Представлены результаты исследования связи эмпатии и качества интерперсональных отношений подростков и студентов. Интерперсональные отношения рассмотрены через типы привязанности: надежный, амбивалентный и избегающий. Сделан обзор исследований, посвященных изучению влияния привязанности на развитие эмпатии. Выборка: 169 человек, включающая учащихся школы, колледжа и вузов. Методики исследования: Индекс межличностной реактивности М. Дэвиса, тест привязанности С. Хезен и Ф. Шейвера. Результаты: показатели эмпатического дистресса у респондентов с надежным типом привязанности значимо ниже по сравнению с респондентами с амбивалентным и избегающим типами привязанности. Показатели эмпатической заботы и способности к децентрации при надежном типе не отличаются от двух других групп, но выше в группе с амбивалентным типом привязанности по сравнению с избегающим типом.
Делается вывод о том, что избегание близости с другими людьми сопровождается менее выраженной эмпатией, чем стремление к близости и одновременный страх отвержения.
Социальная дезадаптация широко распространена среди старших подростков и студенческой молодежи, что тесно связано с низким качеством интерперсональных отношений и малым размером социальной сети [Краснова, 2013; Смирнова, 2008]. Ключевым условием социальной адаптации является надежная привязанность [Холмогорова, 2011]. Ряд зарубежных исследований фиксирует наличие связи между эмпатией и привязанностью [de Wied, 2007; Mikulincer, 2015; Shamay-Tsoory, 2009; Stern, 2016; Yu, 2012]. В монографии, посвященной исследованию онтогенетического развития социального познания, описаны результаты исследования, показавшего связь этой способности с типом привязанности: у детей с ненадежным типом привязанности значимо ниже способность к распознаванию эмоционального состояния другого человека [Социальное познание как, 2016]. В обзорных и эмпирических исследованиях развития эмпатии подчеркивается наличие множества факторов, влияющих на этот процесс [Клименкова, 2016; Холмогорова, 2017].
Разные виды привязанности (материнская, отцовская, к сверстникам) связаны с когнитивной и эмоциональной эмпатией у девушек и у юношей по-разному [Yu, 2012]. Привязанность к отцу и сверстникам вносит больший вклад в развитие когнитивной эмпатии, причем этот вклад выше у девушек, чем у юношей. Привязанность к матери влияет на развитие эмоциональной эмпатии как у юношей, так и у девушек. Привязанность к сверстникам влияет на развитие эмоциональной эмпатии только у девушек. Надежная привязанность связана с высокими показателями эмпатии и более низкими показателями ревности [Murphy, 2015].
Отечественные специалисты по работе с девиантными подростками в своем исследовании показали, что развитая способность к ментализации помогает подросткам преодолевать собственный негативный опыт в отношениях с другими людьми, научиться эффективно вступать в коммуникацию с окружающими, осваивать новые паттерны социального поведения [Зарецкий, 2014]. Развитая способность к эмпатии связана с успешным разрешением конфликтов и просоциальным поведением [de Wied, 2007; Shamay-Tsoory, 2009]. Способность к эмпатии растет в результате общения, в процессе которого запускаются механизмы межличностного познания и понимания [Гаврилова, 1977; Гончаренко, 2003; Стрелкова, 1987]. Эмпатические способности людей влияют на размер их социальной сети, а наиболее сильное влияние на качество интерперсональных отношений оказывает эмпатическая забота [Kardos, 2017].
Турецкими учеными была изучена взаимосвязь эмоциональной регуляции и навыков эмпатии у детей с СДВГ и эмоциональной регуляцией, свойствами привязанности их матерей [Özyurt, 2016]. Предыдущие исследования показали, что у детей с СДВГ нарушены развитие эмпатии и регуляция эмоций. Привязанность матери к ребенку оказывает влияние на развитие эмоциональной регуляции и эмпатии. Был обследован 61 ребенок в возрасте 8—12 лет с диагнозом СДВГ, а также контрольная группа из 87 детей, которая соответствовала по полу и возрасту экспериментальной группе. Результаты данного исследования показали, что у детей с СДВГ более низкие показатели эмоциональной, когнитивной и общей эмпатии, а также эмоциональной регуляции и более высокие показатели эмоциональной лабильности. У матерей детей с СДВГ более высокие показатели тревожного и избегающего типов привязанности и трудностей в регуляции эмоций. Авторы исследования также проверяли наличие связей между этими показателями (коэффициент корреляции Пирсона). Высокие показатели гиперактивности оказались связаны с низкими показателями когнитивной и аффективной эмпатии, а также показателями аффективной регуляции. Высокие показатели дефицита внимания и гиперактивности оказались связаны с выраженными признаками избегающей и амбивалентной привязанности матерей, суммарными показателями депрессии и эмоциональной лабильности. Авторы приходят к выводу, что привязанность и навыки регуляции эмоций у матери играют важную роль в регуляции эмоций и умении сопереживать детям [Özyurt, 2016].
