О роли музыкально-культурологического контекста в литературном образовании школьников

420

Аннотация

Современное литературное образование предполагает формирование у школьников культурологической компетенции. Однако, осознавая важность ассоциативной, интерпретационной и тематической функции музыкального искусства в процессе изучения литературы, педагоги не всегда обращают внимание на мировоззренческую и смыслообразующую роль музыки в художественном мире писателя. По мнению автора статьи, основная нагрузка, которую несет музыка при знакомстве с личностью писателя, — быть проводником его идей, его миропонимания, показать, как жизненный пласт музыкальных впечатлений преображается в творчестве. Зыбкая грань между эстетическим и этическим в художественном мире Л.Н. Толстого, художника и моралиста, ощутима практически в каждом его произведении. Это вызывает потребность в поэтапной и системной работе над образной и психологической ролью музыки на страницах художественных произведений Л.Н. Толстого.

Общая информация

Рубрика издания: Психология искусства

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Френкель Н.В. О роли музыкально-культурологического контекста в литературном образовании школьников // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. № 1. С. 97–100.

Фрагмент статьи

...По признанию ведущих ученых-методистов, одной из современных тенденций развития методики преподавания литературы в средней школе становится «расширение культурологического контекста, стремление к интегрированию знаний из различных видов искусства и литературы» [2, с. 4]. Несомненно, культурологический подход позволяет рассматривать текст художественного произведения как «культурный универсум» (В.А. Доманский), «феномен культуры» (С.А. Леонов), представляющий собой обобщенную модель мира. Таким образом, преподавание литературы становится одним из способов освоения культуры как интегрированного явления, вбирающего в себя практически все сферы человеческой жизни.

Интеграция литературы и музыки — один из важнейших аспектов единого потока органического взаимодействия искусств. В условиях школьного преподавания она находит практическое преломление в соединении литературных и музыкальных познаний школьников, приобретенных ими на уроках литературы, музыки, мировой художественной культуры. Вопрос состоит в том, как, когда и, главное, с какой целью, в каком методическом аспекте привносить на уроки литературы музыкальное искусство, сведения из истории музыкальной культуры, как грамотно и обоснованно сопрягать литературу и музыку.

Идея анализа литературного произведения в музыкально-культурологическом контексте имеет свою историю. Безусловно, многое сделано в чрезвычайно важном вопросе об использовании музыки в процессе преподавания литературы. В частности, наметилась целая разветвленная система аспектов того или иного применения музыкального искусства в контексте литературного и эстетического образования и развития школьников. Определены общие принципы использования музыкальных произведений на уроках литературы, рассмотрены задачи, условия, методика обращения к музыке на вступительных и заключительных занятиях, а также в связи с
внеклассной работой по литературе. В основном большинство работ методистов-исследователей и учителей-практиков посвящено привлечению музыки на уроки литературы в качестве эмоционально-слуховой наглядности, помогающей ученику воспринимать литературное произведение; введению музыки в урок литературы для воссоздания духа
эпохи, создания у школьников представлений о культуре изучаемого периода, художественных и эстетических критериях писателя, о которых идет речь на уроке. Таким образом, в большей или меньшей степени реализуются идеи «диалога культур» и «интеграции искусств», а также традиционных для отечественной методики межпредметных связей.

Но, к сожалению, далеко не всегда на уроках литературы видится место музыки в ее образной и психологической интерпретации на страницах художественных произведений, в постижении ее сути писателями-психологами, в ее влиянии на человека, на формирование системы его взглядов, в способности музыки к «озвучиванию» чувств, коррекции поведения литературного героя под влиянием музыки, укрупнения для читателей-школьников как общего замысла художественного произведения, так и отдельных его фрагментов для понимания концепции писателя в целом...

