Личностно-профессиональное развитие педагога: современное осмысление и инновационная практика

332

Аннотация

Статья описывает процесс подготовки, проведения и результаты XVIII Международной научно-практической конференции «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика», которая состоялась 4–5 июля 2022 года на базе ФГБНУ «Психологический институт РАО» в г. Москва. Итоги конференции рассматриваются в контексте задачи, связанной с определением условий, при которых осуществляется переход человека от развития, вызванного внешними воздействиями и ориентированного на внешние источники подкрепления, к сознательному саморазвитию. Решение этой теоретической задачи призвано стать основой для выработки стратегий, ресурсов и методик личностно-профессионального развития педагога, применение которых в образовательной практике поможет учащемуся выйти на траекторию самоопределения и самореализации.

Общая информация

Ключевые слова: ресурсы развития, самоопределение, самореализация, стратегии обучения

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190201

Получена: 23.07.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие педагога: современное осмысление и инновационная практика [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 2. С. 9–19. DOI: 10.17759/bppe.2022190201

Полный текст

В комплексе наук о человеке и, прежде всего, в педагогике и психологии одной из центральных является проблема определения условий, при которых осуществляется переход человека от развития, вызванного внешними воздействиями и ориентированного на внешние источники подкрепления, к сознательному саморазвитию. Решение этой теоретической задачи должно быть основанием для выработки стратегий, ресурсов и методик личностно-профессионального развития педагога, применение которых в образовательной практике поможет учащемуся выйти на траекторию самоопределения и самореализации. В этом ключе выполнены теоретико-эмпирические исследования, представленные на международной научно-практической конференции, прошедшей в Психологическом институте РАО в июле 2022 года.

XVIII Международная научно-практическая конференция «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика» состоялась 4–5 июля 2022 года на базе ФГБНУ «Психологический институт РАО» (г. Москва, ул. Моховая, дом 9, стр. 4) при участии Международной ассоциации профессоров славянских стран (APSC), Софийского университета им. Святого Климента Охридского (г. София, Республика Болгария), Белорусского государственного университета (г. Минск, Беларусь), Барановичского государственного университета (г. Барановичи, Беларусь), Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова), Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал) (г. Арзамас, Россия), Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (г. Омск, Россия), Смоленского государственного университета (г. Смоленск, Россия).

Цели конференции:

·              обращение исследователей к многоплановому анализу стратегий образования, образовательных инициатив и ресурсов плодотворного педагогического труда;

·              представление, обсуждение и продвижение актуальных исследований как ключевых методов получения новых знаний об основных закономерностях деятельности современного педагога и его личностно-профессионального развития;

·              всесторонний анализ факторов, детерминирующих внешние и внутренние предпосылки личностно-профессионального развития педагога в эпоху новой цифровой реальности;

·              системные методы совершенствования технологий и проектов развития субъектов учебной и профессиональной деятельности в различных средах и типах взаимодействия.

Тематические направления конференции:

·              конвергенция образовательных традиций и новых созидательных технологий как стратегия развития непрерывного педагогического образования;

·              личностно-профессиональное развитие педагога в эпоху цифровизации: ресурсы и барьеры;

·              психологические закономерности становления полисубъектной общности «педагог — учащийся» на разных этапах образования и в различных форматах обучения;

·              педагог как субъект создания психологически благоприятной образовательной среды для учащихся с особенными траекториями развития;

·              педагог и психолог: пути профессионального сотрудничества;

·              профессиональное здоровье педагога в современных условиях: анализ, оценка, методические рекомендации;

·              проблемы воспитания и воспитывающего обучения: современное осмысление и лучшие психолого-педагогические практики.

В конференции приняли участие 187 человек в трех форматах: очном, заочном, дистанционном. В заседаниях участвовали 27 иностранных ученых из Республики Болгария, Китая, Японии, Республики Беларусь, Приднестровья Республики Молдова и 64 молодых участника мероприятия.

