Вестник практической психологии образования
2023. Том 20. № 3. С. 6–21
doi:10.17759/bppe.2023200301
ISSN: 2658-3100 (online)
О научной обоснованности программы работы психолога с педагогическими коллективами и педагогами по профилактике суицидальных рисков в образовательной организации «Я выбираю жизнь!»
Аннотация
Авторы статьи ставят вопрос: готовы ли современные педагоги к участию в решении проблемы подросткового суицида, и приходят к выводу, что, несмотря на большое количество различного диагностического инструментария, литературы, они не готовы к их применению на практике. Для решения этого и других вопросов авторы предлагают проводить систему мероприятий, связанных с повышением компетентности педагогического коллектива, формированием у них практических навыков, мотивационной и психологической готовности к проведению работы по профилактике суицидальных рисков. Данная система легла в основу программы работы педагога-психолога с педагогическими коллективами и педагогами «Я выбираю жизнь!». Реализация программы способствует формированию безопасной образовательной среды, профилактике деструктивного поведения, суицидальных и других рисков. Она прошла апробацию на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» в рамках реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стратегии работы образовательной организации с проблемой суицидального поведения несовершеннолетних» для классных руководителей, педагогов-психологов и руководителей образовательных организаций. Программа «Я выбираю жизнь!» прошла экспертизу по верификации доказательной базы в рамках секции «Доказательный подход в психологии и образовании» Научно-экспертного совета ФГБОУ ВО МГППУ с присвоением сертификата соответствия (регистрационный номер «7/17-пр» от 25.07.2023). По результатам экспертизы была признана соответствующей стандартам программ и технологий с доказанной эффективностью для сферы образования и социальной сферы с учетом дополнительных рекомендаций и рекомендована для включения в реестр примерных коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ для деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) и тиражирования в учреждениях образования и социальной сферы.
Общая информация
Ключевые слова: суицид, план, диагностический инструментарий, профилактика, психокоррекционное воздействие, социальная адаптация, психолого-педагогическая готовность студентов
Рубрика издания: Независимая оценка эффективности психолого-педагогических методик и программ
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200301
Получена: 04.07.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Серякина А.В., Рамзаева В.Ю. О научной обоснованности программы работы психолога с педагогическими коллективами и педагогами по профилактике суицидальных рисков в образовательной организации «Я выбираю жизнь!» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 3. С. 6–21. DOI: 10.17759/bppe.2023200301
Полный текст
Актуальность исследования и теоретико-методологическое обоснование программы
Подростковый суицид является одной из острых и первостепенных проблем нашего общества. В своем докладе уполномоченный по правам ребенка Мария Львова-Белова отметила, что «дети представляют собой не только важнейшую часть современного российского общества, но и залог развития сильного государства. В этой связи система защиты фундаментальных прав каждого ребенка является необходимым элементом механизма обеспечения национальной безопасности России».
Согласно данным Следственного комитета, число завершенных детских самоубийств в 2021 году возросло на 37,4% по сравнению с 2020 годом и составило 753 случая. Больше всего суицидов в прошлом году, по данным Росстата, было зафиксировано в Приволжском федеральном округе (84 случая), далее следует Сибирский (77 случаев) и Центральный (63 случая). Самое большое число самоубийств произошло в Московской области, где суицид совершил 21 ребенок.
Данные, полученные в ходе социально-психологического тестирования подростков Саратовской области, тоже оказались неутешительны. Так, доля обучающихся с высокой вероятностью суицидальных рисков среди подростков 7–9 классов составила 43%, среди 10–11 классов — 22%, среди обучающихся среднего профессионального образования — 29%, высшего — 6%.
Таким образом мы видим, что в основную группу риска попадают подростки, являющиеся обучающимися школ. При этом специалисты едины в мнении о том, что в большинстве случаев окружающие подростка люди не обратили внимание на маркеры суицидального поведения и не оказали своевременную помощь. Эксперты убеждены, что ни один суицид, даже выполненный очень быстро, не происходит внезапно. Человек приходит к нему постепенно: от замысла до воплощения проходит определенное время. Решится ли подросток на осуществление задуманного или нет, зависит от внимательного отношения и грамотного реагирования окружающих.
