Образование в эпоху интеллектуальных технологий: психологические ресурсы развития педагога. Десятилетие науки и технологий

21

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Митина Л.М. Образование в эпоху интеллектуальных технологий: психологические ресурсы развития педагога. Десятилетие науки и технологий [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 5–8. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2024_n2/Mitina (дата обращения: 21.11.2024)

Полный текст

В целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, в том числе в области образования, 2022–2031 годы объявлены в Российской Федерации Десятилетием науки и технологий (Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 г. № 231).
И это закономерно, ведь в современном сложном, стремительно меняющемся мире уже трудно себе представить жизнь человека, лишенного информационной среды и информационных технологий.
Вместе с тем, научно доказано, что взаимодействие информационной среды и психики человека как субъекта деятельности и социальных отношений не может оцениваться однозначно. С одной стороны, информация — это мощное средство познания и преобразования как самого человека, так и мира в целом, которое может оказывать несомненно положительное влияние на образовательный процесс, на личностно-профессиональное развитие педагога и обучение учащихся. С другой стороны, информация и информационные технологии могут превращаться в серьезную угрозу для безопасности личности.
Несомненно, информационные технологии (ИТ) и интеллектуальные информационные технологии (ИИТ) служат двигателем технологического прогресса и в значительной степени определяют новые средства образования: ИТ предоставляют инструменты для эффективного управления информацией и выполнения разнообразных задач; ИИТ — более специализированный и продвинутый уровень информационных технологий, связанный с применением искусственного интеллекта (ИИ), машинного обучения (МО) и алгоритмов для обработки и анализа данных. Эти технологии позволяют системам анализировать, понимать и даже прогнозировать данные, что делает их более «умными» и способными принимать автономные решения.
Вероятно, именно поэтому появились сторонники замены учителя искусственным интеллектом. Невзирая на цифровую революцию, ИТ и ИИТ, психологические принципы развития и обучения остаются неизменными: ученик обучается, получая и трансформируя опыт, а эффективность усвоения нового опыта зависит от его собственных усилий, а также способностей и действий педагога по вовлечению учащегося в учебный процесс и полисубъектную общность «учитель — ученик». Можно смело утверждать, что никакой искусственный интеллект, ИТ, ИИТ не могут заменить учителя, но должны стать его помощниками.
Многие из применяемых педагогом современных образовательных и цифровых технологий основаны на достаточно простых, но действенных техниках (запоминания, удержания информации и др.), а также дают заряд положительных эмоций (геймификация, симуляция, чат-бот, VR, визуализация, сторителлинг и др.).
Образование никогда не было просто накоплением знаний, а развитием личности, преломлением этих знаний через личностные смыслы, и, в данном контексте, фигура педагога и уровень его личностно-профессионального развития играют определяющую роль в будущей жизни детей и молодежи.
Именно такие основания были заложены в научный проект «Личностно-профессиональное развитие педагога», организованный в 2006 г. лабораторией психологии профессионального развития личности ФГБНУ «Психологический институт РАО» под руководством доктора психологических наук, профессора Л.М. Митиной. Проект направлен на анализ, изучение и обсуждение состояния современного образования, его опережающего потенциала и способностей научного и педагогического сообщества своевременно отвечать на вызовы времени, учитывать риски и решать насущные, наиболее острые проблемы непрерывного педагогического образования.
В русле научного проекта подготовлены и проведены 19 международных конференций с участием представителей науки и образовательной практики разных регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья: Армении, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Казахстана, Китая, Литвы, Польши, Словакии, Словении, Украины, Чехии, Японии и др.:
  • Первая Всероссийская конференция «Профессиональное развитие личности учителя: проблемы и перспективы» (ПИ РАО, г. Москва, 7 июля 2006 г.);
  • Вторая Всероссийская конференция «Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях перехода школы к профильному обучению» (ПИ РАО, г. Москва, 30 марта 2007 г.);
  • Третья Всероссийская научно-практическая конференция «Полисубъектное взаимодействие «учитель — ученик — родитель — психолог» в условиях профильного обучения» (ПИ РАО, г. Москва, 6–7 июля 2007 г.);
  • Четвертая Всероссийская конференция с международным участием «Психологические основы профессионального развития личности в онтогенезе» (ПИ РАО, г. Москва, 7 июля 2008 г.);
  • V Международная научно-практическая конференция «Человек — образование — профессия» (ПИ РАО, МГППУ, г. Москва, 6–8 июля 2009 г.);
  • VI Международная научно-практическая конференция «Учитель. Преподаватель. Тренер» (ПИ РАО, МГППУ, г. Москва, 7–9 июля 2010 г.);
  • VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоровье, эффективность» (ПИ РАО, МГППУ, г. Москва, 7–8 июля 2011 г.);
