Вестник практической психологии образования
2021. Том 18. № 4. С. 7–8
ISSN: 2658-3100 (online)
От редакции
Общая информация
Рубрика издания: От редакции
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Чиркина Р.В., Леонова О.И. От редакции [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 4. С. 7–8. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2021_n4/from_editor (дата обращения: 07.11.2024)
Полный текст
Данный выпуск сетевого журнала «Вестник практической психологии образования» посвящен обсуждению вопросов развития региональных практик оказания адресной психологической помощи детям и подросткам в системе образования и организациях социальной защиты населения.
Описаны предварительные итоги лонгитюдной программы апробации и внедрения системной модели многоуровневой комплексной профилактики девиантного поведения, которая реализуется на базе общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» коллективом проекта «“Экосистема детства”: апробация системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный проект обеспечивает воспитанникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условия для развития у них необходимых социальных навыков, навыков управления своим поведением и эмоциями, правосознания, самостоятельности, ответственности, инициативности и других качеств, а также для снижения негативных последствий проживания вне семьи.
В первой статье рубрики «Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов» рассматриваются вопросы качества профессиональной деятельности в работе практического психолога, проблемы ее оценки. Специфика социального остракизма и склонности к девиантному поведению подростков обсуждается во второй статье рубрики.
Рубрику «Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды» открывает статья датских ученых о психологах, работающих в школах. Исследователи описывают специфические виды работ психологов в трудных школьных ситуациях, условия их профессиональной деятельности и дилеммы, возникающие при решении профессиональных задач. Авторы обосновывают роль школьного психолога в работе с условиями развития ребенка и в организации сотрудничества между взрослыми, имеющими влияние на ситуацию ребенка.
Во второй статье рубрики проанализированы основные модели организации командной работы специалистов в области ранней помощи: мультидисциплинарной, междисциплинарной, трансдисциплинарной. При рассмотрении опыта организации Службы ранней помощи в Пермском крае представлена существующая модель командной работы специалистов, обозначена необходимость, проблемы и перспективы внедрения трансдисциплинарной модели.
Третья рубрика «Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством» знакомит с результатами апробации программы «Умелый класс» в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также в условиях детского сада. Опытом реализации авторской концепции направления «Менторинг: индивидуальное личностно-профессиональное сопровождение подростков группы риска» делится команда волонтеров проекта «Экосистема детства». Мероприятия, направленные на профилактику буллинга, описываются в структуре общей программы социально-психологической адаптации первокурсников Колледжа туризма города Санкт-Петербурга.
Рубрика «Развитие региональных практик психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями» включает описание психологической характеристики детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также рекомендации для специалистов и руководителей центров реабилитации и образования по применению инновационной модели реабилитационно-образовательного пространства детей и подростков, разработанные в рамках реализации проекта общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» «Модель инновационной реабилитационно-образовательной среды: пространство возможностей» (2019 – 2021 гг.).
Светлые воспоминания о Юрии Михайловиче Забродине, главном редакторе сетевого журнала «Вестник практической психологии образования», опубликованы в рубрике «Памяти наших коллег».
Выпуск завершает отчет о научной школе «Акмеогенез: гражданское и профессиональное становление личности», коллективом которой руководил Юрий Михайлович Забродин.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 102
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 34
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1