Для участия в конференции было подано 112 докладов. После рецензирования и редактирования были опубликованы:

·              20 докладов в форме глав в коллективной монографии «Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы» [1]. Монография состоит из 6 разделов;

·              82 доклада в форме научных статей в сборнике XVIII международной научно-практической конференции «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика» [2]. Сборник состоит из 5 разделов.

Конференция проводилась в рамках научного проекта, организованного в 2006 году лабораторией психологии профессионального развития личности ФГБНУ «Психологический институт РАО» под руководством проф., докт. психол. наук Л.М. Митиной. За 17 лет конференция превратилась в важное научное событие, в рамках которого российские и зарубежные исследователи — представители академической и вузовской науки — могут обмениваться мнениями по ключевым проблемам науки, образования, профессионального развития. Эта престижная междисциплинарная конференция объединяет представителей российской и международной науки из различных областей знания, в частности, социальных и гуманитарных наук.

Научная программа конференции включала утреннее и вечернее пленарные заседания, работу пяти секций и общую научную дискуссию. В тематике пленарных заседаний и секций нашли отражение фундаментальные проблемы психологии образования, личностного и профессионального развития современного педагога.

Конференцию открыла председатель программного комитета проф., докт. психол. наук Л.М. Митина (Москва, Россия).

С приветственным словом к собравшимся обратились:

·              Малых С.Б. — академик-секретарь, действительный член Российской академии образования, профессор, доктор психологических наук, заведующий лабораторией возрастной психогенетики ФГБНУ «Психологический институт РАО» (Москва, Россия);

·              Петров Г.М. — профессор, доктор педагогических наук, врио президента Международной ассоциации профессоров славянских стран (APSC), профессор Софийского университета «Св. Климент Охридски» (София, Болгария);

·              Лукашеня З.В. — кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Барановичского государственного университета (Барановичи, Республика Беларусь);

·              Ткач Л.Т. — кандидат педагогических наук, доцент Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова);

·              Сунь Цзинвэй — докторант (Чжэнчжоу, провинция Хэнань, Китай);

·              Тихомирова Т.Н. — член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, научный руководитель Федерального ресурсного центра развития психологической службы в системе образования РАО (Москва, Россия).

На пленарном заседании выступили ведущие российские ученые: руководитель научного проекта докт. психол. наук, проф. Л.М. Митина (Москва); докт. психол. наук, проф., академик РАО И.В. Дубровина (Москва); докт. пед. наук, доцент Э.В. Онищенко (Санкт-Петербург); докт. пед. наук, проф., член-корр. РАО Н.А. Шайденко (Тула); канд. пед. наук, доцент С.Н. Кипурова (Тула); докт. психол. наук, проф., член-корр. РАО В.И. Панов (Москва); докт. психол. наук, проф. И.В. Вачков (Москва); докт. психол. наук, проф. Е.И. Щебланова (Москва); докт. психол. наук, член-корр. РАО Т.Н. Тихомирова (Москва); докт. психол. наук, проф., академик РАО С.Б. Малых (Москва); докт. психол. наук, проф. В.А. Толочек (Москва); докт. психол. наук, проф. А.А. Мелик-Пашаев (Москва); докт. пед. наук, проф. Т.Т. Щелина (Арзамас); докт. психол. наук, проф. Т.И. Шульга (Москва); канд. психол. наук, доцент Н.А. Аминов (Москва), канд. психол. наук И.И. Осадчева (Москва), докт. пед. наук, проф. Е.Н. Волкова (Нижний Новгород); канд. психол. наук Г.В. Митин (Москва); канд. психол. наук, З.Н. Галина (Москва); канд. психол. наук С.О. Щелина (Арзамас) и другие, а также зарубежные участники конференции — докт. пед. наук С.И. Невдах (Минск, Республика Беларусь), проф. З.В. Лукашеня (Барановичи, Республика Беларусь); канд. пед. наук, доцент Л.Т. Ткач (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова); Сунь Цзинвэй докторант (Чжэнчжоу, Китай); К.А. Цыганова, магистрант (Токио, Япония) и другие.

