Культурно-историческая психология
2007. Том 3. № 4. С. 91–95
doi:10.17759/chp.2007030410
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Влияние образов массовой культуры на формирование у детей 6—7 лет предпочитаемого образа учительницы
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2007030410
Для цитаты: Янгирова Г.Ф. Влияние образов массовой культуры на формирование у детей 6—7 лет предпочитаемого образа учительницы // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 4. С. 91–95. DOI: 10.17759/chp.2007030410
Полный текст
Важное место в общей готовности к школе занимает социальная, или личностная, готовность к обучению в школе. В работах отечественных психологов в 1950—60-х гг. было показано чрезвычайно важное значение роли учителя в формировании личности ребенка [1, 2]. К концу дошкольного детства стремление ребенка в школу побуждается широкими социальными мотивами и конкретизируется в его отношении к новому «официальному» взрослому — к учителю. В отношении к учителю проявляется готовность ребенка к новым формам общения в рамках новой социальной ситуации развития. Эти особенности сознания детей стали одним из оснований рассматривать учебную деятельность как ведущую для психического развития младших школьников [6, 12].
В те времена дети поступали в первый класс с 7-8 лет. В связи с тем, что в настоящее время дети в РФ идут в школу с 6,5 лет, возникает вопрос, насколько верна данная характеристика сознания первоклассников хотя бы по отношению к их представлениям об учителе.
Современные исследования показывают, что любое требование учителя нынешние первоклассники выполняют с готовностью и охотно, родители уже не являются для них носителями нового образа жизни и новой социальной роли [7]. Только в школе вслед за учителем ребенок готов исполнить все, что требуется, без всяких возражений и обсуждений [3]. Вроде бы попрежнему верна такая характеристика личностной готовности ребенка к школе, как стремление к новой социальной позиции, которая выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе как к ученику [5, 10].
Вместе с тем внутренняя позиция школьника потеряла прежнюю определенность прежде всего с точки зрения сформированности социальных мотивов учения [9, 10]1. Возникает вопрос о том, насколько представления современных детей 6-7 лет о школе соответствуют целям и задачам учебной деятельности. В частности, важно знать, каков у современного ребенка предпочитаемый образ учительницы.
Многочисленные наблюдения педагогов и психологов показывают, что большое влияние на детей оказывает массовая культура. Например, на эстетическое сознание современных детей сильно воздействуют рекламные эталоны женских образов [4].
Данное исследование было посвящено изучению влияния массовой культуры на формирование представлений об образе желаемой учительницы у детей 6-7 лет, живущих в условиях межкультурного (русско-башкирского) взаимодействия2.
Цель исследования конкретизируется в виде трех задач: 1) выявление структуры предпочтений у детей 6-7 лет в ситуации выбора образа учительницы воображаемой школы; 2) выяснение особенностей переноса национальных образов и национального самосознания на выбор предпочитаемого образа учительницы ребенком 6-7 лет; 3) определение возможности влияния специальных занятий по изучению традиционной этнической культуры на структуру предпочтений учительницы для воображаемой школы.
Используя результаты анкетирования, проведенного среди детей 6-7 лет в детских дошкольных учреждениях и школах республики Башкортостан, предварительно были выявлены предпочитаемые женские образы и на их основе разработана (совместно с профессором В.А. Гуружаповым) методика «Предпочитаемый образ учителя».
Метод
Стимульным материалом для проведения основной методики были фотографии «учительниц», стилизованные под образы массовой культуры — узнаваемые детьми типажи (по подобию наиболее предпочитаемых женских образов, полученных в ходе анкетирования), и фотография своей учительницы:
«Подруга» (образ «Барби», славянский тип). Учительница в современном молодежном наряде (обтягивающие белые брюки и ярко-красная кофточка) — типичный образ куклы Барби, модель, которая не утруждается решением трудных задач, не ругает учеников, всегда их поймет и все разрешит. Особых «рамок» в ее требованиях к ученикам нет. Ученики воспринимают такую учительницу как добрую подругу, действия которой им заранее известны. Легкомысленно-дружеский образ соблазнительной девушки.
«Добрая» (образ классической учительницы, славянский тип). Учительница в классическом костюме — стандартный, типичный образ, внешне — добрая, умеет решать любые вопросы, возникающие у детей, не прибегая к строгим методам и крику. Дети могут обратиться с любыми вопросами, испытывая при этом к ней уважение как к учительнице, которая много знает и может помочь, если это нужно. Дружелюбно-открытый образ учительницы.
