Отчет о III заседании президиума совета Учебно-методического объединения (УМО) вузов РФ по психолого-педагогическому образованию

374

Общая информация

Рубрика издания: Информационно-аналитические материалы

Тип материала: отчет о событии

Для цитаты: Отчет о III заседании президиума совета Учебно-методического объединения (УМО) вузов РФ по психолого-педагогическому образованию // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2011. Том 1. № 1. С. 51–54.

Полный текст

В соответствии с планом работы УМО по психолого-педагогическому образова­нию 22 сентября 2011 г. в Московском городском психолого-педагогическом уни­верситете состоялось третье заседание президиума совета Учебно-методического объединения (УМО) вузов РФ по направлению подготовки 050400 Психолого-пе­дагогическое образование. В работе заседания приняли участие 24 члена президиу­ма совета УМО. Работа заседания транслировалась в режиме on-line.

В рамках заседания президиума совета УМО был проведен проблемный семинар «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогиче­ского образования в РФ». Постоянно действующий проблемный семинар посвящен одной из приоритетных задач государственной политики в сфере образования — по­следовательной модернизации высшего педагогического образования в условиях пе­рехода на новые образовательные стандарты по направлению психолого-педагогиче­ского образования. По мнению организаторов семинара, принципиально важным моментом как для столичного образования, так и для национальной системы высше­го профессионального и общего образования, является совершенствование про­грамм подготовки кадров в рамках принятого стандарта, а также формирование экс­периментальной базы апробации и внедрения экспериментальных моделей образо­вательных учреждений — образцов новых уровней подготовки.

На семинаре были заслушаны доклады ректора МГППУ, председателя совета УМО В. В. Рубцова, заведующей лабораторией МГППУ И. М. Улановской, заведу­ющего кафедрой МГППУ, руководителя предметно-методической секции УМО «Психология и педагогика начального образования» В. А. Гуружапова, первого про­ректора МГППУ, члена президиума совета УМО А. А. Марголиса.

В своем докладе «О функциях и задачах УМО в обеспечении результатов, заяв­ленных в ФГОС начального общего образования» В. В. Рубцов подчеркнул необхо­димость обучения детей в рамках деятельностной педагогики, цель которой — фор­мирование деятельностных компетенций у учащихся. Обращаясь в адрес УМО по психолого-педагогическому образованию, В. В. Рубцов указал на целесообразность создания технологий оценки результата труда учителя начальной школы по образо­вательным результатам учеников.

Доклад И. А. Улановской был посвящен технологии диагностики метапредмет­ных результатов начальной школы. Докладчик раскрыла шестнадцать метапредмет­ных компетенций учащихся начальной школы, заявленных во ФГОС начального об­разования, а также представила апробируемый в столичном регионе диагностичес­кий инструментарий оценки компетенций.

В. А. Гуружапов сообщил об инструментарии оценки образовательных результа­тов. Докладчик сделал акцент на обеспечении преемственности в квалификацион­ных требованиях к студентам вузов и практикующим учителям, а также психологам школ в части овладения методами оценки метапредметных и личностных образова­тельных результатов.

В докладе «О требованиях к психолого-педагогической компетентности учителя начальной школы» А. А. Марголис выделил проблему оптимального взаимодейст­вия вузов, представители которых входят в состав УМО по психолого-педагогичес­кому образованию, с образовательными учреждениями общего образования. В ходе сетевого взаимодействия школы должны стать партнерами вузов при формирова­нии основных образовательных программ высшего профессионального образова­ния. Докладчик остановился также на проблеме аттестации учителей: предложил взять за основу квалификационных испытаний те психолого-педагогические компе­тенции, которые должны быть сформированы у будущего педагога в рамках основ­ной образовательной программы.

С дискуссионными вопросами на семинаре выступили ряд участников.

Т. И. Шульга (Московский государственный областной университет), сделала акцент на процессе внедрения новой системы оплаты труда школьного учителя, оп­ределении должностных лиц, ответственных за оценку качества работы учителя, а также на проблеме повышения квалификации учителей начальных классов.

Н. Н. Нечаев (Московский государственный лингвистический университет) об­ратил внимание участников семинара на необходимость создания согласованной си­стемы измерения образовательных результатов учеников, взяв за основу модели развивающего обучения.

В. С. Юркевич (Московский городской психолого-педагогический университет) соотнесла метапредметные компетенции с понятием общего, эмоционального и со­циального интеллекта, также отметила, что целесообразно организовать совместное исследование, поскольку младший школьный возраст является сензитивным для развития трех вышеназванных интеллектов.

И. Ю. Левченко (Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова) подняла тему разработки диагностического инструментария оценки образовательных результатов учащихся, адаптированного для работы с деть­ми с ограниченными возможностями здоровья.

И. А. Баева (Российский государственный гуманитарный университета им. Гер­цена) подчеркнула, что предметом психолого-педагогической оценки должна стать и сама образовательная среда. Важной задачей УМО по психолого-педагогическому образованию И. А. Баева считает организацию итоговой аттестации специалиста, магистра и бакалавра по психолого-педагогическому образованию.

