Вестник практической психологии образования
2021. Том 18. № 3. С. 42–49
doi:10.17759/bppe.2021180304
ISSN: 2658-3100 (online)
Роль студенческого сопровождения в реализации российско-финской программы «Умелый класс»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: межличностные отношения, поддерживающее отношение, поколение Z, преемственность поколений, краткосрочная терапия, начальная школа, социально-эмоциональные навыки, программа «Умелый класс»
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180304
Получена: 14.10.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Ивашкова Д.В., Сагова Х.М. Роль студенческого сопровождения в реализации российско-финской программы «Умелый класс» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 3. С. 42–49. DOI: 10.17759/bppe.2021180304
Полный текст
Введение
В настоящее время активно разрабатываются программы профилактики отклоняющегося поведения, совмещающие в себе различные современные подходы, которые учитывают потребности и ценности подрастающего поколения. Одной из таких программ является российско- финская программа «Умелый класс» (Skilful Class). В ее основе лежит методика «Детские навыки» (Kids’ Skills), созданная в 1990-х гг. под руководством финского психотерапевта Бена Фурмана [6; 7]. В настоящее время программа активно реализуется по всему миру, поскольку она решает ряд проблем, возникающих в младшем возрасте у большинства детей [4]:
• социальная дезадаптация;
• остракизм;
• различные формы девиаций в поведении;
• школьный буллинг и т.д.
Ориентированная на решение краткосрочная терапия (Solution Focused Brief Therapy) является методологической основой программы «Умелый класс». Главной особенностью данного подхода является ориентация на краткосрочное формирование нового поведения. Данная методика обладает рядом преимуществ:
1) возможность изменения при поддержке взрослых в ходе решения проблемы (взрослые видят потенциал детей и поддерживают их на всем пути к решению проблемы);
2) поиск конкретных шагов к планируемым изменениям (для того чтобы получить положительный результат, ребенок должен понимать, как именно он может достичь желаемого, в чем ему поможет ясное знание о решении проблемы);
3) будущее (ориентированность на положительный результат);
4) ресурсы, имеющиеся в настоящем (использование тех ресурсов, которые помогут в осуществлении реалистичных задач);
5) успех и результат прошлого (мотив к решению проблемы — опредмеченная потребность, поэтому ребенок должен видеть результат, чтобы сформировалась необходимая мотивация) [2].
Положительные отзывы зарубежных специалистов привлекли внимание к методике «Умелый класс» со стороны факультета «Юридическая психология» МГППУ. Начиная с 2019 г. благодаря установлению сотрудничества МГППУ с Институтом краткосрочной терапии г. Хельсинки (Helsinki Brief Therapy Institute) стало возможным исследование возможностей и эффектов данной программы при осуществлении профилактической работы с детьми различных возрастов. Важной особенностью данного процесса являлось участие студентов-кураторов, роль которых будет подробно описана в дальнейшем и рассмотрена с точки зрения влияния на эффективность программы.
Сама программа ранней профилактики девиантного поведения учащихся «Умелый класс» представляет собой 15-шаговый игровой алгоритм, который позволяет освоить социальные навыки из предложенного списка (6 общеклассных и 22 индивидуальных навыка), а также навык позитивного оценивания других, который формируется как элемент культуры поддержки [4]. Прохождение каждой ступени приближает ребенка к решению своей проблемы.
Роль студенческого сопровождения в 15-шаговом алгоритме программы «Умелый класс»
Рассмотрим участие студентов-кураторов в данном алгоритме.
Преобразование проблем в навыки. Студенты-кураторы совместно с другими взрослыми (родителями, преподавателями) помогают детям преобразовать возникшую проблему в навык, которым они могут овладеть. Совместная задача в данном случае — понять природу проблемы, чтобы в дальнейшем сформулировать необходимый навык. Такой подход позволяет акцентировать внимание не на самой проблеме как таковой, а на ее продуктивном решении.
Согласие на овладение навыком. После того как навык сформулирован, дети должны определить, согласны ли они его осваивать. В данном случае студенты-кураторы совместно с группой взрослых в ходе беседы с детьми определяют, верный ли сделан выбор. Также на данном этапе взрослые могут предложить свою помощь в формировании навыка, что заинтересует и значительно повысит эффективность процесса решения проблемы.
