Опыт применения программы «Умелый класс» в условиях детского сада и практические рекомендации по ее адаптации для детей старшего дошкольного возраста

27

Аннотация

В статье представлен опыт участия дошкольного звена ГБОУ Школа №1241 (г. Москва) в международной экспериментально-исследовательской программе «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей». Данная программа является адаптацией финской краткосрочной программы формирования навыков «Умелый класс» (Skilful Class) на территории России. Программа реализуется в российских образовательных организациях в рамках совместных проектов Московского государственного психолого-педагогического университета и Института краткосрочной терапии г. Хельсинки (Helsinki Brief Therapy Institute). Программа рассчитана на использование в начальных классах общеобразовательной школы. Однако, в качестве эксперимента, в проект были включены подготовительные группы дошкольных отделений. На примере двух подготовительных групп дошкольного отделения ГБОУ Школа № 1241, ставших в 2020–2021 учебном году экспериментальными площадками по апробации, адаптации и внедрению программы «Умелый класс», описаны перспективы и трудности ее применения в условиях детского сада и даны практические рекомендации по адаптации программы для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Авторы статьи делятся собственным опытом проведения игры «Умелый класс» в подготовительных группах двух детских садов с разными исходными данными и практическими советами по преодолению возникших трудностей и поддержанию интереса детей к игре.

Общая информация

Ключевые слова: Умелый класс, ранняя профилактика, девиантное поведение, девиантное поведение детей и подростков, социально-эмоциональные навыки, дошкольный возраст, детская игра

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180406

Получена: 10.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Назарова К.В., Кайдалова А.И., Сапрыкина Е.Н., Осадчая Н.Б. Опыт применения программы «Умелый класс» в условиях детского сада и практические рекомендации по ее адаптации для детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 4. С. 59–68. DOI: 10.17759/bppe.2021180406

Полный текст

Введение

Программа формирования социальных навыков «Умелый класс» базируется на 15-шаговой финской игровой методике “Kids’ Skills”, обучающей ребенка преодолевать эмоциональные и поведенческие трудности при поддержке близких и друзей [4; 5].

В процессе игры дети последовательно проходят путь от выбора навыка (либо преобразования проблемы в навык) до празднования успеха и передачи своего опыта другим [7].

Программа «Умелый класс» включает два этапа: коллективный (этап освоения общегруппового навыка) и индивидуальный (работа над освоением собственного навыка).

Программа «Умелый класс» применяется на территории России с 2019 года и показала свою эффективность при работе с детьми в школе [2; 3; 6]. Но ее применение в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет), посещающими детский сад, для которых игра является ведущей линией развития [1], также весьма актуально и перспективно.

Применение программы «Умелый класс» в подготовительной группе детского сада:

·             способствует всестороннему развитию детей группы, формированию самосознания, адекватной самооценки, улучшению навыков саморегуляции и коммуникативных навыков;

·             улучшает атмосферу в группе детского сада, социальный статус детей, улучшает взаимоотношения между детьми;

·             повышает педагогическую и родительскую компетентность;

·             облегчает переход старших дошкольников на новую ступень образования — в начальную школу.

В 2020–2021 учебном году благодаря сотрудничеству ГБОУ Школа №1241 с ФГБОУ ВО МГППУ две подготовительные группы нашего комплекса, расположенные в разных корпусах, стали площадками экспериментально-исследовательской программы «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей».

В процессе реализации программы «Умелый класс» мы столкнулись с рядом трудностей, обусловленных как возрастными особенностями детей 6–7 лет, так и другими причинами:

·             дети быстро утомлялись и без дополнительных воздействий педагогов теряли интерес к программе;

·             большое количество детей в группе, их непостоянный состав (болезни, отъезды, дополнительные занятия, опоздания) мешало детям четко следить за ходом игры, замечать и фиксировать достижения друг друга, а в случае пропусков «установочных бесед» — понимать смысл и правила игры;

·             детям было сложно оценить себя, другого ребенка и всю группу, поскольку в 6–7 лет у них только начинает развиваться эта способность. В начале игры при оценивании группы по предложенным навыкам многие выбирали оценку случайным образом;

·             максимальные трудности из-за большого количества детей в группе возникли на этапе развития индивидуальных навыков. Педагогам было сложно отследить освоение личного навыка каждым из 30 воспитанников;

·             выбор детьми для освоения очень сложных или, наоборот, слишком простых навыков делал игру неэффективной;

·             дети в 6 лет и в 7 лет по-разному относились к программе и понимали условия игры.

