Экспертный анализ Указа и Программы

512

Общая информация

Для цитаты: Василюк Ф.Е., Холмогорова А.Б., Кроль Л.М., Михайлова Е.Л., Бурно М.Е., Усков А.Ф. Экспертный анализ Указа и Программы // Консультативная психология и психотерапия. 1996. Том 4. № 4.

Полный текст

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОГО, КЛИНИЧЕСКОГО И ПРИКЛАДНОГО ПСИХОАНАЛИЗА» (ПРОЕКТ)

МОСКВА 1996

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ НА 1998­2002 ГОДЫ

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Федеральная целевая программа «Возрождение и развитие философского, клинического и прикладного психоанализа» на 1998-2002гг.

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ:

Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 года № 1044 «О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа».

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК:

Государственный Комитет РФ по науке и технике (Министерство общего и профессионального образования РФ).

ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ:

Государственный Комитет РФ по науке и технике, Министерство общего и профессионального образования РФ, Министерство науки и технической политики РФ, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Российская академия наук, Российская академия образования, Российская академия медицинских наук, Восточно­Европейский Институт Психоанализа (г.Санкт-Петербург).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

-    возрождение российской психоаналитической школы и развитие фундаментальных и прикладных исследований в области философского, клинического и прикладного психоанализа;

-    организация систематической подготовки квалифицированных специалистов в области философского, клинического и прикладного психоанализа (в первую очередь - для школ, вузов, медицинских и дошкольных учреждений, а также социальных служб), в том числе - посредством привлечения для преподавания в российских профильных учебных заведениях ведущих зарубежных специалистов и командирования российских специалистов для профессиональной подготовки в зарубежные психоаналитические центры;

-   профессионализация современного российского философского, клинического и прикладного психоанализа;

-   организация фундаментальных и прикладных исследований на основе взаимодействия со смежными областями знаний - медициной, физиологией, психологией, педагогикой, социологией и политологией;

-   организация и проведение специальных исследований в области реформаторских процессов, психологии масс, межнациональных конфликтов и закономерностей кризисного развития общества;

-   повышение психоаналитической квалификации для специалистов в смежных областях психологии, педагогики, политологии, социальной работы, рекламного дела, информационной безопасности, предпринимательства и др.;

-   разработка и внедрение методически и научно обоснованной системы подготовки, сертификации, контроля и профессиональной экспертизы деятельности специалистов в области клинического и прикладного психоанализа;

-   разработка и внедрение психоаналитических методов в культурологию и литературоведение;

-   восстановление и развитие связей российского психоанализа с ведущими психоаналитическими центрами мира, расширение транс­культурных международных связей в целях последовательной реинтеграции России в мировое культурное и научное психоаналитическое сообщество.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1998-2002гг.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ: 1998, 1999, 2000, 2001, 2002гг.

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ:

I.   Возрождение и развитие в России философского психоанализа.

II.   Возрождение и разиитие в России клинического психоанализа.

III.          Возрождение и развитие в России прикладного психоанализа. ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ:

Государственный Комитет РФ по науке и технике, Министерство общего и профессионального образования РФ, Министерство науки и технической политики РФ, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Российская академия наук, Российская академия образования, Российская академия медицинских наук, Восточно­Европейский Институт Психоанализа (г.Санкт-Петербург), факультет психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Санкт-Петербургский Педагогический Университет им.Герцена, Отделение психоаналитической медицины Государственной Еврейской Академии Министерства общего и профессионального образования РФ (г.Санкт-Петербург).

ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ (В ЦЕНАХ 1996 ГОДА): 35200 млн. руб. - госбюджет.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

- повышение эффективности научных исследований в психологии, медицине и психофармакологии, включая проблемы токсикоманий в результате развития междисциплинарных подходов к исследованию психики человека в единстве ее сознательных и бессознательных аспектов и представлений о биосоциальной природе человека; - внедрение методов активной социо- и психотерапии в общественную и клиническую практику; - повышение эффективности социальной работы и деятельности медицинских, психолого-педагогических и психотерапевтических служб при минимизации затрат на реализацию соответствующих программ; - расширение объема психологической, психотерапевтической и сексологической помощи различным слоям населения; - организация специализированной помощи лицам, страдающим пост-травматическим синдромом, в том числе - так называемым «афганцам», «чеченцам», ликвидаторам-«чернобыльцам» и другим категориям населения, испытывающим трудности в социальной адаптации и страдающим различными формами социопатий; - повышение эффективности терапии и сроков ремиссии при различных формах психосоматической патологии в результате поддерживающей и компенсаторной психо- и социокоррекции; - профилактика психопатологии и социопатий, повышение эффективности работы с пограничными формами психических расстройств; - разработка соответствующих циклов преподавания психоанализа в образовательных учреждениях различного уровня, а также в специализированных центрах для обучения и повышения квалификации специалистов в области философского, клинического и прикладного психоанализа; - повышение эффективности, расширение и углубление исследований в области социально-политического анализа и прогнозирования, а также других общественных процессов в результате реинституции психоанализа в сферы образования, науки, культуры, социальной и клинической практик; - восстановление научного и методического наследия российского психоанализа; - подготовка переводов творческого наследия и оригинальных изданий, учебников и методических пособий по философскому, клиническому и прикладному психоанализу.