«Башкирка» (этнический тип). Учительница в башкирской национальной одежде. Строгая, сдержанная, требовательная, при этом приветливая и уважительная. Придерживается национальных традиций и обычаев (уважение к старшим, любовь к детям, снисхождение к слабым и больным).
«Русская» (этнический тип). Учительница в русской национальной одежде. Добродушная, милая, открытая, всегда готовая прийти на помощь. В меру строгая и критичная. Дети к ней тянутся, уважают ее. Очень открытый и доброжелательный образ.
«Учительница без комплексов» (образ «раскрепощенной женщины», славянский тип). Учительница без определенных четких требований, излишне открытая, раскованная, компанейская, «своя» на все 100 %, дистанции учениками по отношению к ней не соблюдаются (девушка-учительница в коротком платьице, возлежащая свободно на учительском столе и мило улыбающаяся). Дети ее воспринимают как объект, с которым можно хорошо провести время. Учеба при этом ставится на предпоследнее место.
«Учительница без комплексов» (образ «раскрепощенной женщины», тюркский тип). Очень раскованная, без четких требований, имеет слабое представление о школе, учебе предпочитает развлечения (девушка-учительница в обтягивающих брюках и блузке с открытым пупком, возлежащая на боку на учительском столе). Ученики относятся к ней как к «своему парню», ее требования выполняются не всеми и не всегда. При этом действия детей не контролируются и не наказываются.
«Строгая» (образ классической учительницы, тюркский тип). Учительница в современном модном деловом костюме, национальный типаж. Строгая в меру, с очень четкими требованиями. За невыполнение заданий наказывает (справедливо). Разболтанность учеников и неуважение к такой учительнице во время уроков недопустимы. Дети ее требования знают и выполняют их.
Учительница своя — классная руководительница того класса, где проводится исследование.
Процедура. Опыт с каждым испытуемым проводился индивидуально. Ребенку предлагались для рассматривания эти фотографии. В 1й серии он должен был выбрать «учительницу» в волшебной комнате для других «очень хороших первоклассников». Во 2й серии ему предлагалось выбрать учительницу, «если бы он сам учился в волшебной школе». Мы считаем, что во 2й серии выбор был более ответственным, чем в 1й серии. После каждого выбора экспериментатор спрашивал ребенка, почему он выбрал именно эту фотографию. Выбор совершался всякий раз из полного набора фотографий.
Исследование проводилось с одними и теми же детьми в три этапа: 1-й этап3 — август 2004 г.; 2-й этап — октябрь (конец месяца) 2004 г.; 3-й этап — конец апреля — май 2005 г. Всего в исследовании приняли участие 185 учеников первых классов г. Уфы (87 башкир, 98 русских) и 17 учеников сельской башкирской школы.
Результаты
Прежде всего надо отметить, что качественный анализ ответов детей на вопрос о мотивах своего выбора показывает, что ответы были достаточно разнообразными и неслучайными. Наиболее четкие различия были выявлены в 1й серии. Если ученик выбирал нормативный образ учительницы, то объяснения были такие: «Учительница должна быть такой строгой и ругать двоечников», «Конечно, у такой учительницы, которая даже не улыбается (!), не очень-то хочется учиться, но, школа же (!)». Часть детей уверены, что строгий и даже иногда «вредный» учитель в школе — это вполне нормальное явление. Впрочем, «строгость» у некоторых детей ассоциируется не с «требовательностью», а с «несдержанностью в эмоциях», что по нашему мнению, может быть еще одной темой для исследования.
Характер объяснения причин выбора образов массовой культуры («Подруги» и «Учительницы без комплексов») наиболее ярко проявился у мальчиков. Один из них попросил себе фотографию «Подруги», разъяснив, что он увеличит ее и повесит в своей комнате. Другой мальчик попросил узнать адрес «Учительницы без комплексов» (тюркский тип), так как твердо «решил на ней жениться», когда вырастет. Бойкие выражения, вроде «какие у нее классные ножки, вот бы потрогать», «ну и клевая тетка», или «вот везет этим первоклассникам, такая красотка будет их учить», — яркий показатель того, что эти дети не воспринимают учителя как носителя общественных знаний, определенных требований, предъявляемых детям. Несколько мальчиков подходили после проведения исследования к психологу с просьбой, чтобы «Подруга» и «Учительницы без комплексов» (оба типажа) пришли в школу и «немного поучили их».
