Реализация Национальной стратегии в интересах детства: итоги 2015 года

800

Аннотация

Статья состоит из двух частей: интервью (предисловие) В.Ш. Каганова и справки об итогах 2015 года в части реализации Министерством образования и науки Российской Федерации ключевых мероприятий по приоритетным направлениям «Национальной стратегии в интересах детства на 2012–2017 годы». Отражена работа ведомства, представлены федеральные инициативы, передовой региональный опыт, лучшие практики. В том числе акцентированы вопросы доступности инклюзивного, коррекционного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностя- ми здоровья. Большое внимание уделено новым подходам и технологиям, которые позволяют укрепить социальную защиту сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, максимально включая их в нормальную полноценную жизнь. Также в статье сформулированы задачи, отражены результаты и перспективы развития воспитания и дополнительного образования детей, поддержки одаренности, формирования здорового образа жизни, ценностной и профессиональной ориентации юных россиян.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, трудная жизненная ситуация, профессиональная ориентация, одаренность, Министерство образования и науки Российской Федерации, коррекционное образование, национальная стратегия в интересах детей

Рубрика издания: Государственная политика в области защиты прав детей: результаты и перспективы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210103

Для цитаты: Каганов В.Ш. Реализация Национальной стратегии в интересах детства: итоги 2015 года // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 15–29. DOI: 10.17759/pse.2016210103

Полный текст

Интервью В.Ш. Каганова

Вениамин Шаевич Каганов, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации, в Министерстве с июля 2013 года, отвечает за вопросы международного сотрудничества, воспитания, молодежной политики и защиты детства. Именно он курирует вопросы реализации Национальной стратегии в интересах детства.

Корреспондент журнала «Психологическая наука и образование» попросил Вениамина Шаевича ответить на три ключевых вопроса по основным направлениям его деятельности в сфере реализации стратегии, в том числе: какие задачи ставились на 2015 год (1), что удалось сделать и что изменилось (2), какие задачи ставятся на текущий 2016 год в области реализации Национальной стратегии (3).

«Итак, по первому вопросу. Сама национальная стратегия рассчитана на период 2012–2017 годов и представляет собой интеграционный документ, в котором отражены ключевые вопросы по созданию необходимой нормативной базы, необходимых механизмов по защите детства.

Национальная стратегия реализовывалась в два этапа: первый этап завершился в 2014 году, и в настоящее время реализуется второй этап на период с 2015 по 2017 год. При разработке мероприятий второго этапа были учтены опыт первого и вновь возникшие вопросы, которые требуют разрешения.

Национальная стратегия в интересах детства не теряет своей актуальности и ее реализация позволяет обеспечить решение целого комплекса вопросов по различным направлениям.

Главным содержание прошедшего 2015 года было: развитие нормативной базы; создание дополнительных механизмов в сфере воспитания, дополнительного образования детей, поддержки талантов; создание новых инструментов для повышения качества обучения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; продолжение реформы системы по устройству в семьи детей, оставшихся без опеки и попечительства родителей; а также развитие необходимой инфраструктуры защиты детства.

Далее постараюсь остановиться на каждом из этих направлений.

По воспитанию детей.

Стратегия развития воспитания после продолжительного обсуждения была утверждена в мае 2015 года решением Правительства РФ. Она решила главную задачу – достижение консенсуса между различными слоями, группами общества на предмет воспитания детей и воспитательного идеала. То есть определила, каким мы хотим видеть подрастающее поколение и что нужно сделать для того, чтобы процесс воспитания был успешным и осуществлялся в интересах ребенка и всего общества.

По общему признанию, это удалость сделать, в первую очередь, за счет широкого диалога, как с экспертным, так и с родительским сообществами. И дальнейшая работа по поручению Правительства над комплексным планом реализации стратегии воспитания шла легче. Хотя вопросы формирования механизмов реализации стратегии очень сложные. Они требует определенных усилий и ресурсов.

В марте 2016 года комплексный план по реализации Стратегии развития воспитания на период 2016, 2017, 2018 годов был утвержден, что позволяет дальше наращивать усилия в этом направлении. Но это не означает, что до формирования и принятия плана стратегия не работала.

Она работала, ее взяли на вооружение регионы, образовательные организации. Положения Стратегии послужили основой для развития существующих и создания новых мер, необходимых для повышения эффективности воспитания.

В 2016 год мы входим с совершенно понятным набором инструментов и показателей, которые позволят обеспечить дальнейшее развитие системы воспитания в Российской Федерации. Причем не только в рамках системы образования, но и за ее пределами, поскольку это дело общее, народное. Это дело государственное.

Дополнительное образование детей.

В 2015 году, совместно с АСИ, были инициированы такие программы, как новая модель развития дополнительного образования детей. Было принято постановление Правительства, обеспечивающее субсидирование кредитных ставок для негосударственных организаций, которые вкладывают средства в развитие дополнительного образования детей и в решение многих других вопросов.

Работа в 2015 году в сфере дополнительного образования детей позволила создать необходимую нормативную базу. И мы ожидаем, что 2016 год покажет ее эффективное использование в регионах Российской Федерации. Что касается вопросов поддержки талантов, то, в соответствии с поручениями Президента России, поручениями Правительства и пожеланиями общественности, под эгидой Национального Координационного Совета по поддержке талантов принят дополнительный комплекс мер по реализации Концепции поддержки талантов, утвержденной в 2012 году Указом Президента. Эти меры направлены на совершенствование системы выявления, сопровождения и поддержки талантливых детей. В настоящее время укрепилась система Всероссийских Олимпиад, творческих конкурсов, различного рода соревнований, испытаний, которые позволяют ребенку не только проявить свою одаренность, но и быть мотивированным для демонстрации своих высоких достижений.

