Интеграция культурных, научных и практических ресурсов личностно-профессионального развития педагога в эпоху интеллектуальных технологий

0

Аннотация

В статье представлен научный анализ результатов XX юбилейной международной научно-практической конференции «Образование в эпоху интеллектуальных технологий: психологические ресурсы развития педагога», проведенной в рамках Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации. Конференция состоялась 2–3 июля 2024 года на базе ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований». Обсуждены задачи и направления интеграции культуры, науки и технологий как ресурсного обеспечения развития образования, а также проблемы и перспективы развития профессиональной деятельности педагога в мире искусственного интеллекта и цифрового образовательного пространства. Проанализированы инновационные подходы и практики профессиональной подготовки педагога. Обоснована ключевая роль учителя в обеспечении преемственности в личностно-профессиональном развитии субъектов непрерывного образования (школа — колледж — вуз), а также полисубъектных взаимодействий в системе: учитель — ученик — родитель — психолог.

Общая информация

Ключевые слова: образование, системный подход, ресурсный подход, прогностическая оценка, стратегии обучения, личностные ресурсы, интеллектуальные операции, учитель, ученик

Рубрика издания: События

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024000001

Получена: 13.08.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Митина Л.М., Митин Г.В., Востокова Ю.И. Интеграция культурных, научных и практических ресурсов личностно-профессионального развития педагога в эпоху интеллектуальных технологий [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 8–18. DOI: 10.17759/bppe.2024000001

Полный текст

Введение

Современная ситуация развития общества отличается появлением новых внешних стимулов как вызовов, порождающих, с одной стороны, противоречия и барьеры в системе образования, а с другой – расширяющих горизонты, перспективы, ресурсы и метаресурсы развития личности субъектов образования и, прежде всего, педагога, от которого в значительной степени зависит будущее детей и молодежи страны. 

В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по перспективам образования «Переосмысливая наше будущее вместе: новый общественный договор в области образования», опубликованном в 2023 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, указывается: «Необходимо признать, что, независимо от квалификационных документов или опыта, профессиональная идентичность, способности или профессиональное развитие учителя никогда не носят «законченного» или «полного» характера. Развитие учителя – это богатый и динамичный континуум обучения и опыта, которые длятся всю жизнь и вплетаются в нее» [19, c.88]. Следует отметить, что ««библиотека жизни» каждого учителя является основополагающей в его работе. Именно в этой радости познания и культурного обогащения учителя становятся проводниками образования, связанного с жизнью, и через это могут способствовать новым формам общности и солидарности с другими людьми и живой планетой» [19, с. 89]. Отдельно подчеркивается, что работа педагога требует расширения его собственного разнообразного опыта, потенциальных ресурсных возможностей и взаимодействия с миром знаний, идей и перспектив.

В этой связи перед исследователями встают вопросы: какие психологические условия и технологические средства необходимы педагогу, чтобы быть способным активизировать свои ресурсы, осознавать их и оперативно применять в нужный момент взаимодействия с учащимися.

Решению этих вопросов была посвящена ХХ юбилейная международная научно-практическая конференция «Образование в эпоху интеллектуальных технологий: психологические ресурсы развития педагога», организованная в рамках проведения Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 г. № 231), а также по теме Госзадания Минобрнауки России «Ресурсно-прогностическая детерминация личностного и профессионального развития учащихся и педагогов как субъектов непрерывного образования: психологические основы, технологии, факторы эффективности» (FNRE-2024-0017). 

Конференция проводилась в рамках научного проекта, организованного в 2006 году лабораторией психологии профессионального развития личности ФГБНУ «Психологический институт РАО» под руководством профессора, доктора психологических наук Л.М. Митиной. Проект направлен на анализ, изучение и обсуждение состояния современного образования, его опережающего потенциала и способностей научного и педагогического сообщества своевременно отвечать на вызовы времени, учитывать риски и решать насущные, наиболее острые проблемы непрерывного педагогического образования. В русле научного проекта подготовлены и проведены 19 международных конференций с участием представителей науки и образовательной практики разных регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья: Армении, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Казахстана, Китая, Литвы, Польши, Словакии, Словении, Украины, Чехии, Японии и др. За 19 лет конференция превратилась в важное научное событие, в рамках которого российские и зарубежные исследователи — представители академической и вузовской науки — могут обмениваться мнениями по ключевым проблемам науки, образования, профессионального развития. 

