Ж.Лакан: хронология жизни и творчества

1162

Аннотация

Жак-Мари Эмиль Лакан (13.04.1901, Париж – 9.09.1981, Париж) – выдающийся французский психоаналитик, основатель направления в психоанализе, которое часто называют структуральным (что слишком узко) или французским психоанализом (что тоже не точно: далеко не все французские психоаналитики разделяют его взгляды, c другой стороны, лакановское движение вышло далеко за пределы Франции). Точнее всего, на наш взгляд, говорить о лакановской школе психоанализа. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Л. был одним из самых влиятельных мыслителей второй половины минувшего века. Причем со временем его влияние становится все более ощутимым. Оно сказывается в понимании как теоретических оснований психоанализа, так и клинической практики; прослеживается как в философской антропологии и эпистемологии, так и в семиотике, лингвистике, литературоведении и культурологии, как в гендерных исследованиях, так и – даже – в теологии. Столь гетерогенное воздействие Л. представляет собой особую проблему, поскольку большинству исследователей не удается уловить системный характер его учения (для этого необходимо выйти далеко за рамки монодисциплинарного виде-ния), в результате чего оно распадается на множество трудно сопоставимых между собой сегментов. Учение Л. во многом остается вызовом для ХХI века.

Общая информация

Рубрика издания: История, архив

Для цитаты: Цапкин В.Н. Ж.Лакан: хронология жизни и творчества // Консультативная психология и психотерапия. 2002. Том 10. № 1. С. 7–17.

Полный текст

ЖАК ЛАКАН (1901-2001)
ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСКТВА
Жак-Мари Эмиль Лакан (13.04.1901, Париж - 9.09.1981, Париж) - выдающийся французский психоаналитик, основатель направления в психоанализе, которое часто называют структуральным (что слишком узко) или французским психоанализом (что тоже не точно: далеко не все французские психоаналитики разделяют его взгляды, c другой стороны, лаканов- ское движение вышло далеко за пределы Франции). Точнее всего, на наш взгляд, говорить о лакановской школе психоанализа. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Л. был одним из самых влиятельных мыслителей второй половины минувшего века. Причем со временем его влияние становится все более ощутимым. Оно сказывается в понимании как теоретических оснований психоанализа, так и клинической практики; прослеживается как в философской антропологии и эпистемологии, так и в семиотике, лингвистике, литературоведении и культурологии, как в гендерных исследованиях, так и - даже - в теологии. Столь гетерогенное воздействие Л. представляет собой особую проблему, поскольку большинству исследователей не удается уловить системный характер его учения (для этого необходимо выйти далеко за рамки монодисциплинарного видения), в результате чего оно распадается на множество трудно сопоставимых между собой сегментов. Учение Л. во многом остается вызовом для XXI века.
1907-1919 - годы учебы в Коллеж Станислас, иезуитской школе. 1919-1927 - получает образование на медицинском факультете и проходит специализацию по психиатрии.
1920 - знакомится с Андре Бретоном и проявляет интерес к сюрреалистическому движению.
1927-28 - клиническая подготовка в Клинике психических заболеваний и энцефалитов, возглавляемой профессором Анри Клодом, а также в больнице Святой Анны.
1928-29 - клиническая подготовка в Специальной больнице префектуры полиции под руководством Гаэтана Гатиана де Клерамбо.
1929-31 - клиническая подготовка в б-це Анри Руссель и Святой Анны.
1930 - знакомится с Сальвадором Дали, с которым завязываются дружеские взаимоотношения.
Публикует первую самостоятельную научную статью в Медикопсихологических анналах.
Проходит двухмесячную стажировку в клинике Бургёлцли в Цюрихе. 1931 - Получает диплом судебного психиатра. В июне начинает обследование Маргариты Пантен-Анзье, стационированной в б-цу Святой Анны после покушения на убийство известной актрисы Югетт Дюфло. Анализ этого случая составит центральную часть его докторской диссертации (Случай Эме-Возлюбленной).
