Исследование рефлексии жизненного пути на материале создания автобиографического нарратива

1959

Аннотация

В статье рассмотрено понятие рефлексии жизненного пути. Исследование проблемы развития рефлексии в контексте культурно-исторической парадигмы реализуется через изучение возможностей использования знаковых систем на примере автобиографического нарратива. Эмпирическое исследование рефлексии жизненного пути проведено с помощью авторской методики «История моей жизни». Подробно описаны использованная методика и способ обработки полученных данных. В экспериментальном исследовании участвовали 60 человек в возрасте 20—35 лет. Основным результатом работы являются эвристические возможности авторской методики в изучении механизмов использования субъектом знаково-символических структур (нарративов) в рефлексии. Применение новой психодиагностической методики предполагает оценку показателей нормативности и значимости событий, на основании которых описываются типы рефлексии жизненного пути.

Общая информация

Ключевые слова: рефлексия, жизненный путь, автобиографический нарратив, событие, контент-анализ

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Клементьева М.В. Исследование рефлексии жизненного пути на материале создания автобиографического нарратива // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 3. С. 30–39.

Фрагмент статьи

Современный научно-теоретический и практический интерес к внутреннему миру человека ориентирован на поиск концептуального и операционального психологического содержания элементов, детерминирующих саморазвитие человека. Одним из таких понятий, получивших трактовку в категориальном строе психологической науки, является понятие рефлексии.

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М., 1983.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  3. Аникина В.Г. Рефлексивный тренинг как средство разрешения конфликтных ситуаций // Культурно-историческая психология. 2009. № 3.
  4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2004.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1984.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  7. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
  8. Знаков В.В. Самопонимание как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 1.
  9. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5.
  10. Клементьева М.В. Психологические ресурсы жизненного пути: структура, содержание, методика исследования. KG, 2012.
  11. Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Автореф. дисс. … д[1]ра психол. наук. М., 1991.
  12. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979.
  13. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Рефлексивность как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2011.
  14. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.
  15. Мириманова М. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем // Развитие личности. 2001. № 1.
  16. Низовских Н.А. Человек как авто самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. М., 2007.
  17. Петровский В.А. Состоятельность и рефлексия: модель четырех ресурсов // «Психология» (Журн. Высш. шк. экономики). 2008. № 1.
  18. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.
  19. Рефлексивный подход: от методологии к практике / Под ред. В.Е. Лепского. М., 2009.
  20. Россохин А.В. Психология рефлексии измененных состояний сознания (на материале психоанализа) // «Психология» (Журн. Высш. шк. экономики). 2010. № 2.
  21. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.
  22. Сакутина Т.М. История жизни: метапсихологический план исследования // Рекурсивное и дискурсивное в структуре смыслоообразования. М., 2004.
  23. Сапогова Е.Е. Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2005. № 2.
  24. Сапогова Е.Е. Событие в структуре биографического текста // Культурно[1]историческая психология. 2006. №1.
  25. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2003.
  26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.
  27. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск, 2007.
  28. Старовойтенко Е.Б. Отношения личности: Философско-психологические и рефлексивные модели // Мир психологии. 2006. № 4.
  29. Степанов С.Ю. Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках // Психология творчества: Школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2006.
  30. Ферро А. Психоанализ: создание историй. М., 2007.
  31. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  32. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. М., 2001.
  33. Шалак В.И. Контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М., 2004.
  34. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  35. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. М., 2005.
  36. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.
  37. Bruner J.S. Life as narrative // Social Research. 1987. № 54 (1).
  38. Millar G.W. Millar G.W., Torrance E.P. The Torrance Kids at Mid-Life: Selected Case Studies of Creative Behavior. Westport, 2001.
  39. Farber B.A. Psychological mindedness: Can there be too much of a good thing? // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training, 1989. № 26 (2).
  40. Fenigstein A. Self-consciousness and its relation to psychological mindedness // W.E. Piper, M. McCallum (eds.). Psychologial mindedness: A contemporary understanding. Mahwah, N. J., US, 1997.

Информация об авторах

Клементьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор, Департамент психологии и развития человеческого капитала, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8712-9282, e-mail: marinaklementyva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3031
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1959
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0