Влияние тренинговой профилактической программы среди подростков с целью прекращения буллинга: рандомизированное экспериментальное исследование

82

Аннотация

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в безопасности и был защищен от буллинга и предрассудков, которые могут иметь серьезные негативные последствия для подростков, поэтому необходимы эффективные стратегии вмешательства. В данном исследовании изучается влияние профилактической программы, направленной на снижение буллинга и предрассудков среди учащихся среднего звена в 103 государственных школах Джидды, Саудовская Аравия. 155 учащихся были рандомно распределены в экспериментальную или контрольную группы. В исследовании использовались такие инструменты оценки, как демографическая информация, оценочная шкала Bullying Among Diverse Populations (BADP) и шкала базовой эмпатии (BES). Результаты показали значительное улучшение знаний, отношения, показателей аффективной и когнитивной сфер, а также общей эмпатии в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (средняя разница=8,3, p<0,05; средняя разница=7,2, p<0,05; средняя разница=9,6, p<0,05; средняя разница=13,7, p<0,05 соответственно). Однако не было отмечено значительных различий в навыках общения со свидетелями и умении вмешиваться в ситуацию буллинга. Данное исследование подчеркивает эффективность вмешательства, отмечая необходимость комплексных обучающих программ в школах. Поэтому мы настоятельно рекомендуем внедрять политику «Нет издевательствам и предрассудкам» и законодательные меры для обеспечения благополучия детей.

Общая информация

Ключевые слова: антибуллинговая программа, буллинг, школьный буллинг, остракизм, рандомизированные контролируемые исследования (РКИ)

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290305

Финансирование. Все авторы заявляют об отсутствии финансирования со стороны какого-либо агентства, поддерживающего проведение данного исследования

Благодарности. Исследователи выражают благодарность директору школы, ученикам и их родителям за сотрудничество и согласие на участие их дочерей в исследовании. Их неоценимый вклад помог завершить данное исследование.

Получена: 22.08.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Халиль А.И., Хантира Н.Й., Альшехри Й.А., Альраи М.А., Альджахдали Л.М. Влияние тренинговой профилактической программы среди подростков с целью прекращения буллинга: рандомизированное экспериментальное исследование // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 3. С. 66–95. DOI: 10.17759/pse.2024290305