Таким образом, из-за специфики дошкольного возраста и отличия условий пребывания детей в детском саду от школьных требовалось адаптировать программу «Умелый класс» для старших дошкольников.

Кроме того, обе подготовительные группы дошкольного отделения ГБОУ Школа № 1241, принимавшие участие в апробации программы «Умелый класс», имели свои индивидуальные особенности, что также было необходимо учесть в работе.

Некоторые идеи были предложены исследовательской командой ФГБОУ ВО МГППУ (в частности, сокращение количества предъявляемых детям для оценки и выбора навыков, переименование игры в «Умелую группу»), а часть задумок «родилась» у нас в процессе реализации программы.

При планировании работы по программе в первой экспериментальной группе дошкольного звена ГБОУ Школа №1241 нам нужно было учесть следующие факторы:

·             большое количество детей в группе (ежедневно присутствовало 27–30 человек);

·             практически полное отсутствие времени на игру из-за плотной сетки занятий (основных и дополнительных).

Нам нужно было организовать работу по освоению навыков так, чтобы постоянно поддерживать у детей интерес к игре и не переутомлять их, а также помогать им замечать достижения друг друга.

Применить имеющийся у программы «Умелый класс» опыт реализации игры в учреждениях со значительно меньшими по численному составу группами в нашем случае оказалось проблематично. Тот же этап подведения итогов дня занимал бы очень много времени: дети уставали бы ждать своей очереди и теряли настрой.

Так родилась первая идея, которая помогла адаптировать программу «Умелый класс» под наши условия с сохранением ее основополагающих принципов и алгоритма из 15 шагов.

На 1 этапе программы, когда дети учились коллективному навыку, для облегчения процесса его освоения и фиксации достижений мы «посадили» в группе «Сад достижений», состоящий из 5 деревьев: груша, слива, яблоня, банановая пальма и тропическое цветочное растение.

Все дети группы были разбиты на 5 команд с соответствующими названиями, в каждую из них входило 6 детей.

Состав команд определялся педагогом-психологом по результатам первичной диагностики: в каждую команду обязательно включались дети-лидеры, принимаемые дети и дети-аутсайдеры.

Участники каждой команды должны были не только сами прикладывать усилия для достижения общей цели, но и следить за освоением навыка другими членами своей команды. Очевидно, что замечать успехи и промахи 6 человек, включая себя, ребенку проще, чем следить за всей группой.

В конце каждого дня члены команды подводили итоги. Дети оценивали друг друга и собирали со своего дерева плоды (от 1 до 3) в зависимости от общего количества детей, продвинувшихся в освоении навыка. Если постарались почти все, то можно было сорвать 3 фрукта, если половина — 2, а если меньше половины команды — 1.

Несмотря на то, что все дети были разделены на команды, им не приходилось соревноваться между собой. Дети знали, что за звание «Самой умелой группы» борется вся группа, поэтому проявить умелость должен каждый из ее членов, независимо от команды.

В процессе игры детям становилось понятно, что если какой-то ребенок хорошо освоил навык, то он должен помочь менее умелому товарищу проявить себя. А разбивка на команды нужна лишь для того, чтобы им было легче следить друг за другом и за собой и сделать игру интереснее и динамичнее.

Наша задумка сработала. Дети действительно стали лучше замечать друг друга, объективнее оценивать себя и других, «лидеры» помогали «аутсайдерам», а слабые тянулись за более сильными. Ежедневный сбор урожая в «Саду достижений» занимал совсем немного времени, поэтому интерес к игре не угасал. Дети с волнением ждали конца дня.

Члены команды сдружились и стали проводить время вместе и за пределами детского сада.

Таким образом, нам удалось сделать коллектив детей группы более однородным, уменьшив количество «лидеров» и «аутсайдеров» и увеличив количество предпочитаемых для общения и игры детей.

Более того, уже к моменту окончания 1 этапа можно было заметить, что программа «Умелый класс» также объединила родителей детей группы: они стали больше общаться между собой, проводить вместе время вне сада.

А самым главным доказательством эффективности программы и правильности нашего подхода стала для нас новость о том, что 24 из 30 детей группы родители записали в один и тот же первый класс.

Вторая идея воплотилась в жизнь на 2 этапе программы во время работы детей над индивидуальными навыками и также показала свою эффективность.

В процессе беседы с каждым ребенком после окончания этапа освоения коллективного навыка выяснилось, что участвовать во 2 этапе игры готовы 18 из 30 детей. При этом были навыки, которые выбрали для освоения сразу несколько детей, а были такие, которые выбрали только 1 или 2 человека.

