Методы исследования детского перфекционизма

4495

Аннотация

В статье приводятся основные современные зарубежные модели и направления исследований перфекционизма у взрослых. Показана недостаточность исследований детского перфекционизма. Отмечается дефицит инструментов, тестирующих перфекционизм у детей и подростков. Приведены исследования, показавшие связь перфекционизма с нарушениями в эмоциональной сфере у детей и подростков, а также с суицидальным поведением. Приведены данные по валидизации авторского опросника детского перфекционизма.

Общая информация

Ключевые слова: перфекционизм, дети, подростки, эмоциональные нарушения, суицидальное поведение, родители

Рубрика издания: Мастерская и методы

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Воликова С.В. Методы исследования детского перфекционизма // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 1. С. 177–192.

Полный текст

1.    Основные итоги исследования перфекционизма у взрослых

В течение последних десятилетий наблюдается рост интереса к феномену перфекционизма[1].

Современные исследователи сходятся во мнении, что перфекцио­низм — это многомерный конструкт [Hewitt, Flett, 1991; Frost et al, 1991; Dunkley et al, 2006; Shafran, Cooper, Fairburn, 2003; Shafran, Cooper, Fairburn, 2002; Гаранян, 2010; Юдеева, 2007 и др.], в противовес одномерной модели, рассматривающей данный феномен только как стремление устанавливать неадекватно высокие стандарты [Hollender, 1965; Юдеева, 2007].

За рубежом наиболее известными являются британская модель пер­фекционизма [Frost, Marten, Lahart, Rosenblate, 1990], включающая шесть параметров: высокие личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в действиях, высокие родительские ожидания, стремление к порядку и организованности, а также канадская [Hewitt, Flett, 1991] модель, в которой выделяют три параметра: «Я-адресованный» перфекционизм, «социально-предписываемый» перфекционизм и пер­фекционизм, адресованный другим. В каждой из этих моделей разработаны опросники перфекционизма, которые носят одинаковые названия Multidimensional Perfectionism Scale[2]и полностью отражают выделяемые в моделях параметры перфекционизма.

Признанной отечественной[3] моделью является модель, предложенная Н.Г. Гаранян [Гаранян, Холмогорова, Юдеева, 2001; Холмогорова, Гара­нян, 2004; Гаранян, 2006; 2010], согласно которой перфекционизм включает в себя: восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с другими), завышенные притязания и требования к себе, завышенные стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных», селектирование информации о собственных неудачах и ошибках, поляризованное мышление («Все или ничего»). На основе этой концепции также создан и апробирован оригинальный опросник перфекционизма [Гаранян, Холмогорова, Юдеева, 2001; Гаранян, Юдеева, 2008]. При этом в исследовании Н.Г. Гаранян разведены здоровый и патологический перфекционизм [Гаранян, 2010], последний из которых может быть нарциссическим и обсессивно-компуль­сивным. Нарциссический перфекционизм определяется как «доминирование мотивации достижения совершенства и получения одобрения и восхищения, в ущерб всем другим мотивам, превращение достижения и признания в главный смысл жизни», при обсессивно-компульсивном перфекционизме «идеализированный образ Я не вытесняет в такой степени все другие мотивы и содержательные интересы», наряду с потребностью в совершенстве, сохраняется заинтересованность не только в результате, но и в самой деятельности [Холмогорова, Гаранян, 2004, с.26].

Рост интереса к перфекционизму не случаен. Как показывают исследования, перфекционизм тесно связан с депрессивными и тревожными расстройствами [Гаранян, 2010; Юдеева, 2007; Парамонова, 2011; Blatt, 1995; Hewitt, Flett, Ediger, 1996]. Эта связь подтверждается как корреляционным, так и регрессионным анализами. Кроме этого, в некоторых исследованиях было показано, что перфекционизм утяжеляет течение данных расстройств, может способствовать их хронификации [Гаранян, 2010]. Человеку с патологическим перфекционизмом, ориентированному на то, чтобы во всем быть совершенным, предъявляющему к себе и к другим непомерно высокие требования, очень трудно признать себя несовершенным, страдающим, трудно довериться и принять помощь от специалиста (психиатра или психотерапевта), который тоже может казаться пациенту несовершенным.

