Культурно-историческая психология
2024. Том 20. № 2. С. 124–128
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
100-летие Г.М. Андреевой: ролевой репертуар Лидера
Аннотация
Статья посвящена лидерскому ролевому репертуару выдающегося социального психолога России, доктора философских наук, профессора, действительного члена (академика) Российской академии образования Г.М. Андреевой в связи со 100-летием со дня рождения. Рассматриваются две ипостаси научного Лидера — первенство в своей области знания и талант вести за собой последователей, учеников и соратников. Предпринята попытка идентификации особых лидерских качеств, реализованных Г.М. Андреевой на протяжении многих лет ее творчества
Общая информация
Ключевые слова: Андреева Г.М., репертуар ролей руководителя, лидер
Рубрика издания: Памятные даты
Тип материала: персоналии
Получена: 17.06.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Базаров Т.Ю. 100-летие Г.М. Андреевой: ролевой репертуар Лидера // Культурно-историческая психология. 2024. Том 20. № 2. С. 124–128.
Подкаст
Полный текст
Мы все — ученики Г.М. Андреевой (предисловие к публикации Т.Ю. Базарова)
13 июня исполнилось 100 лет со дня рождения социального психолога и социолога Галины Михайловны Андреевой.
Г.М. Андрееву с полным основанием можно назвать мыслительницей социального познания, определившей его методологическое своеобразие и самобытность метода во второй половине XX века с мощным заделом вперед. С этой точки зрения ее имя встало в один ряд с именами Т. Парсонса, П. Бурдье, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса, З. Баумана, Т. Лукмана, Ч. Миллса, С. Московичи, П. Штомпки, Р. Харре, В.А. Ядова, Г.С. Батыгина и др. Этот список, конечно, может быть продолжен, но, в любом случае, Г.М. Андреева будет занимать в нем свое уникальное место.
Ее знали все психологи, независимо от степени близости своих интересов к сфере социальной психологии. Все мы больше 40 лет учились на одном «мыслящем букваре» — превосходном, неустаревающем, не раз переизданном учебнике «Социальная психология». «Социальную психологию» в изложении Галины Михайловны невозможно было «сдать и забыть». А теоретический способ мышления, которому она не изменяла, исследуя любой фрагмент социально-психологической конкретики, позволял воссоздать его всеобщее значение, если оно в нем коренилось. Даже для тех, кто в ином случае отнесся к нему как к чему-то сугубо специальному[1].
Я — не социальный психолог, хотя однажды пришлось прочитать курс журналистам. Зато — ученик, до сих пор изучающий социальную психологию. И как таковой заверю: войти «с умом» (с мыслями) в нее можно через три учебника — Тамотсу Шибутани, Дэвида Майерса и Галины Андреевой. Минимум для новичка, чтобы понять, куда попал, о чем и как там мыслят. Три блистательных введения в социально-психологическую мысль. Очень разные, в разные времена написанные, но для одного думающего читателя. Учебник Г.М. Андреевой — поразительное сочетание фундаментальности, понятности и литературного слога — явно писался с расчетом на «умного студента». Другого для нее просто не существовало, она слишком уважала и любила студентов, чтобы допустить мысль о его существовании. И ее научная школа за это доверие, за эту веру платила ей высочайшим профессионализмом. И выдающимися достижениями учеников, которые сами стали учителями в своих школах. Достаточно назвать имена А.И. Донцова, Л.А. Петровской, А.У. Хараша: их работы уже стали классикой новейшей российской социальной психологии. Но для них всегда была принципиальна преемственность с «ГМ». Лариса Андреевна Петровская говорила своей подопечной: «Я — ученица Андреевой, ты — моя ученица, значит, ты…».
Анализ социально-психологических процессов всегда выступал для Г.М. Андреевой как форма рефлексии «социального познания». А значит, и «социального конструирования реальности», пусть для этого она использовала другую терминологию, нежели П. Бергер и Т. Лукман, которые ввели это понятие в 1966 г.
