О научной обоснованности программы работы психолога с педагогическими коллективами и педагогами по профилактике суицидальных рисков в образовательной организации «Я выбираю жизнь!»

96

Аннотация

Авторы статьи ставят вопрос: готовы ли современные педагоги к участию в решении проблемы подросткового суицида, и приходят к выводу, что, несмотря на большое количество различного диагностического инструментария, литературы, они не готовы к их применению на практике. Для решения этого и других вопросов авторы предлагают проводить систему мероприятий, связанных с повышением компетентности педагогического коллектива, формированием у них практических навыков, мотивационной и психологической готовности к проведению работы по профилактике суицидальных рисков. Данная система легла в основу программы работы педагога-психолога с педагогическими коллективами и педагогами «Я выбираю жизнь!». Реализация программы способствует формированию безопасной образовательной среды, профилактике деструктивного поведения, суицидальных и других рисков. Она прошла апробацию на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» в рамках реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стратегии работы образовательной организации с проблемой суицидального поведения несовершеннолетних» для классных руководителей, педагогов-психологов и руководителей образовательных организаций. Программа «Я выбираю жизнь!» прошла экспертизу по верификации доказательной базы в рамках секции «Доказательный подход в психологии и образовании» Научно-экспертного совета ФГБОУ ВО МГППУ с присвоением сертификата соответствия (регистрационный номер «7/17-пр» от 25.07.2023). По результатам экспертизы была признана соответствующей стандартам программ и технологий с доказанной эффективностью для сферы образования и социальной сферы с учетом дополнительных рекомендаций и рекомендована для включения в реестр примерных коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ для деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) и тиражирования в учреждениях образования и социальной сферы.

Общая информация

Ключевые слова: суицид, план, диагностический инструментарий, профилактика, психокоррекционное воздействие, социальная адаптация, психолого-педагогическая готовность студентов

Рубрика издания: Независимая оценка эффективности психолого-педагогических методик и программ

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200301

Получена: 04.07.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Серякина А.В., Рамзаева В.Ю. О научной обоснованности программы работы психолога с педагогическими коллективами и педагогами по профилактике суицидальных рисков в образовательной организации «Я выбираю жизнь!» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 3. С. 6–21. DOI: 10.17759/bppe.2023200301

Полный текст

Актуальность исследования и теоретико-методологическое обоснование программы

Подростковый суицид является одной из острых и первостепенных проблем нашего общества. В своем докладе уполномоченный по правам ребенка Мария Львова-Белова отметила, что «дети представляют собой не только важнейшую часть современного российского общества, но и залог развития сильного государства. В этой связи система защиты фундаментальных прав каждого ребенка является необходимым элементом механизма обеспечения национальной безопасности России».

Согласно данным Следственного комитета, число завершенных детских самоубийств в 2021 году возросло на 37,4% по сравнению с 2020 годом и составило 753 случая. Больше всего суицидов в прошлом году, по данным Росстата, было зафиксировано в Приволжском федеральном округе (84 случая), далее следует Сибирский (77 случаев) и Центральный (63 случая). Самое большое число самоубийств произошло в Московской области, где суицид совершил 21 ребенок.

Данные, полученные в ходе социально-психологического тестирования подростков Саратовской области, тоже оказались неутешительны. Так, доля обучающихся с высокой вероятностью суицидальных рисков среди подростков 7–9 классов составила 43%, среди 10–11 классов — 22%, среди обучающихся среднего профессионального образования — 29%, высшего — 6%.

Таким образом мы видим, что в основную группу риска попадают подростки, являющиеся обучающимися школ. При этом специалисты едины в мнении о том, что в большинстве случаев окружающие подростка люди не обратили внимание на маркеры суицидального поведения и не оказали своевременную помощь. Эксперты убеждены, что ни один суицид, даже выполненный очень быстро, не происходит внезапно. Человек приходит к нему постепенно: от замысла до воплощения проходит определенное время. Решится ли подросток на осуществление задуманного или нет, зависит от внимательного отношения и грамотного реагирования окружающих.

