Понятие встречи в психотерапии и психологии развития

1530

Аннотация

В статье обсуждаются возможности для применения понятия встречи (encounter) в двух областях практической психологии развития — в работе с эстетическим опытом, получаемым людьми при восприятии художественных произведений, и применительно к психологической помощи пожилым людям, для которых одним из значимых видов деятельности становится воспоминание своей жизни. За основу принято понимание встречи, предложенное У. Шутцем, который показал психотехнические средства для ее достижения в психотерапии, и Р. Мэем, применившим данное понятие в психологии творчества. Авторы статьи уточняют психотехнические средства для достижения основных аспектов встречи (открытость, сознавание себя, ответственность и др.) применительно к работе психолога с эстетическим опытом, получаемым при восприятии художественных произведений, и работе с воспоминаниями о своей жизни людей зрелого и пожилого возраста. Значение встречи с эстетическим опытом рассматривается в контексте фор-мирования системы средств овладения собственными эмоциями (Л.С. Выготский). Подчеркнуто значение встречи с воспоминаниями о прошлом для формирования новообразований зрелых возрастов.

Общая информация

Ключевые слова: встреча, эстетический опыт, художественное восприятие, воспоминания , открытость, сознавание себя, ответственность, внимание к чувствам, принцип «здесь и теперь»

Рубрика издания: Мастерская и методы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230308

Для цитаты: Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Понятие встречи в психотерапии и психологии развития // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 3. С. 105–116. DOI: 10.17759/cpp.2015230308

Фрагмент статьи

Первоначально понятие встречи (encounter) появилось в психотера­пии для обозначения особого рода межличностного взаимодействия, достижимого в психотерапевтической работе с клиентом или группой, но в психологию оно вошло в контексте ценностного взаимодействия творческой личности (художника или ученого) с миром [Мэй, 2012]. Целью данной работы является использование возможностей понятия «встреча» применительно к двум сферам жизни человека, изучаемым психологией развития — к восприятию художественных произведений и воспоминанию собственной жизни как деятельности, играющей зна­чительную роль в развитии личности в зрелом возрасте и в старости. По нашему мнению, и применительно к восприятию человеком произведе­ний литературы и искусства, и в отношении воспоминания человеком своей жизни в определенных случаях можно говорить о том, что про­изошла встреча в том глубоком смысле, который вкладывается в данное понятие при использовании его в психотерапии.

Литература

  1. Вересов Н.Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: трудная ра­бота понимания [Электронный ресурс] // НЛО. 2007. № 85. URL: http:// magazines.russ.ru/nlo/2007/85/be6.html (дата обращения: 06.09.2015)
  2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. История развития высших психических функций / М.: Педагогика, 1983. С. 5—314.
  3. Ермолаева М.В. Практическая психология старости / М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 320 с.
  4. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека. Учебное пособие / М., НОУ ВПО Московский психолого-социальный уни­верситет, 2011. 464 с.
  5. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Особенности внутренней позиции студентов­психологов // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 58—65.
  6. Лубовский Д.В. Феноменология и динамика развития внутренней позиции со­временных младших школьников [Электронный ресурс] // Психологичес­кая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 2. С. 50—67. URL: http://psyjour­nals.ru/psyedu_ru/2014/n2/69255.shtml (дата обращения: 13.09.2015).
  7. Мэй Р. Мужество творить / М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012, 160 с.
  8. Психотерапевтическая энциклопедия / Ред. Б.Д. Карвасарский. 2-е дополнен­ное и переработанное издание. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 752 с.
  9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе / М.: Генезис , 2008. 304 с.
  10. Rogers C.R. The Necessary and Sufficient Conditions of Therapeutic Personality Change. Journal of Consulting Psychology. 1957. Vol. 21, № 1. Pp. 95—103.
  11. Rogers C.R. Carl Rogers on Encounter Groups / New York: Harper and Row, 1970. 124 р.
  12. Schutz W. Elements of Encounter / N.Y., Bantam. 1973.

Информация об авторах

Ермолаева Марина Валерьевна, доктор психологических наук, профессор, кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1645-5136, e-mail: mar-erm@mail.ru

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2644
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1530
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0