Введение
Психология кино в современной психологической науке выделилась в отдельную область исследований, которые в условиях активно развивающегося информационного общества приобрели новую значимость [Кубрак, 2019]. Ведутся исследования в этой области и в отечественной науке, затрагивая довольно широкий круг вопросов [1; 7 и др.]. В то же время следует отметить, что таких работ еще недостаточно, ощущается нехватка общих подходов к проведению психологических исследований кино, отсутствие специальных психометрических инструментов, позволяющих определять и оценивать факторы эффективности его воздействия.
При обращении к зарубежным исследованиям обнаруживается, что проблема психологического воздействия фильмов рассматривается в контексте нарративного воздействия. Нарратив определяется как «…репрезентация ограниченных пространством и временем и связанных между собой событий с участием конкретных персонажей, которая имеет определенную структуру и содержит скрытые или явные сообщения по затрагиваемой теме» [Kreuter, 2007]. Утверждается, что нарративное воздействие является более эффективным, чем риторическое, так как снижает недоверие к получаемой информации, усиливает эмоциональную вовлеченность и личную включенность в представленную историю, которые приводят к большей реалистичности воспринимаемого [Dal Cin, 2004]. Погрузившись в нарратив, человек может не заметить изменения своих убеждений или не связать их причину с источником воздействия, т. е. с самим нарративом [Green, 2012].
Нарративная транспортация и ее особенностиРазработанная американскими исследователями М. Грин и Т. Броком теория транспортации (Transportation Theory) утверждает, что степень погруженности человека в нарратив коррелирует с эффективностью его влияния на убеждения человека, причем вне зависимости от того, вымышленными или реальными являются представленные в нарративе события [Green, 2000]. Понятие транспортации используется для описания особого состояния погруженности человека в нарратив, включающее эмоциональные и когнитивные реакции на его содержание [Green, 2000]. В состоянии транспортации, во-первых, происходит отстранение от реального мира в пользу мира повествования. Во-вторых, транспортация может вызывать переживание сильных эмоций, даже когда известно, что представленные события нереальны. В-третьих, опыт транспортации может привести к изменениям убеждений, связанных с сюжетом, и поведения, им соответствующего. Транспортация имеет общие характеристики с потоком, вовлеченностью, присутствием, погружением и идентификацией, которые описывают нарративный опыт [Tan, 2018].
Вместе с теорией был разработан соответствующий психометрический инструмент, измеряющий уровень транспортации — Шкала транспортации (Transportation Scale, TS). Выделено три аспекта транспортации (когнитивный, эмоциональный и образный), которые составили общий показатель транспортации, отражающий целостный опыт погруженности в нарратив. Русскоязычная версия Шкалы нарративной транспортации была апробирована в 2023 г. [Кубрак, 2023].
Первые исследования в русле теории транспортации проводились с использованием текстовых материалов [Green, 2000], а позже стала использоваться и аудиовизуальная продукция [Dal Cin, 2004]. Несмотря на то, что ключевые психологические составляющие транспортации сохраняются независимо от модальности стимульного материала [Green, 2021], для разного типа нарративов обнаруживается своя специфика. Так, свои отличительные особенности имеет нарративная транспортация в теле- и кинопродукцию, представляя собой более сложный процесс, определяемый двойной модальностью [Brechman, 2010].
Манипуляции с условиями эксперимента и стимульным материалом в исследованиях транспортацииЗа последние десятилетия проведено множество исследований, которые были направлены на выявление факторов, влияющих на уровень транспортации в аудиовизуальную продукцию. Так, осуществлялись манипуляции с условиями эксперимента и стимульным материалом [Tukachinsky, 2014]. Показано, что прерывание просмотра значительно снижало уровень транспортации [Green, 2012]. Положительный отзыв о фильме способствовал ее усилению [Appel, 2019], а представление фильма как вымышленного или основанного на реальных событиях влияния не оказывало [Caputo, 2011]. Преждевременное раскрытие сюжета также не сказывалось на уровне транспортации [Johnson, 2020]. Такая формальная характеристика, как размер экрана, не влияла на транспортацию [Appel, 2022]; в то же время частота просмотра, а именно «запойный просмотр», могла ее ослаблять [Wirz, 2023].
