Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 3. С. 104–114
doi:10.17759/bppe.2020170310
ISSN: 2658-3100 (online)
Молодежный просветительский проект «Студент+»: итоги реализации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: студенты, профилактика химической аддикции, волонтерство, принцип «Равный обучает равного», проект «Студент+»
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170310
Для цитаты: Умняшова И.Б. Молодежный просветительский проект «Студент+»: итоги реализации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 104–114. DOI: 10.17759/bppe.2020170310
Полный текст
Молодежь — это социально-демографическая группа людей, которую характеризуют совокупность возрастных характеристик (от 16-18 до 27-30 лет) и определенные социальнопсихологические качества (высокая активность и социальная мобильность, противоречивость, неустойчивость психических процессов, повышенная потребность в общении, стремление отличаться от остальных, активный процесс саморазвития и потребность в самоопределении и т.д.). С точки зрения авторов возрастной периодизации, молодежь относится к подростковой и юношеской возрастным группам. Людям этого возраста свойственно переживать 2 основных кризиса развития: кризис отношений и кризис самоопределения, — позитивными результатами (новообразованиями) которых может стать самоопределение личности (личностное, социальное, профессиональное).
В силу особенностей протекания подросткового и юношеского возраста, а также при наличии определенных социально-психологических качеств (негативизм, внутренняя противоречивость, неустойчивость психики, низкий уровень толерантности, принадлежность к специфической субкультуре, повышенная тяга к рискованному поведению) представители молодежи относятся к уязвимой категории людей, наиболее подверженных негативным влияниям и социальным рискам, что проявляется в различных моделях девиантного поведения (агрессия, конфликты, буллинг, рискованное и саморазрушающее поведение и т.д.). Именно в подростковом и юношеском возрасте чаще всего начинают активно развиваться механизмы аддиктивного (зависимого) поведения, в том числе такабокурение, алкоголизм и наркомания. По мнению экспертного сообщества, именно в молодежной среде наиболее высокий уровень распространенности химической аддик- ции — одной из форм девиантного поведения, связанной с «формированием стремления к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния» [3, с. 4].
Профилактика химической аддикции в подростковом и юношеском возрасте является одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации. В реализации профилактических задач принимают участие образовательные организации, центры психолого-педагогического и социально-медицинского сопровождения, досуговые организации, некоммерческие организации. В нормативных документах, посвященных организации профилактики химической аддикции в детской и молодежной среде, особое внимание уделяется проведению первичной профилактической работы, основные задачи которой — раннее выявление лиц, склонных к употреблению веществ, изменяющих сознание, и формирование у молодого поколения потребности и способности сохранять и укреплять собственное здоровье [4].
Решению этих задач, в первую очередь, способствует просветительская деятельность, направленная на развитие у молодых людей представлений о себе и собственных ресурсах, а также развитие психолого-педагогической компетентности в области умения справляться со сложными жизненными ситуациями — наиболее частыми причинами обращения молодых людей к психотропным веществам и наркотическим средствам. Просветительская деятельность, направленная на формирование и развитие психологической культуры, способна удовлетворить потребность молодых людей в достоверной информации о способах саморазвития и преодоления сложных жизненных ситуаций без использования веществ, способных изменять состояние сознания.
Одним из способов просвещения молодежи является реализации модели «Равный обучает равного», в основе которой лежит представление о том, что молодые люди общаются друг с другом более открыто, свободно и непринужденно, чем со взрослыми, что делает поступающую от сверстника к сверстнику информацию более доступной и принимаемой [1; 6]. Ключевыми принципами модели «Равный обучает равного» являются:
• образовательная подготовка волонтеров, то есть организация специального обучения молодых людей, желающих проводить среди сверстников просветительскую работу, направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья (физического, психологического, психического);
• добровольность участия молодежи в данной программе, как один из основных принципов волонтерской деятельности;
• наличие у волонтеров определенных жизненных ценностей: здоровье, самосовершенствование, помощь другим людям, — а также демонстрация этих ценностей в своей повседневной жизни (отсутствие проявления девиантного и саморазрушающего поведения) [2, с. 19].
