Культурно-историческая психология
2016. Том 12. № 2. С. 69–79
doi:10.17759/chp.2016120207
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Анализ психосемантической системы семейной целенаправленности у мужчин
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальная психология, психосемантика, психосемантическая система семейной целенаправленности, идентификация, юношеский возраст, мужчина , отцовство, семья, системный подход
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120207
Для цитаты: Нозикова Н.В. Анализ психосемантической системы семейной целенаправленности у мужчин // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. С. 69–79. DOI: 10.17759/chp.2016120207
Полный текст
Представлены результаты эмпирического исследования психосемантической системы семейной целенаправленности у мужчин. Согласно гипотезе, семейный семантический критерий позволяет выявить психосемантическую целостность и изучить ее структурную и функциональную организацию. Модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный И.Л. Соломиным, предоставил возможность получить дендрограммы понятий для групп юношей и мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей, и выполнить их сравнительный анализ. На основе семейного семантического критерия выявлены: 1) психосемантическая целостность и ее смыслообразующие понятия, доминирующие по фактору ценности: в юношеском возрасте — «моя будущая жена» и «отдых», а в зрелости — «рождение ребенка»; 2) структурная организация целостности, раскрывающая представления о родительском и современном поколениях семьи; 3) функциональная организация системы, процессуальное качество которой обусловлено динамикой смыслообразующих ценностей и психосемантического содержания функциональных категорий. Изучение психосемантической системы семейной целенаправленности расширит теоретические и практические подходы в психологии семьи.
Основные теоретические подходы к изучению психосемантической системы семейной целенаправленности
Общемировая тенденция эволюции общественных отношений, одним из проявлений которой является трансформация семейной жизни, дополняется глубокими изменениями в российском обществе, происходящими в последние десятилетия и оказывающими экономическое, правовое, социальное и психологическое воздействие на жизнь семьи. Откликом на обострение проблем российской семьи стала разработка Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Основными практическими задачами этой политики являются повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании.
Для выполнения этих задач необходимы теоретические и прикладные социально-психологические исследования, целью которых является изучение глубинного системного ценностно-смыслового содержания индивидуального и группового сознания, обуславливающего реализацию семейного поведения человека [10; 11; 13; 14].
Социально-философские гендерные исследования И.С. Кона позволили ему сформулировать вывод: «при сохранении базовых, обусловленных половым диморфизмом, половых различий в мире идет закономерный процесс ослабления традиционной гендерной поляризации, который затрагивает как нормативные представления и фактическое разделение социальных ролей и функций, так и связанные с ними индивидуально-психологические черты и способности» [8, с. 25]. Это характеризует трансформацию процессов индивидуализации личности женщин и мужчин в онтогенезе под влиянием новых культурно-исторических вызовов. Особые изменения претерпевают процессы развития и социализации мальчиков [8], что обуславливает актуальность изу- ченияхарактеристик семейного поведения у мужчин.
Поведение человека или группы людей осуществляется в соответствии с биологическими или социальными программами и характеризуется целенаправленностью в достижении конечного результата — цели, которая определяется идеальными целями и мотивами, сформированными во взаимосвязи с ценностными установками личности и законами общественной жизни [4, с. 1112].
Семейное поведение представляет собой социальное поведение человека, определяющее его целенаправленность на заключение брака, рождение и социализацию детей в семье и направленное на достижение цели супружества-родительства-род- ства[1, с. 236—239].
Регуляция процесса образования цели имеет мо- тивационно-смысловуюоснову и определяется доминирующими смыслообразующими мотивами субъекта [5, с. 1113].
Определяющие поведение человека ценностно-смысловые категориальные системы, в целом сформированные в ходе культурно-исторического развития, изучаются опосредованно путем анализа психосемантических аспектов индивидуального и общественного сознания. Исследования, выполненные на основе психосемантической парадигмы, позволяют рассматривать «формы существования значения в человеческом сознании, ... содержание сознания субъекта, его картину мира, включающую как осознаваемые, так и неосознаваемые пласты ментальности» [15, с. 58]. Значение составляют, по определению В.Ф. Петренко, «идеальные конструкции, модели, в которых представлены формы обобщений совокупного общественного опыта» [15, с. 58].