Полный текст

На рубеже XX—XXI в. в системе школьного лите­ратурного образования наметился переход от «знаниецентрической» к «культуроцентрической» гуманитарной модели школы (В. Библер, В. Доман­ский, А. Валицкая, С. Курганов и др.). Стало очевид­ным, что в современном понимании филологии и ме­тодики преподавания литературы заложен глубокий культурологический смысл. Модернизация совре­менного российского образования, новые подходы к профильному обучению, осуществляемые в послед­ние годы, предполагают поэтапное формирование у школьников как филологической культуры, так и культурологической компетенции. В ответ на это в школьной методике и практике преподавания лите­ратуры появились новые разноплановые контексты, что объясняется сложностью и многоплановостью понятия «культура». Прежде всего заявили о себе различные уровни историко-­культурного контекста, который сегодня понимается шире, чем раньше. Ли­тературные произведения рассматриваются в соот­ношении с философскими воззрениями, националь­ными особенностями, с различными этапами разви­тия мировой культуры, с историческими эпохами, на уровне эстетических категорий, художественных на­правлений. В старших, как правило, профильных гу­манитарных классах изучаются те или иные лингво-культурологические аспекты художественных текс­тов. Таким образом, само количество сопряжений художественного произведения с полем культуры значительно расширилось, изменилось их качество. Из фона изучения произведения культурный кон­текст превратился в смыслообразующий элемент ра­боты с художественным произведением и в объект культурологического анализа.

По признанию ведущих ученых­-методистов, од­ной из современных тенденций развития методики преподавания литературы в средней школе стано­вится «расширение культурологического контекста, стремление к интегрированию знаний из различных видов искусства и литературы» [2, с. 4]. Несомненно, культурологический подход позволяет рассматри­вать текст художественного произведения как «культурный универсум» (В.А. Доманский), «фено­мен культуры» (С.А. Леонов), представляющий со­бой обобщенную модель мира. Таким образом, пре­подавание литературы становится одним из спосо­бов освоения культуры как интегрированного явле­ния, вбирающего в себя практически все сферы чело­веческой жизни.

Интеграция литературы и музыки — один из важ­нейших аспектов единого потока органического вза­имодействия искусств. В условиях школьного пре­подавания она находит практическое преломление в соединении литературных и музыкальных познаний школьников, приобретенных ими на уроках литера­туры, музыки, мировой художественной культуры. Вопрос состоит в том, как, когда и, главное, с какой целью, в каком методическом аспекте привносить на уроки литературы музыкальное искусство, сведения из истории музыкальной культуры, как грамотно и обоснованно сопрягать литературу и музыку.

Идея анализа литературного произведения в му­зыкально­-культурологическом контексте имеет свою историю. Безусловно, многое сделано в чрезвы­чайно важном вопросе об использовании музыки в процессе преподавания литературы. В частности, на­метилась целая разветвленная система аспектов того или иного применения музыкального искусства в контексте литературного и эстетического образова­ния и развития школьников. Определены общие принципы использования музыкальных произведе­ний на уроках литературы, рассмотрены задачи, ус­ловия, методика обращения к музыке на вступитель­ных и заключительных занятиях, а также в связи с внеклассной работой по литературе. В основном большинство работ методистов-­исследователей и учителей-­практиков посвящено привлечению музы­ки на уроки литературы в качестве эмоционально-­слуховой наглядности, помогающей ученику вос­принимать литературное произведение; введению музыки в урок литературы для воссоздания духа эпохи, создания у школьников представлений о культуре изучаемого периода, художественных и эс­тетических критериях писателя, о которых идет речь на уроке. Таким образом, в большей или меньшей степени реализуются идеи «диалога культур» и «ин­теграции искусств», а также традиционных для оте­чественной методики межпредметных связей.

Но, к сожалению, далеко не всегда на уроках ли­тературы видится место музыки в ее образной и пси­хологической интерпретации на страницах художе­ственных произведений, в постижении ее сути писа­телями-­психологами, в ее влиянии на человека, на формирование системы его взглядов, в способности музыки к «озвучиванию» чувств, коррекции поведе­ния литературного героя под влиянием музыки, ук­рупнения для читателей­-школьников как общего за­мысла художественного произведения, так и отдель­ных его фрагментов для понимания концепции писа­теля в целом.