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ:

Определяется Государственным Комитетом РФ по науке и технике (Министерством общего и профессионального образования РФ).

1.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Федеральная целевая программа «Возрождение и развитие философского, клинического и прикладного психоанализа» (далее именуемая Программа) разрабатывается во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 года № 1044 «О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа».

Приоритетами Программы являются:

- дальнейшее развитие междисциплинарного подхода в современных общественных науках, решении проблем здоровья и болезни на основе представлений о биосоциальной природе человека, расширение объема демократических методов психотерапии и социокоррекции; - создание организационной, материально-технической и нормативной базы для реинституции психоанализа в сферы образования, науки, культуры, социальной и клинической практики; - создание социальной и профессиональной базы для возрождения и развития психоанализа, а также составление учебных и методических программ по подготовке и переподготовке специалистов в области философского, клинического и прикладного психоанализа в интересах расширения объема и доступности психологической и психотерапевтической помощи различным группам населения; - разработка специальных циклов для образовательных учреждений и социальных служб, а также - специализированных центров для обучения и повышения квалификации специалистов в области философского, клинического и прикладного психоанализа; - научно­методическое обеспечение системы повышения квалификации врачей общего профиля, психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, педагогов, юристов, социальных работников, работников аппарата государственного управления и др. в сфере философского, клинического и прикладного психоанализа в целях дальнейшей гуманизации общественной и государственной практик; - издание классических и современных работ в области философского, клинического и прикладного психоанализа, в том числе учебников и методических пособий.

1.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

Российские корни основателя теории и практики психоанализа - Зигмунда Фрейда и его глубокий интерес к России на протяжении всей его жизни общеизвестны. Многие из его первых пациентов, учеников и последователей были русскими и внесли существенный вклад в становление и развитие психоанализа, само появление которого в качестве самостоятельного течения во многом связано с творчеством нашего выдающегося соотечественника Ф.М. Достоевского. Психоаналитики из России - Н.Осипов, М.Вульф, Н.Вырубов, С.Шпильрейн и др. - уже в 10-е годы текущего столетия являлись видными практиками и теоретиками психоанализа.

В начале 20-х годов был основан - один из первых в мире - Российский Государственный Психоаналитический Институт под руководством профессора И.Д.Ермакова. В этот же период создаются психоаналитические центры в Ленинграде, Одессе, Ростове, Казани и других городах России, начинается систематическое издание библиотеки психологической и психоаналитической литературы. Россия становится одним из общепризнанных центров развития психоаналитической теории и практики. В апреле 1924 года Русское Психоаналитическое Общество (РПО) стало действительным членом Международной Ассоциации Психоанализа (ГРА).

Однако уже в середине 20-х развитие российской школы психоанализа было прервано, закрыт Государственный Психоаналитический Институт, а 27 июля 1930 года под давлением властных структур было принято «Постановление о ликвидации Русского Психоаналитического Общества». Непосредственными основаниями для этих решений явились якобы «просьба матерей-коммунисток» и личное обращение официального главы советской психологии - директора Института Психологии проф. К.Корнилова в Наркомпрос о том, что «психоанализ совершенно не применим к марксизму» (и следует признать, что в этом контексте, безусловно, выдающийся российский ученый и организатор - профессор Корнилов, реальные заслуги которого не имеют никакого отношения к идеологии, был прав).

Как известно, в течение советского периода истории нашей страны были репрессированы несколько областей знаний. Психоанализ был первой из них.

Одновременно с этим, в отличие от других репрессированных наук - генетики и кибернетики, реинституция которых осуществлялась на государственном уровне и сопровождалась адекватной организационной и финансовой поддержкой, психоанализ в России до выхода уже упомянутого Указа Президента РФ официально, фактически, не был реабилитирован, а его возрождение и развитие оставалось уделом ученых- энтузиастов.

После ликвидации первого российского Государственного Психоаналитического Института (1925) многие из его специалистов были репрессированы, в том числе - уничтожены физически, другие - были вынуждены эмигрировать или сменить профиль их научной и практической деятельности. В Бутырской тюрьме умер арестованный по ложному доносу профессор И.Л.Ермаков, эмигрировал всемирно известный доктор М.М.Вульф, был выслан профессор И.А.Ильин, вынужденно сменили профиль своей научной и практической деятельности основатели Российского Психоаналитического Общества профессора П.П.Блонский, Ю.В.Каннабих, А.Р.Лурия, Н.Г.Успенский, С.Т.Шацкий, О.Ю.Шмидт и многие другие. Скрываясь от репрессий, закончила свои дни в оккупированном нацистами Ростове выдающийся российский психоаналитик Сабина Шпильрейн - один из общепризнанных классиков мирового психоанализа, приоритеты ряда основополагающих идей которой неоднократно подчеркивались З.Фрейдом и К.Юнгом (практически все остальные члены семьи Шпильрейн были арестованы и расстреляны в Москве).