Дальнейшее развитие получила индустрия летнего отдыха. Были предприняты шаги для успешного развития Всероссийских центров «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена». Сформированные новые программы развития позволяют увеличить число детей, которых смогут принять эти центры в летнее и в зимнее время. И, вместе с тем, создать дополнительные программы личностного и профориентационного развития. Все это позволяет в 2016 году более чем на 40% увеличить количество детей, которые смогут побывать в этих центрах и зарядиться новой энергией для будущих свершений.

В части образования инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в 2015 году шла усиленная подготовка нормативных, методических материалов. В 2016 году предстоит перейти на новые формы, на новые федеральные государственные образовательные стандарты, начиная с 1-го класса, по всей стране. Это, соответственно, требует повышения квалификации педагогов, а также выделения и успешного освоения финансовых ресурсов на развитие инфраструктуры, на создание новых возможностей. 12 регионов реализовывали пилотные проекты, опыт которых учтен при разработке методических материалов. Насколько успешной была подготовка, покажет 1-е сентября 2016 года, когда десятки тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья придут в школы нашей страны и будут учиться по новым образовательным стандартам.

В части решения проблем устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позитивные тенденции, которые сформировались в предыдущий год, продолжаются. По существу, более чем на 18 000 сократился банк детей-сирот, нуждающихся в устройстве. На декабрь 2015 года он составил не более 70 000 человек, что пока еще составляет достаточно большую цифру, но это уже не 140 000, как было 3,5 года назад.

Продолжается реформирование учреждений для временного устройства детей, оставшихся без родителей или без опеки. Она направлена на то, чтобы эти учреждения, как их раньше называли – детские дома, были центрами для временного проживания детей и скорейшего последующего устройства их в семьи. Также данные учреждения постепенно, поэтапно превращаются в центры сопровождения семей, усыновивших или взявших под опеку и попечительство детей. Тенденции на сокращение выявленных неблагополучных детей или детей из неблагополучных семей сохранились в 2015 году и, надеемся, что сохранятся в 2016 году. И, несмотря на сложности в социально-экономической сфере, надеемся, что также сохранятся и тенденции по снижению банка данных неустроенных детей.

Еще хотелось бы отметить, что в 2015 году у нас существенно укрепилось конструктивное взаимодействие с экспертным и родительским сообществами. Сформирован и успешно работает Совет по образованию инвалидов под руководством Министра образования и науки Дмитрия Викторовича Ливанова. Также продуктивно работает созданный Совет по социальному партнерству в области образования, защиты детства и молодежной политики под руководством нашего Министра и Министра Торгово-Промышленной Палаты Катырина Сергея Николаевича. Отрабатываются новые механизмы между министерством и сектором некоммерческих организаций, которые специализируются и помогают в вопросах и трудоустройства, и устройства детей в семьи, и повышения квалификации инвалидов.

По предложению родительского сообщества, принято решение о создании в 2016 году Федерального Ресурсного Центра по работе с детьми с заболеваниями аутистического спектра. Предусмотрено необходимое финансирование в рамках программы «Доступная среда», разработка которой была проведена соответственно в 2015 году и которая является продолжением действующей ранее программы «Доступная среда».

В целом, подводя итоги 2015 года по направлениям курирования, можно считать его успешным, поскольку удалось достичь всех ключевых показателей. 2015 год создал хорошую базу для дальнейшего развития нормативной базы и механизмов по решению вопросов защиты детства.

В 2017 году действие Национальной стратегии в интересах детей завершается. И значительная часть вопросов, которые в ней обозначены, будет решена. Но, вполне возможно, что появятся другие. Поэтому в 2016 году предстоит достаточно серьезная дискуссия по необходимости и возможности разработки второй Национальной стратегии по защите детства. Над этим Минобрнауки России вместе с экспертным сообществом будет также работать».

Более подробную информацию Заместитель Министра Вениамин Каганов представил в статье (справке) «Реализация Национальной стратегии в интересах детства: итоги 2015 года».

Справка об итогах реализации Национальной стратегии в интересах детства за 2015 год

Для того, чтобы дети росли хорошими, они должны быть счастливыми. Это аксиома. Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из важнейших национальных приоритетов России. Направления и задачи государственной политики в этой сфере определяет Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012– 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий по реализации Стратегии и мониторинг их эффективности. В контексте этих документов деятельность Министерства образования и науки Российской Федерации сосредоточена на развитии условий для доступного качественного образования и воспитания детей. Ключевая задача – воспитание высокообразованного, нравственного человека, обладающего чувством патриотизма и ответственности за судьбу Отечества, способного к активному сотрудничеству и межкультурному взаимодействию.

На решение этой задачи направлено совершенствование нормативно-правовых актов, системная работа ведомства, федеральные инициативы, региональные практики. В том числе выявление проблемных аспектов и точек роста образовательной и воспитательной среды в современном пространстве. Заданы координаты повышения эффективности, преемственности и непрерывности процесса воспитания, образования, защиты прав детей. В фокусе постоянного внимания – поддержка одаренности и особо уязвимых категорий детей; здоровый образ жизни и физическая культура; ценностномотивационная и профессиональная ориентация подрастающего поколения; участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. В решении основных вопросов детства следует отметить высокий уровень взаимодействия Министерства с Советом Федерации, Координационным советом при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

Семейная политика детствосбережения.