Также выявлены связи перфекционизма с расстройствами пищевого поведения [Hewitt, Flett, Ediger, 1995; McVey et al, 2002], которые показали, что девушки с высоким уровнем перфекционизма, ориентированного на себя, демонстрировали экстремальные формы пищевого поведения вплоть до полного отказа от приема пищи. В другом исследовании [Hewitt, Flett, Ediger, 1995] выявлена связь социально ориентированного перфекционизма с измененными представлениями о теле. Стремление казаться успешным, соответствовать неадекватным стандартам и представлениям о совершенном внешнем виде тесно связано с анорексией и булимией. А.Б. Холмогоровой [2006] было введено понятие физического перфекционизма как особого типа перфекционизма, проявляющегося в стремлении к телесному совершенству, выявлена связь физического перфекционизма с показателями шкалы общего перфекционизма, а также с депрессивной, тревожной симптоматикой и симптомами расстройств пищевого поведения [Холмогорова, Дадеко, 2010].

Исследователи выявляют связь перфекционизма и проблем в браке [Habke, Hewitt, Flett, 1999], прежде всего в сексуальной сфере. Причем это в большей степени характерно для женщин, чем для мужчин. Существуют исследования, в которых среди прочих результатов была выявлена и связь перфекционизма с нарушениями построения межличностных отношений [Парамонова, 2011].

Значительное количество исследований посвящено изучению связи перфекционизма и суицидальных мыслей и поведения. Так, O'Connor [O'Connor, 2007] проанализировано около тридцати современных исследований (с начала 90-х гг.), в которых убедительно доказана связь пер­фекционизма с самокритицизмом, чувством безнадежности и суицидальными мыслями и поведением. В отечественных исследованиях студенческой популяции также выявлены связи уровня депрессии, перфек­ционизма и суицидальных тенденций [Холмогорова, Гаранян, Евдокимо­ва, Москова, 2009; Холмогорова, Гаранян, Горшкова, Мельник, 2009].

2.    Исследования родительского перфекционизма

Несмотря на большое количество исследований открытым остается вопрос о том, какова природа перфекционизма. Показав роль семьи в формировании дисфункциональных личностных установок, ученые поставили задачу исследования родительского перфекционизма, нарушений детско-родительских отношений, дисфункциональных установок и правил семьи в целом, справедливо полагая, что родительское влияние оказывает самое существенное влияние на развитие перфекционизма и на эмоциональную сферу ребенка.

На основании лонгитюдных исследований [Gjerde et al., 1991; Koestner et al., 1991; Lekowitz, Tesiny, 1984; Zuroff, Koestner, Powers, 1994; Blatt, 1995] Blatt делает вывод о том, что родительское отвержение и мощный авторитарный контроль в детстве могут служить предиктором высокого уровня самокритицизма в подростковом возрасте и депрессивного расстройства в позднем подростковом или раннем юношеском возрасте. Высокий уровень самокритицизма в подростковом возрасте, в свою очередь, может служить предиктором низкого образовательного уровня, низкого социо-экономического статуса, высокого уровня дез­адаптации, депрессии, неудовлетворенности работой, семьей, другими близкими отношениями во взрослом возрасте. Высокий уровень пер­фекционизма у потомка связан с высоким уровнем критики и требований со стороны родителей. При этом такие родители оказывают своим детям существенно меньше поддержки, выражают меньше любви и заботы [Barrow, Moore, 1983; Burns, 1980].

