Учебно-методическое объединение: проблемы нормативного регулирования

504

Аннотация

В предложенной работе дается анализ действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы создания и деятельности основного вида государственно-общественных объединений, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования — учебно-методического объединения высших учебных заведений, описаны основные пробелы в действующих документах, даны предложения по внесению изменений и дополнений, в том числе предложен проект новой редакции Типового положения об учебно-методическом объединении.

Общая информация

Ключевые слова: учебно-методическое объединение, государственно-общественное объединение, УМО, Министерство образования и науки Российской Федерации, типовое положение, базовый вуз

Рубрика издания: Научно-методические материалы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Егоров И.А. Учебно-методическое объединение: проблемы нормативного регулирования // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2011. Том 1. № 1. С. 61–72.

Полный текст

Возможность создания и деятельности учебно-методических объединений выс­ших учебных заведений (УМО) в системе высшего и послевузовского профессио­нального образования предусмотрена ст. 15 Федерального закона «О высшем и по­слевузовском профессиональном образовании» [5]. Установлено, что УМО являют­ся государственно-общественными объединениями без образования юридического лица, создаются и действуют в соответствии с положениями. Этой же статьей уста­новлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регули­рованию в сфере образования, утверждаются Типовые положения о государственно­общественных объединениях.

В настоящее время действует Типовое положение об учебно-методическом объ­единении высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное при­казом Министерства образования Российской Федерации от 17.04.2001 № 1742 [2]. Изменения в текст Типового положения не вносились, лишь приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2006 № 62 «Об образователь­ной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров» [3] устанавливает, что полномочие УМО по формированию перечней аннотированных программ специализированной подготовки магистров, специализаций в рамках специальностей, учебно-методической литературы и мате­риально-технического обеспечения учебного процесса, не применяется в час­ти формирования перечня аннотированных программ специализированной подго­товки магистров. Типовое положение утверждается приказом Министерства обра­зования и науки Российской Федерации, т. е. является ведомственным норматив­ным правовым актом — это говорит о том, что внесение в него изменений не сопря­жено с особыми трудностями (как, например, при подготовке постановлений Пра­вительства Российской Федерации). Однако за более чем десятилетний период в Типовое положение об УМО, которое и изначально сложно было назвать закончен­ным и качественным документом, по сути, не было внесено никаких изменений, да­же несмотря на то, что за этот период законодательство в сфере образования, мо­жет, не кардинально, но существенно изменилось (административная реформа — разделение полномочий по управлению в образовании между несколькими феде­ральными органами исполнительной власти — на данный момент Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, переход на федеральные государственные образова­тельные стандарты третьего поколения и т. д.).

Перечислим основные (существенные) замечания к действующему Типовому положению как основному документу, регулирующему вопросы создания и деятель­ности УМО:

1) Пунктом 1.3 Типового положения установлено, что УМО создается федераль­ным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием или иным государственным органом управления образованием. Базовый вуз должен располагать высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, совре­менной учебной базой, и в нем должны реализовываться образовательные програм­мы по большинству направлений подготовки (специальностей) высшего и послеву­зовского профессионального образования, отнесенных федеральным (централь­ным) органом управления высшим профессиональным образованием к компетен­ции данного УМО.

Возможность создания УМО «… иным государственным органом управления об­разованием», т. е. не федеральным органом, противоречит п. 4 ст. 15 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно ко­торому государственно-общественные объединения могут создаваться только феде­ральными органами исполнительной власти (соответствующие изменения внесены в 2004 г. [6]). Также видится правильным установить в законе, что УМО, в отличие от других видов государственно-общественных объединений, могут создаваться ис­ключительно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регули­рованию в сфере образования, т. е. в настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации.

Установленные критерии базового вуза УМО недостаточны — необходимо уста­новить более определенный перечень требований (в Типовом положении это может быть отсылочная норма), а также установить, что базовым вузом УМО может быть только тот, который реализует образовательные программы по всем направлениям подготовки (специальностям), которые отнесены к компетенции данного УМО.