Исследования показывают [2], что педагоги обладают низким уровнем психологической просвещенности в области суицидального поведения и, несмотря на большое количество диагностического инструментария и различной литературы, позволяющей распознавать индикаторы суицидальных рисков несовершеннолетних, не владеют данной информацией и не готовы к применению этих знаний на практике. Большинство педагогов избегают самостоятельного изучения проблемы подростковых суицидов. Информация, доведенная педагогом-психологом до администрации и педагогов по результатам социально-психологического тестирования, часто остается без должного анализа и, соответственно, не находит своего продолжения в комплексном проектировании профилактических или коррекционных мероприятий.
Кроме того, снижение эффективности профилактической работы в образовательной организации связано с методологической и стратегической рассогласованностью мероприятий, проводимых специалистами различного профиля. Так, одной из форм взаимодействия специалистов в образовательной организации с целью создания оптимальных условий обучения, социализации и адаптации обучающихся является психолого-педагогический консилиум. Но мониторинговые исследования показывают, что реально он функционирует лишь в 23% образовательных организаций.
Для того чтобы быть эффективным в профилактической работе, педагог должен не только обладать знаниями, но и быть готовым к работе в области профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.
С целью повышения компетентности педагогического коллектива, формирования у них практических навыков, мотивационной и психологической готовности в области профилактики суицидального поведения несовершеннолетних разработана программа, описанная в данной статье. Ее реализация способствует формированию безопасной образовательной среды, профилактике деструктивного поведения, суицидальных и других рисков.
Вид программы / направленность: информационно-просветительская программа работы психолога с педагогическими коллективами. Она направлена на формирование личностной, мотивационной и когнитивной готовности специалистов образовательных организаций к работе в области профилактики суицидальных рисков среди несовершеннолетних.
При разработке программы авторами изучены современные исследования и различные методические издания, часть которых была учтена при разработки данной программы [1; 3; 8].
- «Типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся» разработана ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» в рамках реализации проекта «Разработка (Госконтракт с Минобрнауки России № 08.N11.11.0049 от 13.11.2012) [8].
Данная модель основывается на анализе основных факторов и причин возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи, находящихся в системе образования. В ней обобщены исследования ученых разных школ и направлений, как в России, так и за рубежом, по проблеме профилактики суицидального поведения. В предлагаемой типовой модели определен и обоснован комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику суицидального поведения в образовательной среде, который включает в себя и обучение педагогического коллектива навыкам раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних.
- В работе М.А. Алимовой «Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция» [1] представлен не только теоретический аспект суицидального поведения, но и предложены практические материалы для работы с подростками «группы риска».
- В методических рекомендациях Н.В. Калининой, С.А. Игумнова, Е.Г. Артамоновой, О.И. Ефимовой, Н.В. Коренского «Организация профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению» большое внимание уделено рассмотрению вопросов профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению. Подробно раскрыт вопрос о роли педагога (классного руководителя) в профилактике суицидального поведения подростков [3].
Целевая аудитория: классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы, социальные педагоги, администрация образовательной организации.
Целевая группа: преимущественно в состав группы входят специалисты образовательной организации, задействованные в работе с детьми с отклоняющимся поведением и нуждающимися в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости. Оптимальный состав группы — 20 человек.
Проблемная ситуация, на решение которой направлена программа: подростковый суицид является одой из острых и первостепенных проблем нашего общества. Основная задача системы образования в вопросах профилактики суицидальных рисков заключается в ведении системной, комплексной, ранней профилактической работы с обучающимися. В основе ранней профилактики лежит создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития подростков; своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста, работа с ближайшим окружением.
