О культурно-исторических источниках зарождения целеполагания в составе произвольно-преднамеренной и волевой регуляции

566

Аннотация

Обсуждаются закономерности развития произвольно-преднамеренной и волевой организации и регуляции действий, а также соответствующих им особенностей целеполагания. Выделяются центральные направления развития человеческих форм целеполагания в антропогенезе и историческом развитии человечества: 1) изменение способов установления мотивационных отношений; 2) необходимость распределять и согласовывать цели и соответствующие им действия во временной перспективе; 3) необходимость создавать социокультурные средства организации индивидуальной мотивации и целеполагания при выполнении действий, которые соответствуют общественным ожиданиям и требованиям. Показывается, что человеческие формы целеполагания обусловлены закономерностями культурно-исторического развития высших психических функций и не могут получить объяснение на основе построения моделей переработки информации и анализа развития нейрофизиологических функций. При этом нейрофизиологические функции выступают в качестве необходимого условия, но не могут рассматриваться в качестве источников и причин развития человеческого целеполагания.

Общая информация

Ключевые слова: целеполагание, произвольная и преднамеренная организация действий, волевая регуляция, культурно-историческое развитие высших психических функций

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150203

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 18-013-01108 «Социокультурные детерминанты формирования волевой регуляции».

Для цитаты: Маланов С.В. О культурно-исторических источниках зарождения целеполагания в составе произвольно-преднамеренной и волевой регуляции // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 2. С. 22–31. DOI: 10.17759/chp.2019150203

Фрагмент статьи

Когда в теоретической психологии обсуждаются источники способностей людей ставить цели, выносить их в будущее и подчинять им собственную активность, как правило, не ставится вопрос о генезисе человеческого целеполагания в период антропогенеза и в процессах исторического развития человечества. Вместе с тем возможности людей опираться на совершенствующиеся в онтогенезе произвольно- преднамеренные и волевые формы организации и регуляции действий и поступков, а также различная степень сформированности таких способностей у людей начинают выделяться уже в текстах античных философов.

Литература

  1. Абукаева Л.А. Запреты в системе воззрений мари. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2018. 212 с.
  2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
  3. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: «Педагогика», 1983. 368 с.
  5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика, 1993. 224 с.
  6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 480 с.
  7. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. 400 с.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельностный подход к воле: альтернативы / Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. М.: Смысл, 2006. С. 80—91.
  9. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: УРАО, 1998. 144 с.
  10. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. СПб.: Питер, 2010. 336 с.
  11. Иванников В.А., Барабанов Д.Д., Монроз А.В., Шляпников В.Н., Эйдман Е.В. Место понятия «воля» в современной психологии // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 15—23.
  12. Иванников В.А., Шляпников В.Н. Воля как продукт общественно-исторического развития человечества. // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 3. С. 111—121.
  13. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М.: Прогресс, 1983. 302 с.
  14. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.
  15. Леви-Строс К. Путь масок. М.: Республика, 2000. 399 с.
  16. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Едиториал УРСС, 2003. 216 с.
  17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. 574 с.
  18. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 511 с.
  19. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. М.: Смысл, 2012. 560 с.
  20. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Издательство Московского университета, 1979. 320 с.
  21. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. 407 с.
  22. Маланов С.В. От определения психических явлений к анализу направлений развития действий // Культурно- историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 31—40. doi:10.17759/chp.2017130204
  23. Робертс Э. Эволюция. Происхождение человека. М.: АСТ, 2014. 256 с.
  24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. 713 с.
  25. Серкин В.П. Хохот шамана. М.: Зебра Е, 2004. 176 с.
  26. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.
  27. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия» 1995. 352 с.
  28. Сурмава А.М. Мышление и деятельность. М.: НИУ МИЭТ, 2012. 264 с.
  29. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.
  30. Хейердал Т. Аку-Аку. Тайна острова Пасхи. М.: Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1959. 295 с.
  31. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: АСТ, 2003. 784 c.
  32. Фритт К. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: АСТ; CORPUS, 2014. 335 с.
  33. Шляпников В.Н. Исследования волевой регуляции в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 135—144.
  34. Шляпников В.Н. Экспериментальная психология воли / Современная экспериментальная психология: в 2 т. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. С. 313—327.
  35. Якутенко И. Воля и самоконтроль: Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами. М.: Альпина нон- фикшн, 2018. 456 с.

Информация об авторах

Маланов Сергей Владимирович, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО МИП), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1234-077X, e-mail: MalanovSV@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1896
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 566
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2