Пленарное заседание, посвященное личностно-профессиональному развитию педагога как стратегической задаче системы непрерывного образования, открыла профессор Л.М. Митина (Россия). Ею было представлено теоретико-эмпирическое исследование, выполненное в русле системного личностно-развивающего методологического подхода, ставшего основой для создания концепции и технологии ресурсной детерминации и выделения комплекса психологических условий личностно-профессионального развития педагога. Данный подход обеспечивает становление непрерывного педагогического образования на инновационный путь развития и позволяет преобразовать систему психологической подготовки будущих педагогов на целевом, содержательном, технологическом, организационном и стратегическом уровнях.

Профессор И.В. Дубровина свой доклад посвятила актуальной для современного образования проблеме воспитания учащихся, подчеркнув в этом особую роль качественного взаимодействия психолога и педагога при организации социальной ситуации культурного развития в школе. Объективно оценив «реальный статус» психолога в образовательном учреждении, докладчик показала важность деятельности педагога-психолога в системе непрерывного образования.

Профессор З.В. Лукашеня (Республика Беларусь) научно обосновала конвергенцию непрерывного образования педагога в процессе его консалтингового сопровождения, которое она рассматривает как педагогическую технологию, имеющую методологические основания, законы и принципы реализации. Так, консалтинг декларируется как внутренний сервис образовательного учреждения, а в качестве консалтера выступает коллективный субъект из состава кадрового резерва, прошедшего игротехническую подготовку специалистов вуза. Конвергенция в технологии консалтингового сопровождения непрерывного образования педагога осуществляется на уровне интеграции методологических подходов, междисциплинарности информационного обеспечения форм и методов коммуникативного взаимодействия всех участников консалтинговых мероприятий.

О культурологических основах трансформации непрерывного педагогического образования рассказали в своем докладе профессор О.В. Гукаленко (Россия) и доцент Л.Т. Ткач (Приднестровье, Республика Молдова). Они обосновали необходимость проектирования содержания непрерывного педагогического образования на примере образовательного проекта освоения студентами артефактов культуры и становления их культурно-педагогической идентичности в условиях профессионального образования, определили принципы и механизмы включения в педагогическое образование сведений, отражающих поликультурную картину мира.

Профессор Э.В. Онищенко представила анализ основных тенденций и закономерностей модернизации современного высшего педагогического образования в контексте феномена «ретроинновация». Она рассматривает особенности трактовки данного термина в современных исследованиях историко-педагогической направленности, дает характеристику потенциальных возможностей реконструкции отдельных авторских педагогических концепций и теорий, а также методических технологий организации учебного процесса, созданных в иные исторические периоды, при обучении будущих педагогов в современной высшей школе начала XXI века.

Вопросы профессионального развития педагога в условиях цифровизации образования в рамках экопсихологической модели были рассмотрены профессором В.И. Пановым. Он отметил возникновение дополнительных требований к субъектности педагога и его коммуникативным способностям, превращение педагога из субъекта педагогического воздействия в субъект педагогического взаимодействия и фасилитации. В качестве теоретических предпосылок для анализа субъектности педагога была обоснована экопсихологическая модель становления субъектности и экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий.

Доктором педагогических наук С.И. Невдах (Республика Беларусь) в докладе было представлено организационно-методическое сопровождение формирования у будущих педагогов компетенций в области конструктивного взаимодействия, даны характеристики данных компетенций с учетом анализа результатов эмпирического исследования сформированности и востребованности указанных компетенций у будущих педагогов.

Становление полисубъектной общности «педагог — учащийся» профессор В.А. Толочек в своем выступлении раскрыл через социальные дополняющие диады и успешность субъекта. Он представил формы социальной организации людей, эффекты их совместной деятельности, успешность и, далее, предложил типологию диад:

1) дополняющие социальные диады (СДД);

2) поддерживающие социальные образования;

3) профессиональные комплексные;

4) профессиональные творческие;

5) родственные;

6) спонтанные;

7) деструктивные (паразитические, эксплуататорские);

8) асоциальные.