Суммарно дети выбрали 7 навыков: «я умею сосредотачиваться» (7 детей), «я умею выступать перед другими» (4), «я умею принимать запреты» (3), «я умею проигрывать» (1), «я умею самостоятельно решать споры» (1), «я умею убирать за собой» (1), «я умею ждать своей очереди» (1).

Нам снова нужно было придумать прием, который бы помог детям лучше увидеть навыки друг друга, а нам — убедиться, что каждый участник игры понимает, какой навык он осваивает, что он делает на пути к его достижению и для чего.

Мы решили дополнить 15-шаговую схему работы по программе «Умелый класс» еженедельными встречами детей с педагогом-психологом сада у него в кабинете (в мини-группах).

Мини-группа состояла из детей, осваивающих один и тот же навык (например, «я умею выступать перед другими»), либо она также дополнялась детьми со схожими навыками.

На занятиях дети не только тренировали свой навык с помощью игр, психотерапевтических сказок и психологических этюдов, но и в конце давали обратную связь, а также оценивали друг друга.

В начале встречи педагог-психолог спрашивал каждого ребенка, поможет ли предложенная игра изучить ему навык и как.

В случае затруднений в процессе работы педагог-психолог напоминал детям об их навыке, о выбранном ими «существе силы», о верящей в них группе поддержки.

В конце занятия каждый ребенок в беседе с педагогом-психологом рассказывал, что, по его мнению, помогло (или помешало) ему продвинуться в освоении навыка.

В качестве метода фиксации результатов была выбрана «Коробка любви». Дети оценивали старания друг друга и клали в общую коробку столько «сердечек», сколько, по их мнению, заслужил сегодня оцениваемый ими сверстник (от 1 до 2). Позже на празднике в честь окончания 2 этапа и всей игры мы показывали коробку с «сердечками» и обращали внимание детей на то, что раз «сердечек» (оценок) так много, значит, каждый из участвовавших ребят достиг успеха.

Благодаря такой рефлексии дети учились замечать не только свои успехи, но и достижения сверстников, анализировать причины неудач, корректировать свое поведение, ощущать поддержку и принятие. Они начинали верить в себя и добиваться поставленных целей без принуждения.

После каждого занятия педагог-психолог давал рекомендации воспитателям и родителям по работе с каждым ребенком в группе или дома. Благодаря такому взаимодействию удавалось закрепить полученный результат и помочь детям продвинуться в освоении навыка в других ситуациях.

Во второй экспериментальной группе нашего комплекса сложности при участии в программе «Умелый класс» вызвал непостоянный состав детей в процессе игры (болезни, отъезды, дополнительные занятия, опоздания) при большом общем их количестве (27 детей).

Дети живо заинтересовались предложенной игрой, но те, кто отсутствовал на постановочных занятиях и был включен в игру позже, не ощутили в полной мере ее коллективный характер, поскольку не участвовали в голосовании при выборе общего навыка, его названия, «существа силы» и т. д.

Оценивание по пяти предложенным общегрупповым навыкам вызвало у старших дошкольников трудности: кто-то оценивал только себя, многие просто обводили оценки наугад из-за недостаточно развитого в этом возрасте оценочного мышления. Заметив это, мы предложили детям представить, что наша группа — это один большой великан, и надо оценить, как он владеет каждым из пяти коллективных навыков.

В первый день ребята сделали большие успехи в освоении коллективного навыка. Но вскоре интерес к игре стал ослабевать. Мы стимулировали продолжение игры красивыми картинками с изображением орла и единорога (название навыка и «существо силы» второй экспериментальной группы), раскрасками с этими животными. Мы повторно проговаривали все плюсы, которые принесет освоение навыка детям и их окружению, уточняли детали итогового праздника.

При выборе коллективного навыка мы руководствовались своими и детскими оценками группы по пяти предложенным навыкам и взяли для освоения навык с самыми низкими оценками — «Мы умеем говорить тихо и спокойно, успокаиваться». Однако, несмотря на актуальность, он оказался очень трудным для освоения нашими весьма «шумными» детьми.

Чтобы помочь детям работать над этим навыком, пришлось в процессе игры конкретизировать пространство и время тренировки навыка: сначала во время переодевания на прогулку, затем перед занятием.

Советуем в начале игры помочь детям выбрать не очень сложный коллективный навык, чтобы они поняли правила игры и почувствовали, что хорошо справляются с освоением.

Мы пробовали разные методы поощрения группы за успехи в освоении коллективного навыка.