В 2022 году на базе ГАУ ДПО «СОИРО» разработан проект программы комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, под общим названием «Я выбираю жизнь!». Проект направлен на обеспечение комплексного подхода в вопросах профилактики суицидального поведения обучающихся и объединяет в единое целое несколько подпрограмм:
- подпрограмма научно-методического сопровождения образовательных организаций области (ГАУ ДПО «СОИРО»);
- подпрограмма психолого-педагогической и методической поддержки педагогического корпуса в вопросах профилактики деструктивного поведения (классные руководители, педагоги-предметники);
- подпрограмма поддержки социально-психологической службы образовательной организации (далее — ОО) в вопросах профилактики и своевременной коррекции деструктивного поведения обучающихся;
- подпрограмма работы ОО с родителями по вопросам психолого-педагогического просвещения, формирования здоровых детско-родительских отношений, поддержки, принятия ребенка и профилактики деструктивного поведения;
- подпрограмма работы с обучающимися ОО на всех возрастных этапах.
Представленная на конкурс программа является частью комплексного проекта «Я выбираю жизнь!» и направлена на поддержку педагогического корпуса в вопросах профилактики деструктивного поведения (классные руководители, педагоги-предметники).
Цель программы: повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики суицидальных рисков среди несовершеннолетних.
Задачи программы:
- Повышение уровня психологической компетентности педагогов.
- Освоение поведенческих паттернов реагирования в кризисных ситуациях.
- Овладение индивидуальными и групповыми способами и методиками личностно-ориентированной диагностики, направленной на изучение суицидальных намерений, авитальной активности и эмоциональных состояний подростков группы риска.
- Развитие коммуникативных качеств и навыков командной работы специалистов в системе профилактической работы.
- Формирование навыков эффективной работы с родительской общественностью.
- Формирование мотивационно-личностной готовности педагогов к работе в области профилактики суицидальных рисков среди несовершеннолетних.
Программа может быть реализована для специалистов, работающих на следующих уровнях образования:
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Теоретико-методологическую основу программы составили идеи гуманистически-ориентированной педагогики и психологии о сущности и механизмах дезадаптации, концепция личностно-ориентированного подхода в организации профилактической работы, системный подход к проблемам саморегуляции и саморазвития личности человека.
Ожидаемые результаты реализации программы
Специалист, освоивший программу, должен знать:
- маркеры суицидального поведения;
- возрастную специфику суицидального поведения детей и подростков;
- факторы суицидального риска;
- алгоритм первичной экспертной оценки и помощи при возникновении суицидального поведения;
- алгоритм действий при возникновении кризисных ситуаций;
- базовые основы педагогической диагностики;
- ресурсы, которые может использовать сам педагог в качестве поддержки детей;
- виды профилактики (первичная, вторичная, третичная) и зоны ответственности специалистов.
Специалист, освоивший программу, должен уметь:
- организовать индивидуальную и групповую диагностику рисков суицидального поведения (в рамках своего уровня компетентности, если это педагог, то педагогическую, если психолог, то более сложную, психологическую);
- интерпретировать полученные результаты диагностики (в рамках своего уровня компетентности);
- разрабатывать программу-минимум профилактики, коррекции и реабилитации в пределах своих функциональных обязанностей;
- определять оптимальные ресурсы, которыми располагает сам ребенок для преодоления ситуации;
- определять оптимальные внешние ресурсы, которые можно подключить для решения ситуации;
- организовать необходимую поддержку ребенка со стороны других субъектов образовательно-воспитательного процесса.
Особенностью программы является чередование традиционных методов (лекционного и диагностического материала) и интерактивных форм (групповых дискуссий, ролевых игр, активных упражнений и др.). В процессе прохождения программы участники накапливают раздаточный материал с различными алгоритмами и стимульным материалом, что позволяет им проанализировать работу и вернуться к необходимому опыту на любом этапе тренинга и после его прохождения. Для успешной работы по программе ведущим необходимо заранее познакомиться с методами и приемами, которые будут использованы.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Перечень материалов: бейджи по числу участников, маркеры, ватманы; дополнительные материалы, необходимые для работы, подробно прописаны в каждом упражнении [см.: 7].
Требования к специалисту (тренеру), реализующему программу.
- Опыт и навыки тренерской деятельности.
