Психологическая наука и образование
2024. Том 29. № 3. С. 66–95
doi:10.17759/pse.2024290305
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Влияние тренинговой профилактической программы среди подростков с целью прекращения буллинга: рандомизированное экспериментальное исследование
Аннотация
Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в безопасности и был защищен от буллинга и предрассудков, которые могут иметь серьезные негативные последствия для подростков, поэтому необходимы эффективные стратегии вмешательства. В данном исследовании изучается влияние профилактической программы, направленной на снижение буллинга и предрассудков среди учащихся среднего звена в 103 государственных школах Джидды, Саудовская Аравия. 155 учащихся были рандомно распределены в экспериментальную или контрольную группы. В исследовании использовались такие инструменты оценки, как демографическая информация, оценочная шкала Bullying Among Diverse Populations (BADP) и шкала базовой эмпатии (BES). Результаты показали значительное улучшение знаний, отношения, показателей аффективной и когнитивной сфер, а также общей эмпатии в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (средняя разница=8,3, p<0,05; средняя разница=7,2, p<0,05; средняя разница=9,6, p<0,05; средняя разница=13,7, p<0,05 соответственно). Однако не было отмечено значительных различий в навыках общения со свидетелями и умении вмешиваться в ситуацию буллинга. Данное исследование подчеркивает эффективность вмешательства, отмечая необходимость комплексных обучающих программ в школах. Поэтому мы настоятельно рекомендуем внедрять политику «Нет издевательствам и предрассудкам» и законодательные меры для обеспечения благополучия детей.
Общая информация
Ключевые слова: антибуллинговая программа, буллинг, школьный буллинг, остракизм, рандомизированные контролируемые исследования (РКИ)
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290305
Финансирование. Все авторы заявляют об отсутствии финансирования со стороны какого-либо агентства, поддерживающего проведение данного исследования
Благодарности. Исследователи выражают благодарность директору школы, ученикам и их родителям за сотрудничество и согласие на участие их дочерей в исследовании. Их неоценимый вклад помог завершить данное исследование.
Получена: 22.08.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Халиль А.И., Хантира Н.Й., Альшехри Й.А., Альраи М.А., Альджахдали Л.М. Влияние тренинговой профилактической программы среди подростков с целью прекращения буллинга: рандомизированное экспериментальное исследование // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 3. С. 66–95. DOI: 10.17759/pse.2024290305
Подкаст
Литература
- Abed M.G., Abed L.G., Shackelford T.K. Teachers’ Perceptions of Bullying in Saudi Arabian Primary Public Schools: A Small-Sample, Qualitative Case Study. Children, 2023, no. 10, p. 1859. DOI:10.3390/children10121859
- Alabdulrazaq R.S., Al-Haj Ali S.N. Parentally reported bullying among Saudi schoolchildren: Its forms, effect on academic abilities, and associated sociodemographic, physical, and dentofacial features. Int J Pediatr, 2020. DOI:10.1155/2020/8899320
- Aldrup K., Carstensen B., Klusmann U. Is Empathy the Key to Effective Teaching? A Systematic Review of Its Association with Teacher-Student Interactions and Student Outcomes. Educational Psychology Review, 2022, no. 34, pp. 1177–1216. DOI:10.1007/s10648-022-09647-w
- Alotaibi N.B., Mukred M. Factors affecting the cyber violence behavior among Saudi youth and its relation with the suiciding: A descriptive study on university students in Riyadh city of KSA. Technol Soc., 2022, no. 67, p.101863. DOI:10.1016/j.techsoc.2022.101863
- Allport G.W. The Nature of Prejudice. Cambridge (MA): Addison-Wesley, 1954.
- Alrokban M., Alrouh H., Almazroua M. Bullying and its risk factors among school children. Journal Issues, 2019. URL: http://journalissues.org (Accessed 31.01.2022).
- Alsaleem M.A., Alhashem H.A., Alsaleem S.A., Mahfouz A.A. Bullying Prevalence among Secondary School Children in Khamis Mushait City, Southwestern Saudi Arabia. Behav Sci., 2021. Vol. 11(10), p.134. DOI:10.3390/bs11100134
- Avşar F., Alkaya S.A. The effectiveness of assertiveness training for school-aged children on bullying and assertiveness level. J Pediatr Nurs., 2017, no. 36, pp. 103–108. DOI:10.1016/j.pedn.2017.06.0204
- Baiden P., Tadeo S.K. Investigating the association between bullying victimization and suicidal ideation among adolescents: Evidence from the 2017 Youth Risk Behavior Survey. Child Abuse Negl., 2020, no. 102, p.104417. DOI:10.1016/j.chiabu.2020.104417
- Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall, 1986.
- Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs (NJ): Prentice Hall, 1977.
- Bowes L., Aryani F., Ohan F., Haryanti R.H., Winarna S., Arsianto Y. et al. The development and pilot testing of an adolescent bullying intervention in Indonesia – the ROOTS Indonesia program. Glob Health Action, 2019. Vol. 12(1), p.1656905. DOI:10.1080/16549716.2019.1656905
- Bronfenbrenner U. The ecology of human development: Experiments by nature and design. Cambridge (MA): Harvard University Press, 1979. DOI:10.4159/9780674028845
- Chatters S.J. Impact of Bullying Prevention Training on the Knowledge, Attitude, and Behavior of Pre-Education Majors (Future Trainers) [dissertation]. Tampa (FL): University of South Florida, 2012.
- Demo D.H., Acock A.C. Family structure, family process, and adolescent well-being. J Res Adolesc, 1996. Vol. 6(4), pp. 457-488.
- Elmahdy M., Maashi N.A., Hakami S.O., Fathi M.A., Alsuri H.I., Hezymi S.H. et al. Prevalence of Bullying and Its Association With Health-Related Quality of Life Among Adolescents in Jazan: A Cross-Sectional Study. Cureus, 2022. Vol.14(8). DOI:10.7759/cureus.28522
- Farrington D.P., Ttofi M.M. School-based programs to reduce bullying and victimization: A systematic review. Campbell Syst Rev., 2010. Vol. 6(6), pp. 1–122. DOI:10.4073/csr.2010.6
- Gaffney H., Ttofi M.M., Farrington D.P. Evaluating the effectiveness of school-based bullying prevention programs: An updated meta-analysis. Aggress Violent Behav., 2019, no. 45, pp. 111–133. DOI:10.1016/j.avb.2018.07.001
- Gordon S. 6 Types of Bullying Parents Should Know About. Verywell Family. 2022. URL: https://www.verywellfamily.com/types-of-bullying-parents-should-know-about-4153887 (Accessed 18.02.2022).
- Herman H., Nurshal D., Novrianda D. The Effect of Assertiveness Training on Bullying In Junior High School. Jurnal Keperawatan Soedirman, 2020. Vol. 15(1), pp. 7–11. DOI:10.20884/1.jks.2020.15.1.1069
- Hu R., Xue J., Han Z. School bullying victimization and perpetration among Chinese adolescents: A latent class approach. Child Youth Serv Rev., 2021, no. 120, p. 105709. DOI:10.1016/j.childyouth.2020.105709
- Ishiyama F.I. Active witnessing for prejudice reduction and community development trainer’s manual for facilitating anti-discrimination response training (A.R.T.). Vancouver (BC): University of British Columbia, 2011.
- Jolliffe D., Farrington D.P. Examining the relationship between low empathy and bullying. Aggress Behav., 2006. Vol. 32(6), pp. 540–550. DOI:10.1002/ab.20154
- Johnson C.G. Feds: School failed to stop bullying of gay students. California Watch. URL: http://californiawatch.org/dailyreport/feds-school-failed-stop-bullyinggay-student-11264 (Accessed 31.01.2022).
- Lerner R.M., Lerner J.V., Benson P.L. Positive youth development: Research and applications for promoting thriving in adolescence. In: Lerner R.M., Lerner J.V., Benson J.B., editors. Advances in child development and behavior. Vol. 41. Elsevier Academic Press, 2011, pp. 1–17. DOI:10.1016/b978-0-12-386492-5.00001-4
- McLeod D. Erik Erikson’s Stages of Psychosocial Development. Simply Psychology. Available from: https://www.simplypsychology.org/erik-erikson.html (Accessed 21.05.2024).
- Midgett A., Doumas D.M. Acceptability and short-term outcomes of a brief, bystander intervention program to decrease bullying in an ethnically blended school in a low-income community. Contemp School Psychol, 2020. Vol. 24, pp. 508–517. DOI:10.1007/s40688-020-00321-w
- Moore S.E., Norman R.E., Suetani S., Thomas H.J., Sly P.D., Scott J.G. Consequences of bullying victimization in childhood and adolescence: A systematic review and meta-analysis. World J Psychiatr, 2017. Vol. 7(1), pp. 60–76. DOI:10.5498/wjp.v7.i1.601
- Muijs D. Can schools reduce bullying? The relationship between school characteristics and the prevalence of bullying behaviors. Br J Educ Psychol., 2017. Vol. 87(2), pp. 255–272. DOI:10.1111/bjep.12148
- National Centre Against Bullying. Definition of bullying. URL: https://www.ncab.org.au/bullying-advice/bullying-for-parents/definition-of-bullying/ (Accessed 31.01.2022).