Эти принципы легли в основу концепции Молодежного просветительского проекта «Сту- дент+» (далее — Проект Студент+) — победителя конкурсного отбора заявок социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления гранта Мэра Москвы в 2019 году в номинации «Добровольчество и волонтерство». Проект проводился Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России». Руководитель Проекта Студент+ — Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, советник ректора ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», вице-президент Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».
Цель Проекта Студент+ — разработка и апробация программы просветительских мероприятий для студентов-волонтеров, направленной на развитие навыков в области первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде.
Задачи Проекта Студент+:
• формирование готовности студентов московских вузов к участию в волонтерской деятельности, направленной на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде;
• разработка программы просветительских мероприятий для студентов-волонтеров, направленной на развитие у них навыков в области первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
• разработка образовательного контента программы просветительских мероприятий, в том числе с использованием дистанционных форм обучения;
• развитие у студентов-волонтеров навыков в области профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде;
• организация деятельности студентов-волонтеров, осуществляющих первичную профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди студентов московских вузов, в том числе организационно-методическое и консультативное сопровождение их деятельности;
• тиражирование опыта организации в вузе первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде.
Сроки реализации Проекта Студент+: с 01 октября 2019 года по 30 сентября 2020 года. Деятельность по реализации Проекта Студент+ включала в себя 3 этапа (табл. 1).
Таблица 1. Этапы и сроки реализации Проекта Студент+
№ |
Этап |
Сроки реализации |
Подготовительный этап |
||
1.1 |
Разработка программы просветительских мероприятий, направленной на развитие у студентов-волонтеров навыков в области профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде |
Октябрь-ноябрь 2019 |
1.2 |
Подготовка контента программы просветительских мероприятий, в том числе с использованием дистанционных форм обучения |
Октябрь-ноябрь 2019 |
1.3. |
Рекламная кампания, информирование студентов о возможности принять участие в проекте |
Октябрь-ноябрь 2019 Январь-февраль 220 |
1.4 |
Разработка документов для регулирования отношений с волонтерами (договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности) |
Октябрь 2019 |
1.5 |
Проведение собеседований с кандидатами для участия в проекте |
Ноябрь 2019 Февраль 2020 |
Апробация программы просветительских мероприятий для студентов-волонтеров |
||
2.1 |
Развитие у студентов-волонтеров навыков в области профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде |
Ноябрь-декабрь 2019 Февраль-сентябрь 2020 |
2.2 |
Проведение студентами-волонтерами мероприятий со студентами вузов г. Москвы, направленных на профилактику наркомании и алкоголизма в студенческой среде, реализация принципа «Равный обучает равного» |
Июнь-сентябрь 2020 |
2.3 |
Организационно-методическое и консультативное сопровождение группы студентов-волонтеров — участников проекта, реализующих профилактические мероприятия по принципу «Равный обучает равного» |
Январь-сентябрь 2020 |
Методический этап |
||
3.1 |
Доработка содержания программы просветительских мероприятий и образовательного контента программы по результатам апробации |
Июнь-сентябрь 2020 |
3.2. |
Подготовка методических рекомендаций для вузов по организации первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде, основанной на принципе «Равный обучает равного» Отправка информационных писем в вузы с предложением ознакомиться с методическими рекомендациями |
Сентябрь 2020 |
Аналитический этап |
||
4.1 |
Анализ и обобщение результатов мероприятий с участием студентов-волонтеров |
Сентябрь 2020 |
4.2 |
Анализ результативности проекта для студентов-волонтеров |
Сентябрь 2020 |
4.3 |
Подготовка отчета по проекту |
Сентябрь 2020 |
Основные результаты Проекта Студент+
Программа просветительских мероприятий, направленных на развитие у студентов- волонтеров навыков в области профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде.
Цель реализации программы — формирование готовности студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования к участию в волонтерской деятельности, направленной на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде.
Задачи:
• формирование представлений о научных и нормативно-правовых основаниях первичной профилактики в студенческой среде;
• развитие навыков в области проектирования сценария профилактического мероприятия;
• знакомство с образцами успешной психолого-педагогической практики в области профилактической работы;
• научно-методическая поддержка в процессе реализации авторских сценариев профилактических мероприятий.