Изучение принципов системной психосемантической организации семейного поведения раскроет новые возможности для дальнейшего развития теоретических и практических основ рефлексивности как интегративного свойства личности с целью формирования ценностно-смысловых категориальных структур в сознании, в том числе в отношении семейной жизни [2; 6; 9; и др.].
Методология системного исследования позволяет рассмотреть изучаемый объект как систему и раскрыть специфические характеристики его целостности посредством выявления его элементов, особенностей структурных связей, обеспечивающих его системообразующие и интегративные свойства [3, с. 869—870]. В том числе выявит совокупность категорий его организации — онтологические, структурные, функциональные, генетические и интегративные [7, с. 208—260].
Изучение структурной организации объекта является определяющим для исследования его природы, включая содержание, состав и принципы организации [7, c. 985].
Общенаучная теория систем определяет континуум пяти иерархически организованных структурных уровней системы на основе критерия дискриминатора, особенности которого основаны на специфике предмета исследования.
Первый иерархический уровень — уровень целостности процесса или явления в его структурных и качественных характеристиках — это общесистемный уровень. Второй уровень по своему содержанию гетерогенен и представлен отдельными подсистемами целостности с различными функциональными задачами — это субсистемный уровень. Третий уровень содержит базовые структурные компоненты. Четвертый структурный уровень представлен элементами, которые являются онтологически необходимыми для базовых компонентов системы, но утратившими качественную определенность целого. Система входит в состав и взаимодействует с внешней по отношению к ней метасистемой, которую в структурном анализе рассматривают как пятый уровень [7, c. 985—1003].
Исследование структуры объекта реализуется в последовательных этапах, в том числе на основе общего критерия определяется его цель, выделяющая объект из среды, рассматриваются компонентный состав и его структурно-иерархические связи [7, c. 213].
Следующий этап изученияфункциональной орга- низациисистемы в биологических и социальных науках предполагает анализ динамичных функциональных образований и процессов, способных при широком диапазоне внешних изменений сохранять целостность, устойчивость и жизнеспособность системы [4, с. 1106].
Процессуальное качество организации психических процессов, по мнению А.В. Карпова, во-первых, состоит, в феномене функциональной системности объекта, который проявляется «... качествами, особенностями, характеризующими его как целостность, придающими ему организованность и выступающими в качестве его общих регуляторов. Эти качества обнаруживаются экспериментально в факте существования значимых эффектов взаимодействия всех этапов реализации» [7, c. 243]. Во-вторых, оно определяется хронологическим типом организации процесса функционирования, который «... является источником новой категории системных качеств — временных, обнаруживаемых в плане целостной временной динамики процесса» [7, c. 243].
Организация исследования функционального качества целостностного объекта имеет следующие особенности. Во-первых, анализ системы выполняется во временном контексте, позволяющем выявить признаки ее функциональных системных закономерностей под влиянием онтогенетических, исторических и других хронологических факторов. Во-вторых, раскрывается процессуальное качество функциональной организации системы в диахроническом временном диапазоне. В-третьих, исследуются специфические структуры, системные связи и процессы, определяющие функциональные закономерности рассматриваемой целостности [7, c. 238].
Итак, на основе выполненного теоретического анализа можно заключить, что психосемантическая система семейной целенаправленности в сознании человека или группы представляет собой психосемантическую ценностно-смысловую целостность, реализующую цель супружества-родительства-родства.
Роль критерия-дискриминатора системной организации психосемантического объекта будет выполнять семейный семантический критерий, характеристики которого основаны на специфике обобщенной, общесистемной цели объекта — заключение брака, рождение и социализация детей в семье.
Целью проведенного нами системного эмпирического исследования было изучение психосемантической целостности, определяющей семейную целенаправленность у мужчин, доминирующие ценности, статичные и динамичные особенности ее структурной и функциональной организации.
Гипотеза исследования состояла в том, что семейный семантический критерий позволит выявить психосемантическую целостность, в которой доминирующие ценности, структурная и функциональная организация определяют семейную целенаправленность.
