Философские и научные контексты проблемы эмпатии

2945

Аннотация

Понятие эмпатии является значимым для психологического консультирования и психотерапии, однако в академической науке до сих пор общепризнанными являются неопределенность этого термина, противоречивость подходов и концептуализаций. В данном обзоре анализируются основные контексты постановки проблемы эмпатии в философии и психологии, что, по мнению автора, позволяет обеспечить целостное видение исследуемого феномена и обосновать подход к изучению и развитию эмпатии, удовлетворяющий запросам практики. В статье рассматривается подход к эмпатии как к фактору человеческой интерсубъективности в феноменологии Гуссерля и в современных исследованиях проблем сознания и познания. Особое внимание уде-ляется исследованиям эмпатии как фактора мотивации альтруизма, морального поведения, эмпатии в профессиях типа «человек-человек», а также зарубежным исследованиям эмпатии в связи с открытыми в 90-е годы зеркальными нейронными сетями.

Общая информация

Рубрика издания: Теория и методология

Для цитаты: Карягина Т.Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2009. Том 17. № 4. С. 50–74.

Фрагмент статьи

Наше внимание к феномену эмпатии продиктовано, в первую очередь, интересами качественной подготовки психологов-практиков. Значение процесса эмпатии в психологическом консультировании и психотерапии является общепризнанным. Различные школы и направления могут дискутировать о соотношении этого феномена и других методов психотерапевтического воздействия, о том, является ли эмпатия «агентом исцеления» или просто средством установления терапевтических отношений, но важность этого процесса в работе консультанта/психотерапевта сомнению не подвергается [Ягнюк, 2003]. Поэтому в контексте обучения и профессионального самоопределения психологов-практиков вопрос развития эмпатии является чрезвычайно актуальным.

Дефиниции описываемого феномена в академической науке очень разнообразны и подчас противоречат друг другу: внерациональный, интуитивный процесс – когнитивная эмпатия; процесс сочувствия, сопереживания – принятие роли другого и т.д. Безусловно, одной из причин этого является многомерность диалогического пространства, в котором «живёт» эмпатия как в обыденном, так и в профессиональном психологическом общении. Анализ важнейших измерений этого пространства позволит, на наш взгляд, различить эмпатию и феноменологически близкие явления, а также идентифицировать и описать различные «эмпатии» как проявления сущностно единого процесса.