Оказывали влияние на уровень транспортации и манипуляции с самим нарративом. Так, удаление из фильма ключевых с точки зрения логики сцен и отдельных эмоционально насыщенных эпизодов приводило к ее снижению [Tukachinsky, 2014]. Отмечалась значимость структурированности истории и место знакового события в ней, в то же время важность отсутствия противоречий со знаниями о реальном мире или правилами мира вымышленного, которые могли прерывать ощущение погруженности в историю и вызывать скептическое отношение к ней [Green, 2021].
В целом можно констатировать, что, несмотря на то, что отдельные внешние манипуляции влияли на уровень транспортации, они давали небольшой и разнородный эффект [Tukachinsky, 2014]. Наиболее сильным же детерминантом транспортации явилось качество самого нарратива [Green, 2012; Green, 2021].
Характеристики качественных нарративов
Оценка нарратива является сложной исследовательской задачей, тем не менее в соответствии с представлениями о нарративе и на основе анализа накопленных данных по транспортации выделяют основные компоненты, определяющие его качество: последовательность, персонажи, структура, хронотоп и техническая реализация [Kreuter, 2007].
Последовательность предполагает: связность событий для более легкого их осмысления; развитие сюжета через кульминацию к развязке для усиления эмоциональной и когнитивной вовлеченности; соответствие психологическим моделям действий персонажей для создания ощущения реальности происходящего.
Персонажи характеризуются: развитием, понятными мотивами и эмоциями для идентификации с ними и повышения эмоциональной и когнитивной вовлеченности; красноречием, ясностью выражения мыслей для удержания внимания, облегчения обработки информации и понимания смысла; интенсивностью и разнообразием эмоций для повышения эмоциональной вовлеченности и личной значимости сюжета.
Структура включает: драматическое напряжение, саспенс для усиления эмоциональной и когнитивной вовлеченности; нарушение канона, непредсказуемые повороты в сюжете для привлечения внимания и повышения когнитивной вовлеченности, формирования нового взгляда на происходящее.
Хронотоп характеризуется: реализмом ситуаций и персонажей для усиления идентификации с ними и повышения доверия к увиденному; узнаваемыми образами и символами для актуализации прежнего опыта, облегчения восприятия увиденного; соответствием культурным особенностям аудитории для повышения идентификации, облегчения осмысления сюжета и усиления ощущения реальности.
Техническая реализация включает свет, монтаж, звук и т. д., с помощью которых можно управлять вниманием зрителей и повышать визуальную притягательность истории, а также делать персонажей более близкими и привлекательными.
Не все характеристики на данный момент достаточно изучены, поэтому определение вклада каждой из них в качество нарратива является актуальной задачей для новых исследований [Green, 2012; Kreuter, 2007]. Тем не менее, резюмируя вышесказанное с опорой на эмпирические исследования, можно обозначить ключевые критерии транспортабельных нарративов: связность истории, развитие характеров персонажей, эмоциональная насыщенность сюжета, драматическая напряженность, психологический реализм [Green, 2021].
Связь транспортации с индивидуальными особенностями
Считается, что состояние нарративной транспортации универсально и при взаимодействии с нарративами его испытывают все люди, однако интенсивность этого переживания может обусловливаться индивидуальными различиями.
Изучение связи уровня транспортации с полом продемонстрировало отсутствие значимых половых различий при нарративной транспортации [Green, 2000; Green, 2021; Thompson, 2018], хотя есть данные, что мужчины больше увлекаются одними историями, а женщины — другими [Green, 2000].