- Знание принципов и приемов обучающих занятий с взрослыми людьми, системные представления о следующих аспектах профилактики:
- современное состояние проблемы суицидального поведения среди детей и молодежи в стране, городе (муниципальном образовании);
- концептуальные основы профилактики суицидального поведения (методологические и теоретические основы превенции);
- нормативно-правовые основы профилактической деятельности в образовательной организации;
- стратегии анализа, разработки системы профилактики суицидального поведения;
- существующие модели профилактики (медицинская, образовательная, социально-психологическая).
- Соблюдение принципа «не навреди» при проведении упражнений с высоким уровнем эмоционального напряжения (если тренер не знает, как обеспечить психологическую безопасность, то лучше заменить упражнение).
Требования к материально-технической оснащенности пространства для реализации программы: помещение, в котором можно организовать круг из стульев по числу участников, доска или флипчарт [7].
Оценка достижений планируемых результатов
Количественные критерии: результаты диагностических срезов участников через организацию входящего и итогового контроля изменений в знаниях (заполнение чек-листа «Пре/пост-тест»).
Качественными критериями эффективности реализации программы являются результаты обратной связи от участников занятий, востребованность мероприятий программы в педагогическом сообществе города и др.
Структура программы
Программа состоит из 8 занятий, общий объем — 16 часов 30 минут. Каждое занятие ориентировано на проработку определенных целей. Занятия можно менять местами в соответствии с запросом, целями и готовностью группы.
Дидактический материал представлен в приложениях [см.: 7]:
- комплект разработанных заданий;
- бланки с диагностическим инструментарием;
- алгоритмы действий.
Формы работы с участниками программы: мини-лекции, дискуссии, мозговой штурм, проигрывание упражнений, работа в малых группах, рефлексивный анализ, энергизаторы.
Сферы ответственности и обеспечение прав участников программы
- Соблюдение законов РФ.
- Ведущий несет ответственность за психологическую безопасность, атмосферу, приемы и техники, используемые на занятиях.
Цель и задачи исследования
Цель: проверить эффективность программы «Я выбираю жизнь!».
Задачи:
- Оценить уровень психологического просвещения педагогов и уровень их мотивации к работе с темой суицидального поведения несовершеннолетних на констатирующем этапе.
- Провести формирующий эксперимент по программе «Я выбираю жизнь!» с экспериментальной группой.
- Выявить статистические различия между экспериментальной группой после проведения, формирующего эксперимента.
Дизайн исследования
Описание выборки: в апробации программы приняли участие управленческие кадры и педагогические работники общеобразовательных организаций Саратовской области. На повышение квалификации от муниципальных районов Саратовской области было подано 162 заявки. Таким образом, генеральная совокупность составила 162 человека. В 7 группах повышение квалификации проходило в формате тренинга по программе «Я выбираю жизнь!», в 1 группе слушатели прошли программу с идентичным названием, но сама программа «Я выбираю жизнь!» не применялась.
В целях получения наиболее достоверных результатов исследования нами были отобраны 50 человек, которых мы разделили на 2 группы: экспериментальную и контрольную. При формировании группы учитывали следующие параметры:
- возрастной диапазон участников — 30–40 лет;
- стаж работы — не менее 5 лет и не более 10;
- идентичный состав групп по занимаемым должностям в образовательных организациях.
Таким образом, в каждой группе принимали участие:
- педагоги-психологи — по 15 чел.
- классные руководители общеобразовательных школ — по 5 чел.
- представителей администрации образовательных учреждений — по 5 чел.
В состав групп входили педагоги и классные руководители образовательных организаций, в которых были зафиксированы в течение последних трех лет завершенные суициды или суицидальные действия со стороны несовершеннолетних.
Психолого-педагогические характеристики (конструкты, параметры, признаки, переменные и др.), в отношении которых программа, предположительно, должна быть эффективна
Трудовые функции:
- регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
- использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка — Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”»;
- информационно-просветительская работа с субъектами образовательной среды — Распоряжение Минпросвещения России от 28 декабря 2020 г. № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях».
Психодиагностический инструментарий
Для изучения эффективности программы «Я выбираю жизнь!» было проведено исследование уровня психологической просвещенности педагогов в области профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и уровня мотивационной готовности педагогов к профилактической работе, направленной на предупреждение суицидов среди несовершеннолетних.