В реализации этого направления Стратегии важную роль играет повышение уровня участия родителей и синергии действий в образовании и воспитании детей. В том числе развитие партнерских отношений Министерства с Национальной родительской ассоциацией, федеральными службами, агентствами, обществом «Знание».

Главным результатом года стала консолидация усилий на ключевых разделах: укрепление семьи и продвижение традиционных семейных ценностей в детской среде; родительское просвещение и родительская экспертиза; тиражирование лучших практик. В августе 2015 года в Москве состоялось Общероссийское родительское собрание с участием руководства Министерства и прямыми включениями российских регионов.

Для дальнейших подвижек на этом поле Министерством принято решение о создании Всероссийского родительского университета. Вести бесплатные занятия на базе вузов будут практикующие семейные психологи, ученые, заслуженные педагоги. Опыт работы подобных организаций уже есть в нескольких регионах. Родительский университет призван повысить психологическую грамотность родителей, помочь им подготовить детей к школе, привить любовь к учебному процессу, чтению, науке.

Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей.

Этот раздел Национальной стратегии действий в интересах детей определяет реализацию мер, направленных на расширение образовательных возможностей; развитие воспитания и социализации детей, развитие системы дополнительного образования, поддержку талантливых детей.

Развитие современной среды воспитания.

Образование и воспитание молодого поколения являются основополагающими факторами конкурентоспособности и независимости России в глобальном мире. XXI век меняет требования к знаниям, навыкам, умениям. Общество ждет от молодых людей готовности к жизни и работе в принципиально новых условиях.

Вместе с тем, будущее государства существенно зависит от того, насколько граждане страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в своей истории и традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность. В ходе тысячелетней истории у российского народа сложился уникальный менталитет – приоритет духовного над материальным, открытость, коллективизм, межнациональное согласие, служение Отечеству. Выработан высокий уровень общих моральных норм, таких как великодушие, честь, совесть, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Сбережение этих ценностей и воспитание на их основе молодого поколения является задачей особой важности.

Воспитательные основы закладываются и укрепляются в семье. А их развитие осуществляется в системах образования, культуры, спорта, в трудовой деятельности, широкой сфере общественных отношений.

Первостепенное значение имеет совершенствование нормативного правового регулирования. Так, новый Закон «Об образовании в РФ», гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования. В федеральных государственных стандартах образования впервые зафиксированы личностные характеристики выпускника школы.

Для реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей Министерством разработана и Правительством утверждена «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года». Она ориентирована на обновление ресурсов и технологий воспитательного процесса.

В числе основных направлений Стратегии: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, трудовое и экологическое воспитание молодого поколения; укрепление семейных ценностей; формирование культуры здоровья; популяризация научных знаний, приобщение к культурному наследию, информационная безопасность детей и молодежи. По реализации воспитательной стратегии Министерством подготовлен федеральный план мероприятий, предусмотрены мониторинг его выполнения и формирование критериев эффективности воспитания.

Следует подчеркнуть, что новые глобальные вызовы обусловливают приоритет формирования гражданской российской идентичности, развития у подрастающего поколения уважения и почитания государственных символов, чувства национального достоинства, любви к Отечеству. И мост между прошлым, настоящим и будущим – это образование.

В образовательных организациях всех уровней проводятся мероприятия, посвященные Дню России, Дню народного единства, Дню Государственного флага Российской Федерации. В 2015 году Министерством проведен всероссийский смотр-конкурс школ на лучшую организацию образовательных событий, приуроченных к государственным праздникам страны.

Центральным событием 2015 года стало празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. По всей стране проводились мероприятия, имеющие значительное воспитательное воздействие. Одним из них стало проведение в Севастополе финала Всероссийской военно-спортивной игры «Победа», в которой приняли участие более 400 человек из 40 субъектов РФ.

Традиционными стали уроки мужества; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и боевых действий, с ветеранами труда; возложение венков к братским могилам. Школьники участвуют во всероссийских акциях – «Вахта Памяти», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк». Расширяется сеть школьных музеев боевой и трудовой славы. Все эти мероприятия укрепляют преемственность поколений, помогают детям осознать свою причастность к самобытной культуре и великой истории своего народа. Министерством, совместно с Росмолодежью, разработана и Правительством утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». Она базируется на отечественном опыте патриотического воспитания, предусматривая развитие форм, уже доказавших свою эффективность. Пример такого опыта – перекрестное шефство образовательных организаций и войсковых частей. Вместе с тем комплекс мероприятий включает новые инструменты: создание патриотических игровых и медиа-проектов, активное использование возможностей Интернета.

Фундаментальной опорой патриотической работы является просветительская, подвижническая работа ветеранов, которые являются ключевым звеном в неразрывной связи времен, сохраняя для новых поколений бесценные образцы мужества, чести, преданности Родине. За счет сотрудничества образовательных организаций с ветеранскими объединениями, бизнес-сообществом, общественными организациями, НКО активно прирастает «территория патриотического» воспитания.

Укрепление межведомственного взаимодействия является существенным условием развития воспитательной среды, поэтому оно осуществляется по всем магистральным направлениям. Инициативы Министерства направлены на расширение сотрудничества с Русским географическим обществом, объединениями, связанными с охраной природы, поисковым движением.