На протяжении последующих десятилетий даже упоминание о психоанализе в литературных источниках допускалось лишь в критическом плане, работы З.Фрейда, его многочисленных учеников и последователей были изъяты из всех библиотек, негласно запрещена психоаналитическая практика и преподавание психоанализа в высшей школе.

В связи с этими и рядом других событий идеологического плана, затронувших не только психоанализ, но и практически все другие философские концепции, на длительный период времени единственной официальной методологией в России стала философия марксизма, а преобладающими методами отечественной психотерапевтической школы - биологически-ориентированные и директивные (фармпрепараты и различные варианты гипноза). В официальной психиатрии и лишь недавно реинституированной в отечественную медицинскую практику психотерапии (Приказ МЗО СССР № 750 от 1985г.) надолго утвердился нозоцентрический, а позднее - синдромологический подход, в отличие от все шире распространявшегося в мире персоноцентрического подхода. Основное внимание в клинической практике уделялось постановке всегда отчасти гипотетического (особенно при пограничных состояниях) диагноза, а основным средством, предлагаемым для коррекции - в том числе пограничной патологии и личностных расстройств - в большинстве случаев стала таблетка. Деперсонализация отношений между врачом и пациентом - во многом в силу специфики подготовки врачей- психотерапевтов - все более превращалась в обыденное явление. В результате идеологического прессинга психология на какой-то период вообще абстрагировалась от проблем страдающей личности, и до недавнего времени в большинстве справочников определялась лишь как «наука о познавательных психических процессах - памяти, внимании и мышлении».

Во многом аналогичные подходы использовались в педагогике, культурологии и социальной практике, где практически безраздельно господствовали директивные методы воспитания и регуляции всех общественных отношений, ориентированные на некую усредненную личность. За последние годы во многих из этих вопросов наметились качественные перемены - идет активный процесс пересмотра концепций и методов традиционной постсоветской психиатрии, психотерапии и психологии. Появившиеся в последние годы в ведущих психологических центрах России многочисленные курсы «Практической психологии» являются одним из косвенных подтверждений потребности приближения психологической науки к запросам лечебной, производственной и общественной практики, о том числе - психотерапевтической практики, в которой (в соответствии с общемировой тенденцией) психология начинает играть все более значительную роль, а сама психотерапия - в рамках все той же тенденции - все более приобретает характер самостоятельной специальности.

И хотя последняя проблема (сепарации психотерапии и традиционной психиатрии) пока находится в стадии, которую можно было бы определить как «заинтересованной дискуссии», многие авторитетные авторы признают, что психологические подходы в ряде случаев демонстрируют гораздо большую эффективность, а психотерапевты- психологи оказываются более подготовленными к долговременной работе с пациентом.

Уместно отметить, что психотерапия, как самостоятельная специальность, представители которой не занимались никакими видами деятельности, кроме психотерапевтической, была впервые реализована именно в рамках психоаналитического направления, и за прошедшее столетие в этой области накоплен значительный методический, этический и клинический опыт.

В настоящее время уже не нуждается в обосновании, что современный психоанализ, как философское направление и терапевтический метод, составляет неотъемлемую часть мировой науки, медицинской практики и культуры, от которых мы длительное время были частично изолированы. Периодически провозглашаемый в отечественной прессе «закат» психоанализа на Западе отражает лишь переход его из области всеобщего внимания и своеобразной моды в обычное явление общественной жизни и клинической практики.

В последние годы в ведущих странах мира, таких как Англия, Франция и США, психоанализ, преодолевая характерную для него ранее определенную замкнутость, все активнее входит в систему университетского образования (Кентский университет, Нью-Йоркский университет, Парижская медицинская школа и др.). Расширяется участие психоаналитиков в решении проблем стратегического планирования, политических и межнациональных конфликтов, деятельности средств массовой информации и пропаганды (особенно в США, в том числе - в структурах, обеспечивающих деятельность Президента, аппарата Президента и Госсекретаря США).

1.2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ.

В соответствии с переменами в общественной и политической жизни страны в 1990 году группой ученых-энтузиастов была основана Российская Психоаналитическая Ассоциация (г.Москва, Президент -

проф.А.И.Белкин), а в 1991 году учрежден Восточно-Европейский Институт Психоанализа, которые на первом этапе объединили крайне немногочисленных в тот период специалистов государственных и негосударственных учреждений, заинтересованных в популяризации и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа в России, и в последующем явились инициаторами возрождения и развития русского психоанализа.

На этапе ее постановки проблема возрождения и развития психоанализа в России получила поддержку Президента РФ Б.Н.Ельцина, Правительства РФ (в частности, вице-премьеров Б.Г.Салтыкова, С.М.Шахрая, Ю.Ф.Ярова), Министерства науки РФ (министр - проф. Б.Г.Салтыков), Министерства образования РФ (зам. министра - проф. A.   Г.Асмолов), Президента РАН академика Ю.С.Осипова, ведущих академических центров РАН - Института психологии РАН (директор - проф. А.В.Брушлинский), Института социологии РАН (директор - проф. B.   А.Ядов), Отделения философии, социологии, психологии и права РАН (академик-секретарь академик Б.Н.Топорнин). И хотя состояние экономики государства в тот период не позволило осуществить более действенное организационное и финансовое обеспечение деятельности по возрождению российской школы психоанализа, полученная поддержка была чрезвычайно значимой.