Frost и его коллеги [Frost et al, 1990] обнаружили, что уровень пер­фекционизма у дочерей значимо коррелирует с уровнем перфекциониз­ма и строгости у матерей. Для отцов такая закономерность выявлена не была. Материнский перфекционизм был надежно связан с выраженной психопатологической симптоматикой у дочерей. Parker [Parker, 1993] подтвердил особую значимость материнского перфекционизма для развития перфекционистских ценностей у потомков обоего пола. Также существуют исследования, показавшие, что на формирование перфек­ционизма у потомков может влиять не только стиль воспитания в родительской семье и установки родителей, но и другие дисфункции. Например, показано, что взрослые дети родителей, страдавших алкоголизмом, демонстрируют более высокий уровень перфекционизма и тревоги, чем взрослые, выросшие в семьях без алкогольной зависимости [Pingree, 1999].

Первые отечественные исследования связи родительского перфек­ционизма с эмоциональным неблагополучием потомков были проведены в лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития РФ. В настоящее время проводятся комплексные исследования связи перфекционизма с семейным и интерперсональным контекстом на основе многофакторной модели расстройств аффективного спектра. Так, при обследовании родителей молодых пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами [Холмогорова, 2006; Воликова, 2006; Холмогорова, Воликова, 2004; 2010] было обнаружено, что их перфекционистские установки более выражены, чем у родителей здоровых испытуемых. Для родителей депрессивных пациентов характерна ориентация на самые высокие стандарты в деятельности, постоянное сравнение полученных результатов с результатами самых успешных в этой деятельности людей, они больше сосредоточены на неудачах и ошибках, склонны оценивать произошедшее с позиции «все или ничего».

Корреляционный анализ показал связь перфекционистских установок родителей с перфекционистскими нормами и ценностями всей семьи, родительский перфекционизм связан с уровнем родительской критики, индуцированием тревоги в семье, сверхвключенностью родителей в дела детей, а также с уровнем родительской тревоги. Родители- перфекционисты предъявляют завышенные требования не только к себе, но и к детям. Если ребенок не справляется с завышенными требованиями, это вызывает критику и нарекания со стороны родителей, неудачи могут преувеличиваться, уровень тревоги в семье расти. Родители начинают активно включаться в дела ребенка с целью контроля и достижения поставленных перфекционистских целей. Ребенок интерио- ризует ценности родителей и испытывает особую тревогу, так как любая неудача может вызвать родительское отвержение и усиленную критику с их стороны.

Обследование родителей и детей школьного возраста также выявило связь параметров родительского перфекционизма и низкой самооценки, а также ощущения несостоятельности, неэффективности у их детей [Воликова, Холмогорова, Галкина, 2006].

Многие авторы убеждены, что родители детей-перфекционистов оказывают на них сильное давление, внушают им идею избегания неудач. Когда ребенок ошибается, неуспешен, родители всячески выражают недовольство, отвергают ребенка до тех пор, пока он не исправится, не добьется успеха, не сделает что-то очень хорошо. Ребенок делает вывод, что он хороший, его не отвергнут только тогда, когда добьется успеха. Таким образом, ребенок становится перфекционистом, поскольку только так, по его мнению, можно заслужить любовь, принятие и восхищение. В результате, как предполагает Blatt [Blatt, 1995], родительский перфекционизм может быть одним из главных механизмов меж­поколенной передачи перфекционизма и депрессии в семье.

3.    Методы и результаты исследования детского перфекционизма

Исследований, посвященных перфекционизму у детей, очень мало, основная масса исследований изучаемого феномена проведена на взрослой выборке. В связи с этим нерешенными остаются вопросы об особенностях перфекционизма у детей, об источниках перфекциониз­ма, о факторах формирования перфекционистских установок у детей, об изменении этих установок с взрослением ребенка и т. д.