Конференция состоялась 2–3 июля 2024 года на базе ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» — Психологический институт РАО (Москва, ул. Моховая, дом 9, стр. 4) при участии Международной ассоциации профессоров славянских стран (APSC), Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка (Минск, Беларусь), Барановичского государственного университета (Барановичи, Беларусь), Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина (Мозырь, Беларусь), Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (Тирасполь, Приднестровье, Молдова), Бухарского государственного университета (Бухара, Узбекистан), Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал) (Арзамас, Россия), Московского психолого-социального университета (Москва, Россия), Московского государственного психолого-педагогического университета (Москва, Россия).

Цели и направления конференции

Цель конференции — обсуждение возможностей и способов интеграции культурных, научных и практических ресурсов личностно-профессионального развития педагогов и учащихся, необходимых для обеспечения устойчивого прогресса в образовании, успешной социализации и профессионализации новых поколений в эпоху трансформации и развития интеллектуальных технологий.

Основные направления работы конференции.

  • Содержательное: классические теории и новые концепции современного образования, новые проекты, векторы развития, научные подходы, концептуальные модели, психологические основания педагогической теории и практики в обновлённом образовании, задачи и условия сохранения национальных традиций; роль педагога; субъектная позиция педагога в современном мире.
  • Динамическое: временной континуум профессионализации педагога: этапы, стадии ресурсной детерминации личностно-профессионального развития (предподготовка, опережающая профессиональная подготовка, профессиональная самореализация педагога).
  • Технологическое: наука и современные технологии как факторы развития общества и образования, методики, инновации и ретроинновации, эффективные практики непрерывного педагогического образования с целью преодоления кризисов и барьеров в обучении, воспитании, развитии учащихся. Технологии применения конвергентных знаний, компетенций и технологий в профессиональной деятельности педагогов-психологов при работе с учащимися, семьей, учителями и другими специалистами.
  • Институциональное: типы и формы образовательных организаций: гражданские, военные, общеобразовательные, средние и высшие профессиональные, включая семейные, гомогенные, гетерогенные, интегрированные, инклюзивные системы образования, обучение детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. 
  • Проектное: научно-обоснованное прогнозирование построения личностного и профессионального пространства развития педагога будущего — возможные альтернативные сценарии, тренды индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий. 

Результаты и обсуждения

В конференции приняли участие более 280 человек в трех форматах: очном, заочном, дистанционном. В заседаниях участвовали иностранные ученые из Республик Болгария, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Приднестровья Республики Молдова. 

Для участия в конференции было отобрано 117 докладов. 

Научная программа конференции включала три пленарных заседания и работу пяти секций.

Конференцию открыла председатель программного комитета доктор психологических наук, профессор Л.М. Митина (Москва, Россия). 

С приветственным словом к собравшимся обратились:

  • Петров Г.М., врио президента Международной ассоциации профессоров славянских стран (APSC), доктор педагогических наук, профессор Софийского университета «Св. Климент Охридски» (София, Болгария);
  • Лукашеня З.В., профессор Барановичского государственного университета (Барановичи, Республика Беларусь);
  • Ткач Л.Т., доцент Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова);
  • Хамидов О.Х., ректор Бухарского государственного университета (Бухара, Узбекистан);
  • Навныко В.Н., ректор Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина (Мозырь, Республика Беларусь).

Пленарное заседание открыла профессор, доктор психологических наук Л.М. Митина. Ею была представлена концепция ресурсно-прогностической детерминации развития педагога, раскрыта специфика содержательного наполнения психологических ресурсов личностно-профессионального развития педагогов: рефлексивное проектирование, конструктивное совладание, эмоционально-ценностное вовлечение — главных факторов личностно-профессионального развития учителя. В докладе описаны результаты экспериментального исследования ресурсно-прогностических конструктов и технология их актуализации [10].

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО И.В. Дубровина свой доклад посвятила проблеме профессионального самоопределения школьников в области педагогической деятельности, указав, что самоопределение происходит в процессе непрерывного образования, которое на каждом возрастном этапе создает условия для развития профессиональной ориентации школьников. Профессор отметила позитивную роль создания в школе педагогических классов с целью более направленной психологической подготовки учащихся к выбору профессии учителя и более осмысленного поступления в педагогический вуз. Но в тоже время, отметила, что формирование в школе у старшеклассников личностных предпосылок ориентации на педагогическую профессию предъявляет высочайшие требования к профессиональной деятельности всего педагогического коллектива [4]. 

