Особенности эмпатии и профессионального выгорания белорусских и российских педагогов*

1246

Аннотация

Представлены результаты кросс-культурного исследования эмпатии и профессионального выгорания белорусских и российских педагогов. Используемые методики: многофакторный опросник эмпатии М. Дэвиса (IRI), тест профессионального выгорания К. Маслач (MBI). Показано отсутствие статистически значимых различий уровня эмпатии и выгорания педагогов в кросс-культурном контексте. Выявлены тенденции различий в выраженности выгорания, которые могут быть объяснены социально-экономическими особенностями функционирования систем образования двух стран. И на российской, и на белорусской выборках показана связь эмоционального истощения как симптома выгорания с выраженностью личного дистресса как «негативного» эмпатического феномена. Связей выгорания с выраженностью позитивных эмпатических феноменов не выявлено.

Общая информация

* Исследование выполнено при финансовой поддержке в рамках международного проекта РГНФ-БРФФИ «Развитие эмпатии в социономических профессиях» (РГНФ: проект № 15-26-01007, БРФФИ: проект НИР №Г15Р-028).

Ключевые слова: эмпатия, многофакторный опросник эмпатии М. Дэвиса (IRI) , тест профессионального выгорания К. Маслач (MBI), выгорание, дистресс, эмоциональное истощение, кросс-культурное исследование

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250204

Для цитаты: Медведская Е.И., Шерягина Е.В. Особенности эмпатии и профессионального выгорания белорусских и российских педагогов // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 2. С. 59–74. DOI: 10.17759/cpp.2017250204

Фрагмент статьи

Необходимыми качествами учителя «по призванию» выдающиеся педагоги считают любовь и интерес к детям (Ш.А. Амонашвили, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и др.). Соответственно, равнодушие, безразличие к ученикам определяется ими как противопоказание к данной профессии.

Литература

  1. Аминов Н.А. Природные предпосылки возможностей самореализации учителей начальной школы // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 68—79.
  2. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Изд-во институ- та практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. 554 с.
  3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
  4. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 96—104.
  5. Будаговская Н.А., Дубровская С.В., Карягина Т.Д. Адаптация многофакторно- го опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психоте- рапия. 2013. № 1. С. 202—225.
  6. Воропаева И.П. Эмоции и педагогический потенциал семиотики // Мир пси- хологии. 2002. № 4 (32). С. 203—209.
  7. Глассер В. Школа без неудачников: пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. 236 с.
  8. Джемс У. Психология в беседах с учителями: пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. 160 с.
  9. Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
  10. Карягина Т.Д. Проблема формирования эмпатии // Консультативная психо- логия и психотерапия. 2010. № 1. С. 38—52.
  11. Карягина Т.Д., Кухтова Н.В. Тест эмпатии М. Дэвиса: адаптация в межкуль- турном контексте // Консультативная психология и психотерапия. 2016. № 4. С. 33—61. doi:10.17759/cpp.2016240403
  12. Карягина Т.Д., Кухтова Н.В., Олифирович Н.И., Шермазанян Л.Г. Професси- онализация эмпатии и предикторы выгорания помогающих специалистов // Консультативная психология и психотерапия. 2017. №2. С.
  13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 176 с.
  14. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. 238 с.
  15. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флин- та, Московский психолого-социальный институт, 1998. 200 с.
  16. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциальные основания феномена любви в педагоги- ческом взаимодействии // Педагогика. 2006. № 8. С. 36—40.
  17. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические иссле- дования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 90—101.
  18. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 45—54.
  19. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
  20. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психоло- гический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 85—95.
  21. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 224 с.
  22. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образова- тельном процессе. М.: Academia, 2000. 216 с.
  23. Трухан Е.А. Симптомы «эмоционального выгорания» у учителей общеобра- зовательных школ // Псiхалогiя. 2001. № 2. С. 113—124.
  24. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель про- фессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57—64.
  25. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: уч. пос. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. 200 с.
  26. Шерягина Е.В. Проективная методика исследования стратегий утешения // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. C. 212—224.
  27. Шерягина Е.В. Житейская и профессиональная психологическая помощь: понятийное поле и проблематика // Консультативная психология и психоте- рапия. 2016. Том 24. № 1. С. 8—23. doi:10.17759/cpp.2016240102
  28. Maslach C. Burnout: A multidimensional perspective. // Professional burnout: Recent developments in the theory and research. / Schaufeli W. B., Maslach C., Marek T. (eds.). Washington: Taylor & Francis, 1993. P. 19—32.
  29. Rogers С.R. Empathic: an unappreciated way of being. The Counseling Psycholo- gist. 1975. Vol. 5. № 2. P. 2—10.

Информация об авторах

Медведская Елена Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии, Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, e-mail: EMedvedskaja@mail.ru

Шерягина Елена Владимировна, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4840-8297, e-mail: sheryagina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2733
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1246
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0