Некоторые исследователи отмечают, что изучение детского перфек­ционизма активизировалось с появлением детско-подростковой шкалы перфекционизма The Child and Adolescent Perfectionism Scale[4] (CAPS) [Flett, Hewitt, 1990], с помощью которой проводятся исследования специфики детского перфекционизма и связанных с ним нарушений в личностной сфере. Эта шкала состоит из 22 вопросов, которые распределяются по двум показателям: «Я-адресованный» и «социально-предписы- ваемый» перфекционизм. Под «Я-адресованным» перфекционизмом авторы понимают неадекватно высокие требования, которые ребенок или подросток предъявляет себе. Ребенок с выраженным «Я-адресован- ным» перфекционизмом считает, что он должен оправдывать свои самые высокие стандарты, должен быть совершенным во всем. Ребенок с высоким уровнем «социально-предписываемого» перфекционизма считает, что социум, другие люди, например, родители, многого ждут от него, ждут, что он будет совершенным, и ребенок уверен, что должен оправдать эти ожидания, должен соответствовать им. Таким образом, «соци- ально-предписываемый» перфекционизм — это представления человека о том, что другие предписывают ему быть совершенным во всем.

Несколько лет назад Hewitt P.L. с коллегами презентовали еще одну версию опросника перфекционизма для детей и подростков — Perfectionistic Self-Presentation Scale-Junior Form (PSPS-Jr) [Hewitt et al., 2011]. Авторы предложили три шкалы и, следовательно, три аспекта детского и подросткового перфекционизма: перфекционистское представление о себе, избегание недостатков, сокрытие недостатков. В настоящее время опросник проходит валидизацию.

При исследовании детского перфекционизма получены результаты, сходные с исследованиями взрослых. Выявлена связь «Я-адресованно- го» перфекционизма у детей и подростков с депрессией и тревогой [Hankin, Roberts, Gotlib, 1997]. «Социально-предписанный перфекцио­низм» также связан с депрессивной и тревожной симптоматикой, с более высоким уровнем стресса, проявлениями гнева [Hewitt et al, 2002].

Авторы сделали вывод, что если у ребенка преобладают установки социально-предписанного перфекционизма, у него выявляется больше проблем (стрессы, депрессивная симптоматика, гневливость), чем у ребенка с преобладающим «Я-адресованным» перфекционизмом. Обнаружена связь «социально-предписываемого» перфекционизма с переживанием стыда, а «Я-адресованного» перфекционизма с переживаниями стыда и вины [Choy, McInerney, 2001]. Перфекционизм у детей связан не только с депрессивной симптоматикой, но и с самокритикой, закрытостью в общении с другими людьми [Hankin, Roberts, Gotlib, 1997, De Rossa, 2000].

Л.В. Ким [Ким, 1997] показала, что одним из мощных депрессоген- ных факторов является «прессинг успеха» в семье. Другими постоянными следствиями «прессинга успеха» автор называет постоянное чувство страха, тревоги, ожидание провала и неудачи. Такая ориентация на успех, страх провала, конкурентность способствуют развитию депрессивных расстройств.

Была обнаружена связь высокого уровня перфекционизма и анорек­сии у подростков [Castro et al, 2004]. Примерно 40 % из обследованных авторами подростков с нервной анорексией продемонстрировали высокий уровень Я-ориентированного перфекционизма, а также высокий уровень тревоги и депрессии (установлена корреляционная связь между аффективными расстройствами, нарушением пищевого поведения и перфекционизмом). В обзорной статье Н.О. Николаевой (2012) приведены результаты других зарубежных исследований, доказывающих связь нарушений пищевого поведения с перфекционизмом (например, исследования Davis C., Claridge G., Fox J., 2000, Fairburn C., Brownell K., 2003 и т. д.).