Также было обосновано, что в сфере образования актуальной проблемой является первый тип диад: «воспитатель — воспитуемый», «учитель — ученик», «преподаватель — студент» и др.

Коллектив молодых ученых: канд. психол. наук Г.В. Митин, канд. психол. наук З.Н. Галина, канд. психол. наук С.О. Щелина, — представили доклад о результатах теоретико-эмпирического исследования, которое позволило выделить комплекс психологических условий преодоления и профилактики кризисов преемственности в развитии личности учащегося. По мнению исследователей, главным условием предотвращения кризисов преемственности является уровень развития полисубъектной общности в школе и в вузе. Это подтвердили внедренные в учебный процесс вуза психологические программы, направленные на профилактику и коррекцию кризисов преемственности в обучении и развитии учащихся.

О взаимодействии в диаде «учитель — ученик», влияющем на когнитивное развитие и академическую успешность школьников, рассказали в своем докладе доктор психологических наук Т.Н. Тихомирова и профессор, доктор психологических наук С.Б. Малых. Ими был представлен анализ структуры межличностного взаимодействия в диаде «учитель — ученик» на протяжении начального обучения, выделены категории воспитательного воздействия учителя, связанные с контролем, эмоциональной поддержкой и стимулированием познавательной активности школьников. Особое внимание уделено связям отдельных показателей взаимодействия, которые были зафиксированы в начале обучения, с тестовыми показателями интеллекта испытуемых в конце первого года обучения и их успеваемостью к концу начальной школы.

В совместном докладе канд. психол. наук Н.А. Аминова и канд. психол. наук И.И. Осадчевой представлено экспериментальное исследование человеческого характера в общности «педагог — учащийся» (на примере выпускников школ и студентов). Выявленные индивидуально-психологические различия и психофизиологические особенности студентов и школьников позволили авторам предпринять попытку типологизации характеров учащихся в процессе учебной деятельности, описать особенности их поведения при обучении. В докладе подчеркивалось, что знание характеров учеников способствует формированию синергии и общности «педагог — учащийся», что влияет на повышение качества обучения.

Профессором Е.И. Щеблановой раскрыты особенности профессиональной подготовки педагогов для обучения интеллектуально одаренных детей и молодежи с позиций новых научных представлений об одаренности. В ее докладе была обоснована необходимость разработки целенаправленной системы подготовки педагогов к работе с одаренными школьниками с учетом перехода от одномерного и статичного понимания одаренности к признанию множества и разнообразия ее проявлений, путей и траекторий развития во взаимодействии с окружающей средой.

Вопрос о различиях и взаимодействии двух видов одаренности: художественной и педагогической, — поднял в своем докладе доктор психологических наук А.А. Мелик-Пашаев. Рассматривая особенности преподавания художественных дисциплин, докладчик обосновывает мысль о том, что педагогу искусства, который стремится развивать учеников в творческом отношении, важно иметь собственный опыт художественного творчества, хотя приоритетным направлением самореализации для него является педагогика.

В докладе профессора И.В. Вачкова изложены различные аспекты взаимоотношений педагога-психолога, директора школы и учителей, показаны трудности, возникающие в профессиональном взаимодействии между ними и основные причины возникновения этих трудностей. Опыт практической работы позволил докладчику разработать и предложить участникам конференции рекомендации по достижению специалистами разного профиля взаимопонимания и выработке общих целей в образовательном процессе.

