Коррекционно-развивающая программа духовно-нравственного воспитания и развития начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся «По дорогам маленьких притч»

191

Аннотация

Программа относится к коррекционно-развивающему направлению. В данном конкретном варианте программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся на ступени начального общего образования с помощью цифровых образовательных ресурсов. Одним из важнейших принципов в обучении детей с нарушениями слуха является принцип наглядности и дозированного учебного материала. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы, действия и небольшие тексты, непосредственно воспринимаемые ими. Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Важно дать ребенку не название того или иного понятия, а сформировать понимание полученной информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности. Таким образом, все функции процесса обучения слабослышащих детей могут быть успешно осуществлены лишь при условии опоры на научные данные об особенностях психического развития глухих учащихся и создания условий для целенаправленной работы по обеспечению этого развития. При этом надо учитывать, что дополнительные (коррекционные) цели образования слабослышащих и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения. Данная программа является наиболее доступной для использования в работе со слабослышащими детьми, так как основана на визуальном контакте, что позволяет в более доступной форме донести информацию слабослышащим детям, в воспитании духовно-нравственных качеств их личности, что способствует улучшению восприятия на слух коротких текстов.

Общая информация

Ключевые слова: психокоррекция, цифровые технологии, развитие духовно-нравственных качеств, ОРКСЭ, притчи, дети с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180102

Для цитаты: Петрухина Н.А., Мазуренко Т.Б., Мартынова О.В. Коррекционно-развивающая программа духовно-нравственного воспитания и развития начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся «По дорогам маленьких притч» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 14–23. DOI: 10.17759/bppe.2021180102

Полный текст

 

Цели и задачи программы

Основные цели программы — обеспечение духовно-нравственного развития слабослыша­щих и позднооглохших обучающихся на ступени начального общего образования с помощью цифровых образовательных ресурсов.

Задачи программы:

составить программу на основе цифровых образовательных ресурсов;

познакомить обучающихся с произведениями монаха Варнавы (Санина) через знакомство с

маленькими притчами;

воспитывать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,

пониманию значения нравственности в жизни человека и общества;

•  формировать у детей представления об основных нравственных качествах и их значении в

сфере личностного развития;

•  формировать активную позицию ребенка, осознание им ответственности за собственное по­

ведение;

развивать морально-этическое сознание — норм и правил взаимоотношений человека с

другими людьми, социальными группами и сообществами;

познакомить детей с нормами морально-этических суждений;

развивать способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координа­

ции различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения / нарушения моральной нормы;

помогать обучающимся в овладении навыками коммуникации (в том числе развитие речево­

го слуха и слухозрительного восприятия).

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время является очень актуальным. В этом направлении стоят различные задачи перед обществом, школой и родителями. В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 «...содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой». В адаптированной программе есть предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Основные задачи реализации содержания духовно-нравственного воспитания и развития:

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

•  формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Учитывая основные задачи предметной области ОРКСЭ, в программе мы использовали притчи монаха Варнавы (Санина). Автор сохранил преемственность христианских православных притч в своих историях и через короткие рассказы учит детей православным традиционным ценностям, таким как терпение, любовь, добро, помощь ближнему, понимание, милосердие. Короткие рассказы отражают глубокий нравственный смысл, о котором можно говорить с детьми целый урок. Например, притча «Нитка с иголкой» учит терпению, выдержке, и об этом можно разговаривать с детьми, используя различные примеры из жизни. И, по нашему мнению, короткие тексты притч монаха Варнавы (Санина) будут способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию детей.

Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья очень важно применять цифровые образовательные ресурсы, например, программу «ВидеоСкрайб». Эта программа помогает создавать яркие современные презентации, реализовывать различные виды проектов и получать простые анимированные видеоролики. Данная программа является наиболее доступной для использования в работе со слабослышащими детьми, так как основана на визуальном контакте, что позволяет в более доступной форме донести информацию слабослышащим детям, в воспитании духовно-нравственных качеств их личности, что способствует улучшению восприятия на слух коротких текстов. Систематические целенаправленные занятия способствуют воспитанию нравственных качеств.

