Введение
Учебно-профессиональная коммуникация призвана обеспечить несколько функций в развитии устной и письменной речи студентов на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Поэтому учебно-профессиональная коммуникация на уровне бакалавриата направлена на формирование универсальных компетенций, среди которых выделяется компетенция УК-4 «Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)».
Однако существуют многофакторные затруднения, влияющие на процесс учебно-профессиональной коммуникации. Их связывают и с несформированностью временных, зрительных, пространственных представлений [Gonzalez-Pinto, 2020], и с недостаточной личностной готовностью [Сунько, 2021; Хмеларова, 2018], и с неумением точно выразить мысль в процессе коммуникации [Сунько, 2021а]. Вместе с тем, проблема становления коммуникативных умений у студентов остается недостаточно изученной [Кулагина, 2018; Пуляева, 2020]. Поскольку профессия дефектолога предъявляет требования не только к личностным профессиональным качествам в целом [Need satisfaction, motivation, 2001], но и к различиям эмпатийных и коммуникативных качеств, в частности. Все это определило актуальность изучения различий переживаний при выборе студентами коммуникативного поведения. С одной стороны, коммуникативные умения входят в состав личностных профессиональных качеств студентов, по М.В. Ермолаевой, Е.И. Исаеву, Д.В. Лубовскому [Ермолаева, 2020], а с другой — коммуникативные умения рассматриваются в совокупности с профессиональной идентичностью в процессе подготовки обучающихся, по Н.Н. Нечаеву [Нечаев, 2017]. Поэтому коммуникативные умения представляются как готовность к становлению личностных профессиональных качеств студентов в процессе обучения [Kintsch, 1978].
В отечественной психологии под эмпатией понимается внерациональное познание другого человека, на основании которого может сформироваться профессиональная проницательность. Эмпатия рассматривается и как составляющая коммуникативных качеств личности наряду с эмоциональной реакцией в процессе коммуникации [Роджерс, 2002], и как социальная эмоция переживания, по Н.Г. Новак, Н.М. Ткач [Новак, 2016]. Анализ зарубежных источников подтверждает наше представление об эмпатии как составляющей коммуникативной личности, но отличной от коммуникации. S. Wharne понимает эмпатию в качестве динамичных коммуникативных потоков, опосредующих совместные действия [Wharne, 2021]; J. Cromby интересует эмоциональная природа понимания других людей [Cromby, 2011]. Все чаще эмоциональная отзывчивость используется в терапии как сострадание [Gilbert, 2009], как способность понимать и осмысливать эмоциональные реакции в процессе коммуникации [Карягина, 2012].
Поликоммуникативная эмпатия проявляется в способности личности вступать в учебную, профессиональную коммуникацию, усваивать и сообщать определенные сведения, взаимодействовать с другими участниками коммуникации и ориентироваться в эмоциональных реакциях собеседников. Отсюда — изучение в генеральной совокупности доли студентов первого года обучения с распределением по уровням эмпатии в отношении коммуникативных умений является целью данного эмпирического исследования. А проверка предположения о различиях в распределении студентов с очень высоким, высоким и средним уровнями поликоммуникативной эмпатии в отношении типов коммуникативного поведения позволит, во-первых, определить распределение студентов по уровням эмпатии и, во-вторых, установить межгрупповые различия между студентами с разными уровнями эмпатии в отношении компетентностного, зависимого и агрессивного типов коммуникативного поведения. Поскольку процесс обучения на уровне высшего образования требует применения всех форм речевой деятельности, связанных с эмпатийностью, то и учебно-профессиональная коммуникация ориентирована на проявление эмоционального отклика и коммуникативного поведения [Wharne, 2021].