Исследования показывают [2], что педагоги обладают низким уровнем психологической просвещенности в области суицидального поведения и, несмотря на большое количество диагностического инструментария и различной литературы, позволяющей распознавать индикаторы суицидальных рисков несовершеннолетних, не владеют данной информацией и не готовы к применению этих знаний на практике. Большинство педагогов избегают самостоятельного изучения проблемы подростковых суицидов. Информация, доведенная педагогом-психологом до администрации и педагогов по результатам социально-психологического тестирования, часто остается без должного анализа и, соответственно, не находит своего продолжения в комплексном проектировании профилактических или коррекционных мероприятий.

Кроме того, снижение эффективности профилактической работы в образовательной организации связано с методологической и стратегической рассогласованностью мероприятий, проводимых специалистами различного профиля. Так, одной из форм взаимодействия специалистов в образовательной организации с целью создания оптимальных условий обучения, социализации и адаптации обучающихся является психолого-педагогический консилиум. Но мониторинговые исследования показывают, что реально он функционирует лишь в 23% образовательных организаций.

Для того чтобы быть эффективным в профилактической работе, педагог должен не только обладать знаниями, но и быть готовым к работе в области профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

С целью повышения компетентности педагогического коллектива, формирования у них практических навыков, мотивационной и психологической готовности в области профилактики суицидального поведения несовершеннолетних разработана программа, описанная в данной статье. Ее реализация способствует формированию безопасной образовательной среды, профилактике деструктивного поведения, суицидальных и других рисков.

Вид программы / направленность: информационно-просветительская программа работы психолога с педагогическими коллективами. Она направлена на формирование личностной, мотивационной и когнитивной готовности специалистов образовательных организаций к работе в области профилактики суицидальных рисков среди несовершеннолетних.

При разработке программы авторами изучены современные исследования и различные методические издания, часть которых была учтена при разработки данной программы [1; 3; 8].

  1. «Типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся» разработана ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» в рамках реализации проекта «Разработка (Госконтракт с Минобрнауки России № 08.N11.11.0049 от 13.11.2012) [8].

Данная модель основывается на анализе основных факторов и причин возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи, находящихся в системе образования. В ней обобщены исследования ученых разных школ и направлений, как в России, так и за рубежом, по проблеме профилактики суицидального поведения. В предлагаемой типовой модели определен и обоснован комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику суицидального поведения в образовательной среде, который включает в себя и обучение педагогического коллектива навыкам раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних.

  1. В работе М.А. Алимовой «Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция» [1] представлен не только теоретический аспект суицидального поведения, но и предложены практические материалы для работы с подростками «группы риска».
  2. В методических рекомендациях Н.В. Калининой, С.А. Игумнова, Е.Г. Артамоновой, О.И. Ефимовой, Н.В. Коренского «Организация профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению» большое внимание уделено рассмотрению вопросов профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению. Подробно раскрыт вопрос о роли педагога (классного руководителя) в профилактике суицидального поведения подростков [3].

Целевая аудитория: классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы, социальные педагоги, администрация образовательной организации.

Целевая группа: преимущественно в состав группы входят специалисты образовательной организации, задействованные в работе с детьми с отклоняющимся поведением и нуждающимися в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости. Оптимальный состав группы — 20 человек.

Проблемная ситуация, на решение которой направлена программа: подростковый суицид является одой из острых и первостепенных проблем нашего общества. Основная задача системы образования в вопросах профилактики суицидальных рисков заключается в ведении системной, комплексной, ранней профилактической работы с обучающимися. В основе ранней профилактики лежит создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития подростков; своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста, работа с ближайшим окружением.

В 2022 году на базе ГАУ ДПО «СОИРО» разработан проект программы комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, под общим названием «Я выбираю жизнь!». Проект направлен на обеспечение комплексного подхода в вопросах профилактики суицидального поведения обучающихся и объединяет в единое целое несколько подпрограмм:

  • подпрограмма научно-методического сопровождения образовательных организаций области (ГАУ ДПО «СОИРО»);
  • подпрограмма психолого-педагогической и методической поддержки педагогического корпуса в вопросах профилактики деструктивного поведения (классные руководители, педагоги-предметники);
  • подпрограмма поддержки социально-психологической службы образовательной организации (далее — ОО) в вопросах профилактики и своевременной коррекции деструктивного поведения обучающихся;
  • подпрограмма работы ОО с родителями по вопросам психолого-педагогического просвещения, формирования здоровых детско-родительских отношений, поддержки, принятия ребенка и профилактики деструктивного поведения;
  • подпрограмма работы с обучающимися ОО на всех возрастных этапах.