Для ее верификации необходимо было провести сравнительный анализ психосемантических структур для групп юношей и мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей, и выполнить следующие задачи:
1) выявить в психосемантической структуре целостность и ее системообразующие понятия, определяющие семейную целенаправленность;
2) дифференцировать структурно-уровневую организацию и раскрыть содержание психосемантической системы семейной целенаправленности;
3) выполнить анализ характеристик функциональной организации психосемантической целостности в онтогенезе, в том числе рассмотреть динамику доминирующих смыслообразующих ценностей и принципы процессуальной организации — функциональную системность и хронологическую организацию.
Программа исследования
Исследование проводилось на базе образовательных учреждений МБОУ СОШ № 30, № 32, № 80, гимназии № 3 им. М.Ф. Панькова, лицея «Ступени» Хабаровска. В нем участвовали 50 юношей — учащиеся X—XI классов в возрасте от 15 до 18 лет (средний возраст 16,4 лет).
Второй базой исследования стали заочное отделение факультета дошкольного, начального и специального образования и факультет дополнительного образования Дальневосточного государственного гуманитарного университета Хабаровска. В исследовании участвовали 45 мужчин в возрасте от 20 до 42 лет (средний возраст 31,5 лет), состоящих в браке и воспитывающих детей. Характеристики возрастной структуры выборок мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей, в относительных единицах, представлены на рис. 1.
Рис. 1. Характеристики возрастной структуры выборок юношей и мужчин,
состоящих в браке и воспитывающих детей, в относительных единицах.
Юноши: — 15 лет;— 16 лет;— 17 лет;— 18 лет. Мужчины: — 20—30 лет;— 30—40 лет;— 40 и более лет
Показатели объективных социально-демографических характеристик выборки юношей и мужчин представлены в табл. 1.
Исследование семейной целенаправленности выполнено было с помощью компьютерной программы Osgood модифицированного варианта методики семантического дифференциала (СД) в пакете методик психосемантической диагностики мотивации (ПДМ), разработанного И.Л. Соломиным для исследования семантических связей значений анализируемой области [16].
На основе 18 шкал, определяющих факторы ценности, потенции и активности, испытуемые оценивали всего 38 понятий. Из них 17 понятий были подобраны нами в соответствии с целями работы и выражали различные аспекты и феномены семейной жизни — люди и группы, события, виды деятельности, связанные с семейной жизнью, и идеальные представления о них: моя мать; мой отец; моя родительская семья; мой будущий муж (моя будущая жена); моя семья (моя будущая семья); вступление в брак; материнство (отцовство); беременность; рождение ребенка; мой ребенок (мой будущий ребенок); уход за ребенком; воспитание ребенка; работа по дому; развод; идеальная мать; идеальный отец; идеальная семья.
Кроме того, в список было включено 21 понятие-маркер. Эти понятия определяли следующие категории:
базовые ценности — мое увлечение; интересное занятие; материальное благополучие;
этапы жизненного пути — мое прошлое; мое настоящее; мое будущее;
люди, группы людей и идеальные представления о них — мои друзья; какой я на самом деле (какая я на самом деле); каким я хочу быть (какой я хочу быть); женщина; мужчина;
занятия и виды деятельности — свободное время; отдых; моя работа; моя учеба; моя профессия; секс;
эмоциональные переживания и события — радость; удача; угроза; страх.
Методы анализа данных были основаны на применении программы Osgood, которая выполняет расчет среднего арифметического значения и стандартного отклонения по факторам ценности, потенции и активности для каждого из предложенных испытуемому понятий. Показатели стандартного отклонения выявляют устойчивость оценок понятия по фактору ценности респондентом и косвенно свидетельствуют о степени их надежности. Стандартное отклонение выше 2,0 указывает на затруднения респондентов в оценке и сниженную надежность полученных результатов, а стандартное отклонение, равное нулю, говорит о ригидности испытуемого в оценочной деятельности или о нежелании быть откровенным [17].
В нашем исследовании показатели стандартного отклонения результатов оценки по фактору ценности понятий для групп юношей и мужчин, представленные в табл. 2, не превысили 1,04 единиц, что подтвердило их надежность. Достоверность результатов обеспечивалась репрезентативностью и объемом выборки.
Математический аппарат кластерного анализа с помощью методов автоматической классификации программы Osgood позволяет объединить объекты, сходные по различным признакам, в группы или кластеры. Эмпирические исследования установили, что понятия, объединяющиеся на расстоянии менее одного стандартного отклонения, воспринимаются испытуемыми как субъективно схожие, и их следует считать объектами одного семантического кластера [17].
