается и этой сферы через четкое определение дескрипторов профессиональной компетентности. Но это задача уже следующего этапа деятельности рабочей группы.

 

Литература

  1. Аникеева О.А. Задачи ФУМО ВО по УГСН «Социология и социальная работа» в условиях перехода на ФГОС 3++ и новые ПООП // Динамика социальной среды как фактор развития потребности в новых профессионалах в сфере социальной работы и организации работы с молодежью / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2019. С. 18–25.
  2. Иванова А.Д., Муругова О.В. Реализация профессиональных стандартов и развитие профессиональных компетенций работников социальной службы // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2018. № 3. С. 184–196.
  3. Касьянова Т.И., Шаехова Ю.Ф. Профессиональные стандарты работников сферы социального обслуживания: проблемы внедрения // Материалы IV Международной научно-практической конференции: В 2 т. Т.1. Екатеринбург. Изд-во УрФУ. 2018. С. 187–193.
  4. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития / Егорычев А.М. [и др.]. М.: Изд-во РГСУ, 2019. 352 с.
  5. Сизикова В.В., Аникеева О.А. Роль профессиональных и образовательных стандартов в повышении эффективности социальной защиты населения // Новые тенденции в деятельности социозащитных институтов: Материалы Всероссийской конференции. Иркутск, 12–13 сентября 2019 г. / Под науч. ред. А.П. Суходолова, И.С. Карпиковой. Иркутск: Изд-во БГУ, 2019. С. 326–331.
  6. Сизикова В.В., Аникеева О.А. Новые образовательные стандарты в системе социального образования // Динамика социальной среды как фактор развития потребности в новых профессионалах в сфере социальной работы и организации работы с молодежью / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2019. С. 14–18.
  7. Сизикова В.В., Аникеева О.А., Фомина С.Н. Особенности подготовки и переподготовки специалистов помогающих профессий // Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий: Сборник научных трудов участников III Международной научно-практической конференции / Под ред. А.М. Митяевой, С.В. Мурашевой. Орел: Изд-во ОГУ, 2018. С. 126–134.
  8. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 472 c.

Информация об авторах

Сизикова Валерия Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета социальной работы, Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВО РГСУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3991-3168, e-mail: 1699636@mail.ru

Аникеева Ольга Александровна, кандидат исторических наук, доцент, ученый секретарь, Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВО РГСУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7558-3149, e-mail: olga-double@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 383
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 121
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4