Для диагностики уровня психологической просвещенности педагогов в области профилактики суицидального поведения несовершеннолетних использовался разработанный авторами программы пре/пост-тест «Профилактика суицидального поведения детей и подростков в ОО» [7], состоящий из 10 вопросов: о маркерах суицидального поведения, возрастной специфике суицидального поведения, действиях при возникновении кризисных ситуаций, видах профилактики, командном взаимодействии и другие.
Критерии оценки уровня просвещенности педагогов:
- 0–4 верных ответов — низкий уровень;
- 5–7 верных ответов — средний уровень;
- 8–10 — верных ответов — высокий уровень.
Для диагностики уровня мотивационной готовности педагогов к профилактической работе, направленной на предупреждение суицидов среди несовершеннолетних, использовали авторский визуализированный опросник «Моя профессиональная готовность к профилактике суицидального поведения обучающихся» [7].
Под мотивационной готовностью педагогов мы понимаем интегративное психологическое образование, включающее в себя в качестве компонентов совокупность положительных внутренних и внешних профессиональных мотивов (мотивацию достижения, мотивацию аффилиации, мотивацию профессионального самосовершенствования, внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию, удовлетворенность работой, удовлетворенность взаимодействием).
Данный опросник представляет собой пирамиду из 5 ярусов, каждый из которых дает возможность педагогам самостоятельно оценить свою профессиональную готовность к работе в области профилактики суицидальных рисков: «Я знаю о проблеме», «Я понимаю и принимаю проблему», «Я учусь действовать», «Я могу и хочу действовать», «Я действую».
Критерии оценки уровня мотивационной готовности:
- низкий уровень — ярус «Я знаю о проблеме»;
- средний уровень — ярусы «Я понимаю и принимаю проблему», «Я учусь действовать»;
- высокий уровень — ярусы «Я могу и хочу действовать», «Я действую».
Этапы сбора эмпирических данных
- Констатирующий этап проводился 20 февраля 2023 года.
В ходе констатирующего этапа специалисты образовательных организаций, являющиеся слушателями программы повышения квалификации, прошли разработанный авторами программы пре-тест «Профилактика суицидального поведения детей и подростков в ОО», состоящий из 10 вопросов, а также с помощью визуализированного опросника «Моя профессиональная готовность к профилактике суицидального поведения обучающихся» определили уровень своей мотивационной готовности к профилактической работе, направленной на предупреждение суицидов среди несовершеннолетних.
- Формирующий этап проводился только в экспериментальной группе с 21 февраля по 5 марта 2023 года.
Занятия проходили в течение 8 дней, каждый из которых был посвящен определенной теме из программы «Я выбираю жизнь!» согласно учебно-тематическому плану. Детальное описание каждого занятия представлено в программе «Я выбираю жизнь!».
- Контрольный этап проводился 6 марта 2023 года.
В ходе контрольного этапа специалисты образовательных организаций прошли разработанный авторами программы пост-тест «Профилактика суицидального поведения детей и подростков в ОО», состоящий из 10 вопросов, а также с помощью визуализированного опросника «Моя профессиональная готовность к профилактике суицидального поведения обучающихся» определили уровень своей мотивационной готовности к профилактической работе, направленной на предупреждение суицидов среди несовершеннолетних.