Главное преимущество средств обучения, основанных на применении программы «Видео Скрайб» — это возможность качественной индивидуализации обучения детей в условиях класса. Определение Е.Л. Федотовой: «мультимедиа-средства — это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, тексты и анимацию» [1, с. 266].

Современное обучение и учебные игры уже невозможны без технологии мультимедиа (от англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая дает возможность использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым раздвигает рамки использования компьютера в учебном процессе, а также позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых и способствовать повышению их мотивации. Применение комплекса элементов мультимедиа в учебном процессе способствует повышению восприятия, понимания, запоминания полученной информации, развитию нравственных качеств, помогает в усвоении нового материала, позволяет устанавливать взаимосвязи между объектами, повышает организованность, фиксирует ключевые моменты материала [2, с. 73]. Использование качественных мультимедиа позволяет приспособить процесс обучения к социальным и культурным особенностям обучаемых, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Интерактивность и гибкость мультимедийных технологий могут оказаться весьма полезными для индивидуализации обучения тех, кому требуются специальные образовательные программы: у слабослышащих и глухих учащихся визуальное представление информации значительно повышает мотивацию к занятиям и объем запоминаемого материала. С помощью программного приложения «Видео Скрайб» можно создавать адаптированные учебные тексты, отвечающие возможностям той или иной категории учащихся. При этом учебный материал подается в виде последовательности изображений в темпе и объеме, адекватном специфическим особенностям и возрастным возможностям учащихся.

Описание участников программы: 7-11 лет.

Формирование нравственных понятий это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Специфика духовно-нравственного воспитания ее «сквозной» характер. Духовно-нравственное воспитание и развитие невозможно обособить в отдельный процесс, «вырвать» из системы взаимодействия с детьми и подростками в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морально-нравственных качеств происходит в игровой, в учебной деятельности, в процессе общения со сверстниками, взрослыми, ближним и дальним окружением. Повседневная деятельность, характер взаимоотношений в семье, в детском саду и в школе, чтение и обсуждение литературы, видео- и кинофильмов все это влияет на формирование гражданской позиции человека, его развитие и происходит постоянно. Однако духовно­нравственное воспитание это и целенаправленный процесс с определенным содержанием, формой, методами и приемами педагогической деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей и подростков. Планирование духовно-нравственного воспитания, развития ДНРВ необходимо осуществлять в соответствии с:

ведущим видом деятельности ребенка / подростка;

новообразованием возраста;

•  социальной ситуацией развития на каждом возрастном этапе, предполагающем определенные задачи взросления.

Только комплексный и системный характер работы по развитию духовно-нравственной сферы детей и подростков будет способствовать личностному росту каждого из них и формированию целостной картины мира. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Использование традиционных и инновационных технологий

Содержание каждого занятия посвящено одной из важных тем духовно-нравственного воспитания детей и включает в себя обязательную работу с притчей, освещающей данную тему. Автор притч монах Варнава (Санин) любезно разрешил их использование для работы с детьми. Сборник притч издан и может быть приобретен каждым педагогом.

Методическая разработка содержит не только подробные планы каждой встречи, но и достаточный для проведения теоретических частей (бесед, обсуждений) материал, что позволяет многократно снизить усилия педагога в подготовке к каждому занятию.

На каждом занятии дети составляют словарь новых слов для лучшего их понимания и запоминания.

Использование на каждом занятии цифрового образовательного ресурса в виде программы «ВидеоСкрайб», которая обладает доступностью, возможностью визуализации информации и лучшему ее запоминанию слабослышащими детьми. В некоторых презентациях и мультфильмах используются английские слова, этот прием использован для знакомства детей с образами английских букв, расширения словаря английских слов для слабослышащих детей, обладающих возможностью усвоения основ иностранного языка.

Занятия составлены по определенному алгоритму: в каждом занятии есть игра-приветствие, закрепление пройденного материала предыдущего занятия, знакомство с новым материалом и рефлексия обсуждение прочитанного, высказывание своего видения ситуации. Все это способствует качественному усвоению полученной информации на занятии. Занятия представлены не только в виде классического урока, но и в форме гостиной.

