Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов — будущих педагогов с разным локусом контроля

23

Аннотация

В статье представлены результаты исследования учебно-профессиональной мотивации будущих педагогов с разным локусом контроля. В исследовании приняли участие студенты первого курса направления «Педагогическое образование» (n = 80) в возрасте от 17 до 21 года (М = 18,6; SD = 0,83). Были использованы методики: «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина), «Тест-опросник субъективной локализации контроля» (СЛК) С.Р. Пантилеева, В.В. Столина. В результате исследования было определено, что локус контроля является важным фактором, определяющим учебно-профессиональную мотивацию студентов-первокурсников: студенты с внутренним локусом контроля имеют более высокий уровень мотивации, чем студенты с внешним локусом контроля. Выявлены статистически значимые отличия в мотивах «получение знаний» и «освоение профессии» у студентов с разным локусом контроля. Показатели мотива «получение диплома» статистически не различаются у студентов-экстерналов и студентов-интерналов. Авторами предложены рекомендации по повышению учебно-профессиональной мотивации студентов-первокурсников в соответствии с особенностями их локуса контроля.

Общая информация

Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация, локус контроля, студенчество, ответственность

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210302

Получена: 03.04.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Востокова Ю.И., Дворникова И.Н. Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов — будущих педагогов с разным локусом контроля [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 3. С. 14–21. DOI: 10.17759/bppe.2024210302

Полный текст

Введение

В современных условиях быстрых и радикальных изменений общества увеличиваются требования к человеку, способному эффективно управлять собой, своим поведением, деятельностью и своей жизнью в целом. Вместе с тем увеличивается роль и значение мотивации, мотивационной направленности, ответственности в формировании и развитии социальной зрелости и самостоятельности личности.

Движущим внутренним фактором развития профессионализма и личности студента выступает учебно-профессиональная мотивация, позволяющая осознанно и целенаправленно осваивать профессию педагога, способного в последующем к созданию благополучной образовательной среды для учащихся и работающих в модели профессионального развития [9]. Поэтому в современном вузе развитие учебно-профессиональной мотивации студентов — будущих педагогов должно стать предметом особого внимания.

Учебно-профессиональная мотивация предполагает особую направленность студента на те аспекты обучения, которые «включаются» при овладении личностью компетенциями, необходимыми для будущей профессии. В психологических исследованиях учебно-профессиональная мотивация изучена в контексте индивидуального образовательного маршрута учащихся [14], во взаимосвязи со смысложизненными ориентациями [1], особенностями саморегуляции [4], самоконтроля [2] на разных этапах профессионального обучения. На развитие учебно-профессиональной мотивации влияет множество факторов, среди которых выделяют ответственность личности, или локус контроля [6; 12; 15].

Проблема локуса контроля студентов в современных исследованиях рассмотрена во взаимосвязи с самоорганизацией [7; 10; 11], ценностными ориентациями [3], метакогнитивной сферой личности и особенностями профессионального развития [5; 8; 13]. Однако недостаточно полно изучены особенности учебно-профессиональной мотивации современных студентов-первокурсников (будущих педагогов) с разным локусом контроля, что явилось целью нашего исследования.

Методы и методики исследования

В исследовании приняли участие 80 студентов первого курса Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского направления «Педагогическое образование» в возрасте от 17 до 21 года. Были использованы: методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной, «Тест-опросник субъективной локализации контроля» (СЛК) С.Р. Пантилеева и В.В. Столина.

Результаты и обсуждение

Согласно результатам методики «Тест-опросник субъективной локализации контроля» (СЛК) С.Р. Пантилеева и В.В. Столина, интернальный локус контроля выявлен у 56,3% (n = 45) студентов, что выражается в их готовности нести ответственность за свою учебную деятельность, не надеясь на судьбу, удачу, везение. Студентам с интернальным локусом контроля свойственна уверенность в собственных силах, низкая конформность, настойчивость, планомерность. В данной группе обучающихся можно отдельно выделить респондентов со средними значениями интернальности (26%), что объясняет ситуативность восприятия атрибутивности результатов собственных действий, которые могут быть истолкованы и как личностные, и как внешне детерминируемые.

