Случаи суицидов среди подростков как социальная проблема: по следам V всероссийского форума «Наши дети здоровье детей и факторы, его формирующие»

994

Аннотация

Представлены итоги работы секции «Профилактика асоциальных явлений: случаи суицидов среди подростков как социальная проблема современного общества» V Всероссийского форума «Наши дети. Здоровье детей и факторы, его формирующие», прошедшего 30—31 марта 2017 г. в Санкт-Петербурге. По результатам работы секции сформулированы решения по первичной, вторичной и третичной профилактике суицидов среди детей и подростков.

Общая информация

Ключевые слова: подростки, суициды, профилактика

Рубрика издания: Философия, антропология, культура

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250212

Для цитаты: Фесенко Ю.А., Холмогорова А.Б. Случаи суицидов среди подростков как социальная проблема: по следам V всероссийского форума «Наши дети здоровье детей и факторы, его формирующие» // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 2. С. 188–193. DOI: 10.17759/cpp.2017250212

Полный текст

 

Представлены итоги работы секции «Профилактика асоциальных явлений: случаи суицидов среди подростков как социальная проблема современного общества» V Всероссийского форума «Наши дети. Здоровье детей и факторы, его формирующие», прошедшего 30—31 марта 2017 г. в Санкт-Петербурге. По результатам работы секции сформулированы решения по первичной, вторичной и третичной профилактике суицидов среди детей и подростков.

С 30 по 31 марта 2017 года в Санкт-Петербурге прошел V Всероссийский форум «Наши дети. Здоровье детей и факторы, его формирующие», объединивший ведущих экспертов в области детского здоровья. Суицидальное поведение подростков стало одной из ключевых проблем, поднятых на этом форуме в рамках работы секции «Профилактика асоциальных явлений: случаи суицидов среди подростков как социальная проблема современного общества» (модераторы — доктор медицинских наук, профессор Фесенко Юрий Анатольевич, доктор психологических наук, профессор Холмогорова Алла Борисовна).

На секции были заслушаны доклады представителей различных регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Волгоградской, Нижегородской, Новосибирской, Самарской, Тюменской областей, Алтайского края, Приморского края, Республики Бурятия и Ханты-Мансийского автономного округа.

На основании заслушанных докладов и их обсуждения участниками секции выдвинут ряд предложений в качестве возможных итогов и решений прошедшего Форума.

  1. В системе первичной, вторичной и третичной профилактики суицидального поведения особая роль должна принадлежать продуманной системе взаимодействия специалистов: педагогов, психологов, медиков и социальных работников.

1.1.   В связи с этим необходимо восстановить психологическую службу в системе образования (не менее одной ставки психолога на 500 учащихся). Сделать наличие такой службы одним из критериев оценки эффективности работы региональной администрации.

1.2.   Вернуть в службы психологической помощи ставки детских психиатров, а в детские поликлиники — кабинеты психолога.

1.3.   Вернуть в реестр подготовки специалистов субспециальность «детская психиатрия» и усилить профессиональную подготовку детских психиатров, в частности, в аспекте овладения современными методами оказания помощи детям и подросткам с повышенным риском суицидального поведения.

2.  Признать необходимой мерой разработку региональных программ профилактики суицидального поведения детей и подростков с учетом специфики конкретных регионов. Обеспечить на государственном уровне финансирование таких программ для наиболее неблагополучных в плане уровня детских суицидов регионов России.

3.  Признать необходимым — при обучении специалистов и разработке конкретных программ профилактики и предотвращения суицидального поведения — акцентировать в качестве общего принципа субъ- ект-субъектные отношения взрослого (учителя, психолога, психиатра, родителя) с ребенком, противопоставив этот принцип широко распространенному объектному (запретительному, директивному, инструктивному) стилю взаимодействия.

4.  При разработке тренинговых программ и программ оказания психологической и педагогической помощи детям и подросткам обратить особое внимание на специфику кризиса современного подростка в форме поиска своей идентичности, ценностно-смысловых ориентаций. Наиболее опасными являются попытки навязывания системы ценностей, а не бережное сопровождение ребенка в процессе собственного поиска идентичности и самоопределения. В силу психологической специфики подросткового возраста навязывание может привести к утрате контакта с ребенком, к росту его сопротивления и риску ухода в альтернативные системы мировоззрения и субкультуры.

5.  Признать особо важным для профилактики кризисных состояний и суицидального поведения подростков развитие социальной компетентности в форме лучшего понимания эмоциональных и психологических процессов, как собственных, так и других людей . Признать неэффективными исключительно запретительные меры, связанные с ограничениями пользования интернетом подростками. Использовать интернет-технологии для развития социальной компетентности подростков, в частности, компьютерные программы тренингов социальных навыков, распознавания и выражения чувств, а также программы, способствующие когнитивному и личностному развитию , например, программу «Шахматы для общего развития».

6.   В образовательные программы для родителей включить вопросы об эффективных и неэффективных формах взаимодействия с подростком в ситуации повышенного внимания общества к проблеме рисков суицидального поведения детей и подростков.

7.    Рекомендовать средствам массовой информации избегать широкого освещения случаев суицида, так как согласно исследованиям, проведенным в различных странах, это неизбежно ведет к всплеску суицидального поведения.

Информация об авторах

Фесенко Юрий Анатольевич, доктор медицинских наук, зам. главного врача, СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина», главный детский психиатр Санкт-Петербурга; профессор кафедры клинической психологии, ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет», e-mail: YAF1960@mail.ru

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3201
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 994
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1