В исследованиях детского перфекционизма, также как и у взрослых, были получены положительные корреляционные связи показателей пер­фекционизма и суицидальных мыслей и намерений [Stephens, 1987; Hankin, Roberts, Gotlib, 1997; Hewitt et al., 1997; Fehon et al., 2000]. В основном, эта связь выявляется при обследовании подростков — пациентов психиатрических клиник. Практически все указанные исследования, в которых использовалась шкала CAPS, выявляют более сильную связь суицидальных мыслей и поведения с «социально-предписываемым» пер­фекционизмом. Показана также важная роль в формировании суицидальных тенденций у подростков таких факторов как самокритицизм, безнадежность и несостоятельность [Hewitt et al., 1997]. Ощущение безнадежности и несостоятельности связано с перфекционизмом. Подростки с высоким уровнем перфекционизма практически обречены на постоянное ощущение собственной несостоятельности, так как невозможно постоянно соответствовать неадекватно высоким стандартам и требованиям, которые они предписывают себе или считают, что другие предписывают им. Переживания неуспеха могут порождать идеи о собственной несостоятельности, чувство безнадежности, безвыходности в каких-либо ситуациях. Если у подростка не сформированы конструктивные стратегии совла­дания с такими переживаниями, то повышается риск появления суицидальных намерений или действий. Как отмечают исследователи, растет число детей и подростков, совершающих суицидальные попытки, а также тех, кто видит в суициде выход из трудных ситуаций. Многие из таких подростков имеют выраженные перфекционистские установки. Поэтому профилактическая работа по коррекции дисфункциональных перфекци­онистских установок может также прямо или косвенно приводить к снижению суицидального риска среди детей и подростков.

При рассмотрении вопроса о структуре детского перфекционизма [Rice, Preusser, 2002], о том, что может влиять на развитие перфекцио­низма, было выделено четыре фактора: чувствительность к ошибкам, зависимость самооценки от других, компульсивность и потребность в восхищении, которые не только связаны с перфекционизмом в детском возрасте, но и могут влиять на развитие перфекционизма у подростков и взрослых. В данном исследовании принимали участие дети, подростки (64 ученика) и студенты колледжа (714 студентов). Родители не принимали участие в данном опросе. Однако авторы, на основе ответов детей, а также на основе анализа доступной литературы, сделали вывод, что на отношение ребенка к ошибкам, а также его самооценку влияют отношения с родителями, а также родительская позиция. В данном исследовании валидизирован опросник The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale (AMPS) для тестирования детского перфекционизма.

Отечественных исследований детского перфекционизма очень мало. Они, в основном, носят неклинический характер. Например, работа И.И. Грачевой [Грачева, 2006], посвященная изучению идеалов у подростков с различным уровнем перфекционизма. В этом исследовании принимали участие подростки — ученики старших классов. Для выявления перфекционизма у подростков было предложено использовать шкалу Multidimensional Perfectionism Scale (MPS-Н), попутно адаптируя ее на подростковой выборке[5]. В настоящий момент остается открытым вопрос, может ли эта шкала использоваться для выявления особенностей перфекционизма у детей более младшего возраста, например, младших школьников.

Тема детского перфекционизма активно обсуждается в русском сегменте интернета. Существуют ссылки на родительские форумы, где обсуждается «комплекс отличника» у детей и родителей, интернет-поль- зователи делятся своими переживаниями, описывают, как в жизни им мешает их собственный перфекционизм. Имеются пояснительные популярные статьи специалистов-психологов на тему негативного влияния высокого уровня родительских требований, постоянной ориентировки на успех. Эти материалы являются, в основном, переводами иностранных пособий для родителей.

Анализ представленных выше публикаций показывает, что существуют различные мнения относительно структуры детского перфекцио­низма, как в отношении структуры, предложенной P. Hewitt и G. Flett («Я-адресованный» и «социально-предписываемый» перфекционизм), так и в отношении структуры, предложенной K. Rice и K. Preusser (чувствительность к ошибкам, зависимость самооценки от других, ком- пульсивность и потребность в восхищении). В первой модели представление о перфекционизме очень упрощается, хотя доказано, что перфек­ционизм — это сложный и многомерный конструкт. Вторая модель больше рассматривает особенности личности, которые могут способствовать формированию перфекционизма, чем непосредственно параметры перфекционизма.