Психосемантическая интерпретация основывается на принципе общего смысла, семантически объединяющего понятия кластера, и принципе маркировки с помощью понятий-маркеров, выступающих ориентирами для смыслового понимания близких к ним понятий. Психосемантическая модель диагностики предполагает: близость понятий, обозначающих человеческие потребности, с понятиями, определяющими виды деятельности, измеряемыми с помощью шкал семантического дифференциала, свидетельствует о том, что данные потребности побуждают к рассматриваемым видам деятельности.
Методика СД позволяет выявлять следующие показатели:
— индивидуально-устойчивые базовые потребности;
— степень удовлетворенности базовых потребностей;
— ситуационно обусловленные актуальные потребности;
— отношение к прошлому, настоящему и будущему;
— отношение к себе и другим людям;
— отношение к различным видам деятельности и мотивы этих видов деятельности;
— источники позитивных эмоциональных переживаний;
— источники стресса и негативных эмоциональных переживаний;
— вытесненные из сознания представления и переживания [17].
Процедура исследования выполнялась с января по май 2014 г. в очной групповой форме во время, отведенное для этого администрацией учебных заведений. Участникам предлагалось принять участие в изучении представлений о семье в современном обществе и анонимно выполнить пакет методик.
Результаты исследования
|
Рис. 3. Дендрограмма понятий мужчин в возрасте 20—55 лет, состоящих в браке и воспитывающих детей
Психосемантическую организацию понятий для групп респондентов позволяют выявить среднегрупповые дендрограммы, представленные на рис. 2 и 3. На горизонтальной оси дендрограмм указано расстояние между понятиями в долях стандартного отклонения.
В соответствии с пороговым расстоянием между понятиями, равным 1,0 показателя среднеквадратичного отклонения, полученные дендрограммы разделены на кластеры понятий. В качестве смыслового критерия для определения семантической темы в кластерах среднегрупповых дендрограмм выбрано одно из понятий, представленных для исследования (рис. 2 и 3, табл. 3).
Интерпретация результатов
Психосемантическая система семейной целенаправленности. Для решения первой эмпирической задачи выполним анализ дендрограмм групп респондентов и выделим психосемантическую целостность, определяющую семейную целенаправленность.
На основе принципа общего смысла, принятого в психосемантической диагностике, в дендрограммах выделены семь кластеров понятий с общими для всех групп испытуемых семантическими темами: «Моя родительская семья», «Мой отец», «Моя будущая семья» / «Моя семья», «Моя будущая жена» / «Моя жена», «Рождение ребенка», «Моя работа», «Угроза» и изолированные понятия, указанные в табл. 3.
Анализ дендрограмм юношей и мужчин показал, что из перечисленных кластеров только пять кластеров включают в свой состав понятия семейной семантики, имеют семейную семантическую тему и соответствуют семейному семантическому критерию, но которому не отвечают кластеры «Моя работа» и «Угроза».
Однако психосемантические категории, связанные с семейной жизнью, могут взаимодействовать с психосемантическими образованиями иных сфер жизни, например, с профессиональной и трудовой [9; 12; и др.].
Рассмотрим психосемантическое содержание кластеров «Моя работа» в дендрограммах юношей и мужчин.
Кластер «Моя работа». В юношеском возрасте выбор своей профессии ассоциируется с отцом, совокупностью базовых потребностей, планов на будущее и включен в процесс идентификации, представленный в кластере «Мой отец». Однако будущая профессия в сознании юношей не ассоциируется с учебной деятельностью, которой они занимаются в актуальное время, и с работой, к которой их готовит обучение. Кластер понятий с семантической темой «Моя работа» в дендрограмме юношей не сформирован.
В зрелом возрасте у мужчин отношение к работе и учебе определяют базовые увлечения и дружеские отношения, которые реализуются во временном континууме прошлое-настоящее-будущее, что указывает на высокую значимость и стабильность для них этой части жизни, дифференцированной от семейной жизни.
Кластер «Угроза». Он образован в дендрограмме юношей представлениями о чувстве страха и угрозы.