Обсуждению доминирующих факторов процесса образования был посвящен доклад профессора, доктора психологических наук Д.Б. Богоявленской, которая подчеркнула актуальность выявления существенных факторов процесса образования в целях обеспечения развития творческих способностей учащихся, который не должен сводиться только к развитию интеллекта. Докладчик отметила, что решающей ролью в развитии учащегося как творческой личности является наличие у педагога позиции исследователя и ценности познания [1]. 

В докладе доктора психологических наук, профессора, член-корр. РАО А.И. Савенкова были представлены цифровые технологии и иммерсионные практики в развитии когнитивных и метакогнитивных способностей будущих педагогов. Согласно докладчику, современный учитель в новых условиях выступает «ретранслятором», так как использование цифровых технологий и систем искусственного интеллекта в образовании требует не только обновления целей, содержания, форм и методов учебной деятельности, но перехода от «фронтального» обучения и воспитания к теории и практике персонифицированного воспитания и обучения.

Обоснование взаимосвязи юмора и ресурсности мышления как основы автокреационных процессов было представлено профессором, доктором психологических наук М.М. Кашаповым [6], который показал, что самоподдерживающий стиль юмора положительно взаимосвязан со всеми компонентами ресурсности мышления. В тоже время низкому уровню ресурсности мышления свойственен самоуничижительный стиль юмора.

Профессор, кандидат педагогических наук З.В. Лукашеня представила в своем докладе результаты исследования форм и функций консалтингового сопровождения образовательных процессов для разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов в высшей школе [7]. 

Особенности проектирования содержания педагогического образования, позволяющие активизировать деятельностный компонент подготовки будущего педагога было освещено в докладе ученого из Приднестровья Республики Молдова доцента, кандидата педагогических наук Л.Т. Ткач, которая отметила возможность формирования педагогического опыта обучающихся через моделирование ситуаций профессиональной деятельности в образовательном процессе вуза на основе самостоятельного выбора и личностно-смыслового отношения при поддержке педагогов [15].

В докладе профессора, доктора педагогических наук Э.В. Онищенко был дан краткий ретроспективный анализ педагогического наследия Я-А. Коменского [11]. Согласно докладчику, оптимальным инструментарием развития непрерывного образования может выступать модель «пампедии» Я-А. Коменского как парадигмы всеобщего образования.

Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО В.И. Панов проанализировал экопсихологический ресурс системы «педагог — среда» (внутренняя, внешняя), отдельно отметил, что реализация психологических ресурсов зависит от типа трудных ситуаций (рабочая ситуация, проблемная ситуация, потенциально проблемная ситуация).

В своем докладе профессор, доктор психологических наук И.В. Вачков и Э.М.В. Саликова представили результаты исследования метода метафорического эссе «Мой жизненный путь» как инструмента взаимодействия в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов, определив критерии его оценки и возможности применения [2].

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО Т.Н. Тихомирова в своем докладе озвучила профессиональные риски и основные направления научно-методической поддержки развития педагога-психолога в системе образования России, отдельно указав на основные задачи Концепции развития системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в РФ на период до 2030 года. 

В докладе профессора, доктора психологических наук А.О. Прохорова и доцента, кандидата психологических наук М.Г. Юсупова были представлены результаты исследования ментальной регуляции психических состояний в учебной деятельности, основанные на авторской концепции. Докладчиками показано, что с увеличением уровня стрессогенности ситуации возрастает количество используемых методов регуляции познавательных состояний. Выделено, что результаты исследования могут быть использованы при актуализации продуктивных познавательных состояний школьников в ситуациях разного уровня напряженности [14].

Анализ понимания разочарования среди молодежи, его видов, специфики переживания был представлен профессором, доктором психологических наук Т.И. Шульгой. Докладчик отметила, что развитие эмоционального интеллекта, самосознания и последствий принятия самостоятельных решений, рассмотрение момента переживания разочарования как потенциальной возможности могут быть основными направлениями помощи старшеклассникам и студентам в ситуации разочарования.

Доклад профессора, доктора педагогических наук Т.Т. Щелиной и кандидата психологических наук С.О. Щелиной был посвящен проблеме наставничества как условия и технологии личностно-профессионального развития будущего педагога. Докладчиками были представлены результаты реализации Программы наставничества в условиях вуза, которая была разработана на основе учета индивидуальных особенностей студентов и молодых преподавателей, актуализируя субъектную позицию будущих учителей, позволяет обеспечивать преемственность их личностно-профессионального развития в вузе [18]. 

Результаты изучения представлений ученых о профессиональной карьере как предмете исследования были представлены в докладе профессора, доктора психологических наук В.А. Толочека. На основе данных выборки в 1500 представителей разных профессиональных групп в возрасте 30–50 лет докладчик раскрыл декларированные и латентные аспекты профессионального становления учителя [16].