1932 - публикует в Revue Francaise de Psychanalyse свой перевод статьи Фрейда «О некоторых невротических механизмах ревности, паранойи и гомосексуализма».
Начинает проходить учебный анализ у Рудольфа Левенштейна. Он так и останется незавершенным ввиду отъезда Левенштейна из Франции в 1939г.
В ноябре защищает докторскую диссертацию О паранойяльном психозе в его отношении к личности. Много лет спустя (1975) заявит, что паранойяльный психоз и личность суть одно и то же. Опубликовав текст диссертации в издательстве Le Francais, посылает экземпляр Фрейду, обратная связь от которого ограничивается открыткой с уведомлением о получении бандероли. В своем исследовании Л. предпринимает попытку осуществить синтез клинической психиатрии с учением Фрейда и сюрреализмом второго этапа. Философской базой синтеза выступают учения Спинозы, Ницше, феноменология Гуссерля и Ясперса, а также идеи Бергсона. Исследование вызывает интерес не столько у психиатров, сколько у сюрреалистов.
Со временем сближается с артистической элитой Парижа: Сальвадором Дали, Жоржем Батаем, Мишелем Лейрисом, Полем Элюаром, Андре Мальро и др. Общение с художественной богемой не слишком повлияет на теоретические взгляды Л., однако заметно скажется на стиле изложения его идей.
1933-39 - Посещает семинар Александра Кожева (Александра Владимировича Кожевникова - племянника В.Кандинского) по «Феноменологии духа» Гегеля в Практической школе высших исследований. Блистательный лектор и один из лучших комментаторов Гегеля, Кожев в 30-е годы собирает на свой семинар всю литературно-философскую элиту Франции.
Прочтение Кожевым Гегеля, преломленное сквозь призму Гуссерля, Хайдеггера и Маркса, даст Л. важнейшие ключи для нового прочтения Фрейда. 1934 - женится на Мари-Луиз Блонден, которая впоследствии родит троих детей: Каролин, Тибо и Сибилль.
Начинает работу со своим первым частным пациентом.
Становится кандидатом в члены Парижского общества психоаналитиков (SPP).
1936 - Лакан и Кожев собираются написать совместное исследование Гегель и Фрейд: Опыт сравнительного анализа. От проекта сохранилось только пятнадцать страниц введения в проблему, написанных Кожевым. На этих страницах он сформулировал три важнейших понятия, которые будут использованы Л. уже в 1938г.: «Я» (je) как субъект желания, «желание» как доказательство объективности бытия, «мое я» (moi) как источник иллюзии и самообмана.
Принимает участие в 14-м Конгрессе Международной психоаналитической ассоциации (IPA) в Мариенбаде, где делает сообщение о стадии зеркала.
1938 - становится полным членом SPP. Пишет большой текст о семье для 8-го тома Французской энциклопедии.
1941 - 3 июля Сильвия Батай рожает от Л. дочь, Жюдит Батай.
1944 - знакомится с Ж.-П.Сартром, М.Мерло-Понти и П.Пикассо. Становится личным врачом последнего.
1945 - совершает поездку в Англию, где изучает деятельность британских психиатров и психоаналитиков в военное время. Знакомится с Вилфредом Бионом и Джоном Рикманом. Самое сильное впечатление от этой поездки для него - новаторский опыт использования английскими аналитиками методов групповой работы.
1948 - становится членом Комитета SPP по обучению, ответственного за организацию и проведение дидактического анализа и супервизии.
1949 - знакомится с Клодом Леви-Стросом. Находясь под огромным впечатлением от его труда Элементарные структуры родства, осуществляет свое «первое прочтение» Соссюра.
На 16-м Конгрессе IPA делает новый доклад о стадии зеркала.