Методы
С целью изучения различий переменных в октябре 2021 года в Москве было проведено анонимное онлайн-анкетирование. Добровольное участие в исследовании приняли 49 респондентов в возрасте от 17 до 21 года, среди них девушек — 95,9% (47 человек), юношей — 4,1% (2 человека), обучающихся на первом курсе бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Составление онлайн-анкеты осуществлялось на основе теста коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) и анкеты уровня поликоммуникативной эмпатии А. Меграбяна и Н. Эпштейна [Практикум по общей, 2002] (ссылка на анкету: https://docs.google.com/ forms/d/1aNw76BL_d-FkXEWtcdmqJ-WnHrH_UNFKUAki7jFLQ2E/edit#responses). Тест коммуникативных умений включал описание 5 типов коммуникативных ситуаций с возможностью выбора одного способа поведения. Анкета уровня поликоммуникативной эмпатии с единой метрической шкалой интервалов включала 6 шкал проявления эмпатии и 36 утверждений (5-балльная шкала ответа). Основой оценивания являлась мера согласия или несогласия, а полученный результат соотносился с уровневыми характеристиками эмпатии, представленными в методике.
Статистические различия оценивались при помощи программы SPSS for Windows ver. 23.0. Обработка результатов исследования выполнялась посредством непараметрического анализа и контент-анализа с обобщением ответов респондентов и уточнением количественных категорий [Hsieh, 2005]. Смешанный дизайн эмпирического исследования с количественной основой позволил иллюстрировать результаты и представить качественную оценку коммуникативных умений и эмпатии у студентов.
Результаты
Для изучения расклассификаций показателей на несколько категорий использовался критерий согласия хи-квадрат, проведена проверка нормальности распределения уровней эмпатии по критерию Колмогова — Смирнова. Анализ показателей с помощью критерия согласия хи-квадрат (Х2эмп=11,571, p=0,021, p<0,05) и критерия Колмогорова — Смирнова (p=0,017, p<0,05) не выделил равномерного распределения по уровням эмпатии. Распределение баллов по уровням эмпатии (M=80,082) и (SD=9,61) не является равномерным с минимумом 1,510 и максимумом 0,58. В целом, оценивая среднее с помощью 99% доверительного интервала, определяем его для эмпатии [1,73;1,29] при (M=1,5102; SD=0,58175) и для коммуникативных умений [1,57;1,12] при (M=1,3469; SD=0,59690).
На основе ответов респондентов уровни поликоммуникативной эмпатии группировались с коммуникативными умениями с помощью метода контент-анализа в типы реагирования в коммуникативных ситуациях, устанавливалась частота встречаемости категорий. Частота встречаемости типов коммуникативного поведения и уровня поликоммуникативной эмпатии представлена в таблице 1.
Таблица 1.Частота встречаемости между показателями
типов
коммуникативного поведения и уровнями поликоммуникативной эмпатии (N=49)
|
Коммуникативные умения |
Уровень поликоммуникативной эмпатии |
||||
|
Типы коммуникативного поведения |
Частота встречаемости коммуникативного поведения, N (%) |
Комбинационные данные (%) |
Всего (%) |
||
|
очень |
высокий |
средний |
|||
|
Компетентностный |
35 (71,4%) |
14 (40,0%) |
20 (57,1%) |
1 (2,9%) |
35 (100%) |
|
Зависимый |
11 (22,44%) |
10 (90,9%) |
0 (0%) |
1 (9,1%) |
11 (100%) |
|
Агрессивный |
3 (6,1%) |
1 (33,3%) |
1 (33,3%) |
1 (33,3%) |
3 (100%) |
|
Частота встречаемости эмпатии, N (%) Всего |
25 (51,05%) |
21 (49,2%) |
3 (6,15%) |
49 (100%) |
|
Частотный анализ ответов по категориям показал, что в нашей выборке у 71,4% (35 человек) наблюдается компетентностный и у 22,4 % (11 человек) зависимый типы коммуникативного поведения, что характеризует достаточность таких умений, как принимать и оказывать знаки внимания, обратиться с просьбой и ответить отказом на чужую просьбу, оказать сочувствие и поддержку. Преобладание компетентностного типа поведения в определенной коммуникативной ситуации общения, с одной стороны, демонстрирует с высокой частотой встречаемости в нашей выборке сформированность определенных коммуникативных умений, требующих эмоциональной отзывчивости в процессе коммуникации, а с другой — показывает существующие трудности в общении, касающиеся таких недостаточно сформированных коммуникативных умений, как принимать сочувствие и поддержку, реагировать на критику и на провоцирующее поведение. Вместе с тем, агрессивный тип коммуникативного поведения представлен в 3% случаев выборки. Показатель уровня поликоммуникативной эмпатии (М=1,5102, SD=0,58175) продемонстрировал достоверные различия в отношении компетентностного, зависимого и агрессивного типов коммуникативного поведения (M=1,3468, SD=0,59690). И поскольку X2кр(0,05;4)=9,488, а Х2эмп=11,571, то эмпирическое значение статистики критерия согласия попадает в критическую область и распределение студентов с очень высоким, высоким и средним уровнями эмпатии в отношении типов коммуникативного поведения различны.