Учебно-тематический план
Занятие |
Тема |
Содержание |
Объем |
1 |
Установочное |
Формирование мотивации участников группы к работе в тренинговой программе по профилактике суицидальных рисков в образовательной среде. Анализ информированности участников в вопросах профилактики суицидального поведения подростков в ОО. Разбор предрассудков и фактов о суицидах. Проработка опасений и ожиданий участников от работы в тренинге «Я выбираю жизнь!» Анализ предрассудков и фактов о суициде |
2 часа |
2 |
Разглядеть угрозу и не допустить |
Формирование активной педагогической позиции в профилактической работе. Анализ причин суицидального поведения детей и подростков. Разбор маркеров суицидального поведения. Знакомство с техниками формирования навыков позитивного мировосприятия, жизнестойкости |
2 часа |
3 |
Возрастные |
Формирование представлений о возрастных особенностях обучающихся, выделение зон риска в каждой возрастной группе. Анализ особенностей восприятия смерти в разные возрастные периоды. Социально-психологический тренинг как эффективная форма первичной профилактики суицидальных рисков и формирования жизнестойкости в подростковой среде. Разбор алгоритма сопровождения детей и подростков, склонных к суицидам |
2 часа |
4 |
Педагогическая |
Анализ внутренних и внешних факторов суицидального поведения. Практика заполнения диагностических карт. Специфика выбора диагностического инструментария педагогом. Практика работы с диагностическими методиками |
2 часа |
5 |
Командное |
Формирование представления о необходимости командного сопровождения ребенка, оказавшегося в зоне риска. Распределение ответственности между специалистами образовательной организации. Работа специалистов в рамках психолого-педагогического консилиума. Практика составления индивидуальной программы сопровождения несовершеннолетнего. Закрепление информации о деятельности специалистов образовательной организации в ситуации подозрения суицидальных намерений у подростка |
2 часа |
6 |
Если случилась |
Знакомство с алгоритмом действий специалистов образовательной организации в случаях установления факта суицида или суицидальной попытки. Практические приемы реагирования специалистов в ситуации угрозы суицида. Формирование представлений о различных формах проявления эмоций в ситуации стресса и способах конструктивного реагирования на них. Оказание доврачебной помощи. Меры психологической поддержки. Доступные внешние ресурсы при оказании помощи в ситуации суицидальной попытки |
2 часа |
7 |
Взаимодействие |
Роль семьи в профилактике суицидальных рисков несовершеннолетних. Конструктивное взаимодействие семьи и школы в вопросах сохранения психологического здоровья несовершеннолетних. Алгоритм работы с родителями при обнаружении суицидальных маркеров в поведении ребенка |
2 часа |
8 |
Эмоциональное благополучие |
Формирование ценностного отношения к себе и своему здоровью. Самоанализ уровня стрессоустойчивости, определение направления коррекционного воздействия для предотвращения выгорания. Анализ факторов риска и ресурсных возможностей. Анализ готовности к работе в поле профилактики суицидальных рисков после завершения программы |
2 часа |
Методы и процедуры сбора данных
- Общая характеристика процедур сбора данных.
Тип дизайна эксперимента — рандомизированное контролируемое испытание.
В эксперименте участвовали 50 управленцев и педагогических работников.
Слушатели были разделены на 2 группы, каждая из которых была с максимально схожими показателями:
- возраст — 30–40 лет;
- одинаковое распределение по группам с учетом занимаемых должностей: педагогов-психологов в каждой группе было по 15 человек, классных руководителей — по 5, представителей администрации — по 5;
- на констатирующем этапе эксперимента участники обеих групп показали результаты одного уровня.
Воздействие в формирующем этапе эксперимента осуществлялось на всю группу, состоящую из 25 человек.
Общий и дифференциальный отсев выборки: 50 участников было на констатирующем этапе эксперимента и сколько же осталось на контрольном этапе.
Сбор данных осуществлялся в рамках реализации программ повышения квалификации, проводимых специалистами регионального центра практической психологии и инклюзивного образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования».
- Условия проведения формирующего этапа эксперимента:
- формирующий этап был максимально приближен к реализации программы в условиях образовательной организации. С экспериментальной группой проведено 8 занятий по 2 часа каждое;
- занятия проводились с интервалом не более двух дней.
Методы анализа данных
Статически значимая разница между экспериментальной и контрольной группами определялась с помощью методов описательной статистики, а также метода статистической обработки данных с использованием критерия Манна — Уитни, критерия Т Стьюдента для независимых выборок в программе SPSS. Анализ динамики уровня мотивационной готовности к профилактической работе, направленной на предупреждение суицидов среди несовершеннолетних, осуществлялся посредством сравнительного анализа самостоятельной оценки участниками экспериментальной группы своей профессиональной готовности к работе в области профилактики суицидальных рисков.