Экстернальный локус контроля выявлен у 43,7% (n = 35) испытуемых, которые считают, что все в их жизни зависит от воли судьбы, случая. Такие студенты чаще всего рассчитывают на удачный билет на экзамене, не прикладывают собственные усилия к тому, чтобы знать весь необходимый материал. В ситуации успеха данные студенты демонстративно подтверждают свои способности, а при неудачах часто проявляют защитное поведение, перекладывая ответственность на внешние обстоятельства.

В соответствии с результатами диагностики вся выборка была разделена по типу локуса контроля и соотнесена с факторами мотивации обучения в вузе.

Согласно результатам (рис.1), для студентов-интерналов характерно практически равномерное распределение мотивации по факторам «Получение знаний», «Овладение профессией» и «Получение диплома» с некоторым преимуществом первого вида мотивации.

В структуре мотивации учебной деятельности студентов-экстерналов (50% от общего количества опрашиваемых) доминирует мотив «Получение диплома» (рис. 2). При доминировании внешних мотивов овладение учебными дисциплинами не является целью обучения, а выступает как средство достижения другой цели — получения диплома. Отсюда можно сделать предположение о наличии для данной группы студентов низкого уровня познавательного интереса к учебной деятельности в соответствии с профессиональной направленностью.

Рис. 1. Особенности мотивации студентов-интерналов (в %)

Рис. 2. Особенности мотивации студентов-экстерналов (в %)

Исходя из результатов данного исследования, большинство студентов с внутренним локусом контроля имеют высокий уровень мотивации по получению знаний и немного меньший — по овладению профессией и получению диплома, а студенты с внешним локусом контроля больше ориентированы на получение диплома.

Для выявления достоверности различий в мотивах учебной деятельности студентов-первокурсников с разным локусом контроля был использован однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics 23. Результаты представлены в табл. 1.

Табл. 1. Результаты диагностики мотивов учебной деятельности студентов-первокурсников с разным локусом контроля (n = 80)

Мотивы учебной деятельности

Студенты-интерналы
(n = 45), ср. зн.

Студенты-экстерналы
(n = 35), ср. зн.

F

Приобретение знаний

8,81

6,37

12,136**

Овладение профессией

7,11

4,31

26,960***

Получение диплома

6,79

7,05

0,697

Примечание: *** — p < 0,001; ** — p < 0,01

Анализ полученных данных выявил статистически достоверные различия в мотивах «Приобретение знаний» и «Овладение профессией» у студентов с разным локусом контроля. Наибольшие различия выявлены в стремлениях овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества, необходимые для работы педагога: у студентов-интерналов они более высокие. Показатели мотива «Получение диплома» у студентов-интерналов и студентов-экстерналов не отличаются.

Таким образом, можно выделить следующие особенности учебно-профессиональной мотивации студентов с разным локусом контроля.

Студенты с внутренним локусом контроля более мотивированы, ставят более высокие цели, они готовы трудиться, чтобы достичь желаемых результатов; редко оправдываются, быстрее восстанавливаются после неудач, часто проявляют самодисциплину и стремление к самосовершенствованию. Для эффективной работы с такими студентами важно регулярно давать конструктивную обратную связь и поддерживать их мотивацию, например, выражать признание за их достижения, что побудит их двигаться дальше.

Студенты с внешним локусом контроля менее мотивированы к учебным заданиям, ставят перед собой менее амбициозные цели, поскольку не видят связи между своими действиями и достижением успеха. Однако внешнее подкрепление и поощрение со стороны может стать мощным стимулом развития их внутреннего локуса контроля. Для эффективной работы с такими студентами важно понимать их индивидуальную мотивацию и стараться создать условия, которые будут стимулировать их интерес и стремление к достижению лучших результатов.

Заключение

Локус контроля и учебно-профессиональная мотивация являются взаимосвязанными феноменами в контексте учебно-профессиональной деятельности. Локус контроля определяет, как студент воспринимает управление своей жизнью, в то время как учебно-профессиональная мотивация определяет интерес к учебе и будущей профессиональной деятельности.