Представленная на конкурс программа является частью комплексного проекта «Я выбираю жизнь!» и направлена на поддержку педагогического корпуса в вопросах профилактики деструктивного поведения (классные руководители, педагоги-предметники).

Цель программы: повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики суицидальных рисков среди несовершеннолетних.

Задачи программы:

  1. Повышение уровня психологической компетентности педагогов.
  2. Освоение поведенческих паттернов реагирования в кризисных ситуациях.
  3. Овладение индивидуальными и групповыми способами и методиками личностно-ориентированной диагностики, направленной на изучение суицидальных намерений, авитальной активности и эмоциональных состояний подростков группы риска.
  4. Развитие коммуникативных качеств и навыков командной работы специалистов в системе профилактической работы.
  5. Формирование навыков эффективной работы с родительской общественностью.
  6. Формирование мотивационно-личностной готовности педагогов к работе в области профилактики суицидальных рисков среди несовершеннолетних.

Программа может быть реализована для специалистов, работающих на следующих уровнях образования:

  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Теоретико-методологическую основу программы составили идеи гуманистически-ориентированной педагогики и психологии о сущности и механизмах дезадаптации, концепция личностно-ориентированного подхода в организации профилактической работы, системный подход к проблемам саморегуляции и саморазвития личности человека.

Ожидаемые результаты реализации программы

Специалист, освоивший программу, должен знать:

  • маркеры суицидального поведения;
  • возрастную специфику суицидального поведения детей и подростков;
  • факторы суицидального риска;
  • алгоритм первичной экспертной оценки и помощи при возникновении суицидального поведения;
  • алгоритм действий при возникновении кризисных ситуаций;
  • базовые основы педагогической диагностики;
  • ресурсы, которые может использовать сам педагог в качестве поддержки детей;
  • виды профилактики (первичная, вторичная, третичная) и зоны ответственности специалистов.

Специалист, освоивший программу, должен уметь:

  • организовать индивидуальную и групповую диагностику рисков суицидального поведения (в рамках своего уровня компетентности, если это педагог, то педагогическую, если психолог, то более сложную, психологическую);
  • интерпретировать полученные результаты диагностики (в рамках своего уровня компетентности);
  • разрабатывать программу-минимум профилактики, коррекции и реабилитации в пределах своих функциональных обязанностей;
  • определять оптимальные ресурсы, которыми располагает сам ребенок для преодоления ситуации;
  • определять оптимальные внешние ресурсы, которые можно подключить для решения ситуации;
  • организовать необходимую поддержку ребенка со стороны других субъектов образовательно-воспитательного процесса.

Особенностью программы является чередование традиционных методов (лекционного и диагностического материала) и интерактивных форм (групповых дискуссий, ролевых игр, активных упражнений и др.). В процессе прохождения программы участники накапливают раздаточный материал с различными алгоритмами и стимульным материалом, что позволяет им проанализировать работу и вернуться к необходимому опыту на любом этапе тренинга и после его прохождения. Для успешной работы по программе ведущим необходимо заранее познакомиться с методами и приемами, которые будут использованы.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

Перечень материалов: бейджи по числу участников, маркеры, ватманы; дополнительные материалы, необходимые для работы, подробно прописаны в каждом упражнении [см.: 7].

Требования к специалисту (тренеру), реализующему программу.