Результаты анализа данных для аналитической выборки
- Описательная статистика результатов диагностики уровня психологической просвещенности экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах представлена в таблице 1.
Табл. 1. Описательные статистики для экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп на констатирующем и контрольном этапах
Шкала 1.1. Уровень психологической |
M ± SD |
Me |
Mo |
A ± δA |
E ± δE |
|||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|
Констатирующий этап (пре-тест) |
3,28± |
3,68± |
3 |
4 |
3 |
4 |
0,75± 0,46 |
1,06± |
1,03± |
2,18± |
Контрольный этап (пост-тест) |
6,76± |
6,60± |
6 |
7 |
6 |
7 |
0,77± |
-0,26± |
-0,12± |
1,10± |
- Участникам эксперимента было предложено пройти авторский пре/пост-тест «Профилактика суицидального поведения детей и подростков в ОО», состоящий из 10 вопросов, каждый из которых оценивался в 1 балл. Максимальное количество баллов — 10.
Уровень просвещенности педагогов измерялся по следующей шкале:
- 0–4 верных ответов — низкий уровень;
- 5–7 верных ответов — средний уровень;
- 8–10 — верных ответов — высокий уровень.
Табл. 2. Распределение участников эксперимента по уровням психологической просвещенности на констатирующем и контрольном этапах
Уровень |
экспериментальная группа |
контрольная группа |
||||||
констатирующий |
контрольный |
констатирующий |
контрольный |
|||||
кол-во чел. |
% |
кол-во чел. |
% |
кол-во чел. |
% |
кол-во чел. |
% |
|
низкий |
22 |
88% |
0 |
0% |
22 |
88% |
2 |
8% |
средний |
2 |
12% |
19 |
76% |
3 |
12% |
20 |
80% |
высокий |
0 |
0% |
6 |
24% |
0 |
% |
3 |
12% |
Хи-квадрат |
0,000 |
3,026 |
||||||
Уровень значимости р |
1,000 |
0,220 |
- Проверка значимости различий между экспериментальной и контрольной группами по исследуемым параметрам на констатирующем этапе, т. е. до вмешательства, и на контрольном этапе.
Табл. 3. Проверка значимости различий между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами на констатирующем и контрольном этапах по критерию Т Стьюдента для независимых выборок
Шкала 1.1. Уровень |
M ± SD |
Эмпирическое значение |
Уровень |
|
ЭГ |
КГ |
|||
Пре-тест |
3,28±1.17 |
3.68±1.14 |
-1,22 |
0,228 |
Пост-тест |
6,76±1,39 |
6,60± 1,19 |
0.437 |
0.664 |
- Проверка значимости различий между экспериментальной и контрольной группами по исследуемым параметрам на констатирующем этапе, т. е. до вмешательства, и на контрольном этапе.
Табл. 4. Проверка значимости различий между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами на констатирующем и контрольном этапах по критерию Манна — Уитни
Шкала 1.1. Уровень |
M |
Значение статистики U Манна — Уитни |
Уровень |
|
ЭГ |
КГ |
|||
Пре-тест |
3,28 |
3,68 |
242 |
0,149 |
Пост-тест |
6,76 |
6,60 |
306,5 |
0,903 |
Табл. 5. Проверка значимости различий показателей в экспериментальной
и контрольной группах на контрольном этапе по сравнению с констатирующим
по критерию Уилкоксона
Шкала 1.1. Уровень психологической просвещенности |
M ± SD |
Сдвиг средних «после минус до» |
Значение |
Уровень |
|
До |
После |
||||
Экспериментальная группа |
3,28± |
6,76± |
3,48 |
-4,405 |
0,000*** |
Контрольная |
3,68± |
6,60± |
2,92 |
-4,620 |
0,000*** |
Примечание: *** p < 0,001
Табл. 6. Проверка значимости различий показателей в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе по сравнению с констатирующим по парному критерию Стьюдента
Шкала 1.1. Уровень психологической просвещенности |
M ± SD |
Сдвиг средних «после минус до» |
Значение |
Уровень |
|
До |
После |
||||
Экспериментальная группа |
3,28± |
6,76± |
3,48 |
15,013 |
0,000*** |
Контрольная |
3,68± |
6,60± |
2,92 |
29,597 |
0,000*** |
Примечание: *** p < 0,001
- С целью оценки эффективности программы в части изменения готовности педагогов к работе в области профилактики суицидальных рисков среди несовершеннолетних проведены замеры на первом и на завершающем занятии. Замеры поводились по специально разработанному опроснику, представленному в визуализированном формате.
