Влияние тренинговой профилактической программы среди подростков с целью прекращения буллинга: рандомизированное экспериментальное исследование

0

Аннотация

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в безопасности и был защищен от буллинга и предрассудков, которые могут иметь серьезные негативные последствия для подростков, поэтому необходимы эффективные стратегии вмешательства. В данном исследовании изучается влияние профилактической программы, направленной на снижение буллинга и предрассудков среди учащихся среднего звена в 103 государственных школах Джидды, Саудовская Аравия. 155 учащихся были рандомно распределены в экспериментальную или контрольную группы. В исследовании использовались такие инструменты оценки, как демографическая информация, оценочная шкала Bullying Among Diverse Populations (BADP) и шкала базовой эмпатии (BES). Результаты показали значительное улучшение знаний, отношения, показателей аффективной и когнитивной сфер, а также общей эмпатии в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (средняя разница=8,3, p<0,05; средняя разница=7,2, p<0,05; средняя разница=9,6, p<0,05; средняя разница=13,7, p<0,05 соответственно). Однако не было отмечено значительных различий в навыках общения со свидетелями и умении вмешиваться в ситуацию буллинга. Данное исследование подчеркивает эффективность вмешательства, отмечая необходимость комплексных обучающих программ в школах. Поэтому мы настоятельно рекомендуем внедрять политику «Нет издевательствам и предрассудкам» и законодательные меры для обеспечения благополучия детей.

Общая информация

Ключевые слова: антибуллинговая программа, буллинг, школьный буллинг, остракизм, рандомизированные контролируемые исследования (РКИ)

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290305

Финансирование. Все авторы заявляют об отсутствии финансирования со стороны какого-либо агентства, поддерживающего проведение данного исследования

Благодарности. Исследователи выражают благодарность директору школы, ученикам и их родителям за сотрудничество и согласие на участие их дочерей в исследовании. Их неоценимый вклад помог завершить данное исследование.

Получена: 22.08.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Халиль А.И., Хантира Н.Й., Альшехри Й.А., Альраи М.А., Альджахдали Л.М. Влияние тренинговой профилактической программы среди подростков с целью прекращения буллинга: рандомизированное экспериментальное исследование // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 3. С. 66–95. DOI: 10.17759/pse.2024290305