Проблему взаимодействия психологов и педагогов при адаптации детей-мигрантов школьного возраста на примере особенностей иммиграционной политики в Японии рассмотрела в докладе магистрант К.А. Цыганова (Япония). Она описала некоторые аспекты школьного образования, в частности, системы «школьных консультантов», исполняющих функции психологов, и показала предпринимаемые правительством Японии меры по адаптации детей-иностранцев в системе школьного образования. В докладе была поставлена проблема отсутствия механизмов регулирования взаимодействия учителей, школьных консультантов и специализированных консультантов для детей-мигрантов, что в итоге отражается на качестве их образования в Японии.

Профессор Т.Т. Щелина свой доклад посвятила анализу методологических, психологических и методических проблем подготовки педагогов к решению современных задач воспитания в существенно изменившейся ситуации развития детства и системы образования. Проведенное исследование по готовности к проектированию и реализации программ воспитания в школе показало недостаточный уровень готовности педагогов. В связи с этим особое значение в настоящее время приобретает необходимость переосмыслить цели и содержание системы дополнительного профессионального образования педагогов.

В докладе профессора Е.Н. Волковой анализируется актуальная проблема агрессивного поведения детей в образовательной среде с точки зрения современного учителя. Были представлены результаты исследования представлений учителей — классных руководителей подростковых классов об агрессивном поведении юношей и девушек в образовательной среде, полученные с помощью качественного исследования методом фокус-групп. Было выявлено, что у современных учителей представления об агрессии и агрессивном поведении слабо дифференцированы. Причины агрессивного поведения учителя связывают преимущественно с семьей — с воспитанием и принятым способом взаимоотношений между родителями, а индивидуально-личностные факторы и факторы школьной среды учитываются редко.

В докладе докторанта Сунь Цзиньвэй (Китай) показана взаимосвязь мотивации достижения и эмоционального выгорания у современных учителей в Китае. Профессиональная удовлетворенность, с точки зрения теории экологии образования, органично объединяет три функции педагога: развитие талантов, проведение научных исследований и социализацию. Реализуя выполнение сложных и многоуровневых задач, педагоги Китая сталкиваются с эмоциональным выгоранием, что является актуальной психолого-педагогической и социальной проблемой в современном обществе. Докладчиком был предложен подход, направленный на преодоление профессиональных физических и психологических проблем учителей и укрепление их личных и социальных ценностей.

5 июля в рамках конференции состоялась работа пяти секций:

  1. Анализ стратегий образования, образовательных инициатив и ресурсов педагогического труда в эпоху социокультурных и технологических перемен;
  2. Профессиональная подготовка будущего педагога для работы в современных образовательных учреждениях;
  3. Проблемы обучения, воспитания и развития в психолого-педагогической практике;
  4. Образовательная среда как полисубъект: расширяющиеся возможности;
  5. Профессиональное здоровье педагога: анализ, оценка, методические рекомендации.

Участники первой секции под руководством докт. психол. наук, члена-корреспондента РАО Т.Н. Тихомировой и канд. психол. наук Г.В. Митина с интересом заслушали представленные доклады. В выступлениях ученых были освещены научно-прикладные вопросы, связанные с особенностями стратегий образования, образовательных инициатив и ресурсов педагогического труда в контексте современных научных проблем. Авторами сообщений явились ученые Е.С. Александрова, Е.С. Дьячкова, М.Б. Калашникова, Н.И. Кольчугина, Е.В. Иванова, П.А. Кисляков, А.С. Машкова, О.Б. Михайлова, И.Н. Погожина, Т.А. Подольская, Н.А. Рыбакина, В.В. Селиванов, М.Г. Селюч, Д.А. Водопьянов, И.В. Серафимович, О.Е. Турлакова (Россия), М.П. Жигалова (Республика Беларусь) и другие.

Особый интерес вызвал коллективный доклад канд. психол. наук Ю.Н. Гут, канд. психол. наук З.З. Жамбеевой, профессора А.К. Осницкого, профессора М.К. Кабардова, по проведенному исследованию современного состояния готовности педагогов к инновационной деятельности, к поиску педагогами эффективных средств воздействия на учащихся в условиях цифровизации экономики страны и модернизации образования. Ученые выявили, что инновационный потенциал имеют около половины педагогов. Другая же половина имеет низкую и ниже среднего инновационную активность, так как они убеждены, что могут качественно обучать детей традиционными методами и технологиями. Комплексность проблемы заключается и в том, что вторая половина педагогов подвергается эмоциональному выгоранию, имеет низкие показатели саморегуляции и регуляторных личностных свойств.