  1. Опыт и навыки тренерской деятельности.
  2. Знание принципов и приемов обучающих занятий с взрослыми людьми, системные представления о следующих аспектах профилактики:
    • современное состояние проблемы суицидального поведения среди детей и молодежи в стране, городе (муниципальном образовании);
    • концептуальные основы профилактики суицидального поведения (методологические и теоретические основы превенции);
    • нормативно-правовые основы профилактической деятельности в образовательной организации;
    • стратегии анализа, разработки системы профилактики суицидального поведения;
    • существующие модели профилактики (медицинская, образовательная, социально-психологическая).
  3. Соблюдение принципа «не навреди» при проведении упражнений с высоким уровнем эмоционального напряжения (если тренер не знает, как обеспечить психологическую безопасность, то лучше заменить упражнение).

Требования к материально-технической оснащенности пространства для реализации программы: помещение, в котором можно организовать круг из стульев по числу участников, доска или флипчарт [7].

Оценка достижений планируемых результатов

Количественные критерии: результаты диагностических срезов участников через организацию входящего и итогового контроля изменений в знаниях (заполнение чек-листа «Пре/пост-тест»).

Качественными критериями эффективности реализации программы являются результаты обратной связи от участников занятий, востребованность мероприятий программы в педагогическом сообществе города и др.

Структура программы

Программа состоит из 8 занятий, общий объем — 16 часов 30 минут. Каждое занятие ориентировано на проработку определенных целей. Занятия можно менять местами в соответствии с запросом, целями и готовностью группы.

Дидактический материал представлен в приложениях [см.: 7]:

  • комплект разработанных заданий;
  • бланки с диагностическим инструментарием;
  • алгоритмы действий.

Формы работы с участниками программы: мини-лекции, дискуссии, мозговой штурм, проигрывание упражнений, работа в малых группах, рефлексивный анализ, энергизаторы.

Сферы ответственности и обеспечение прав участников программы

  • Соблюдение законов РФ.
  • Ведущий несет ответственность за психологическую безопасность, атмосферу, приемы и техники, используемые на занятиях.

Цель и задачи исследования

Цель: проверить эффективность программы «Я выбираю жизнь!».

Задачи:

  1. Оценить уровень психологического просвещения педагогов и уровень их мотивации к работе с темой суицидального поведения несовершеннолетних на констатирующем этапе.
  2. Провести формирующий эксперимент по программе «Я выбираю жизнь!» с экспериментальной группой.
  3. Выявить статистические различия между экспериментальной группой после проведения, формирующего эксперимента.

Дизайн исследования

Описание выборки: в апробации программы приняли участие управленческие кадры и педагогические работники общеобразовательных организаций Саратовской области. На повышение квалификации от муниципальных районов Саратовской области было подано 162 заявки. Таким образом, генеральная совокупность составила 162 человека. В 7 группах повышение квалификации проходило в формате тренинга по программе «Я выбираю жизнь!», в 1 группе слушатели прошли программу с идентичным названием, но сама программа «Я выбираю жизнь!» не применялась.

В целях получения наиболее достоверных результатов исследования нами были отобраны 50 человек, которых мы разделили на 2 группы: экспериментальную и контрольную. При формировании группы учитывали следующие параметры:

  • возрастной диапазон участников — 30–40 лет;
  • стаж работы — не менее 5 лет и не более 10;
  • идентичный состав групп по занимаемым должностям в образовательных организациях.

Таким образом, в каждой группе принимали участие:

  • педагоги-психологи — по 15 чел.
  • классные руководители общеобразовательных школ — по 5 чел.
  • представителей администрации образовательных учреждений — по 5 чел.

В состав групп входили педагоги и классные руководители образовательных организаций, в которых были зафиксированы в течение последних трех лет завершенные суициды или суицидальные действия со стороны несовершеннолетних.

Психолого-педагогические характеристики (конструкты, параметры, признаки, переменные и др.), в отношении которых программа, предположительно, должна быть эффективна

Трудовые функции:

  • регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка — Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”»;
  • информационно-просветительская работа с субъектами образовательной среды — Распоряжение Минпросвещения России от 28 декабря 2020 г. № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях».

Психодиагностический инструментарий

Для изучения эффективности программы «Я выбираю жизнь!» было проведено исследование уровня психологической просвещенности педагогов в области профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и уровня мотивационной готовности педагогов к профилактической работе, направленной на предупреждение суицидов среди несовершеннолетних.

