Колыбель психологии деятельности*

583

Аннотация

В статье представлены комментарии к публикации архивного материала об истории Харьковской психологической школы, принадлежащего перу А. Н. Леонтьева. Отмечены отдельные погрешности в датировке главой Харьковской психологической школы некоторых событий, относящихся к указанному периоду, а также сознательное умалчивание А. Н. Леонтьевым имени харьковского психолога А. И. Розенблюма, обусловленное известными социокультурными причинами. Не ограничиваясь простыми комментариями к тексту, автор настоящей статьи на конкретных примерах обосновывает ранее выдвинутую гипотезу о харьковской психологической группе как самостоятельной научной школе — исследовательском коллективе, входившем составной частью в школу — направление в науке, созданное Л. С. Выготским. На материале неопубликованных личных писем членов Харьковской школы к А. Н. Леонтьеву демонстрируется опосредствованность межличностных отношений в данной школе как малой группе Общим Делом, кото рым, в частности, было творческое развитие идей Л. С. Выготского об историчности психики. В публикуемом тексте даются комментарии к оценкам А. Н. Леонтьевым вклада Харьковской школы в теорию и практику психологической науки, а также в развитие культуры эксперимента.

Общая информация

* Предисловие к публикации текста А. Н. Леонтьева «Харьковская психологическая школа»

Ключевые слова: Харьковская психологическая школа, психологическая теория деятельности, научная школа, Леонтьев А.Н., Выготский Л.С.

Рубрика издания: История науки

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Соколова Е.Е. Колыбель психологии деятельности // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 3. С. 127–133.

Литература

  1. База данных о жертвах репрессий Харьковской обл. (Украина)// Электронная версия: http://lists.memo.ru/ index17.htm
  2. Богоявленская Д. Б. У меня было два учителя // Пси­хология в вузе. 2003. № 1—2.
  3. Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Вы­готский. Жизнь и деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996.
  4. Выготский Л. С. [Конкретная психология челове­ка] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 1.
  5. Гальперин П. Я. Письмо А. Н. Леонтьеву // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 3.
  6. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В. В. Давыдова и Д. А. Леонтьева. М., 1990.
  7. Запорожец А. В. Избранные психологические произ­ведения: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. Т. 1. М., 1986.
  8. Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запомина­ния // Научные записки Харьковского государственного педагогического института иностранных языков. Том I. Харьков, 1939.
  9. Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М., 2005.
  10. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 1-е изд. М., 1959.
  11. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в истории развития советской психологии // А. Н. Леонтьев. Фило­софия психологии. М., 1994.
  12. Леонтьев А. Н., Розенблюм А. И. Психологическое исследование деятельности и интересов посетителей Цен­трального парка культуры и отдыха имени Горького (Предварительное сообщение) // Традиции и перспекти­вы деятельностного подхода в психологии: Школа А. Н. Леонтьева/ Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М., 1999.
  13. Матюшкин А. М. Интервью о А. Н. Леонтьеве// Психология в вузе. 2004. № 3.
  14. Мещеряков Б. Г. Мнемические эффекты П. И. Зин­ченко // Культурно-историческая психология. 2009. № 2.
  15. Овчинникова О. В. «Мы приходили на факультет, как в родной дом. Это была просто большая семья»// Журнал практического психолога. 2003. № 1—2.
  16. Соколова Е. Е. Из истории школы А. Н. Леонтьева // Соколова Е. Е. Введение в психологию: Краткий конспект лекций и методические указания к курсу. М., 1999.
  17. Эльконин Д. Б. Воспоминания о соратнике и друге// А. Н. Леонтьев и современная психология: Сб. статей па­мяти А. Н. Леонтьева // Под ред. А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, О. В. Овчинниковой (отв. редактор), О. К. Тихомирова. М., 1983.
  18. Якобсон С. Г. «Ценности и критерии моей професси­ональной деятельности были определены Алексеем Нико­лаевичем Леонтьевым» // Психология в вузе. 2003. № 1—2.
  19. Ясницкий А. Очерк истории Харьковской школы психологии: период 1931—1936 гг. // Культурно-истори­ческая психология. 2008. № 3.
  20. Ясницкий А. Очерк истории Харьковской школы психологии: первая научная сессия Харьковского государ­ственного педагогического института и появление «Харь­ковской школы психологии» (1938) // Культурно-истори­ческая психология. 2009. № 2.
  21. Ясницкий А., Завершнева Е. Об архетипе советской психологии как научной дисциплины и социальной прак­тики // Новое литературное обозрение. 2009. № 6. Элек­тронная версия: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/ 100/ai26.html
  22. Хоменко О. О. Розумiння художнього образу дiтьми молодшего вiку // Науковi записки Харькiвського держав­ного педагогiчного iнституту. 1941. Т. 6.

Информация об авторах

Соколова Елена Евгеньевна, доктор психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2239-0858, e-mail: ees-msu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2036
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 583
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3