Консультативная психология и психотерапия
2015. Том 23. № 3. С. 105–116
doi:10.17759/cpp.2015230308
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Понятие встречи в психотерапии и психологии развития
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: встреча, эстетический опыт, художественное восприятие, воспоминания , открытость, сознавание себя, ответственность, внимание к чувствам, принцип «здесь и теперь»
Рубрика издания: Мастерская и методы
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230308
Для цитаты: Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Понятие встречи в психотерапии и психологии развития // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 3. С. 105–116. DOI: 10.17759/cpp.2015230308
Фрагмент статьи
Первоначально понятие встречи (encounter) появилось в психотерапии для обозначения особого рода межличностного взаимодействия, достижимого в психотерапевтической работе с клиентом или группой, но в психологию оно вошло в контексте ценностного взаимодействия творческой личности (художника или ученого) с миром [Мэй, 2012]. Целью данной работы является использование возможностей понятия «встреча» применительно к двум сферам жизни человека, изучаемым психологией развития — к восприятию художественных произведений и воспоминанию собственной жизни как деятельности, играющей значительную роль в развитии личности в зрелом возрасте и в старости. По нашему мнению, и применительно к восприятию человеком произведений литературы и искусства, и в отношении воспоминания человеком своей жизни в определенных случаях можно говорить о том, что произошла встреча в том глубоком смысле, который вкладывается в данное понятие при использовании его в психотерапии.
Литература
- Вересов Н.Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: трудная работа понимания [Электронный ресурс] // НЛО. 2007. № 85. URL: http:// magazines.russ.ru/nlo/2007/85/be6.html (дата обращения: 06.09.2015)
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. История развития высших психических функций / М.: Педагогика, 1983. С. 5—314.
- Ермолаева М.В. Практическая психология старости / М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 320 с.
- Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека. Учебное пособие / М., НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2011. 464 с.
- Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Особенности внутренней позиции студентовпсихологов // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 58—65.
- Лубовский Д.В. Феноменология и динамика развития внутренней позиции современных младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 2. С. 50—67. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n2/69255.shtml (дата обращения: 13.09.2015).
- Мэй Р. Мужество творить / М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012, 160 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Ред. Б.Д. Карвасарский. 2-е дополненное и переработанное издание. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 752 с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе / М.: Генезис , 2008. 304 с.
- Rogers C.R. The Necessary and Sufficient Conditions of Therapeutic Personality Change. Journal of Consulting Psychology. 1957. Vol. 21, № 1. Pp. 95—103.
- Rogers C.R. Carl Rogers on Encounter Groups / New York: Harper and Row, 1970. 124 р.
- Schutz W. Elements of Encounter / N.Y., Bantam. 1973.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2644
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1530
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0