Первый вариант оказался неудачным: мы повесили на стену большую таблицу и ставили каждому ребенку в личном окошке фигурные штампики за успехи в общем навыке. От этой практики пришлось отказаться, поскольку она породила конкуренцию, зависть и обиды в группе. Мы пришли к выводу, что поощрение в данном случае должно быть не индивидуальным, а коллективным, как и сам навык.

Большую пользу для повышения интенсивности хода игры принесло складывание макарон в общую емкость за успехи в навыке.

Мы с детьми взяли пластиковую бутылку от воды, начертили маркером границу на бутылке и договорились, что, когда наберем макароны до этого уровня, устроим праздник освоения навыка. Каждый раз, когда у ребят получалось успокоиться и не кричать, они клали по макаронине в бутылку. Причем макаронины опускались то за себя, то за товарища, который преуспел в навыке. В результате каждый и сам участвовал в общем деле, и помогал товарищам.

Важно, что всем было видно, как растет уровень макарон в бутылке. Ребята стали очень стараться, чтобы чаще класть макароны и приблизить праздник. Они шептали друг другу на ушко кодовое слово «орел» (название навыка), напоминая, что надо успокоиться.

Удачной находкой оказалась игрушка-фонарик единорог («существо силы» нашей группы). Мы включали фонарик-единорога, когда тренировали наш навык. Дети брали его и передавали друг другу. Маленькая светящаяся фигурка добавила элемент волшебства и сказки, что весьма значимо для повышения интереса дошкольников к игре.

Хочется добавить, что выбранный детьми единорог оказался отличным помощником. Дети полюбили его, стали приносить в группу книжки, одежду с единорогами, стали рисовать единорогов и даже лепить их из снега на прогулке.

В результате, несмотря на то, что из-за сложности выбранного навыка и поиска эффективных стратегий проведения игры этап освоения коллективного навыка у нас оказался значительно длиннее, чем предполагалось, дети не потеряли интерес к игре, а, напротив, хорошо усвоили ее правила и с большой радостью захотели ее продолжить.

Важный стимулирующий эффект в поддержании интереса к игре произвел портрет Бена Фурмана, размещенный на стенде «Умелой группы». У детей установился личный контакт с «дядей из Финляндии», автором и инициатором игры, что очень важно для восприятия дошкольников (одна девочка нарисовала по фотографии вполне узнаваемый портрет Бена Фурмана и рассказала маме, что этот дядя играет с нами в «навыки»).

Игра на втором этапе велась от имени Бена Фурмана, к старшему воспитателю мы уже не обращались за разрешением участвовать в освоении индивидуальных навыков.

Мы сказали детям, что Бен Фурман просил все оценки, которые они поставят себе и группе, записать в таблицу и отправить ему. Дети очень старались выполнить «просьбу Бена Фурмана». Они более осмысленно, чем вначале, ставили оценки по навыкам себе и группе.

Основными трудностями освоения индивидуальных навыков снова оказались большое количество детей в группе (27 человек) и непостоянство состава (кто-то проболел значительную часть 2-го этапа, кто-то был в отъезде, многие в нашей группе ходили в сад не каждый день). Кроме того, в «группу поддержки» дети часто выбирали одних и тех же одногруппников.

Таким образом, и воспитателю, и «детям-звездам», которых чаще других называли ребята, было сложно запомнить, кто какой выбрал индивидуальный навык, его название, «существо силы» и т. д. А дети, посещавшие сад не каждый день, в значительно меньшей степени были вовлечены в игру.

Преодолеть эти трудности нам помог большой плакат на стене на уровне глаз детей с окошком для каждого, куда мы вклеили маленькую картинку с изображением его навыка, вписали печатными буквами под картинкой название навыка и «существо силы», а рядом — имена детей из «группы поддержки». И дети, и мы могли быстро прочитать и вспомнить все подробности индивидуальных навыков каждого.

Члены группы поддержки (не сам ребенок) имели право вклеивать своим подопечным в окошко наклейки за каждый успех в навыке. Никаких обид и конкуренции при таком подходе не возникло.

Таким образом, метод поощрения, не сработавший при освоении коллективного навыка, оказался прекрасным подспорьем для работы над индивидуальными навыками.

Также для поддержания интереса к игре мы сделали выставку портретов «существ силы» каждого ребенка.

При освоении некоторых индивидуальных навыков оказалось очень полезным организовать детям «тренажеры» — представлять вместе с ними различные ситуации, в которых этот навык можно отработать. Конечно, нужно позитивно и деликатно навести детей на варианты правильных действий.

