Продуктивное Действие

2022

Аннотация

Ключевым вопросом, направляющим содержание статьи, является вопрос о способе Бытия человеческого действия, а, соответственно, и самого действующего. Под термином «действие» имеются в виду разные типы осуществления действия: результативное действие, игровое действие, учебное действие и, наконец, продуктивное действие. В статье рассматривается устройство Продуктивного Действия, поскольку полагается, что именно продуцирование является полной формой осуществления действия. Продуктивное Действие представлено как связность двух Событий: события преодоления инерции прошлого опыта и события утверждения другими нового пространства возможностей — нового поля действия. Лишь в подобном утверждении продуктивное действие совершается и завершается. Продуктивное Действие, понятое как связность Событий, выступает как Акт Развития. Продуктивное действие в своей сущности Пробно. В нем опробуется, строится и утверждается смысловое поле действования. Утверждение смыслового поля есть утверждение пути автора. Именно так действие вырастает в Деятельность.

Общая информация

Ключевые слова: действие, продуктивное действие, посредническое действие, событие, поле действия, смысловое поле, утверждение действия, развитие

Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150112

Для цитаты: Эльконин Б.Д. Продуктивное Действие // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 1. С. 116–122. DOI: 10.17759/chp.2019150112

Фрагмент статьи

Термин «действие» в теории деятельности является центральным в развертывании многих ключевых тем. Таковы темы: «Действие и психические функции», «Действие и мышление», «Действие и развитие» и др. Последняя из перечисленных тем особенно важна для развертываемого в статье сюжета. Д.Б. Эльконин представил онтогенез через смену циклов развертывания действия, понятого как противоречивая связность его «смыслового» и «операционно-технического» аспектов.

Литература

  1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 379 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1, 2, 5. М.: Педагогика, 1982—1983.
  4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. 150 с.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 544 с.
  6. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач // Психология мышления: сб. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Наука, 1965. С. 86—234
  7. Завершнева Е.Ю. Представления о смысловом поле в теории динамических смысловых систем Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 119—135.
  8. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 429 с.
  9. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983. 164 с.
  10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
  11. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Восстановление движения. М.: Советская наука, 1945. 231 с.
  12. Михайлов Ф.Т. Избранное. М.: Индрик, 2001. 576 с.
  13. Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. № 1. С. 133— 146.
  14. Рикер П. Я-сам как другой. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008. 419 с.
  15. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  16. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 391—406.
  17. Хайдеггер М. О существе человеческой свободы. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2018. 415 с.
  18. Шпет Г. Искусство как вид знания. М.: РОССПЭН, 2007. 711 с.
  19. Эльконин Б.Д. Опосредствование. Действие. Развитие. Ижевск: Издательский дом «ERGO», 2010. 279 с.
  20. Эльконин Б.Д. Посредническое Действие и Развитие // Культурно-историческая психология. № 3. 2016. С. 103—112.
  21. Эльконин Б.Д. Событие действия (заметки о развитии предметных действий II) // Культурно- историческая психология. № 1. 2014. С. 11—19.
  22. Эльконин Б.Д., Семенова В.Н. Условия инициации пробного действия // Культурно-историческая психология. 2018. № 3. С. 93—100.
  23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 555 с.
  24. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  25. Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 68—79.
  26. Arnett J.J. Emerging Adulthood. Oxford.: University Press, 2004. 280 p.

Информация об авторах

Эльконин Борис Даниилович, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией «Психология младшего школьника», ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3118-5154, e-mail: belconin@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2467
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 2022
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 5