Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях

4076

Аннотация

Рассматриваются особенности самоповреждающего поведения без суицидального намерения на материале анализа группы риска, выявленной в ходе скринингового обследования 604 московских школьников 7—11-х классов. 16,9% подростков указали на то, что в их жизни были самоповреждающие действия (54% однократно, 46% неоднократно). На втором этапе проводилось клиническое обследование 100 подростков с историей самоповреждения. Использовалась клиническая карта, включающая в себя возможность градации основных суицидальных маркеров. Выявлена патогенетическая и клиническая неоднородность самоповреждающего поведения, что позволяет выделить три механизма его развития: стрессовый (20%), депрессивный (45%), психопатоподобный (35%). В рамках каждого механизма произведено дальнейшее деление на импульсивный и продуманный. Проанализированы их различия по клинической картине, динамике развития, мотивам, лич- ностным особенностям подростков и отношению к своим действиям. Обсуждается специфика самоповреждения в неклинической популяции. Подчеркивается значимость анализа ведущего механизма самоповреждения для выбора стратегии кризисной помощи подростку.

Общая информация

Ключевые слова: подростки, самоповреждающее поведение, клиническое обследование, скрининг

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240304

Для цитаты: Банников Г.С., Федунина Н.Ю., Павлова Т.С., Вихристюк О.В., Летова А.В., Баженова М.Д. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 3. С. 42–68. DOI: 10.17759/cpp.2016240304

Фрагмент статьи

Самоповреждающее поведение (СП) определяется как «умышленное или совершаемое неосознанно физическое повреждение себе самому, чреватое серьезной патологией и даже гибелью» [2]. Проблема са- моповреждающего поведения является одной из наиболее актуальных в сфере психического здоровья в подростковом возрасте. В ряде стран оно является одной из ведущих причин госпитализации [12].

Литература

  1. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологи- ческий журнал. 2007. № 1. С. 115 —124.
  2. Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов психиатрии. М.: Джангар, 2010. 864 с.
  3. Польская Н.А., Власова Н.В. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 176—190. doi:10.17759/cpp.2015230411
  4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара. Бахрах-М. 2000. С. 77—78.
  5. Beck A.T, Weissman A., Lester D., Trexler L. Measurement of pessimism: The hope- lessness scale // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. Vol. 42 (6). P. 861—865.
  6. Cloutier P., Martin J., Kennedy A., Nixon M.K., Muehlenkamp J.J. Characteristics and co-occurrence of adolescent non-suicidal self-injury and suicidal behaviours in pediatric emergency crisis services // Journal of Youth and Adolescence. 2010. Vol. 39. P. 259—269. doi: 10.1007/s10964-009-9465-1
  7. De Wilde E.J. Adolescent suicidal behaviour: A general population perspective // The international handbook of suicide and attempted suicide / K. Hawton, K. van Heeringen (eds.). Chichester: Wiley, 2002. P. 249—259.
  8. Hawton K., Saunders K., O’Connor R.C. Self-harm and suicide in adolescents // Lan- cet. 2012. Vol. 379 (9834). P. 2373—2382. doi: 10.1016/S0140-6736(12)60322-5.
  9. Hyler S.E. PDQ-4+ personality questionnaire. New York: Author, 1994.
  10. Madge N., Hewitt A., Hawton K., et al. Deliberate self-harm within an international community sample of young people: Comparative findings from the Child &Adoles- cent Self-Harm in Europe (CASE) study // Journal of Child Psychology and Psy- chiatry. 2008. Vol. 49 (6). P. 667—677.
  11. Muehlenkamp J.J., Claes L., Havertape L., Plener P.L. International prevalence of adolescent nonsuicidal self-injury and deliberate self-harm // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2012. Vol. 6(1). doi: 10.1186/1753- 2000-6-10
  12. O’Connor R.C., Rasmussen S., Hawton K. Adolescent self-harm: A school-based study in Northern Ireland // Journal of Affective Disorders. 2014. Vol. 159. P. 46— 52. doi: 10.1016/j.jad.2014.02.015

Информация об авторах

Банников Геннадий Сергеевич, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, отделение суицидологии, Московский НИИ психиатрии (филиал), Национальный медицинский исследовательский центр психиат-рии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), старший научный сотрудник, отдел научно-методического обеспечения, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4929-2908, e-mail: bannikov68@mail.ru

Федунина Наталия Юрьевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр экстренной психологической помощи Московского государственного психологического университета, психолог, Центр спортивных технологий (ГКУ «ЦСТиСК Москомспорта»), Москва, Россия, e-mail: natalia_fedunina@mail.ru

Павлова Татьяна Сергеевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник НИЛ «Научно-методическое обеспечение экстренной психологической помощи» Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: darzo@yandex.ru

Вихристюк Олеся Валентиновна, кандидат психологических наук, руководитель Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5982-1098, e-mail: vihristukov@mgppu.ru

Летова Анна Владимировна, лаборант, Центр экстренной психологической помощи, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: letovaav@mgppu.ru

Баженова Марина Дмитриевна, руководитель консультативного центра при Институте консультативной психологии и консалтинга, ФПК-Институт, Центр экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: maribazh@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4076
В прошлом месяце: 45
В текущем месяце: 49

Скачиваний

Всего: 4076
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 32