Человек большого ума и большой души

893

Аннотация

6 февраля 2014 года ушел из жизни основатель и главный редактор международного научного журнала «Культурно-историческая психология» Владимир Петрович Зинченко.

Общая информация

Рубрика издания: Некрологи

Для цитаты: Рубцов В.В., Мещеряков Б.Г. Человек большого ума и большой души // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 1. С. 4–7.

Полный текст

 

6 февраля 2014 года ушел из жизни
основатель и главный редактор международного научного журнала
«Культурно-историческая психология»

Владимир Петрович Зинченко[I]

 

Глубокой и незаживающей душевной раной отозвалось известие о смерти доктора психологических наук, профессора, академика РАО Владимира Петровича Зинченко.

Более 60 лет назад он связал свою жизнь с психологией и до последних дней жизни продолжал служить этой науке, культуре и обществу. Из скупых строк биографии можно представить широкий диапазон его деятельности: прорывные экспериментальные исследования, блестящие лекции во многих российских и иностранных университетах, руководство лабораториями, кафедрами и даже институтами, многочисленные статьи и книги и т. д.

Вспомним основные вехи его жизни. В.П. Зинчен­ко родился 10 августа 1931 г. в семье психологов, в Харькове. В 1948 году поступил на отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, по его окончании в 1953 г. — в аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР, которую окончил в 1956 г. Защитив в 1957 г. под руководством А.В. Запорожца кандидатскую диссертацию на тему «Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков» (официальными оппонентами были А.Р. Лурия и П.Я. Гальпе­рин), работал в том же институте сначала в качестве младшего, затем старшего научного сотрудника.

В 35 лет В.П. Зинченко в 1966 г. стал доктором психологических наук (тема диссертации — «Восприятие как действие», оппонентами были Б.Г. Ана­ньев, А.А. Смирнов и Б.Ф. Ломов), в 38 — профессором. Будучи избранным в 1974 г. членом-корреспондентом, а в 1992 — действительным членом АПН, он неизменно уделял академическим делам много времени и сил. В 1991—98 годах Владимир Петрович — член президиума РАО, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии, а с 2001 г. — академик Отделения образования и культуры РАО. Среди его печатных работ специальный очерк посвящен вкладу психологов в работу РАО.

В.П. Зинченко принадлежит к ученым, которым тесно в рамках собственного кабинета и даже лаборатории. Он с неизменным успехом обеспечивал условия профессиональной деятельности для огромного числа психологов и других специалистов. В 30 лет (1961) организовал в НИИ автоматической аппаратуры первую в стране лабораторию инженерной психологии, которой руководил до 1970 г. С 1970 по 1982 год возглавлял созданную им же кафедру психологии труда и инженерной психологии на психологическом факультете МГУ. В течение 15 лет (1969— 1984) руководил отделом эргономики ВНИИ технической эстетики, где были развернуты эргономические (теоретические, методологические и экспериментальные) исследования, а также исследования процессов порождения зрительных образов, умственного вращения и визуального мышления. В 1984 году организовал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики. Кроме того, в конце 1980-х гг. был зам. директора Института философии РАН и руководителем Центра наук о человеке, директором-организатором Института человека РАН. С 1998 года — главный научный сотрудник Института общего среднего образования РАО, руководитель Центра наук о человеке при ИО- СО РАО, профессор Самарского педагогического университета.

В 1998 году В.П. Зинченко организовал и возглавлял до 2007 г. кафедру психологии в Международном университете природы, общества и человека «Дубна». В 2007 году основным местом его работы стал факультет психологии ВШЭ. Многие годы читал лекции в МГППУ, где также был профессором кафедры «Культурно-историческая психология», позднее преобразованной в международную кафедру ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства».

Научные интересы В.П. Зинченко поражают широтой и многосторонностью, с некоторой условностью их можно подразделить на относительно независимые области — общая психология; инженерная психология и эргономика, человеко-машинные системы, взаимодействие человека с компьютером; теория и методология психологической науки; проблемы психического и духовного развития; психологическая педагогика и развивающее обучение; а также российские психологические и философские традиции. Приоритетна, безусловно, психология — культурно-историческая, возрастная, общая, экспериментальная, когнитивная, инженерная.