Для диагностики уровня психологической просвещенности педагогов в области профилактики суицидального поведения несовершеннолетних использовался разработанный авторами программы пре/пост-тест «Профилактика суицидального поведения детей и подростков в ОО» [7], состоящий из 10 вопросов: о маркерах суицидального поведения, возрастной специфике суицидального поведения, действиях при возникновении кризисных ситуаций, видах профилактики, командном взаимодействии и другие.

Критерии оценки уровня просвещенности педагогов:

  • 0–4 верных ответов — низкий уровень;
  • 5–7 верных ответов — средний уровень;
  • 8–10 — верных ответов — высокий уровень.

Для диагностики уровня мотивационной готовности педагогов к профилактической работе, направленной на предупреждение суицидов среди несовершеннолетних, использовали авторский визуализированный опросник «Моя профессиональная готовность к профилактике суицидального поведения обучающихся» [7].

Под мотивационной готовностью педагогов мы понимаем интегративное психологическое образование, включающее в себя в качестве компонентов совокупность положительных внутренних и внешних профессиональных мотивов (мотивацию достижения, мотивацию аффилиации, мотивацию профессионального самосовершенствования, внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию, удовлетворенность работой, удовлетворенность взаимодействием).

Данный опросник представляет собой пирамиду из 5 ярусов, каждый из которых дает возможность педагогам самостоятельно оценить свою профессиональную готовность к работе в области профилактики суицидальных рисков: «Я знаю о проблеме», «Я понимаю и принимаю проблему», «Я учусь действовать», «Я могу и хочу действовать», «Я действую».

Критерии оценки уровня мотивационной готовности:

  • низкий уровень — ярус «Я знаю о проблеме»;
  • средний уровень — ярусы «Я понимаю и принимаю проблему», «Я учусь действовать»;
  • высокий уровень — ярусы «Я могу и хочу действовать», «Я действую».

Этапы сбора эмпирических данных

  1. Констатирующий этап проводился 20 февраля 2023 года.

В ходе констатирующего этапа специалисты образовательных организаций, являющиеся слушателями программы повышения квалификации, прошли разработанный авторами программы пре-тест «Профилактика суицидального поведения детей и подростков в ОО», состоящий из 10 вопросов, а также с помощью визуализированного опросника «Моя профессиональная готовность к профилактике суицидального поведения обучающихся» определили уровень своей мотивационной готовности к профилактической работе, направленной на предупреждение суицидов среди несовершеннолетних.

  1. Формирующий этап проводился только в экспериментальной группе с 21 февраля по 5 марта 2023 года.

Занятия проходили в течение 8 дней, каждый из которых был посвящен определенной теме из программы «Я выбираю жизнь!» согласно учебно-тематическому плану. Детальное описание каждого занятия представлено в программе «Я выбираю жизнь!».

  1. Контрольный этап проводился 6 марта 2023 года.

В ходе контрольного этапа специалисты образовательных организаций прошли разработанный авторами программы пост-тест «Профилактика суицидального поведения детей и подростков в ОО», состоящий из 10 вопросов, а также с помощью визуализированного опросника «Моя профессиональная готовность к профилактике суицидального поведения обучающихся» определили уровень своей мотивационной готовности к профилактической работе, направленной на предупреждение суицидов среди несовершеннолетних.

Учебно-тематический план

Занятие

Тема

Содержание

Объем 

1

Установочное

Формирование мотивации участников группы к работе в тренинговой программе по профилактике суицидальных рисков в образовательной среде. Анализ информированности участников в вопросах профилактики суицидального поведения подростков в ОО. Разбор предрассудков и фактов о суицидах. Проработка опасений и ожиданий участников от работы в тренинге «Я выбираю жизнь!» Анализ предрассудков и фактов о суициде

2 часа 

2

Разглядеть угрозу и не допустить
беду

Формирование активной педагогической позиции в профилактической работе. Анализ причин суицидального поведения детей и подростков. Разбор маркеров суицидального поведения. Знакомство с техниками формирования навыков позитивного мировосприятия, жизнестойкости