На основе анализа литературы и опыта работы с детьми и подростками при участии профессора А.Б. Холмогоровой нами был составлен опросник Детского перфекционизма [Воликова, Холмогорова, 2008]. Начата работа по валидизации данного опросника. На данный момент обследованы 242 школьника 4—6 классов общеобразовательных школ и гимназий г.Москвы. Факторный анализ (varimax rotation) выделил шесть параметров структуры детского перфекционизма: высокие стандарты деятельности; родительский перфекционизм (восприятие ребенком завышенных требований родителей); негативное отношение к ошибке, неуспеху; успех как основной мотив деятельности; физический перфекционизм; перегруженность (сверхделание). Выделенная структура перфекционизма, на наш взгляд, более точно раскрывает параметры, а также специфику детского перфекционизма. Опросник «Детский перфекционизм» описывает 55 % общей дисперсии. Значения коэффициента надежности а -Кронбаха для шкал опросника Детский перфек­ционизм колеблются в пределах от 0,6306 до 0,8213. Среднее значение а-Кронбаха для всего опросника 0,7605. Для проверки надежности опросника подсчитывался также коэффициент Guttman Split half, равный 0,7943. Высокие показатели а-Кронбаха и Guttman Split half позволяют говорить о надежности всех шкал опросника.

Была подтверждена внутренняя согласованность шкал опросника друг с другом, а также с общим баллом перфекционизма (значения коэффициента корреляции Спирмена — от 0,433 до 0,771 при р< 0,001). Если при расширении выборки и в дальнейших процедурах валидиза- ции создаваемый опросник подтвердит свою надежность, его можно будет использовать в исследованиях детского перфекционизма, а также в практической работе.

Подводя общие итоги, можно сказать, что исследований детского перфекционизма значительно меньше, чем исследований перфекцио­низма у взрослых. Остается мало изученным вопрос о структуре и особенностях детского перфекционизма. Существует мало надежных опросников, тестирующих перфекционизм у детей и подростков. В публикациях встречаются ссылки на использование детско-подростковой шкалы перфекционизма The Child and Adolescent Perfectionism Scale (CAPS) и опросника The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale (AMPS). На отечественной выборке апробирован только один опросник (Multidimensional Perfectionism Scale, MPS-Н).

Показано, что перфекционизм у детей, подростков связан с депрессивными и тревожными расстройствами, с тяжелыми переживаниями стыда, вины, самокритики, несостоятельности и безысходности, с суицидальными тенденциями. Остается неясным вопрос о механизме формирования перфекционистских установок у детей и подростков. Поэтому необходимо с системной точки зрения изучать особенности детско- родительских отношений, дисфункциональные правила и установки семьи не только с помощью обследования детей и подростков, но и привлекая их родителей.

[1] В обзорной статье R.C. O'Connor [O'Connor, 2007] отмечается, что с конца 80-х годов XX века количество публикаций, посвященных перфекционизму, выросло на 300 %.

[2] Британский опросник сокращенно называется MPS-F, а канадский — MPS-Н.

[3] В нашей стране первые систематические исследования перфекционизма были начаты в лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития РФ в 1990-е гг.

[4] В нашей стране данная шкала не переведена и не апробирована.

[5] Напомним, что изначально данная шкала была разработана для исследования перфекционизма у взрослых.

Литература

1. Воликова С.В. Системно-психологические характеристики родительских семей пациентов с  депрессивными и  тревожными расстройствами. Автореф.дисс. ... канд. психол. наук. М.: МНИИП, 2006. 25 с.

Информация об авторах

Воликова Светлана Васильевна, кандидат психологических наук, педагог-психолог Психологической службы поликлиники, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», Доцент кафедры клинической психологии и психотерапии Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8982-226X, e-mail: psylab2006@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5980
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 4495
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 5