 

Тематическое планирование

Название

Содержание

Кол-во часов

1

В гостях у притчи

Введение. Знакомство с темой

1

2

«Школа вежливых наук». Терпеливое слово

Знакомство детей с понятием терпение

1

3

«Школа вежливых наук». Справедливость

Справедливость. Что значит быть справедливым

1

4-5

«Школа вежливых наук». Добрый поступок

Доброта в нашей жизни

2

6-7

«Школа вежливых наук». Благодарность

Что значит быть благодарным?

2

8

«Школа вежливых наук». Важное качество

Я и мои качества

1

9

«Школа вежливых наук». Правила дружбы

Зачем нужны правила?

1

10

«Школа вежливых наук». Правильный выбор

Я и мои поступки

1

11

«Школа вежливых наук». Как бы ты поступил?

Вежливость в нашей жизни

1

12

Мы будем друг другу помогать

Знакомство с таким понятием, как милосердие

1

13

Что такое смелость?

Зачем смелость, выдержка?

1

14

Делу время, потехе час

Труд в жизни человека

1

15

Труд кормит, а лень портит

Как правильно ставить цель в труде

1

16

Мой выбор

Какие бывают наши решения

1

17

Итоговое занятие

Подведение итогов

1

Всего

17

 

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:

просторное помещение в соответствии с СанПиН;

программа «По дорогам маленьких притч»;

компьютер и проектор;

бумага, карандаши, фломастеры для рисования;

программа «ВидеоСкрайб»;

книга «Маленькие притчи для детей и взрослых», автор монах Варнава (Санин).

Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы библиотека школы;

библиотека духовно-просветительского центра;

ресурсы Интернета.

Сроки и этапы реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения детей по разным возрастным категориям. Объем программы 17 часов.

Продолжительность занятия: 25-30 минут, желательно не увеличивать временные рамки, чтобы не вызвать переутомление, так как занятия проводятся после основных уроков.

Количество занятий: 1 раз в неделю.

Занятия могут проводиться педагогами, школьными психологами, воспитателями; проводятся в рамках факультативных курсов, часов внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы

Промежуточные:

отслеживание результатов программы;

решение возникающих проблем;

коррекция вносимых в план изменений.

Итоговые:

Для детей:

обогащение духовного мира детей, совершенствование их нравственного начала; формирование у детей установки на восприятие многогранности мира человеческих ценностей и взаимоотношений.

Для педагогов:

создание системы методической поддержки;

программный комплекс в форме цифровых ресурсов и описания занятий по духовно­нравственному воспитанию детей.

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы

Система организации внутреннего контроля состоит из нескольких этапов: мониторинг (систематическое наблюдение за участниками программы, запись наблюдений, анализ проведенных модулей) с целью изучить влияние специально организованного обучения, направленного на духовно-нравственное воспитание, и проследить динамику духовно-нравственного воспитания, развития;

коррекция календарно-тематического плана и содержание работы с учетом выявленных отклонений от целей и задач при реализации программы.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

В 2019/2020 уч. году проводилась работа с младшими школьниками по духовно­нравственному воспитанию, развитию. Всего в программе участвовали 15 детей от 7 до 11 лет, которые посещали занятия с психологом и педагогом по данной программе с сентября 2019 года по декабрь 2019 года 1 раз в неделю. До начала занятий и после их завершения была проведена диагностика уровня развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов духовно-нравственного развития и воспитания детей обеих групп с помощью метода наблюдения и метода экспертной оценки. В процессе диагностики когнитивного компонента духовно­нравственного воспитания, развития нами выявлялся уровень осознания детьми нравственных норм, представлений о нравственных качествах человека. Исследование эмоционального компонента включало определение чувств ребенка, его отношения к моральным нормам. Выявление особенностей поведенческого компонента предполагало определение проявлений нравственного поведения в ситуациях морального выбора в процессе взаимодействия с детьми и взрослыми. Уровень всех изучаемых компонентов у детей значительно повысился 