1951-53 - вводит в практику психоаналитические сессии с вариабельной длительностью. В дальнейшем будет безуспешно пытаться убедить своих коллег-оппонентов в осмысленности практики неожиданного окончания сессий как расстановки пунктуации в дискурсе пациента.
Проводит у себя дома семинар по анализу случаев Доры (Фрейд), Человека-волка и Человека-крысы.
1953 - 20 января избирается в президенты SPP.
июня слагает с себя полномочия президента, чтобы вступить в диссидентское Французское общество психоанализа (SFP), организованное Даниелем Лагашем, Франсуазой Дольто и Жюльет Фаве-Бутонье. На первом собрании SFP читает лекцию Символическое, Воображаемое и Реальное. В июле члены SFP получают извещение о том, что они больше не являются членами IPA.
июля Лакан вступает во второй брак - с Сильвией Батай.
сентября на конгрессе романо-язычных психоаналитиков произносит свою программную “Римскую речь” - Функция и поле речи и языка в психоанализе.
1953-54 - 18 ноября в б-це Святой Анны начинает первый публичный семинар, посвященный работам Фрейда по технике психоанализа. По средам проводит семинар, по пятницам - клинические демонстрации и по вторникам - разбор случаев своих учеников. Такого режима работы он будет придерживаться до 1963г. Семинар продолжается вплоть до 1980г., оставаясь на протяжении многих лет одним из центральных событий интеллектуальной жизни Франции. В большой степени благодаря этому семинару, психоанализ не только стал одной из самых престижных профессий во Франции, но и приобрел статус некой метадисциплины во всем корпусе гуманитарных наук - философии, социальной антропологии, культурологии, социологии, литературоведении, лингвистике и т.д. В разные годы семинар будут посещать такие выдающиеся ученые, как этнолог К.Леви- Строс, философы М.Мерло-Понти, Л.Альтюссер, П.Рикер, Ж.Делез, Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрияр, филологи Р.Якобсон, Э.Бенвенист, Р.Барт, Ж.Женетт, Ю.Кристева и др.
Выдвигая программный лозунг о «возвращении к Фрейду», подвергает беспощадной критике американизированную эго-психологию, основанную на концепции автономного эго и направленную на его усиление, что, по убеждению Л., искажает суть фрейдовских открытий. Не менее остро он критикует и британских аналитиков за отказ понимать символическую природу бессознательного.
1954 - добивается встречи с К.Юнгом в Кушнахте (Швейцария), во время которой подробно расспрашивает своего собеседника о его опыте непосредственного общения с Фрейдом, не проявляя при этом никакого интереса к теоретическим воззрениям самого Юнга.
1955 - пасхальные дни проводит в Фрайбурге (Германия) в гостях у Мартина Хайдеггера, а в августе-сентябре принимает его с супругой в своей загородной резиденции.
Руководство IPA отказывается признать полномочия Французского общества психоаналитиков (SFP).
1956 - выходит первый номер журнала Психоанализ, полностью посвященный творчеству Л. Он включает «Римскую речь» и дискуссии по ее по- 10
воду, комментарий Л. к анализу Ж.Ипполита фрейдовской статьи об отрицании, а также его перевод текста Хайдеггера Логос.
1957 - выступает с докладом Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда, который явился главным итогом «второго прочтения» Соссюра, осуществленного благодаря тесному общению с Романом Якобсоном. В этом выступлении Л. в наиболее полной форме артикулирует свои основополагающие тезисы о том, что бессознательное структурировано как язык («бессознательное - это дискурс Другого», «симптом организуется структурой языка», «симптом - это метафора, а желание - метонимия») и что мысль нетождественна существованию («Я мыслю там, где я не есть, а следовательно, я есть там, где я не мыслю»).
1959-60 - Л. проводит семинар, в котором формулирует этические основания психоанализа, - трагическую этику «желания» (желания как желания Другого). Единственное обещание психоанализа скупо: это вхождение-в-Я, (l’entree-en-Je) («Я должен придти на то место, где было оно»), где анали- занд обнаруживает истину своего желания в ее абсолютной наготе.