В докладе профессора, доктора психологических наук А.В. Капцова и кандидата психологических наук Г.А. Мишаковой говорилось о профиле субъектности педагогов учреждений дошкольного и школьного образования. На основе результатов экспериментального исследования была выявлена взаимосвязь возраста и образования с уровнем сформированности стадий субъектности педагогов, обучающихся на курсах повышения квалификации, а также дефицит инструментальной основы профессиональной деятельности при развитой мотивации [5].

Доктор психологических наук А.А. Мелик-Пашаев посвятил свой доклад обоснованию значимости феномена созерцания и поиску возможных путей развития этой способности в контексте актуализации одаренности, отдельно отметив, что при развитии педагогом творческой одаренности только трансляция способов деятельности может даже препятствовать заданной цели обучения [8]. 

Становление профессиональной и смысложизненной ориентаций личности подростка посредством артлоготерапии в образовательной практике было рассмотрено в докладе кандидата психологических наук Т.А. Поповой. Приведены результаты, подтверждающие эффективность реализации программы «Творчество, профессия, смыслы», позволяющей скорректировать профессиональный выбор подростков на основе новых представлений о профессии и приоритете внутренней индивидуальной мотивации [13].

В докладе кандидата психологических наук И.И. Осадчевой были представлены результаты диагностики способностей и готовности учащихся к выбору профессии педагога на основе психофизиологического и психологического подходов [12]. 

Комплекс «вовлеченность и вовлечение» как ресурс личностно-профессионального развития педагогов и учащихся, а также психологические условия и факторы, которые способствуют и препятствуют его актуализации были представлены в докладе кандидата психологических наук Г.В. Митина и кандидата психологических наук О.А. Анисимовой [9]. 

Рефлексивно-проектировочный ресурс личностно-профессионального развития будущих педагогов-психологов, его психологическое содержание и технологические условия его актуализации рассмотрены в докладе Ю.И. Востоковой [3].

Доклад профессора, доктора психологических наук Е.И. Щеблановой был посвящен значимым аспектам профессиональной и личностной подготовки учителей к эффективному взаимодействию с одаренными школьниками, среди которых важно понимание педагогом не только когнитивных, но также мотивационных и личностных особенностей способных учащихся, обоснована необходимость психолого-педагогической поддержки неуспешных интеллектуально одаренных школьников [17].

Также на пленарном заседании выступили доктор психологических наук, профессор И.Н. Семенов и И.Г. Калашников; доктор психологических наук, профессор М.К. Кабардов; доктор педагогических наук, профессор Г.М. Петров (София, Болгария).

В рамках конференции состоялась работа пяти секций.

  • «Интеграция культуры, науки и технологий как ресурсное обеспечение развития образования» — под руководством профессора, доктора психологических наук, академика РАО И.В. Дубровиной и Ю.И. Востоковой;
  • «Педагог в мире искусственного интеллекта и цифрового образовательного пространства» — под руководством профессора, доктора психологических наук М.К. Кабардова и кандидата психологических наук С.О. Щелиной;
  • «Инновационные подходы и практики профессиональной подготовки педагога» — под руководством профессора, доктора педагогических наук Т.Т. Щелиной и профессора, доктора психологических наук А.К. Осницкого;
  • «Преемственность в личностно-профессиональном развитии субъектов непрерывного образования (школа — колледж — вуз)» под руководством профессора, доктора психологических наук И.В. Вачкова и кандидата психологических наук И.И. Осадчевой;
  • «Психологические закономерности и условия полисубъектных взаимодействий в системе: учитель — ученик — родитель — психолог», которую вели профессор, доктор психологических наук Е.И. Щебланова и кандидат психологических наук Г.В. Митин.

Каждая секция заканчивалась дискуссией по наиболее острым вопросам, поднятым в докладах участников секций.

На третьем пленарном заседании были подведены итоги работы конференции, представлены отчеты руководителей секций. Завершая работу конференции, председатель программного комитета доктор психологических наук, профессор Л.М. Митина отметила тематическое разнообразие и высокий качественный уровень докладов, представленных на конференции, в которых нашли отражение оригинальные теоретические, аналитические и эмпирические исследования по актуальным проблемам различных областей психологии, педагогики, философии образования, социологии, истории, отличающиеся научной и практической новизной и выраженной авторской позицией. Одной из задач организаторов конференции было стремление более активно вовлекать психологов в междисциплинарные исследования ресурсной детерминации развития субъектов образования и показать, какие широкие возможности для науки и практики открывают коллаборации в этой области. 