Укрепляется партнерство с учреждениями культуры. Эффективная реализации воспитательного потенциала культурного наследия обеспечивает развитие нравственных качеств, творческих способностей, нового типа мышления у подрастающего поколения. Для юных россиян значительно расширены возможности доступа к различным культурным ценностям, включая развитие музейной и театральной педагогики, «цифрового» культурного пространства, интегрированных, междисциплинарных программ.

Министерство разрабатывает Концепцию национальной сети школьных библиотек, призванную помочь школьным библиотекам справиться с вызовами цифровой эпохи. В проекте Концепции предусмотрено создание федерального информационно-методического центра, который будет вести единый каталог литературы и педагогических методик. Модернизация начнется в 2016 году и будет финансироваться за счет средств федеральной целевой программы «Развитие образования» на 2016–2020 гг.

Расширяется сеть школьных театров. В 2015 году состоялся фестиваль детских театров. В 2016 году будет проведен Всероссийский фестиваль школьных хоров «Поют дети России». Главная цель – возрождение и развитие детской и юношеской певческой культуры. В финале, который состоится в сентябре в «Артеке», будут определены победители в 2-х номинациях – академическое хоровое и народное хоровое пение.

Основой уникального российского культурного достояния является многообразие культур и языков более 193 народностей России, их равное сосуществование. При этом миссию консолидации народа веками выполняет русский язык – стержень, формирующий российскую идентичность и единое гражданское, культурное, образовательное пространство.

Поддержке, защите и развитию русского языка Министерство уделяет особое внимание. В отечественной системе образования реализуется важнейшая задача – обеспечить изучение русского и родных языков, истории и культуры России; сформировать у детей уважение к достижениям предков, стремление и способность их сохранять и приумножать. Большое эмоциональное воспитательное воздействие оказывает участие детей и молодежи в масштабном праздновании Дня русского языка, Дня славянской письменности и культуры.

Ряд комплексных мероприятий реализуется в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы.

В 2015 году инициированы и реализованы новые проекты и акции в рамках года литературы в России. Итоги были подведены в декабре, в Москве, в исторических интерьерах Дома Пашкова, где прошел новогодний Бал литературных героев. В нем приняли участие школьники из 30 городов России – победители и призеры всероссийских конкурсов «Литературный венок», «Литературное наследие».

Поиск и поддержка талантливых детей.

Формирование интеллектуального потенциала, подготовка эффективной элиты также является национальным приоритетом России. На реализацию данной задачи направлен системный комплекс мер, предусматривающих выявление и развитие одаренных детей, проявляющих выдающиеся способности в области искусства, естественнонаучных дисциплин, технического творчества, спорта.

В 2015 году премиями награждены более 5 тысяч победителей и призеров международных, всероссийских и региональных конкурсных мероприятий. В том числе более тысячи юных россиян получили премии по 60 тыс. рублей, а 4 тысячи по 30 тыс. рублей. Кроме того, победители ряда олимпиад получают льготы при поступлении в университеты.

Важным звеном в общенациональной системе поддержки талантливых учащихся стал уникальный образовательный центр для одаренных детей «Сириус», открытый по инициативе Президента РФ на базе олимпийской инфраструктуры Сочи. Ежемесячно сюда приезжают более 600 детей в возрасте от 10 до 17 лет. Для их обучения привлекаются ведущие педагоги российских физико-математических, химико-биологических, спортивных школ, выдающиеся деятели искусства.

Подготовленные Министерством и утвержденные Правительством в 2015 году «Правила выявления одаренных детей, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» определяют меры дальнейшего развития системы поддержки талантливых детей.

Развитие социализации и профессиональной ориентации детей.

В современном мире молодые люди должны обладать навыками нескольких поколений и конкурентоспособными компетенциями XXI века, необходимыми для нового технологического уклада, инновационного прогресса государства. Здесь уместно вспомнить, что «время начинает и выигрывает».

Министерство создает условия для формирования поколения новой формации, для успешной личностной и профессиональной самореализации каждого человека. В том числе реализуется Комплекс системных мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации учащихся – как в образовательных организациях, так и в рамках окружных молодежных форумов, в других форматах. В крупных городах действуют площадки, на которых дети в игровой форме могут знакомиться с будущими профессиями, участвовать в работе профильных мастерских.

К примеру, в Москве в 2015 году запущен интернет-ресурс, который помогает школьникам определиться с выбором будущей профессии. В режиме онлайн подростки получают бесплатную консультацию психолога, проходят тестирование. Внести свой вклад в развитие «территории профориентации» призвана и национальная платформа открытого образования, которая уже объединила восемь ведущих вузов.

Развитие системы дополнительного образования детей.

Значительным ресурсом образования, воспитания и творческого развития обладает отечественная система дополнительного образования детей. Кроме того, она является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, создавая условия для формирования достойной жизненной перспективы детям, независимо от места жительства и социально-экономического статуса их семей, в том числе условия для образовательных и социальных достижений детям с ограниченными возможностями здоровья и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Государство уделяет дополнительному образованию детей самое пристальное внимание. Россия – одна из немногих стран мира, где эта система имеет очень большую долю государственного финансирования. ФГОС включают в качестве обязательного элемента до десяти часов в неделю дополнительных занятий.