Литература

  1. Alsaleem MA, Alhashem HA, Alsaleem SA, Mahfouz AA. Bullying Prevalence among Secondary School Children in Khamis Mushait City, Southwestern Saudi Arabia. Behav Sci. 2021;11(10):134.
  2. National Centre Against Bullying. NCAB. (n.d.). Definition of bullying [Internet]. Retrieved January 31, 2022, from https://www.ncab.org.au/bullying-advice/bullying-for-parents/definition-of-bullying/
  3. Gordon S. 6 Types of Bullying Parents Should Know About. Verywell Family. 2022. Retrieved 18 February 2022, from https://www.verywellfamily.com/types-of-bullying-parents-should-know-about-4153882.
  4. Types Of Bullying | National Centre Against Bullying. 2022. Retrieved 10 February 2022, from https://www.ncab.org.au/bullying-advice/bullying-for-parents/types-of-bullying/
  5. Alabdulrazaq RS, Al-Haj Ali SN. Parentally reported bullying among Saudi schoolchildren: Its forms, effect on academic abilities, and associated sociodemographic, physical, and dentofacial features. Int J Pediatr. 2020;2020.
  6. What Is Cyberbullying. 2022. Retrieved 7 February 2022, from https://www.stopbullying.gov/cyberbullying/what-is-it
  7. Alotaibi NB, Mukred M. Factors affecting the cyber violence behavior among Saudi youth and its relation with the suiciding: A descriptive study on university students in Riyadh city of KSA. Technol Soc. 2022; 67:101863.
  8. Who Is at Risk? 2022. Retrieved 10 February 2022, from https://www.stopbullying.gov/bullying/at-risk
  9. Alrokban M, Alrouh H, Almazroua M. Bullying and its risk factors among ... - journalissues.org. 2019. Retrieved January 31, 2022, from https://journalissues.org/wp-content/uploads/sites/8/2019/09/Alrokban-et-al.pdf
  10. Zhong M, Huang X, Huebner ES, Tian L. Association between bullying victimization and depressive symptoms in children: The mediating role of self-esteem. J Affect Disord. 2021; 294:322-328.
  11. Moore SE, Norman RE, Suetani S, Thomas HJ, Sly PD, Scott JG. Consequences of bullying victimization in childhood and adolescence: A systematic review and meta-analysis. World J Psychiatry. 2017;7(1):60.
  12. Baiden P, Tadeo SK. Investigating the association between bullying victimization and suicidal ideation among adolescents: Evidence from the 2017 Youth Risk Behavior Survey. Child Abuse Negl. 2020; 102:104417.
  13. McLeod D. Erik Erikson's Stages of Psychosocial Development. 2022. Retrieved 8 February 2022, from https://www.simplypsychology.org/Erik-Erikson.html
  14. Orben A, Tomova L, Blakemore SJ. The effects of social deprivation on adolescent development and mental health. Lancet Child Adolesc Health. 2020;4(8):634-640.
  15. David H, Demo DH, Acock AC. Family structure, family process, and adolescent well-being. J Res Adolesc. 1996;6(4): 457-488.
  16. Chatters SJ. Impact of bullying prevention training on the knowledge, attitude, and behavior of pre-education majors (future trainers). University of South Florida. 2012.
  17. Bowes L, Aryani F, Ohan F, Haryanti RH, Winarna S, Arsianto Y, et al. The development and pilot testing of an adolescent bullying intervention in Indonesia–the ROOTS Indonesia program. Global Health Action. 2019;12(1):1656905.
  18. Šmigelskas K, Vaičiūnas T, Lukoševičiūtė J, Malinowska-Cieślik M, Melkumova M, Movsesyan E, et al. Sufficient social support is a possible preventive factor against fighting and bullying in school children. Int J Environ Res Public Health. 2018;15(5):870.
  19. Muijs D. Can schools reduce bullying? The relationship between school characteristics and the prevalence of bullying behaviors. Br J Educ Psychol. 2017;87(2):255-272.
  20. Avşar F, Alkaya SA. The effectiveness of assertiveness training for school-aged children on bullying and assertiveness level. J Pediatr Nurs. 2017; 36:186-190.
  21. Shaheen AM, Hammad S, Haourani EM, Nassar OS. Factors affecting Jordanian school adolescents' experience of being bullied. J Pediatr Nurs. 2018;38: e6.
  22. Srinivasan SP, Arumugam C, Rangeela E, Raghavan V, Padmavati R. Bullying among children and adolescents in the SAARC countries: A scoping review. Heliyon. 2022;8(5):e09781.
  23. Salmon S, Turner S, Taillieu T, Fortier J, Afifi TO. Bullying victimization experiences among middle and high school adolescents: Traditional bullying, discriminatory harassment, and cyber victimization. J Adolesc. 2018; 63:29-40.
  24. Midgett A, Doumas DM. Acceptability and short-term outcomes of a brief, bystander intervention program to decrease bullying in an ethnically blended school in a low-income community. Contemp Sch Psychol. 2020;24(4):508-517.
  25. Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall; 1977.
  26. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall; 1986.
  27. Allport GW. The nature of prejudice. Reading, MA: Addison-Wesley; 1954.
  28. Pettigrew TF, Tropp LR. A meta-analytic test of intergroup contact theory. J Pers Soc Psychol. 2006;90(5):751-783.
  29. Bronfenbrenner U. The ecology of human development: Experiments by nature and design. Cambridge, MA: Harvard University Press; 1979.
  30. Lerner RM, Lerner JV, Benson PL. Positive youth development: Research and applications for promoting thriving in adolescence. New York, NY: Oxford University Press; 2011.
  31. Johnson CG. Feds: School failed to stop bullying of gay students. California Watch. Available from: http://californiawatch.org/dailyreport/feds-school-failed-stop-bullyinggay-student-11264
  32. Ishiyama FI. Active witnessing for prejudice reduction and community development trainer’s manual for facilitating anti-discrimination response training (A.R.T.).
  33. Jolliffe D, Farrington DP. Examining the relationship between low empathy and bullying. Aggressive Behavior: Official Journal of the International Society for Research on Aggression. 2006 Nov;32(6):540-50.
  34. Reisen A, Viana MC, Santos-Neto ETD. Bullying among adolescents: are the victims also perpetrators? Braz J Psychiatry. 2019 Nov-Dec;41(6):518-529. doi 10.1590/1516-4446-2018-0246. PMID: 31188920; PMCID: PMC6899363.
  35. Smith PK, Smith C, Osborn R, Samara M. A systematic review of the effectiveness and experiences of bullying prevention programs in schools. Aggress Violent Behav. 2019; 45:111-131.
  36. YU, C.C., TAN, L., LE, M.K. et al. The development of empathy in the healthcare setting: a qualitative approach. BMC Med Educ 22, 245 (2022). https://doi.org/10.1186/s12909-022-03312-y.
  37. Palade T, Pascal E. Reducing Bullying through Empathy Training: The Effect of Teacher's Passive Presence. Behav Sci. 2023;13(3):216.
  38. Ran Hu, Jia Xue, Ziqiang Han. School bullying victimization and perpetration among Chinese adolescents: A latent class approach, Children and Youth Services Review, Volume 120,2021,105709, ISSN 0190-7409 https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105709.

Информация об авторах

Халиль Амаль И., доктор психологических наук, профессор, диплом психолога, Университет медицинских наук им. короля Сауда бин Абдулазиза, Университет Айн Шамс, Саудовская Аравия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8419-2289, e-mail: khalila@ksau-hs.edu.sa

Хантира Нейма Й., Университет медицинских наук им. короля Сауда бин Абдулазиза, Александрийский университет, Саудовская Аравия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2517-6470, e-mail: hantiran@ksau-hs.edu.sa

Альшехри Йосра А., бакалавр сестринского дела, Университет медицинских наук им. короля Сауда бин Абдулазиза, Колледж сестринского дела, Саудовская Аравия, e-mail: Mftos_alshehri@hotmail.com

Альраи Марам А., Университет медицинских наук им. короля Сауда бин Абдулазиза, Колледж сестринского дела, Саудовская Аравия, e-mail: Marram334@hotmail.com

Альджахдали Лама М., бакалавр сестринского дела, Университет медицинских наук им. короля Сауда бин Абдулазиза, Колледж сестринского дела, Саудовская Аравия, e-mail: lama.m.Aljahdali@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0