Вестник практической психологии образования
2022. Том 19. № 1. С. 76–86
doi:10.17759/bppe.2022190107
ISSN: 2658-3100 (online)
Обеспечение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации детей (на примере образовательных организаций Самарской области)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: консультирование, возрастные особенности, растимдетей.рф, психологическая помощь
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190107
Финансирование. . Исследование выполнено за счет проекта «Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Получена: 16.06.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Савостьянов Ю.Б., Никашина Н.А. Обеспечение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации детей (на примере образовательных организаций Самарской области) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 76–86. DOI: 10.17759/bppe.2022190107
Полный текст
Введение
В период с сентября по декабрь 2021 года на территории Самарской области была реализована работа по оказанию консультационной помощи родителям (законным представителям), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» в качестве ресурсной площадки ФГБОУ ВО МГППУ выступил участником федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» [6]. Проект непосредственно выполнялся кураторами и педагогами-психологами Самарской области, их общее число составило более 60 человек.
Основная цель деятельности ресурсной площадки в рамках проекта заключалась в создании условий для повышения психолого-педагогической компетентности граждан, обратившихся за консультационной помощью. Данная цель достигалась выполнением следующих задач:
-
организация мероприятий по информированию родителей (законных представителей) о возможности получить консультационную помощь и обеспечению сбора согласий на обработку персональных данных;
-
предоставление возможности получения консультационной помощи в различных формах: очное консультирование, консультирование по телефону и консультирование с использованием дистанционных технологий;
-
организация учета проведенных консультаций на федеральном портале Растимдетей.рф;
-
оформление журнала консультаций за отчетный период с предоставлением следующих сведений (фамилия, имя, отчество (при наличии) обратившего за консультацией родителя, его адрес электронной почты, данные, включенные в запрос о предоставлении услуги по психолого-педагогической, методической и консультационной помощи, а также фиксирующие результат выполнения услуги).
Первоначальной задачей стало информирование родителей о возможности консультирования по вопросам воспитания, развития детей, преодоления кризисных состояний и т. д. Для исполнения задачи были выбраны различные формы работы с родительской общественностью: родительские собрания, подготовка материалов для родительских чатов в социальных сетях, информационные вебинары, информация на сайте ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр». Проведение такого рода мероприятий вызвало высокий интерес к психологическим консультациям у целевой аудитории, что повлекло за собой большое количество обращений за помощью.
Формы оказания консультационной помощи
Важно отметить, что возможность получить помощь в разнообразных формах оказалась полезной в современной эпидемиологической обстановке. Благодаря возможности общения с консультантом в дистанционном режиме обратившиеся получили необходимую помощь без временных затрат. Кроме того, онлайн-консультирование расширило возможности проекта, так как обращавшиеся граждане не были ограничены территориально. Зачастую работа педагога-психолога и родителя начиналась с телефонного или онлайн-консультирования, позже переходя в формат очной встречи [7].
Рис. 1. Изменение спроса на различный формат
консультаций
в период с сентября по декабрь 2022
Тем не менее, как видно из рис. 1, наибольшей популярностью пользовались очные консультации, их значимость трудно переоценить. Визит в кабинет психолога настраивает на определенный «рабочий» лад, что само по себе уже помогает человеку продвигаться в решении своей проблемы [5].
При очном консультировании психолог обладает широкими возможностями для качественного ведения обратившегося. Он способен установить доверительный контакт, отследить реакции на определенные слова и рекомендации, оказать моральную поддержку и сформировать позитивные перспективы [4].
Для людей, которые не имеют временных и пространственных возможностей для очной встречи, предусмотрены иные формы психолого-педагогической работы: консультирование по телефону и письменные онлайн-консультации (по электронной почте и в социальных сетях).
Консультации по телефону носили преимущественно методический характер, имели целью проинформировать психолога о сути проблемы, получить эмоциональную поддержку, получить «быстрые» рекомендации, буквально пошаговый план действий. В данном формате психологу необходимо использовать навыки работы с клиентами по принципу работы на телефоне доверия: использовать техники активного слушания, демонстрировать обратную связь, уточнять информацию, прояснять смыслы. При оказании помощи по телефону у психолога нет достаточного времени на размышления, консультирование носит экстренный характер — с точки зрения того, что психолог должен постоянно поддерживать заинтересованность клиента в продолжении и развитии диалога [4]. Неоспоримое преимущество телефонного консультирования — это суженные временные рамки, что делает беседу максимально продуктивной.
Но стоит отметить и выявленные недостатки данного формата работы, которые исключают позитивные эффекты очного консультирования, так:
-
возможности общения ограничены техническими средствами связи, которые могут нарушиться по не зависящим от участников причинам в самый неподходящий момент;
-
пространство может быть менее безопасным, чем кабинет психолога, — если во время консультации в помещение может зайти другой человек и отвлечь от процесса;
-
эмоции говорящего трудно поддаются анализу, так как отсутствует визуализация.
