Вестник практической психологии образования
2021. Том 18. № 3. С. 90–97
doi:10.17759/bppe.2021180308
ISSN: 2658-3100 (online)
Программы профилактики подросткового буллинга в деятельности педагога-психолога
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: буллинг, педагог-психолог, программы профилактики
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180308
Получена: 23.07.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Волкова Е.Н. Программы профилактики подросткового буллинга в деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 3. С. 90–97. DOI: 10.17759/bppe.2021180308
Полный текст
Проблема подросткового буллинга относится к числу наиболее актуальных проблем современной школы. Подростковый буллинг может выступать как самостоятельное направление профилактической работы, а может рассматриваться как один из видов агрессивного поведения подростков, связанный с другими проявлениями деструктивного поведения. Часто буллинг является причиной и предпосылкой школьной стрельбы, вооруженных нападений в школе. Задачу разработки программы профилактики буллинга можно встретить в рабочем плане многих педагогов-психологов, в мероприятиях всего образовательного учреждения, в образовательной системе района, города. Однако, часто профилактические программы имеют неявные и/или ошибочные методологические основания, что существенно снижает их потенциал, а то и ограничивает его вовсе.
В первую очередь это связано с определением того, о каком виде деструктивного поведения идет речь. Критериями буллинга являются следующие: неоднократность и/или периодичность травматических действий; умысел, намеренность нанесения вреда; неравенство возможностей жертвы и обидчика (физическое и/или социальное превосходство обидчика); невозможность для жертвы покинуть или прекратить ситуацию, провоцирующую или воспроизводящую преследование. Эти признаки позволяют дифференцировать буллинг от других видов агрессивного поведения [1].
Сравнение сущностных признаков близких, но нетождественных явлений агрессии, виктимизации, насилия и буллинга представлено в таблице 1 [цит. по 2].
Таблица 1. Отличительные признаки агрессии, виктимизации, насилия и буллинга
Признаки |
Агрессия |
Насилие |
Виктимизация |
Буллинг |
Специфичность в отношении жертвы |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Наличие определенной цели |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Определенная направленность |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Систематичность |
Нет |
Нет |
Нерелевантно |
Да |
Повторяемость |
Нет |
Нет |
Нерелевантно |
Да |
В диаде |
Нерелевантно |
Часто |
Нерелевантно |
В начале да, затем нет |
Асимметричное распределение власти |
Нерелевантно |
Нет |
Нерелевантно |
Да |
Временные рамки |
Нерелевантно |
Нерелевантно |
Нерелевантно |
Минимум 6 месяцев |
Критерии буллинга разделяются ведущими авторами исследований этого явления и фиксируются в его определении [4]. Буллингом называют неоднократное умышленное нанесение вреда одним подростком или группой другому подростку, который в данной ситуации оказывается не способным себя защитить и лишен возможности ее покинуть. Неоднократность, неравенство возможностей — отличительные особенности буллинга. Умышленность нанесения вреда дифференцирует буллинг с точки зрения поведения агрессора, а невозможность покинуть ситуацию буллинга — с точки зрения жертвы. Только совокупность этих признаков позволяет судить о том, что речь идет именно о буллинге.
Классификация программ профилактики подросткового буллинга не отличается от той, что принята в психологии и других областях знания, например, в медицине и здравоохранении в целом. Выделяется первичная профилактика, направленная на предотвращение ситуаций буллинга в образовательном учреждении, на формирование общественного неприятия агрессивного поведения, выработку активной позиции по его прекращению; вторичная профилактика, которая подразумевает сдерживание провокационных факторов буллинга и усиление защитных факторов, прежде всего, оптимизацию отношений в подростковой среде и диадах «подросток — взрослый (педагог, родители)»; третичная профилактика, представляющая комплекс мероприятий психологической помощи жертвам, обидчикам и свидетелям буллинга и их социальному окружению.