Подкаст

Литература

  1. Abed M.G., Abed L.G., Shackelford T.K. Teachers’ Perceptions of Bullying in Saudi Arabian Primary Public Schools: A Small-Sample, Qualitative Case Study. Children, 2023, no. 10, p. 1859. DOI:10.3390/children10121859
  2. Alabdulrazaq R.S., Al-Haj Ali S.N. Parentally reported bullying among Saudi schoolchildren: Its forms, effect on academic abilities, and associated sociodemographic, physical, and dentofacial features. Int J Pediatr, 2020. DOI:10.1155/2020/8899320
  3. Aldrup K., Carstensen B., Klusmann U. Is Empathy the Key to Effective Teaching? A Systematic Review of Its Association with Teacher-Student Interactions and Student Outcomes. Educational Psychology Review, 2022, no. 34, pp. 1177–1216. DOI:10.1007/s10648-022-09647-w
  4. Alotaibi N.B., Mukred M. Factors affecting the cyber violence behavior among Saudi youth and its relation with the suiciding: A descriptive study on university students in Riyadh city of KSA. Technol Soc., 2022, no. 67, p.101863. DOI:10.1016/j.techsoc.2022.101863
  5. Allport G.W. The Nature of Prejudice. Cambridge (MA): Addison-Wesley, 1954.
  6. Alrokban M., Alrouh H., Almazroua M. Bullying and its risk factors among school children. Journal Issues, 2019. URL: http://journalissues.org (Accessed 31.01.2022).
  7. Alsaleem M.A., Alhashem H.A., Alsaleem S.A., Mahfouz A.A. Bullying Prevalence among Secondary School Children in Khamis Mushait City, Southwestern Saudi Arabia. Behav Sci., 2021. Vol. 11(10), p.134. DOI:10.3390/bs11100134
  8. Avşar F., Alkaya S.A. The effectiveness of assertiveness training for school-aged children on bullying and assertiveness level. J Pediatr Nurs., 2017, no. 36, pp. 103–108. DOI:10.1016/j.pedn.2017.06.0204
  9. Baiden P., Tadeo S.K. Investigating the association between bullying victimization and suicidal ideation among adolescents: Evidence from the 2017 Youth Risk Behavior Survey. Child Abuse Negl., 2020, no. 102, p.104417. DOI:10.1016/j.chiabu.2020.104417
  10. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall, 1986.
  11. Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs (NJ): Prentice Hall, 1977.
  12. Bowes L., Aryani F., Ohan F., Haryanti R.H., Winarna S., Arsianto Y. et al. The development and pilot testing of an adolescent bullying intervention in Indonesia – the ROOTS Indonesia program. Glob Health Action, 2019. Vol. 12(1), p.1656905. DOI:10.1080/16549716.2019.1656905
  13. Bronfenbrenner U. The ecology of human development: Experiments by nature and design. Cambridge (MA): Harvard University Press, 1979. DOI:10.4159/9780674028845
  14. Chatters S.J. Impact of Bullying Prevention Training on the Knowledge, Attitude, and Behavior of Pre-Education Majors (Future Trainers) [dissertation]. Tampa (FL): University of South Florida, 2012.
  15. Demo D.H., Acock A.C. Family structure, family process, and adolescent well-being. J Res Adolesc, 1996. Vol. 6(4), pp. 457-488.
  16. Elmahdy M., Maashi N.A., Hakami S.O., Fathi M.A., Alsuri H.I., Hezymi S.H. et al. Prevalence of Bullying and Its Association With Health-Related Quality of Life Among Adolescents in Jazan: A Cross-Sectional Study. Cureus, 2022. Vol.14(8). DOI:10.7759/cureus.28522
  17. Farrington D.P., Ttofi M.M. School-based programs to reduce bullying and victimization: A systematic review. Campbell Syst Rev., 2010. Vol. 6(6), pp. 1–122. DOI:10.4073/csr.2010.6
  18. Gaffney H., Ttofi M.M., Farrington D.P. Evaluating the effectiveness of school-based bullying prevention programs: An updated meta-analysis. Aggress Violent Behav., 2019, no. 45, pp. 111–133. DOI:10.1016/j.avb.2018.07.001
  19. Gordon S. 6 Types of Bullying Parents Should Know About. Verywell Family. 2022. URL: https://www.verywellfamily.com/types-of-bullying-parents-should-know-about-4153887 (Accessed 18.02.2022).
  20. Herman H., Nurshal D., Novrianda D. The Effect of Assertiveness Training on Bullying In Junior High School. Jurnal Keperawatan Soedirman, 2020. Vol. 15(1), pp. 7–11. DOI:10.20884/1.jks.2020.15.1.1069
  21. Hu R., Xue J., Han Z. School bullying victimization and perpetration among Chinese adolescents: A latent class approach. Child Youth Serv Rev., 2021, no. 120, p. 105709. DOI:10.1016/j.childyouth.2020.105709
  22. Ishiyama F.I. Active witnessing for prejudice reduction and community development trainer’s manual for facilitating anti-discrimination response training (A.R.T.). Vancouver (BC): University of British Columbia, 2011.
  23. Jolliffe D., Farrington D.P. Examining the relationship between low empathy and bullying. Aggress Behav., 2006. Vol. 32(6), pp. 540–550. DOI:10.1002/ab.20154
  24. Johnson C.G. Feds: School failed to stop bullying of gay students. California Watch. URL: http://californiawatch.org/dailyreport/feds-school-failed-stop-bullyinggay-student-11264 (Accessed 31.01.2022).
  25. Lerner R.M., Lerner J.V., Benson P.L. Positive youth development: Research and applications for promoting thriving in adolescence. In: Lerner R.M., Lerner J.V., Benson J.B., editors. Advances in child development and behavior. Vol. 41. Elsevier Academic Press, 2011, pp. 1–17. DOI:10.1016/b978-0-12-386492-5.00001-4
  26. McLeod D. Erik Erikson’s Stages of Psychosocial Development. Simply Psychology. Available from: https://www.simplypsychology.org/erik-erikson.html (Accessed 21.05.2024).
  27. Midgett A., Doumas D.M. Acceptability and short-term outcomes of a brief, bystander intervention program to decrease bullying in an ethnically blended school in a low-income community. Contemp School Psychol, 2020. Vol. 24, pp. 508–517. DOI:10.1007/s40688-020-00321-w
  28. Moore S.E., Norman R.E., Suetani S., Thomas H.J., Sly P.D., Scott J.G. Consequences of bullying victimization in childhood and adolescence: A systematic review and meta-analysis. World J Psychiatr, 2017. Vol. 7(1), pp. 60–76. DOI:10.5498/wjp.v7.i1.601