За 2014–2015 годы количество детей, охваченных дополнительным образованием, увеличилось до 12,5 млн человек (с учетом того, что некоторые дети посещают несколько кружков и секций одновременно).

Показатель доступности внутришкольного образования – около 60 процентов. В организациях дополнительного образования разных ведомств (школах искусств, спортивных школах, центрах детского творчества) занимаются около 64% детей.

Важно, что сельские дети имеют не меньше возможностей. На площадках сельских школ во вторую половину дня реализуются 2/3 программ дополнительного образования. Общее число организаций, оказывающих дополнительные образовательные услуги в 2015 году составило 11,7 тыс.

В русле сформированных ориентиров, сеть организаций дополнительного образования претерпевает существенные изменения. Некоторые организации присоединяются к школам или укрупняются, на базе нескольких центров творчества создаются опорные организации, в которых концентрируется ресурсная база. При этом не происходит механического сокращения. Министерство, совместно с регионами, формирует реестр организаций, которые будут сохраняться как самостоятельные.

В системе дополнительного образования работают около 250 тысяч педагогов. Занятия проводятся по программам различной направленности – технической, естественнонаучной, хореографической, физкультурно-спортивной, музыкальной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

В соответствии с «майским» Указом Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к 2020 году доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, должна увеличиться до 70–75% от общей численности детей этого возраста.

В 2015 году для достижения этих ориентиров задействованы новые механизмы. В Бюджетный кодекс РФ введен подраздел «Дополнительное образование детей и взрослых». В рамках федеральной целевой программы развития образования на 2016– 2020 годы предусмотрены средства из федерального бюджета на конкурсную поддержку региональных инициатив и на гранты тем организациям, которые реализуют передовые практики дополнительного образования детей.

Формируются механизмы опережающего обновления содержания дополнительного образования. В первую очередь будут разрабатываться образовательные программы технической и естественнонаучной направленности.

Ныне техническим творчеством занимаются только 10% российских школьников. При этом в кружках художественной направленности занимается почти каждый третий ученик, а в спортивных секциях – 28% детей.

Еще одним приоритетом является привлечение бизнес-структур в сферу дополнительного образования. Сегодня ее частная составляющая не превышает одного процента. Очевидно, что этого недостаточно, поэтому на развитие государственно-частного партнерства в данной сфере направлены новые решения. Они призваны повысить инвестиционную привлекательность дополнительного образования.

В свою очередь расширение «территории» государственно-частного партнерства обеспечит увеличение объемов финансирования, которое требуется для дальнейшего развития системы. С приходом бизнеса появляется и разумная конкуренция, повышающая качество предоставляемых услуг.

Необходимо отметить, что бизнес-сообщество заинтересовано в подготовке будущих профессионалов и уже работает в сфере дополнительного образования. К примеру, «Яндекс» запустил онлайн-курсы для школьников по компьютерным наукам: один посвящен безопасности в интернете, другой – программированию. Также собственные бесплатные курсы открыла социальная сеть «В Контакте»: в программу вошло изучение языков программирования, обучение тонкостям дизайна, особенностям приложений.

Реализация инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей», к которой приступило Министерство совместно с «Агентством стратегических инициатив», получила поддержку ряда госкорпораций, а также общественных и бизнес-организаций.

Следует подчеркнуть, что в послании Президента РФ Федеральному собранию на 2016 год отмечена перспективность такого сотрудничества, в том числе с социально ориентированными НКО. Реализация данной инициативы позволит ускорить формирование многоуровневой системы внешкольной работы с детьми.

В рамках новой модели получают развитие детские технопарки, в которых создается среда для развития одаренных детей и освоения базовых основ профессий завтрашнего дня. Каждый воспитанник приобретет компетенции, которые напрямую влияют на уровень технологического лидерства нашей страны в XXI веке, ее способность вырабатывать инновационные продукты и научные открытия.

Данный проект предполагает серьезный сдвиг в популяризации среди подростков нано-, био- и IT-технологий. Технопарки призваны придать новый импульс развитию инженерного и технического творчества детей и молодежи.

В 2015 году первые детские технопарки открыты в Ханты-Мансийске, Нефтеюганске и Набережных Челнах. К 2020 году они должны появиться в 20 регионах страны.

К 2020 году научно-технический сегмент дополнительного образования планируется увеличить в 2–2,5 раза.

В настоящее время идет подготовка к проведению всероссийского фестиваля по робототехнике «РобоФест-2016». Свою базу для практической реализации технических проектов школьников, в том числе в сфере информационных технологий, робототехники, создания беспилотных летательных аппаратов, предоставляют ведущие университеты.

Особая значимость развития сферы дополнительного образования в рамках государственно-частного партнерства состоит в том, что оно исправляет главный недостаток нынешней системы образования – разрыв образовательного процесса с производственным.

Так, например, инициативу обучения детей в технопарках активно поддержала Ассоциация продюсеров кино и телевидения. Она будет работать в специализированном детском технопарке по отдельному направлению.

Эта модель соответствует мировой практике обучения специалистов в кино- и телешколах, когда подростки получают образование через участие в процессе. Вместе с тем, решается еще одна важная задача дополнительного образования – фиксируется социальное положение ребенка в команде и акцентируется важность каждой выполняемой функции.Таким образом, выстраивается единая социальная траектория обучаемых детей.

Совместно с Минкомсвязью и Росстатом ведется работа по созданию единой федеральной межведомственной системы учета детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам.