Сегодня круг действенных субъектов профилактики буллинга в школе ограничен и, чаще всего, замыкается на педагоге-психологе и социальном педагоге. Между тем, классный руководитель подросткового класса, заместитель директора по воспитательной работе — обязательные участники этой работы. Профессиональное взаимодействие этих специалистов: педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе, — выступает обязательным условием эффективной профилактической работы. Педагог-психолог не может и не должен брать на себя управление всей программой профилактики буллинга в школе. У него есть свой круг задач, который чаще всего связан с проведением просветительской работы, с оказанием психологической помощи агрессорам, жертвам и свидетелям буллинга, с методическим консультированием классного руководителя и социального педагога по соответствующим вопросам. Конечно, педагог-психолог принимает участие в разработке и реализации антибуллинговой программы школы, но как один из ее участников, как член междисциплинарной команды, организацию деятельности которой лучше передать заместителю директора школы по воспитательной работе.
В программах работы школы чаще всего представлены программы первичной профилактики буллинга. Это классные часы, круглые столы для учеников, памятки для учителей, детей и родителей, опросы, повышение квалификации педагогов и просвещение родителей на родительских собраниях, вовлечение детей в творческие, культурные, спортивные, патриотические мероприятия, различные акции «Буллингу — нет!», «День доброты», «Мир добра и толерантности». Такие мероприятия представляют собой информирование субъектов образовательных отношений о буллинге и агрессивном поведении.
Информирование и просветительская работа выступают важным элементом всей системы профилактики. Важное значение здесь имеет адресный характер предъявляемой информации. Как правило, информация о буллинге, его причинах, следствиях, условиях возникновения и способах предотвращения целесообразны в среде взрослых. При этом в педагогической среде и в среде родителей необходимы разные акценты в этой информации в соответствии с актуальные потребностями каждой из этих групп. Например, для педагогов важны знания об индикаторах буллинга, позволяющих дифференцировать его от других видов агрессивного поведения в школе. Необходимы знания о ранних предикторах буллинга и способах их выявления. Важно понимание механизмов возникновения и функционирования буллинга, в частности, понимание механизмов поведения обидчиков и свидетелей буллинга. Важно знание методов вмешательства и прекращения буллинга и пути формирования умений протективного поведения.
Для родителей важной оказывается информация об источниках буллинга, связанных с системой детско-родительских отношений и отношений внутри подростковой группы. Важно понимание сущности подростковых переживаний, обусловленных контекстом взаимоотношений в классе. Важно понимание алгоритма деятельности в случае возникновения ситуации буллинга и оперативности реагирования в зависимости от того, в какой роли в буллинге оказался ребенок.
Для подростков обсуждение критериев, источников, причин и последствий буллинга не имеет большого значения. Для них важнее знания о развитии человеческих отношений вообще, о сути дружбы и степени ее интимности, о выборе и ответственности за него, о преимуществах самостоятельных ответственных решений, об управлении собой, своими чувствами и поступками.
Действенными программами первичной профилактики являются программы развития навыков конструктивного общения на переменах, во время спортивных занятий, кружков после школы. Это, например, программы «активной» или «проактивной дружбы» для начальных классов, в которых реализуются правила уважительного отношения друг к другу как к равным, развиваются умения радоваться за успехи других, отстаивать мнение друг друга, эмоционально / физически вступаться друг за друга, не обманывать друг друга, быть честными. В подростковых классах можно использовать схемы наставничества и консультирования младших детей старшими подростками. При таком взаимодействии ребята старшего возраста проходят дополнительно обучение внутри школы или с помощью приглашенных специалистов. Подобное обучение помогает им эффективно сотрудничать с учащимися младшей школы, использовать свой авторитет для налаживания внутришкольной коммуникации.
Первичный уровень профилактической работы, несомненно, имеет особую ценность, однако только программы профилактики всех уровней, их комплексный и междисциплинарный характер обеспечивают эффективность работы. На каждом уровне профилактической работы: первичном, вторичном, третичном, — разрабатываются мероприятия в четырех основных направлениях работы: работа на уровне школы в целом, работа на уровне школьного класса, работа на уровне семьи, работа на индивидуальном уровне (с подростком). В каждом из этих направлений работы у педагога-психолога, у классных руководителей подростковых классов, у социального педагога, у заместителя директора по воспитательной работе есть свои задачи и свои обязанности. В разработке единой школьной антибуллинговой программы должны принимать все члены педагогического коллектива, в первую очередь, перечисленные выше специалисты.