Исследование преимуществ навыка. На данном этапе студенты-кураторы и взрослые проводят беседу с детьми, в процессе которой определяются положительные моменты, преимущества, которые они получат в результате освоения умения: «Что хорошего будет в том, что вы сможете это делать?»
Обозначение навыка. На данном этапе взрослые и студенты-кураторы в формате беседы помогают придумать название выбранному навыку.
Выбор «существа силы». Взрослые и студенты-кураторы предлагают выбрать «существо силы», которое будет оказывать поддержку группе детей на протяжении всего пути.
Приглашение союзников. На данном этапе дети формируют для себя группу поддержки, в которую могут входить: родители и другие родственники, одноклассники, преподаватели, студенты-кураторы. Участие членов группы поддержки является необходимым элементом в освоении навыка.
Обретение уверенности. Для того чтобы дети старались научиться чему-либо, они должны поверить в то, что способны на это. Группа поддержки может провести беседу с группой, придать уверенность в собственных силах. Например, говорить о тех конкретных качествах, которые смогут убедить детей в том, что они сумеют справиться с поставленной задачей.
Планирование праздника победы. Одним из важнейших событий в рамках процесса освоения навыка является момент празднования. Работая по программе освоения навыков, мы заранее вовлекаем детей в планирование праздника, посвященного успешному овладению навыком. Так, например, дети могут обсудить с группой поддержки, как бы они хотели отметить это знаменательное событие. Также взрослые могут предложить свои идеи насчет праздника: куда бы дети хотели пойти в этот день, кого бы пригласили, какие угощения и напитки подавались бы на праздничный стол. Сам процесс планирования праздника является для детей дополнительным стимулом, который еще больше укрепляет их мотивацию к освоению навыка и применению его в жизни.
Уточнение элементов навыка. Для того чтобы процесс освоения навыка был более эффективным, дети должны осознавать, как они смогут применить свое новое умение в жизни. Для этого команда поддержки может предложить продемонстрировать его, например, в ходе ролевой игры.
Информирование окружающих. Дети положительно относятся к тому, что их сверстники и значимые для них взрослые в курсе того, что они развиваются, осваивают новые навыки. Поэтому можно сообщить окружающим людям о том, чему в данный момент обучаются дети. Это позволит социальному окружению помогать и поддерживать детей в их начинаниях, демонстрируя свою заинтересованность в происходящем. Стоит также отметить, что информирование общественности — не непременное условие обучения, а возможность.
Тренировка навыка. Для обучения новому навыку или усовершенствования уже имеющегося дети должны практиковаться, чтобы суметь применить его в реальной жизни. Для этого группа может сформировать совместную систему тренировок своих социальных и психологических умений, которые могут быть связаны с ролевыми и прочими играми или упражнениями. Также взрослые совместно со студентами-кураторами могут предложить какие-то свои варианты, помочь придумать свой индивидуальный набор упражнений, с помощью которых дети будут тренироваться реализации формирующегося или уже сформировавшегося навыка.
Разработка напоминаний. Для того чтобы сместить внимание с негативных сторон на положительные, понятия «рецидив», «откат назад» или «возвращение проблемы» следует заменять понятием «забывание». Суть в том, что в процессе овладения новыми навыками мы иногда временно теряем навык, который осваиваем. Это совершенно естественное явление, и его не нужно воспринимать как нечто негативное. Лучше рассматривать это просто как временную потерю или «забывание» навыка. В таком подходе есть определенное преимущество. Мы намеренно используем слово «забывание», чтобы повести разговор о том, как ребенку следует напоминать о его навыке, если он вдруг о нем забудет. Взрослые, студенты-кураторы и команда поддержки могут задать детям вопросы, при этом показывая свою заботу и внимание к возникшим трудностям: «Если вы вдруг забудете о своем навыке, как мы должны напомнить вам о нем?» Смысл в том, чтобы вовлечь детей в принятие решения о том, как окружающие должны реагировать на эти моменты, неизбежные в процессе обучения. Самое главное — не дать детям или их родителям впасть в отчаяние и разочароваться, если произойдет временное забывание навыка.