В 2016 году в стране появится единый интернет-портал, содержащий информацию обо всех доступных кружках и секциях. В настоящее время такая информация представлена в соответствующих разделах муниципальных порталов. Например, на портале госуслуг Москвы размещена информация о 76 тыс. кружков и секций.

Векторы дальнейшего развития системы дополнительного образования заданы новыми запросами детей, а также тенденциями современного и будущего образования. Это: мобильные технологии, детские образовательные сервисы, виртуальные лаборатории, оцифровка и дополненная реальность, робототехника, программирование, веб-дизайн, учебные симуляторы, 3D-проектирование.

Главная задача – вооружить юных россиян, в том числе с особыми образовательными потребностями, набором эффективных интеллектуальных инструментов, а также практических умений, при этом развивать креативность, воображение, инициативу, лидерские качества, стремление к свершениям.

Развитие физической культуры и спорта и здоровый образ жизни.

В русле этого направления Национальной стратегии в интересах детей усилия Министерство нацелены на организацию полноценной «территории здоровья». Большая работа проводится по расширению возможностей для физического развития подрастающего поколения.

В 2015 году первоочередной задачей стало исполнение Указа Президента РФ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)». Установлены государственные требования к уровню физической подготовленности детей и молодежи, а также нормативы испытаний ГТО.

В ФГОС начального и общего образования внесены изменения, предусматривающие подготовку к выполнению требований ГТО; комплекс апробирован в 12 субъектах РФ. В 2015 году проведен всероссийский урок ГТО; в Петрозаводске прошел V Международный конгресс учителей физической культуры «ГТО в Школу»; в Белгороде состоялся первый Фестиваль ГТО школьников.

Запуск ГТО призван обеспечить развитие массового спорта, поэтому требует обновления спортивной инфраструктуры. В 2015 году на создание условий для занятий физической культурой и спортом в сельских школах из федерального бюджета предоставлены субсидии в размере 1 620 млн рублей.

Это позволило отремонтировать спортивные залы более тысячи организаций в 54 субъектах РФ; перепрофилировать под спортивные залы аудитории в 65 организациях.

Кроме того оснащены инвентарем и оборудованием более 500 спортивных сооружений; получили развитие более тысячи школьных спортивных клубов.

Безусловно, Министерство осуществляет развитие физической культуры и спорта не только в рамках комплекса ГТО, но и по всем ключевым векторам. В их числе: реализация образовательных программ по физической культуре и спорту; внеучебная деятельность, проведение различных спортивных состязаний, конкурсов, чемпионатов, первенств.

Совместно с Минспортом проводятся «Президентские спортивные игры» (ежегодно 5,5 млн участников) и «Президентские состязания» (более 9,5 млн подростков). Работа по укреплению здоровья учащихся в системе образования включает и ряд других основополагающих разделов: организация правильного питания и отдыха, формирование экологической культуры; повышение уровня культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности.

Отдых детей и их оздоровление.

В фокусе постоянного внимания Министерства – расширение сферы общественно полезной деятельности, досуга и оздоровления подрастающего поколения. В широком спектре российских оздоровительных лагерей 6% составляют стационарные, 1% – санаторно-оздоровительные, 81% – оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, 9% – лагеря труда и отдыха и 3% – палаточные лагеря. В летний период оздоровительные лагеря всех типов достигают 87% от общего числа организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы. Ежегодно в них отдыхают 34% школьников.

В проведении оздоровительной кампании принимают участие более 140 тыс. специалистов. Всего в российской системе дополнительного образования детей работает более 500 туристических баз и детских образовательно-оздоровительных лагерей.

Необходимо подчеркнуть, что эффективное решение задач в сфере воспитания, дополнительного образования и здорового образа жизни сопряжено с инновационным развитием инфраструктуры детства. Национальной стратегией в интересах детей предусмотрено развитие отечественной индустрии детских товаров.

В настоящее время Министерство, совместно с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров, проводит работу по созданию многофункциональной технологической платформы «Инфраструктура детства». Она призвана ускорить инфраструктурную модернизацию за счет повышения эффективности НИОКР, расширения научно-производственной кооперации, генерации и трансфера «прорывных» технологий.

Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Обеспечение права на образование особых детей.

Одной из ключевых задач Национальной стратегии в интересах детства является реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.

Меры по совершенствованию инклюзивного обучения включены в государственную программу «Развитие образования» на 2013– 2020 годы.

Обеспечение равного доступа детей-инвалидов к качественному образованию являлось основополагающей задачей государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы.

В 2015 году универсальные безбарьерные условия созданы в более чем 3 тыс. школ.

А всего с 2011 года число школ, в которых создана доступная среда, выросло в три раза и превысило 9 тыс. В школы поступило новое оборудование, проходят обучение педагоги и другие специалисты.

Сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ осуществляют более 15 тыс. человек, из них: почти 900 педагогов-психологов, 400 учителей-логопедов, 150 учителей-дефектологов, около 600 социальных педагогов. Увеличены контрольные цифры приема в вузы за счет средств из федерального бюджета по направлениям «психолого-педагогическое образование» и «дефектологическое образование».

Сейчас более 100 российских вузов готовят таких специалистов. За 2014–2015 годы повысили квалификацию почти 26 тыс. педагогов и специалистов по разным направлениям образования и сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью. Проведен I Всероссийский съезд дефектологов.