Изолированные понятия. Отсутствие ассоциаций у понятия с другими понятиями выявляет вытесненные комплексы, что может указывать или на безразличное отношение испытуемого к нему, или на сверхзначимое, но запретное и, вследствие этого, недоступное для осознания, или на болезненные переживания, связанные с ним, или оно ассоциируется с иными понятиями, не вошедшими в перечень данного исследования.
В юности у мужчин изолированы понятия женщина, развод, моя учеба, работа по дому и моя работа, а взрелом возрасте — моя профессия, мужчина, работа по дому, женщина, свободное время, страх, угроза и развод. Среди понятий, не образующих ассоциаций, нет понятий семейной семантики за исключением понятия работа по дому в дендрограммах как юношей, так и мужчин.
Следовательно, семантический критерий позволил выделить в дендрограммах групп юношей и мужчин психосемантические целостности, представленные структурно организованными понятиями. Дифференциация понятий по фактору ценности показала, что в психосемантической системе юношей доминируют понятия семейной сферы — моя будущая жена (6,50) и отдых (6,33), а в дендрограмме мужчин — рождение ребенка (6,67), являющиеся смыслообразующими в психосемантической системе семейной целенаправленности в соответствующий период жизни.
Структурная организация психосемантической системы. Дендрограммы, полученные на основе методики СД, графически наглядно представляют психосемантическую структурно-уровневую систему категорий в целостности (рис. 2 и 3, табл. 3).
Для решения второй эмпирической задачи выполним анализ структурной организации психосемантической целостности на основе семейного семантического критерия.
Компонентный уровень психосемантической системы семейной целенаправленности представляют следующие понятия с семейной семантикой, предложенные респондентам в нашем исследовании, — моя мать, мой отец, моя родительская семья, мой будущий муж (моя будущая жена), моя семья (моя будущая семья), вступление в брак, материнство (отцовство), беременность, рождение ребенка, мой ребенок (мой будущий ребенок), уход за ребенком, воспитание ребенка, работа по дому, идеальная мать, идеальный отец, идеальная семья.
Субсистемный уровень в психосемантической системе семейной целенаправленности для юношей и мужчин имеет единую структуру и состоит из пяти субсистемных подуровней с разными функциональными задачами. Психосемантическое содержание представлений о родительском семейном поколении раскрывают кластеры понятий «Моя родительская семья», «Мой отец», а кластеры «Моя будущая семья» / «Моя семья», «Моя будущая жена» / «Моя жена» и «Рождение ребенка» относятся к современному семейному поколению.
В психосемантических системах всех анализируемых групп выделен кластер «Мой отец», однако понятие моя мать не образует отдельного кластера. У юношей оно ассоциируется с иными понятиями в кластере «Моя будущая семья», а у мужчин входит в кластер «Моя жена».
Общесистемный уровень в психосемантической целостности семейной целенаправленности составляет гетерогенная совокупность субсистемных функциональных кластеров с общей семантической структурной организацией и качественными характеристиками, раскрывающими семейную сферу жизни человека — смысловое содержание представлений о двух поколениях семьи.
Таким образом, сравнительный анализ семантических категорий и их связей на основе семейного семантического критерия в дендрограммах респондентов позволил определить единый план структур- но-уровневой организации психосемантики семейной целенаправленности для всех групп респондентов, включающий общесистемный, субсистемный и компонентный уровни, и раскрыть ее семантическое содержание. Структурный анализ целостности дает основу для продолжения системного исследования объекта, в том числе для изучения его функциональной организации.
Функциональная организация психосемантической системы. С целью решения третьей эмпирической задачи необходимо выполнить сравнительный анализ психосемантической системы семейной целенаправленности для разных возрастных групп и выявить общие принципы ее процессуальной функциональной организации.
Рассмотрим особенности психосемантических характеристик целостности для групп юношей и мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей (табл. 3).
Динамика доминирующих ценностей в психосемантической системе. В юношеском возрасте ценностное доминирование понятия моя будущая жена (6,50), побуждающее к поиску супруги, в зрелости сменяется ценностью понятия рождение ребенка (6,67).
Кластер «Моя родительская семья». Юноши воспринимают свое сходство с родительской семьей, объединяя по смыслу прошлое и настоящее время. Вероятно, они еще не готовы в настоящем к отделению от нее.