Существует немало исследований о связи транспортации с потребностью в познании [15; 20 и др.]. Несмотря на то, что чаще всего она является слабой или вовсе отсутствует [Green, 2000], установлено, что высокий уровень потребности в познании способствует бо́льшей транспортации в серьезное кино [Owen, 2012]. Выявлена более сильная транспортация и более выраженный эффект нарративного убеждения у людей с высокой потребностью в аффекте [Appel, 2010], а также склонных к фантазированию [Meade, 2015]. Продолжается изучение связей нарративной транспортации с эмпатией [Thompson, 2018].
Сравнительно недавно исследователи стали обращаться к изучению связей нарративной транспортации и медиавовлеченности с чертами личности. В ряде работ обнаружены противоречивые данные о наличии корреляций между нейротизмом и транспортацией [Meade, 2015; Rain, 2017]. Выявлены положительные связи склонности к транспортации с такими чертами личности, как открытость опыту, доброжелательность и экстраверсия [Meade, 2015]. Однако полученных данных еще недостаточно, чтобы целостно оценить вклад личностных черт в нарративную транспортацию.
Завершая обзор исследований нарративной транспортации, можно заключить, что полученные в них данные обнаруживают две основные группы факторов, определяющих уровень транспортации при просмотре фильма. Одна из них относится к качеству самого нарратива, другая включает индивидуально-психологические характеристики субъекта. В связи с тем, что поставленные в работах по нарративной транспортации вопросы еще остаются открытыми и подобные исследования до настоящего времени на русскоязычной выборке не проводились, целью данной работы стал анализ факторов нарративной транспортации зрителей во время просмотра фильма с использованием русскоязычной версии Шкалы нарративной транспортации [Кубрак, 2023]. Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задач: определение взаимосвязей индивидуально-психологических особенностей субъекта с уровнем его нарративной транспортации; выявление характеристик транспортабельных нарративов.
Метод
Выборка
В исследовании приняли участие 1171 человек — студенты вузов разных направлений обучения: 49,3% мужчин и 50,7% женщин (577 мужчин и 594 женщин); возраст — от 17 до 29 лет (средний возраст — 20 лет (M = 19,8), стандартное отклонение SD = 1,9).
Привлечение респондентов осуществлялось на безвозмездной основе через различные социальные сети и интернет-платформы университетов. Все респонденты дали информированное согласие на их добровольное и анонимное участие в исследовании.
Методики
В работе были использованы следующие методики: Шкала нарративной транспортации [Кубрак, 2023; Green, 2000]; Опросник эмоциональной эмпатии [Психодиагностика толерантности личности, 2008]; Шкала потребности в познании [Щебетенко, 2011; Cacioppo, 1984]; Сверхкраткая версия Big Five Inventory-2 [Мишкевич, 2022]. Отдельно оценивалась привлекательность фильма: респонденты отвечали на вопрос, насколько им понравился просмотренный фильм, по 6-балльной шкале Ликерта от «совсем не понравился» до «очень понравился».
Процедура
Исследование проводилось в онлайн-формате. Респонденты смотрели используемый в качестве стимульного материала фильм1 и сразу после просмотра заполняли методики.
Для оценки половых различий в уровне транспортации применялся критерий t-Стьюдента. Для определения взаимосвязей зависимой переменной (нарративная транспортация) и независимых переменных (индивидуально-психологические характеристики) использовался множественный регрессионный анализ. Обработка данных проводилась с помощью пакета статистических программ IBM SPSS Statistics 23.
Выявление характеристик качественных нарративов проходило следующим образом. Во всей выборке, ранжированной по уровню транспортации, были выделены группы с низкими и высокими значениями. В «низкую» группу вошли 297 респондентов (значения уровня транспортации — от 15 до 50), в «высокую» — 299 респондентов (значения уровня транспортации — от 71 до 104). По каждой группе проводился качественно-количественный анализ ответов тех респондентов (107 высказываний), которые выразили желание написать свое впечатление о фильме, что в нем понравилось и не понравилось.
Результаты и обсуждение
Проведен сравнительный анализ нарративной транспортации у мужчин и женщин. Обнаружено, что при просмотре одного и того же фильма выраженность нарративной транспортации у женщин значимо больше (табл. 1).