Первые исследования В.П. Зинченко были нацелены на понимание онтогенеза восприятия и в дальнейшем вылились в разработанную совместно с А.В. Запорожцем концепцию перцептивных действий. Затем впечатляющий цикл работ был посвящен изучению зрелых форм перцепции, движения и действия: формированию зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, развертыванию восприятия как перцептивной деятельности, разработке функциональной модели предметного действия. Исследования в области когнитивной психологии включают работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов. Эти работы, в свою очередь, явились как бы трамплином, введением сразу к трем направлениям дальнейшей научной деятельности. Первое было связано с изучением психологических проблем установки, сознания, деятельности, личности, хроното- пии сознательной и бессознательной жизни; второе — с проблемами теории и методологии, а в дальнейшем — истории психологии, и третье — с проблемой «человек-техника», которую В.П. Зинченко трансформировал в проблему «человек-культура- техника». Возможно, что именно этот путь — от изучения восприятия ребенка к изучению когнитивных процессов взрослого и к анализу внутренних средств деятельности оператора создал предпосылки гума­нистически ориентированной инженерной психологии и эргономики, защищающих непридаточность человека к машине и противодействующих технократическим стремлениям выжить человека из системы человек-машина.

В дальнейшем перечисленные три направления благодаря «судьбы сплетеньям» слились, взаимообо- гатились и вылились в новую, чрезвычайно широкую область интересов к проблемам личностного и духовного развития. Вызвавшие широкий резонанс работы 1990-х гг. посвящены разработке проблем психологии доверия и психологии понимания, вертикали духовного развития, эстетического воспитания и развивающего образования, формулированию принципов психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии.

Особо следует выделить научно-координационную деятельность. В 1960-е годы В.П. Зинченко вместе с Д.Ю. Пановым возглавлял крупные научные проекты по инженерной психологии, проводимые в интересах оборонной промышленности. К выполнению этих работ с соответствующим для того времени техническим обеспечением (например, именно в лаборатории инженерной психологии НИИ автоматической аппаратуры впервые в стране применена ЭВМ для управления ходом эксперимента) и финансированием привлекались психологи Московского, Ленинградского и Харьковского университетов, НИИ психологии АПН, а позднее — психологи университетов Вильнюса, Тарту, Тбилиси. Так, с самого начала к созданию инженерной психологии в стране были подключены ведущие психологические учреждения и ведущие психологи — А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев, П.И. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Бобнева, О.К. Тихомиров, В.Н. Пушкин, М.С. Шехтер и многие другие. Следует отметить, что созданная инженерная психология была не просто ответом на запросы времени: она создавалась именно как наука, и концептуальный каркас этой науки (принципы анализа деятельности оператора, понятие информационной модели и т. д.) также является делом В.П. Зинченко.

В 1970—80-е годы В.П. Зинченко совместно с В.М. Муниповым и со специалистами из научно-исследовательских организаций Министерства обороны СССР — Г.М. Зараковским, В.И. Медведевым, П.И. Шлаеном, а также организаций Министерства авиационной промышленности СССР — А.А. Польским и другими осуществлял большую координационную работу по развитию эргономики в СССР и странах-членах СЭВ. Под редакцией Зинченко (и В.М. Мунипова) с 1970 по 1984 гг. было выпущено около 40 сборников по эргономике и психологии, а также разработаны и приняты первые в стране инженерно-психологические требования, принципы и рекомендации по эргономике.

В конце 1980-х гг. В.П. Зинченко вместе с И.Т. Фроловым и Е.В. Филипповой на базе института философии АН СССР начали реализацию достаточно амбициозного замысла — планирование и координация в Советском Союзе работ по человеко- знанию. Пожалуй, это — единственный проект В.П. Зинченко, которому было не суждено масштабно осуществиться — и отнюдь не по недостатку идей и активности, а вследствие распада Союза. Зато с успехом осуществлена другая программа: в начале 1990-х гг. В.П. Зинченко по поручению института «Открытое общество» (Фонд Дж. Сороса) занимался экспертизой, а затем и заказом нового поколения учебников по психологии, в результате чего было издано более 25 добротных учебников.

Педагогическую деятельность В.П. Зинченко начал еще будучи студентом: в 1951—56 гг. преподавал психологию и логику ученикам 593-й и 598-й московских школ. С тех пор преподавание он не прерывал несмотря ни на что (даже после того как 31 августа 1982 г. был по телефону уволен (!!!) тогдашним деканом факультета психологии МГУ с должности зав. кафедрой психологии труда и инженерной психологии). Студенты психологических факультетов, отделений, институтов, университетов Москвы, Ленинграда, Тарту, Дубны, Самары, Надыма, Тобольска, а также студенты-«непсихологи» (педагоги, социологи, литературоведы, «технари») в разные годы имели возможность приобщиться к психологии посредством лекций В.П. Зинченко по общей психологии, инженерной психологии, эргономике, методологии, когнитивной психологии, искусственному интеллекту и другим курсам. В.П. Зинченко многократно читал лекционные циклы учителям Москвы, Самары, Риги, Сочи, Красноярска, Якутска, Усть- Илимска, Биробиджана.