Прошедшая конференция явилась крупным научным событием, которое будет способствовать дальнейшему развитию и взаимообогащению новых научных подходов и образовательных практик, позволяющих создать целостное видение стратегий и ресурсов личностного и профессионального развития педагогов и учащихся в эпоху интеллектуальных технологий.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. О доминирующих факторах процесса образования [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. Том 17. №2. С. 172–181. doi:10.11621/TEP-24-19
  2. Вачков И.В., Саликова Э.М.В. Анализ метафоры жизненного пути как инструмент взаимодействия в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 3. С. 45–53. doi:10.17759/bppe.2024210306
  3. Востокова Ю.И. Рефлексивно-проектировочный ресурс личностно-профессионального развития педагогов-психологов: психологическое содержание и условия актуализации [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. Том 17. №2. С. 94–111. doi:10.11621/TEP-24-14
  4. Дубровина И.В. Профессиональное самоопределение в контексте непрерывного образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 9–16. doi:10.17759/bppe.2024210201
  5. Капцов А.В., Мишакова Г.А. Профиль субъектности педагогов учреждений дошкольного и школьного образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 54–60. doi:10.17759/bppe.2024210207
  6. Кашапов М.М. Взаимосвязь юмора и ресурсности мышления как основа автокреационных процессов [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. Том 17. № 2. С. 181–199. doi:10.11621/TEP-24-20
  7. Лукашеня З.В. Консалтинг как форма сопровождения индивидуального образовательного маршрута будущего педагога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21 № 3. С. 22–29. doi:10.17759/bppe.2024210303
  8. Мелик-Пашаев А.А. Актуализация одаренности: деятельность и созерцание [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. Том 17. № 2. С. 50–61. doi:10.11621/TEP-24-11
  9. Митин Г.В., Анисимова О.А. Психологические ресурсы и информационно-технологические средства учителя по вовлечению учащихся в учебный процесс [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 69–77. doi:10.17759/bppe.2024210209
  10. Митина Л.М. Ресурсно-прогностическая детерминация личностно-профессионального развития педагога: научное обоснование и технологические решения [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. Том 17. № 2. С. 13–32. doi:10.11621/TEP-24-09
  11. Онищенко Э.В. Реконструкция «пампедии» Яна Амоса Коменского как теории непрерывного образования: ответ на интенции [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. Том 17. № 2. С. 62–71. doi:10.11621/TEP-24-12
  12. Осадчева И.И. К вопросу о диагностике способностей и готовности учащихся к выбору профессии педагога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 25–32. doi:10.17759/bppe.2024210203
  13. Попова Т.А. Артлоготерапия в образовательных практиках: становление профессиональной и смысложизненной ориентаций личности подростка [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология 2024. Том 17. № 2. С. 158–171. doi:10.11621/TEP-24-18
  14. Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Юсупов М.Г. Особенности ментальной регуляции познавательных состояний школьников в зависимости от уровня стрессогенности ситуации [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. Том 17. № 2. С. 144–157. doi:10.11621/TEP-24-17
  15. Ткач Л.Т. Влияние содержания образования на становление педагогической позиции обучающегося [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 40–46. doi:10.17759/bppe.2024210205
  16. Толочек В.А. Латентные социальные группы: феномен, эволюция, перспективы исследования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 3. С. 92–98. doi:10.17759/bppe.2024210312
  17. Щебланова Е.И. Личностно-профессиональное развитие педагога как фактор реализации потенциала неуспешных одаренных школьников [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. Том 17. № 2. С. 128–143. doi:10.11621/TEP-24-16
  18. Щелина Т.Т., Щелина С.О. Психологическая характеристика наставничества как условия преемственности личностно-профессионального развития будущего педагога [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. Том 17. № 2. С. 72–93. doi:10.11621/TEP-24-1318
  19. UNESCO: Reimagining our futures together: a new social contract for education. doi:10.54675/ASRB4722

Информация об авторах

Митина Лариса Максимовна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8407-0978, e-mail: mitinalm@mail.ru

Митин Георгий Валерьевич, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и пси-ходидактики, ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3124-0352, e-mail: mitingv76@gmail.com

Востокова Юлия Игоревна, научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал (Арзамасский филиал ННГУ), старший преподаватель, кафедра общей и практической психологии, психолого-педагогический факультет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5265-686X, e-mail: vostokova_julia@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0