Справедливо будет заметить то обстоятельство, что в ситуации отсутствия психологической помощи, например, в малонаселенных отдаленных районах, а также отсутствия возможности очной консультации данный вид помощи остается важным и необходимым. Так, например, в рамках проекта телефонное консультирование осуществлялось зачастую с молодыми родителями, не имеющими возможности очной встречи, нуждающимися в квалифицированной помощи в вопросах развития, взросления и воспитания детей.
В рамках проекта целевой аудитории была предложена еще одна форма консультационной помощи, а именно письменные консультации через электронную почту и социальные сети. Данный вид работы позволил охватить большое количество вопросов, наладить просветительскую деятельность с родительской общественностью, обеспечить доступность помощи в нерабочие дни, в удобное для клиента время. Письменное консультирование потребовало наличия у консультанта следующих навыков:
-
владение высокой культурой письменной речи, способность подготовить текст понятным и простым для восприятия;
-
умение учитывать этнические особенности, формулировать грамотное обращение с учетом возраста и социального статуса обратившегося;
-
наличие способности подвергать текст психологическому анализу, находить основные мысли даже в самом запутанном тексте;
-
осуществлять интерпретацию количественных и качественных показателей текста: какое количество глаголов и существительных используется, каков порядок слов в предложении, насколько человек последователен в своих формулировках;
-
владеть техникой быстрого письма, оперативно реагировать на предоставленную информацию.
Несмотря на сложности, возникающие с обеих сторон во время письменной формы консультации, она очень востребована у людей разного возраста, социального и семейного статуса, поскольку позволяет получить информацию быстро, обеспечить себе время на обдумывание сказанного, устраняет факт стеснения со стороны клиента [5].
По результатам анализа различных форм консультационной помощи можно констатировать следующее:
-
каждая форма психологического консультирования имеет свои значимые уникальные преимущества и должна быть представлена в работе специалиста;
-
использование психологом различных форм работы с родительской общественностью позволяет расширить круг возможностей оказания помощи. Так, консультация может начинаться по телефону или посредством общения в чатах социальных сетей, затем переходить в очный формат, а результаты диагностики, анализ рисунка, методические пособия могут быть переданы дистанционно;
-
люди обладают разным уровнем восприятия, ведущие репрезентативные системы у людей, безусловно, различны: визуальная, аудиальная, кинестетическая и даже столь редкая дигитальная система, поэтому то, что эффективно при консультационной работе с одним человеком, может быть совершенно безрезультативным с другим;
-
при выборе формата общения необходимо учитывать временные, пространственные, технические возможности клиента, а также его индивидуальные особенности;
-
люди более старшего поколения предпочитают очное и телефонное консультирование, молодые люди отдают предпочтение онлайн-форме с целью экономии времени и доступности информации в самых разнообразных ситуациях;
-
необходима доработка вариантов взятия согласия на обработку и распространение персональных данных при различных формах консультирования;
-
многим родителям понравился формат дистанционных консультаций в варианте «вопрос — ответ», где не было необходимости тратить большое количество времени на консультацию, но можно было получить квалифицированную помощь.
Уровень значимости для родителей сферы жизни ребенка в зависимости от возраста
В рамках деятельности психологических служб образовательных организаций активно применяется отечественная возрастная периодизация развития ребенка от рождения до семнадцати лет, разработанная советским психологом Д.Б. Элькониным. Согласно Д.Б. Эльконину, все детство разделяется на три эпохи. Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса, в котором разрешается движущее противоречие между уровнем развития двух сфер: мотивов и потребностей. Когда желания и возможности ребенка перестают совпадать, развивается кризис, который выводит ребенка на новую ступень развития путем приобретения новых навыков. Все противоречия возраста и его кризисных моментов составляет основную часть запросов в консультировании родителей. Именно в этот период максимально уязвимы дети и безопорны родители. Каждой стороне необходимо вернуть баланс в отношениях, научиться жить с новыми потребностями ребенка, не забывая про заботу, контроль и помощь [2].
В рамках проекта были отмечены основные направления запросов (рис. 2), они условно разделены на проблемные области: развитие, образование, конфликты, адаптация, социализация, воспитание.
Рис. 2. Распределение проблематики запросов родителей в зависимости от возраста ребенка
Согласно данным рис. 2, можно предположить, что существуют приоритетные проблемные области у родителей, которые связаны с возрастом ребенка. Так, из диаграммы видно, что шкала «развитие» более всего интересует родителей детей в возрасте от рождения до 3-х лет. Данный возрастной период является сензитивным в вопросе общего развития и максимально направлен на приобретение таких навыков, как прямохождение, манипуляции с предметами, освоение простых игр, постановка речи. Интерес родителей к области «Образование» возрастает по мере взросления ребенка. Своего пика показатель «Образование» достигает среди запросов родителей в период подросткового и юношеского возраста детей, что подтверждается также положениями возрастной психологии о снижении учебной мотивации в подростковом возрасте. В этом случае родители обеспокоены восстановлением познавательной активности учеников. В юношеский период актуальным становится вопрос профессионального выбора, а вместе с ним и продолжение образования в выбранных областях [1].