- National Centre Against Bullying. Types Of Bullying. 2022. URL: https://www.ncab.org.au/bullying-advice/bullying-for-parents/types-of-bullying/ (Accessed 10.02.2022).
- Orben A., Tomova L., Blakemore S.J. The effects of social deprivation on adolescent development and mental health. Lancet Child Adolesc Health, 2020. Vol. 4(8), pp. 634–640. DOI:10.1016/s2352-4642(20)30186-3
- Palade T., Pascal E. Reducing Bullying through Empathy Training: The Effect of Teacher's Passive Presence. Behav Sci., 2023. Vol. 13(3), p. 216. DOI:10.3390/bs13030216
- Pettigrew T.F., Tropp L.R. A meta-analytic test of intergroup contact theory. Journal of Personality and Social Psychology, 2006. Vol. 90(5), pp. 751–783. DOI:10.1037/0022-3514.90.5.751
- Reisen A., Viana M.C., Santos-Neto E.T.D. Bullying among adolescents: Are the victims also perpetrators? Brazilian Journal of Psychiatry, 2019. Vol. 41(6), pp. 518–529. DOI:10.1590/1516-4446-2018-0246
- Roberts L.D., Little T.D., Krietsch K.N., Gallagher K.C. Preventing bullying: The effects of a targeted intervention on elementary school students’ knowledge and attitudes. Aggressive Behavior, 2017. Vol. 43(2), pp. 116–129. DOI:10.1080/15388220.2017.1308622
- Salmivalli C., Voeten M., Poskiparta E., Bono E.D. Anti-bullying intervention: Implementation and outcome. British Journal of Educational Psychology, 2011. Vol. 81(3), pp. 383–407. DOI:10.1348/000709910X525287
- Salmon S., Turner S., Taillieu T., Fortier J., Afifi T.O. Bullying victimization experiences among middle and high school adolescents: Traditional bullying, discriminatory harassment, and cyber victimization. Journal of Adolescence, 2018, no. 63, pp. 29–40. DOI:10.1016/j.adolescence.2017.12.005
- Shaheen A.M., Hammad S., Haourani E.M., Nassar O.S. Factors affecting Jordanian school adolescents’ experience of being bullied. Journal of Pediatric Nursing, 2017, no. 38, p. e66-e71. DOI:10.1016/j.pedn.2017.09.003
- Šmigelskas K., Vaičiūnas T., Lukoševičiūtė J., Malinowska-Cieślik M., Melkumova M., Movsesyan E. et al. Sufficient social support as a possible preventive factor against fighting and bullying in school children. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2018. Vol. 15(5), p. 870. DOI:10.3390/ijerph15050870
- Smith J., Harper A. The impact of education on attitudes towards diversity and inclusion: A meta-analysis. Journal of Diversity in Higher Education, 2020. Vol. 13(3), pp. 269–285. DOI:10.1037/dhe0000148
- Smith P.K., Smith C., Osborn R., Samara M. A systematic review of the effectiveness and experiences of bullying prevention programs in schools. Aggressive and Violent Behavior, 2019, no. 45, pp. 111–131. DOI:10.1016/j.avb.2019.02.005
- Srinivasan S.P., Arumugam C., Rangeela E., Raghavan V., Padmavati R. Bullying among children and adolescents in the SAARC countries: A scoping review. Heliyon, 2022. Vol. 8(2), p. e097816. DOI:10.1016/j.heliyon. 2022.e097816
- Thompson D.A., Mazza J.J., Herting J.R., Randell B.P. Enhancing knowledge about bullying among adolescents: Evaluation of the "Preventing Bullying Through Science" education program. J Sch Health., 2017. Vol. 87(10), pp. 782–791. DOI:10.1111/josh.12546
- Types of Bullying. 2022. Retrieved February 10, 2022, from the National Centre Against Bullying website: Types of Bullying.
- What Is Cyberbullying. 2022. Retrieved February 7, 2022, from the StopBullying.gov website: What Is Cyberbullying.
- Who Is at Risk? 2022. Retrieved February 10, 2022, from the StopBullying.gov website: Who Is at Risk?
- Yu C.C., Tan L., Le M.K. et al. The development of empathy in the healthcare setting: A qualitative approach. BMC Medical Education, 2022, no. 22, p. 245. DOI:10.1186/s12909-022-03312-y
- Zhong M., Huang X., Huebner E.S., Tian L. Association between bullying victimization and depressive symptoms in children: The mediating role of self-esteem. Journal of Affective Disorders, 2021, no. 294, pp. 322–328. DOI:10.1016/j.jad.2021.07.016
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 175
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 25
Скачиваний
Всего: 68
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 11