В зрелости мужчины связывают родительскую семью с идеалом отца, материальным благополучием и, возможно, ожидают помощи в уходе за ребенком и в его воспитании, а отсутствие в кластере семантических маркеров может свидетельствовать о снижении функциональной значимости кластера.
Кластер «Мой отец». Этот кластер имеет высокое функциональное значение, независимо от возраста мужчин, определяя обретение мужской идентичности и содержания отцовства.
В юношестве в кластере объединяются маркеры базовых интересов, увлечений, будущего времени с субъективным ощущением своего тождества с отцом, а также с представлениями о мужчине и идеальном отце, что побуждает к овладению профессией, достижению материального благополучия, отцовству и воспитанию ребенка.
В зрелости отец ассоциируется с представлением об отцовстве. Мужчины воспринимают свое сходство с ним и стремятся быть похожими на него. Семантическая близость маркеров каким я хочу быть и какой я на самом деле свидетельствует об ощущении достигнутой идентичности с отцом.
Кластер «Моя будущая семья» / «Моя семья». В юности своя будущая семья ассоциируется с отдыхом, понятие о котором преобладает по фактору ценности в психосемантической системе (6,33), а также с матерью, идеалами матери и семьи, с чувствами радости и удачи, т. е. необходимого, желательного результата дела.
В зрелом возрасте своя семья связана с базовыми интересами мужчин и с их представлениями о беременности и идеалах матери и семьи. Отсутствие в кластере временных маркеров указывает на отсутствие удовлетворения базовых интересов, что будет побуждать к решению проблемы в семейном поведении.
Кластер «Моя будущая жена» / «Моя жена». Для мужчин в юности понятие моя будущая жена доминирует по фактору ценности среди других понятий (6,50) и ассоциируется только со свободным временем.
В зрелости понятие моя жена вызывает чувство радости и побуждает к отдыху. Мужчины относятся к ней так же, как к своей матери и ребенку.
Кластер «Рождение ребенка». В дендрограмме юношей рождение будущего ребенка связано с представлением о нем, с дружескими отношениями, побуждает к вступлению в брак и сексу.
В зрелости для мужчин событие рождения ребенка, преобладающее по фактору ценности (6,67), вступление в брак и секс ассоциируются с удачей — желательным результатом дела.
Итак, механизм функциональной организации психосемантической целостности основан на принципах функциональной системности объекта, проявляющихся во взаимодействии процессуальных этапов и хронологической временной организации, которые обусловлены:
— сменой смыслообразующих доминирующих ценностей, определяющих функциональную целенаправленность психосемантической системы;
— взаимосвязанными изменениями общего ценностно-смыслового содержания структурно-функциональной совокупности кластеров понятий в разных возрастных периодах.
Функциональная организация психосемантической системы семейной целенаправленности проявляется:
— в трансформации ценностно-смыслового содержания базовых потребностей, связанных с семейной жизнью, и возможности их удовлетворения посредством различных видов деятельности в прошлом, настоящем или будущем времени;
— общей динамике временных семантических категорий прошлого — настоящего — будущего, выявляющих хронологическую специфику организации психосемантической целостности и ее функциональных структур;
— переменах ценностно-смыслового содержания процесса семейной идентификации и восприятия своей семейной идентичности.
Выполненный сравнительный анализ дендрограмм для групп респондентов юношеского и зрелого возраста позволил выявить психосемантическую систему семейной целенаправленности и рассмотреть ее структурные и функциональные характеристики, обуславливающие реализацию семейного поведения у мужчин.
Выводы
На основе общенаучной методологии системного подхода и концептуальных положений психосемантической парадигмы выполнен анализ психосемантической системы семейной целенаправленности у мужчин.
1. Сравнительный анализ, выполненный на основе семейного семантического критерия, позволил выявить психосемантическую целостность, образованную пятью кластерами понятий с семейной семантикой, и ее смыслообразующие понятия, соответствующие семейному семантическому критерию. В психосемантической системе семейной целенаправленности юношей доминирующим смыслообразующими понятиями явились моя будущая жена и отдых, а мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей, — рождение ребенка.
2. В исследовании выявлен единый план структурной организации психосемантической системы в онтогенезе, в ней дифференцированы общесистемный, субсистемный и компонентный уровни и рассмотрено семантическое содержание семейной сферы.