Теоретическая социальная психология и социология Г.М. Андреевой — то знание, что не находит покоя в своих классических обоснованиях. Само обоснование (рефлексия) есть процесс поиска, построения их предмета. В полном созвучии с логикой Л.С. Выготского в исканиях предмета общей психологии (сквозных в его биографии). По понятным причинам, это особо важно для нашего журнала и его читателей.
Г.М. Андреева солидарна с Выготским, выступающим против «раздвоения личности» по линии раскола психологии на общую и социальную: «“Пространством” латентного существования социальной психологии в период “перерыва” была, конечно, общая психология и некоторые ее ответвления. Особое место здесь занимают работы Л.С. Выготского, получившие всемирное признание. Из всего богатства идей культурно-исторической школы в психологии, созданной Выготским, две имеют непосредственное отношение к развитию социальной психологии. С одной стороны, это учение Л.С. Выготского о высших психических функциях, которое реализовало задачу выявления социальной детерминации психики (т. е., выражаясь языком дискуссии 20-х гг., “делало всю психологию социальной”).
С другой стороны, в работах Л.С. Выготского и в более непосредственной форме обсуждались вопросы социальной психологии, в частности — ее предмета. Полемизируя с Бехтеревым, Выготский не соглашается с тем, что дело социальной психологии — изучать психику собирательной личности. С его точки зрения, психика отдельного человека тоже социальна, поэтому она и составляет предмет социальной психологии. В то же время коллективная психология изучает личную психологию в условиях коллективного проявления (например, войска, церкви). Несмотря на отличие такого понимания от современных взглядов на социальную психологию, обусловленного предшествующей дискуссией, в ней много рационального» [2].
Ведь до сих пор звучат вопросы: социальная психология — это вообще психология? Нет у группы психики и мозга, по наличию которого можно выявить заодно и счастливого обладателя психики. При этом никто не отрицает существования коллективного субъекта, в культурно-исторической психологии — субъекта интрапсихического действия, который живет особой психической жизнью, у которого мозга мы также не обнаружим. Понимая это, В.М. Бехтерев был вынужден предположить возможность экстрацеребральной передачи мозговых импульсов. Но пока эта интересная гипотеза не доказана.
Можно, конечно, перенести ответственность на Декарта, в плену которого до сих пор находится научное мышление (мифы об ИИ и нейросетях, им, к слову, больше полувека, — лишь иллюстрации). Но ведь Декарт гениально выхватил из «общечеловеческого» мышления нечто, чему и поныне не может противостоять его научная форма…
А общественное (большее групповое, как, впрочем, и малое) сознание или коллективное бессознательное — это про что-то другое, трудноопределимое, особенно в картезианской логике мышления.
Да, видимо, социальной психологии надо было уйти в «латентное существование», чтобы такие вопросы и сомнения не возникали. А заодно можно было бы уточнить свои общепсихологические представления — о психики индивида.
Социальная психология Галины Михайловны Андреевой, помимо всего прочего, способствует такому уточнению.
Просто есть такой феномен — «Человек совместный», которого нельзя собрать вскладчину из наборов общепсихологических и социально-психологических деталей. Все творчество Г.М. Андреевой о таком человеке и его самопознании.
Все мы — ученики Галины Михайловны Андреевой. Тем ценнее и весомее слово непосредственного и ближайшего ученика, одного из ведущих продолжателей дела Г.М. Андреевой Т.Ю. Базарова.
В.Т. Кудрявцев,
доктор психологических наук, профессор МГППУ и МГПУ,
заместитель главного редактора журнала «Культурно-историческая психология»
[1] Замечательный повод заново поучиться у Г.М. Андреевой предоставляет ютуб-канал Факультета психологии МГУ, где выложен полный курс ее лекций: https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%B3.%D0%BC.%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9
[2] Андреева Г.М. Социальная психология // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М, 1996. С. 457—481.
В день, когда мы отмечаем 100-летие Г.М. Андреевой, кажется невероятным, что мы имели счастье быть с ней знакомыми и даже учиться у нее.