Вместе с тем говорить о явной доминанте образов массовой культуры нельзя. В табл. 1 показано, что на 1-м этапе частота выборов нормативных образов, фольклорных образов и массовой культуры была примерно равной. Правда, на 2-м этапе исследования резко повысился процент выбора образа массовой культуры. Образы массовой культуры начинают явно доминировать над остальными. Различия между 1-м и 2-м этапами значимы по критерию Ван-дер-Вандена (р < 0,05). Беседа с детьми показала, что некоторые из них немного устали к концу четверти. Часть из них разочаровалась в школе, поняв, что учеба — это работа не на один день и год (один мальчик сказал: «Боже, этим надо заниматься 11 лет! А до каникул как до Китая!»). Уменьшение нормативного образа учительницы в пользу образа массовой культуры эти дети объясняли так: «с учительницей-Барби можно поиграть на уроке», «эта учительница точно не будет задавать домашних заданий и ругаться» («учительница без комплексов, тюркский тип»), «у этой учительницы было бы классно учиться: она такая веселая и прикольная (!), наверное, никогда не задает домашних заданий» («учительница без комплексов, славянский тип). Можно предположить, что ослабление интереса к учебе приводит к повышению влияния образов массовой культурны на сознание учеников. Однако это верно только по отношению к ситуации неответственного выбора.
Таблица 1. Данные обследования учащихся первых классов по методике «Предпочитаемый образ учителя» (1-я серия «для других первоклассников») в процессе обучения
Образы учительниц | Структура выборов образа учительницы на разных этапах | ||
---|---|---|---|
1-й этап (предшкольный) число выборов | 2-й этап (конец 1-й четверти) число выборов | 3-й этап (конец 4-й четверти) число выборов | |
Нормативный образ | 44 (23,8%) | 33 (18%) | 38 (20,5%) |
Образ массовой культуры | 65 (35,2%) | 104 (56,3%) | 95 (51,4%) |
Фольклорный образ | 55 (29,7%) | 32 (17,3%) | 48 (25,9%) |
Своя учительница | 21 (11,3%) | 16 (8,4%) | 4 (2,2%) |
Итого | 185 (100%) | 185 (100%) | 185 (100%) |
Если степень ответственности более высокая, то ситуация существенно меняется. Во 2-й серии образ своей учительницы является доминирующим у испытуемых (табл. 2). Более того, от этапа к этапу растет доля выборов своей учительницы. Различия между первым и вторым этапами значимы по критерию Ван-дер-Вандена (р < 0,05). Усталость уже не влияет на детей, они готовы общаться со своей учительницей на третьем этапе. Это объясняется тем, что дети частично адаптировались к школе, приняли нормы и правила учебного процесса; некоторым из них даже понравилось учиться (хотя ранее они утверждали обратное): «ничего в школе (хотя на подготовке было лучше), оказывается, так много интересного узнаёшь. И учительница такая умная!».
Таблица 2. Данные обследования учащихся первых классов по методике «Предпочитаемый образ учителя» (2-я серия «для других первоклассников») в процессе обучения
Образы учительниц | Структура выборов образа учительницы на разных этапах | ||
---|---|---|---|
1-й этап (предшкольный) число выборов | 2-й этап (конец 1-й четверти) число выборов | 3-й этап (конец 4-й четверти) число выборов | |
Нормативный образ | 21 (11,2%) | 13 (7,0%) | 10 (5,4%) |
Образ массовой культуры | 34 (18,3%) | 27 (14,6%) | 23 (12,4%) |
Фольклорный образ | 23 (12,2%) | 17 (9,2%) | 22 (11,9%) |
Своя учительница | 107 (58,3%) | 128 (69,2%) | 130 (70,3%) |
Итого | 185 (100%) | 185 (100%) | 185 (100%) |
И по мере обучения данная тенденция становится более явной. Это показывает, насколько доминирует в сознании первоклассника образ его учительницы. Но тем не менее образы массовой культуры несколько доминируют над нормативным образом учительницы
В нашем исследовании не было замечено влияния этнических особенностей образа учительницы на предпочитаемый образ учительницы. Сравнение выборов этнического образа учительницы детьми, входящими в разные этнические группы (табл. 3), показало, что они выбирают образ учительницы как своей этнической группы, так и другой. Беседа с детьми показала, что выбирали они данный образ не из-за причастности к той же этнической группе. Свой выбор они мотивировали тем, что «эта учительница им нравится больше» или что «она красивее, чем другие». Различие структуры выбора учительницы этнического образа детьми разных этнических групп незначимо.