В выступлениях докладчиками были подняты проблемы образования в интересах устойчивого развития и выхода из экологического кризиса (Е.С. Александрова), актуальности непрерывного педагогического образования с использованием традиционных и инновационных форм повышения квалификации и переподготовки (М.П. Жигалова), изучения компетенций представителей социономических профессий на моделях образовательных учреждений (А.Н. Машкова), стратегического направления развития современного педагога как лидера и новатора (О.Б. Михайлова), проблемы неразрывности обучения и воспитания в русле компетентностно-контекстного подхода (Н.А. Рыбакина), а также влияния личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования на воспитание детей (Т.В. Дьячкова), ресурсов личностного и профессионального развития педагога через творческое Я (М.Г. Селюч), повышения работоспособности педагога путем создания психологически благоприятной образовательной среды (О.Е. Турлакова) и профессионального мышления с учетом макрофакторов среды в ситуации социокультурных и технологических перемен (И.В. Серафимович).

Актуальностью в контексте современных научных проблем высшего образования, дискуссионностью можно охарактеризовать доклады, представленные во второй секции, посвященной профессиональной подготовке будущих педагогов для работы в современных образовательных учреждениях. Работой второй секции руководили канд. психол. наук С.В. Персиянцева и канд. психол. наук И.И. Осадчева. Проблемные вопросы подготовки педагогов рассмотрены такими российскими и зарубежными учеными, как: Л.В. Брендакова, В.А. Григорьева, Н.В. Калинина, А.В. Дмитриева, М.В. Зиннатова, В.В. Истомин, Г.В. Митин, Н.А. Сайфуллина, М.В. Селезнева, И.Л. Федотенко (Россия), Т.Е. Титовец, Ю.А. Полещук (Республика Беларусь), Л.Т. Ткач, Э.А. Музенитова, А.А. Неделкова (Приднестровье, Республика Молдова) и другими.

В выступлениях были подняты вопросы профориентационного сопровождения старшеклассников классными руководителями (Л.В. Брендакова), обсуждались особенности развития социального интеллекта у студентов — будущих педагогов с использованием дистанционных технологий (А.В. Дмитриева); исследование профессионального типа личности в контексте профессиональной направленности студентов-психологов 1–4 курса (Полещук Ю.А.), была рассмотрена самотрансценденция как ресурс личностного и профессионального развития современных педагогов (М.В. Зиннатова), обсуждалась подготовка будущего педагога к работе с дошкольниками по формированию представлений о семье (В.А. Григорьева и Н.В. Калинина), раскрыто развитие способности педагогов к самообразованию с помощью средств поликультурного содержания педагогического образования (Л.Т. Ткач, Э.А. Музинитова).

Активно обсуждались доклады третьей секции по целому пулу проблем обучения, воспитания и развития учащихся, которые наблюдаются в современной психолого-педагогической практике. Ведущими секции были профессор, докт. психол. наук Т.Т. Щелина и канд. психол. наук З.Н. Галина (Россия). Живой отклик у слушателей вызвали практико-ориентированные доклады о значимости воспитания детей в новых условиях обучения. Доклады представили: И.В. Воробьева, О.В. Кружкова, А.И. Матвеева, Е.В. Декина, И.Д. Егорычева, Н.В. Зайченко, А.С. Каткова, Т.А. Ковалева, М.Н. Коцина, Э.В. Лидская, М.О. Мдивани, Т.В. Малынина, М.Г. Рябоконева, С.В. Мерзлякова, Н.В. Бибарсова, Т.Н. Овчинникова, В.Ю. Ольхов, В.А. Толочек, Л.А. Сизова, М.Ю. Тихомиров, И.И. Осадчева, Н.А. Аминов, М.В. Прохорова, А.В. Савичева, Е.С. Плотникова, Л.А. Козлова, Т.Г. Фомина, Е.Е. Матюшенко, Е.А. Максимова, А.П. Чернявская, Ф.А. Салькова, А.В. Щербаков, А.В. Кисляков, Н.Н. Журба, К.С. Задорин (Россия), Б.Г. Божков (Республика Болгария), Л.С. Васюкович, Е.В. Юшкевич (Республика Беларусь).