Один из разделов зарубежного диссертационного исследования посвящен обзору исследований связи привязанности и эмпатии [Stern, 2016]. Этот раздел включает в себя большое количество эмпирических исследований связи эмпатии и качества привязанностей у младенцев, детей разного возраста, подростков и взрослых.
Автор обзора резюмирует, что пока не получено достаточных доказательств связи привязанности и эмпатии у дошкольников, хотя у подростков и взрослых эта связь прослеживается в большей части исследований. Одновременно с этим автор подчеркивает, что эмпатию невозможно свести только к просоциальному поведению и эмпатической заботе, поэтому в подобных исследованиях необходимо изучать различные компоненты эмпатии [Stern, 2016]. В своем исследовании автор обзора проверяла наличие связи между качеством привязанности дошкольников и эмпатией, используя не только результаты собственного наблюдения за поведением детей, но и методики самоотчета, которые она предложила заполнить детям и их родителям. Результаты исследования показали, что родительская эмпатия влияет на отчеты матери о способности ребенка к эмпатии, но не влияет на наблюдаемое поведение и самоотчеты детей. Показано, что эмпатические ответы матери на переживания ребенка связаны с эмпатической реакцией детей на страх другого человека. При этом не было обнаружено связи между родительской эмпатией и эмпатическими способностями, о которых дети сообщали в самоотчете.
Также не подтвердилась и гипотеза о том, что привязанность выступает в качестве посредника в межпоколенной передаче эмпатических способностей. Вместе с тем, надежная привязанность к ребенку оказалась связана с более высоким уровнем наблюдаемой у детей эмпатии [Stern, 2016].
Целью настоящего исследования было исследовать связь привязанности и различных компонентов эмпатии у старших подростков и студенческой молодежи.
Задачи: исследовать и сравнить выраженность различных компонентов эмпатии у старших подростков и студенческой молодежи с разным типом привязанности.
Гипотезы исследования.
- Старшие подростки и студенческая молодежь с разным типом привязанности и характером социальной мотивации различаются своими эмпатическими способностями.
- Респонденты с надежной привязанностью обладают более низкими показателями эмпатического дистресса, чем с ненадежной привязанностью.
- Респонденты с избегающим типом привязанности переживают интенсивный эмпатический дистресс, при этом обладают низкой способностью к децентрации и низким уровнем эмпатической заботы.
- Респонденты с амбивалентной привязанностью склонны оценивать себя как очень эмоционально вовлеченных в отношения с другими людьми из-за высокой потребности в принятии и высоком страхе отвержения.Кроме того, они испытывают интенсивный эмпатический дистресс.
Метод
В исследовании приняли участие 169 человек: 30 учащихся первого курса политехнического колледжа в возрасте 16—18 лет (7 — девушки и 23 — юноши); 49 учащихся массовой общеобразовательной школы с гуманитарным уклоном 9—10 классов в возрасте 15—16 лет (23 — девушки, 26 — юноши); 33 студента второго курса вуза, обучающиеся по специальности «Клиническая психология» в возрасте 18—21 год (26 — девушки, 7 — юноши); 57 студентов второго курса вуза, обучающихся по специальности «Преподаватель начальных классов» в возрасте 18—22 лет (55 — девушки, 2 — юноши).
Были использованы две методики: опросник «Индекс межличностной реактивности» (Interpersonal Reactivity Index — IRI), разработанный М. Дэвисом [Davis, 1983], адаптированный Т.Д. Карягиной, Н.В. Кухтовой [Карягина, 2016] и тест привязанности, разработанный С. Хезен и Ф. Шейвером (Hazan-Shaver forcedchoice attachment paragraphs), в адаптации А.Б. Холмогоровой [Hazan, 1987].