В 1993 году психоанализ был впервые в России интегрирован в систему государственного образования - при Государственном факультете социальной медицины Государственной Еврейской Академии ГосКомВуз РФ на базе Восточно-Европейского Института Психоанализа было создано Санкт-Петербургское отделение психоаналитической медицины Государственной Еврейской Академии ГосКомВуз РФ, начавшее подготовку медицинских психологов психоаналитическое ориентации в рамках 5-летнего университетского курса. Основная идея, заложенная в системе подготовки специалистов, состоит в том, чтобы пограничная психиатрия и психология личности, которые до последнего времени являлись «падчерицами» медицины, стали в процессе академической подготовки будущих психологов-психотерапевтов такими же классическими дисциплинами, как анатомия, физиология и общая патология.

В 1995 году был создан Институт Психоанализа в составе Академии Гуманитарных исследований (г.Москва, проф. Х.Э.Мариносян, проф. П.С.Гуревич), открыты циклы усовершенствования по психоанализу при Институте психологии РАН и Московском государственном университете, созданы региональные отделения Восточно-Европейского Института Психоанализа в Норильске, Новосибирске, Екатеринбурге и Хабаровске.

Основными целями и задачами всех вновь созданных организаций являются:

1)  возрождение российской школы психоанализа;

2)  возобновление фундаментальных и прикладных исследований, а также систематической подготовки квалифицированных специалистов в области философского, клинического и прикладного психоанализа;

3)  внедрение современных методов психоанализа в лечебную, гуманитарную и социальную практику.

В настоящее время в России активно работают около 500-700 специалистов, имеющих психоаналитическую ориентацию, но пока ни один из них не сертифицирован по международным стандартам. Единичные специалисты (не более 5 человек) в инициативном порядке в настоящее время проходят психоаналитическую подготовку под руководством западных специалистов за рубежом, которая требует - в среднем - 3-5 лет.

Во многом аналогичные программы, и также пока в инициативном порядке, реализуются в рамках негосударственного образования в России. За основу образовательных программ, реализуемых (в качестве приоритетного направления) созданными в Москве и Санкт-Петербурге институтами психоанализа были взяты программы Лондонского Института Психоанализа (1РА) рассчитанные на 4-5-летний курс обучения. В 1996 году Восточно-Европейским Институтом Психоанализа осуществлен первый выпуск специалистов-аналитиков, завершивших 4­летний (теоретический) курс обучения, который не дает им права на ведение терапевтической практики, и в настоящее время эти специалисты проходят персональный анализ и супервизию, что потребует еще 3-5 лет подготовки.

В 1994 году совместным решением Российской Психоаналитической Ассоциации, Восточно-Европейского Института Психоанализа и фонда Возрождения Русского Психоанализа был принят временный российский стандарт подготовки и сертификации психоаналитически ориентированных (психодинамических) терапевтов, который предполагает: предшествующее наличие высшего образования; - как минимум, 4­летний курс теоретической подготовки, полученной в одном из психоаналитических институтов в объеме, как минимум, 1200 учебных часов; - прохождение, как минимум, 100 часов персонального анализа; - наличие, как минимум, 300 часов собственной практики, супервизированной, как минимум, с двумя обучающими аналитиками; - для обучающего аналитика-супервизора (которые на данном этапе были сертифицированы путем «легитимизации»), наличие, как минимум, 5-ти лет (подтвержденного документально) стажа профессиональной деятельности в качестве врача-психотерапевта или психолога- психотерапевта.

Следует отметить, что международные стандарты подготовки специалистов-аналитиков (в части, касающейся персонального анализа и супервизорской практики) превосходят принятый в России временный стандарт в среднем в 3-5 раз (и в перспективе предполагается постепенное приближение отечественной практики подготовки психоаналитиков к международным стандартам).

В настоящее время количество лиц, завершивших теоретическую подготовку по психоанализу, составляет не более 100-150 человек, при этом лишь около 20% из них ориентированы на завершение терапевтического стандарта и последующую психоаналитическую работу с пациентом.

Практически все вновь образованные в инициативном порядке Психоаналитические центры ведут издательскую деятельность, выполняют различные исследования по актуальным проблемам медицины, психологии, политологии, прогнозирования и социальной практики, осуществляют консультативную и психотерапевтическую помощь, проводят психолого-психиатрическую экспертизу, однако нормативная база для всех упомянутых видов деятельности практически отсутствует.