Нельзя не вспомнить и об опосредованной, пролонгированной стороне педагогической деятельности: в одиночку и с соавторами подготовлены многочисленные учебные пособия по общей и инженерной психологии, эргономике, методологии психологии, психологической педагогике, включая и первые опыты издания психологических хрестоматий (еще в 1970-е гг. вышло 4 выпуска «Зрительные образы и феноменология»), а также психологические словари.

Творческой продуктивности В.П. Зинченко можно позавидовать и порадоваться, он автор или соавтор более 400 работ: статей, отдельных монографий, коллективных трудов. Его работы публикуют авторитетные издания: «Вопросы психологии» (более 50! статей), «Вопросы философии» (более 20 статей), «Научные доклады АПН РСФСР» (около 20 статей), «J. of Russian and East European Psycho­logy» (более 20 статей), «Педагогика», «Человек», «Общественные науки», «Практическая психология», «Природа», «Курьер ЮНЕСКО», «ИМ- ПАКТ», «Техническая эстетика», «Светотехника», «Психологический журнал» и др.

Серьезным вкладом в развитие детской и общей психологии являются монографии «Восприятие и действие», созданная в 1967 г. совместно с А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. (авторы удостоены премии им. К.Д. Ушинского), «Формирование зрительного образа» (1969) (с Н.Ю. Вергилесом), «Функциональная структура действия» (1982) с Н.Д. Гордее­вой. Интерес к фундаментальным проблемам вылился в «Методологические вопросы психологии», написанные в 1983 г. с С.Д. Смирновым. В.П. Зинченко создал свой неповторимый стиль, особенно заблиставший в монографиях последней декады его жизни: «Возможна ли поэтическая антропология?» (1994), «Аффект и интеллект в образовании» (1995), «Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии» (1997), «Живое знание» (1998), «Психология доверия» (1999), «Мысль и слово Густава Шпета» (2000).

В то же время многие научные труды написаны в соавторстве. Список соавторов по-своему красноречив. В первую очередь вспомним о соавторах-учителях: А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин. Часть работ написана совместно с учениками — Ван Чжи Цином (КНР), Н.Ю. Вергилесом, Г.Г. Вучетич, Н.Д. Гордеевой, В.М. Гордон, А.Б. Леоновой, Е.Б. Моргуновым, А.И. Назаровым, Ю.К. Стрелковым, Т.В. Цыгурой (список можно продолжить). Следует заметить, что под руководством В.П. Зинченко защищено более 50 кандидатских диссертаций.

Естественно, самую внушительную группу соавторов составляют коллеги по профессии, среди которых — Б.М. Величковский, Л.А. Венгер, Джеймс Верч, В.В. Да­выдов, В.М. Девиташвили, Ю.М. Жуков, Мирослав Кливер, Т.В. Кудрявцев, Б.Ф. Ломов, Н.И. Майзель, Б.Г. Мещеряков, Ю.Н. Миртов, В.М. Мунипов, В.Ф. Ру­бахин, А.Г. Рузская, С.Д. Смирнов, Н.Ф. Талызина и многие другие. Можно сказать, что Владимир Петрович обладал по крайней мере тремя талантами общения — личностного, профессионального и межпрофессиональ­ного, и неудивительно, что огромное число научных публикаций отражает совместную работу со специалистами самых разных областей: физиком Е.П. Велиховым и философами В.А. Лекторским, М.К. Мамардашвили, Г.Л. Смоляном; математиком Д.Ю. Пановым и инженерами Б.С. Березкиным, В.А. Дракиным, П.Я. Шлаеном; физиологами Н.К. Гонтаревой, А.Н. Лебедевым, В.Д. Трушом; дизайнером А.Г. Устиновым и светотехниками Н.С. Ивановой и С.Г. Юровым, военными и многими другими. Потребуются специальные исследования, чтобы точно определить весь грандиозный «невидимый колледж» В.П. Зинченко.