Празднование успеха. Если группа детей и все окружающие люди согласны с тем, что навык освоен полностью или в достаточной степени, пора устраивать заранее запланированный праздник, который будет являться неким оповещением о том, что теперь вся группа владеет новым умением. Важной частью праздника должно стать выражение детьми признательности всем, кто участвовал в процессе обучения и поддерживал группу. «Кто помогал овладеть навыком?», «как помогали?» и «как бы вы хотели отблагодарить их?» — вот вопросы, которые вы должны задать детям, чтобы помочь осознать, какой вклад внесли в успех группы окружающие. Это позволит также сделать акцент на переменах, происходящих в группе.
Если все же дети не сумели освоить навык, стоит вернуться к девятой ступени и попробовать разбить сложное умение на несколько более простых и снова обсудить преимущества, которые даст овладение ими. Также стоит отвести больше времени на приятные и приносящие удовлетворение тренировки, а также убедиться в том, что взрослые, наиболее тесно контактирующие с детьми, действительно объединяют свои усилия, чтобы помочь в обучении.
Передача освоенного навыка другим. Одним из самых эффективных способов закрепления нового освоенного навыка является передача полученных знаний другим людям. Это возможность не только попрактиковаться в реальной жизни, но и продемонстрировать себя, что повысит самооценку детей. Также дети повышают свою репутацию от «страдающего какими-либо проблемами» до «обучающегося и развивающегося ребенка, способного преобразовать свою проблему в навык и освоить его».
Переход к следующему умению. После освоения одного группового навыка следует переходить к следующему, при этом приобретенный положительный опыт будет вселять в детей уверенность и усиливать мотивацию к продолжению обучения. И родителям, и детям полезно осознавать, что за одним навыком должны следовать другие. Это помогает родителям сохранять терпение и признавать тот факт, что ребенку нужно дать возможность овладевать навыками по одному. Для детей это полезно потому, что предвкушение освоения новых навыков дает им дополнительный стимул к освоению текущего.
Рассмотрев 15-шаговый алгоритм, мы осознали важность группы поддержки как носителя культуры поддерживающего отношения в реализации программы «Умелый класс». По мнению Б. Фурмана, формирование культуры поддерживающего отношения в игровом формате будет способствовать улучшению психологического микроклимата в классе и формированию у детей таких положительных качеств, как доброта, внимательность, чуткость, самостоятельность, спокойствие и др. [6; 7]. Также, по мнению Бена Фурмана, создание группы поддержки уменьшит количество издевательств в классе, поможет ребенку совладать со вспышками агрессии, истериками и другими эмоционально-поведенческими проблемами [7].
Выбираемые детьми навыки для обучения — это те умения, которых детям не хватает для адаптивного, эффективного решения затруднительной для них ситуации, находящейся вне их контроля. Помощь и поддерживающее отношение взрослого в процессе обучения необходимы ребенку для поддержания его психологического благополучия и более эффективного процесса освоения навыков.
Таким образом, формирование культуры поддерживающего отношения у детей, включенных в программу «Умелый класс», влияет на индивидуальное развитие личности, формирование у ребенка таких положительных качеств, как доброта, внимательность, самостоятельность. Также становится очевидным, что для успешного освоения ребенком коммуникативных навыков нужна группа поддержки, состоящая из круга близких людей ребенка, например, одноклассников, родителей, преподавателей, студентов-кураторов.
Также немаловажным фактором в роли студенческого сопровождения является общность поколений, которая связывает студентов-кураторов МГППУ и детей.
К поколению Z относят людей, рожденных в 2000-2020 гг. [1]. Для людей, родившихся в этот период, характерен ряд личностных особенностей, которые могут выражаться как в повседневном межличностном взаимодействии, так и в учебном коллективе. Также эти особенности очень ярко проявляются во взаимодействии студентов-кураторов и детей. Например, люди поколения Z конкуренции предпочитают работу в команде [8]. Как мы отмечали ранее, если обратиться к методическим материалам программы «Умелый класс», то можно заметить, что она предоставляет нам описание 6 общеклассных и 22 индивидуальных навыков для последующего освоения их школьниками. Общеклассные навыки подразумевают, что новое поведение и привычки формируются под воздействием коллективного труда. Дети, находясь в рамках образовательного процесса, имеют возможность осваивать навыки, работая в команде. Данный аспект имеет большое значение в процессе реализации программы. Существуют научные труды, которые говорят о важности коллективной работы для повышения эффективности труда и достижения результативности [5]. Организатор реформ образования С.О. Шмидт отмечал важность товарищества как фактор повышения эффективность процесса воспитания [3]. Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что стремление к командной работе, которая является особенностью поколения Z, оказывает благоприятное влияние на ход самой программы, формирует культуру поддерживающего отношения в рамках образовательного процесса, а также оказывает влияние на личное взаимодействие кураторов и детей, повышая их вовлеченность в реализацию программы. Дети, ощущая командную поддержку, помогают друг другу в освоении навыков, а кураторы также включаются в процесс коллективной работы.