В рамках Московского международного салона образования в 2015 году при поддержке Европейского союза проведена Конференция «Социальное партнерство в инклюзивном образовании». Состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования».

Улучшению условий для получения образования данной категории детей содействует реализация федеральных и региональных инициатив по развитию открытого образования. В 72 субъектах РФ центры дистанционного образования являются структурными подразделениями различных образовательных организаций и осуществляют, в том числе, методическую помощь.

В 2015/2016 учебном году по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий обучаются более 19 тыс. детей-инвалидов (почти на 300 детей больше, чем в предыдущем учебном году), а по программам дополнительного образования – 4,5 тыс. Призерами и победителями всероссийской олимпиады школьников стали 260 детей, которые учились с использованием дистанционных технологий. Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов проведены Всероссийская спартакиада, Всероссийский фестиваль детского творчества.

В настоящее время формируются мероприятия государственной программы «Доступная среда» на 2016–2020 годы. Они предусматривают создание специальных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью на всех уровнях образования. От понятия «доступная среда», где основное внимание уделяется доступности пространства, осуществляется переход к формату «доступная услуга», когда речь идет непосредственно о доступности качественного образования.

Защита прав и интересов детей-сирот.

Проблема социального сиротства сегодня характерна для многих развитых и развивающихся стран. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во всех сферах их жизни, является важной задачей целого ряда российских государственных и общественных институтов. Для Министерства она является приоритетной.

В настоящее время органами исполнительной власти субъектов реализуется задача переориентации существующих организаций на новый формат работы, в том числе создание для содержания, образования, воспитания, охраны и укрепления здоровья детей благоприятных условий, приближенных к семейным. Создание таких условий способствует интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.

В 2015 году состоялся 3-й Всероссийский съезд руководителей организаций для детей-сирот; финалы всероссийских конкурсов художественного творчества «Ассамблея замещающих семей» и «Созвездие».

Количество приемных семей в России превысило 80 тыс. Работает 1,5 тыс. служб сопровождения замещающих семей. Проводятся психологические, юридические, методические консультации приемных родителей. В ноябре 2015 года состоялся Всероссийский форум приемных семей, собравший на своей площадке более 500 приемных родителей из всех регионов страны. Участники поддержали предложение о создании Всероссийской ассоциации приемных семей, целью которой будет всесторонняя помощь семьям, решившим усыновить ребенка.

В 2015 году Министерством продолжена работа по подготовке проектов и заключений соглашений с иностранными государствами о сотрудничестве в области усыновления детей (Ирландией, Словенией, Мальтой, Великобританией, Новой Зеландией, Израилем). В марте 2015 года ратифицирован договор с Королевством Испания. При этом Министерством осуществляется плановый контроль за деятельностью представительств иностранных органов и организаций по усыновлению детей на территории России.

Выявление и укрепление слабых звеньев в сфере защиты прав детей сирот остается актуальной задачей и ключевым разделом системной работы всех заинтересованных сторон. В 2016 году планируется дальнейшее сокращение числа детей-сирот, продолжение реформирования организаций для сирот, развитие эффективной системы адаптации их выпускников к самостоятельной жизни и подготовки к трудоустройству.

В ведомстве готовятся поправки к закону о дополнительных гарантиях для детей, оставшихся без попечения родителей. Изменения коснутся вопросов предоставления льгот и гарантий при получении образования, а также полного государственного обеспечения молодежи данной категории, обучающейся в профессиональных образовательных организациях.

Министерством подготовлены изменения в форму статистической отчетности «О выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Изменения утверждены приказом Росстата.

Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.

Реализация комплекса мер в русле этого направления Национальной стратегии в интересах детей предусматривает обеспечение доступности качественного образования, психолого-педагогической, социальной помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и защиту их прав. Ключевые ориентиры – повышение эффективности работы и усиление межведомственного взаимодействия.

Очевидно, что в подростковой среде имеется ряд проблемных зон: распространена культура потребления, гедонизма, индивидуализма; недостаточными темпами снижается уровень агрессивности, ксенофобии, игровой компьютерной зависимости.

Необходимо отметить, что значительным воспитательным потенциалом обладает современная информационная среда. Однако ее воздействие далеко не всегда приводит к позитивным результатам. Появились социальные сети, целая индустрия детских развлечений, которые неоднозначно влияют на неокрепшие умы, при явном дефиците на медийном пространстве современных образцов нравственного и патриотического поведения.

Министерством уделяется особое внимание реализации мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек и асоциального поведения школьников, создающих риски для жизни и здоровья: табакокурения, алкоголизма, наркомании.

Во всех субъектах РФ наряду с использованием традиционных методов профилактики внедряются новые технологии и инициативы, учитывающие современные возможности и адекватные глобальным вызовам, в том числе содействующие тому, чтобы дети могли ориентироваться в возрастающем потоке информации и умели критично к ней относиться.

В 2015 году Министерством разработаны и направлены в регионы методические рекомендации по предупреждению правонарушений детей.

Одним из актуальных направлений профилактической работы является противодействие идеологии терроризма, религиозного экстремизма. Формирование у юных россиян неприятия по отношению к этим деструктивным идеологиям, воспитание межнациональной и межрелигиозной толерантности – важнейший приоритет государственной политики. В российских школах введен обязательный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Особое внимание уделяется профилактике наркомании. Набор технологий противодействия этой глобальной угрозе постоянно расширяется. Проводится всероссийский интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать». В 2015 году в рамках этой технологии прошло почти 17 тыс. мероприятий, в которых приняли участие свыше 1,5 млн детей и подростков.