В последние годы (1992-1996) сформировалось несколько достаточно профессиональных региональных организаций и учебных групп психоанализа в различных городах России (С.Аграчев, А.Белкин, П.Гуревич, П.Качалов, Е.Спиркина и др. - в Москве; Г.Бурковский, В.А.Медведев, В.Шамов, В.Зеленский и др. - в Санкт-Петербурге; П.Ермаков - в Ростове и др.), которые также реализуют различные образовательные, научные и культурные программы в области психоанализа. Однако оценить сопоставимость и научно-методическую обоснованность этих программ пока не представляется возможным. С 1991 года Российской Психоаналитической Ассоциацией издается «Российский Психоаналитический Вестник (главный редактор - проф. А.И.Белкин). В 1995 году вышел в свет первый номер журнала «Архетип», издаваемый Московской межрегиональной организацией психоанализа (главный редактор - проф. П.Гуревич), Институтом Психологии РАН, Российской Психоаналитической Ассоциацией и Восточно-Европейским Институтом Психоанализа выпущен ряд переводных изданий по классическому психоанализу, в том числе ранее не публиковавшиеся на русском языке работы З.Фрейда, А.Фрейд, К.Юнга, К.Хорни, А.Адлера и других авторов, труды которых общепризнанно относятся к мировому научному и культурному наследию.

В 1996 году в Санкт-Петербурге состоялась международная конференция, в которой приняли участие 117 представителей ведущих психоаналитических центров Америки, Англии, Германии и Израиля, а также - вновь формирующихся психоаналитических центров Белоруссии, Латвии, Молдовы, Польши, России, Украины и Эстонии. Специальной Санкт-Петербургской Декларацией конференция поддержала деятельность Российской Психоаналитической Ассоциации и Восточно­Европейского Института Психоанализа в области возрождения и развития психоанализа в России. Специальное обсуждение проблемы реинтеграции России в мировое психоаналитическое сообщество внесено в повестку дня международного психоаналитического форума в Барселоне (1997).

Существовавшее на протяжении нескольких десятилетий определенное (и существенно преувеличенное прессой) слияние официальной идеологии и официальной советской психиатрии не было случайным, так как проблема психики и сознания не может сколько-нибудь эффективно решаться вне конкретной философской концепции, независимо от того, присутствует ли последняя в явной (как это было - в целом - в нехарактерной «карательной психиатрии») или скрытой форме (что характерно для нынешней ситуации постепенного отказа от «нетипичного» прошлого, все еще пронизывающего современную российскую ментальность). В этом смысле психоанализ, который исходно развивался и как философская концепция, и как терапевтический метод, представляется наиболее цельным в своих подходах к теории и практике.

Можно предполагать, что на смену временной «деидеологизации» отечественной психиатрии и психологии (в смысле - лишения их какой бы то ни было концептуальной основы вообще) в ближайшие годы закономерно придут несколько новых школ, которые будут базироваться на тех или иных, более или менее адекватных реальности, философских концепциях, одной из которых может быть и психоанализ. И чем скорее определятся эти различные, не претендующие на единственно верные, системы «философских координат», тем эффективнее будет идти развитие науки и психотерапевтической практики, которая пока еще нередко осуществляется в виде бесконечного блуждания в потемках бескоординатного пространства, когда ни пациент, ни терапевт не знают - из каких концепций они исходят и куда же они идут? Исходя из этой концептуальной позиции значительное место в системе подготовки медицинских психологов и психоаналитиков должно отводиться культурологическим и философским знаниям, а методика подготовки и отбора психоаналитиков и процессе их персонального анализа и супервизии могут стать своеобразным полигоном для формирования новой концепции подготовки психотерапевтов других направлений и ориентаций, часть из которых тяготеет не столько к персонологическому подходу, сколько к различным техникам и техническим приемам, нередко манипулятивного характера.

Фактически, до настоящего времени предпринимались преимущественно частные усилия отдельных специалистов, которые в масштабе такой страны, как Россия, не позволяли говорить о возрождении российской школы психоанализа или - в более широком смысле - о

взаимном обогащении различных школ российской психотерапии. И лишь с выходом Указа Президента РФ можно констатировать, что начался и идет процесс его возрождения, который потребует согласованных усилий всех упомянутых в программе ведущих учреждений и исполнителей.

2.  ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

2.1.  ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА

Основными целями данного раздела являются:

Создание организационных и нормативных условий для реинституции философского (теоретического) психоанализа в сферы образования, науки и культуры; разработка программ подготовки (переподготовки) специалистов в области философского психоанализа; организация и нормативное закрепление системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области философского психоанализа как в специализированных учебных заведениях (Институтах психоанализа), так и в других профильных подразделениях высшей школы и ведущих учреждениях РАН.

