Введение
В современных условиях быстрых и радикальных изменений общества увеличиваются требования к человеку, способному эффективно управлять собой, своим поведением, деятельностью и своей жизнью в целом. Вместе с тем увеличивается роль и значение мотивации, мотивационной направленности, ответственности в формировании и развитии социальной зрелости и самостоятельности личности.
Движущим внутренним фактором развития профессионализма и личности студента выступает учебно-профессиональная мотивация, позволяющая осознанно и целенаправленно осваивать профессию педагога, способного в последующем к созданию благополучной образовательной среды для учащихся и работающих в модели профессионального развития [Митина, 2023]. Поэтому в современном вузе развитие учебно-профессиональной мотивации студентов — будущих педагогов должно стать предметом особого внимания.
Учебно-профессиональная мотивация предполагает особую направленность студента на те аспекты обучения, которые «включаются» при овладении личностью компетенциями, необходимыми для будущей профессии. В психологических исследованиях учебно-профессиональная мотивация изучена в контексте индивидуального образовательного маршрута учащихся [Шкерина, 2022], во взаимосвязи со смысложизненными ориентациями [Брускова, 2023], особенностями саморегуляции [Калацкая, 2023], самоконтроля [Буслаева, 2023] на разных этапах профессионального обучения. На развитие учебно-профессиональной мотивации влияет множество факторов, среди которых выделяют ответственность личности, или локус контроля [Карпова, 2022; Сунько, 2022; Rotter, 1990].
Проблема локуса контроля студентов в современных исследованиях рассмотрена во взаимосвязи с самоорганизацией [Косулина, 2022; Михайлова, 2021; Новиков, 2023], ценностными ориентациями [Востокова, 2023], метакогнитивной сферой личности и особенностями профессионального развития [Карпов, 2022; Мешкова, 2021; Токарева, 2022]. Однако недостаточно полно изучены особенности учебно-профессиональной мотивации современных студентов-первокурсников (будущих педагогов) с разным локусом контроля, что явилось целью нашего исследования.
Методы и методики исследования
В исследовании приняли участие 80 студентов первого курса Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского направления «Педагогическое образование» в возрасте от 17 до 21 года. Были использованы: методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной, «Тест-опросник субъективной локализации контроля» (СЛК) С.Р. Пантилеева и В.В. Столина.
Результаты и обсуждение
Согласно результатам методики «Тест-опросник субъективной локализации контроля» (СЛК) С.Р. Пантилеева и В.В. Столина, интернальный локус контроля выявлен у 56,3% (n = 45) студентов, что выражается в их готовности нести ответственность за свою учебную деятельность, не надеясь на судьбу, удачу, везение. Студентам с интернальным локусом контроля свойственна уверенность в собственных силах, низкая конформность, настойчивость, планомерность. В данной группе обучающихся можно отдельно выделить респондентов со средними значениями интернальности (26%), что объясняет ситуативность восприятия атрибутивности результатов собственных действий, которые могут быть истолкованы и как личностные, и как внешне детерминируемые.
Экстернальный локус контроля выявлен у 43,7% (n = 35) испытуемых, которые считают, что все в их жизни зависит от воли судьбы, случая. Такие студенты чаще всего рассчитывают на удачный билет на экзамене, не прикладывают собственные усилия к тому, чтобы знать весь необходимый материал. В ситуации успеха данные студенты демонстративно подтверждают свои способности, а при неудачах часто проявляют защитное поведение, перекладывая ответственность на внешние обстоятельства.
В соответствии с результатами диагностики вся выборка была разделена по типу локуса контроля и соотнесена с факторами мотивации обучения в вузе.
Согласно результатам (рис.1), для студентов-интерналов характерно практически равномерное распределение мотивации по факторам «Получение знаний», «Овладение профессией» и «Получение диплома» с некоторым преимуществом первого вида мотивации.
