Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию
2011. Том 1. № 1. С. 51–54
ISSN: 2226-5708 / 2312-0754 (online)
Отчет о III заседании президиума совета Учебно-методического объединения (УМО) вузов РФ по психолого-педагогическому образованию
Общая информация
Рубрика издания: Информационно-аналитические материалы
Тип материала: отчет о событии
Для цитаты: Отчет о III заседании президиума совета Учебно-методического объединения (УМО) вузов РФ по психолого-педагогическому образованию // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2011. Том 1. № 1. С. 51–54.
Полный текст
В соответствии с планом работы УМО по психолого-педагогическому образованию 22 сентября 2011 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялось третье заседание президиума совета Учебно-методического объединения (УМО) вузов РФ по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование. В работе заседания приняли участие 24 члена президиума совета УМО. Работа заседания транслировалась в режиме on-line.
В рамках заседания президиума совета УМО был проведен проблемный семинар «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ». Постоянно действующий проблемный семинар посвящен одной из приоритетных задач государственной политики в сфере образования — последовательной модернизации высшего педагогического образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты по направлению психолого-педагогического образования. По мнению организаторов семинара, принципиально важным моментом как для столичного образования, так и для национальной системы высшего профессионального и общего образования, является совершенствование программ подготовки кадров в рамках принятого стандарта, а также формирование экспериментальной базы апробации и внедрения экспериментальных моделей образовательных учреждений — образцов новых уровней подготовки.
На семинаре были заслушаны доклады ректора МГППУ, председателя совета УМО В. В. Рубцова, заведующей лабораторией МГППУ И. М. Улановской, заведующего кафедрой МГППУ, руководителя предметно-методической секции УМО «Психология и педагогика начального образования» В. А. Гуружапова, первого проректора МГППУ, члена президиума совета УМО А. А. Марголиса.
В своем докладе «О функциях и задачах УМО в обеспечении результатов, заявленных в ФГОС начального общего образования» В. В. Рубцов подчеркнул необходимость обучения детей в рамках деятельностной педагогики, цель которой — формирование деятельностных компетенций у учащихся. Обращаясь в адрес УМО по психолого-педагогическому образованию, В. В. Рубцов указал на целесообразность создания технологий оценки результата труда учителя начальной школы по образовательным результатам учеников.
Доклад И. А. Улановской был посвящен технологии диагностики метапредметных результатов начальной школы. Докладчик раскрыла шестнадцать метапредметных компетенций учащихся начальной школы, заявленных во ФГОС начального образования, а также представила апробируемый в столичном регионе диагностический инструментарий оценки компетенций.
В. А. Гуружапов сообщил об инструментарии оценки образовательных результатов. Докладчик сделал акцент на обеспечении преемственности в квалификационных требованиях к студентам вузов и практикующим учителям, а также психологам школ в части овладения методами оценки метапредметных и личностных образовательных результатов.
В докладе «О требованиях к психолого-педагогической компетентности учителя начальной школы» А. А. Марголис выделил проблему оптимального взаимодействия вузов, представители которых входят в состав УМО по психолого-педагогическому образованию, с образовательными учреждениями общего образования. В ходе сетевого взаимодействия школы должны стать партнерами вузов при формировании основных образовательных программ высшего профессионального образования. Докладчик остановился также на проблеме аттестации учителей: предложил взять за основу квалификационных испытаний те психолого-педагогические компетенции, которые должны быть сформированы у будущего педагога в рамках основной образовательной программы.
С дискуссионными вопросами на семинаре выступили ряд участников.
Т. И. Шульга (Московский государственный областной университет), сделала акцент на процессе внедрения новой системы оплаты труда школьного учителя, определении должностных лиц, ответственных за оценку качества работы учителя, а также на проблеме повышения квалификации учителей начальных классов.
Н. Н. Нечаев (Московский государственный лингвистический университет) обратил внимание участников семинара на необходимость создания согласованной системы измерения образовательных результатов учеников, взяв за основу модели развивающего обучения.
В. С. Юркевич (Московский городской психолого-педагогический университет) соотнесла метапредметные компетенции с понятием общего, эмоционального и социального интеллекта, также отметила, что целесообразно организовать совместное исследование, поскольку младший школьный возраст является сензитивным для развития трех вышеназванных интеллектов.
И. Ю. Левченко (Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова) подняла тему разработки диагностического инструментария оценки образовательных результатов учащихся, адаптированного для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
И. А. Баева (Российский государственный гуманитарный университета им. Герцена) подчеркнула, что предметом психолого-педагогической оценки должна стать и сама образовательная среда. Важной задачей УМО по психолого-педагогическому образованию И. А. Баева считает организацию итоговой аттестации специалиста, магистра и бакалавра по психолого-педагогическому образованию.