2 часа 

3

Возрастные
особенности
суицидального
поведения

Формирование представлений о возрастных особенностях обучающихся, выделение зон риска в каждой возрастной группе. Анализ особенностей восприятия смерти в разные возрастные периоды. Социально-психологический тренинг как эффективная форма первичной профилактики суицидальных рисков и формирования жизнестойкости в подростковой среде. Разбор алгоритма сопровождения детей и подростков, склонных к суицидам

2 часа 

4

Педагогическая
диагностика
суицидальных
рисков

Анализ внутренних и внешних факторов суицидального поведения. Практика заполнения диагностических карт. Специфика выбора диагностического инструментария педагогом. Практика работы с диагностическими методиками

2 часа 

5

Командное
взаимодействие и внешние ресурсы
в профилактике
суицидальных
рисков

Формирование представления о необходимости командного сопровождения ребенка, оказавшегося в зоне риска. Распределение ответственности между специалистами образовательной организации. Работа специалистов в рамках психолого-педагогического консилиума. Практика составления индивидуальной программы сопровождения несовершеннолетнего. Закрепление информации о деятельности специалистов образовательной организации в ситуации подозрения суицидальных намерений у подростка

2 часа

6

Если случилась
беда

Знакомство с алгоритмом действий специалистов образовательной организации в случаях установления факта суицида или суицидальной попытки. Практические приемы реагирования специалистов в ситуации угрозы суицида. Формирование представлений о различных формах проявления эмоций в ситуации стресса и способах конструктивного реагирования на них. Оказание доврачебной помощи. Меры психологической поддержки. Доступные внешние ресурсы при оказании помощи в ситуации суицидальной попытки

2 часа

7

Взаимодействие
с родителями

Роль семьи в профилактике суицидальных рисков несовершеннолетних. Конструктивное взаимодействие семьи и школы в вопросах сохранения психологического здоровья несовершеннолетних. Алгоритм работы с родителями при обнаружении суицидальных маркеров в поведении ребенка

2 часа

8

Эмоциональное благополучие
педагога как ресурс безопасного
образовательного пространства

Формирование ценностного отношения к себе и своему здоровью. Самоанализ уровня стрессоустойчивости, определение направления коррекционного воздействия для предотвращения выгорания. Анализ факторов риска и ресурсных возможностей. Анализ готовности к работе в поле профилактики суицидальных рисков после завершения программы

2 часа 

Методы и процедуры сбора данных

  1. Общая характеристика процедур сбора данных.

Тип дизайна эксперимента — рандомизированное контролируемое испытание.

В эксперименте участвовали 50 управленцев и педагогических работников.

Слушатели были разделены на 2 группы, каждая из которых была с максимально схожими показателями:

  • возраст — 30–40 лет;
  • одинаковое распределение по группам с учетом занимаемых должностей: педагогов-психологов в каждой группе было по 15 человек, классных руководителей — по 5, представителей администрации — по 5;
  • на констатирующем этапе эксперимента участники обеих групп показали результаты одного уровня.

Воздействие в формирующем этапе эксперимента осуществлялось на всю группу, состоящую из 25 человек.

Общий и дифференциальный отсев выборки: 50 участников было на констатирующем этапе эксперимента и сколько же осталось на контрольном этапе.

Сбор данных осуществлялся в рамках реализации программ повышения квалификации, проводимых специалистами регионального центра практической психологии и инклюзивного образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования».

  1. Условия проведения формирующего этапа эксперимента:
  • формирующий этап был максимально приближен к реализации программы в условиях образовательной организации. С экспериментальной группой проведено 8 занятий по 2 часа каждое;
  • занятия проводились с интервалом не более двух дней.

Методы анализа данных

Статически значимая разница между экспериментальной и контрольной группами определялась с помощью методов описательной статистики, а также метода статистической обработки данных с использованием критерия Манна — Уитни, критерия Т Стьюдента для независимых выборок в программе SPSS. Анализ динамики уровня мотивационной готовности к профилактической работе, направленной на предупреждение суицидов среди несовершеннолетних, осуществлялся посредством сравнительного анализа самостоятельной оценки участниками экспериментальной группы своей профессиональной готовности к работе в области профилактики суицидальных рисков.

