Вопросы возрастной и педагогической психологии: Л.С. Выготский и Д.Н. Узнадзе

1007

Аннотация

В статье анализируется взаимоотношение взглядов Л.С. Выготского и Д.Н. Узнадзе по поводу некоторых важных вопросов возрастной и педагогической психологии, в частности, как соотносятся друг с другом представления этих выдающихся ученых относительно проблем формирования понятий, периодизации детского возраста, взаимосвязи развития и учения, движущих сил развития. Специально рассмотрена теория коинцинденции и принцип преодоления так называемого «эмпирического постулата» как методологическая основа всей системы психологических воззрений Д.Н. Узнадзе, в том числе по вопросам психологии развития и образования. Показано, что, несмотря на довольно слабое знакомство с работами друг друга, различий в подходах Л.С. Выготского и Д.Н. Узнадзе значительно меньше, чем сходства. По принципиальным позициям их подходы во многом созвучны, а в некоторых случаях фактически идентичны. Много интересного также можно ожидать от более углубленного и всестороннего анализа соотношения общепсихологических представлений авторов культурно-исторической концепции и теории установки.

Общая информация

Ключевые слова: Выготский, Узнадзе, формирование понятий, теория коинцинденции, возрастная среда, социальная ситуация развития, учение и развитие

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150201

Для цитаты: Имедадзе И.В. Вопросы возрастной и педагогической психологии: Л.С. Выготский и Д.Н. Узнадзе // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 2. С. 4–13. DOI: 10.17759/chp.2019150201

Фрагмент статьи

Высказано мнение, что «… сам Д.Н. Узнадзе нигде не устанавливает связей своих идей с исследованиями советских психологов, принадлежавших к другим школам и направлениям». Зато исследования Д.Н. Узнадзе всегда привлекали внимание представителей других школ.

Литература

  1. Алхазишвили А.А. Специфика человеческих потребностей и функциональная тенденция организма // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мецниереба, 1981. С. 8—12.
  2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. М.: Смысл, 2002. 479 с.
  3. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. М.: Просвещение, 2012. 447 с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.2. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. С. 5—261.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Педология подростка. М.: Педагогика, 1984. С. 5—242.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Проблема возраста. М.: Педагогика, 1984. С. 244—268.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Кризис семи лет. М.: Педагогика, 1984. С. 376—385.
  9. Ждан А.Н. Роль Д.Н. Узнадзе в становлении советской психологии // Теория установки и актуальные проблемы психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1990. С. 66—73.
  10. Натадзе Р.Г. К онтогенезу формирования понятия, Тбилиси: Мецниереба, 1977. 267 с.
  11. Имедадзе И.В. Интеракционизм и общепсихологическая теория установки // Психологический журнал. 2012. № 3. С. 33—44.
  12. Имедадзе И.В. Постулат непосредственности и пути его преодоления // Материалы IV Международной научной конференции «Современные проблемы теоретической и прикладной психологии» (г. Ереван, 25— 27.10. 2013). Ереван: Edit Print, 2013. С. 274—277.
  13. Узнадзе Д. Педология. Основы педологии и педология раннего детства. Тифлис: Сахелгами, 1933. 495 с. (На груз. яз).
  14. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451 с.
  15. Узнадзе Д. Труды: в 9 т. Т. 5. Детская психология. Психология школьного возраста. Тбилиси: Мецниереба, 1967. 632 с. (На груз. яз.).
  16. Узнадзе Д. Тетради для заметок // Мацне. 1988. № 2. С. 72—91 (На груз. яз.).
  17. Узнадзе Д. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 2000. 223 с.
  18. Узнадзе Д.Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004. 412 с.
  19. Узнадзе Д. Педагогические сочинения. Тбилиси: Колор, 2005. 471 с. (На груз. яз).
  20. Чхартишвили Ш.Н. Социальная психология воспитания. Тбилиси: Изд-во ТГУ, 1974. 266. (На груз. яз).
  21. Ярошевский М.Г. Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский: к критике постулата непосредственности // Теория установки и актуальные проблемы психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1990. C. 281—302.
  22. Nutten J. Motivation, planning and action: a relational theory of behavior dynamics. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale (N.J.): Lawrence Eribaum Associates, 1984. 251 р.
  23. Uznadze D. Die Begriffsbildung in vorschulpfichtigen Alter // Zeitschrift für Psychologie. 1929. Vol. 34(2). Р. 138— 212.
  24. Uznadze D. Die Gruppenbildungsversuche bei vorsschulpflichtigen Kindern // Archiv für die gesamte Psychologie. 1929. Vol. 73(1/2). Р. 217—248.

Информация об авторах

Имедадзе Ираклий Владленович, доктор психологических наук, профессор факультета психологии и образования ТГУ, член-корреспондент Национальной АН Грузии, Тбилисский госсударственный Университет имени И.Джавахишвили (ТГУ), руководитель отдела центра исследования и коррекции психологической установки, отдел общей психологии установки, Центр исследования и коррекции психологической установки при Тбилисском государственном медицинском Университете, Тбилиси, Грузия, e-mail: irimedi@yahoo.com