В результате исследования выявлено, что современные студенты с внутренним локусом контроля больше заинтересованы в получении знаний и освоении профессии, чем студенты с внешним локусом контроля. В то же время высокая ориентация всех студентов на получение диплома, а значит, и формализм в профессиональном обучении, может негативно отразиться на личностно-профессиональном развитии будущего специалиста. При профессиональной подготовке учителей этот вопрос является принципиальным, так как педагогу важно не только владеть предметными знаниями и умениями, методикой преподавания, но и осознавать ответственность за организацию процесса обучения, воспитания и, как результат, — развитие личности ребенка.

Поддерживая у студентов внутренний локус контроля, можно повысить их учебно-профессиональную мотивацию, что будет предметом наших дальнейших исследований.

Литература

  1. Брускова Э.В., Костыря С.С. Смысложизненные ориентации и мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов вузов // Социально-гуманитарные технологии. 2023. № 3 (27). С. 74–85.
  2. Буслаева Е.Л., Власова Н.В. Особенности мотивации и самоконтроля курсантов вузов МВД России на разных этапах обучения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 2. С. 2–13. doi:10.17759/psylaw.2023130201
  3. Востокова Ю.И., Дворникова И.Н., Шпыркова А.С. Исследование уровня субъективного контроля студентов с разным типом культурно-ценностных ориентаций [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Том 14. № 3. С. 157–170. doi:10.12731/2658-4034-2023-14-3-157-170
  4. Калацкая Н.Н., Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Особенности саморегулируемого обучения юношей и девушек [Электронный ресурс] // Образование и саморазвитие. 2023. Том 18. № 1. С. 135–150. doi:10.26907/esd.18.1.10
  5. Карпов А.В., Карпова Е.В., Маркова Е.В. Локус контроля как фактор метакогнитивной сферы личности и его специфика в образовательной деятельности [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 402–421. doi:10.32744/pse.2022.3.23
  6. Карпова Е.В. Онтогенетический аспект взаимосвязи локуса контроля и мотивации // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-1. С. 323–326.
  7. Косулина С.В. Исследование влияния локуса контроля и ответственности на самоорганизацию студентов [Электронный ресурс] // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАИТ). 2022. № 3 (11). С. 66–74. doi:10.17853/2686-8970-2022-3-66-74
  8. Мешкова И.В. Особенности профессионального развития студентов с разными уровнями ответственности [Электронный ресурс] // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3. С. 133–142. doi:10.52944/PORT.2021.46.3.012
  9. Митина Л.М., Митин Г.В. Структурно-содержательная модель новой практики психологической подготовки педагогов [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы психологического знания. 2023. № 1 (62). С. 122–143. doi:10.51944/20738544_2023_1_122
  10. Михайлова И.В., Жаркова Ю.П. Особенности самоактуализации и локуса контроля у студентов с разным уровнем прокрастинации [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 3. С. 24–38. doi:10.18384/2310-7235-2021-3-24-38
  11. Новиков С.А., Новикова М.С. Исследование влияния локуса контроля, самоуважения и самооценки на поведение студентов [Электронный ресурс] // Техник транспорта: образование и практика. 2023. Том 4. № 3. С. 308–315. doi:10.46684/2687-1033.2023.3.308-315
  12. Сунько Т.Ю. Коммуникативные умения и эмпатия студентов первого курса [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 2. С. 81–89. doi:10.17759/bppe.2022190208
  13. Токарева В.Б. Исследование особенностей локуса контроля как профессионально важного качества начинающего специалиста // Ярославский психологический вестник. 2022. № 2 (53). С. 84–87.
  14. Шкерина Т.А., Мышковская А.И. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2022. № 3 (61). С. 29–39. doi:10.25146/1995-0861-2022-61-3-348
  15. Rotter J.В. Internal Versus External Control of Reinforcement: A Case History of a Variable // American Psychologist. 1990. Vol. 45(4). P. 489–493. doi:10.1037/0003-066X.45.4.489

Информация об авторах

Востокова Юлия Игоревна, научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал (Арзамасский филиал ННГУ), старший преподаватель, кафедра общей и практической психологии, психолого-педагогический факультет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5265-686X, e-mail: vostokova_julia@mail.ru

Дворникова Ирина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра общей и практической психологии, психолого-педагогический факультет, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал (ННГУ), Арзамас, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3338-0989, e-mail: 0000-0003-3338-0989din4@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 120
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 23
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2