Восприятие текста произведения как образного отражения действительности и в то же время как проявления духовной жизни конкретного челове­ка — писателя — важный шаг в эстетическом разви­тии школьника. В противном случае придется лиш­ний раз согласиться с высказыванием К.И. Чуков­ского, заметившего как­-то, что «в школе писатели, “эти сложные творческие индивидуальности”, стано­вятся похожими на воробьев: все серенькие, все чи­рикают» [6, с. 67].

Музыка в процессе изучения биографии, как уже было неоднократно отмечено методистами, знако­мит учеников с конкретными эстетическими взгля­дами писателя. Очевидно, что звучащая в классе лю­бимая писателем музыка создает настрой на его ин­дивидуальность. Музыка, с которой почти незнако­мы современные школьники, входила совершенно естественно и просто в жизнь русских писателей с детства и, следовательно, затем в мир их героев. «Пытаться же ввести подростков в русскую класси­ческую литературу, минуя сам дух ее, — невозможно. Приблизить их к этому миру далеких от них, но вле­кущих и трогающих переживаний, можно, нужно с помощью музыки» [3, с. 4].

Между тем эмоционально­-иллюстративное воз­действие при первом или продолженном знакомстве с писателем — важная, но не главная функция музы­ки на уроках при изучении биографии. Основная на­грузка, которую несет музыка при знакомстве с лич­ностью писателя, — быть проводником его идей, его миропонимания, показать, как жизненный пласт му­зыкальных впечатлений преображается в творчест­ве. В этом случае уроки по изучению биографии пи­сателя с включением в них музыкальной нити его жизни перетекают в анализ его произведений, в са­мую ткань их. В частности, мир музыки в произведе­ниях Л.Н. Толстого, несомненно, связан с его общим философским мировоззрением и требует рассмотре­ния именно в этом контексте.

Позволим себе один—два примера. Как известно, в художественном мире Л.Толстого музыка заключа­ет в себе не только положительный, возвышающий и объединительный потенциал. Она — своеобразный индикатор нравственности и, в какой­-то мере, пока­затель неблагополучия в мире. Вот фрагмент из вос­поминаний С.Л.Толстого, сына писателя: «Помню, как придя домой после посещения умирающего Фе­дота, одного из самых бедных крестьян Ясной Поля­ны, он (Л.Н.) взволнованно сказал: «Иду я от Федо­та по прошпекту и слышу: Сережа играет Венгерские танцы Брамса. Я его не упрекаю за это, но как стран­но: рядом с нами живут нищие люди, болеют, умира­ют, а мы этого не знаем и даже знать не хотим, — иг­раем веселую музыку» [4, с. 316].

Более того, по мнению писателя-­моралиста, му­зыка обладает и той «таинственной силой», которая заставляет людей даже «умерщвлять себе подоб­ных». Вспомним, как Пьер Безухов, находясь в пле­ну у французов, с ними сдружился; между ним и французами, на почве общих тягот совместной жиз­ни, установились хорошие человеческие отношения. Но вот затрещали барабаны, и люди стали неузнава­емы. Французский капрал, который еще вчера уго­щал Пьера трубкой, теперь на его вопрос о состоянии одного больного нахмурился и, «проговорив бес­смысленное ругательство, захлопнул дверь». Капрал этот настолько переменился, что Пьер даже «усом­нился, тот ли это знакомый его капрал или другой неизвестный человек: так не похож был на себя кап­рал в эту минуту». Что же это была за минута? А та, когда «с двух сторон вдруг послышался треск бара­банов», символизирующий разъединенность людей, повинующихся безучастной силе власти избранных, поставивших себе на службу барабанную дробь, под­чиняющую волю людей».