Для реализации этих целей должны быть решены следующие задачи: внесение изменений в Классификатор направлений и специальностей Государственного образовательного стандарта с утверждением специальности «философский психоанализ» в рамках направления высшего профессионального образования «Философский, клинический и прикладной психоанализ»; - разработка и утверждение программ подготовки (переподготовки) специалистов по философскому психоанализу; - разработка и издание учебников и методических пособий по философскому психоанализу (с учетом современных взглядов и критического переосмысления идей, сформулированных в свое время З.Фрейдом); - организация системы подготовки (переподготовки) и повышения квалификации специалистов в области философского психоанализа как в Институтах психоанализа, так и на философских факультетах и факультетах психологии ведущих университетов России; - создание системы контроля, методического и информационного обеспечения, а также информационного обмена в системе подготовки (переподготовки) специалистов по философскому психоанализу; - разработка научных программ по темам: «Психоанализ в России: история и современность», «Психоанализ и современная российская ментальность», «Психоанализ и российская философия начала XX века», «Психоаналитические аспекты творчества Ф.М.Достоевского», «Психоаналитические аспекты творчества В.В.Розанова», «Психоаналитические аспекты творчества Д.С.Мережковского», «Прогноз развития России в эпоху посттоталитаризма и постатеизма в работах И.Ильина», «Психоанализ как одно из концептуальных оснований философии XX века», «Метапсихология З.Фрейда как теоретическая система», «Философские корни психоанализа - Платон, Шопенгауэр, Ницше» и др.; - издание собраний сочинений (на основе имеющихся архивных материалов) классиков российского психоанализа - И.Ермакова, М.Вульфа, Н.Осипова, С.Шпильрейн; - переиздание классического наследия отечественного и мирового психоанализа, опубликованного в начале века в рамках Библиотеки психоаналитической литературы под редакцией И.Ермакова; - содействие подготовке новых монографических исследований, посвященных истории и современному этапу развития российского психоанализа; - перевод и издание классической и современной зарубежной литературы по философскому психоанализу; - перевод с языка оригинала, подготовка и издание полного собрания сочинений З.Фрейда, А.Фрейд, А.Адлера и К.Юнга - основоположников психоанализа; - подготовка и издание психоаналитической энциклопедии; - проведение семинаров, научных школ, школ молодых ученых, региональных, общероссийских и международных конференций, посвященных проблемам философского психоанализа, проблемам истории и теории психоанализа; - организация издания ежеквартального журнала «Философский, клинический и прикладной психоанализ»; - организационное и финансовое содействие существующим психоаналитическим изданиям (в частности, журналам «Архетип», «Российский психоаналитический вестник» и др.), занимающимся развитием и популяризацией идей философского психоанализа.

2.2. ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА

Основными целями данного раздела являются:

Создание организационных и нормативных условий для реинституции клинического психоанализа в России в сферу медицинской психологии и психотерапевтической практики; разработка программ подготовки (переподготовки) специалистов в области клинического психоанализа; организация и нормативное закрепление системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области клинического психоанализа как в специализированных учебных заведениях (Институтах психоанализа), так и в профильных подразделениях высшей школы и Министерства здравоохранения; пропаганда и популяризация концептуальных оснований клинического психоанализа в интересах сохранения семьи, повышения психологической и психотерапевтической культуры и грамотности населения.

Для реализации этих целей должны быть решены следующие задачи: разработка и реализация научно обоснованной системы сертификации, супервизорского контроля и профессиональной экспертизы деятельности специалистов в области клинического психоанализа, с последовательной

ориентацией этой системы на международные нормы и стандарты; - разработка и реализация системы мероприятий по организационному и правовому обеспечению психоаналитической терапевтической работы в рамках индивидуальной практики и работы в государственных лечебных учреждениях; - внесение изменений в Классификатор направлений и специальностей Государственного образовательного стандарта с утверждением специальности «клинический (социальный) психоанализ» в рамках направления высшего профессионального образования (как предполагается, в рамках психологических специальностей); - разработка и утверждение программ подготовки (переподготовки) специалистов по клиническому психоанализу; - разработка и издание учебников и методических пособий по клиническому психоанализу; - организация системы подготовки (переподготовки) и повышения квалификации специалистов в области клинического психоанализа в профильных учебных заведениях (Институтах психоанализа); - создание системы контроля, методического и информационного обеспечения системы подготовки (переподготовки) специалистов по клиническому психоанализу; - разработка научных программ по темам: «Специфика невротической модели современного российского пациента», «Клинический психоанализ в России и классическая психоаналитическая процедура», «Пациент и психоаналитик:       российская специфика динамики переноса и

контрпереноса», «Организационно-правовые, технические и культуральные проблемы, связанные с психоаналитической терапевтической помощью», «История клинического психоанализа в России - особенности технических процедур и теоретических обобщений», «Проблемы сеттинга: российская специфика организации и проведения психоаналитических сессий», «Критерии эффективности и окончания терапии», «Современный российский пациент», «Методика и техника психоаналитической помощи в рамках работы государственного лечебного (педагогического, воспитательного и т.д.) учреждения», «Психоанализ и страховая медицина», «Проблемы сепарации современного российского пациента и особенности клинической процедуры», «Психоанализ в лечении психосоматических заболеваний», «Психоанализ в лечении сексуальных расстройств», «Психоанализ психотических расстройств», «Индивидуальный и групповой психоанализ в России», «Детский психоанализ» и др. (см. Приложение 1); - перевод и издание классической и современной зарубежной литературы по клиническому психоанализу; - издание серии тематических сборников, посвященных разбору классических и современных клинических случаев; - подготовка и издание полного собрания сочинений З.Фрейда - основоположника психоанализа; - подготовка и издание полного собрания сочинений А.Фрейд - классика детского психоанализа; - подготовка и издание собраний сочинений А.Адлера, К.Юнга, К.Винникотта, К.Хорни, Х.Дейч, М.Кляйн и др. классиков клинического психоанализа; - подготовка и издание энциклопедии психоанализа; - проведение семинаров, научных школ, школ молодых ученых, региональных, общероссийских и международных конференций, посвященных проблемам практики, истории и теории клинического психоанализа; - организация ежеквартального журнала «Философский, клинический и прикладной психоанализ».