Таблица 3. Выбор фольклорного образа учительницы для учеников воображаемой школы детьми разных этнических групп
Этнические группы | Образ учительницы | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Башкирка | Русская | |||||
1-й этап |
2-й этап |
3-й этап |
1-й этап |
2-й этап |
3-й этап |
|
Башкирская 87 (100%) | 13 (14,9%) | 7 (8,0%) | 12 (13,8%) | 14 (16,1%) | 10 (11,5%) | 7 (8,0%) |
Русская 98 (100%) | 15 (15,3%) | 6 (6,1%) | 13 (13,2%) | 13 (13,2%) | 9 (9,1%) | 16 (16,3%) |
Для контроля мы провели исследование по нашим методикам в I классе Баймакской сельской школы. Хотя школа находится в традиционном башкирском селе, но, тем не менее, существенного увеличения выборов учительниц фольклорного типа в течение обучения не наблюдается (табл. 4).
Таблица 4. Данные обследования учащихся первых классов сельской школы по методике «Предпочитаемый образ учителя» («для других первоклассников») в процессе обучения
Образы учительниц | Структура выборов образа учительницы на разных этапах | ||
---|---|---|---|
1-й этап (предшкольный) число выборов | 2-й этап (конец 1-й четверти) число выборов | 3-й этап (конец 4-й четверти) число выборов | |
Нормативный образ | 2 (11,7%) | 3 (17,6%) | 3 (17,6%) |
Образ массовой культуры | 13 (76,4%) | 11 (64,7%) | 10 (58,8%) |
Фольклорный образ | 2 (11,7%) | 3 (17,6%) | 4 (23,5%) |
Своя учительница | 0 | 0 | 0 |
Итого | 17 (100%) | 17 (100%) | 17 (100%) |
Вместе с тем следует отметить, что структура выбора учителя для воображаемой школы демонстрирует даже большее влияние образов массовой культуры. Эти данные также показывают, насколько сильно влияет современная массовая культура на сознание детей, даже живущих в традиционном селе.
Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы. Хотя нельзя говорить о доминирующем влиянии образов массовой культуры на сознание детей, но следует признать наличие этого влияния. Около трети учеников в ситуации неответственного выбора учительницы предпочитают раскрепощенных, свободных в поведении молодых женщин из глянцевых журналов. Правда, своя реальная учительница оказывает существенное влияние на предпочтения детей: если учительница умеет находить общий язык с детьми, приветлива с ними, при этом оставаясь требовательной, дети выбирают ее, предпочитая раскрепощенным и сексуальным образам женщин с обложек глянцевых журналов. Если учительница не может установить контакт с детьми, неприветлива, дети сохраняют свои стереотипные представления об образах предпочитаемых учительниц.
Наши наблюдения показывают, что образы традиционной культуры влияют на становление представлений о школе у детей 6-7 лет, если их активно с этой культурой знакомить. В таком возрасте у детей нет проблем этнического взаимодействия, всем им одинаково интересен фольклор разных народов. Различия были обнаружены только между мальчиками и девочками. Именно среди девочек было больше всего выборов в пользу фольклорных образов. Видимо, к мальчикам нужен особый подход.
В итоге, мы пришли к выводу, что на желаемый образ учительницы могут накладываться стереотипы, навязанные детям СМИ: стереотипы раскованных, свободных, в какой-то степени даже вульгарных, сексуальных женских образов. Какое развитие дети получат в ходе учебы, зависит от того, как будет построен учебно-воспитательный процесс, какой стиль поведения выберет учительница и как будут помогать ей в этом родители ребенка.
1 – Это подтверждается, в частности, данными исследования Н.И. Гуткиной, недавно опубликованными в этом журнале: Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2.
2 – Исследование проводилось под научным руководством профессора В.А. Гуружапова (МГППУ).
3 – Дети уже были знакомы со своей учительницей по занятиям в подготовительной группе.
Литература
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников// Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.
- Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраста // Вопросы психологии. 1988. № 4.
- Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. М., 1999.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность ребенка к школе. М., 2004.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2002.
- Инновационная сеть развивающего обучения / Составитель В.А. Гуружапов. М., 2003.
- Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. Красноярск, 1994.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
- Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3025
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 730
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0