Болгарский ученый Б.Г. Божков выступил с докладом, в котором осветил проблемы детей, зависимых от наркотиков, на примере социальной политики, реализуемой в Болгарии и в Европе в целом. Актуальность доклада подтвердили все участники секции.

Ученые разносторонне подходят к исследованию проблем воспитания и обучения. Исследуются выражение эмоций педагогом и обучающимися в условиях дистанционного взаимодействия (И.В. Воробьева, О.В. Кружкова, А.И. Матвеева); личностная направленность и уровень развития профессионального самосознания старшеклассников (Н.В. Зайченко); способности старшеклассников управлять своими эмоциями и поведением в процессе общения (Э.В. Лидская, М.О. Мдивани); современное состояние обучения и профессиональная картина мира обучающихся (В.Ю. Ольхов, В.А. Толочек, Л.А. Сизова, М.Ю. Тихомиров); формирование регулятивных компетенций: современные психолого-педагогические технологии взаимодействия учителя и обучающихся (Т.Г. Фомина, Е.Е. Матюшенко, Е.А. Максимова); проблемы в обучении студентов педагогического колледжа с миграционным фоном. (А.П. Чернявская, Ф.А. Салькова).

Ведущими четвертой секции были докт. психол. наук, профессор Л.М. Митина и канд. психол. наук С.О. Щелина. Тематика секции: «Образовательная среда как полисубъект: расширяющиеся возможности». Выступили ученые Е.С. Белова, Г.А. Вайзер, И.В. Васина, В.В. Вильчес-Ногерол, О.О. Гофман, Н.Е. Водопьянова, М.П. Гукасова, Д.В. Дементьева, С.А. Кремень, Ф.М. Кремень, Ю.Г. Панюкова, А.И. Панюков, А.Р. Рева, С.В. Персиянцева, А.В. Тимохина, А.Р. Халфиева, А.М Савельева (Россия), А.В. Балтушко, Н.С. Захарук, Т.Е. Черчес (Республика Беларусь) и другие.

С большим интересом были заслушаны выступления об особенностях взаимодействия педагога и психолога в процессе создания благоприятной образовательной среды для одаренных дошкольников (Е.С. Белова); о необходимости творческого сотрудничества психолога с учителем (Г.А. Вайзер); о взаимодействии педагога и психолога в процессе сопровождения профессионального самоопределения школьников (С.А. Кремень, Ф.М. Кремень); роли искусственного интеллекта в образовательном пространстве (С.В. Персиянцева); были рассмотрены психологические ресурсы пространственной среды профессиональной деятельности (Ю.Г. Панюкова, А.И. Панюков, А.Р. Рева); исследована психологическая установка сотрудничества студентов с преподавателями в образовательном пространстве (на примере студентов-фармацевтов) (А.В. Тимохина); а также подверглись анализу психологические аспекты готовности педагогов к инновационной деятельности в современных условиях (Т.Е. Черчес, А.М. Савельева (Республика Беларусь).