В образовательных организациях осуществляется социально-психологическое тестирование учащихся. Оно нацелено на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, оказание своевременной адресной помощи. По вопросам проведения данного тестирования более 250 педагогов из 52 субъектов РФ прошли курсы повышения квалификации на базе МГУ имени М.В. Ломоносова в сентябре 2015 года.

Свыше 900 мероприятий различного формата проведено в 2015 году в рамках акции по профилактике ВИЧ-инфекции, в том числе 163 «круглых стола», 126 волонтерских акций, ряд театрально-концертных постановок и фестивалей. По инициативе Министерства для старшеклассников проведен первый Всероссийский интернет-урок «Я выбираю жизнь», приуроченный к Всемирному дню борьбы со СПИД.

Эффективным механизмом является взаимодействие образовательных организаций с Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Министерством осуществляется организационно-техническое сопровождение заседаний Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В 2015 году состоялось 4 заседания комиссии.

Следует подчеркнуть приоритетность мер профилактики над коррекцией и реабилитацией. Так, на стадии раннего предупреждения правонарушений важно своевременное выявление семейного неблагополучия. Например, в Кировской области реализуются проекты «Социальный патруль».

Значимым инструментом профилактики антиобщественных действий является проведение мероприятий по пропаганде правовых знаний. В регионах активно применяются такие технологии правового просвещения подростков, как интерактивные выставки «Осторожно, тюрьма!», «Трезвление».

Проблема формирования устойчивых нравственных установок предполагает не только знание моральных норм, но и успешный собственный опыт. Поэтому в образовательных организациях идет обновление методов трудового воспитания, организации досуга и занятости подростков, в том числе состоящих на различных видах учета.

Перспективной формой является сотрудничество с общественными объединениями. В качестве примера можно отметить взаимодействие Министерства и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Наряду с усилением профилактических мер расширяется диапазон мер по реабилитации и полноценной интеграции в общество подростков, вступивших в конфликт с законом. Эффективно срабатывают тренинги формирование позитивных поведенческих моделей, консультации психологов, в том числе в дистанционных форматах. В октябре 2015 года состоялся II Всероссийский форум региональных моделей и программ социализации детей.

На этапах непосредственного предупреждения правонарушений подростков и предупреждения рецидива показателен успешный опыт восстановительного правосудия. Для продвижения данной технологии Министерством были разработаны и направлены в регионы методические рекомендации по созданию школьных служб медиации (примирения). В настоящее время такие службы действуют практически во всех субъектах.

На комплексную реабилитацию и социализацию подростков, преступивших закон, направлена работа 69 специальных учебно-воспитательных учреждений.

В 2015 году в них проведен ряд общественно значимых мероприятий. В их числе: фестиваль талантов, военно-полевые сборы «Салют, Победа!», IV олимпиада по общеобразовательным предметам, спортивный турнир «Санкт Петербургская весна – 2015», федеральный конкурс «Педагог года – 2015».

Актуальные вопросы функционирования и развития таких учреждений обсуждались в ходе проведенных совещаний с их руководителями.

Особое внимание в системе образования уделяется профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Более пяти с половиной тысяч педагогов прошли повышение квалификации по программам, связанным с обеспечением безопасности детей на дорогах.

Среди масштабных инициатив, реализуемых Министерством, следует отметить создание федеральных экспериментальных центров «Детский автогородок».

Это базы практических занятий с детьми по изучению правил дорожного движения.

Самое большое количество автогородков (212) действует в школах и детских садах Ростовской области.

Успешным методом работы является деятельность отрядов юных инспекторов движения. Только в Московской области за последние 6 лет созданы 665 таких отрядов. В Калужской области действует 163 отряда.

В 2015 году состоялся Финал Всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо» и «Всероссийский чемпионат по автомногоборью».

По инициативе Министерства в ноябре 2015 года проведена Всероссийская интернет-олимпиада для школьников на знание правил дорожного движения «Дорога без опасности». В проект было вовлечено более миллиона детей из всех субъектов РФ. Эффективность мероприятия обусловила решение о его ежегодном проведении.

В 2015 году изготовлена и направлена в регионы печатная продукция по тематике безопасного дорожного движения, разработаны памятки для родителей.

В рамках направления «Дети – участники реализации Национальной стратегии» расширяется «территория» школьного самоуправления, участия детей в общественной жизни, их знаний в области прав человека. Вместе с тем увеличивается зона ответственности детей.

Министерством совместно с Росмолодежи начата реализация Указа Президента РФ «О создании Общероссийской общественног-осударственной детско-юношеской организации “Российское движение школьников”». Деятельность этой организации призвана содействовать формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, расширяя возможности для социализации и самореализации подрастающего поколения.

Представленный краткий обзор реализации в 2015 году основных положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, в части ряда полномочий Министерства образования и науки Российской Федерации, свидетельствует о прогрессе в решении поставленных задач и достижении значимых перемен.

При этом очевидна необходимость продления после 2017 года всех мер, направленных на обеспечение счастливого детства в нашем государстве и, в конечном счете, на увеличение количества добра в мире.

Информация об авторах

Каганов Вениамин Шаевич, доктор экономических наук, заместитель министра, Образование и науки Российской Федерации, Москва, Россия, e-mail: kaganov-vs@mon.gov.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2250
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 800
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1