Структурно-функциональные характеристики семьи и особенности семейной идентичности у подростков

2305

Аннотация

Исследование направлено на изучение семейной идентичности подростков. В предыдущих статьях был описан феномен семейной идентичности, методы его изучения. Цель данной статьи — освещение результатов, полученных на этапе изучения особенностей семейной идентичности подростков из семей с различными структурно-функциональными характеристиками. Согласно одной из гипотез исследования, существует связь между особенностями структурно-функциональных характеристик семьи и семейной идентичностью подростка, т.е. его переживанием своей принадлежности к семейной системе. Причем по сравнению с такими факторами семейной идентичности, как тип семьи (полная, неполная, бинуклеарная, замещающая), пол и возраст подростка, фактор жизни подростка в семейной системе с определенными характеристиками, является наиболее значимым. В статье представлены данные обследования 290 разновозрастных подростков с помощью шкалы FACES-3 и авторского опросника семейной идентичности, проведен их анализ.

Общая информация

Ключевые слова: семья, психология семьи, семейная идентичность, циркулярная модель Д.Х. Олсона, сплоченность семьи, гибкость семьи, структурно-функциональные характеристики семьи, удовлетворенность семьей, опросник семейной идентичности

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240203

Для цитаты: Строкова С.С. Структурно-функциональные характеристики семьи и особенности семейной идентичности у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 2. С. 29–46. DOI: 10.17759/cpp.2016240203

Фрагмент статьи

Семья как система стала рассматриваться в рамках системного под- хода, который формируется во второй половине ХХ века. Л. фон Берталанфи определяет понятие системы исходя из организмического взгляда на мир. Для этого взгляда характерны два базовых положения: а) целое больше, чем сумма его частей; б) все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга. Таким образом, базовая идея системной семейной психотерапии, с развития которой начались си- стемные исследования семьи, заключается в том, что семья — это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом [2].

Литература

  1. Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка: дисс. … канд. психол. наук. М.: МГУ, 2013. 313 с.
  2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб: Речь, 2001. 144 с.
  3. Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна// Мо- сковский психотерапевтический журнал. 2005. № 1. С. 137—146.
  4. Городнова М.Ю. Базисные копинг-стратегии и типы функционирования семей подростков с героиновой наркоманией: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. СПб., 2004. 20 с.
  5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного кон- сультирования. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
  6. Карпова В.М., Филиппова Е.В. Представления о родительской и будущей се- мье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и об- разование. 2013. № 4. С. 84—97.
  7. Минеева О.А. Возрастные и гендерные особенности содержания имплицит- ных теорий семьи. Автореф. дисс… канд психол. наук. М.: МГУ, 2011. 35 с.
  8. Михайлова Н.Ф. Систематическое исследование индивидуального и семей- ного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц (в связи с задачами пси- ходиагностики, психогигиены, психопрофилактики): дисс. … канд. психол. наук. СПб., 1998. 174 c.
  9. Обухова Л.Ф., Дворникова И.Н. Ритуалы как психологическое средство фор- мирования сплоченности cемьи // Психологическая наука и образование. 2008. № 4. С. 24—34.
  10. Орестова В.Р. Формирование личностной идентичности в старшем подрост- ковом и юношеском возрасте. М., 2001. 178 с.
  11. Строкова С.С. Направления изучения семейной идентичности в психо- логии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 3. С. 8—22.
  12. Фоминых Е.С. Семья как фактор виктимизации детей с ограниченными воз- можностями здоровья [Электронный ресурс] // Клиническая и специаль- ная психология. 2014. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n3/ Fominih.shtml (дата обращения: 12.05.2016)
  13. Хачатурян С.Д., Худоконенко С.А. Эмоциональное отношение детей к родите- лям в семейных системах несовершеннолетних осужденных без лишения сво- боды [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 3. URL: http:// psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n3/46558.shtml (дата обращения: 12.05.2016)
  14. Хорошева Е.В. Сравнительное исследование семей, имеющих ребенка с нор- мативным и нарушенным развитием // Психологическая наука и образова- ние. 2010. № 5. С. 52—59.
  15. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагно- стики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 208 с.
  16. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семей- ная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. доп. СПб.: Речь, 2006. 352 с.
  17. Эриксон Э. Детство и общество. 2 изд, 1963. 200 с.
  18. Якимова Т.В. Специфика семейной ситуации развития интеллектуально ода- ренных подростков: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2008. 29 с.
  19. Kouneski E.F. Family assessment and the Circumplex model: new research develop- ments and applications / Department of Family Social Science. Minnesota: Univer- sity of Minnesota, Twin Cities, 2000. 141 p.
  20. Olson D.H. Circumplex model of Marital & Family systems // The Journal of family Therapy, special edition «Empirical approaches to family assessment» 1999. 22 p.
  21. Pirutinsky S., Kor A. Relevance of the Circumplex model of family ffunctioning among orthodox jews in Israel // The new school psychology Bulletin. 2013. Vol. 10, № 2. Pp. 25—37.
  22. Schrodt P. Family communication schemata and the Circumplex model of family functioning // Western journal of communication. 2005. Vol. 69, № 4. Pp. 359—376.

Информация об авторах

Строкова Светлана Сергеевна, кандидат психологических наук, психолог, Психологический центр «Счастливый человек», Преподаватель, Московский Институт Психоанализа, Раменское, Россия, e-mail: Shiny-s@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3729
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 2305
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2