Опросник М. Дэвиса содержит четыре шкалы: сопереживание (умение и стремление присоединяться к чувствам и мыслям персонажей книг и фильмов), децентрация (способность к смене позиции), эмпатическая забота (стремление защитить другого человека и помочь ему, продиктованное этической и социальной мотивацией), эмпатический дистресс (собственное чувство дискомфорта, напряжения, вызванное наблюдением за несчастьями других людей).
Тест привязанности представляет собой описания трех типов отношений с другими людьми, каждое из которых соотносится с одним из трех типов детской привязанности, выделенной М. Эйнсворт: надежная, избегающая и амбивалентная. Респонденту предлагается выбрать одно из трех описаний, наиболее точно характеризующее его отношения с другими людьми.
Результаты исследования
Ниже приведены показатели эмпатии в объединенной выборке старших подростков и студентов вузов в зависимости от характера их интерперсональных отношений (типа привязанности в актуальных отношениях со сверстниками).
Тест привязанности Хезен—Шейвера, который был использован для определения типа привязанности, позволяет выделить группы респондентов с разными стилями выстраивания отношений со сверстниками и людьми в целом.
Люди с надежным типом привязанности легко сближаются с другими, не испытывают психологической зависимости от тех, с кем общаются. Под надежной привязанностью понимают отношения, в которых партнеры уважают личные границы друг друга, получают удовольствие от общения и не испытывают страха быть отвергнутыми.
Люди с избегающим типом привязанности не хотят и не могут устанавливать близкие, доверительные отношения в связи с тем, что испытывают высокий уровень страха отвержения и сильную тревогу, сближаясь с кем-то. Для них характеры такие убеждения: «Никому нельзя полностью доверять», «Любой может тебя предать, оставить».
Люди с амбивалентным типом привязанности испытывают сильную потребность в сверхблизких отношениях, стремятся к слиянию с объектом своей симпатии, предъявляют завышенные, нереальные ожидания партнеру по общению. Для них характерно такое убеждение: «Настоящий друг — это тот, кто готов ради меня на все».
В табл. 1 представлены результаты сравнения выраженности различных компонентов эмпатии в группах с разным типом привязанности.
Для оценки значимости различий использовался критерий Манна— Уитни. При сравнении групп с надежным и избегающим типом привя- занности получены значимые различия по шкале «Эмпатический дис- тресс» (U=1176,500, p=0,033). При сравнении групп с амбивалентным и избегающим типом привязанности значимые различия выявлены по шкале «Эмпатический дистресс» (U=1536,5, p=0,037); по эмпатической заботе можно отметить тенденцию к значимости (U=1604,000, p=0,076).
При сравнении групп с избегающим и амбивалентным типом привязан- ности значимые различия получены по шкалам: «Эмпатическая забота» (U=490,500, p=0,013) и «Децентрация» (U=515,500, p=0,026).
Т а б л и ц а 1
Показатели эмпатии в группах с разным типом привязанности в объединенной выборке (N=169)

У респондентов с разным типом привязанности значимо отличается уровень выраженности показателей разных компонентов эмпатической способности. Тип привязанности, который определяется тестом Хезен-Шейвера, касается направленности поведения с разными людьми, и его данные отражают преобладание разных мотивов в рамках концепции аффилиации [Mehrabian, 1974]. Группу с надежной привязанностью мы можем трактовать как объединяющую тех, у кого преобладает мотив стремления к принятию и устойчивая вера в возможность принятия со стороны других людей; группа с избегающей привязанностью объединяет людей с преобладанием страха отвержения; наконец, группу с амбивалентной привязанностью можно рассматривать как состоящую из людей с конфликтом мотивов аффилиации, т. е. тех, у кого примерно одинаково выражены как стремление к принятию, так и страх отвержения.
Ярче всего, как и следовало ожидать, эмпатический дистресс выражен в группе с избегающим типом привязанности, причем уровень дистресса значимо выше по сравнению с группой с надежным типом привязанности. Это означает, что те, кто избегает близости в отношениях, испытывают более сильные тревогу и дискомфорт в ситуациях напряженного межличностного общения. У респондентов с конфликтом мотивов аффилиации, одновременно и стремящихся к близости, и испытывающих сильный страх отвержения, уровень эмоционального дистресса значимо ниже, чем у респондентов, избегающих близости в отношениях с другими людьми. Самый низкий уровень эмпатического дистресса отмечается в группе с надежной привязанностью, что отражает их уверенность в своей способности строить отношения с людьми в разных ситуациях.