В нашей группе 9 человек выбрали непростой навык «Я умею отвечать на насмешки с юмором». В качестве тренировочных ситуаций мы брали разные насмешки, обидные прозвища. Воспитатель описывал ситуацию словами «Представь себе, что тебе говорят…», после чего дети вместе с ним придумывали, как отвлечь, задобрить или насмешить обидчика.

Следует отметить, что игровая программа «Умелый класс» не случайно рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и старше. Дети, которым только исполнилось 6 лет, понимали смысл игры хуже, чем те, кому было около 7 лет, и со значительно большей помощью со стороны педагогов включались в программу.

Мы начинали игру в ноябре, заканчивали в апреле, и можем сделать вывод, что весной игра шла намного продуктивнее, чем осенью, была значительно более понятна и близка детям.

За год участия в программе мы достигли заметных результатов:

·             воспитанники обеих экспериментальных площадок стали более осознанными, уверенными в себе, продуктивными, самостоятельными, ответственными, адекватно воспринимающими себя и оценивающими свои поступки;

·             дети обеих групп стали более дружными между собой, внимательными друг к другу, улучшилась атмосфера в группах;

·             отношение родителей и педагогов к детям стало более понимающим и принимающим, что улучшило взаимоотношения с ними как в саду, так и дома;

·             родители воспитанников стали проводить вместе время за пределами сада, организовывать совместный досуг для детей;

·             педагоги смогли повысить свою компетентность, научились решать проблемы детей с помощью игры и добавили в свою профессиональную копилку работающие инструменты адаптации программы для детей старшего дошкольного возраста;

·             и главное — нам удалось разработать и апробировать эффективные инструменты, позволяющие адаптировать программу для работы с детьми старшего дошкольного возраста («Сад достижений», работа над индивидуальными навыками в мини-группе с педагогом-психологом, «тренажеры навыков» и т.д.).

Достигнутые результаты убеждают нас в том, что в международной экспериментально-исследовательской программе «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей» могут продуктивно участвовать не только школьники, но и воспитанники подготовительных групп детского сада. Но саму программу нужно обязательно адаптировать под конкретные условия.

Таким образом, описанная выше игровая программа «Умелый класс» является весьма продуктивной и перспективной, и мы можем уверенно рекомендовать ее для внедрения в практику во всех подготовительных группах как нашей школы, так и других образовательных учреждений города и страны.

В 2021–2022 учебном году мы планируем продолжить наблюдение за первоклассниками, прошедшими программу в прошлом году, обучить данной методике работающих с ними учителей и реализовать данную практику в нескольких подготовительных группах ГБОУ Школа №1241.

Литература

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-68.
  2. Ивашкова Д.В., Сагова Х.М. Роль студенческого сопровождения в реализации российско-финской программы «Умелый класс» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 3. С. 42–49. doi:10.17759/bppe.2021180304
  3. Российско-финская экспериментально-исследовательская программа «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей» [Электронный ресурс] // Московский государственный психолого-педагогический университет. URL: https://mgppu.ru/document/download/12047 (дата обращения: 05.11.2021).
  4. Фурман Б. Навыки ребенка в действии: Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. 228 с.
  5. Фурман Б. Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры. М.: Альпина Диджитал, 2012. 116 с.
  6. Чиркина Р.В., Бойкина Е.Э., Койкова К.С., Бригадиренко Н.В., Стратийчук Е.В., Тишкова Ю.В., Чеботарев И.В. Оценка профилактического потенциала технологии «Умелый класс» в формировании социально значимых навыков у детей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 93–110. doi:10.17759/psylaw.2020100407
  7. Dr. Furman explains Kids’Skills (20 min, multilingual subtitles) [Электронный ресурс] // YouTube. URL: http://youtu.be/QhvY-W1gRGU (дата обращения: 05.11.2021).

Информация об авторах

Назарова Ксения Владимировна, педагог-психолог, Школа № 1241 «На Красной Пресне» (ГБОУ Школа № 1241), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7363-9935, e-mail: nazarovakv@school1241.com

Кайдалова Анна Игоревна, воспитатель, Школа № 1241 «На Красной Пресне» (ГБОУ Школа № 1241), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1841-1708, e-mail: a-kaidalova@mail.ru

Сапрыкина Елена Николаевна, воспитатель, Школа № 1241 «На Красной Пресне» (ГБОУ Школа № 1241), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7367-8291, e-mail: lencas@bk.ru

Осадчая Наталия Борисовна, воспитатель, Школа № 1241 «На Красной Пресне» (ГБОУ Школа № 1241), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5851-1255, e-mail: osadchayanb@school1241.com