Общесистемный уровень, определяющий структурные и качественные характеристики целостности, образован кластерами понятий, раскрывающих представления о двух поколениях семьи — родительском и современном.
Субсистемный уровень представлен общей для всех групп респондентов структурой из пяти кластеров с разными функциональными задачами. Семантику представлений о родительском поколении раскрывают кластеры «Моя родительская семья», «Мой отец», а о современном семейном поколении — «Моя будущая семья» / «Моя семья», «Мой муж» / «Моя жена» и «Рождение ребенка».
Компонентный уровень составляют базовые понятия-компоненты, определяющие разные поколения членов семьи и семейных групп, идеальные представления о них, события и виды деятельности, связанные с семейной жизнью.
3. Раскрыто процессуальное качество функциональной организации психосемантической целостности, обусловленное динамикой ее смыслообразующих доминирующих ценностей и психосемантического содержания функциональных категорий.
Изучение психосемантической системы ценностно-смысловых категорий, обуславливающих реализацию семейного поведения, расширяет теоретические представления о структурной и функциональной организации указанной части психики, увеличивает практические возможности социальной психологии, повышает эффективность работы, направленной на возрастание в сознании общества ценности семейного образа жизни, на сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании.
Литература
- Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: ИНФРА-М, 2009. 368 с.
- Бехтер А.А. Оптимизация совладающего поведе- ния специалиста путем развития рефлексивности (эмпи- рическое исследование) // Акмеология. 2014. № 1 (49). С. 138—144.
- Блауберг И.В., Юдин Э.Г., Садовский В.Н. Системный подход // Энциклопедия эпистемологии и философии на- уки/ Под ред. В.С. Степина, П.П. Гайденко, И.Т. Касавина и др. М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2009. С. 869—870.
- Борзенков В.Г. Функция. Целенаправленность // Энциклопедия эпистемологии и философии науки/ Под ред. В.С. Степина, П.П. Гайденко, И.Т. Касавина и др. М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2009. С. 1112.
- Васильев И.А. Целеобразование // Энциклопедия эпистемологии и философии науки// Под ред. В.С. Степи- на, П.П. Гайденко, И.Т. Касавина и др. М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2009. С. 1113.
- Доценко Е.Л., Порогова Р.И., Фисенко Д.Н. Ценност- но-смысловые ориентиры психолога (оценка социально- психологической зрелости в сравнении с гуманитариями и естественниками)// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1—2. С. 174—183.
- Карпов А.В. Психология сознания: метасистемный подход. М.: РАО, 2011. 1088 с.
- Кон И.С. Маскулинность в меняющемся мире // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 25—36.
- Нозикова Н.В. Становление семейно-ориентиро- ванной и материнской направленности девушек-студенток // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 90—97.
- Нозикова Н.В. Основные методологические под- ходы в исследовании социально-психологической направ- ленности в сознании личности как системообразующего фактора социально-психологической общности // Вестн. Ярославского гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Сер. Гумани- тарные науки. 2011. № 4. С. 93—98.
- Нозикова Н.В. Проблема изучения социально-пси- хологической целенаправленности как системообразую- щего фактора интегральных качеств семьи // Вестн. Юж- но-Уральского ун-та. Сер. Психология. 2014. Т. 7. № 1. С. 48—58.
- Нозикова Н.В. Психосемантический подход в ис- следованиях семейной и материнской направленности де- вушек 15—17 лет // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 2. С. 69—77.
- Нозикова Н.В. Доминирующие ценности семейной целенаправленности // Российский психологический жур- нал. 2015. Т. 12. № 3. С. 89—104.
- Нозикова Н.В. Структурный анализ психосеман- тической системы семейной социально-психологической целенаправленности // Культурно-историческая психоло- гия. 2015. Т. 11. № 4. С. 44—54. doi:10.17759/chp.2015110404
- Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосе- мантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2010. 440 с.
- Соломин И.Л. Методика психосемантической диа- гностики мотивации (ПДМ). СПб.:Речь, 2011. 10 с.
- Соломин И.Л. Практикум по психодиагностике. Пси- хосемантические методы: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Пе- тербургский гос. университет путей сообщения, 2013. 96 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2926
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1037
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1