Результаты анализа данных для аналитической выборки

  1. Описательная статистика результатов диагностики уровня психологической просвещенности экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах представлена в таблице 1.

Табл. 1. Описательные статистики для экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп на констатирующем и контрольном этапах

Шкала 1.1. Уровень психологической
просвещенности 

M ± SD

Me

Mo

A ± δA

E ± δE

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Констатирующий этап (пре-тест)

3,28±
1,17

3,68±
1,14

3

4

3

4

0,75± 0,46

1,06±
0,46

1,03±
0,90

2,18±
0,90

Контрольный этап (пост-тест)

6,76±
1,39

6,60±
1,19

6

7

6

7

0,77±
0,46

-0,26±
0,46

-0,12±
0,90

1,10±
0,90

  1. Участникам эксперимента было предложено пройти авторский пре/пост-тест «Профилактика суицидального поведения детей и подростков в ОО», состоящий из 10 вопросов, каждый из которых оценивался в 1 балл. Максимальное количество баллов — 10.

Уровень просвещенности педагогов измерялся по следующей шкале:

  • 0–4 верных ответов — низкий уровень;
  • 5–7 верных ответов — средний уровень;
  • 8–10 — верных ответов — высокий уровень.

Табл. 2. Распределение участников эксперимента по уровням психологической просвещенности на констатирующем и контрольном этапах

Уровень

экспериментальная группа

контрольная группа

констатирующий

контрольный

констатирующий

контрольный

 

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

низкий

22

88%

0

0%

22

88%

2

8%

средний

2

12%

19

76%

3

12%

20

80%

высокий

0

0%

6

24%

0

%

3

12%

Хи-квадрат

0,000

3,026

Уровень значимости р

1,000

0,220

  1. Проверка значимости различий между экспериментальной и контрольной группами по исследуемым параметрам на констатирующем этапе, т. е. до вмешательства, и на контрольном этапе.

Табл. 3. Проверка значимости различий между экспериментальной (ЭГ)  и контрольной (КГ) группами на констатирующем и контрольном этапах по критерию Т Стьюдента для независимых выборок

Шкала 1.1. Уровень
психологической просвещенности

M ± SD

Эмпирическое значение
T-критерия

Уровень
значимости

ЭГ

КГ

Пре-тест

3,28±1.17

3.68±1.14

-1,22

0,228

Пост-тест

6,76±1,39

6,60± 1,19

0.437

0.664

  1. Проверка значимости различий между экспериментальной и контрольной группами по исследуемым параметрам на констатирующем этапе, т. е. до вмешательства, и на контрольном этапе.

Табл. 4. Проверка значимости различий между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами на констатирующем и контрольном этапах по критерию Манна — Уитни

Шкала 1.1. Уровень
психологической просвещенности

M

Значение статистики U Манна — Уитни

Уровень
значимости

ЭГ

КГ

Пре-тест

3,28

3,68

242

0,149

Пост-тест

6,76

6,60

306,5

0,903

Табл. 5. Проверка значимости различий показателей в экспериментальной
и контрольной группах на контрольном этапе по сравнению с констатирующим
по критерию Уилкоксона

Шкала 1.1. Уровень психологической просвещенности

M ± SD

Сдвиг средних «после минус до»

Значение
статистики Z Уилкоксона

Уровень
значимости p 

До

После

Экспериментальная группа

3,28±
1,17

6,76±
1,39 

3,48

-4,405

0,000***

Контрольная
группа

3,68±
1,14

6,60±
1,19

2,92

-4,620

0,000***

Примечание: *** p < 0,001

Табл. 6. Проверка значимости различий показателей в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе по сравнению с констатирующим по парному критерию Стьюдента

Шкала 1.1. Уровень психологической просвещенности

M ± SD

Сдвиг средних «после минус до»

Значение
статистики Т Стьюдента

Уровень
значимости p 

До

После

Экспериментальная группа

3,28±
1,17

6,76±
1,39 

3,48

15,013

0,000***

Контрольная
группа

3,68±
1,14

6,60±
1,19

2,92

29,597

0,000***

Примечание: *** p < 0,001

  1. С целью оценки эффективности программы в части изменения готовности педагогов к работе в области профилактики суицидальных рисков среди несовершеннолетних проведены замеры на первом и на завершающем занятии. Замеры поводились по специально разработанному опроснику, представленному в визуализированном формате.

