Виды катарсиса при восприятии произведений живописи

1017

Аннотация

В статье проанализированы функции и психологическая структура катарсиса как культурного средства смыслопорождения. На основе эвдемонистического понимания катарсиса показано его смыслопорождающее действие. В структуре катарсиса выделены фазы возбуждения (пафоса), сосредоточения («слияния» с героем произведения) и «выхода за пределы себя» (трансцендирование); катарсис за счет личностной рефлексии завершается «возвращением человека к себе», изменившемуся в результате встречи с произведением искусства. Авторы рассматривают катарсис как событие, побуждающее поступок и создающее для него пространство возможностей; на основе исследований искусствоведов выделяют два вида катарсиса (на примере восприятия произведений Караваджо и Рембрандта). Выявлены психотехнические средства прерывания катарсиса в момент эмоционального экстремума (в произведениях Караваджо) и условия для рефлексивного завершения катарсиса «возвращением к себе» изменившемуся (на примере живописи Рембрандта). Показаны перспективы исследования катарсиса как культурного средства смыслопорождения.

Общая информация

Ключевые слова: катарсис, эвдемонистическая трактовка, фазы, психотехнические средства, произведения живописи

Рубрика издания: Интервью и эссе

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150313

Для цитаты: Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Виды катарсиса при восприятии произведений живописи // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 125–132. DOI: 10.17759/chp.2019150313

Фрагмент статьи

Проблему катарсиса относят к вечным проблемам гуманитарных наук, однако интерес психологии к этой проблеме обусловлен экзистенциальными жизненными вызовами, характерными для нашего времени — ростом неопределенности и снижением роли внешних детерминант жизни при увеличении роли внутренней детерминации. Вызовы неопределенности ведут к тому, что современный человек переживает состояние катастрофичности, нестабильности, неопределенности перед лицом настоящего и будущего, это состояние вызывает недостаток или потерю идентичности и проблемы автономии — зависимости во взаимоотношениях с социумом.

Литература

  1. Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. Философская эстетика 1920-х г. М.: Языки славянских культур; Русские словари, 2003. 960 с.
  2. Бугарчева Е.А. Катарсис как категория и феномен современной жизни: монография. Казань: КГТУ, 2011. 121 с.
  3. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. С. 284—314.
  4. Волкова П. Мост через бездну: Кн. 1. М.: Зебра Е, 2013. 255 с.
  5. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 568 с.
  6. Дмитриева Н.А.Краткая история искусств. Вып. 2. М.: Искусство, 1991. 318 с.
  7. Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. 200 с.
  8. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. О значении искусства в контексте развития взрослого человека // Культурно-историческая психология. 2013. № 3. С. 38—46.
  9. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Понятие встречи в психотерапии и психологии развития // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3. С. 105—116. doi:10.17759/cpp.2015230308
  10. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Культурно- психологические модели переживания личностью встречи с произведением искусства // Консультативная психология и психотерапия. 2017. № 2. С. 159—174. doi:10.17759/cpp.2017250210
  11. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Психотерапевтическое значение катарсиса трагического // Консультативная психология и психотерапия. 2018. № 1. С. 29—44. doi:10.17759/cpp.2018260103
  12. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Человек в ситуации неопределенности: сб. материалов научно-практической конференции / Под общей ред. А.К. Болотовой. М.: ТЕИС, 2007. С. 9—33.
  13. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010. 592 с.
  14. Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Истоки культурно-исторической психологии: философско- гуманитарный контекст. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 415 с.
  15. Зинченко В.П. Восприятие и визуальная культура. М.; СПб.: ЦГИ «Принт», 2017. 599 с.
  16. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство: фрагменты книги // Эсхил. Трагедии. М.: Наука, 1989. С. 351—452.
  17. Кантор М.К. Чертополох. Философия живописи. М.: АСТ, 2016. 480 с.
  18. Психология выбора / Д.А. Леонтьев [и др.]. М.: Смысл, 2015. 464 с.
  19. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. IV. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. 672 с.
  20. Марцинковская Т.Д. Эстетическая парадигма в современной психологии: гармонизация переживаний времени и пространства // Вопросы психологии. 2015. № 6. С. 47—57.
  21. Переяслова М. О. Катарсическое начало в русской прозе конца XIX—XX веков: на материале произведений А.П. Чехова и Г. Газданова: дисс. ... канд. филол. наук. М., 2012. 195 с.
  22. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012. 224 с.
  23. Соколова Е.Т. Клиническая психология утраты Я. М.: Смысл, 2015. 895 с.
  24. Эдингер Э.Ф. Эго и архетип: Индивидуация и религиозная функция психического. М.: ПентаГрафик, 2000. 264 с.

Информация об авторах

Ермолаева Марина Валерьевна, доктор психологических наук, профессор, кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1645-5136, e-mail: mar-erm@mail.ru

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1608
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 37

Скачиваний

Всего: 1017
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 17