Элективный мутизм: психоаналитический взгляд на проблему

4304

Аннотация

Элективный мутизм рассматривается в статье через призму психологических проблем, ведущих к формированию «добровольного отказа» от речи. Эти психологические проблемы исследуются с помощью клинического материала из психотерапии девочки 5 лет. Важнейшими факторами, приводящими к формированию элективного мутизма, называются 1) избыточная связь с матерью, тормозящая социальноAэмоциональное развитие ребенка; 2) трудности выражения агрессии в ситуации, когда невозможно чувствовать себя отдельным/ой от матери; 3) примитивные формы справляться со своими агрессивными чувствами, основанные на фантазии и всемогуществе, 4) символическое смешение ануса и рта на этапе, когда одновременно осваиваются обе области (и овладение речью, и контроль над сфинктерами), которое и является причиной «удерживания» слов.

Общая информация

Ключевые слова: агрессия, элективный мутизм, психоаналитическая психотерапия, взаимоотношения мать-ребенок

Рубрика издания: Анализ случая

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Васильева Н.Л. Элективный мутизм: психоаналитический взгляд на проблему // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 4. С. 208–225.

Фрагмент статьи

Основным симптомом элективного  мутизма является отказ от речи в определенных ситуациях. В настоящее время общепризнано,  что элективный мутизм возникает, чаще всего, у детей до 9 лет, в основном,  за пределами дома, в контексте социального общения (в детском саду или школе). Элективный мутизм являлся предметом внимания психиатров  еще с конца XIX века, когда Ж. Шарко описал мутизм как одно из проявлений истерического невроза. В изучение элективного мутизма внесли большой вклад как российские, так и зарубежные авторы, рассматривавшие вопросы этиологии заболевания, вопросы дифференциальной диагностики, возможные причины психогенного невроза у детей [Буянов, 1995]. В литературе упоминаются разные методы и способы лечения мутизма. Важным считается применение комплекса мер: психиатрического, неврологического, логопедического и психологического воздействий. Многие авторы отмечают, однако, что доля медикаментов в общем комплексе лечения пациентов невелика, основное же внимание уделяется различным вариантам психотерапии. В настоящее время наиболее часто применяемой и эффективной считаются различные виды бихевиоA ральной терапии [Кириллина, 2002].

Литература

  1. Буянов М.И. Системные психоневрологические  расстройства у детей и подростков (руководство  для врачей и логопедов). М.: Российское общество медиков-литераторов. 1995. 192 с.
  2. Кириллина Н.К. Лечение элективного мутизма у детей: современное состояние вопроса / Н.К. Кириллина, Ю.С. Шевченко // Вопросы психического здоровья детей и подростков: научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. М., 2002, № 3. — с. 42—50.
  3. Ambrosino, S.V., and Alessi, M. (1979). Elective Mutism: Fixation and the DoubleBind. American Journal of Psychoanalysis, 39: 251—256.
  4. Greenacre, P. (1958). Toward an Understanding of the Physical Nucleus of Some Defence Reactions. Int. J. PsychoAAnal., 39: 69—76.
  5. Hayden, T.L. (1982) Classification of Elective Mutism. J. Amer. Acad. Child Psychiat., XIX, 1980: 118—133. Psychoanal Q., 51: 337.
  6. Kolvin J., Fundudis T. Electively mute children, psychological development and background factors. J. Child. Psychol. Psych. 1981. 22. 219A232.
  7. Lebrun Y. Mutism. Whurr Publishers Ltd. London and New Jersey, 1990. 124 p.
  8. Pustrom, E., and Speers, R.W. (1964). Elective mutism in children. J. Amer. Acad. Child Psychiat., 3: 287—297.
  9. Rhode, M. (2004). Different Responses to Trauma in Two Children with Autistic Spectrum Disorder: The Mouth as Crossroads   for the Sense of Self. Journal of Child Psychotherapy, 30: 3—20.
  10. Steinhausen H. and Juzi C: Elective mutism: an analysis of 100 cases // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1996. 35 (5). 606—614.
  11. Weber, A. Zum electiven Mutismus der Kinder / Kinderpsychiat.  1950, 17: 1—15.
  12. Weinstein, L. (2002) Language, Transference, and the Developmental Context in Child Analysis. Psychoanalytic Study of the Child, 57: 355—373.
  13. Youngerman, J.K. (1979). The Syntax of Silence: Electively Mute Therapy. International Review of Psycho-Analysis, 6: 283—295.

 

Информация об авторах

Васильева Нина Леонидовна, доктор психологических наук, профессор кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: ninavasilyeva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 9976
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 4304
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0