Табл. 7. Распределение участников эксперимента по уровням мотивационной готовности на констатирующем и контрольном этапах

Показатель (ярус)

Экспериментальная группа

Контрольная группа

констатирующий

контрольный

констатирующий

контрольный

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

Я действую 

1

4%

4

16%

1

4%

0

0%

Я могу и хочу действовать

0

0%

18

72%

0

0%

1

4%

Я учусь действовать

0

0%

3

12%

0

0%

5

20%

Я понимаю и принимаю проблему

6

24%

0

0%

4

16%

19

76%

Я знаю о проблеме

18

72%

0

0%

20

80%

0

0%

Выводы исследования

В результате апробации программы «Я выбираю жизнь!» отмечена положительная динамика в части повышения уровня психологической просвещенности педагогов в области профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и повышения уровня мотивационной готовности к профилактической работе, направленной на предупреждение суицидов среди несовершеннолетних.

В ходе групповой дискуссии с участниками экспериментальной группы (25 человек) были отмечены следящие позиции:

  • 6 человек еще до завершения тренинга выявили среди своих обучающихся подростков с ярко выраженными маркерами суицидальных рисков и инициировали работу психолого-педагогического консилиума в своей образовательной организации;
  • 18 человек наметили для себя четкую траекторию работы с детьми и родителями;
  • 1 человек разработал самостоятельно родительское собрание и классный час для своего класса;
  • 23 человека подали заявки на прохождение тренингов по схожей тематике;
  • 5 человек заинтересовали данным тренингом руководителей своих образовательных организаций и оформили заявки на проведение данного тренинга в их педагогических коллективах.

Программа «Я выбираю жизнь!» показала эффективные результаты и может быть использована педагогами-психологами в работе с педагогическими коллективами в целях психологического просвещения педагогов и формирования у них готовности к работе в области профилактики суицидальных рисков среди несовершеннолетних.

Исследование эффективности программы «Я выбираю жизнь!» позволило выявить повышение уровня психологической просвещенности педагогов в вопросах анализа и профилактики риска суицидального поведения в образовательном учреждении.

Таким образом, программа является дополнительным инструментом в работе педагога-психолога с педагогическими коллективами в вопросах формирования их готовности к профилактике суицидального поведения подростков.

Литература

  1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. 100 с.
  2. Книжникова С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной школы: Дисс. … канд. пед. наук. Краснодар, 2005.
  3. Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций «Организация профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению». М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. 48 с.
  4. Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов / под ред. О.В. Вихристюк. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 58 с.
  5. Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних (Приложение к постановлению межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области от 10 сентября 2020 года № 4/6).
  6. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (вместе с «Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации»).
  7. Серякина А.В., Рамзаева В.Ю. Программа работы психолога с педагогическими коллективами и педагогами по профилактике суицидальных рисков в образовательной организации «Я выбираю жизнь!». Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2023. 128 с. [Электронный ресурс] // ГАУ ДПО «СОИРО». URL: https://soiro64.ru/wp-content/uploads/2023/08/rcppiio_ja-vybiraju-zhizn_maket_s-sertifikatom.pdf (дата обращения: 01.07.2023).
  8. Типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся / Синягина Н.Ю. [и др.]. 241 c. [Электронный ресурс] // БУ РА «Центр ППМС». URL: https://ppms-ra.ru/files_site/doc/spa/tipmodel.pdf (дата обращения: 13.09.2021).

Информация об авторах

Серякина Анна Викторовна, начальник, региональный центр практической психологии и инклюзивного образования, Саратовский областной институт развития образования (ГАУ ДПО «СОИРО»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9136-3242, e-mail: anmedvss@gmail.com

Рамзаева Виктория Юрьевна, преподаватель, региональный центр практической психологии и инклюзивного образования, Саратовский областной институт развития образования (ГАУ ДПО «СОИРО»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1548-3899, e-mail: ramzaevavy@soiro.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 272
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 96
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2