Полученные нами данные отличаются от данных ранее проведенных исследований, которые не выявили значимых половых различий в нарративной транспортации [15; 17; 24 и др.]. Такой результат может объясняться эффектом, который дает бóльшая близость конкретного фильма к определенной аудитории, делая тот или иной нарратив более транспортабельным для нее [Green, 2000]. В нашем исследовании бóльшая выраженность транспортации у женщин, вероятно, вызвана тем, что главная героиня фильма — тоже женщина, и это может приводить к более сильной идентификации с ней женской части аудитории; сам сюжет также раскрывается с женской точки зрения,
Таблица 1. Сравнение выраженности нарративной транспортации у женщин и мужчин
|
… |
Мужчины |
Женщины |
t-тест |
Размер эффекта |
||||||||||
|
M |
SD |
M |
SD |
t |
p |
Cohen’s d |
|
|||||||
|
Транспортация |
57,82 |
15,036 |
63,25 |
15,751 |
6,030 |
0,000 |
0,353 |
|||||||
|
Когнитивный фактор |
22,29 |
6,352 |
25,31 |
6,491 |
8,040 |
0,000 |
0,47 |
|||||||
|
Аффективный фактор |
14,25 |
5,828 |
15,06 |
5,998 |
2,326 |
0,020 |
0,137 |
|||||||
|
Образный фактор |
21,28 |
6,813 |
22,89 |
6,747 |
4,054 |
0,000 |
0,237 |
|||||||
дополнительно усиливая погруженность в нарратив. Отличающиеся результаты исследований могут подтверждать представления о влиянии особенностей самого нарратива на уровень транспортации. В связи с этим перспективным является изучение связи идентификации и нарративной транспортации, что, однако, в настоящее время затруднено отсутствием русскоязычного опросника для измерения идентификации зрителей с героями фильма.
Для анализа взаимосвязей нарративной транспортации с индивидуально-психологическими характеристиками был проведен множественный регрессионный анализ. В качестве зависимой переменной выступил показатель транспортации, в качестве независимых переменных — пол, черты личности (экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм, открытость новому опыту), уровень эмпатии и потребности в познании.
По данным регрессионного анализа предикторами нарративной транспортации оказались как пол, так и такие психологические характеристики, как эмпатия и относящиеся к чертам личности экстраверсия и открытость опыту (табл. 2).
Таблица 2. Результаты регрессионного анализа
|
Переменные |
Нарративная транспортация |
|||||
|
B |
SE B |
β |
|
|||
|
Пол |
2,154 |
0,935 |
0,069* |
|||
|
Эмпатия |
0,925 |
0,108 |
0,290*** |
|||
|
Потребность в познании |
0,046 |
0,052 |
0,028 |
|||
|
Экстраверсия |
0,503 |
0,165 |
0,094** |
|||
|
Доброжелательность |
0,347 |
0,209 |
0,052 |
|||
|
Добросовестность |
–0,353 |
0,185 |
–0,060 |
|||
|
Нейротизм |
0,099 |
0,176 |
0,020 |
|||
|
Открытость опыту |
0,409 |
0,190 |
0,066* |
|||
|
R2 |
0,147 |
|||||
|
F |
25,061*** |
|||||
Обнаружена значимая связь нарративной транспортации с двумя из пяти черт личности «Большой пятерки» — экстраверсией и открытостью опыту, что частично совпадает с данными других исследований [Meade, 2015]. Известно, что экстраверты ориентированы на поиск стимуляции вне себя, поэтому при обращении к фильмам они, вероятно, более склонны подвергаться транспортации в нарратив для достижения большего эффекта. Открытые опыту люди открыты новым знаниям и переживаниям, в связи с чем, возможно, с бо́льшим интересом относятся и к новым историям, представленным в фильмах, что усиливает их нарративную транспортацию. В то же время противоречивость данных о связи черт личности с транспортацией может быть обусловлена влиянием на уровень транспортации самого жанра фильма, привлекательность которого определяется, в том числе, и чертами личности [Кубрак, 2019]. Так, выбор драматичных фильмов связан с такой чертой, как открытость опыту [Кубрак, 2017]; и в случае просмотра драмы, как было в нашем исследовании, жанровая привлекательность фильма могла способствовать усилению нарративной транспортации. Полученные нами данные о значимой связи транспортации и привлекательности увиденного фильма (коэффициент корреляции Пирсона r = 0,628; p < 0,01) соответствуют этому предположению.