  29. Muijs D. Can schools reduce bullying? The relationship between school characteristics and the prevalence of bullying behaviors. Br J Educ Psychol., 2017. Vol. 87(2), pp. 255–272. DOI:10.1111/bjep.12148
  30. National Centre Against Bullying. Definition of bullying. URL: https://www.ncab.org.au/bullying-advice/bullying-for-parents/definition-of-bullying/ (Accessed 31.01.2022).
  31. National Centre Against Bullying. Types Of Bullying. 2022. URL: https://www.ncab.org.au/bullying-advice/bullying-for-parents/types-of-bullying/ (Accessed 10.02.2022).
  32. Orben A., Tomova L., Blakemore S.J. The effects of social deprivation on adolescent development and mental health. Lancet Child Adolesc Health, 2020. Vol. 4(8), pp. 634–640. DOI:10.1016/s2352-4642(20)30186-3
  33. Palade T., Pascal E. Reducing Bullying through Empathy Training: The Effect of Teacher's Passive Presence. Behav Sci., 2023. Vol. 13(3), p. 216. DOI:10.3390/bs13030216
  34. Pettigrew T.F., Tropp L.R. A meta-analytic test of intergroup contact theory. Journal of Personality and Social Psychology, 2006. Vol. 90(5), pp. 751–783. DOI:10.1037/0022-3514.90.5.751
  35. Reisen A., Viana M.C., Santos-Neto E.T.D. Bullying among adolescents: Are the victims also perpetrators? Brazilian Journal of Psychiatry, 2019. Vol. 41(6), pp. 518–529. DOI:10.1590/1516-4446-2018-0246
  36. Roberts L.D., Little T.D., Krietsch K.N., Gallagher K.C. Preventing bullying: The effects of a targeted intervention on elementary school students’ knowledge and attitudes. Aggressive Behavior, 2017. Vol. 43(2), pp. 116–129. DOI:10.1080/15388220.2017.1308622
  37. Salmivalli C., Voeten M., Poskiparta E., Bono E.D. Anti-bullying intervention: Implementation and outcome. British Journal of Educational Psychology, 2011. Vol. 81(3), pp. 383–407. DOI:10.1348/000709910X525287
  38. Salmon S., Turner S., Taillieu T., Fortier J., Afifi T.O. Bullying victimization experiences among middle and high school adolescents: Traditional bullying, discriminatory harassment, and cyber victimization. Journal of Adolescence, 2018, no. 63, pp. 29–40. DOI:10.1016/j.adolescence.2017.12.005
  39. Shaheen A.M., Hammad S., Haourani E.M., Nassar O.S. Factors affecting Jordanian school adolescents’ experience of being bullied. Journal of Pediatric Nursing, 2017, no. 38, p. e66-e71. DOI:10.1016/j.pedn.2017.09.003
  40. Šmigelskas K., Vaičiūnas T., Lukoševičiūtė J., Malinowska-Cieślik M., Melkumova M., Movsesyan E. et al. Sufficient social support as a possible preventive factor against fighting and bullying in school children. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2018. Vol. 15(5), p. 870. DOI:10.3390/ijerph15050870
  41. Smith J., Harper A. The impact of education on attitudes towards diversity and inclusion: A meta-analysis. Journal of Diversity in Higher Education, 2020. Vol. 13(3), pp. 269–285. DOI:10.1037/dhe0000148
  42. Smith P.K., Smith C., Osborn R., Samara M. A systematic review of the effectiveness and experiences of bullying prevention programs in schools. Aggressive and Violent Behavior, 2019, no. 45, pp. 111–131. DOI:10.1016/j.avb.2019.02.005
  43. Srinivasan S.P., Arumugam C., Rangeela E., Raghavan V., Padmavati R. Bullying among children and adolescents in the SAARC countries: A scoping review. Heliyon, 2022. Vol. 8(2), p. e097816. DOI:10.1016/j.heliyon. 2022.e097816
  44. Thompson D.A., Mazza J.J., Herting J.R., Randell B.P. Enhancing knowledge about bullying among adolescents: Evaluation of the "Preventing Bullying Through Science" education program. J Sch Health., 2017. Vol. 87(10), pp. 782–791. DOI:10.1111/josh.12546
  45. Types of Bullying. 2022. Retrieved February 10, 2022, from the National Centre Against Bullying website: Types of Bullying.
  46. What Is Cyberbullying. 2022. Retrieved February 7, 2022, from the StopBullying.gov website: What Is Cyberbullying.
  47. Who Is at Risk? 2022. Retrieved February 10, 2022, from the StopBullying.gov website: Who Is at Risk?
  48. Yu C.C., Tan L., Le M.K. et al. The development of empathy in the healthcare setting: A qualitative approach. BMC Medical Education, 2022, no. 22, p. 245. DOI:10.1186/s12909-022-03312-y
  49. Zhong M., Huang X., Huebner E.S., Tian L. Association between bullying victimization and depressive symptoms in children: The mediating role of self-esteem. Journal of Affective Disorders, 2021, no. 294, pp. 322–328. DOI:10.1016/j.jad.2021.07.016

Информация об авторах

Халиль Амаль И., доктор психологических наук, профессор, диплом психолога, Университет медицинских наук им. короля Сауда бин Абдулазиза, Университет Айн Шамс, Саудовская Аравия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8419-2289, e-mail: khalila@ksau-hs.edu.sa

Хантира Нейма Й., Университет медицинских наук им. короля Сауда бин Абдулазиза, Александрийский университет, Саудовская Аравия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2517-6470, e-mail: hantiran@ksau-hs.edu.sa

Альшехри Йосра А., бакалавр сестринского дела, Университет медицинских наук им. короля Сауда бин Абдулазиза, Колледж сестринского дела, Саудовская Аравия, e-mail: Mftos_alshehri@hotmail.com

Альраи Марам А., Университет медицинских наук им. короля Сауда бин Абдулазиза, Колледж сестринского дела, Саудовская Аравия, e-mail: Marram334@hotmail.com

Альджахдали Лама М., бакалавр сестринского дела, Университет медицинских наук им. короля Сауда бин Абдулазиза, Колледж сестринского дела, Саудовская Аравия, e-mail: lama.m.Aljahdali@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 203
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 82
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 8