Пятая секция проходила под руководством докт. пед. наук, профессора А.В Морозова и канд. психол. наук, доцента О.А. Анисимовой. Профессиональному здоровью педагога как важнейшей профессиональной и социальной проблеме с точки зрения анализа, оценки, перспективы и методических рекомендаций было уделено внимание в докладах российских и зарубежных ученых. Доклады представили: С.В. Агафонова, А.С. Агафонова, О.А. Анисимова, Е.Н. Визгина, Н.А. Дунаева, С.А. Ратманова, Н.М. Зырянова, Ю.Д. Черткова, А.С. Калачян, А.В. Морозов, Н.А. Переломова, С.А. Клецкина, И.Ю. Сизова, Т.Г. Хащенко, Н.А. Шмойлова (Россия), Р.А. Кобзев, С.Е. Покровская, А.Е. Терещенко (Республика Беларусь), А.Л. Цынцарь, Д.П. Мильничук, Г.А. Поломошнова (Приднестровье, Республика Молдова), Ли Синь, Сунь Цзиньвэй (Китай).

Участники секции заслушали доклады по проблемам ментального здоровья будущих педагогов (О.А. Анисимова); по выявлению ресурсов противодействия развитию синдрома эмоционального выгорания у педагогов (С.В. Агафонова, А.С. Агафонова); по проявлению особенностей профессиональных деформаций личности у педагогических работников (С.Е. Покровская. Республика Беларусь); по созданию психологической безопасности образовательной среды на примере БПФ ГОУ «ПГУ им. Т.Г. Шевченко» (А.Л. Цынцарь, Д.П. Мильничук Г.А. Поломошнова, Приднестровье, Республика Молдова); рассмотрели особенности функционирования системы непрерывного образования в Китае (Ли Синь, Китай), а также зависимость профессионального выгорания учителей от личностных особенностей и занимаемой должности (Сунь Цзиньвэй, Китай).

Тематическое разнообразие и качественный уровень докладов (пленарных и секционных), представленных на конференции, соответствовал цели и задачам научного мероприятия. Тематика докладов продемонстрировала широкий охват научных проблем, рассматриваемых на конференции.

Состоялась научная дискуссия участников конференции о возможных перспективах развития образовательного пространства и профессионального будущего, альтернативных сценариях и трендах индивидуальных профессиональных траекторий современного поколения. Подводя итоги дискуссии, ее участники пришли к консенсусу относительно необходимости интеграции науки, образования, профессиональной деятельности для конструктивного реагирования на вызовы динамично изменяющихся условий жизни.

5 июля на вечернем заседании были подведены итоги работы конференции, представлены отчеты руководителей секций. Завершая работу конференции, председатель программного комитета докт. психол. наук, проф. Л.М. Митина отметила, что прошедшая конференция явилась крупным научным событием, которое будет способствовать дальнейшему развитию, взаимообогащению и взаимополаганию новых научных подходов, инновационных технологий и образовательных практик, позволяющих создать целостное видение стратегий и ресурсов личностного и профессионального развития педагога в условиях социокультурных и технологических перемен.

Собравшиеся отметили высокий уровень прошедшего научного мероприятия, поблагодарили организаторов и высказали пожелание продолжить сложившуюся традицию.

Перед началом мероприятия участники, выступавшие с пленарными докладами, получили авторские экземпляры коллективной монографии «Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы» под редакцией Л.М. Митиной.

Все участники конференции за неделю получили полную программу конференции. В день открытия конференции, 4 июля, участникам были предоставлены материалы конференции, по ее окончанию — сертификаты участников XVIII Международной научно-практической конференции «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика» и электронный сборник статей. Сборник размещен на сайте Психологического института РАО, выставлен в РИНЦ и постатейно выкладывается в РИНЦ.

После окончания научного события на сайте ФГБНУ «Психологический институт РАО» были размещены итоговый отчет о работе конференции и фотоматериалы.

Литература

  1. Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: Коллективная монография / под ред. Л.М. Митиной. М.; Самара: Бахрах-М, 2022. 276 с.
  2. Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика: Сборник научных статей / под ред. Л.М. Митиной. М.: Психологический институт РАО, 2022. 308 с.

Информация об авторах

Митина Лариса Максимовна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8407-0978, e-mail: mitinalm@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 879
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 332
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 6