Уровень эмпатической заботы выше всего в группе с амбивалентным типом привязанности: такие люди считают себя более мягкосердечными и стремящимися помогать другим людям. Мы предполагаем, что это связано с тем, что респонденты с амбивалентным типом привязанности испытывают высокий уровень страха негативной социальной оценки. Страх оценки заставляет их проявлять эмпатическую заботу, которая может быть позитивно оценена другими. При этом стремление к принятию у людей с амбивалентным типом привязанности также ярко выражено, поэтому они оценивают себя как более чутких, внимательных и стремящихся помочь.
Также была получена значимая разница по показателю децентрации между группами с амбивалентной и избегающей привязанностью: в группе людей с амбивалентным типом привязанности этот показатель выше. Видимо, из-за высокого уровня страха негативной оценки люди с амбивалентным типом привязанности чаще смотрят на себя и события глазами других людей, размышляют о том, какое впечатление производят на других сами, и как другие люди отнесутся к высказываемому ими мнению о ситуации.
Обсуждение результатов
Полученные в нашем исследовании различия выраженности компо- нентов эмпатии соотносятся с аналогичными результатами зарубежных исследований. Было показано, что надежная привязанность способ- ствует эмоциональной саморегуляции [Stern, 2016]. Этот результат достаточно близок к выявленной нами разнице в выраженности эмпатического дистресса в группах с надежным и избегающим, а также в группах с на- дежным и амбивалентным типами привязанности: в группе с надежной привязанностью этот показатель ниже, что свидетельствует о высокой способности к саморегуляции.
Полученные в нашем исследовании результаты, свидетельствующие о наибольшей выраженности способности к децентрации и эмпатической заботе у респондентов с амбивалентным типом привязанности, противоречат результатам других исследований. Так, результаты нескольких зарубежных исследований показывают обратную закономерность. Подростки с на- дежным типом привязанности оценивают себя как более эмпатичных [Stern, 2016].
Такое несоответствие результатов можно объяснить двумя различны- ми причинами: во-первых, в этих исследованиях выборка разделялась не по трем типам привязанности, как в нашем исследовании, а по принципу надежности привязанности. Не была учтена разница в эмпатических проявлениях у респондентов с избегающим и амбивалентным типами привязанности, наличие которых зафиксировано в настоящем исследовании.
Второе объяснение — это ненадежность опросниковых методов, обусловленная тем, что этот метод исследования эмпатии предполагает самооценку, которая у респондентов с амбивалентным типом привязанности может быть искажена конфликтом мотивов аффилиации: чрезмерно сильным стремлением к принятию и высоким страхом отвержения [Mehrabian, 1974].
Поэтому важным направлением дальнейших исследований является использование экспериментальных и проективных методик исследования выраженности эмпатии у старших подростков и студенческой молодежи.
Выводы
- Эмпатия является необходимым условием удовлетворительных интерперсональных отношений у подростков и молодежи, о чем свидетельствуют отечественные и зарубежные исследования.
- Показатели эмпатического дистресса у студентов с надежным типом привязанности значимо ниже по сравнению с амбивалентным и избегающим типами. Учащиеся и студенты с надежным типом привязанности более устойчивы в ситуациях напряженного эмоционального взаимодействия, чем избегающие эмоциональной близости и люди с одновременно выраженным страхом отвержения и стремлением к принятию.
- Показатели эмпатической заботы и способности к децентрации при надежном типе не отличаются от двух других групп, но выше в группе с амбивалентным типом привязанности по сравнению с избегающим типом. Учащиеся и студенты с амбивалентным типом привязанности, стремящиеся к эмоциональному слиянию, проявляют эмпатическую заботу ярче, что можно объяснить свойственным им страхом отвержения.
- Полученные в исследовании результаты о качественных различиях эмпатии у людей с разными типами ненадежной привязанности важно учитывать в психокоррекционной и консультативной работе. Так, молодым людям с избегающим типом привязанности необходимо учиться преодолевать эмоциональное «заражение», развивая способность к децентрации. В то время как для людей с амбивалентной привязанностью способность к эмпатии, по-видимому, не является дефицитарной, однако их отличает повышенный дистресс при эмоциональном контакте с людьми, связанный со страхом отвержения. Последний также является важной мишенью психологической работы.