Типовым положением не предусмотрены условия и механизм ликвидации УМО, что, с одной стороны, не запрещает такую ликвидацию, а с другой, создает условия для абсолютно неприемлемого в этой сфере волюнтаризма. Также видится верным установить периодическую (например, один раз в пять лет) проверку деятельности УМО на соответствие базового вуза установленным требованиям и заявленным са­мим УМО показателям (в ежегодных отчетах). После внесения изменений в Типо­вое положение необходимо провести такую проверку всех действующих УМО, в том числе на предмет оптимизации структуры УМО в связи с переходом на двухуровне­вую систему высшего профессионального образования и изменений в перечне на­правлений подготовки (специальностей).

2) Имеется пробел в регулировании вопроса утверждения положения об УМО, утверждении председателя совета УМО и его заместителя при создании УМО, фор­мировании совета УМО.

Пунктом 3.1 Типового положения определено, что руководство деятельностью УМО осуществляет выборный коллегиальный орган — совет УМО, который поми­мо прочего принимает Положение об УМО и представляет его на утверждение госу­дарственному органу управления образованием, создавшим УМО. Совет УМО так­же представляет на утверждение в государственный орган управления образовани­ем, создавший УМО, председателя УМО и его заместителя. Однако совет УМО не может действовать и даже быть сформирован до утверждения положения об УМО, что порождает известный вопрос о первичности курицы и яйца. В Типовом положе­нии необходимо установить порядок утверждения положения о вновь создаваемом УМО (председателя совета УМО и его заместителя) без участия еще не сформиро­ванного совета. Необходимо также в Типовом положении установить механизм фор­мирования совета УМО с учетом его выборности.

3) Пунктом 1.4 Типового положения установлено, что в состав УМО на добро­вольных началах в качестве его членов входят научно-педагогические и другие ра­ботники (далее — представители) государственных высших учебных заведений Рос­сийской Федерации независимо от ведомственной подчиненности и негосударст­венных вузов, имеющих государственную аккредитацию, в которых реализуются ос­новные образовательные программы по направлениям подготовки (специальнос­тям) высшего и послевузовского профессионального образования, относящимся к компетенции УМО, а также предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования и заинтере­сованных в совершенствовании подготовки специалистов по соответствующим на­правлениям подготовки (специальностям). Указанные требования соответствуют п. 4 ст. 15 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном об­разовании»).

Таким образом, установлено, что в состав УМО могут входить только работники вузов, в которых реализуются соответствующие образовательные программы, а так­же представители предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (исходя из положений ст. 4 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образо­вании» можно сделать вывод, что к этой категории относятся научные организации, учреждения дополнительного профессионального образования, предприятия, уч­реждения и организации, ведущие научные исследования и обеспечивающие функ­ционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образова­ния, а также подведомственные органам, осуществляющим управление в сфере об­разования).

Видится неверным ограничение организаций, представители которых могут вхо­дить в состав УМО, действующих в системе высшего и послевузовского образова­ния. Целесообразно ограничиться критерием «…заинтересованных в подготовке спе­циалистов по направлениям подготовки (специальностям), относящимся к компе­тенции УМО» и установить возможность вхождения в состав УМО представителей объединений таких организаций, ведь работодатели, являясь заинтересованными организациями, не всегда при этом могут быть отнесены к действующим в системе высшего и послевузовского образования, тогда как, например, Правилами участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, утвержденными постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 24.12.2008 № 1015 [1], установлено, что объеди­нения работодателей участвуют в работе государственно-общественных объедине­ний, действующих в системе профессионального образования по вопросам разра­ботки содержания профессионального образования различного уровня и направлен­ности, а деятельное и эффективное участие в работе УМО, кроме как путем направ­ления представителя в его состав, мало реально.

Также правильно в Типовом положении будет определить, что совет УМО может устанавливать дополнительные требования как к организациям, представители ко­торых могут входить в состав УМО, так и к самим представителям, в том числе ог­раничивать максимальное число представителей от одной организации.

Необходимо в Типовом положении установить основные функции и полномочия совета УМО, президиума совета УМО, председателя совета УМО и его заместителя.

4) Разделом 2 Типового положения определены основные направления деятель­ности УМО, которые не соответствуют требованиям сегодняшнего дня и, как мини­мум, должны быть доработаны в соответствии с изменениями, внесенными в законо­дательство в сфере образования и дополнены следующими направлениями:

участие в организации и проведении исследований по вопросам, связанным с раз­витием направлений подготовки (специальностей), отнесенным к компетенции УМО, в том числе в части, касающейся определения оптимальной структуры и содержания высшего и послевузовского профессионального образования по соответствующим на­правлениям подготовки (специальностям); взаимодействие с образовательными орга­низациями различных типов и видов, иными организациями, в интересах развития на­правлений подготовки (специальностей), отнесенных к компетенции УМО.