Несмотря на выявленные в сравнительном анализе различия в нарративной транспортации у мужчин и женщин, регрессионный анализ показал, что вклад половой принадлежности в уровень транспортации при просмотре фильма слабее, чем психологических характеристик.
В целом, полученные результаты демонстрируют наличие хоть и слабых, но значимых связей индивидуально-психологических характеристик с нарративной транспортацией, позволяя говорить о различной к ней предрасположенности [Green, 2000]. Эта склонность, в первую очередь, определяется уровнем эмпатии, что находит подтверждение в большинстве исследований нарративной транспортации. В то же время данные о связях с другими характеристиками разнятся, что может объясняться влиянием качества самого нарратива как одного из основных факторов нарративной транспортации.
В связи с этим далее была поставлена задача сравнить, как респонденты, испытавшие разный уровень транспортации, выражают свое отношение к просмотренному фильму. Несмотря на то, что они смотрели один и тот же фильм, представляется, что полученные данные помогут в выявлении характеристик фильмов, способствующих усилению транспортации и соответственно определяющих качество транспортабельных нарративов.
Анализ высказываний о фильме позволил выделить ряд таких характеристик, которые были отнесены респондентами как к истории, рассказанной в фильме, так и к ее кинематографическому воплощению. Приведем основные характеристики, преимущественно ими отмеченные: наличие смысла, актуальность проблемы, воздействие, эмоциональные переживания, сюжет, персонажи, концовка, реализм показанного, личностная значимость, игра актеров, привлекательность самой истории. Следует отметить, что зрители с высоким уровнем транспортации чаще выражали желание высказаться о фильме и делали это более развернуто.
Наибольшее количество упомянутых характеристик имело отношение к смыслу фильма. Более трети зрителей в группе с высокой транспортацией (34% из высказавшихся) написали о наличии смысла или попытались его изложить («Мне кажется, фильм попытался обратить внимание на большое непонимание поколений в настоящее время…») в отличие от группы респондентов с низкой транспортацией, 20% из которых, наоборот, отметили его отсутствие («Фильм не несет никаких новых идей»). Почти треть респондентов с высокой транспортацией (31%) указывают на актуальность фильма и важность поставленных в нем проблем («Проблема действительно актуальная в наше время»), при низкой транспортации об этом упоминает только один респондент. Аналогичные результаты получены по воздействию фильма: 21% пишут о его позитивном влиянии («Фильм действительно позволяет задуматься») и 15% — об испытанных эмоциональных переживаниях («Фильм, в целом, вызвал положительные эмоции»); в то время как при низкой транспортации воздействие фильма не отмечает никто, а переживание эмоций, причем негативных, отмечают только несколько участников («Фильм вызывает бурю отрицательных эмоций»). Еще одной характеристикой, демонстрирующей различие позиций в контрастных по транспортации группах, является сюжет фильма. В целом отрицательно его оценивают при низкой транспортации 25% высказавшихся, а позитивно — 5%, при высокой транспортации — 3% и 18% соответственно. При этом первые зачастую пишут о фильме как о скучном, банальном и нелогичном («Слишком скучный и предсказуемый сюжет»), а вторые — определяют его как динамичный, интересный и захватывающий («интересный и захватывающий сюжет»). Кроме того, при высокой транспортации 11% зрителей оценили, хоть и по-разному, концовку фильма («неожиданный финал»), а при низкой — на нее внимание обратил только один человек. Отдельно следует выделить такую характеристику, как реализм. В группе с низкой транспортацией 20% указывают на неправдивость представленных событий («Думаю, такого в жизни не существует»), в то время как с высокой транспортацией — почти такое же количество респондентов отметили реалистичность показанного («Очень правдивый, отлично отражает сегодняшнюю действительность»). Еще одной характеристикой, представленность которой обнаруживается в высказываниях зрителей с высокой транспортацией (10%) в отличие от участников с низкой транспортацией, является личная значимость увиденного («Фильм напоминает мне мою жизнь»). Высказывались зрители в обоих группах и в отношении «технических» характеристик фильма, при этом одинаково позитивно оценивая музыку и операторскую работу, в то время как игра актеров упоминалась чаще зрителями с низкой транспортацией (18% против 13%) и в половине случаев отрицательно, в отличие от зрителей с высокой транспортацией, отмечавших хорошее артистическое исполнение.