Авторы программы: Умняшова И.Б., кандидат психологических наук, председатель регионального отделения г. Москвы Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»; Барцалкина В.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, доцент факультета дистанционного обучения ФГБОУ ВО МГППУ; Егоров И.А., начальник отдела по работе с персоналом ФГБОУ ВО МГППУ.
Трудоемкость программы — 146 часов. Программа реализуется в очно-заочной форме с использованием дистанционных технологий.
Программа опубликована в пособии для вузов «Методические рекомендации для вузов по организации первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде, основанной на принципе «Равный обучает равного» [2].
Контент программы просветительских мероприятий, в том числе с использованием дистанционных форм обучения.
В процессе реализации Проекта Студент+ создан сайт для реализации дистанционной части программы просветительских мероприятий, направленной на формирование готовности студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования к участию в волонтерской деятельности с целью профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде. Адрес сайта: студентплюс.рф, http://rospsy.beget.tech/ Сайт доступен для просмотра с любого устройства (компьютер, ноутбук, телефон, планшет).
Разработчики контента сайта: Крестникова Д.Г., программист сектора развития квалификаций и профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы ФГБОУ ВО МГППУ, PR-специалист проекта; Умняшова И.Б., кандидат психологических наук, председатель регионального отделения г. Москвы Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»; Барцалкина В.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, доцент факультета дистанционного обучения ФГБОУ ВО МГППУ; Егоров И.А., начальник отдела по работе с персоналом ФГБОУ ВО МГППУ.
Содержание сайта Проекта Студент+:
• информация о Проекте Студент+, новости, контакты;
• требования к прохождению программы;
• модуль 1. Профилактика зависимого поведения: научные и нормативные аспекты (лекционные материалы, практические задания, задания для самопроверки и самостоятельной работы, перечень рекомендуемой литературы)
• модуль 2. Проектирование сценария профилактического мероприятия (методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов в области создания авторского сценария профилактического мероприятия);
• модуль 3. Реализация сценария профилактического мероприятия (методические рекомендации для реализации студентами авторских сценариев профилактических мероприятий).
Апробация программы просветительских мероприятий, направленной на развитие у студентов-волонтеров навыков в области профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде.
Общая численность студентов, зачисленных для прохождения программы просветительских мероприятий, составила 101 человек — обучающихся 15 вузов и колледжей г. Москвы и Московской области (МГППУ, РУДН, МПГУ, РГАУ им. К.А. Тимирязева и другие). Для участников программы просветительских мероприятий было организовано:
• дистанционное обучение на сайте студентплюс.рф;
• очные практические занятия в малых группах по развитию навыков организации профилактической работы в молодежной среде;
• серия мастер-классов специалистов сферы образования, в том числе победителей конкурсов профессионального мастерства;
• индивидуальные и групповые консультации по вопросам организации и супервизии профилактических мероприятий для студенческой аудитории;
• процедура итоговой аттестации, включающая в себя решение тестовых заданий и презентацию авторских сценариев профилактических занятий.
В результате реализации программы просветительских мероприятий студенты-волонтеры:
• получили знания: о научных основаниях и принципах организации первичной профилактики в сфере образования, нормативно-правовых основаниях проведения профилактических мероприятий в сфере образования в РФ, этических принципах реализации профилактических программ;
• развили умения: проектировать сценарии мероприятий, направленных на первичную профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде; проводить оценку эффективности реализованного мероприятия;
• получили возможность: познакомиться с опытом СО НКО и Службы практической психологии образования по реализации программ, направленных на первичную профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде; развить навыки публичного выступления, планирования и проведения профилактических занятий.
Успешно завершили программу и были аттестованы 41 участник проекта (40% от всех участников проекта). Все аттестованные студенты-волонтеры допущены к проведению профилактических мероприятий со студентами московских вузов и колледжей и получили сертификат участника Проекта Студент+. В рамках Молодежного просветительского проекта «Студент+» в июне-октябре 2020 года прошло 17 мероприятий, посвященных развитию личных ресурсов в области преодоления стрессовых ситуаций и умению эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями. В мероприятиях приняло участие более 200 студентов московских вузов и колледжей [5].