Стоит отметить, что вопрос адаптации к разным образовательным организациям является существенным для родителей детей в возрасте от 3 до 11 лет. Далее наблюдается спад интереса к адаптационным возможностям подрастающего поколения. Данный факт может быть обоснован параллельным процессом социализации — ребенку, посещающему детский сад в период 3+, важно адаптироваться в новых социальных условиях, с теми же задачами сталкивается ребенок 7 лет, поступивший в школу, а также ученик 5 класса, проходящий адаптацию в среднем звене. На этом адаптационные способности в норме завершают свое формирование, в следующие этапы жизни человек легче привыкает к новым условиям.
Важно обратить внимание на тот факт, что тема конфликтов, пусть и в различной степени выраженности, актуальна для родителей детей всех возрастных диапазонов. Нередко в ситуации прохождения очередного кризиса ребенок начинает конфликтовать именно с родителями, что является обязательной частью взросления — определяет степень зрелости личностных границ ребенка, позволяет ему оттачивать навыки ведения конфликта в безопасных условиях, с родными людьми.
Тема воспитания значима для родителей детей, находящихся в периоде от рождения до окончания начальной школы. В более старшем возрасте проблема воспитания трансформируется в демонстрацию моделей поведения в разных жизненных ситуациях.
Описанные выше проблемные области, связанные с развитием личности, подразделяются на конкретные темы запросов со стороны родителей. В таблице приведены основные примеры трудностей, с которыми пытались разобраться обратившиеся граждане вместе со специалистами на базе ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр». Важно подчеркнуть, что именно в рамках данного проекта четко проявилось соотношение возраста ребенка и необходимость понимания возможных проблемных ситуаций у его родителей.
На основании анализа полученных данных можно предположить зависимость тематики консультаций от возрастных особенностей ребенка.
Наряду с этим был отмечен еще один факт, что на тематику консультаций влияет не только возраст ребенка, но и возраст родителя. Для одной и той же проблемной области родители разных возрастов видят разные затруднения и формулируют соответствующие запросы. Рассмотрим это на кризисном примере.
Ребенок подросткового возраста сталкивается с трудностями в общении со сверстниками, самокритикой своей внешности, увеличивает стремление к взрослости, нередко с помощью конфликтов с родителями, теряет интерес к учебе. Полученный нами в рамках проекта опыт показывает, что видеть личность в ребенке, стараться помочь преодолеть страхи и сомнения, разработать план повышения авторитета в классе будет стараться родитель в возрастном диапазоне 35– 40 лет. Трудностями в учебе и грубым отношением к родным заинтересуется, как правило, более возрастной родитель 45–55 лет. Ему необходимо больше времени на осознание истинных причин изменившегося поведения ребенка. Этот факт не является отягчающим, но требует дополнительного внимания со стороны психолога-консультанта.
В самой первой строке таблицы отмечены темы обращений молодых родителей. На это стоит обратить внимание, поскольку в кодификаторе обращений заранее нами не было установлено подобных запросов: эмоциональное выгорание мамы, страх родительства, опасение сделать что-либо неправильно по отношению к младенцу.
