Вестник практической психологии образования
2021. Том 18. № 1. С. 14–23
doi:10.17759/bppe.2021180102
ISSN: 2658-3100 (online)
Коррекционно-развивающая программа духовно-нравственного воспитания и развития начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся «По дорогам маленьких притч»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психокоррекция, цифровые технологии, развитие духовно-нравственных качеств, ОРКСЭ, притчи, дети с ограниченными возможностями здоровья
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180102
Для цитаты: Петрухина Н.А., Мазуренко Т.Б., Мартынова О.В. Коррекционно-развивающая программа духовно-нравственного воспитания и развития начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся «По дорогам маленьких притч» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 14–23. DOI: 10.17759/bppe.2021180102
Полный текст
Цели и задачи программы
Основные цели программы — обеспечение духовно-нравственного развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся на ступени начального общего образования с помощью цифровых образовательных ресурсов.
Задачи программы:
• составить программу на основе цифровых образовательных ресурсов;
• познакомить обучающихся с произведениями монаха Варнавы (Санина) через знакомство с
маленькими притчами;
• воспитывать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
пониманию значения нравственности в жизни человека и общества;
• формировать у детей представления об основных нравственных качествах и их значении в
сфере личностного развития;
• формировать активную позицию ребенка, осознание им ответственности за собственное по
ведение;
• развивать морально-этическое сознание — норм и правил взаимоотношений человека с
другими людьми, социальными группами и сообществами;
• познакомить детей с нормами морально-этических суждений;
• развивать способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координа
ции различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения / нарушения моральной нормы;
• помогать обучающимся в овладении навыками коммуникации (в том числе развитие речево
го слуха и слухозрительного восприятия).
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время является очень актуальным. В этом направлении стоят различные задачи перед обществом, школой и родителями. В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 «...содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой». В адаптированной программе есть предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
Основные задачи реализации содержания духовно-нравственного воспитания и развития:
• знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
• воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Учитывая основные задачи предметной области ОРКСЭ, в программе мы использовали притчи монаха Варнавы (Санина). Автор сохранил преемственность христианских православных притч в своих историях и через короткие рассказы учит детей православным традиционным ценностям, таким как терпение, любовь, добро, помощь ближнему, понимание, милосердие. Короткие рассказы отражают глубокий нравственный смысл, о котором можно говорить с детьми целый урок. Например, притча «Нитка с иголкой» учит терпению, выдержке, и об этом можно разговаривать с детьми, используя различные примеры из жизни. И, по нашему мнению, короткие тексты притч монаха Варнавы (Санина) будут способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию детей.
Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья очень важно применять цифровые образовательные ресурсы, например, программу «ВидеоСкрайб». Эта программа помогает создавать яркие современные презентации, реализовывать различные виды проектов и получать простые анимированные видеоролики. Данная программа является наиболее доступной для использования в работе со слабослышащими детьми, так как основана на визуальном контакте, что позволяет в более доступной форме донести информацию слабослышащим детям, в воспитании духовно-нравственных качеств их личности, что способствует улучшению восприятия на слух коротких текстов. Систематические целенаправленные занятия способствуют воспитанию нравственных качеств.
Главное преимущество средств обучения, основанных на применении программы «Видео Скрайб» — это возможность качественной индивидуализации обучения детей в условиях класса. Определение Е.Л. Федотовой: «мультимедиа-средства — это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, тексты и анимацию» [1, с. 266].
Современное обучение и учебные игры уже невозможны без технологии мультимедиа (от англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая дает возможность использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым раздвигает рамки использования компьютера в учебном процессе, а также позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых и способствовать повышению их мотивации. Применение комплекса элементов мультимедиа в учебном процессе способствует повышению восприятия, понимания, запоминания полученной информации, развитию нравственных качеств, помогает в усвоении нового материала, позволяет устанавливать взаимосвязи между объектами, повышает организованность, фиксирует ключевые моменты материала [2, с. 73]. Использование качественных мультимедиа позволяет приспособить процесс обучения к социальным и культурным особенностям обучаемых, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Интерактивность и гибкость мультимедийных технологий могут оказаться весьма полезными для индивидуализации обучения тех, кому требуются специальные образовательные программы: у слабослышащих и глухих учащихся визуальное представление информации значительно повышает мотивацию к занятиям и объем запоминаемого материала. С помощью программного приложения «Видео Скрайб» можно создавать адаптированные учебные тексты, отвечающие возможностям той или иной категории учащихся. При этом учебный материал подается в виде последовательности изображений в темпе и объеме, адекватном специфическим особенностям и возрастным возможностям учащихся.
Описание участников программы: 7-11 лет.
Формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Специфика духовно-нравственного воспитания — ее «сквозной» характер. Духовно-нравственное воспитание и развитие невозможно обособить в отдельный процесс, «вырвать» из системы взаимодействия с детьми и подростками в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морально-нравственных качеств происходит в игровой, в учебной деятельности, в процессе общения со сверстниками, взрослыми, ближним и дальним окружением. Повседневная деятельность, характер взаимоотношений в семье, в детском саду и в школе, чтение и обсуждение литературы, видео- и кинофильмов — все это влияет на формирование гражданской позиции человека, его развитие и происходит постоянно. Однако духовнонравственное воспитание — это и целенаправленный процесс с определенным содержанием, формой, методами и приемами педагогической деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей и подростков. Планирование духовно-нравственного воспитания, развития ДНРВ необходимо осуществлять в соответствии с:
• ведущим видом деятельности ребенка / подростка;
• новообразованием возраста;
• социальной ситуацией развития на каждом возрастном этапе, предполагающем определенные задачи взросления.
Только комплексный и системный характер работы по развитию духовно-нравственной сферы детей и подростков будет способствовать личностному росту каждого из них и формированию целостной картины мира. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Использование традиционных и инновационных технологий
Содержание каждого занятия посвящено одной из важных тем духовно-нравственного воспитания детей и включает в себя обязательную работу с притчей, освещающей данную тему. Автор притч — монах Варнава (Санин) — любезно разрешил их использование для работы с детьми. Сборник притч издан и может быть приобретен каждым педагогом.
Методическая разработка содержит не только подробные планы каждой встречи, но и достаточный для проведения теоретических частей (бесед, обсуждений) материал, что позволяет многократно снизить усилия педагога в подготовке к каждому занятию.
На каждом занятии дети составляют словарь новых слов для лучшего их понимания и запоминания.
Использование на каждом занятии цифрового образовательного ресурса в виде программы «ВидеоСкрайб», которая обладает доступностью, возможностью визуализации информации и лучшему ее запоминанию слабослышащими детьми. В некоторых презентациях и мультфильмах используются английские слова, этот прием использован для знакомства детей с образами английских букв, расширения словаря английских слов для слабослышащих детей, обладающих возможностью усвоения основ иностранного языка.
Занятия составлены по определенному алгоритму: в каждом занятии есть игра-приветствие, закрепление пройденного материала предыдущего занятия, знакомство с новым материалом и рефлексия — обсуждение прочитанного, высказывание своего видения ситуации. Все это способствует качественному усвоению полученной информации на занятии. Занятия представлены не только в виде классического урока, но и в форме гостиной.
Тематическое планирование
№ |
Название |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
В гостях у притчи |
Введение. Знакомство с темой |
1 |
2 |
«Школа вежливых наук». Терпеливое слово |
Знакомство детей с понятием терпение |
1 |
3 |
«Школа вежливых наук». Справедливость |
Справедливость. Что значит быть справедливым |
1 |
4-5 |
«Школа вежливых наук». Добрый поступок |
Доброта в нашей жизни |
2 |
6-7 |
«Школа вежливых наук». Благодарность |
Что значит быть благодарным? |
2 |
8 |
«Школа вежливых наук». Важное качество |
Я и мои качества |
1 |
9 |
«Школа вежливых наук». Правила дружбы |
Зачем нужны правила? |
1 |
10 |
«Школа вежливых наук». Правильный выбор |
Я и мои поступки |
1 |
11 |
«Школа вежливых наук». Как бы ты поступил? |
Вежливость в нашей жизни |
1 |
12 |
Мы будем друг другу помогать |
Знакомство с таким понятием, как милосердие |
1 |
13 |
Что такое смелость? |
Зачем смелость, выдержка? |
1 |
14 |
Делу время, потехе час |
Труд в жизни человека |
1 |
15 |
Труд кормит, а лень портит |
Как правильно ставить цель в труде |
1 |
16 |
Мой выбор |
Какие бывают наши решения |
1 |
17 |
Итоговое занятие |
Подведение итогов |
1 |
Всего |
17 |
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:
просторное помещение в соответствии с СанПиН;
программа «По дорогам маленьких притч»;
компьютер и проектор;
бумага, карандаши, фломастеры для рисования;
программа «ВидеоСкрайб»;
книга «Маленькие притчи для детей и взрослых», автор монах Варнава (Санин).
Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы библиотека школы;
библиотека духовно-просветительского центра;
ресурсы Интернета.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения детей по разным возрастным категориям. Объем программы 17 часов.
Продолжительность занятия: 25-30 минут, желательно не увеличивать временные рамки, чтобы не вызвать переутомление, так как занятия проводятся после основных уроков.
Количество занятий: 1 раз в неделю.
Занятия могут проводиться педагогами, школьными психологами, воспитателями; проводятся в рамках факультативных курсов, часов внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы
Промежуточные:
отслеживание результатов программы;
решение возникающих проблем;
коррекция вносимых в план изменений.
Итоговые:
Для детей:
обогащение духовного мира детей, совершенствование их нравственного начала; формирование у детей установки на восприятие многогранности мира человеческих ценностей и взаимоотношений.