Также важной особенностью поколения Z является нацеленность на результат [8]. По причине того, что дети, рожденные в поколении Z, с детства имели неограниченный доступ к информации, они приобрели навыки по выделению, вычленению самой актуальной и важной информации. Медиа, СМИ, социальные сети на данном этапе времени предоставляют огромное количество информации, которое оказывает сильное психологическое воздействие на ребенка. Из-за этого навык по вычленению основной информации стал вынужденной мерой детей для того, чтобы адаптироваться в социальном пространстве. Стоит отметить, что кураторы, являясь частью поколения Z, как и дети, также имеют такой социальный навык в своем арсенале. В рамках программы «Умелый класс» реализация данного навыка происходит благодаря упомянутой нами ранее ориентированной на решение краткосрочной терапии.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что кураторы заинтересованы не только в совместном достижении поставленной цели, но и в поддержке ребенка на протяжении всего пути к решению проблемы, что является неотъемлемой частью программы. Эти особенности, присущие студентам-кураторам и детям, объединяет их силы и, по нашим предположениям, повышает эффективность реализации программы, что способствует процессу освоения выбранных навыков.
Выводы
Таким образом, освоение навыков в рамках программы «Умелый класс» способствует преодолению ряда эмоционально-поведенческих проблем у детей и формирует у школьников алгоритм действий, который помогает справляться с трудностями.
Благодаря данному теоретическому исследованию мы пришли к выводу о том, что студенты-кураторы могут повысить эффективность реализации программы за счет тесного взаимодействия с детьми. Их роль в реализации программы носит поддерживающий характер. В первую очередь, студенты демонстрируют детям свою готовность прийти на помощь в случае затруднений на любом этапе обучения навыкам. Студенты имеют возможность помогать детям в освоении 15 шагов на базе площадок, которые осуществляют реализацию программы. Также поддерживающее отношение кураторов стимулирует в детях интерес и желание преодолевать свои поведенческие и психоэмоциональные трудности.
В дополнение хочется отметить, что общность поколений детей и студентов-кураторов также оказала влияние на ход межличностного взаимодействия участников программы «Умелый класс» и увеличила эффективность ее реализации.
Заключение
Благодаря теоретическому исследованию роли студенческого сопровождения в реализации программы «Умелый класс» мы выяснили, что данная проблема требует дальнейшего изучения посредством эмпирического исследования влияния эффективности студенческого сопровождения на процесс освоения социально-эмоциональных навыков детьми. Внедрение данной технологии в общеобразовательный процесс также требует дальнейшего исследования.
Литература
- Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). С. 1–10. doi:10.15838/tdi.2018.2.42.6
- Михальский А.В. SFBT: Ориентированная на решение краткосрочная терапия. М.: Форум, 2015. 75 c.
- Московская энциклопедия. Том 1. Лица Москвы: В 6 кн. М., 2007–2014.
- Оценка профилактического потенциала технологии «Умелый класс» в формировании социально значимых навыков у детей [Электронный ресурс] / Чиркина Р.В. [и др.]. // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 93–110. doi:10.17759/psylaw.2020100407
- Сидоренко А.В., Старкова Е.И., Антошкина Е.А. Групповая сплоченность как фактор повышения эффективности деятельности коллектива [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. Т. 39. С. 111–115. URL: http://e-koncept.ru/2017/970349.htm (дата обращения: 10.09.2021).
- Фурман Б. Навыки ребенка в действии: Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. 228 с.
- Фурман Б. Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры. М.: Альпина Диджитал, 2012. 116 с.
- Coates J. Generational Learning Styles. Kindle Edition. 2017.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 514
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 102
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0