Литература

  1. Агавелян Р.О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1995.
  2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2007. № 5. с. 57-65.
  3. Басин Е.Я.  Творчество и эмпатия // Вопросы философии. 1987. № 2. с. 54-66.
  4. Борисенко С.Б. Методы формирования эмпатии учителей: автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1988.
  5. Боуэн М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 24 – 33.
  6. Бохарт А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией // Иностранная психология. Т.1. 1993. № 2. С. 57-64.
  7. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века / под ред. Д. Брэзиера. М.: «Когито-центр», 2005.
  8. Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб. 1998.
  9. Вебер В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте. СПб.: РАТЭПП, 1998.
  10. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147- 158.
  11. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. М. 1977.
  12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.: Масс Медиа. 1995.
  13. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61- 68.
  14. Гончаренко Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности: На материале исследования детей 7-8 лет: автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2003.
  15. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука: Ювента, 1998.
  16. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Внимание и отбор // Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. Мю: Тривола, 1999. с. 47-77.
  17. Дорошенко Т.В. Эмпатия как фактор мотивации в профессиональном становлении личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2007.
  18. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyjournal.ru (дата обращения 1.11.2009).
  19. Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyjournal.ru (дата обращения 1.11.2009).
  20. Карягина Т.Д. Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии // Психология общения – 2006: на пути к энциклопедическому знанию: материалы междунар. конф. М.: Академия имиджелогии, 2006. С. 373-380.
  21. Климова И.В. Значение эмпатийного потенциала в регуляции поведения: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб, 2002.
  22. Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома эмоционального сгорания» у медицинских работников: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб. 1998.
  23. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа. Т.1 / под ред. А.В. Рассохина. М.: Институт психологии РАН, 2000.
  24. Колпачников В.В. Человекцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 49-56.
  25. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1998.
  26. Михальченко Г.Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: автореф. дис. … канд. наук. М., 1989.
  27. Нагель Т. Каково быть летучей мышью? [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/nag_kak.php (дата обращения 1.11.2009).
  28. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 68-73.
  29. Пузыревский В.Ю. Образовательные перспективы эмпатии и техники // Философия образования. СПб., 2002, с. 115-119.
  30. Пузыревский В.Ю. Феномен эмпатии в контексте современной западной философии // Сибирь. Философия. Образование.: альманах. 2002. Вып. 6. С.103-118.
  31. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 48-58.
  32. Роджерс К., Мидор Б. Личностно-центрированная терапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyjournal.ru (дата обращения  1.11.2009).
  33. Роджерс К.   Эмпатия. // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 428-430.
  34. Роджерс К. Роджерс, Кохут, Эриксон: Личный взгляд на некоторые сходства и различия. [Электронный ресурс]. URL: http://mary1982.narod.ru/rogers2.html (дата обращения 1.11.2009).
  35. Сарджвеладзе Н.И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия // Бессознательное: природа, функции, методы исследования: В 4 т. / под общ. ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. Т. 3. Тбилиси, 1978. С. 485-490.
  36. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 1987.
  37. Тютяева О.В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2002.
  38. Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань, 1993.
  39. Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyjournal.ru (дата обращения 1.11.2009)
  40. Adams, F. 2001. Empathy, neural Imaging and the Theory versus Simulation debate. Mind and language. Vol. 16. No. 4: 368-392.
  41. Ansel, G., 2006. Developing Empathy  in Nurses: An Inservice Training Program. Archives of Psychiatric Nursing. Volume 20. Issue 6: 249-257.
  42. Barrett-Lennard, G.T. 1981. The empathy cycle: Refinement of a nuclear concept. Journal of Counseling Psychology. 28: 91-100.
  43. Baron-Cohen, S. and. Wheelwright S., 2004. The empathy quotient: an investigation of adults with Asperger syndrome or high functioning autism, and normal sex differences. Journal  of Autism  and Developmental Disorders. 34: 163–175.
  44. Batson, C.D., Batson J.G., Griffitt C.A, Barrientos S., Brandt J.R., Sprengelmeyer P. and Bayly M.J., 1989. Negative-State Relief and the Empathy –Altruism Hypothesis. Journal of Personality and Social Psychology Volume 56 Issue 6: 922-933.
  45. Batson, C.D.(a), 1997. Self-other merging and the empathy-altruism hypothesis: Reply to Neuberg et al. Journal of Personality and Social Psychology 73: 517-522.
  46. Batson, C.D., Early S. and Salvarani G. (b), 1997. Perspective taking: Imagining how another feels versus how you would feel. Personality and Social Psychology  Bulletin 22: 751-758.
  47. Batson, C.D., Dyck J.L., J. Brandt J.R.,, Batson J.G., Powell A.L., McMaster M.R. and Griffitt C., 1988. Five Studies Testing Two New Egoistic Alternatives to the Empathy — Altruism Hypothesis. Journal of Personality and Social Psychology Volume 55 Issue 1: 52-77.
  48. Cialdini, R.B. , Neuberg S.L, Brown S.L., Luce C., Sagarin B.J. and Lewis B.P.,1997. Does Empathy  Lead to Anything More Than Superficial Helping? Comment on Batson et al. Journal of Personality and Social Psychology Volume 73 Issue 3: 510-516.
  49. Davis, M.H. 1996. Empathy: A social psychological approach. Boulder: Westview Press.
  50. Goldstein, A.P. and Michaels G.Y. 1985. Empathy: development, training, consequences. New Jersy-London.
  51. Gordon, T. 1970. Parent effectiveness training. Penguin books Canada Limited, Markham, Ontario.
  52. Gordon, T. 1974. Teacher effectiveness training: N. Y.: Peter H. Wyden.
  53. Hein, G. and Singer T. 2008. I feel how you feel but not always: the empathic brain and its modulation. Current Opinion in Neurobiology 18: 1-6.
  54. Eisenberg, N. and Strayer J.1987. Empathy and its development. Cambridge University Press, New York.
  55. Håkansson, J. 2003. Exploring the phenomenon of empathy. Doctoral Dissertation, Stockholm University, [Электронный ресурс] URL: http://www.empathy.se (дата обращения: 1.11.2009)
  56. Hoffman, M.L. 1987. The contribution of empathy to justice and moral judgment. In Empathy and its development, ed. N. Eisenberg and J. Strayer,  47-80. Cambridge: Cambridge University Press.
  57. Hoffman, M. 2000. Empathy and moral development: Implications for caring and justice. Cambridge: University Press.
  58. Lamm, C., Batson C.D. and Decety J. 2004. The neural substrate of human empathy: effects of perspective taking and emotion regulation. Journal of Cognitive Neuroscience 19:1: 42-58.
  59. Patterson, C.H. 1974. Relationship counseling and psychotherapy. Harper&Row Publishers, N.Y.
  60. Perez-Albeniz  F. and de Paul J. 2004. Gender differences in empathy in parents at high- and low-risk of child physical abuse. Child Abuse & Neglect. Volume 28 Issue 3: 289-300.
  61. Preston, S. and de Waal F. 2002. Empathy: Its Ultimate and Proximate Bases. Behavioral and Brain Sciences 25: 1-72. 
  62. Ravenscroft I. 1997. Folk Psychology as a Theory. Stanford Encyclopedia of Philosophy. [Электронный ресурс] URL: http://plato.stanford.edu/ (дата обращения: 1.11.2009)
  63. Rizzolatti, G. and Craighero L. 2004. The Mirror-Neuron System. Annual Review of Neuroscience. 27: 169-192.
  64. Rogers, C. 1983. Freedom to learn for the 80's. Columbus, Ohio.
  65. Stein, E.1989. On the problem of empathy. Washington: ICS Publications.
  66. Stueber,K.2008. Empathy. Stanford Encyclopedia of Philosophy. [Электронный ресурс] URL: http://plato.stanford.edu/ (дата обращения: 1.11.2009)
  67. Vignemont, F. and Singer T. 2006. The empathic brain: how, when and why? Trends in Cognitive Sciences Volume. 10 Issue 10: 435-441.
  68. Wang, Y-W , Davidson M.M., Yakushko O.F., Savoy H.B., Tan G.A. and Bleier J.K. 2003.  The Scale of Ethnocultural Empathy:  Development, Validation, and Reliability. Journal of Counseling Psychology. Volume 50 Issue 2: 221-234.
  69. Wispe, L. 1991.  The psychology of Sympathy. Plenum Press, New York&London.

Информация об авторах

Карягина Татьяна Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, научный сотрудник, онлайн-школа "Психодемия", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1999-0839, e-mail: kartan18@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2939
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2945
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3