В сентябре 2020 года было проведено обобщение результатов Молодежного просветительского проекта «Студент+». Анализ эффективности программы просветительских мероприятий, направленной на развитие у студентов-волонтеров навыков в области профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде, проводился на основе анализа 41 ответа на google-анкету студентов, аттестованных по программе просветительских мероприятий. Также анализировались данные, полученные в ходе очных встреч с участниками Проекта Студент+ в оффлайн- и онлайн-режиме.
Участникам анкетирования было предложено оценить степень своей активности и включенности в программу просветительских мероприятий, практическую значимость и пользу данной программы, эффективность программы для профессионального развития; описать основные открытия и сложности, с которыми столкнулись студенты-волонтеры за время участия в программе, а также описать главные результаты участия в программе и благодаря чему они были достигнуты.
Результаты анкетирования:
• общая оценка активности и включенности студентов-волонтеров на протяжении программы просветительских мероприятий — 8,1 (из 10);
• оценка практической значимости (пользы) программы просветительских мероприятий для студентов-волонтеров — 8,8 (из 10);
• оценка эффективности программы просветительских мероприятий для профессионального развития — 9,1 (из 10);
• основные открытия студентов-волонтеров за время участия в программе просветительских мероприятий:
а) расширение представлений о психологии зависимого поведения и вреде наркотических средств и психоактивных веществ; масштабности проблематики химической аддикции, в том числе — в молодежной и студенческой среде; психологии юношеского возраста; способах и принципах (юридических, этических, психолого-педагогических) реализации первичной профилактики в системе образования, специфике и эффективных приемах профилактических мероприятий; психологии взаимодействия и сотрудничества, способах мотивации и эффективной коммуникации; принципах и способах проектирования сценария профилактического занятия; ценностях и важностях рефлексивного этапа любого мероприятия; новых возможностях для личностного и профессионального развития;
б) навыки в области: проектирования авторского сценария профилактического мероприятия; работы в команде; реализации авторского профилактического мероприятия.
73,8% участников анкетирования указали на отсутствие противоречий, сомнений и несогласия с используемыми в программе просветительскими мероприятиями учебными темами и / или формами работы. 17% высказались о сложностях, связанных с переходом на дистанционное обучение в период самоизоляции. 5% участников анкетирования указали на сложности, связанные с выполнениями требований и коммуникацией во время очных занятий.
Главными результатами программы просветительских мероприятий для студентов- волонтеров стали:
• составление (проектирование) авторского сценария профилактического мероприятия (для многих это было впервые);
• расширение знаний о профилактике, эффективных способах реализации профилактических мероприятий, интерактивных методах взаимодействия ведущего и участников мероприятий;
• развитие профессиональных навыков, опыт реализации авторского профилактического мероприятия;
• личностное развитие, в том числе отказ от вредных привычек;
• расширение представлений о способах помощи другим людям, в том числе посредством волонтерской деятельности;
• расширение представлений о психологии и последствиях аддиктивного поведения, а также о способах профилактики химической аддикции в молодежной среде;
• развитие уверенности в пользе первичной профилактики и в том, что такие мероприятия по силу организовать всем, кто прошел программу просветительских мероприятий.
Эти результаты были достигнуты благодаря:
• обучающим мероприятиям программы (сайт дистанционного обучения, мастер-классы профессиональных психологов, занятия в малых группах);
• поддержке преподавателей — ведущих программы просветительских мероприятий;
• наличию мотивации к изучению нового и стремлению к развитию, самоорганизации в процессе изучения программы просветительских мероприятий;
• командной работе совместно с другими участниками проекта.
Основными трудностями, с которыми столкнулись студенты-волонтеры во время изучения программы просветительских мероприятий, стали:
• сложность освоения теоретического материала для студентов, не изучающих психологию как профильный предмет в вузе;
• сложность совмещения занятий в вузе и в рамках проекта (большой объем заданий по основному месту учебы, занятость в системе дополнительного образования);
• сложности, связанные с самоорганизацией (снижение мотивации, леность);
• личностные особенности студентов-волонтеров (неуверенность в себе, страх в ситуации публичного выступления);
• сложности в определении тематики авторского мероприятия, освоении этапов проектирования сценария.