Пунктом 2.10 определено, что УМО участвует в разработке государственных стандартов начального и среднего профессионального образования с целью их со­гласованности с государственными образовательными стандартами высшего про­фессионального образования. Будет правильным распространить данное направле­ние деятельности УМО как на федеральные государственные образовательные стан­дарты общего образования (всех ступеней), так и на федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию, к структуре обра­зовательной программы дошкольного образования.

Перечень направлений деятельности УМО не должен быть исчерпывающим, УМО должно иметь возможность осуществлять иную деятельность в соответствии с изменяющимся законодательством и жизненными реалиями, поэтому раздел 2 должен быть дополнен пунктом соответствующего содержания.

5) На базовый вуз УМО фактически ложится большая нагрузка по организаци­онному, техническому, финансовому, правовому и иному обеспечению деятельнос­ти УМО. При этом Типовым положением такие обязанности базового вуза не опре­делены (правомерность финансовых затрат базового вуза на эти цели может быть поставлена под сомнение компетентными органами), а п. 3.5 Типового положения установлено лишь то, что государственные органы управления образованием и му­ниципальные органы управления образованием вправе оказывать поддержку УМО, даже не раскрывая механизма такой помощи.

Считаем, что в Типовое положение об УМО должны быть включены следующие положения:

  • организационное, правовое, финансовое, техническое и иное обеспечение дея­тельности УМО осуществляется базовым вузом УМО;
  • организации, представители которых входят в УМО, осуществляют финансиро­вание деятельности УМО, в том числе осуществляют оплату членских и иных взно­сов, путем перечисления средств базовому вузу УМО в порядке и на условиях, уста­навливаемых советом УМО в соответствии с законодательством;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществля­ющие управление в сфере образования, другие организации, физические лица впра­ве оказывать поддержку УМО во всех формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
  • Министерство образования и науки Российской Федерации обязано оказывать УМО (базовому вузу) организационную и методическую поддержку;
  • учредитель базового вуза обязан осуществлять организационно-техническую поддержку деятельности УМО.

6) Пунктом 1.8 определено, что решения УМО принимаются в соответствии с регламентом, устанавливаемым положением об УМО. Учитывая то, что положение принимается советом УМО и подлежит утверждению Министерством образования и науки Российской Федерации, целесообразно в Типовом положении определить общие принципы деятельности УМО и установить, что регламент принимается со­ветом УМО.

7) Пунктом 1.2 Типового положения определены основные задачи УМО, кото­рые, так же как и основные направления деятельности (раздел 2), требуют внесения изменений и изложения в следующей редакции:

«Основными задачами УМО являются участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образова­ния, федеральных государственных требований к послевузовскому профессионально­му образованию, примерных основных профессиональных образовательных программ, координация действий научно-педагогической общественности в обеспечении качест­ва и развития содержания образования по направлениям подготовки (специальнос­тям), отнесенным к компетенции УМО, разработка предложений по структуре высше­го и послевузовского профессионального образования и содержанию основных про­фессиональных образовательных программ, в части компетенции УМО.»

Учитывая вышеизложенное, необходимо внесение изменений в Федеральный за­кон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (учет замеча­ний в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [4]) и в Типовое положение об учебно-методическом объединении высших учебных за­ведений Российской Федерации, в связи с чем предлагается проект новой редакции Типового положения:

Проект
Типовое положение
об учебно-методическом объединении
высших учебных заведений Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящее Типовое положение регулирует вопросы создания, деятельности и ликвидации учебно-методических объединений высших учебных заведений Рос­сийской Федерации (далее — учебно-методическое объединение).

1.2. Учебно-методические объединения являются государственно-общественны­ми объединениями, созданными и действующими в системе высшего и послевузов­ского профессионального образования без образования юридического лица.

1.3. Учебно-методическое объединение создается Министерством образования и науки Российской Федерации на базе высшего учебного заведения (базовый вуз), располагающего высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, современной учебной и научной базой, реализующего образовательные программы по всем направлениям подготовки (специальностям) высшего и послевузовского профессионального образования, отнесенным к компетенции учебно-методического объединения. Министерство образования и науки Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к базовым вузам.

