Шутка как нарративный текст и инструментальное средство развития межличностного взаимопонимания

834

Аннотация

Далеко не каждый привлекаемый в профессиональное или повседневное взаимодействие с Другим инструмент позволяет двигаться в зоне ближайшего развития в коммуникативном партнерстве. Широкий спектр таких инструментов взаимодействия в основном представляет собой директивный, экспертный формат. Проблема поиска психотехнических средств, адекватных сотрудничающим отношениям, обращает нас к комическому материалу (юмору), а именно, к одной из его форм — шутке. Привлечение шутки в коммуникацию с клиентом как психотехнического средства позволяет совершать определенные высказывания о должном, или сообщать о необходимости каких-либо действий, с позиции равенства, не ограничивая свободу человека, становясь понятным для него в своих интенциях, ценностно-смысловых ориентировках и, вместе с тем, сохранять люфт для корректировки собственных суждений и действий. Объяснительные возможности культурно-исторической концепции и нарративного подхода в психологии, а также идеи планомерно-поэтапного формирования действия позволяют рассмотреть шутку как инструментальное средство нарративного понимания межличностных отношений.

Общая информация

Ключевые слова: понимание межличностных отношений, юмор, смеховое действие, ориентировка, шутка, нарратив, психотехническое средство

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140103

Для цитаты: Елфимова М.М. Шутка как нарративный текст и инструментальное средство развития межличностного взаимопонимания // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 1. С. 23–29. DOI: 10.17759/chp.2018140103

Фрагмент статьи

Возможно, прозвучит очень категорично, но пока существует сам человек, вопрос межличностного взаимопонимания, того, как человек отстраивает ориентировку в своих отношениях с Другим и что может способствовать развитию такого понимания, останется открытым. А учитывая, что задается он на фоне все более усложняющихся социальных контактов (в результате миграции, глобализации, мобильности), продолжить поиск в направлении того, что может привлекаться человеком в качестве средства помощи в выстраивании конструктивных межличностных отношений, отношений, в которых удается услышать и понять друг друга, становится особенно актуально и с социальной, и с научной, и с практической точек зрения.

Литература

  1. Арпентьева М.Р. Взаимопонимание как феномен межличностных отношений: автореф. дис. … доктора. психол. наук. М., 2015. 54 с.
  2. Афанасьев А.И., Василенко И.Л. Нарративные основания смешного [Электронный ресурс] // Δοξα. Докса. Збірник наукових праць з філософії та філології. 2006. № 9. URL: http://doxa.onu.edu.ua/doxa_9.htm (дата обращения: 25.07.2017).
  3. Барский Ф.И. Встреча, нарратив и интерпсихическая форма: дискуссия с доктором психологических наук Б.Д. Элькониным о первом номере журнала «Постнеклассическая психология» [Электронный ресурс] // Постнеклассическая психология. 2005. № 1. URL: http://narrativepsy.narod.ru/num1-2005_140.html (дата обращения: 22.07.2017).
  4. Барский Ф.И. Определения и структура нарратива [Электронный ресурс] // Материалы ресурса под редакцией Д. Кутузовой. URL: https://narrlibrus.wordpress. com/2009/08/16/def-structure/ (дата обращения: 23.07.2017).
  5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
  6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. 2-изд. М.: Искусство, 1986. 445 с.
  7. Бревдо И.Ф. Механизмы разрешения неоднозначности в шутке: автореф. дисс. … канд. филол. наук. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. 18 с.
  8. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. 2005. № 1(2). С. 9—29.
  9. Бороденко М.В. Комическое в системе установочной регуляции поведения: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 1995. 24 с.
  10. Бурменская Г.В. Понятие «ориентировочная деятельность» как средство анализа феноменов психического развития в онтогенезе // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 7—12.
  11. Буякас Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредствованной символами // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 96—108.
  12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Изд-во АПН РСФСР, Москва, 1960. 450 с.
  13. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 3.
  14. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. 400 с.
  15. Елфимова М.М. Особенности чувства юмора у учителей с разным уровнем развития диалогичности межличностных отношений // Вопросы психологии. 2015. № 6. С. 38—46.
  16. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 448 с.
  17. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.
  18. Коншина С.Г. Комический текст в аспекте его структурирования и понимания: автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2006. 24 с.
  19. Лук А. О чувстве юмора и остроумии. М.: Искусство, 1968. 192 с.
  20. Месропова О.М. Структурный, прагматический и содержательный аспекты текстотипов анекдот и шутка (на материале американских текстов): автореф. дисс. … канд. филол. наук. СПб, 1999. 18 с.
  21. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Динамика развития психологических границ на протяжении детства // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 3. С. 13—28.
  22. Обухова Л.Ф. Теория П.Я. Гальперина — становление новой отрасли психологии // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. С. 4—10.
  23. Род М. Психология юмора. СПб: Питер, 2009. 288 с.
  24. Турушева Ю.Б. Нарратив как культурный медиатор развития личности: взгляд сквозь призму культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 24—32. doi: https://doi.org/10.17759/chp.2016120203
  25. Тюпа В.И. Дискурсивная практика теоретического мышления // Критика и семиотика. 2009. № 13. С. 142—151.
  26. Тюпа В.И. Очерк современной нарратологии // Критика и семиотика. 2002. № 5. С. 5—31.
  27. Уайт М. Карты нарративной практики: введение в нарративную терапию. М.: Генезис, 2010. 326 с.
  28. Цыбуля В.И. К проблеме психологического понимания и исследования символа в психотерапии // Культурно-историческая психология. 2014. № 3. С. 114—122.
  29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  30. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола,1994. 168 с.
  31. Attardo S. The analysis of humorous narratives // Humor. 1998 № 22(3), Р. 231—260.
  32. Bruner J. Life as narrative // Social Research. 1987. 54(2). P. 11—32.
  33. Bruner J. Actual minds, possible worlds. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1986.
  34. Fludernik M. An introduction to narratology. London; New York: Routledge, 2006. 200 p.

Информация об авторах

Елфимова Мария Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, кафедра возрастной и педагогической психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0996-6309, e-mail: elfimovamarya@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2197
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 834
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3