В структуре мотивации учебной деятельности студентов-экстерналов (50% от общего количества опрашиваемых) доминирует мотив «Получение диплома» (рис. 2). При доминировании внешних мотивов овладение учебными дисциплинами не является целью обучения, а выступает как средство достижения другой цели — получения диплома. Отсюда можно сделать предположение о наличии для данной группы студентов низкого уровня познавательного интереса к учебной деятельности в соответствии с профессиональной направленностью.
Рис. 1. Особенности мотивации студентов-интерналов (в %)
Рис. 2. Особенности мотивации студентов-экстерналов (в %)
Исходя из результатов данного исследования, большинство студентов с внутренним локусом контроля имеют высокий уровень мотивации по получению знаний и немного меньший — по овладению профессией и получению диплома, а студенты с внешним локусом контроля больше ориентированы на получение диплома.
Для выявления достоверности различий в мотивах учебной деятельности студентов-первокурсников с разным локусом контроля был использован однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics 23. Результаты представлены в табл. 1.
Табл. 1. Результаты диагностики мотивов учебной деятельности студентов-первокурсников с разным локусом контроля (n = 80)
|
Мотивы учебной деятельности |
Студенты-интерналы |
Студенты-экстерналы |
F |
|
Приобретение знаний |
8,81 |
6,37 |
12,136** |
|
Овладение профессией |
7,11 |
4,31 |
26,960*** |
|
Получение диплома |
6,79 |
7,05 |
0,697 |
Примечание: *** — p < 0,001; ** — p < 0,01
Анализ полученных данных выявил статистически достоверные различия в мотивах «Приобретение знаний» и «Овладение профессией» у студентов с разным локусом контроля. Наибольшие различия выявлены в стремлениях овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества, необходимые для работы педагога: у студентов-интерналов они более высокие. Показатели мотива «Получение диплома» у студентов-интерналов и студентов-экстерналов не отличаются.
Таким образом, можно выделить следующие особенности учебно-профессиональной мотивации студентов с разным локусом контроля.
Студенты с внутренним локусом контроля более мотивированы, ставят более высокие цели, они готовы трудиться, чтобы достичь желаемых результатов; редко оправдываются, быстрее восстанавливаются после неудач, часто проявляют самодисциплину и стремление к самосовершенствованию. Для эффективной работы с такими студентами важно регулярно давать конструктивную обратную связь и поддерживать их мотивацию, например, выражать признание за их достижения, что побудит их двигаться дальше.
Студенты с внешним локусом контроля менее мотивированы к учебным заданиям, ставят перед собой менее амбициозные цели, поскольку не видят связи между своими действиями и достижением успеха. Однако внешнее подкрепление и поощрение со стороны может стать мощным стимулом развития их внутреннего локуса контроля. Для эффективной работы с такими студентами важно понимать их индивидуальную мотивацию и стараться создать условия, которые будут стимулировать их интерес и стремление к достижению лучших результатов.
Заключение
Локус контроля и учебно-профессиональная мотивация являются взаимосвязанными феноменами в контексте учебно-профессиональной деятельности. Локус контроля определяет, как студент воспринимает управление своей жизнью, в то время как учебно-профессиональная мотивация определяет интерес к учебе и будущей профессиональной деятельности.
В результате исследования выявлено, что современные студенты с внутренним локусом контроля больше заинтересованы в получении знаний и освоении профессии, чем студенты с внешним локусом контроля. В то же время высокая ориентация всех студентов на получение диплома, а значит, и формализм в профессиональном обучении, может негативно отразиться на личностно-профессиональном развитии будущего специалиста. При профессиональной подготовке учителей этот вопрос является принципиальным, так как педагогу важно не только владеть предметными знаниями и умениями, методикой преподавания, но и осознавать ответственность за организацию процесса обучения, воспитания и, как результат, — развитие личности ребенка.
Поддерживая у студентов внутренний локус контроля, можно повысить их учебно-профессиональную мотивацию, что будет предметом наших дальнейших исследований.