Основанием для разработки программы профилактики буллинга в школе является понимание и учет основных закономерностей школьного буллинга, выявленных на основе анализа результатов научных исследований в этой области, а также анализ конкретной ситуации в образовательном учреждении и данные школьного мониторинга о случаях буллинга. Эту работу может взять на себя педагог-психолог совместно с завучем школы.
Профилактическая работа и профилактические меры на уровне школы включают в себя разработку единой антибуллинговой программы школы, в которой обязательными разделами выступают следующие:
• общешкольная информационная программа для родителей (об особенностях развития детей и подростков, ценности эмоционального, нравственного и культурного развития человека), для педагогов (о закономерностях подросткового буллинга и его социальной детерминации), для подростков (об особенностях индивидуального, личностного и социального развития человека);
• программа анонимного школьного мониторинга ситуаций буллинга;
• программа поддержки защитников жертв;
• программа организации досуга и занятости подростков во время обучения в школе и вне ее;
• внутришкольная программа повышения квалификации педагогов по организации эффективного вмешательства и помощи участникам буллинга;
• программа контроля поведения в школе для педагогов и учащихся и санкций за нарушение правил безопасного взаимодействия.
Профилактические меры на уровне семьи предполагают организацию внутришкольного и межведомственного взаимодействия специалистов для работы с дисфункциональными семьями подростков. Междисциплинарный подход является самым эффективным для этой работы, а профессиональное взаимодействие в междисциплинарной команде специалистов — самым результативным способом решения проблемы. Членами междисциплинарной команды в школе являются педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель подросткового класса, заместитель директора по воспитательной работе. Вне школы междисциплинарная команда организует такое взаимодействие с представителями органов опеки и попечительства, охраны правопорядка, социальной защиты населения, здравоохранения.
Основные направления и меры профилактической работы на уровне семьи включают в себя:
• организацию мониторинга социальных и социально-психологических условий жизни семьи и условий семейного воспитания подростков;
• программы межведомственного патронажа и сопровождения нуждающихся семей;
• программы формирования родительских навыков, развития позиции позитивного и ответственного родительства;
• программы оптимизации детско-родительских отношений (детско-родительские сессии);
• программы родительского контроля организации досуга и занятости подростков.
Набольшее воздействие на подростка оказывает реакция класса как единого социального организма. Направления профилактической работы и профилактические меры на уровне класса включают в себя:
• разработку норм и правил поведения в классе («Конституция класса»);
• мониторинг структуры межличностных отношений, лидерства и коммуникаций в классе;
• проведение коллективных программ развития жизненных навыков, планирования временной перспективы, тренингов уверенного поведения и коммуникативной компетентности;
• проведение программ медиации как технологии конструктивного разрешения конфликтов в подростковой среде;
• организацию и проведение коллективных мероприятий оказания помощи нуждающимся (например, помощи и ухода за животными, пожилыми людьми, младшими детьми, больными сверстниками);
• организацию и проведение коллективных творческих дел.
Одним из важных принципов организации профилактической работы на уровне класса является принцип управляемого распределения ответственности и поручений. Классному руководителю важно контролировать структуру подчиненности и ответственности в выполнении мероприятий, смену лидерства и организации содержательной обратной связи по поводу совместных действий. Разработка стратегии и тактики конкретных вмешательств в деятельность класса также потребует организации совместной деятельности психолога и классного руководителя.
Профилактическая работа на индивидуальном уровне чаще всего попадает в компетенцию педагога-психолога. Такая работа варьируется в зависимости от роли, которую чаще подросток занимает в ситуации буллинга. Разрушительные для развития личности последствия подросткового буллинга присущи не только жертвам, но и обидчикам, и свидетелям буллинга, поэтому программы помощи (программы третичного уровня профилактики) нужны и жертвам, и обидчикам, и свидетелям буллинга.
Программы помощи подросткам — жертвам буллинга направлены на проработку последствий психологической травмы, развитие навыков решения жизненных проблем, повышение ресурса сопротивляемости (коррекцию эмоциональных состояний, развитие навыков уверенного поведения, развитие навыков общения). Обязательными являются программы оценки рисков насилия, жестокого обращения и пренебрежения нуждами подростка в семье, межведомственный мониторинг семьи подростка-жертвы, программы оптимизации детско-родительских отношений.