2.3.  ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИКЛАДНОГО ПСИХОАНАЛИЗА

Основными целями данного раздела являются:

Создание организационных и нормативных условий для реинституции прикладного психоанализа в России в сферу образования, науки и социальной практики; разработка программ подготовки (переподготовки) специалистов в области прикладного психоанализа; организация и нормативное закрепление системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области прикладного психоанализа как в специализированных учебных заведениях (Институтах психоанализа), так и в профильных подразделениях высшей школы; пропаганда и популяризация концептуальных оснований прикладного психоанализа и их реализация в сферах образования, воспитания, административного государственного управления, деятельности служб занятости, в социальной работе и т.д.

Для реализации этих целей должны быть решены следующие задачи: внесение изменений в Классификатор направлений и специальностей Государственного образовательного стандарта с утверждением специальности «прикладной психоанализ» в рамках направления высшего профессионального образования «Философский, клинический и прикладной психоанализ»; - разработка и утверждение программ подготовки (переподготовки) специалистов по прикладному психоанализу; - разработка и издание учебников и методических пособий по прикладному психоанализу; - организация системы подготовки (переподготовки) и повышения квалификации специалистов в области прикладного психоанализа (социальных работников, специалистов служб занятости, педагогов, специалистов в области рекламы, политологии, деятельности средств массовой информации, литературы, театра, кино и т.д.) как в Институтах психоанализа, так и в рамках существующей системы подготовки психологов, педагогов детских дошкольных учреждений, средних, средних специальных и высших учебных заведений, учреждений по подготовке государственных служащих и т.д.; - создание системы контроля, методического и информационного обеспечения системы подготовки (переподготовки) специалистов по прикладному психоанализу; - разработка научных программ по темам: «Современная российская ментальность», «Мифологическая структура российского коллективного бессознательного», «Современная и историческая мифология российской политической жизни», «Архетипические образования у современного россиянина», «Архетипия российских мифов, сказок и игр», «Сказкодиагностика и сказкотерапия», «Психоанализ художественного творчества и методики катарсической арттерапии», «Психология масс и психоанализ динамики массовых тенденций: глобальное социально-политическое прогнозирование», «Межнациональные отношения в современной России и проблема совместимости бессознательных стереотипов массового поведения», «Психоанализ деятельности средств массовой информации: проблема формирования психологически обоснованной информационной политики», «Психоанализ религии, атеизма и постатеизма: исследование глубинных форм психологического воздействия традиционных для России и нетрадиционных культов», «Психоанализ в школе и детском дошкольном учреждении: методики смягчения возрастных травм», «Психоанализ науки и высшей школы: динамика мотиваций и конфликтов», «Психоанализ семьи и брака», «Психоанализ родительства и стратегии не-неврозогенного воспитания», «Психоаналитические аспекты проблем современного российского бизнеса», «Психоанализ театра: природа и истоки катарсиса», «Психоанализ кино и телевидения», «Психоанализ   компьютерной виртуальной культуры: проблема информационной безопасности и психологической защиты» и др.; - перевод и издание классической и современной зарубежной литературы по прикладному психоанализу; - издание серии тематических сборников, посвященных проблемам теории и практики прикладного психоанализа, разбору современных случаев из сферы социальной практики и социального консультирования; - подготовка и издание полного собрания сочинений З.Фрейда - основоположника психоанализа; - проведение семинаров, научных школ, школ молодых ученых, региональных, общероссийских и международных конференций, посвященных проблемам теории, практики и истории прикладного психоанализа; - создание Международного центра по изучению психологии масс, межнациональных конфликтов и кризисного развития (при содействии фонда Дж.Картера, с которым эта проблема уже предварительно проработана); - организация ежемесячного журнала «Философский, клинический и прикладной психоанализ».

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В целях реализации Программы предусматривается осуществить мероприятия по следующим направлениям (разделам Программы):

1.    Возрождение и развитие философского психоанализа;

2.    Возрождение и развитие клинического психоанализа;

3.    Возрождение и развитие прикладного психоанализа.

По первому направлению мероприятия группируются следующим образом:

1.1.Организационно-правовое обеспечение.

1.2.Разработка программ подготовки специалистов.

1.3.Организация подготовки и переподготовки специалистов.

1.4.Разработка и реализация научных тематических программ.

1.5.Издательские программы.