Наконец, важной характеристикой явилась привлекательность самой истории. В этом случае зрители давали оценку событиям фильма, его героям и их действиям, воспринимая их непосредственно, как бы «изнутри» сюжета. Такие высказывания обнаруживаются в обеих группах зрителей — и с высокой (24%), и с низкой (22%) транспортацией, однако в первом случае отношение к истории чаще позитивное, с сочувствием и эмпатией к героям («Боря красавчик, что продал наушники и купил плюшки»); во втором случае преобладает негативная оценка увиденного («Для меня главная героиня, вместе с ухажёром — глупые подростки, которые совершенно не обдумали ситуацию и «сбежали»). Как уже было отмечено выше, общая оценка привлекательности фильма соответствовала уровню нарративной транспортации.
Полученные результаты совпадают во многом с теми представлениями о качественном нарративе, которые были описаны ранее [Green, 2021; Kreuter, 2007]. Это прежде всего сюжет фильма, его логичность и динамичность, а также реалистичность показанного. Особенно «живо» зрители с низкой транспортацией описывают несовпадение их представлений об окружающей действительности с изображенным в фильме, что снижает доверие к рассказанной истории и не способствует транспортации [Green, 2021]. В значительно меньшей степени отмечались респондентами «технические» аспекты фильма, хотя вне зависимости от уровня транспортации они оценивались скорее позитивно. В то же время нами были выявлены и такие характеристики, как смысл, актуальность проблемы и потенциал воздействия, по-видимому, способствующие нарративной транспортации, которые широко не упоминались ранее в работах по изучению качества нарратива. Открытыми остаются вопросы, свойственны ли эти характеристики фильмам определенных жанров и будут ли они так же важны для транспортации в нарратив другого кино, например, развлекательного.
Выводы
Рассмотрение проблемы психологического воздействия фильмов в контексте нарративного воздействия расширяет возможности изучения эффективности влияния кино, одним из факторов которого является нарративная транспортация. Транспортация представляет собой особое состояние вовлеченности и погруженности в нарратив, которое способствует усилению психологического воздействия и может привести к изменению связанных с содержанием нарратива убеждений человека. Сильным детерминантом нарративной транспортации является качество самого нарратива, в то же время существуют данные об индивидуально-психологических различиях в склонности к транспортации.
Результаты проведенного нами исследования демонстрируют наличие связи нарративной транспортации с полом и отдельными психологическими характеристиками, позволяя говорить о различной к ней предрасположенности. К этим характеристикам относятся, в первую очередь, эмпатия, а также такие черты личности, как открытость опыту и экстраверсия. В то же время различия в уровне нарративной транспортации у женщин и мужчин могут объясняться эффектом, который дает бóльшая близость конкретного фильма к определенной аудитории, делая тот или иной нарратив более для нее транспортабельным.
В результате анализа нами выделены характеристики нарратива, способствующие усилению транспортации в него. Это прежде всего наличие смысла в фильме, важность и актуальность поставленных проблем, потенциал воздействия. Кроме того, важен сюжет фильма, его логичность и динамичность, реалистичность показанного, а также привлекательность самой истории.
Полученные в работе данные предполагают дальнейшее уточнение и намечают перспективы разработки и проведения новых экспериментальных исследований.