Таблица 1. Тематика обращений родителей (законных
представителей)
в зависимости от возрастной группы детей
Возрастной период |
Краткая характеристика |
Тематика запроса |
0–1 год |
Грудной возраст характеризуется особенно интенсивным ростом и развитием. Завершается возрас тным кризисом. |
· преодоление страхов родителей · эмоциональное выгорание мамы · способы взаимодействия с ребенком · развитие ребенка, виды эффективных игр |
1–3 года |
Раннее детство. Совершенствуются двигательные навыки ребенка, в сотрудничестве со взрослым происходит построение новой социальной ситуации развития. |
· запуск речи · кризис «я сам» · агрессивное поведение · вопросы ранней сепарации от матери · истеричное поведение ребенка · развитие ребенка с помощью детских клубов |
3–7 лет |
Дошкольный возраст. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, активно играет в сюжетно-ролевые игры. |
· конфликты в детском саду · адаптация ребенка в детском саду · подготовка к школе · развитие способности владеть своими эмоциями · сложности с проигрыванием сюжетов · низкое качество речи |
7–11 лет |
Определенный возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объеме. |
· адаптация к школьному обучению · отказ от признания авторитетов · трудности в обучении · переживания за оценки в школе · влияние режима дня на качество жизни школьника · взаимоотношения со сверстниками |
11–15 лет |
Период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью. Приобретение чувства взрослости, прохождение самого известного кризиса. |
· трудности в поиске друзей · место в классном коллективе · резкая смена интересов ребенка · участившиеся конфликты с родителями · предпочтение общества сверстников, обиды на родителей · грубость, трудности в обучении · высокая вовлеченность в виртуальный мир |
15–17 лет |
В психологическом развитии в этом периоде важную роль играют процессы самосознания и самоопределения, решаются задачи обретения самостоятельности, вступления во взрослую жизнь, профессионального самоопределения. |
· помощь в выборе профессии · определение уровня тревожности и психологической готовности к экзаменам · расстановка приоритетов в жизни, выбор круга общения · переосмысление ценностей · переживание первой влюбленности · комплексы по поводу внешности |
В рамках проекта людям было предложено обратиться за помощью по вопросам воспитания, образования детей. Тем не менее, важно помнить, что в период новорожденности и младенчества основной ведущей деятельностью ребенка является непосредственное эмоциональное общение с матерью. Можно сделать вывод, что от благополучия мамы, стабильности ее психического состояния, удовлетворенных потребностей зависит комфорт, здоровье и качество развития ребенка. Это повод оказывать не только информационную поддержку молодым родителям, но и выделять время для стабилизации эмоционального состояния мамы, разъяснять причины ее самочувствия, проектировать приятные перспективы.
Организация работы психолога-консультанта. Выводы и рекомендации
Вне зависимости от темы, сферы запроса, с которым обратился родитель, каждый психолог руководствуется принципами построения консультирования и выделяет важные этапы встречи [7]:
-
знакомство и установление доверительного контакта;
-
взятие письменного согласия на обработку и распространение персональных данных (федеральный портал растимдетей.рф);
-
оказание моральной поддержки родителям (законным представителям), любой категории обратившихся граждан;
-
создание атмосферы безопасного общения и выражения чувств;
-
выяснение семейной ситуации развития ребенка, его склонностей, способностей, увлечений;
-
оценка роли ребенка в групповом или классном коллективе;
-
разъяснение возрастных особенностей ребенка;
-
описание возможных проявлений возрастного кризиса в процессе становления личности;
-
формулирование первичных рекомендаций для родителей, которые зачастую связаны с повышением авторитета родителя, воспитанием личным примером, осознанием, что сложности у ребенка носят временный характер и в большинстве случаев являются «болезнью роста»;
-
предложение родителям ознакомиться с разнообразными методическими разработками педагогов, психологов, социологов, цель этой просветительской работы — повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.
По итогам анализа результатов работы в рамках проекта можно сделать следующие выводы.
-
Психологическое консультирование в любых форматах: очное, онлайн, телефонное, — является актуальной потребностью современных родителей, из чего следует необходимость создания возможности получать высококвалифицированную помощь на постоянной основе.
-
Подобный формат работы требует от психолога-консультанта высокой степени профессиональной подготовки. В современном мире высоко ценятся специалисты, способные к обучению и выработке необходимых навыков, следовательно, консультант должен регулярно повышать свою квалификацию.
-
Для повышения эффективности отработки запросов родителей будет уместным привлечение узких специалистов для решения сопутствующих проблем. Возможна совместная работа психологов с юристами, педагогами, логопедами и дефектологами, а также специалистами из медицинской сферы (акушеры, педиатры, консультанты по грудному вскармливанию).
-
Успешное выполнение поставленных задач требует широких технических возможностей, наличия благоустроенного кабинета у психолога-консультанта.
-
В вопросе сбора согласий на обработку персональных данных, а также их распространения будет уместным рассмотреть вариант единой онлайн-формы, доступной для заполнения. В случае нехватки технической возможности со стороны обратившегося предусмотреть вариант заполнения формы согласия в социальных сетях.
Заключение
В психологии существует множество направлений работы, создающих основу для расширения вариативности оказания психологической помощи родителям и создания новых проектов. Реализация проекта «Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей» содействовала повышению интереса родительской общественности к психологической деятельности и количества обращений за квалифицированной помощью.
В рамках проекта, выполненного за четыре месяца, на территории Самарской области было проведено более 30000 консультаций, что подтверждает заинтересованность граждан в получении подобного рода помощи и создает возможности для профессиональной реализации специалистов.
Литература
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК, 2011. 398 с.
- Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015.
- Павленко М.А. Психология и педагогика: Учебник. М.: Академия, 2014. 352 с.
- Распоряжение Минпросвещения России от 10.08.2021 № Р-183 «Об утверждении методических рекомендаций по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта “Образование”» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_392676/ (дата обращения: 27.11.2021).
- Роговин М.С. Психологическое исследование. Ярославль, 1999.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 521
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 132
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0