Предложение о создании учебно-методического объединения направляется по ре­шению ученого совета высшего учебного заведения, которое предлагается в качестве базового вуза, по форме, определяемой Министерством образования и науки Россий­ской Федерации. Предложение предварительно согласовывается с учредителем выс­шего учебного заведения (за исключением вузов, полномочия учредителя которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации).

Положение о вновь создаваемом учебно-методическом объединении разрабаты­вается базовым вузом и представляется в Министерство образования и науки Рос­сийской Федерации на утверждение.

1.4. В состав учебно-методического объединения на добровольных началах в качестве его членов могут входить представители (научно-педагогические и другие работники) государственных, муниципальных и частных высших учеб­ных заведений, в которых реализуются основные образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) высшего и послевузовского профес­сионального образования, относящимся к компетенции учебно-методического объединения, а также представители (работники) других организаций, заинтере­сованных в совершенствовании подготовки специалистов по направлениям под­готовки (специальностям), отнесенным к компетенции учебно-методического объединения.

Советом учебно-методического объединения могут устанавливаться квалифика­ционные требования к членам учебно-методического объединения, дополнительные требования к организациям, представители которых входят в состав учебно-методи­ческого объединения, а также максимальное количество представителей от одной организации (за исключением представителей от базового вуза).

К участию в своей работе, в том числе в качестве членов, учебно-методическое объ­единение может привлекать иностранных граждан, лиц без гражданства и иностран­ных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.5. Учебно-методическое объединение строит свою деятельность на принципах равноправия всех членов, входящих в его состав, коллегиальности руководства и гласности принимаемых решений.

1.6. Учебно-методическое объединение осуществляет свою деятельность в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, настоящим Ти­повым положением и разработанным на его основе положением об учебно-методи­ческом объединении.

1.7. Координацию деятельности учебно-методических объединений осуществля­ет Министерство образования и науки Российской Федерации.

1.8. Учебно-методическое объединение ежегодно до 15 февраля года, следующе­го за отчетным, направляет информацию о своей деятельности в Министерство об­разования и науки Российской Федерации.

1.9. Министерством образования и науки Российской Федерации один раз в пять лет проводится проверка деятельности учебно-методического объединения на пред­мет достоверности информации, ежегодно предоставляемой учебно-методическим объединением и аттестации базового вуза на предмет соответствия установленным требованиям.

По итогам проверки Министерством образования и науки Российской Федера­ции издается приказ о сохранении или ликвидации учебно-методического объеди­нения.

Министерством образования и науки Российской Федерации может устанавливать­ся порядок проведения проверок деятельности учебно-методических объединений.

2. Основные задачи и функции учебно-методического объединения

2.1. Основными задачами учебно-методических объединений являются участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных требова­ний к послевузовскому профессиональному образованию, примерных основных профессиональных образовательных программ, координация действий научно-пе­дагогической общественности в обеспечении качества и развития содержания обра­зования по направлениям подготовки (специальностям), отнесенным к компетен­ции учебно-методического объединения, разработка предложений по структуре высшего и послевузовского профессионального образования и содержанию основ­ных профессиональных образовательных программ, в части компетенции учебно­методического объединения.

2.2. Для решения поставленных задач учебно-методическое объединение:

2.2.1. Участвует в разработке проектов федеральных государственных образова­тельных стандартов высшего профессионального образования, требований к уровню подготовки выпускников, содержанию основных и дополнительных профессио­нальных образовательных программ.

2.2.2. Формирует перечни профилей и специализаций в рамках направлений под­готовки (специальностей), учебно-методической литературы и материально-техни­ческого обеспечения учебно-воспитательного процесса.

2.2.3. Участвует в разработке примерных профессиональных образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образо­вания.

2.2.4. Организует обеспечение высших учебных заведений нормативно-методи­ческой документацией, касающейся подготовки по профессиональным образова­тельным программам высшего и послевузовского профессионального образования.

2.2.5. Участвует в разработке перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования и номенклатуры специальностей научных работников.

2.2.6. Участвует в подготовке и экспертизе проектов документов по вопросам разви­тия высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

2.2.7. Участвует в подготовке программ повышения квалификации и профессио­нальной переподготовки профессорско-преподавательского состава.

