О месте христианской психологии в системе наук

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о присущей психологии проекции цен¬ностных установок исследователя на предмет исследования. Автор утверждает неизбежность подобной проекции для психологии такого уров¬ня, как теория личности, и, тем самым, необходимость экспликации ценностных установок и обсуждения их взаимных отношений. Для христианской психологии это означает, наряду с разработкой собственной «ценностно нагруженной» психологии, поощрение разработок версий психологии, базирующихся на иных ценностных ориентациях и ясным образом отслеживающих связь этих ориентации с результатами исследования.

Общая информация

Рубрика издания: Психология веры, христианская психология и психотерапия

Для цитаты: Кричевец А.Н. О месте христианской психологии в системе наук // Консультативная психология и психотерапия. 2007. Том 15. № 3.

Фрагмент статьи

...Согласимся, что предлагаемый путь - один из возможных путей вклю­чения в психологию общечеловеческих ценностей (какой смысл вклады­вать в это понятие, обсудим далее). Вместо прямой дискуссии о ценнос­тях - обсуждение, кто из людей в наибольшей степени соответствует пред­ставлению о человеке. «В этом не больше неопределенности, априорности или неоднозначности, чем в отборе зоологом определенной бабочки в качестве наилучшего экземпляра своего вида или в отборе врачом наибо­лее физически здоровых молодых людей» {там же, с.194). Надо, однако, отдавать себе отчет, что здесь не место этической интуиции, которая по­могает нам отличать морально должное от морально неприемлемого, А.Маслоу ставит интуицию эстетическую - не больше и не меньше. «Пре­красный экземпляр бабочки», - скажет упомянутый зоолог, неявно ука­зывая на этот источник своего выбора.

Не будем напрасно пугаться - глубокая связь понятийного и эстети­ческого была прояснена И.Кантом. В психологию эти мотивы введены гештальтистами - правда, в предмет изучения, а не в методы исследова­ния. Теперь, как представляется, психологи могут увидеть глубокое спле­тение этических и эстетических интуиции исследователя и результатов его исследовательской работы.

Нам могут возразить, что этот мотив также совсем не нов. В иссле­дованиях по философии науки второй половины прошлого века очень убедительно показано, что такое переплетение присуще всем наукам, включая физику. Но специфика проблемы, встающей перед психологией, состоит в том, что в отличие от физики, для которой эта историко-фило­софская критика ограничивала лишь ее мировоззренческую экспансию, оставаясь для собственно физики внешней и не затрагивающей ее спосо­бы работы, в психологии эти, как сказал А.Маслоу, предубеждения ис­следователя так или иначе будут перенесены в предмет изучения. Доба­вим, они уже перенесены, и без этого психология не может «дотянуться» до наиболее интересного и важного в человеке и для человека. ...

Статья является составной частью "Три реплики о возможности и действительности христианской психологии"

Литература

  1. Братусъ Б.С. К проблеме человека в психологии // Психология личности: Сб. статей. М.: ООО Вопросы психологии.
  2. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследова­ния. М.: Смысл, 2005.
  3. МаслоуА. Психология бытия. М.: Рефл-бук; Ваклер, 1997.
  4. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Психоло­гия личности: Сб. статей. М.: ООО Вопросы психологии.
  5. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.

Информация об авторах

Кричевец Анатолий Николаевич, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры методологии психологии факультета психологии, МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4064-3858, e-mail: ankrich@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1066
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2