Для педагогов:
создание системы методической поддержки;
программный комплекс в форме цифровых ресурсов и описания занятий по духовнонравственному воспитанию детей.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы
Система организации внутреннего контроля состоит из нескольких этапов: мониторинг (систематическое наблюдение за участниками программы, запись наблюдений, анализ проведенных модулей) с целью изучить влияние специально организованного обучения, направленного на духовно-нравственное воспитание, и проследить динамику духовно-нравственного воспитания, развития;
коррекция календарно-тематического плана и содержание работы с учетом выявленных отклонений от целей и задач при реализации программы.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
В 2019/2020 уч. году проводилась работа с младшими школьниками по духовнонравственному воспитанию, развитию. Всего в программе участвовали 15 детей от 7 до 11 лет, которые посещали занятия с психологом и педагогом по данной программе с сентября 2019 года по декабрь 2019 года 1 раз в неделю. До начала занятий и после их завершения была проведена диагностика уровня развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов духовно-нравственного развития и воспитания детей обеих групп с помощью метода наблюдения и метода экспертной оценки. В процессе диагностики когнитивного компонента духовнонравственного воспитания, развития нами выявлялся уровень осознания детьми нравственных норм, представлений о нравственных качествах человека. Исследование эмоционального компонента включало определение чувств ребенка, его отношения к моральным нормам. Выявление особенностей поведенческого компонента предполагало определение проявлений нравственного поведения в ситуациях морального выбора в процессе взаимодействия с детьми и взрослыми. Уровень всех изучаемых компонентов у детей значительно повысился
Результаты качественного анализа
1. Данная разработка в полной мере соответствует требованиям ФГОС НОО ОВЗ. Используемые специальные методы, приемы и средства обучения, обеспечивают реализацию «обходных» путей. Применяемая на занятиях интерактивная мультимедиа-технология (программа «Видео Скрайб») обеспечивает индивидуализацию обучения, обстановку эмоционального комфорта и полноценного контакта с взрослыми и сверстниками. Формирует полноценные межличностные связи, помогает учитывать специфику восприятия и переработки информации у детей с ОВЗ. Оказывает положительное влияние на сферу духовно-нравственного воспитания. Предусматривает в ходе занятия смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом. Создает условие для развития у обучающихся инициативы, познавательной и общей активности. Активно использует процесс речи как средство компенсации нарушенных функций, расширяет социальный опыт ребенка.
2. Программа помогла педагогам выстроить процесс духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, нравственного самосовершенствования, сформировать у них первоначальные представления об отечественных традиционных религиях, православных традиционных ценностях, их роли в культуре с помощью притч монаха Варнавы (Санина).
3. Достичь конкретных целей в процессе занятий, сделать информацию доступной, интересной и легкой в процессе усвоения новых знаний обучающимися с нарушениями слуха помог такой цифровой образовательный ресурс, как программа «ВидеоСкрайб».
4. Анкетирование педагогов школы показало важность и необходимость проведения таких занятий, поэтому мы решили создать методическую разработку «По дорогам маленьких притч», чтобы педагоги общеобразовательных учреждений могли интегрировать программу в проводимые занятия курса ОРКСЭ. Эта программа также может использоваться и в рамках курса ОРКСЭ.
Таким образом, выявлены позитивные изменения, произошедшие за время совместной деятельности психолога с детьми, что может свидетельствовать об эффективности представленной программы ДНРВ.
Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения
В 2019/2020 учебном году программа была апробирована в МБОУ «СОШ №6» г. Норильска. Занятия с обучающимися школы по программе проводились с сентября 2019 по декабрь 2019 учебного года. Возраст участников программы 7-11 лет, количество участников 15 человек.
Литература
- Веселова Е.К. Нравственно-этические аспекты деятельности педагога-психолога в образовании // Сборник материалов международной научно-практической конференции. Выпуск XVIII. Формирование психологической культуры личности, семьи и общества. СПб: АППО, 2014.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. 21с.
- Клокова Е.М., Монина Г.Б. Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников 5–7 лет. Программа «Сказки 3Д». Учебно-методическое пособие. СПб: ИПК СПО, 2014. 152 с.
- Монина Г.Б., Пучканева Т.Н., Мазуренко Т.Б. «От детства — к отрочеству: от пяти до семнадцати». Психолого-педагогическая программа духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников [Электронный ресурс] // Национальный конкурс «Золотая Психея». URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_4420.pdf (да-та обращения: 25.04.2021).
- Рапуто А.Г. Развитие визуально-образного мышления и навыков эффективного применения средств мультимедиа у учителей-предметников // Информатика и образование. 2007. № 7. С. 74–77.
- Трифонова Э.П. Применение информационных технологий в обучении младших // Фундаментальные исследования. 2007. № 3. С. 64–66.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гар-дарики, 2005. 349 с.
- Ясюкова Л.А. Профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб: ИМАТОН, 2006. 204 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 639
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 191
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2