2.2.8. В установленном порядке принимает участие в работе Высшей аттестаци­онной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

2.2.9. В установленном порядке принимает участие в работе Федеральной служ­бы по надзору в сфере образования и науки по вопросам лицензирования образова­тельной деятельности и государственной аккредитации высших учебных заведений.

2.2.9. Вносит в Министерство образования и науки Российской Федерации пред­ложения по выработке и реализации государственной политики в сфере образования.

2.2.10. Участвует в разработке федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, начального и среднего профессионального образо­вания, федеральных государственных требований к послевузовскому профессио­нальному образованию, к структуре образовательной программы дошкольного обра­зования с целью их согласованности с федеральными государственными образова­тельными стандартами высшего профессионального образования.

2.2.11. Участвует в разработке программ кандидатского минимума.

2.2.12. Участвует в организации и проведении конкурсов по созданию учеб­ной, научной, методической литературы и аудиовизуальных образовательных средств.

2.2.13. Проводит рецензирование учебной, методической, научной литературы, в том числе подготовленные к изданию рукописи, присваивает гриф учебно-методи­ческого объединения.

2.2.14. Вносит в Министерство образования и науки Российской Федерации предложения о совершенствовании учебно-воспитательного процесса, организации кадрового, методического и материально-технического обеспечения учебно-воспи­тательного процесса в высших учебных заведениях.

2.2.15. Проводит конференции, семинары и совещания по проблемам высшего и послевузовского образования, студенческие олимпиады и конкурсы.

2.2.16. Участвует в организации и проведении исследований по вопросам, связан­ным с развитием направлений подготовки (специальностей), отнесенных к его ком­петенции, в том числе в части, касающейся определения оптимальной структуры и содержания высшего и послевузовского профессионального образования по соот­ветствующим направлениям подготовки (специальностям).

2.2.17. Организует взаимодействие с образовательными учреждениями различ­ных типов и видов, иными организациями, в интересах развития направлений под­готовки (специальностей), отнесенных к его компетенции.

2.2.18. Осуществляет иные направления деятельности в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации и положением об учебно-методическом объединении.

3. Организация деятельности учебно-методического объединения

3.1. Органами управления учебно-методического объединения являются:

  • совет учебно-методического объединения (далее — совет);
  • президиум совета;
  • председатель совета;
  • заместитель председателя совета.

3.2. Состав совета избирается на общем собрании действующих членов учебно­методического объединения сроком на пять лет. Председатель совета и его заместитель утверждаются Министерством образова­ния и науки Российской Федерации по представлению совета сроком на пять лет.

Председатель совета вновь создаваемого учебно-методического объединения и его заместитель утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации по представлению базового вуза сроком на пять лет.

3.3. Совет:

  • принимает решение о внесении изменений в положение об учебно-методичес­ком объединении и представляет их на утверждение в Министерство образования и науки Российской Федерации;
  • утверждает положение о членстве в учебно-методическом объединении;
  • утверждает регламент работы совета и президиума совета;
  • избирает из своего состава и представляет на утверждение в Министерство об­разования и науки Российской Федерации кандидатуры председателя совета и его заместителя;
  • утверждает численный и персональный состав президиума совета;
  • по представлению президиума совета утверждает планы работы учебно-мето­дического объединения;
  • принимает решения о создании комиссий и рабочих групп совета;
  • утверждает положения об учебно-методических советах, комиссиях и других организационных структур учебно-методического объединения;
  • утверждает организационно-правовые и иные документы, регламентирующие деятельность учебно-методического объединения;
  • осуществляет иные функции в соответствии с положением об учебно-методи­ческом объединении.

3.4. Президиум совета:

  • осуществляет руководство деятельностью учебно-методического объединения в перерывах между заседаниями совета;
  • разрабатывает планы работы учебно-методического объединения и представ­ляет их на утверждение в совет;
  • организует работу совета, его комиссий и рабочих групп, учебно-методических советов, комиссий и других организационных структур учебно-методического объе­динения в соответствии с утвержденными планами работы;
  • обеспечивает подготовку организационно-правовых и иных документов, регла­ментирующих деятельность учебно-методического объединения;
  • организует подготовку и издание информационных материалов и информаци­онных сборников учебно-методического объединения;
  • организует создание и ведение интернет-сайта учебно-методического объеди­нения, на котором размещается информация о деятельности учебно-методического объединения и его органов управления, в том числе о принятых решениях и доку­ментах;
  • осуществляет иные функции в соответствии с положением об учебно-методи­ческом объединении и решениями совета.