1.6.Школы, семинары, конференции.

По второму направлению мероприятия группируются следующим образом:

2.1. Организационно-правовое обеспечение.

2.2.   Разработка программ подготовки специалистов.

2.3.   Организация подготовки и переподготовки специалистов.

2.4.   Разработка и реализация научных тематических программ.

2.5.   Издательские программы.

2.6.   Школы, семинары, конференции.

2.7.   Внедренческие программы.

По третьему направлению мероприятия группируются следующим образом:

3.1.Организационно-правовое обеспечение.

3.2.Разработка программ подготовки специалистов.

3.3.Организация подготовки и переподготовки специалистов. 3.4.Разработка научных тематических программ.

3.5.Издательские программы.

3.6.Школы, семинары, конференции.

3.7.Внедренческие программы.

4.   РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Объемы финансирования Программы определены в соответствии с системой программных мероприятий.

Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 35200 млн. рублей за счет средств федерального бюджета (как вариант - до 50% финансирования может осуществляться из местных бюджетов соответствующих субъектов Федерации), в том числе объем ассигнований на 1998 год составляет 2500 млн. рублей, а на 1999 год - 12000 млн. рублей. Остальная часть финансирования равномерно распределяется по последующим этапам реализации программы.

Объемы и источники финансирования работ по Программе на последующие годы определяются ежегодно при формировании федерального бюджета (и местных бюджетов) в порядке, установленном для федеральных целевых программ.

Источником финансирования Программы является федеральный бюджет (и местные бюджеты субъектов Федерации).

5.    МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В качестве основных механизмов реализации программных мероприятий будут использованы: создание организационной и нормативной базы с целью реинституции философского, клинического и прикладного психоанализа в сферы образования, науки, культуры, социальной и терапевтической практики; - создание профессиональной базы для реинституции философского, клинического и прикладного психоанализа в сферы образования, науки, культуры, социальной и терапевтической практики; - организация действенной системы подготовки и переподготовки специалистов, реализации тематических научных программ, издательской программы, программы проведения школ, семинаров и конференций; - взаимодействие с государственными, общественными организациями, а также с предприятиями различных форм собственности.

6.         СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Положенная в основу разрабатываемой Программы концепция государственной поддержки процесса возрождения и развития в России философского, клинического и прикладного психоанализа ориентирована в первую очередь на разрешение ряда важнейших проблем, с которыми столкнулась современная российская государственная, общественная, политическая, социальная и медицинская практика.

Реализация предусмотренных Программой мероприятий будет способствовать гуманизации государственной, общественной и политической жизни страны и становлению в России демократических методов психологической помощи и социальной поддержки, в которых, по данным официальных структур и независимых экспертов ВОЗ, в настоящее время нуждаются от 20 до 60% населения в различных регионах страны (при общем сокращении коечного фонда стационаров психиатрического и психоневрологического профиля, доступности квалифицированной психотерапевтической помощи и медикаментов).

Особо следует выделить вопросы организации психотерапевтической помощи участникам вооруженных конфликтов (так называемым «афганцам»», «чеченцам» и т.п.), применительно к которым психоанализ является методом выбора.

Концептуальные положения психоанализа в той или иной мере имплицированы во все гуманистические идеологии XX века. И для России, стоящей на пороге века XXI в ситуации выбора общенациональной идеи, психоаналитические концепции, выработанные за столетие терапевтической и социальной практики, имеют существенное значение.

Кроме упомянутых социально ориентированных эффектов, реализация Программы позволит восстановить практически утраченные приоритеты российского философского, клинического и прикладного психоанализа, одним из общепризнанных предвестников которого являлся наш выдающийся соотечественник Ф.Достоевский.

Следует отметить, что возрождение психоанализа в посттоталитарных государствах, как свидетельствует современный исторический опыт Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Германии и др. стран, является общей восточно-европейской тенденцией и свидетельствует об окончательном разрыве с репрессивной системой отношений «личность- общество».

7. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком.

Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, а также состав участников и механизмы реализации Программы.

Информация об авторах

Василюк Федор Ефимович, доктор психологических наук, Профессор, профессор, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии, факультета консультативной и клинической психологии, старший научный сотрудник, председатель Ученого совета факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Заведующий лабораторией научных основ психотерапии Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Кроль Леонид Маркович, кандидат медицинских наук, директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии, Москва (ИГиСП), директор, Центр обучения персонала, Россия, e-mail: igisp@igisp.ru

Михайлова Екатерина Львовна, кандидат психологических наук, профессор кафедры мировой психотерапии факультета психологическое консультирование, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Научный консультант издательства Независимая фирма «КЛАСС», член редакционного совета научного журнала «Консультативная психология и психотерапия»., Москва, Россия, e-mail: e_l_mikhailova@mail.ru

Бурно Марк Евгеньевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии, Российская медицинская академия последипломного образования, Москва, Россия

Усков Александр Феликсович, Член Московского психоаналитического общест¬ва, ученый секретарь МПА, практикующий психотерапевт., Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1072
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 512
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1