Доклад на философской конференции в Руомоне, в котором прозвучали три утверждения: a) психоанализ - в той степени, в какой он вырабатывает теорию, исходя из практики, - должен обладать научным статусом; b) фрейдовские открытия самым радикальным образом изменили представления о субъекте, знании и желании; c) аналитическое поле является единственным локусом, откуда можно осмысленно вопрошать о недостатках науки и философии. В Écrits это выступление будет трансформировано в текст Ниспровержение субъекта и диалектика желания в бессознательном у Фрейда.
1961-62 - руководство IPA соглашается признать SFP при условии, что Лакан и Дольто будут отстранены от функций обучающих аналитиков, а год спустя выдвигает ультиматум с тем же требованием.
1963 - 19 ноября собрание SFP большинством голосов выносит решение принять условия IPA. 20 ноября Лакан читает первую лекцию в рамках объявленного семинара, посвященного теме Имени Отца, а в ее конце объявляет семинар закрытым.
1964-65 - после длительных и сложных юридических процедур Жюдит получает право носить фамилию отца.
Благодаря хлопотам Л.Альтюссера и К.Леви-Строса Л. получает приглашение стать лектором Практической школы высших исследований и открыть семинар в Эколь нормаль.
15 января начинает этот семинар, посвящая его четырем основополагающим понятиям психоанализа (бессознательное, повторение, перенос и влечение). Семинар начинается лекцией «Отлучение», где Л. проводит аналогию между психоаналитическим сообществом и религиозной организацией, а свое положение как изгнанника сопоставляет с ситуацией Спино- 11
зы. XI семинар знаменует новую веху в профессиональной биографии Л. Если предыдущие десять семинаров он проводил в лекционном зале б-цы св.Анны, который вмещал не более ста человек, то теперь в аудитории Дю- занн его слушают триста, а несколько лет позже в зале Факультета права семинар будет собирать около шестисот слушателей. Изменяется и состав слушателей: теперь это не только аналитики, но самый широкий круг гуманитариев, включая и студентов и профессуру.
21 июня основывает Фрейдовскую школу Парижа, подчеркивая названием свою лояльность по отношению к Фрейду.
Продолжает консультировать в б-це св. Анны, где еженедельно проводит клинические демонстрации и разбор случаев своих учеников.
1966 - главным приоритетом для Л. выступает подготовка аналитиков, однако основную часть аудитории на его семинаре составляют молодые философы - студенты Л.Альтюссера. Отсюда значимость вопросов: Является ли психоанализ наукой? Если он является наукой, то каков ее предмет - бессознательное или субъект? И, являясь наукой о бессознательном или наукой о субъекте, чему он, в свою очередь, может научить нас относительно науки?
Начинает выходить Cahiers pour l’Analyse - журнал эпистемологического кружка Эколь нормаль, основанный группой аналитиков, включая Жака-Аллэна Миллера (того самого студента, которому Альтюссер поручил за неделю прочитать всего Лакана). В трех номерах публикуются тексты Л. по эпистомологической проблематике.
По приглашению Р.Якобсона, читает лекции в американских университетах на тему Желание и запрос.
В ноябре выходят в свет Écrits (что в буквальном смысле означает - письменные тексты). Экземпляр с дарственной надписью Л. посылает М.Хайдеггеру. Во Франции Écrits очень быстро становятся бестселлером, хотя книгу мало кто понимает. Автор любил по данному поводу говорить, что эта книга для чтения, а не для понимания.
В декабре Жюдит Лакан вступает в брак с Ж.-А. Миллером.
1968 (май) - Париж охвачен студенческими волнениями. Увольнение из Эколь нормаль, которое приводит к еще большему росту популярности Л. среди студентов.
Мишель Фуко предлагает Л. организовать Отделение психоанализа в Парижском университете в Винсенне. В декабре Отделение открывается. Его возглавляет Серж Леклер.