Работа с подростками-обидчиками направлена на развитие навыков неконфликтного взаимодействия, развитие эмпатии, развитие ответственности и заботы. Очень важны для работы с подростками-обидчиками программы организации досуга и контроля занятости. Как показали результаты исследований, высоким корректирующим и развивающим потенциалом для работы с подростками-обидчиками обладают программы с животными, в которых решаются задачи развития ответственности подростка и формирования новых жизненных установок и системы ценностных ориентаций, коррекции эмоциональной сферы личности и обучения новым способам взаимодействия.
Подростки, занимающие амбивалентную позицию жертвы-обидчика, нуждаются в помощи по тем же направлениям, что и жертвы буллинга, а именно в программах работы с последствиями психологической травмы, развития навыков решения жизненных проблем, повышения ресурса сопротивляемости. Специфическими программами для этой группы подростков являются программы развития самостоятельности (принятия решений, выбора, ответственности), программы профилактики зависимостей и программы регуляции поведения в эмоционально-напряженных ситуациях.
Работа с подростками — свидетелями буллинга зависит от их мотивации участия в ситуации буллинга, от того, насколько активную позицию они занимают и на чьей стороне — обидчика или жертвы — находятся. Для помощников обидчика важное место занимают программы развития личностных ресурсов, изменения системы убеждений и ценностно-смысловых установок. Для подростков, составляющий группу нейтральных наблюдателей, необходимы программы развития личной ответственности (программы проектирования и принятия решений), программы развития навыков социального сравнения, программы развития эмпатии. Для подростков, сочувствующих жертве, но не вмешивающихся в опасную ситуацию, необходимы программы проработки их собственной психологической травмы, программы развития самоэффективности и уверенного поведения. Подростки — защитники жертвы нуждаются в программах поддержки и укрепления имеющихся убеждений, навыков и статуса.
Работа по профилактике буллинга всегда конкретна. Ее результативность напрямую связана с учетом конкретности буллинга, культурных условий жизни подростка, его индивидуальнотипологических и личностных особенностей. Установленные в междисциплинарных исследованиях особенности подросткового буллинга показали его обусловленность не просто средовыми факторами, связанными с системой семейных и школьных отношений. Подростковая агрессия детерминирована факторами культуры близкого социума. Поэтому для разработки профилактических программ необходимы результаты именно школьного мониторинга и мониторинга ситуации ближнего социума подростка. Необходимо оценить ситуацию: в частности, распространенность подростковой агрессии в конкретной школе, осведомленность об этой проблеме среди педагогов и родителей подростков и их установки, а также возможные пути прекращения агрессии и предотвращения новых ситуаций именно в этой школе; предпочтения педагогов и родителей в отношении профилактики, получения информации, ее содержания и способов воздействия.
Опыт участия подростка в буллинге можно рассматривать как деструктивный вариант социализации. Поэтому основные стратегии профилактики буллинга в подростковом возрасте, во-первых, должны быть направлены на изменение поведения всех субъектов образовательного пространства, прежде всего, взрослых — педагогов и родителей, а не только и не столько самих подростков. Во-вторых, ключевым адресатом профилактической работы в подростковом буллинге являются свидетели, а не только обидчики и жертвы буллинга. В-третьих, программы профилактики должны иметь выраженный социальный и культурный контекст [3], то есть должны разрабатываться для конкретной школы.
Поведение подростков как поведение социального экспериментирования требует включения в образовательный процесс школы действенных механизмов обратной связи относительно поведения и взаимодействия всех, кто в школе работает и учится. Общее правило школы — ненормативность буллинга, разрушительность его воздействия как на жертву, так и на обидчиков и свидетелей буллинга.
Литература
- Волкова И.В. Характеристики подросткового буллинга и его определение [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. № 3. С. 25. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/ 211/212 (дата обращения: 26.07.2021).
- Кравцова С., Шапкина А., Белевич А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. 2016. № 3. С. 97–119.
- Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. № 2 (5). С. 71–86.
- Olweus D. Bully/victimproblems in school: facts and intervention // European Journal of Psychology of Education. 1997. Vol. XII. No. 4. Pp. 495–510.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1554
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 25
Скачиваний
Всего: 689
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1