Обсуждение
Полученные результаты исследования согласуются с идеями о развитии личностных профессиональных качеств студентов, среди которых выделяются коммуникативные и эмпатийные [Volodina, 2019]. По результатам методики «Анкета уровня поликоммуникативной эмпатии» очень высокий уровень поликоммуникативной эмпатии демонстрировали 53,1% (26 человек); высокий уровень эмпатии — 42,9% (21 человек); средний уровень эмпатии — 4,1%. Этот результат содержательно воспроизводит данные исследования на другой выборке [Ермолаева, 2020]. В нашей выборке респонденты с очень высоким и высоким уровнями эмпатии заявляли об отзывчивости, общительности при коммуникативном взаимодействии с окружающими людьми, предпочитая в общении социальное одобрение своих действий. Показывая средний уровень поликоммуникативной эмпатии, студенты судили о поступках других людей в общении, что мешало полноценному восприятию других участников коммуникации. По результатам теста коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) 71,4% (35 человек) демонстрировали компетентностный тип коммуникативного поведения.
Следует отметить, что при высоком у 57,1% (20 человек), очень высоком — 40,0% (14 человек) и среднем — 2,9% (1 человек) уровнях эмпатии и преобладании компетентностного типа коммуникативного поведения у респондентов наблюдались некоторые затруднения в общении, требующие коммуникативного реагирования на справедливую и несправедливую критику, принятия сочувствия и поддержки. Эти результаты соответствуют теоретическим положениям о том, что со становлением профессиональной идентичности в процессе обучения различия между данными переменными становятся выраженными [Нечаев, 2017]. Преобладание высокого и очень высокого уровней эмпатии в нашей выборке в процессе учебно-профессиональной коммуникации позволяет утверждать о начале становления личностных профессиональных качеств студентов в соотношении выраженности компетентностного типа коммуникативного поведения.
Выводы
-
Доли респондентов из генеральной совокупности с очень высоким, высоким и средним уровнями поликоммуникативной эмпатии в процессе подготовки к учебно-профессиональной коммуникации распределены неравномерно.
-
Установлены статистические различия распределения студентов первого года обучения с очень высоким, высоким и средним уровнями эмпатии в отношении компетентностного, зависимого и агрессивного типов коммуникативного поведения.
-
Неравномерное распределение типов коммуникативного поведения в учебно-профессиональной коммуникации в отношении уровней поликоммуникативной эмпатии указывает на межгрупповые и индивидуальные различия в проявлении эмоционального отклика и коммуникативного поведения студентов в различных ситуациях общения.
Заключение
Применение различных форм речевой деятельности через письмо, чтение, слушание, говорение в процессе учебно-профессиональной коммуникации предъявляет требования к различиям по уровням поликоммуникативной эмпатии в отношении компетентностного, зависимого и агрессивного типов коммуникативного поведения. Установление очень высокого, высокого и среднего уровней эмпатии в отношении компетентностного типа коммуникативного поведения у студентов-дефектологов на первом курсе бакалавриата определяет их межгрупповые и индивидуальные различия при готовности к последующему становлению профессиональной идентичности в процессе учебно-профессиональной коммуникации.
Для дальнейшей проверки гипотезы о существовании статистически значимых различий между коммуникативными умениями и уровнем поликоммуникативной эмпатии у студентов первого года и последующих лет обучения могут быть использованы другие количественные методики измерения характеристик личностных профессионально важных качеств, поскольку сформулированные в данном исследовании выводы не экстраполируются на всех студентов, получающих образование первый год в высших учебных заведениях по другим направлениям подготовки.