Учиться — это не только посещать лекции и сдавать экзамены. Учиться — это нечто большее: видеть, слышать и пытаться понять основания для поступков, которые совершает Учитель.
Г.М. (особое сокращение имени отчества Г.М.Андреевой, которым пользовались ее ученики и соратники; социальная психология) многогранна. Она ученый и преподаватель, научный руководитель и заведующая кафедрой, участник войны и гражданин. Любая из этих (и многих неназванных) граней давала пищу для учения.
Если попытаться охарактеризовать Г.М. одним словом, то этим словом будет «Лидер». И в значении быть первой, и в значении вести за собой.
Всем известно, что она создала кафедру социальной психологии и написала первый учебник по этой дисциплине в стране. Не так-то просто написать учебник. Для этого надо решиться предложить свою структуру учебного предмета и взять на себя ответственность за то, что многие последующие поколения будут видеть мир социальной психологии именно так, как описано в учебнике. Тем, кто его прочел, легко представить основные разделы этой науки (почти как гипертекст): группы, личность и общение. Проникнув глубже, мы увидим перспективу феноменов групповой динамики и лидерства, социализации и идентичности, коммуникации, перцепции и интеракции. Навигация позволяет свободно перемещаться по огромному и интересному полю межличностных и межгрупповых сюжетов.
Но и вести за собой у нее прекрасно получалось.
Удивительным образом она могла абсолютно точно назвать темы всех своих дипломников (более сотни), кандидатов и докторов наук, которых она подготовила (добавим еще полсотни). Превосходная память здесь ни при чем (вернее, не самое главное). Здесь сыграло свою роль особое лидерское качество — погруженность в содержание того, что делали ученики. Потому что интересно. Интересен иной взгляд, важна собственная позиция и способность студента ее отстаивать и даже настаивать.
Приглашая в гости на заседание кафедры отечественных и зарубежных знаменитостей (А.В. Петровского, А.И. Пригожина, Ли Росса и многих других), Г.М. была удивительным модератором, погруженным в содержательный контекст и языковую уместность. Речь идет не только о владении ею европейскими языками, но и о глубоком понимании сюжетного разнообразия различных предметных реальностей. Отметим такое лидерское качество, как поликонтекстуальность.
Г.М. Андреева с учениками А.И. Донцовым (он был ее первым аспирантом) и Т.Ю. Базаровым.
Однажды Г.М. вспоминала, как в самом конце войны ей пришлось выполнять важное задание командования. Суть задания состояла в том, чтобы восстановить документацию на трофейную радиолокационную станцию, оказавшуюся в руках Советской армии. Это была новейшая на тот момент разработка, в целости и сохранности, но без соответствующей документации. Нужно было выстроить коммуникацию между немецким и советским инженерами и создать инструкцию. Так вот эта задача была решена благодаря тому, что Г.М. Андреева была посредником между двумя инженерами.
Можно себе представить, как быть марксистом на переломе эпох. Конформизм или коллективистическое самоопределение? Драматическая ситуация: что делать? Г.М. Андреева преподносит всем урок адаптивного интеллекта, о котором в последнее время начинают размышлять психологи. Ей удалось очень четко развести методологию и идеологию, науку и политику. Справедливости ради стоит отметить, что политиком она была отменным, как и дипломатом. Отметим лидерские качества, которые продемонстрировала Г.М. в переломный период жизни страны: соотнесение своих возможностей с требованиями эпохи, осмысление характера новых реалий.
Совершенно неожиданно Г.М. Андреева обратилась к теме ролевого репертуара руководителя [1]. Это явно была саморефлексия. Анализ собственного богатого опыта лидерства в науке и образовании. Встреча с многочисленными вызовами изменяющегося мира позволяла Г.М. фиксировать (путем самонаблюдения) тот способ активности индивидуального и группового субъекта, который был наиболее уместен и способствовал его развитию, несмотря на риски. Решение, которое было очевидным для Г.М., состояло в принятии разнообразия внешнего мира. Отметим еще одно качество Г.М. Андреевой как лидера — принятие разнообразия и многообразия мира, включающего все общество и окружающую среду.