Результаты качественного анализа

1.    Данная разработка в полной мере соответствует требованиям ФГОС НОО ОВЗ. Используемые специальные методы, приемы и средства обучения, обеспечивают реализацию «обходных» путей. Применяемая на занятиях интерактивная мультимедиа-технология (программа «Видео Скрайб») обеспечивает индивидуализацию обучения, обстановку эмоционального комфорта и полноценного контакта с взрослыми и сверстниками. Формирует полноценные межличностные связи, помогает учитывать специфику восприятия и переработки информации у детей с ОВЗ. Оказывает положительное влияние на сферу духовно-нравственного воспитания. Предусматривает в ходе занятия смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом. Создает условие для развития у обучающихся инициативы, познавательной и общей активности. Активно использует процесс речи как средство компенсации нарушенных функций, расширяет социальный опыт ребенка.

2.   Программа помогла педагогам выстроить процесс духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, нравственного самосовершенствования, сформировать у них первоначальные представления об отечественных традиционных религиях, православных традиционных ценностях, их роли в культуре с помощью притч монаха Варнавы (Санина).

3.   Достичь конкретных целей в процессе занятий, сделать информацию доступной, интересной и легкой в процессе усвоения новых знаний обучающимися с нарушениями слуха помог такой цифровой образовательный ресурс, как программа «ВидеоСкрайб».

4.   Анкетирование педагогов школы показало важность и необходимость проведения таких занятий, поэтому мы решили создать методическую разработку «По дорогам маленьких притч», чтобы педагоги общеобразовательных учреждений могли интегрировать программу в проводимые занятия курса ОРКСЭ. Эта программа также может использоваться и в рамках курса ОРКСЭ.

Таким образом, выявлены позитивные изменения, произошедшие за время совместной деятельности психолога с детьми, что может свидетельствовать об эффективности представленной программы ДНРВ.

Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения

В 2019/2020 учебном году программа была апробирована в МБОУ «СОШ №6» г. Норильска. Занятия с обучающимися школы по программе проводились с сентября 2019 по декабрь 2019 учебного года. Возраст участников программы 7-11 лет, количество участников 15 человек.

 

Литература

  1. Веселова Е.К. Нравственно-этические аспекты деятельности педагога-психолога в образовании // Сборник материалов международной научно-практической конференции. Выпуск XVIII. Формирование психологической культуры личности, семьи и общества. СПб: АППО, 2014.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. 21с.
  3. Клокова Е.М., Монина Г.Б. Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников 5–7 лет. Программа «Сказки 3Д». Учебно-методическое пособие. СПб: ИПК СПО, 2014. 152 с.
  4. Монина Г.Б., Пучканева Т.Н., Мазуренко Т.Б. «От детства — к отрочеству: от пяти до семнадцати». Психолого-педагогическая программа духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников [Электронный ресурс] // Национальный конкурс «Золотая Психея». URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_4420.pdf (да-та обращения: 25.04.2021).
  5. Рапуто А.Г. Развитие визуально-образного мышления и навыков эффективного применения средств мультимедиа у учителей-предметников // Информатика и образование. 2007. № 7. С. 74–77.
  6. Трифонова Э.П. Применение информационных технологий в обучении младших // Фундаментальные исследования. 2007. № 3. С. 64–66.
  7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гар-дарики, 2005. 349 с.
  8. Ясюкова Л.А. Профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб: ИМАТОН, 2006. 204 с.

Информация об авторах

Петрухина Наталия Анатольевна, директор, Средняя школа № 6 (МБОУ «СШ № 6»), Норильск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5079-1849, e-mail: petruhina_17@mail.ru

Мазуренко Татьяна Борисовна, педагог-психолог, Средняя школа № 6 (МБОУ «СШ № 6»), Норильск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8134-3464, e-mail: tania272766@mail.ru

Мартынова Ольга Викторовна, педагог-психолог, Средняя школа № 6 (МБОУ «СШ № 6»), Норильск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8166-8173, e-mail: olgamartyno@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 639
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 191
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2