15% участников анкетирования высказали мнение, что основные сложности возникли при переходе на дистанционное обучение. 25% отметили, что не испытывали сложностей во время прохождения программы просветительских мероприятий.
Способы, используемые студентами-волонтерами для преодоления трудностей:
• консультирование у ведущих программы просветительских мероприятий;
• поиск и повышение мотивации для продолжения участия в проекте;
• философское и толерантное отношение к возникающим трудностям.
Методические рекомендации для вузов по организации первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде, основанной на принципе «Равный обучает равного».
В рамках реализации Проекта Студент+ были разработаны и опубликованы методические рекомендации для вузов по организации первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде, основанной на принципе «Равный обучает равного» [2].
Материалы пособия адресованы административным и педагогическим работникам организаций высшего образования, а также всем специалистам, заинтересованным в развитии добровольчества (волонтерства) в студенческой среде.
Авторы пособия: Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, председатель регионального отделения г. Москвы Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», ответственный редактор методического пособия, Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»; Баранова Екатерина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования гуманитарно-педагогического факультета ФГБОУ «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева», член регионального отделения г. Москвы Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»; Барцалкина Виктория Васильевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, доцент факультета дистанционного обучения ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»; Гильяно Альбина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования гуманитарно-педагогического факультета ФГБОУ «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева», член регионального отделения г. Москвы Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»; Егоров Игорь Александрович, начальник отдела по работе с персоналом ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»; Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, советник ректора ФГБОУ ВО «Московский государственный психологопедагогический университет», вице-президент Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»; Запорожская Дарья Евгеньевна, магистр психологии, практический психолог, член регионального отделения г. Москвы Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»; Милехин Андрей Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология им. профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»; Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, президент ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», президент Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».
В целом, подводя итоги реализации Молодежного просветительского проекта «Студент+», мы считаем, что поставленные нами цели и задачи были полностью достигнуты, несмотря на все сложности, с которыми нам пришлось столкнуться: небольшой опыт реализации социальноориентированных проектов с участием студенческой аудитории, малая известность нашей организации среди студенческой молодежи, режим самоизоляции и перевод студентов на дистанционное обучение. Решая возникшие сложности, мы значительно повысили компетентность ключевых участников Проекта Студент+, членов нашей организации в области реализации просветительских онлайн-мероприятий. Реализация Проекта Студент+ помогла расширить представление общественности о деятельности Федерации психологов образования России, привлечь новых сторонников, сформировать волонтерский отряд из студентов московских вузов, расширить количество партнеров нашей организации, приобрести очень ценный опыт в реализации социально значимых мероприятий для студенческой молодежи.
Главным результатом реализации Проекта Студент+ мы считаем создание на базе регионального отделения г. Москвы Федерации психологов образования России волонтерского отряда (20 студентов-волонтеров), деятельность которого будет направлена на профилактику негативных явлений в молодежной среде. Отработав в процессе реализации Проекта Студент+ механизмы эффективного взаимодействия членов НКО и студентов-волонтеров, мы сможем продолжить привлекать в нашу организацию студентов с активной жизненной позицией, развивая систему добровольчества и волонтерства в городе Москве.
Литература
- Критерии программ «Равный — равному» по профилактике ВИЧ-инфекции и продвижению идеи здорового образа жизни среди молодежи в Российской Федерации: руководство для практиков. М.: Y-PEER, 2006. 116 с.
- Методические рекомендации для вузов по организации первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде, основанной на принципе «Равный обучает равного». Пособие для вузов / Под ред. Умняшовой И.Б., Леоновой О.И. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2020. 131 с.
- Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2005. 122 с.
- Милехин А.В., Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативно-правовые и этические основания первичной профилактики наркомании в системе образования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 103–119. doi:10.17759/psylaw.2019090408
- Проект Студент+ [Электронный ресурс] // Официальный сайт общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». URL: https://rospsy.ru/tags/studentplus (дата обращения: 30.11.2020).
- Умняшова И.Б. Волонтерская деятельность как форма первичной профилактики химической аддикции в молодежной среде // Современная реальность в социально-психологическом аспекте: сборник научных трудов / Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошенковой. Новосибирск: НГПУ, 2020. С. 191–197.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 286
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 89
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0