Введение в практику процедуры “прохода” (passe), верифицирующей переход кандидата от положения анализанда к положению аналитика.
Выходит новый журнал Scilicet.
1969 - благодаря поддержке Леви-Строса переносит свой семинар в большую аудиторию факультета права.
Март - процедура “прохода” вызывает глубокие разногласия среди членов EFP и приводит к расколу Школы.
1972-73 - Семинар “Encore : О женской сексуальности, пределах любви и знания”. Л. делает свои знаменитые утверждения о том, что женщина непостижима для мужчины, и, более того, о невозможности сексуальных отношений между мужчиной и женщиной (“Нет такой вещи, как сексуальные взаимоотношения”, “женщина не существует”), обосновывая их, в частности, при посредстве теории открытых и закрытых множеств Кантора. Публикация XI семинара. Ж.-А.Миллер расшифровывает аудиозаписи семинара и редактирует текст.
1974 - Отделение психоанализа в Винсенне реорганизуется, его возглавляет Ж.-А. Миллер.
1975 - выходит новый журнал Ornicar.
16 июня Л. открывает в Париже 5-й международный симпозиум по Джеймсу Джойсу.
Ноябрь-декабрь - лекционное турне по США. В Массачусетском технологическом институте эпатирует собравшихся своим ответом на вопрос Н.Хомского о происхождении мышления: “Все полагают, что мы мыслим при помощи нашего мозга, но, что касается меня, то я, например, думаю ногами. Это в том случае, если мне попадается что-нибудь твердое. А иногда я думаю кожей, которая у меня на лбу: это когда я тру лоб. Я повидал достаточно электроэнцефалограмм и могу сказать с уверенностью: на них нет даже и тени мысли”. К этому он добавляет целый ряд парадоксальных утверждений: «Женщина есть симптом мужчины», «Психоз представляет собой попытку быть предельно точным. В этом смысле, я бы сказал, что я - психотик». «Сексуальный акт есть acte manqué par excellence. Один из двоих всегда остается неудовлетворенным».
1977 - Публикация английского перевода Écrits: A Selection, а также XI семинара (оба перевода Алана Шеридана). Л. пишет новое предисловие к английскому изданию Écrits.
1979 - Основание Фонда фрейдовского поля с Жюдит Миллер в качестве директора.
1980 - 5 января распускает Фрейдовскую школу Парижа и просит тех, кто хочет сотрудничать с ним, заявить об этом в письменном виде. В течение недели получает более тысячи заявлений.
12-15 июля - возглавляет Первую международную конференцию Фонда фрейдовского поля (Каракас, Венесуэла). Там он заявляет: “Вы, если угодно, можете считать себя лаканистами. Я же фрейдист”.
Октябрь - основание Школы фрейдовского дела (ECF).
10 октября проводит последнюю клиническую демонстрацию.
1981 - 9 сентября Лакан умирает в Париже.
1985 - Во Франции существует 20 психоаналитических организаций, 19 из которых исторически связаны с учением Л. Она занимает четвертое место в мире по количеству психоаналитиков (после США, Бразилии и Аргентины) и первое - по их численности на квадратный километр страны. Ж.- А.Миллер выигрывает юридическую баталию за право издавать и редактировать лакановские тексты.
1990 - 21 сентября. Учреждение Европейской школы психоанализа (EEP). Первый президент - Ж.-А.Миллер. В структурном отношении это означает, что ECF (Школа фрейдовского дела) является исторически главной, но не единственной в рамках лакановского психоанализа. Европейская школа имеет три больших подразделения: EEP-Италия, EEP-Испания и EEP- Развитие (куда входят Англия, Армения, Болгария, Греция, Польша, Фландрия, Швейцария, а также Израиль - в порядке географического исключения).