3.5. Председатель совета:

  • осуществляет руководство работой совета и президиума совета;
  • представляет учебно-методическое объединение в Министерстве образования и науки Российской Федерации и других органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях;
  • обеспечивает решение основных задач учебно-методического объединения;
  • принимает решение о созыве очередных и внеочередных заседаний совета и президиума совета;
  • обеспечивает организацию и проведение общего собрания членов учебно-мето­дического объединения;
  • осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью организацион­ных структур совета и учебно-методического объединения;
  • осуществляет иные функции в соответствии с положением об учебно-методи­ческом объединении, решениями совета и президиума совета.

3.6. Заместитель председателя совета:

  • организует работу по выполнению решений совета, президиума совета, предсе­дателя совета, осуществляет контроль выполнения решений;
  • обеспечивает организацию и проведение заседаний совета и президиума совета;
  • в случае невозможности выполнения председателем совета своих обязаннос­тей временно исполняет обязанности председателя совета;
  • осуществляет иные функции в соответствии с положением об учебно-методи­ческом объединении, решениями совета, президиума совета и председателя совета.

3.7. Общее собрание действующих членов учебно-методического объединения созывается президиумом совета, а в случае когда президиум совета не сформирован, председателем совета, для избрания состава совета.

Решения общего собрания действующих членов учебно-методического объеди­нения принимаются простым большинством голосов присутствующих, при условии, что на собрании присутствуют не менее половины действующих членов учебно-ме­тодического объединения.

Численный состав совета определяется президиумом совета, а в случае когда пре­зидиум совета не сформирован, председателем совета (при этом численный состав президиума совета не может составлять более одной трети численного состава сове­та).

Очередные заседания совета проводятся не реже одного раза в год.

Решения совета и президиума совета принимаются в соответствии с регламен­том, утверждаемым советом. Регламент считается утвержденным, если за него про­голосовали более половины действующих членов совета (заочное голосование и де­легирование голоса при утверждении регламента не допускаются).

3.8. Вопросы организации деятельности учебно-методического объединения, не урегулированные положением об учебно-методическом объединении, решаются со­ветом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Обеспечение деятельности учебно-методического объединения

4.1. Организационное, техническое, финансовое, правовое и иное обеспечение де­ятельности учебно-методического объединения осуществляется базовым вузом.

4.2. Организации, представители которых входят в состав учебно-методического объединения, осуществляют финансирование деятельности учебно-методического объединения, в том числе внесение членских и иных взносов, путем перечисления средств базовому вузу, в порядке и на условиях, устанавливаемых советом в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

4.3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуще­ствляющие управление в сфере образования, другие органы и организации, физиче­ские лица вправе оказывать поддержку учебно-методическому объединению (базо­вому вузу) во всех формах, не запрещенных законодательством Российской Федера­ции.

4.4. Министерство образования и науки Российской Федерации обязано оказы­вать учебно-методическому объединению (базовому вузу) организационно-методи­ческую поддержку.

4.5. Учредитель базового вуза обязан осуществлять организационно-техничес­кую поддержку деятельности учебно-методического объединения.

Литература

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реа­лизации государственной политики в области профессионального образования», Собрание законодательства Российской Федерации, 05.01.2009, № 1, ст. 145.
  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.04.2001 № 1742 «Об утверждении Типового положения об учебно-методическом объедине­нии высших учебных заведений Российской Федерации». Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. № 7. 2001.
  3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.03.2006 № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специа­лизированной подготовки магистров». Бюллетень Министерства образования и на­уки Российской Федерации. № 5. 2006.
  4. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», http://zakonoproekt2011.ru/#law/edu.
  5. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Собрание законодательства Российской Федера­ции, 26.08.1996, № 35, ст. 4135 (с последующими изменениями).
  6. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законо­дательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Со­брание законодательства Российской Федерации, 30.08.2004, № 35, ст. 3607 (с после­дующими изменениями).

Информация об авторах

Егоров Игорь Александрович, начальник отдела по работе с персоналом, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1229-2955, e-mail: egorovia@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2454
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 504
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0