Л. С. Колмогорова (Алтайская государственная педагогическая академия) обра­тила внимание участников семинара на проблемы практического измерения дина­мики развития метапредметных компетенций учеников, а также организации и со­держания педагогических практик для студентов.

Обсудив вопросы, связанные с результатами освоения образовательной програм­мы начальной школы, с направлениями мониторинговых исследований по оценке предметных, метапредметных и личностных компетенций, с оценкой результата де­ятельности учителя через результат деятельности ученика, участники семинара оп­ределили актуальные задачи в сфере модернизации психолого-педагогического об­разования в Российской Федерации и приняли следующие рекомендации.

  1. Совету УМО по психолого-педагогическому образованию, вузам — членам УМО по психолого-педагогическому образованию при разработке образовательных программ высшего профессионального образования по направлению «Психолого­педагогическое образование» проработать вопрос о включении в структуру ООП об­разовательных компонентов, посредством которых педагоги и психологи смогут ов­ладевать инструментарием диагностики предметных, метапредметных и личност­ных результатов учащихся начальной и основной школы.
  2. Включение образовательных компонентов, связанных с формированием пси­холого-педагогической компетентности будущих учителей, в основные образова­тельные программы высшего профессионального педагогического образования, а также в программы профессионального постдипломного сопровождения молодых специалистов делает возможным оценить результат деятельности учителя по обра­зовательным результатам его учеников.
  3. Считать целесообразной в рамках научно-практического проекта УМО по пси­холого-педагогическому образованию разработку инновационной модели сетевого взаимодействия университета и образовательных учреждений общего образования, выполняющих функцию стажировочных площадок, с целью повышения уровня пси­хологической компетентности участников образовательного процесса и практичес­кой подготовки педагогов, способных к реализации новых ФГОС общего образова­ния.
  4. Президиуму совета УМО подготовить проект плана работы проблемного семи­нара «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педаго­гического образования в РФ» на 2012 г.

На повестку дня заседания президиума совета УМО были поставлены следую­щие вопросы.

  1. Утверждение списка и состава предметно-методических секций УМО — Руко­водители предметно-методических секций УМО
  2. Обсуждение предложений к плану работы президиума и совета УМО — Ю. М. Забродин
  3. Обсуждение и утверждение Положения о региональном центре УМО — Н.Н. Нечаев
  4. О присвоении грифа УМО по психолого-педагогическому образованию — Ю. М. Забродин, М. А. Егорова
  5. О содержании и плане работы Бюллетеня УМО по психолого-педагогическо­му образованию — А. А. Шведовская.

В ходе заседания президиума совета УМО были заслушаны доклады председате­лей предметно-методических секций УМО о составе секций, а также о проделанной в 2011 г. учебно-методической и научно-издательской работе.

Заместитель председателя совета УМО Ю. М. Забродин внес предложение о со­здании предметно-методической секции по дополнительным программам професси­онального образования с целью организации и проведения повышения квалифика­ции научно-педагогического персонала в области психолого-педагогического обра­зования.

Президиум совета УМО постановил, что одной из приоритетных задач предмет­но-методических секций УМО должно стать ведение базы данных вузов, осуществ­ляющих подготовку по психолого-педагогическому направлению по профилю рабо­ты секции. А. В. Черная (педагогический институт ФГАОУ ВПО «Южный феде­ральный университет») внесла предложение направить в адрес президиума совета УМО перечень вузов, реализующих профили в области психолого-педагогического образования.

По третьему вопросу повестки дня заседания «Обсуждение и утверждение Поло­жения о региональном центре УМО» президиум совета УМО рекомендовал одоб­рить работу группы, подготовившей проект Положения, а председателям предмет­но-методических секций поручено дать предложения по доработке Положения (в срок до 20.11.2011).

М. А. Егорова рекомендовала президиуму совета УМО согласовать процедуру присвоения учебным изданиям грифа УМО по психолого-педагогическому образо­ванию. В результате обсуждения вопроса «О присвоении грифа УМО по психолого­педагогическому образованию» президиум совета предложил внести ряд изменений в Положение о порядке присвоения учебным изданиям грифа Учебно-методическо­го объединения высших учебных заведений Российской Федерации по психолого­педагогическому образованию, утвержденного решением совета УМО от 30.03.2011 (протокол № 1). В частности, Ю. М. Забродин указал на целесообразность присво­ения грифа УМО по психолого-педагогическому образованию учебным изданиям, обеспечивающим базовую и вариативную часть основной образовательной програм­мы, а также отдельным компонентам образовательных программ вузов.

По итогам заседания:

  1. Утвержден перечень и состав предметно-методических секций УМО.
  2. Утверждены кандидатуры председателей предметно-методических секций УМО.
  3. Утверждены формы плана работы и отчета о работе предметно-методической секции УМО.
  4. Принят план работы совета УМО и президиума совета УМО на 2012 г. 
  5. Утверждена форма решения президиума совета УМО о присвоении грифа УМО.
  6. Рассмотрено шесть учебных пособий на предмет присвоения грифа УМО по психолого-педагогическому образованию.

Метрики

Просмотров

Всего: 1791
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 374
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0