«В измененном лице капрала, в звуке его голоса, в возбуждающем и заглушающем треске барабанов Пьер узнал ту таинственную, безучастную силу, ко­торая заставляла людей против своей воли умерщв­лять себе подобных…

Драм да да дам, дам, дам, трещали барабаны. И Пьер понял, что таинственная сила уже вполне ов­ладела этими людьми и что теперь говорить было бесполезно» [«Война и мир», т. IV, ч. II, гл. XIII].

Конечно, треск барабанов, который услышит Пьер в плену, не может вполне восприниматься как звучащая музыка, и все-­таки… Спустя почти что со­рок лет Л.Н. Толстой в позднем своем рассказе под­спудно сопоставляет мелодичное звучание мазурки и вальса и «другую, жесткую, нехорошую музыку ба­рабана и флейты». Это будет сопоставление именно двух проявлений музыки, одно из которых вдохнов­ляет и окрыляет влюбленного человека, а другое ста­новится страшным откровением о жестокой дейст­вительности.

Как видим, уже в романе «Война и мир», создан­ном еще в некризисные для Толстого 1860­е гг., уже явно просматриваются истоки позднего понимания писателем­-моралистом музыкального искусства. И в задачи учителя входит необходимость умело провес­ти тонкий психологический анализ «музыкальных страниц» романа, подготовив тем самым учащихся и к восприятию самого музыкального и в то же время, если можно сказать, антимузыкального произведе­ния Л.Н. Толстого «Крейцерова соната». Впрочем, подобный анализ текста сквозь призму «музыкаль­ных страниц» усиливает, на наш взгляд, вообще вни­мание к тексту, к каждому авторскому слову. Учащи­еся начинают осознавать композиционную и психо­логическую роль музыки в произведении, у них по­является и укрепляется понимание авторского «я» в произведении.

Конечно, по­-разному можно относиться к тому, что Л.Н. Толстой говорил и писал о музыке. Данный при­мер не отражает и сотой доли того разнообразного, под­час парадоксального восприятия и истолкования Тол­стым музыки, нашедших место в его художественных и публицистических произведениях, а также в высказы­ваниях и дневниковых записях. «Творчество писате­ля, — отмечал М.Б. Храпченко, — представляет собой системное единство. Системное прежде всего потому, что каждого талантливого писателя отличает свой круг тем, идей, образов. Это верно и тогда, когда круг этот очень широк, когда художественные искания писателя отмечены своеобразной универсальностью. Системны­ми свойствами творчество талантливого писателя об­ладает еще и вследствие того, что на всех созданных им произведениях лежит выразительный отпечаток его художественной индивидуальности» [5, с. 328].

Музыка занимала значительное место в эстетике многих писателей, а в образах музыкальных произ­ведений и музыканта нередко воплощались самые сложные художественные идеи. Обращение Льва Толстого практически в каждом произведении к му­зыке, с одной стороны, безусловно, свидетельствует о значимости «мифа музыки» [А.Ф. Лосев] в миро­воззрении писателя. Но с другой стороны — в этих произведениях, содержащих подробные описания исполнения и восприятия музыки, музыка — прежде всего повод для размышления о мире и человеке.

Литература

  1. Доманский В.А. Культурологические основы изучения литературы в школе: Дис… д-ра пед. наук. Томск, 2000.
  2. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы. М.,1999.
  3. Свирина Н.М. Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе.: Дис. … канд. пед. наук. СПб.,1993.
  4. Толстой С.Л. Музыка в жизни Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой: Юбилейный сборник / Под ред. Н.Н. Гусева. М.; Л.,1928.
  5. Храпченко М.Б. Художественное творчество. Действительность. Человек // Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М.,1982.
  6. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова // К.И. Чуковский. Изд. 3-е, испр. М.,1959.

Информация об авторах

Френкель Нора В., кандидат педагогических наук, кафедра преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и переподготовки работников, Москва, Россия, e-mail: noraf@freemail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2799
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 420
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1