Табл. 7. Распределение участников эксперимента по уровням мотивационной готовности на констатирующем и контрольном этапах
Показатель (ярус) |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||
констатирующий |
контрольный |
констатирующий |
контрольный |
|||||
кол-во чел. |
% |
кол-во чел. |
% |
кол-во чел. |
% |
кол-во чел. |
% |
|
Я действую |
1 |
4% |
4 |
16% |
1 |
4% |
0 |
0% |
Я могу и хочу действовать |
0 |
0% |
18 |
72% |
0 |
0% |
1 |
4% |
Я учусь действовать |
0 |
0% |
3 |
12% |
0 |
0% |
5 |
20% |
Я понимаю и принимаю проблему |
6 |
24% |
0 |
0% |
4 |
16% |
19 |
76% |
Я знаю о проблеме |
18 |
72% |
0 |
0% |
20 |
80% |
0 |
0% |
Выводы исследования
В результате апробации программы «Я выбираю жизнь!» отмечена положительная динамика в части повышения уровня психологической просвещенности педагогов в области профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и повышения уровня мотивационной готовности к профилактической работе, направленной на предупреждение суицидов среди несовершеннолетних.
В ходе групповой дискуссии с участниками экспериментальной группы (25 человек) были отмечены следящие позиции:
- 6 человек еще до завершения тренинга выявили среди своих обучающихся подростков с ярко выраженными маркерами суицидальных рисков и инициировали работу психолого-педагогического консилиума в своей образовательной организации;
- 18 человек наметили для себя четкую траекторию работы с детьми и родителями;
- 1 человек разработал самостоятельно родительское собрание и классный час для своего класса;
- 23 человека подали заявки на прохождение тренингов по схожей тематике;
- 5 человек заинтересовали данным тренингом руководителей своих образовательных организаций и оформили заявки на проведение данного тренинга в их педагогических коллективах.
Программа «Я выбираю жизнь!» показала эффективные результаты и может быть использована педагогами-психологами в работе с педагогическими коллективами в целях психологического просвещения педагогов и формирования у них готовности к работе в области профилактики суицидальных рисков среди несовершеннолетних.
Исследование эффективности программы «Я выбираю жизнь!» позволило выявить повышение уровня психологической просвещенности педагогов в вопросах анализа и профилактики риска суицидального поведения в образовательном учреждении.
Таким образом, программа является дополнительным инструментом в работе педагога-психолога с педагогическими коллективами в вопросах формирования их готовности к профилактике суицидального поведения подростков.
Литература
- Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. 100 с.
- Книжникова С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной школы: Дисс. … канд. пед. наук. Краснодар, 2005.
- Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций «Организация профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению». М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. 48 с.
- Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов / под ред. О.В. Вихристюк. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 58 с.
- Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних (Приложение к постановлению межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области от 10 сентября 2020 года № 4/6).
- Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (вместе с «Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации»).
- Серякина А.В., Рамзаева В.Ю. Программа работы психолога с педагогическими коллективами и педагогами по профилактике суицидальных рисков в образовательной организации «Я выбираю жизнь!». Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2023. 128 с. [Электронный ресурс] // ГАУ ДПО «СОИРО». URL: https://soiro64.ru/wp-content/uploads/2023/08/rcppiio_ja-vybiraju-zhizn_maket_s-sertifikatom.pdf (дата обращения: 01.07.2023).
- Типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся / Синягина Н.Ю. [и др.]. 241 c. [Электронный ресурс] // БУ РА «Центр ППМС». URL: https://ppms-ra.ru/files_site/doc/spa/tipmodel.pdf (дата обращения: 13.09.2021).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 272
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 96
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2