Удивительные контакты Г.М. Андреевой со многими сферами и областями общественной жизни — от Комитета советских женщин в прошлом до различных профессиональных ассоциаций — Российского психологического общества, Европейской ассоциации социальной психологии — в настоящем — имели и то звучание, которое касалось идеи активного участия социальной психологии в происходящих изменениях. Ведь именно социальная психология, столь чувствительная к социальному контексту и столь восприимчивая к происходящим катаклизмам, может быть проактивным предиктором ожидаемых событий и культурно-историческим средством понимания и воздействия на социальные перемены. Отметим особое качество лидерства Г.М. — включенность в различные сообщества и ориентация на практическое использование знаний и методов социальной психологии.
Если вернуться к многогранной лидерской фигуре Г.М. Андреевой сегодня, то остается лишь признать, что лидерский потенциал наших учителей — это урок и повод. Урок смелости и мужества быть самими собой и не изменять истинным ценностям. Повод для анализа собственной состоятельности перед лицом новых вызовов образованности и человечности.
Ролевой репертуар лидерства, оставшийся нам в наследство от Г.М. Андреевой — открытая книга. Чистые страницы заполнять нам. Спасибо за пример.
*****
Наука — это не только профессиональная форма познания («мышление по профессии»), но и складывающая внутри нее форма общения, которое выходит за рамки ремесла, хотя и постоянно «удерживает» его. Научное общение становится «клубным», когда масштаб личности, проступающий, в том числе в многообразии интересов создателя (лидера) научной школы, сплачивает ее представителей. В психологии такие «клубы» стихийно и вместе с тем закономерно возникали в кругах А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. — историкам еще предстоит оценить их вклад в развитие науки. Такой «клуб» сложился и вокруг Г.М. Андреевой, которая обладала целым рядом дарований. В ее школе повседневная научная коммуникация превращалась в «роскошь человеческого общения» Экзюпери. Неслучайно Г.М. Андреевой была присуща языковая одаренность как способность строить общение на разных языках, легко переключаясь от одного к другому. А это «роскошь» даже среди полиглотов, чаще характерная для мультилингвов. Познав эту «роскошь», ученики и последователи ГМ в качестве социальных психологов вникали в подлинные смыслы повседневной коммуникации.
Г.М. Андреева писала замечательные стихи. Среди них ироническая «Баллада социального психолога». Ученик Г.М. Андреевой Т.Ю. Базаров положил эти стихи на музыку.
БАЛЛАДА (ГИМН) СОЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Слова Г.М. Андреевой, музыка Т.Ю. Базарова
Ты покидаешь «Альму-Матерь»,
Усвоив уйму всяких знаний.
Из них, как общий знаменатель,
Ты извлеки ряд пожеланий:
В общенье будь ты компетентным,
Владей искусством интеракций,
Будь хоть не явным, но латентным
Производителем аттракций.
И коль вербалику заело,
Включай ты мимику тотчас,
И жесты рук, и позы тела,
И, наконец, контакты глаз.
Атрибутивные модели,
Как средство, очень хороши:
По ним причины поведенья,
Коль их не знаешь, — припиши!
В межгрупповом соревнованье
Не исповедуй эгоизм
И истребляй до основанья
Ингрупповой фаворитизм.
И коль проявишь ты тактичность,
Не будешь в поведенье глуп,
Приобретешь ты идентичность
Среди больших и малых групп.
Пик твоего самосознанья
Наступит в тот святой момент,
Когда поймешь других желанья,
Как будто сам ты свой клиент…
И чтоб не был твой путь печальным,
Ты повторяй себе стократ:
«Ведь я — ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНЫЙ,
Народу лучший друг и брат!»
Литература
- Андреева Г.М.Ролевой репертуар руководителя в условиях социальных трансформаций // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 4. С. 5–14.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 129
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 67
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2