1992 - 3 января. Учреждение Всемирной Ассоциации Психоанализа (l’Association Mondiale de Psychanalyse - AMP), которая объединяет главные школы лакановского психоанализа: Школу фрейдовского дела (Франция, 1980), Европейскую школу психоанализа (1990), Каракасскую школу фрейдовского поля (Венесуэла, 1986), Школу лакановской ориентации (Аргентина, 1992) и Бразильскую школу психоанализа. AMP координирует свою деятельность с Фондом фрейдовского поля (президент - Ж- А.Миллер) и Институтом фрейдовского поля. Кроме того, к числу лака- новских доминионов следует отнести Канаду (Фрейдовская школа Квебека, Группа RSI, Монреаль), Австралию (Австралийский центр психоанализа, Мельбурн), США (Лакановская школа психоанализа в Беркли, Сан- францисское общество лакановских исследований, Психоаналитическая ассоциация Apres-Coup, Нью-Йорк), Словению (Общество теоретического психоанализа в Любляне, прославленное работами С.Жижека, Р.Салецл, А.Жупанчич и др.). Число лакановских аналитиков неуклонно возрастает с каждым годом. К концу 90-х годов их насчитывается примерно 20 тысяч, что составляет около половины от числа всей психоаналитической популяции.
1989-2000 - по инициативе американских лаканистов, в Париже организуются длительные конференции на английском языке с участием ведущих представителей ECF (многие из которых выучили английский специально для этого события) по “Чтению семинара XI” (1989) и “Чтению семинаров I и II ” (1990).
2000 - июль. Выходит первый номер англоязычного журнала “Диагональ” (EEP-Развитие ). Это событие символизирует собой признание того факта, что лакановское сообщество перестает быть исключительно латиноязычным.
2001-02 - 13 апреля 2001 года исполняется сто лет со дня рождения Жака Лакана. Руководство Фонда фрейдовского поля, AMP и EEP совершает мировое турне по лакановским центрам, где проходят юбилейные конференции. Однако центральным юбилейным событием во Франции остается выход в свет объемного тома Autres Écrits (“Других текстов”), а в англоязычном мире - публикация нового перевода Écrits, выполненного видным американским лакановским аналитиком Брюсом Финком.
В нашей стране этот юбилей прошел почти незаметно. В октябре прошлого года в Москве (в Институте философии РАН) и в Санкт-Петербурге очень тихо, почти по-домашнему, был проведен юбилейный коллоквиум с участием Жюдит Миллер, Франсуа Реньо и Сержа Котте. До этого в Москве в июле состоялся пятидневный семинар американского лакановского аналитика Юргена Брунгардта, а в июне автор данных строк провел короткий семинар с очень длинным названием: «Пролегомены к введению в чтение “Телевидения” Лакана: “Теле-видение” как лаканичное словидение, или Лакантонада не для идиотов». Вот, пожалуй, и все. Никаких новых публикаций на русском языке - ни переводов текстов Лакана, ни работ, посвященных его творчеству. К сожалению, в 2001г. и МПЖ обошел вниманием столь знаменательный юбилей (если не считать статьи Ф.Р.Филатова «Отношение “Я-Другой” в свете поздних сочинений К.Г.Юнга», где автор проводит сравнительный анализ трактовок проблемы Другого в концепциях Юнга, Лакана и Бубера - см.: МПЖ, 2001, № 1, с.2441). Это упущение Редакция журнала исправляет в 2002 году, в данном юбилейном выпуске - публикацией перевода двух глав из третьего семинара Лакана «Психозы», а также ряда текстов в последующих номерах. Кроме того, пользуюсь случаем сообщить, что издательство «Гно- зис/Логос» летом этого года выпускает в свет пятый семинар «Формации бессознательного» (в переводе А.К.Черноглазова).

Информация об авторах

Цапкин Вячеслав Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедры мировой психотерапии факультета психологическиго консультирования, Член редакционного совета журнала «Консультативная психология и психотерапия», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 972
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1162
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1