Еще одно направление деятельности В.П. Зин­ченко — анализ истории психологии и вообще гуманитарных наук — отражено в различных публикациях, в том числе монографиях «Человек развивающийся» (с Е.Б. Моргуновым) и «К началам органической психологии». Специальные работы посвящены психологическим воззрениям Н.А. Бернштейна и А.А. Ухтомского, П.А. Флоренского и Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина и М.К. Мамардашвили. Его «воспоминания» о П.Я. Гальперине, Ф.Д. Горбове, В.В. Давы­дове, А.В. Запорожце, П.И. Зинченко, М.К. Мамар­дашвили, А.Н. Леонтьеве, А.Р. Лурии, Д.А. Ошани­не, С.Л. Рубинштейне, Д.Б. Эльконине — гораздо большее, чем анализ воззрений и даже дань памяти. Эта экстериоризация интериоризированного — живая отечественная психология, щедрый дар всем и особенно молодым и будущим поколениям психологов. Владимир Петрович умел ценить работы других: его послесловия и предисловия сопровождают многие книги отечественных и зарубежных психологов — достаточно сказать, что он «запустил» на нашу орбиту Р. Аткинсона, М. Вертгеймера, Д. Верча, Р. Грегори, Д. Карнеги, Р. Солсо и др.

В.П. Зинченко был председателем Совета по Федеральным экспериментальным площадкам Миноб­разования, зам. председателя ряда межведомственных научных советов — «Эргономика», «Сознание», «Человек», входил в экспертный совет Отдела наук о человеке и обществе РФФИ. В течение длительного периода времени он был председателем международного научного совета «Эргономика» стран-членов СЭВ, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК.

Владимир Петрович принимал активное участие в жизнедеятельности Общества психологов СССР: в разные годы был членом Президиума, вице-президентом и даже первым казначеем.

В разные периоды Зинченко сотрудничал в редколлегиях многих журналов: «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек», «Техническая эстетика», «Journal of Russian and East European Psychology» (ранее — «Soviet Psychology»), ежегодника «Системные исследования», дубненского психологического журнала и др. С самого начала и до конца жизни он был главным редактором журнала «Культурно-историческая психология».

Владимира Петровича хорошо знают и высоко ценят за рубежом. Более 100 работ были изданы на самых разных языках: «Восприятие и действие» — на японском, «Формирование зрительного образа» — на английском и чешском, «Психология восприятия» — на испанском, «Эргономика и основы организации труда» — на английском и испанском, «Психо­метрика утомления» — на английском, а монография «За пределами зоны ближайшего развития» (1994) доступна всем англопонимающим.

В качестве докладчика и приглашенного лектора он многократно участвовал в работе международных конференций и конгрессов, посвященных различным психологическим проблемам (личности, деятельности, сознания, бессознательного, установки и пр.), философским проблемам, теории и методологии науки, инженерной психологии и эргономики, технической эстетики и эстетического воспитания, выготсковедению. Его приглашали с лекциями и докладами университеты Нового и Старого света — Калифорнийский ун-т (в Ир­вайне и Сан-Диего), Ун-т Кларка (Вустер), Вашингтонский ун-т (Сент-Луис), ун-т Германии им. Гумбольдта (Берлин), университеты Болгарии, Венгрии, Чехии, Польши, Испании, Словакии, Японии, Кубы.

Возможно, кого-то удивит, что В.П. Зинченко не «удостоен» и не «отмечен» в отечестве никакими государственными наградами. Однако в профессиональной среде он был признанным лидером: еще в 1988 г. избран почетным членом Американской академии искусств и наук, почетным профессором университета «Дубна» (октябрь 2001), почётным доктором Тартуского университета (май 2011), почетным профессором Харьковского национального университета (июнь 2013).

«Душа — это дар моего духа другому человеку», — слова М.М. Бахтина, которые Владимир Петрович неоднократно цитировал в своих работах последних лет. В них он искал и усматривал глубокий психологический (более того, культурно-исторический) смысл, а также, возможно, средство самопонимания и самоопределения.

Владимир Петрович был фантастически душевно и духовно щедрым. Он безостановочно дарил нам свою душу — и в непосредственном общении и общении опосредствованном. Рядом с ним всегда было тепло, весело и уютно. Он был подобен мобильному и просторному кабинету психологической разгрузки. С благодарностью будем помнить этого замечательного человека большого ума и большой души!

 

 



[I] Приносим свои извинения авторам, чьи статьи были запланированы в текущий номер журнала, за изменение его содержания.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Мещеряков Борис Гурьевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФСГН, Государственный университет «Дубна» (ГБОУ ВО МО «Университет “Дубна”»), Заместитель главного редактора международного научного журнала «Культурно-историческая психология», Дубна, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6252-2822, e-mail: borlogic1@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2336
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 893
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0