Анализ психосемантической системы семейной целенаправленности у мужчин

993

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования психосемантической системы семейной целенаправленности у мужчин. Согласно гипотезе, семейный семантический критерий позволяет выявить психосемантическую целостность и изучить ее структурную и функциональную организацию. Модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный И.Л. Соломиным, предоставил возможность получить дендрограммы понятий для групп юношей и мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей, и выполнить их сравнительный анализ. На основе семейного семантического критерия выявлены: 1) психосемантическая целостность и ее смыслообразующие понятия, доминирующие по фактору ценности: в юношеском возрасте — «моя будущая жена» и «отдых», а в зрелости — «рождение ребенка»; 2) структурная организация целостности, раскрывающая представления о родительском и современном поколениях семьи; 3) функциональная организация системы, процессуальное качество которой обусловлено динамикой смыслообразующих ценностей и психосемантического содержания функциональных категорий. Изучение психосемантической системы семейной целенаправленности расширит теоретические и практические подходы в психологии семьи.

Общая информация

Ключевые слова: социальная психология, психосемантика, психосемантическая система семейной целенаправленности, идентификация, юношеский возраст, мужчина , отцовство, семья, системный подход

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120207

Для цитаты: Нозикова Н.В. Анализ психосемантической системы семейной целенаправленности у мужчин // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. С. 69–79. DOI: 10.17759/chp.2016120207

Фрагмент статьи

Общемировая тенденция эволюции обществен- ных отношений, одним из проявлений которой является трансформация семейной жизни, дополняется глубокими изменениями в российском обществе, происходящими в последние десятилетия и оказывающими экономическое, правовое, социальное и психологическое воздействие на жизнь семьи.

Литература

  1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: ИНФРА-М, 2009. 368 с.
  2. Бехтер А.А. Оптимизация совладающего поведе- ния специалиста путем развития рефлексивности (эмпи- рическое исследование) // Акмеология. 2014. № 1 (49). С. 138—144.
  3. Блауберг И.В., Юдин Э.Г., Садовский В.Н. Системный подход // Энциклопедия эпистемологии и философии на- уки/ Под ред. В.С. Степина, П.П. Гайденко, И.Т. Касавина и др. М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2009. С. 869—870.
  4. Борзенков В.Г. Функция. Целенаправленность // Энциклопедия эпистемологии и философии науки/ Под ред. В.С. Степина, П.П. Гайденко, И.Т. Касавина и др. М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2009. С. 1112.
  5. Васильев И.А. Целеобразование // Энциклопедия эпистемологии и философии науки// Под ред. В.С. Степи- на, П.П. Гайденко, И.Т. Касавина и др. М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2009. С. 1113.
  6. Доценко Е.Л., Порогова Р.И., Фисенко Д.Н. Ценност- но-смысловые ориентиры психолога (оценка социально- психологической зрелости в сравнении с гуманитариями и естественниками)// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1—2. С. 174—183.
  7. Карпов А.В. Психология сознания: метасистемный подход. М.: РАО, 2011. 1088 с.
  8. Кон И.С. Маскулинность в меняющемся мире // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 25—36.
  9. Нозикова Н.В. Становление семейно-ориентиро- ванной и материнской направленности девушек-студенток // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 90—97.
  10. Нозикова Н.В. Основные методологические под- ходы в исследовании социально-психологической направ- ленности в сознании личности как системообразующего фактора социально-психологической общности // Вестн. Ярославского гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Сер. Гумани- тарные науки. 2011. № 4. С. 93—98.
  11. Нозикова Н.В. Проблема изучения социально-пси- хологической целенаправленности как системообразую- щего фактора интегральных качеств семьи // Вестн. Юж- но-Уральского ун-та. Сер. Психология. 2014. Т. 7. № 1. С. 48—58.
  12. Нозикова Н.В. Психосемантический подход в ис- следованиях семейной и материнской направленности де- вушек 15—17 лет // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 2. С. 69—77.
  13. Нозикова Н.В. Доминирующие ценности семейной целенаправленности // Российский психологический жур- нал. 2015. Т. 12. № 3. С. 89—104.
  14. Нозикова Н.В. Структурный анализ психосеман- тической системы семейной социально-психологической целенаправленности // Культурно-историческая психоло- гия. 2015. Т. 11. № 4. С. 44—54. doi:10.17759/chp.2015110404
  15. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосе- мантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2010. 440 с.
  16. Соломин И.Л. Методика психосемантической диа- гностики мотивации (ПДМ). СПб.:Речь, 2011. 10 с.
  17. Соломин И.Л. Практикум по психодиагностике. Пси- хосемантические методы: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Пе- тербургский гос. университет путей сообщения, 2013. 96 с.

Информация об авторах

Нозикова Наталья Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, факультет психологии и социально-гуманитарных технологий, Тихоокеанский государственный университет (ФГБОУ ВО ТОГУ), Хабаровск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3467-0729, e-mail: nv_nozikova@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2819
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 993
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0