  • VIII Международная научно-практическая конференция «Личностно-профессиональное развитие педагога: традиции и инновации» (ПИ РАО, МГППУ, г. Санкт-Петербург, 2–6 июля 2012 г.);
  • IX Международная научно-практическая конференция «Образование — личность — профессия» (ПИ РАО, г. Москва, 2–6 июля 2013 г.);
  • X Юбилейная международная научно-практическая конференция «Современное образование: роль психологии» (ПИ РАО, г. Москва, 2–5 июля 2014 г.);
  • XI Международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования» (ПИ РАО, г. Москва, 7–10 июля 2015 г.);
  • XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития: современные вызовы и риски» (ПИ РАО, г. Москва, 6–8 июля 2016 г.);
  • XIII Международная научно-практическая конференция «Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения» (ПИ РАО, г. Смоленск, 5–8 июля 2017 г.);
  • XIV Международная научно-практическая конференция «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты» (ПИ РАО, г. Санкт-Петербург, 18–21 июня 2018 г.);
  • XV Юбилейная международная научная конференция «Наука — образование — профессия: системный личностно-развивающий подход» (ПИ РАО, г. Москва, 8–11 июля 2019 г.);
  • XVI Международная научно-практическая конференция «Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике» (ПИ РАО, г. Москва, 8–10 июля 2020 г.);
  • XVII Международная научно-практическая конференция «Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию» (ПИ РАО, г. Москва, 5–6 июля 2021 г.);
  • XVIII Международная научно-практическая конференция «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика» (ПИ РАО, г. Москва, 4–5 июля 2022 г.);
  • XIX Международная научно-практическая конференция «Учитель будущего в фокусе диалога наук и образовательных практик» (ПИ РАО, г. Москва, 4–5 июля 2023 г.).
Ежегодная конференция стала важным научным событием, в рамках которого российские и зарубежные исследователи — представители академической и вузовской науки и образовательной практики обсуждают ключевые проблемы науки, образования, профессионального развития.
XX Юбилейная международная научно-практическая конференция «Образование в эпоху интеллектуальных технологий: психологические ресурсы развития педагога» состоится в ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» 2–3 июля 2024 года. Цель конференции — интеграция культурных, научных и практических ресурсов личностно-профессионального развития педагогов и учащихся в целях консолидации общества, устойчивого развития образования, успешной социализации и профессионализации новых поколений в эпоху трансформации и развития интеллектуальных технологий.
Основные направления работы конференции:
  • содержательное: классические теории и новые концепции современного образования, новые проекты, векторы развития, научные подходы, концептуальные модели, психологические основания педагогической теории и практики в обновленном образовании, задачи и условия сохранения национальных традиций, роль педагога, субъектная позиция педагога в современном мире;
  • динамическое: временной континуум профессионализации педагога: этапы, стадии ресурсной детерминации личностно-профессионального развития (предподготовка, опережающая профессиональная подготовка, профессиональная самореализация педагога);
  • технологическое: наука и современные технологии как факторы развития общества и образования, методики, инновации и ретроинновации, эффективные практики непрерывного педагогического образования с целью преодоления кризисов и барьеров в обучении, воспитании, развитии учащихся, технологии применения конвергентных знаний, компетенций и технологий в профессиональной деятельности педагогов-психологов при работе с учащимися, семьей, учителями и другими специалистами;
  • институциональное: типы и формы образовательных организаций: гражданские, военные, общеобразовательные, средние и высшие профессиональные, включая семейные, гомогенные, гетерогенные, интегрированные, инклюзивные системы образования, обучение детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья;
  • проектное: научно обоснованное прогнозирование построения личностного и профессионального пространства развития педагога будущего — возможные альтернативные сценарии, тренды индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий.
Теоретические и теоретико-эмпирические исследования, представленные на конференции, вошли в тематический номер журнала «Теоретическая и экспериментальная психология» № 2 за 2024 год. Наиболее значимые прикладные и практические разработки: модели, технологии, методики, инновации, ретроинновации, сценарии тренингов и деловых игр, эффективные психотехники и др., — публикуются в данном тематическом номере журнала.
Авторы статей надеются, что их научно-практические исследования и методические рекомендации помогут педагогам, психологам образования, руководителям образовательных учреждений в их трудной, но необходимой и интересной, творческой работе.

 

Л.М. Митина, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории экопсихологии развития и психодидактики Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований

Информация об авторах

Митина Лариса Максимовна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8407-0978, e-mail: mitinalm@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 58
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 21
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3