Л. С. Колмогорова (Алтайская государственная педагогическая академия) обратила внимание участников семинара на проблемы практического измерения динамики развития метапредметных компетенций учеников, а также организации и содержания педагогических практик для студентов.
Обсудив вопросы, связанные с результатами освоения образовательной программы начальной школы, с направлениями мониторинговых исследований по оценке предметных, метапредметных и личностных компетенций, с оценкой результата деятельности учителя через результат деятельности ученика, участники семинара определили актуальные задачи в сфере модернизации психолого-педагогического образования в Российской Федерации и приняли следующие рекомендации.
-
Совету УМО по психолого-педагогическому образованию, вузам — членам УМО по психолого-педагогическому образованию при разработке образовательных программ высшего профессионального образования по направлению «Психологопедагогическое образование» проработать вопрос о включении в структуру ООП образовательных компонентов, посредством которых педагоги и психологи смогут овладевать инструментарием диагностики предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся начальной и основной школы.
-
Включение образовательных компонентов, связанных с формированием психолого-педагогической компетентности будущих учителей, в основные образовательные программы высшего профессионального педагогического образования, а также в программы профессионального постдипломного сопровождения молодых специалистов делает возможным оценить результат деятельности учителя по образовательным результатам его учеников.
-
Считать целесообразной в рамках научно-практического проекта УМО по психолого-педагогическому образованию разработку инновационной модели сетевого взаимодействия университета и образовательных учреждений общего образования, выполняющих функцию стажировочных площадок, с целью повышения уровня психологической компетентности участников образовательного процесса и практической подготовки педагогов, способных к реализации новых ФГОС общего образования.
-
Президиуму совета УМО подготовить проект плана работы проблемного семинара «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ» на 2012 г.
На повестку дня заседания президиума совета УМО были поставлены следующие вопросы.
-
Утверждение списка и состава предметно-методических секций УМО — Руководители предметно-методических секций УМО
-
Обсуждение предложений к плану работы президиума и совета УМО — Ю. М. Забродин
-
Обсуждение и утверждение Положения о региональном центре УМО — Н.Н. Нечаев
-
О присвоении грифа УМО по психолого-педагогическому образованию — Ю. М. Забродин, М. А. Егорова
-
О содержании и плане работы Бюллетеня УМО по психолого-педагогическому образованию — А. А. Шведовская.
В ходе заседания президиума совета УМО были заслушаны доклады председателей предметно-методических секций УМО о составе секций, а также о проделанной в 2011 г. учебно-методической и научно-издательской работе.
Заместитель председателя совета УМО Ю. М. Забродин внес предложение о создании предметно-методической секции по дополнительным программам профессионального образования с целью организации и проведения повышения квалификации научно-педагогического персонала в области психолого-педагогического образования.
Президиум совета УМО постановил, что одной из приоритетных задач предметно-методических секций УМО должно стать ведение базы данных вузов, осуществляющих подготовку по психолого-педагогическому направлению по профилю работы секции. А. В. Черная (педагогический институт ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет») внесла предложение направить в адрес президиума совета УМО перечень вузов, реализующих профили в области психолого-педагогического образования.
По третьему вопросу повестки дня заседания «Обсуждение и утверждение Положения о региональном центре УМО» президиум совета УМО рекомендовал одобрить работу группы, подготовившей проект Положения, а председателям предметно-методических секций поручено дать предложения по доработке Положения (в срок до 20.11.2011).
М. А. Егорова рекомендовала президиуму совета УМО согласовать процедуру присвоения учебным изданиям грифа УМО по психолого-педагогическому образованию. В результате обсуждения вопроса «О присвоении грифа УМО по психологопедагогическому образованию» президиум совета предложил внести ряд изменений в Положение о порядке присвоения учебным изданиям грифа Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по психологопедагогическому образованию, утвержденного решением совета УМО от 30.03.2011 (протокол № 1). В частности, Ю. М. Забродин указал на целесообразность присвоения грифа УМО по психолого-педагогическому образованию учебным изданиям, обеспечивающим базовую и вариативную часть основной образовательной программы, а также отдельным компонентам образовательных программ вузов.
По итогам заседания:
-
Утвержден перечень и состав предметно-методических секций УМО.
-
Утверждены кандидатуры председателей предметно-методических секций УМО.
-
Утверждены формы плана работы и отчета о работе предметно-методической секции УМО.
-
Принят план работы совета УМО и президиума совета УМО на 2012 г.
-
Утверждена форма решения президиума совета УМО о присвоении грифа УМО.
-
Рассмотрено шесть учебных пособий на предмет присвоения грифа УМО по психолого-педагогическому образованию.
Метрики
Просмотров
Всего: 1801
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 375
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0